Альберто Сориано
Альберто Сориано Фивы | |
---|---|
Рожденный | Сантьяго-дель-Эстеро , Аргентина. | 5 февраля 1915 г.
Умер | 16 октября 1981 г. | (66 лет)
Род занятий | Композитор, музыковед |
Альберто Сориано (5 февраля 1915-1981) [ 1 ] был аргентинским композитором и этномузыковедом . Он родился в Сантьяго-дель-Эстеро . [ 2 ]
Фон
[ редактировать ]Сориано родился 5 февраля 1915 года в Сантьяго-дель-Эстеро (Аргентина), где временно обосновалась его семья. Но именно в Баии (Бразилия), где прошли его детство и ранняя юность. Он начал свое музыкальное обучение в раннем возрасте в Музыкальной консерватории Сальвадора, став выдающимся учеником маэстро Данте де Соуза по игре на скрипке и маэстро Сильвио Деолиндо Фроэса по гармонии, композиции и контрапункту. [ нужна ссылка ]
Это академическое образование, дополненное постоянным контактом с музыкальными проявлениями африканского происхождения, культивируемыми жителями Баии, оставило след на всю оставшуюся жизнь его как композитора, который также посвятил себя этномузыковедческим исследованиям, музыкальной критике и преподаванию. . В ранней юности он писал стихи и опубликовал книгу «Las cinco llegadas de la Madre d Agua» («Пять пришествий Матери Вод»), предисловие к которой было написано Хорхе Амадо и иллюстрировано Аугусто Торресом Гарсией. [ нужна ссылка ]
Практика музыкальной диктовки и участие в народных обрядах и праздниках позволили Сориано записать более ста «Магических песнопений», а также получить глубокое знание этого теллурического корня, который он годы спустя подробно исследует в своих работах «Некоторые этномузыкологических имманентностей» (Университет Республики, Монтевидео, 1967) и «Три авгурических молитвы и другие песнопения в черной литургии» (Университет Республики, Монтевидео, 1968), а также на своей кафедре в качестве профессора музыкальная этнология на факультете естественных и гуманитарных наук в Монтевидео. [ нужна ссылка ]
Исследовательские поездки во внутренние районы Аргентины, Бразилии и, наконец, в Уругвай, где он поселился с 1950 года, позволили ему расширить свое континентальное видение. Это погружение в американскую культурную антропологию повлияло на его музыку, которая, будучи далека от какой-либо поверхностной одежды и в своей кажущейся наготе, которая временами может сбивать с толку, является, по выражению колумбийского музыковеда Андреса Пардо Товара, «признаком темперамента, который, несмотря на свою оригинальность, находит в корнях народной традиции самые глубокие и истинные источники своей музыкальной эстетики». [ нужна ссылка ]
Помимо множества симфонических произведений, в том числе концертов для солиста с оркестром и хоралов, Сориано является автором двух гитарных концертов (для пяти и для четырех гитар), большого собрания камерной музыки и множества пьес для фортепиано. [ нужна ссылка ]
В среде, мало склонной к местному музыкальному творчеству и почти враждебной к нему, Сориано ведет постоянную и упорную борьбу за популяризацию латиноамериканской музыки. Так, в беседах, состоявшихся в Рио-де-Жанейро с Эктором Вилья Лобосом, Камарго Гварниери, Радамесом Гнатали и критиками Хорхе Андраде Муричи и Энрико Ногейра Франс, возникает идея проведения латиноамериканских музыкальных фестивалей, первый из которых состоялся в Каракасе в 1954, а затем в 1957 году. [ нужна ссылка ]
В 1958 году Сориано вместе со студентами различных специальностей факультета естественных и гуманитарных наук Монтевидео создает Ассоциацию американских культурных связей (ARCA), девиз которой взят из пословицы: « Лучше зажечь одну свечу, чем проклинать тьма ». и именно в этом духе учреждению удается издать важную серию буклетов и первый серьезный сборник записей, посвященных произведениям уругвайских композиторов. Среди признанных инструменталистов, интерпретировавших произведения Альберто Сориано, выделяются пианисты Уго Бальцо, Селия Рока, Сесилия Платеро, Фанни Ингольд, Ванда Лесманн, а также виолончелисты Эрнест Дэвис и Мстислав Ростропович. [ нужна ссылка ]
Произведения Сориано исполнялись под управлением таких дирижеров, как Яша Хорестейн, премьера которого состоялась в 1957 году с Симфоническим оркестром Венесуэлы; Йосиф Конта, дирижер симфонического оркестра Букареста, исполняющий 19 июня 1964 года «Три симфонических очерка из жизни Артигаса», и Курт Мазур, исполняющий перед симфоническим оркестром Радио Берлина «Пражский триптих» (1961). ). [ нужна ссылка ]
В результате своих исследований о человеке, живущем в сельской местности, по отношению к окружающему его миру звуков, Альберто Сориано сделал более 900 записей, часть из которых он также использовал в своей композиции «Мадригалы для Уокера» (1970). ), оригинальное собрание песен птиц, кваканья батрахов, голосов пастухов и стригущих овец, работа, в которой он, несомненно, сочетает свою творческую грань с результатом работы исследователя. [ нужна ссылка ]
Альберто Сориано написал более сотни статей на темы музыкальной этнологии, опубликованных в воскресном приложении к уругвайской газете «Эль Диа», в «Ла Насьон» из Буэнос-Айреса и в специализированных журналах, таких как «Полифония» и «Чилийский музыкальный журнал». [ нужна ссылка ]
В 1976 году его творческие связи со странами, входившими в то время в Пасхальный блок, стали достаточным основанием для того, чтобы уругвайская диктатура выслала его в Аргентину. Альберто Сориано проводит свои последние дни в Консепсьон-дель-Уругвай (Энтре-Риос, Аргентина), где он основывает Муниципальную музыкальную школу и практикует преподавание в средней школе «Хусто Хосе де Уркиса» до своей смерти 16 октября. 1981. [ нужна ссылка ]
Книги
[ редактировать ]- Пять прибытий Матери Воды » (Мать Воды пять прибытий) Посейдон. Буэнос-Айрес 1943 г.
- « Музыкальная сущность: ритуализм и гуманизм в этом искусстве » Необходима для музыки, ритуал и гуманизм в этом искусстве) ABC Монтевидео, 1940 г.
- « Некоторые этномузыкологические имманентности» Республиканского университета, Монтевидео, 1967 г.
- « Три авгурических молитвы и другие песнопения в черной литургии ) Университет Республики, Монтевидео, 1968 г.
Дискография
[ редактировать ]- Концерт №1 для пяти гитар и Концерт №2 для четырех гитар. Ансамбль Ольги Пьерри ARCA FH001 1958. Цифровой компакт-диск 2010 г.
- Четыре симфонических ритуала.. Три симфонических очерка из жизни Артигаса. Симфонический оркестр Румынского радио и телевидения. Дирижер Иосиф Конта. Квалитон Аргентина Q14005
- Пражский триптих. Симфонический оркестр Радио Берлина. Дирижер Курт Мазур. Квалитон Q14009
- Соната для скрипки и фортепиано. Франсиско Мусети (скрипка), Селия Рока (фортепиано) ARCA FH007
- Развлечение для фагота с оркестром. Герхард Хассе (фагот), оркестр SODRE. Монтевидео. АРКА FH 007
- Симфоническое движение в защиту жертв Бухемвальда. Лейпцигский симфонический оркестр. Дирижер Адольф Фриц Гуль. Квалитон Q1 4009
- Мадригалы для ходока. Звуковые конструкции. Квалитон SQ14015
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Маркано, Герман (2001). Каталог виолончельной музыки латиноамериканских композиторов . Мэдисон, Висконсин : Университет Висконсина-Мэдисона . п. 72.
- ^ Мигель Фичер, Марта Фурман Шлейфер, Джон М. Фурман Латиноамериканские классические композиторы: Биографический словарь 1461669111 2002 «Сориано, Альберто, аргентинский композитор и этномузыколог; родился 5 февраля 1915 года, Сантьяго дель Эстеро, ..»
Библиография
[ редактировать ]- «Музыканты отсюда». (Музыканты отсюда) Шесть томов произведений нескольких авторов. CEMAU 1985 Центр аргентинско-уругвайских музыкальных исследований. (Аргентинский центр музыкальных исследований Уругвая) Глава об Альберто Сориано находится в Volume!!, написанном Эльзой Сабатес.
- Музыка в Уругвае. (Музыка в Уругвае). Лиц. Мирта Амарилла. Затмение. 2000.
- Примечания к симфонии «Ритуалес» Альберто Сориано. (Некоторые комментарии к симфонии Los Rituales Альберто Сориано) Рикардо Нахиози. АРК 1956
- Общий алфавитный указатель воскресного приложения газеты «Эль Диа». (Общий алфавитный указатель воскресного приложения «День»). Луис Альберто Муссо Амбрози. Министерство образования и культуры. Национальная библиотека Монтевидео. 1997 г. (Министерство образования и культуры. Национальная библиотека. Монтевидео)
- С композитором Альберто Сориано.(С композитором Альберто Сориано) Иллюстрированный музыкальный журнал Ритмо. Мадрид. Испания № 335, март 1963 г.
- Краткое введение в латиноамериканскую музыку. (Краткое введение в латиноамериканскую музыку) Ритмо № 335. Июнь 1963 г.
- Язык птиц. (Язык птиц) Журнал Periscopio. (Журнал Periscopio) Буэнос-Айрес. Аргентина. №11. декабрь 1969 г.
Бесплатные партитуры Альберто Сориано в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)