Школа мигрантов
Школы для мигрантов ( упрощенный китайский : 农民工子弟学校 ; традиционный китайский : 農民工子弟學校 ) — это образовательные учреждения, созданные для обслуживания детей сельских рабочих-мигрантов в городских районах. Школы для мигрантов возникли из-за системы хукоу, не позволяющей детям-мигрантам легко получить доступ к государственному образованию. В последние годы ограничения на прием в школу по хукоу были смягчены, но не без сохранения серьезных препятствий для получения образования для детей-мигрантов.
В обмен на низкую плату за обучение школьники-мигранты обычно терпят плачевные санитарные условия, условия безопасности и условия в классе. Некачественное качество образования также является серьезной проблемой в школах для мигрантов: посещающие их дети получают гораздо более низкие результаты по стандартизированному тестированию по сравнению со своими сверстниками, обучающимися в государственных учреждениях. [ 1 ] Кроме того, поскольку большинство этих некачественных школ не имеют юридического статуса, они не могут выдавать сертификаты об окончании курсов, что создает серьезные проблемы для учащихся, желающих повторно поступить в государственные школы в пределах своего хукоу или подтвердить свое образование для целей трудоустройства. [ 2 ] Действуя вне государственного контроля, эти школы часто запрещаются и сносятся, зачастую без того, чтобы власти обеспечили помещение детей в другие школы. [ 3 ] [ 4 ] Хотя некоторые школы для мигрантов с тех пор были переданы в управление и «улучшены» местным органам власти, они, как правило, по-прежнему предлагают более низкое качество образования по сравнению со стандартными государственными школами. [ 5 ]
История и правовая база
[ редактировать ]Как было сформулировано в 1986 году, Закон об обязательном образовании в Китае требует, чтобы все дети получали девятилетнее образование. Он предусматривает, что «государство, общество, школы и семьи должны гарантировать право на обязательное образование детей школьного возраста и подростков». Однако на практике государство не обеспечило неограниченный доступ к государственному образованию для всех детей-мигрантов, что привело к появлению нелицензированных школ для мигрантов. Центральное правительство впервые признало необходимость получения образования детьми-мигрантами как императив в 1998 году. До этого признания дети-мигранты были полностью исключены из городской государственной системы образования. Закон, принятый в 1998 году, предоставил им право временно поступить в городские государственные школы при условии, что их семьи зарегистрируются в нескольких административных органах и уплатят «сбор за временное зачисление», который может составлять несколько тысяч юаней в год. [ 2 ]
В мае 2001 года Государственный совет издал Решение о реформе и развитии базового образования, подчеркнув важность приоритетного приема детей-мигрантов в государственные школы. Однако этот документ не затрагивал вопрос платы за временную регистрацию; давнее препятствие для сельских семей с низкими доходами. В августе 2002 года Министерство образования провело заседание, посвященное частным школам, призвав местные органы власти лучше управлять этими школами и поддерживать их. [ 6 ] Масштабы, в которых воспринимались эти усилия, были в основном символическими и не имели поддающихся исполнению директив, что привело к минимальному воздействию. Школы для мигрантов распространились в Пекине в конце 1990-х и начале 2000-х годов вместе с массовым притоком экономических мигрантов в поисках доступных школ для своих детей в тех районах, где они работали. В этот период частные школы для мигрантов действовали в «серой зоне» закона и полагались на терпимость местных властей к расширению. В конце 2002 года в Пекине было открыто 350 школ для мигрантов. [ 7 ]
Власти Пекина начали более пристально следить за школами для мигрантов в 2003 году, после принятия нового закона. В сентябре 2003 года Государственный совет опубликовал более подробный документ, в котором говорилось, что власти городов назначения (например, Пекина) будут нести ответственность за девятилетнее обязательное образование детей рабочих-мигрантов. [ 7 ] [ 6 ] Было оговорено, что образование детей-мигрантов должно быть интегрировано в общие планы социального развития городов, а государственные школы должны получать больше средств для их размещения. В период с 2003 по 2006 год ряд школ для мигрантов, признанных не соответствующими официальным стандартам образования, были закрыты, а 63 «квалифицированных» школы для мигрантов получили лицензию и получили легальный статус. Однако отношение регулятора к школам-мигрантам быстро изменилось, и новых лицензий выдано не было. По словам администратора школы для мигрантов, другие учреждения, ожидающие разрешения, остались в подвешенном состоянии. [ 3 ] [ 7 ]
Текущая статистика
[ редактировать ]По данным Статистического бюллетеня развития национального образования за 2022 год, дети-мигранты составляли 13,6 миллиона учащихся обязательного образования по всему Китаю. Из них 9,7 миллиона были зачислены в начальные школы, а 3,9 миллиона - в средние школы. В отчете Национального бюро статистики (НБС) о трудящихся-мигрантах за 2022 год указано, что 88,3 процента детей-мигрантов начального школьного возраста и 87,8 процента детей-мигрантов среднего школьного возраста были зачислены в государственные школы. Эти данные подразумевают, что примерно 1,13 миллиона детей-мигрантов начального школьного возраста и около 481 000 детей-мигрантов среднего школьного возраста не посещали государственные школы. Предполагается, что предполагаемые данные, относящиеся к незачисленным детям-мигрантам, намного выше из-за отсутствия документов у многих детей-мигрантов, переезжающих из сельской местности в городские хукоу. [ 3 ]
Проблемы, с которыми сталкиваются дети-мигранты при доступе к образованию
[ редактировать ]Чтобы обеспечить своему ребенку место в государственной школе, родители-мигранты часто сталкиваются с многочисленными препятствиями, налагаемыми местными департаментами образования, особенно в крупных городах, которые тщательно охраняют свои образовательные ресурсы. Например, семьям мигрантов обычно требуется предоставить множество документов и сертификатов для доступа своих детей в школу, что для многих является препятствием. К ним относятся разрешения на временное проживание, разрешения на работу, подтверждение места жительства, справки с места происхождения и книжки регистрации домохозяйств. [ 5 ] Те, кому удается получить места в государственных школах, часто сталкиваются с предрассудками и дискриминацией, их исключают из внеклассной деятельности и рассматривают как чужаков. [ 3 ]
Последние общедоступные данные о доступе к образованию, полученные в результате опроса НБС среди рабочих-мигрантов в 2020 году, показали, что только 81,5 процента детей-мигрантов в возрасте обязательного школьного обучения имели доступ к государственным школам в городах, что на 1,9 процента меньше, чем в предыдущем году. Почти половина (47,5 процента) опрошенных трудящихся-мигрантов сообщили о проблемах, связанных с обучением их детей, включая трудности с поиском школы, оплатой обучения и оставлением детей без присмотра. [ 3 ] Хотя уровень посещаемости детских садов детьми трудовых мигрантов был довольно высоким – 86,1 процента, большинство детских садов являются частными платными учреждениями с ограниченным набором услуг. [ 3 ]
Закрытие школ для мигрантов
[ редактировать ]Школы для мигрантов в крупных городах, таких как Пекин, часто сталкиваются с угрозой закрытия со стороны государственных чиновников. За последнее десятилетие местные власти начали многочисленные кампании по подавлению нелицензированных школ для мигрантов, часто ссылаясь на проблемы безопасности и проблемы с надлежащим лицензированием. Однако многие снесенные школы прошли многочисленные государственные проверки, и истинный мотив закрытия часто заключался в расчистке земель для новых коммерческих и жилых комплексов. [ 3 ]
В августе 2011 года, всего за несколько недель до начала учебного года в Пекине, местные власти внезапно распорядились закрыть 24 школы для детей-мигрантов в районах Хайдянь, Чаоян и Дасин. Закрытие было оправдано властями, ссылаясь на несоответствие школ официальным стандартам строительства, спортивных сооружений и правилам безопасности. Администраторы школ для мигрантов оспорили закрытие, ссылаясь на их неспособность соответствовать официальным стандартам из-за полного отсутствия финансирования и поддержки со стороны правительства. Местные чиновники заявили, что десятки тысяч детей, потерявших доступ к своим школам для мигрантов, могут быть приняты в государственные школьные системы Пекина, но не смогли предоставить никакой информации или понимания семьям мигрантов после внезапного закрытия. Несмотря на то, что экспериментальная школа Дунба в районе Чаоян решила некоторые вопросы, поднятые чиновниками образования, ей, как и другим школам, не разрешили вновь открыться. Многие мигранты, пострадавшие от закрытия территорий, считают, что это метод уменьшения роста числа мигрантов в Пекине, в результате чего многие дети-мигранты разлучаются со своими родителями и вынуждены возвращаться в свои сельские усадьбы. [ 8 ] [ 4 ]
В 2017 году Пекин приказал переместить пекинскую школу Хуанчжуан, одну из крупнейших школ для мигрантов, в которой учатся около 2000 учеников, чтобы освободить место для проектов развития. Работы по сносу начались в октябре 2017 года, незадолго до 19-го съезда партии, в результате чего у многих детей-мигрантов не было иного выбора, кроме как выбрать возможности получения образования еще дальше, чем раньше, или вернуться в свои сельские усадьбы, вдали от своих родителей. [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фанг, Лай; Лю, Чэнфан; Ло, Ренфу; Чжан, Линьсю; Ма, Сяочэнь; Бай, Юцзе; Шарбоно, Брайан; Розелл, Скотт; и др. (2014). «Образование детей-мигрантов Китая: недостающее звено в системе образования Китая». Международный журнал развития образования . 37 : 68–77. дои : 10.1016/j.ijedudev.2013.11.006 .
- ^ Jump up to: а б Ли, Мяо (李朼) (4 мая 2015 г.). Непреодолимая «стартовая линия жизни»: образовательная маргинализация детей трудовых мигрантов [Непреодолимая «стартовая линия в жизни»: маргинализация образования для детей рабочих-мигрантов] (на упрощенном китайском языке). 文化纵横.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Трудящиеся-мигранты и их дети | Китайский трудовой бюллетень» . clb.org.hk. Проверено 2 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «В китайской столице закрылись школы для мигрантов» . BBC.com . 17 августа 2011 г. Проверено 2 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Сун, Ян (2023). Глубокий анализ китайской системы Хукоу (1-е изд.). Пекин, Китай: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 17–18. дои : 10.1007/978-981-99-3501-7 . ISBN 978-981-99-3500-0 .
- ^ Jump up to: а б Фруассар, Хлоя (2 июня 2024 г.). «Система регистрации домохозяйств (Хукоу) в Китае: дискриминация и реформа» (PDF) . CECC.org . Проверено 2 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Школы для детей-мигрантов исчезают, поскольку Пекин борется с ростом населения – Caixin Global» . www.caixingglobal.com . Проверено 2 июня 2024 г.
- ^ Бристоу, Майкл (1 сентября 2011 г.). «Закрытие школ в Пекине отстраняет рабочих-мигрантов» . BBC.com .