Jump to content

Ясалсосентдьёрдь

Координаты : 47 ° 22'18 "N 20 ° 05'28" E  /  47,37167 ° N 20,09111 ° E  / 47,37167; 20.09111
Ясалсосентдьёрдь
Деревня
Герб города Ясалсосендьёрдь.
Ясалсосендьёрдь находится в Венгрии.
Ясалсосентдьёрдь
Ясалсосентдьёрдь
Координаты: 47 ° 22'18 "N 20 ° 05'28" E  /  47,37167 ° N 20,09111 ° E  / 47,37167; 20.09111
Страна  Венгрия
Графство Яс-Надькун-Сольнок
Округ Ясапати
Область
• Общий 47,67 км 2 (18,41 квадратных миль)
Население
 (2013)
• Общий 3,482
• Плотность 73/км 2 (190/кв. миль)
Часовой пояс UTC+1 ( центральноевропейское время )
• Лето ( летнее время ) UTC+2 ( центральноевропейское время )
Почтовый индекс
5054
Код(ы) города (+36) 57

Ясальсосендьёрдь деревня в Яс-Надькун-Сольнокском уезде. [ 1 ] в Северной Великой равнины районе центральной Венгрии .

Как доказывают резные камни, найденные на месте первого поселения деревни, где предки жили 300 лет, в так называемом «Телькене» тоже должна была быть церковь. Существует письменная запись 1389 года, как утверждают некоторые исследователи, в которой говорится: «Ясское жилище снова носит имя Святого Георгия». Это не указывает на время образования села, а указывает на то, что в это время поселение построило церковь в честь святого Георгия и соответственно назвало село. В 1686 году, после окончания турецкой оккупации, при отсутствии властей и правосудия, между поселениями вспыхнули внутренние конфликты из-за собственности на землю. Сентдьёрдь не был исключением из этого правила. Он находился в постоянном конфликте с Ладани. Конфликты обострились до такой степени, что жители Ладани подожгли жилище, известное как «Телек» в Сентдьёрдь, и прогнали жителей. В результате беспорядков была разрушена и церковь. Новое жилище располагалось в 1 км к востоку от нынешней церкви. Это была так называемая «Путрик-часть». Используя камни старой церкви, они построили более крупное здание с соломенной крышей, которое использовалось как церковь. Однако поселение просуществовало там всего около 30 лет.

В 1701 году жители села решили построить вместо старой церкви с соломенной крышей новую, более просторную. В 1702 году на место строительства новой церкви начали подвозить необходимые строительные материалы. Первая месса состоялась 3 июня 1703 года, в Троицкое воскресенье, в новой церкви, хотя церковь еще не была достроена. На Рождество 1703 года церковное оборудование перенесли из соломенной церкви в новую, и там отслужил Рождественскую мессу тогдашний приходской священник Михай Джетвай. 12 декабря 1704 года епископ Телекесий дал разрешение освятить новое кладбище, традиционно расположенное вокруг церкви. Ремонт церкви длился с 1710 по 1714 год, но на ее убранство ушло много десятилетий. В 1786 году жители села решили построить вместо «маленькой» церкви, построенной в 1703 году, большую церковь, которая лучше отвечала бы нуждам того времени. Новую церковь планировали построить на том же месте, что и старую. , поэтому разбирать башню старой церкви начали в 1787 году, когда было одобрено строительство новой церкви. Необходимые для утверждения планы подготовил главный строитель Карой Рабл из Дьёндьёша, а также заключил с муниципалитетом контракт на строительные работы. В 1790 году были заключены договоры с мастерами и поставщиками. После заключения договоренностей работа началась быстрыми темпами. В 1791 году стены новой церкви уже стояли, а тесаные камни были доставлены из Демена, а известь — из Сёллёша. Крыша была завершена в том же году. Церковь была освящена в честь Святой Троицы в 1791 году Габором Надьем, приходским священником Ясапати. Большая часть оставшихся работ была закончена в 1792 году, а башня была завершена в 1793 году. Эта дата указана на западном фасаде башни как дата завершения.

Церковь построена в стиле барокко и является единственным значимым историческим памятником в нашем селе. Его длина 46 метров, высота 46 метров, ширина 13 метров. Интересной особенностью интерьера церкви является галерея, проходящая вокруг нее, что было попыткой решить проблему с размещением. Часть внутреннего убранства была сделана за счет общественности, а другая добавлялась с течением времени за счет пожертвований набожных прихожан. Стены между главным алтарем и его каркасом выполнены из черного и серого мрамора мастером из Дьёндьёша Яношем Перчи. Скиния и два крылатых ангела рядом с ней, а также статуи святого Стефана справа и святого Ладислава слева были созданы скульптором из Дьёндьёша Симоном Курински. Роспись святилища, изображающая Святого Георгия с драконом, а также роспись и позолоту органа выполнены Ференцем Фаренцоном, художником из Эгера. Кафедру изготовил резчик по дереву из Эгера по образцу кафедры францисканской церкви в Эгере. В церкви 42 дубовые скамьи, которые были вырублены и высушены в лесу Таркани и установлены плотником Оберфранком из Эгера. Первый большой алтарь, изображающий коронацию Девы Марии Святой Троицей, был написан Ференцем Лохбиллером, художником из Пешта. Он также написал первый алтарь в центральном нефе церкви, на котором изображен Христос на кресте, обнимающий Марию Магдалину и обручение Марии. Два других боковых алтаря в центральном нефе церкви были созданы позже, а сам алтарь был изготовлен из дерева местным жителем Мартоном Ковачем.

Один из боковых алтарей был возведен деревней в 1831 году по окончании великой эпидемии холеры, а другой - в 1844 году Обществом Марии Ридинг. Оба алтаря были написаны Алахосом Сайоси. На одном алтаре изображены венгерские святые по оригиналу Шолдатика, а на другом — Скорбящий алтарь, на котором изображен распятый Христос на руках Марии. Третий боковой алтарь — это Крестовоздвиженский алтарь, на котором изображен Христос на кресте, а четвертый алтарь изображает Святую Анну, обучающую Марию в компании святого Иоакима. Второй и нынешний главный алтарь церкви также изображает Святую Троицу. Он был написан преподавателем академической живописи Алахосом Сайоси по мотивам работ Ван Дейка и остается гордостью церкви, его размеры составляют более четырех метров в высоту и более двух метров в ширину, и он является одним из шедевров художественной живописи. Над двумя исповедальнями размещены две работы неизвестного художника овальной формы; на одном изображен блудный сын, а на другом — кающаяся Мария Магдалина. В 1814 году 12-ступенчатый орган был расширен органостроителем Эмануэлем Куммелем. Баптистерий также является произведением искусства: наверху красиво позолочено изображение Крещения Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан.

Интерьер церкви освещен девятью большими окнами, украшенными разноцветной мозаикой Миксы Рота. В одном из окон изображена Святая Троица как защитница церкви. В другом окне изображен Святой Георгий Драконоборец, едущий на коне и несущий коронованный герб деревни в цветах народа Яс. Особенностью церкви является серия фресок, написанных на ее куполах. Небесно-голубой с золотом звездный потолок церкви включает в себя изображение царского арфиста с арфой над органом, олицетворяющее происхождение Христа как царя через его царскую кровь и апофеоз церковного песнопения. Во втором куполе можно увидеть Рождество Христово. [ 2 ]

Евреи в Ясалсосендьёрдь

[ редактировать ]

Еврейская община города состояла из добропорядочных горожан. Их дети получили образование, и многие из них по примеру родителей стали торговцами. Это были трудолюбивые и прилежные люди, которые поддерживали хорошие отношения с местным населением даже во время антисемитской пропаганды Второй мировой войны. [ 3 ]

Закон 1840 года и имперская конституция 1849 года разрешили евреям свободно селиться в различных частях страны, включая регион Яс-Саг. Первоначально сообщество было изолировано и ограничивалось торговлей на ярмарках и еженедельных рынках. После 1849 года у них появилась возможность селиться более свободно, и они быстро взяли на себя роль торговцев почти в каждом городе и деревне Ясага. В 1850-х годах они начали появляться в Ясалсосендьёрдь, и к 1855 году здесь проживало уже 34 еврея. По переписи 1870 года девять еврейских семей платили раввинский налог в размере 12 форинтов. За десятилетия двойной монархии число переселяющихся еврейских семей начало значительно увеличиваться, превысив за несколько десятилетий численность населения в сотню, что указывает на то, что они видели хорошие возможности для бизнеса в городском статусе города того времени. [ 3 ]

В 1893 году городская перепись показала 170 человек Моисеевой веры, что составляло 3,6% от общей численности населения в 4687 человек. До Первой мировой войны в городе проживало 20 еврейских семей. Их число уменьшилось после войны из-за меньшего количества рождающихся и эмиграции, но в 1920-х и 1930-х годах вновь прибывшие заставили население снова вырасти. В 1941 году в 28 еврейских семьях проживал 81 человек. Во время Холокоста 1944 года в городе проживало 86 человек, которые подверглись бесчеловечному обращению и были отправлены в лагеря смерти немецкими властями. Те, кто пережил Холокост, некоторые из которых вернулись в город, не смогли возобновить жизнь еврейской общины или продолжить свою коммерческую деятельность, что заставило многих уехать в столицу или за границу. [ 3 ]

После эмансипации в 1860-х годах еврейское население города ассимилировалось, особенно в сфере торговли. Несмотря на сохранение своих религиозных традиций и ведение несколько уединенной семейной жизни, деловые интересы требовали от них поддержания тесных отношений с другими слоями населения, особенно с фермерами. Еврейские торговцы знали, как создать свою клиентскую базу, часто приветствуя их плетеной халой и конфетами. Еврейские женщины также играли значительную роль в бизнесе и участвовали в сватовстве. Например, чтобы облегчить выгодные деловые сделки, жена Сомы Эдельмана, Ханни Вайнер, подавала кофе с молочной пеной, халой с изюмом и лаской в ​​небольшой комнате рядом с магазином. Конечно, не все крестьянские семьи всегда имели достаточно денег для покупки различных товаров, но часто могли взять вещи в кредит, а взамен предложить в качестве процентов сытого гуся. В пятницу вечером, когда на небе появлялись звезды, евреи уже не работали, а общались или сидели на крыльце. Тильда, дочь старика Рихтера, известного как молочница, всегда приглашала своих лучших клиентов и угощала их свежеиспеченной халой. [ 3 ]

Каждая семья в еврейской общине заслужила уважение не только своим богатством, но и упорным трудом и усердием. Местные крестьяне и ремесленники также славились своим трудолюбием. Хотя они не играли заметной роли в общественной жизни, их мнение всегда уважалось в городе. К ним часто обращались как «tejes ur» или «tejes asszony» (что означает молочник/молочный сэр и доярка), но в первую очередь они были известны под своими прозвищами. [ 3 ]

География

[ редактировать ]

Он занимает площадь 47,67 км². 2 (18 квадратных миль), а население составляет 3482 человека (оценка 2013 года). [ 4 ]

Население

[ редактировать ]
Год 1980 1990 2001 2010 2011 2013
Население 4157 (перепись) [ 4 ] 3831 (перепись) [ 4 ] 3836 (перепись) [ 4 ] 3515 (оценка) [ 5 ] 3550 (перепись) [ 4 ] 3482 (оценка) [ 4 ]
  1. ^ «Информация о городе Ясалсосендьёрдь» . CitySeek.org . Проверено 9 декабря 2013 г.
  2. ^ «Сентдьёрдь Ясалшос | История Сентдьёрдь Ясалшош» . www.jaszalsoszentgyorgy.hu . Проверено 1 ноября 2023 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и «ПАМЯТЬ О ЕВРЕЙСТВЕ В СВЯТОМ ГЕОРГИИ - Скачать PDF бесплатно» . docplayer.hu . Проверено 1 ноября 2023 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж «Таблица населения Ясалсосендьёрдь» . citypopulation.de . Проверено 9 декабря 2013 г.
  5. ^ «База данных топонимов 2010» . KSH (Центральное статистическое управление Венгрии). 1 января 2010 года. Архивировано из оригинала 7 ноября 2012 года . Проверено 9 декабря 2013 г.
[ редактировать ]


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ac557e77969b14deabb5c9be358ef0e7__1716916080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ac/e7/ac557e77969b14deabb5c9be358ef0e7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jászalsószentgyörgy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)