Международная комиссия поддержки и проверки

Международная комиссия по поддержке и проверке ( Comisión Internacional de Apoyo y Verificación , CIAV ) была создана в качестве совместного подхода к репатриации контрас генеральными секретарями ООН и Организации американских государств 25 августа 1989 года в поддержку Мирный план Эскипулас II . Его мандат заключался в содействии добровольной демобилизации, репатриации или расселению участников никарагуанского сопротивления (« контрас» ) в Никарагуа и третьих странах, а также в содействии добровольной демобилизации всех лиц, участвующих в вооруженных действиях во всех странах региона. На практике участие ООН в CIAV было относительно непродолжительным (с конца 1989 г. до середины 1990 г.), в то время как ОАГ участвовала в CIAV с самого начала и была активно вовлечена в нее до 1993 года. Частично такая ситуация объяснялась упором ООН на ONUCA (Observadores de las Naciones Unidas en Centro América — Группа наблюдателей ООН в Центральной Америке), но это также отражало географическое разделение труда: ООН была поручена репатриация обязанности в Гондурас (где он действовал только в конце 1989 - начале 1990 годов), Коста-Рика (где контрас было мало) и Сальвадор (где их практически не было и где ФНОФМ не принимал участия ни в какой «добровольной репатриации»). С другой стороны, на CIAV-OAS были возложены географические обязанности в Никарагуа, что означало, что они несли ответственность за каждого члена контра и семьи контрас, пересекших границу с Никарагуа, и продолжали нести ответственность за поддержку большинства из них до 1993 года. .

CIAV и ONUCA после демобилизации контрас
[ редактировать ]После завершения демобилизации контрас в начале июля 1990 года и ONUCA, и CIAV существенно изменили свои роли, бюджеты и значение. Венесуэльский батальон вернулся домой, а мандат ONUCA вернулся к первоначальному , довольно ограниченному мандату по наблюдению за нарушениями запрета Эскипулас на трансграничную поддержку нерегулярных сил. С другой стороны, CIAV теперь взяло на себя полную ответственность за поддержку бывших контрас в Никарагуа, а также тех (в основном иждивенцев, больных и раненых), которые все еще оставались в Гондурасе. Согласно географическому разделению ответственности, операция CIAV в Гондурасе принадлежала стороне ООН, а операция в Никарагуа - под контролем ОАГ. На практике CIAV-UN контролировалась существующей организацией ООН, Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), и сосредоточила свои усилия на репатриации никарагуанцев из Гондураса, к большому облегчению самих гондурасцев. Поскольку основным мандатом CIAV была помощь бывшим контрас и их семьям, практически все, что они делали, неизбежно вовлекало их в поствыборную политику Никарагуа. CIAV-OAS вскоре оказалась в политически очень сложной ситуации: если бы они плохо выполняли свою работу и не поддерживали бывших контрас, их критиковали бы контрас, их начальство из ОАГ в Вашингтоне и правительство США, которое финансировало вся операция поддержки Контра. С другой стороны, если бы они хорошо выполняли свою работу и эффективно помогали контрас, их бы критиковали со стороны контрас. Сандинистам за то, что они зашли слишком далеко, пытаясь сохранить единство контрас, и, возможно, даже за то, что они побудили их снова взяться за оружие. В то время как авторитет ONUCA снижался, а ее персонал сосредоточился на приграничных районах, ONUCA могла наслаждаться общей доброжелательностью, возникшей в результате процесса демобилизации, завершившегося в середине 1990 года. Но в то же время, справедливо или несправедливо, CIAV-OAS обвиняли в содействии беспорядкам, которые с этого момента характеризовали политику Никарагуа.
Отношения между CIAV-OAS и штаб-квартирой ОАГ в Вашингтоне (особенно с офисом генерального секретаря Баэны Соареш ) иногда были натянутыми. Ключевые люди в CIAV не были традиционными дипломатами или сотрудниками международных организаций, и они часто действовали неортодоксально и даже дерзко. Поскольку их финансирование было гарантировано правительством США, они чувствовали некоторую независимость от обычных ограничений ОАГ. Это давало им значительную свободу действий, хотя временами они чувствовали, что штаб-квартира ОАГ относится к ним холодно.
Наблюдатели CIAV представляли собой необычную группу, в основном ученых, специалистов и правительственных чиновников, мало связанных с самой ОАГ. Первоначально их нанимали на краткосрочные контракты на срок до двух или трех месяцев, но многие из них оставались в Никарагуа на срок до трех лет. Под руководством Сантьяго Мюррея они, не колеблясь, агрессивно вмешивались в потенциально опасные ситуации, связанные с конфронтации между бывшими контрас, бывшими (и/или нынешними) сандинистскими сотрудниками службы безопасности и представителями правительства. Их импровизация, энтузиазм и корпоративный дух – необычные для международной проверочной миссии – придали их действиям особый тон. В сельской местности они часто оказывались посредниками в широком спектре ситуаций, связанных с владением землей, нарушениями прав человека и различными насильственными или подрывными действиями со стороны впечатляющего набора игроков.
Ссылки
[ редактировать ]- Адам Айзексон, «Измененные государства: безопасность и демобилизация в Центральной Америке » (Вашингтон: Центр международной политики, 1997).
- Америка (ОАГ), октябрь 1997 г., «Восстановление проклятых земель», стр. 53–55
- Джек Чайлд, Мирный процесс в Центральной Америке, 1983–1991 гг . (Боулдер, Колорадо: Линн Риннер, 1992).
- Дженни К. Линкольн и Сезар Д. Сересерес, «Переселение контрас: Контрольная комиссия ОАГ в Никарагуа, 1990-1993 годы» в Томми Сью Монтгомери, Миротворчество и демократизация в Центральной Америке .