Чеченская катастрофа
Расположение Чече в Португальской Гвинее | |
Расположение | Чече , Португальская Гвинея |
---|---|
Дата | 6 февраля 1969 г. |
Погибшие | 47 португальских солдат, 5 гвинейских ополченцев |
Причина | Опрокидывание парома |
11 ° 55'52 "с.ш. 14 ° 12'48" з.д. / 11,931102 ° с.ш. 14,213288 ° з.д.
Чече -катастрофа (португальский: Desastre do Cheche ) — инцидент во время португальской колониальной войны в Португальской Гвинее (ныне Гвинея-Бисау ), в результате которого почти пятьдесят португальских солдат погибли 6 февраля 1969 года при переправе через реку Корубал . [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]Когда бригадный генерал Антониу де Спинола прибыл в Гвинею в 1968 году в качестве губернатора и главнокомандующего, он решил эвакуировать португальские войска с востока страны, который был малонаселенным и не имел стратегической ценности. [ 2 ] Лагерь в Мадина-ду-Боэ был окружен и подвергался постоянным нападениям со стороны ПАИГК партизан Амилкара Кабрала . Позиция была несостоятельной. Он был оккупирован силами ПАИГК в тот же день, когда португальцы его эвакуировали. [ 3 ] В состав отступающих сил входила рота 1790 Касадорес («Охотники») под командованием капитана Хосе Апарисио, дополнительные войска роты 2405 и гвинейское ополчение. [ 4 ]
Переброска войск, транспортных средств и оборудования на расстояние более 22 километров (14 миль) в Чече , на южном берегу реки Корубал, была сложной операцией, но завершилась успешно. Во второй половине дня 5 февраля 1969 года силы начали использовать два парома, чтобы пересечь реку с юга на север. Неоднократными рейсами переправили 100 тонн техники и боеприпасов, 28 тяжелых транспортных средств и около 500 человек. [ 2 ] Паромы представляли собой плоты размером примерно 4 на 6 метров (13 на 20 футов). [ 5 ] Деревянные платформы поддерживались каноэ и пустыми бочками из-под дизельного топлива и тянулись лодкой с подвесным двигателем. [ 4 ]
Инцидент
[ редактировать ]К раннему утру 6 февраля лишь арьергард на южном берегу остался численностью от 100 до 120 человек. Все эти люди собрались на один плот, чтобы совершить последнюю переправу. Посреди реки плот опрокинулся на одну сторону, сбросив в воду несколько человек, затем накренился на другую сторону, бросив туда еще людей. [ 2 ] Плот был серьезно перегружен, вес плохо распределялся.
Опрокидывание могло быть вызвано взрывом, вызвавшим панику. [ 3 ] Однако один из выживших утверждает, что стрельбы не было, а другой отметил, что войска привыкли к минометному обстрелу и не стали бы реагировать. Другая возможность заключается в том, что лодка, тянущая плот, ускорилась слишком быстро. [ 4 ]
Многие мужчины в ботинках и униформе, отягощенные оружием и боеприпасами, сразу же затонули. Когда плот достиг другого берега, стал понятен масштаб катастрофы: [ 2 ] 47 португальских солдат [ 5 ] и пять гвинейских ополченцев из гарнизона Мадина-ду-Боэ погибли. [ 4 ]
Последствия
[ редактировать ]Примерно две недели спустя была начата операция с участием морских пехотинцев и водолазов, чтобы попытаться извлечь тела, которые уже находились на поздней стадии разложения. Многие не были восстановлены; те, кого похоронили в военных целях на берегу реки. [ 2 ]
В феврале 2010 года группа исследователей с факультета науки и технологий Университета Коимбры эксгумировала и попыталась идентифицировать тела от пятнадцати до семнадцати солдат, похороненных в братской могиле в 300 метрах (980 футов) от места захоронения. река. Скелеты находились в плохом состоянии из-за очень высокого уровня влажности, что усложняло работу по их разделению и идентификации. [ 1 ] Эксгумация была организована Лигой комбатантов Португалии ( Liga dos Combatentes de Portugal ) в рамках программы под названием «Сохранение воспоминаний». [ 6 ]
Примечания и ссылки
[ редактировать ]Цитаты
- ^ Перейти обратно: а б Моура 2010 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Фирмино 2010 .
- ^ Перейти обратно: а б Матос Гомес и Афонсо, 2009 г. , стр. 23–24.
- ^ Перейти обратно: а б с д Фирмино 2010б .
- ^ Перейти обратно: а б Оливейра 2012 .
- ^ Исследователи Коимбры.. .
Источники
- Фирмино, Тереза (25 марта 2010 г.). «Последний плот на реке Корубал» . Публико (Португалия) . Архивировано из оригинала 16 апреля 2013 года . Проверено 30 января 2013 г.
- Фирмино, Тереза (26 марта 2010 г.). «Поиски солдат, утонувших в реке Корубал» . Публико (Португалия) . Проверено 31 января 2013 г.
- «Следователи Коимбры проведут эксгумацию останков комбатантов» . Новости из Гвинеи-Бисау . 19 февраля 2010 г. Архивировано из оригинала 2 января 2011 г. Проверено 30 января 2013 г.
- Матос Гомеш, Карлос; Афонсу, Анисето (2009). Годы колониальной войны . Том. 10:1969 — Веря в победу. Матозиньюш: QuidNovi.
- Моура, Марлен (18 февраля 2010 г.). «Чеченская катастрофа: «достойная смерть» бывших боевиков» . Наука сегодня . Проверено 30 января 2013 г.
- Оливейра, Мануэль (23 сентября 2012 г.). «Воспоминания о Колониальной войне – «С этого момента моя жизнь полностью изменилась» » . Клуб культуры и спорта Рибейран-Прету. Архивировано из оригинала 16 апреля 2013 года . Проверено 31 января 2013 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Гвинея 63/74 - P5778: Эфемериды (45): катастрофа в Чече, увиденная теми, кто там был, и потерявшая 11 человек из своей боевой группы (Руи Фелисио, Альф Миль, CCAÇ 2405, Галомаро, 1968/70)» . 7 февраля 2010 года . Проверено 30 января 2013 г.
- «Гвинея 63/74 - P5866: Все еще чеченская катастрофа, 6 февраля 1969 г. (5): историографическая версия (?) (Луис Граса)» . 22 февраля 2010 г. Проверено 30 января 2013 г.