Люсиль Ватахомиги
Люсиль Ватахомиги (родилась в 1945 году в Валентайне, штат Аризона). [ 1 ] ) — хуалапай педагог, лингвист и носитель языка .
Биография
[ редактировать ]После получения степени бакалавра начального образования в Университете Северной Аризоны она вернулась в общину Хуалапай в Пич-Спрингс и стала учителем в школе Пич-Спрингс. Затем она получила степень магистра в Университете Аризоны , где затем проработала профессором в течение трех лет, а затем вернулась в нацию хуалапай в 1975 году, чтобы основать двуязычную и бикультурную образовательную программу хуалапай в ответ на запросы общества. [ 2 ] [ 3 ] В 1982 году она стала соавтором первого полного справочника по грамматике своего языка «Справочная грамматика хуалапай», а также словаря и сыграла важную роль в разработке практической орфографии хуалапай. В 1987 году она основала Институт развития языков американских индейцев в Университете Аризоны, что привело к лингвистической подготовке многих преподавателей языков коренных народов и способствовало развитию и возрождению родных языков в Аризоне и по всей стране. [ 1 ] AILDI послужил источником вдохновения для создания Канадского института языков коренных народов и развития грамотности (CILLDE), который был основан в 1999 году. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Она также преподавала в институте с момента его основания и продолжает преподавать там на постоянной основе. Некоторые из ее других опубликованных работ включают «Гору духов: антологию Юмана», редактором которой она была, а также работы по двуязычному образованию, этноботанике , образованию, лингвистике и возрождению языка.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Люсиль Ватахомиги. Женская площадь почета - Почетные женщины. Архивировано 2 декабря 2012 г. в archive.today , Университет Аризоны.
- ^ Маквей, Керри (11 января 1981 г.). «Студенты хуалапай учатся читать и писать на родном языке» (Перепечатка) . Кингман Дейли Майнер . Кингман, Аризона: Western News&Info, Inc., стр. 8–9 . Проверено 29 июля 2012 г.
- ^ Нэнси Х. Хорнбергер (1997). Грамотность коренных народов Америки: языковое планирование снизу вверх . Вальтер де Грюйтер. стр. 95–. ISBN 978-3-11-015217-3 . Проверено 29 июля 2012 г.
- ^ Блэр, Хизер А.; Паскемин, Донна; Ладерут, Барбара (июнь 2002 г.). Развитие ресурсов: подготовка защитников, преподавателей и исследователей языков коренных народов (PDF) . Симпозиум по стабилизации языков коренных народов. Подготовка защитников языков коренных народов, учителей и исследователей в Западной Канаде . Бозман, штат Монтана.
- ^ Блэр, Хизер А.; Паскемин, Донна; Ладерут, Барбара (2003), «Подготовка защитников, учителей и исследователей коренных языков» (PDF) , Университет Северной Аризоны , Развитие родных языков, Флагстафф, Аризона
- ^ «Домашняя страница CIILDI: Контекст» , Университет Альберты , Эдмонтон, Альберта, 2002 г., заархивировано из оригинала 27 июля 2016 г. , получено 5 июля 2016 г.
- ^ Коуп, Лида, изд. (3 июня 2014 г.). Требуются прикладные лингвисты: междисциплинарное сотрудничество в языковых контекстах, находящихся под угрозой исчезновения . Рутледж. п. 136.