Ясалсосентдьёрдь
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на венгерском языке . (Декабрь 2013 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Ясалсосентдьёрдь | |
---|---|
Деревня | |
Координаты: 47 ° 22'18 "N 20 ° 05'28" E / 47,37167 ° N 20,09111 ° E | |
Страна | ![]() |
Графство | Яс-Надькун-Сольнок |
Округ | Ясапати |
Область | |
• Общий | 47,67 км 2 (18,41 квадратных миль) |
Население (2013) | |
• Общий | 3,482 |
• Плотность | 73/км 2 (190/кв. миль) |
Часовой пояс | UTC+1 ( центральноевропейское время ) |
• Лето ( летнее время ) | UTC+2 ( центральноевропейское время ) |
Почтовый индекс | 5054 |
Код(ы) города | (+36) 57 |
Ясальсосендьёрдь — деревня в Яс-Надькун-Сольнокском уезде. [ 1 ] в Северной Великой равнины районе центральной Венгрии .
История
[ редактировать ]Как доказывают резные камни, найденные на месте первого поселения деревни, где предки жили 300 лет, в так называемом «Телькене» тоже должна была быть церковь. Существует письменная запись 1389 года, как утверждают некоторые исследователи, в которой говорится: «Ясское жилище снова носит имя Святого Георгия». Это не указывает на время образования села, а указывает на то, что в это время поселение построило церковь в честь святого Георгия и соответственно назвало село. В 1686 году, после окончания турецкой оккупации, при отсутствии властей и правосудия, между поселениями вспыхнули внутренние конфликты из-за собственности на землю. Сентдьёрдь не был исключением из этого правила. Он находился в постоянном конфликте с Ладани. Конфликты обострились до такой степени, что жители Ладани подожгли жилище, известное как «Телек» в Сентдьёрдь, и прогнали жителей. В результате беспорядков была разрушена и церковь. Новое жилище располагалось в 1 км к востоку от нынешней церкви. Это была так называемая «Путрик-часть». Используя камни старой церкви, они построили более крупное здание с соломенной крышей, которое использовалось как церковь. Однако поселение просуществовало там всего около 30 лет.
В 1701 году жители села решили построить вместо старой церкви с соломенной крышей новую, более просторную. В 1702 году на место строительства новой церкви начали подвозить необходимые строительные материалы. Первая месса состоялась 3 июня 1703 года, в Троицкое воскресенье, в новой церкви, хотя церковь еще не была достроена. На Рождество 1703 года церковное оборудование перенесли из соломенной церкви в новую, и там отслужил Рождественскую мессу тогдашний приходской священник Михай Джетвай. 12 декабря 1704 года епископ Телекесий дал разрешение освятить новое кладбище, традиционно расположенное вокруг церкви. Ремонт церкви длился с 1710 по 1714 год, но на ее убранство ушло много десятилетий. В 1786 году жители села решили построить вместо «маленькой» церкви, построенной в 1703 году, большую церковь, которая лучше отвечала бы нуждам того времени. Новую церковь планировали построить на том же месте, что и старую. , поэтому разбирать башню старой церкви начали в 1787 году, когда было одобрено строительство новой церкви. Необходимые для утверждения планы подготовил главный строитель Карой Рабл из Дьёндьёша, а также заключил с муниципалитетом контракт на строительные работы. В 1790 году были заключены договоры с мастерами и поставщиками. После заключения договоренностей работа началась быстрыми темпами. В 1791 году стены новой церкви уже стояли, а тесаные камни были доставлены из Демена, а известь — из Сёллёша. Крыша была завершена в том же году. Церковь была освящена в честь Святой Троицы в 1791 году Габором Надьем, приходским священником Ясапати. Большая часть оставшихся работ была закончена в 1792 году, а башня была завершена в 1793 году. Эта дата указана на западном фасаде башни как дата завершения.
Церковь построена в стиле барокко и является единственным значимым историческим памятником в нашем селе. Его длина 46 метров, высота 46 метров, ширина 13 метров. Интересной особенностью интерьера церкви является галерея, проходящая вокруг нее, что было попыткой решить проблему с размещением. Часть внутреннего убранства была сделана за счет общественности, а другая добавлялась с течением времени за счет пожертвований набожных прихожан. Стены между главным алтарем и его каркасом выполнены из черного и серого мрамора мастером из Дьёндьёша Яношем Перчи. Скиния и два крылатых ангела рядом с ней, а также статуи святого Стефана справа и святого Ладислава слева были созданы скульптором из Дьёндьёша Симоном Курински. Роспись святилища, изображающая Святого Георгия с драконом, а также роспись и позолоту органа выполнены Ференцем Фаренцоном, художником из Эгера. Кафедру изготовил резчик по дереву из Эгера по образцу кафедры францисканской церкви в Эгере. В церкви 42 дубовые скамьи, которые были вырублены и высушены в лесу Таркани и установлены плотником Оберфранком из Эгера. Первый большой алтарь, изображающий коронацию Девы Марии Святой Троицей, был написан Ференцем Лохбиллером, художником из Пешта. Он также написал первый алтарь в центральном нефе церкви, на котором изображен Христос на кресте, обнимающий Марию Магдалину и обручение Марии. Два других боковых алтаря в центральном нефе церкви были созданы позже, а сам алтарь был изготовлен из дерева местным жителем Мартоном Ковачем.
Один из боковых алтарей был возведен деревней в 1831 году по окончании великой эпидемии холеры, а другой - в 1844 году Обществом Марии Ридинг. Оба алтаря были написаны Алахосом Сайоси. На одном алтаре изображены венгерские святые по оригиналу Шолдатика, а на другом — Скорбящий алтарь, на котором изображен распятый Христос на руках Марии. Третий боковой алтарь — это Крестовоздвиженский алтарь, на котором изображен Христос на кресте, а четвертый алтарь изображает Святую Анну, обучающую Марию в компании святого Иоакима. Второй и нынешний главный алтарь церкви также изображает Святую Троицу. Он был написан преподавателем академической живописи Алахосом Сайоси по мотивам работ Ван Дейка и остается гордостью церкви, его размеры составляют более четырех метров в высоту и более двух метров в ширину, и он является одним из шедевров художественной живописи. Над двумя исповедальнями размещены две работы неизвестного художника овальной формы; на одном изображен блудный сын, а на другом — кающаяся Мария Магдалина. В 1814 году 12-ступенчатый орган был расширен органостроителем Эмануэлем Куммелем. Баптистерий также является произведением искусства: наверху красиво позолочено изображение Крещения Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан.
Интерьер церкви освещен девятью большими окнами, украшенными разноцветной мозаикой Миксы Рота. В одном из окон изображена Святая Троица как защитница церкви. В другом окне изображен Святой Георгий Драконоборец, едущий на коне и несущий коронованный герб деревни в цветах народа Яс. Особенностью церкви является серия фресок, написанных на ее куполах. Небесно-голубой с золотом звездный потолок церкви включает в себя изображение царского арфиста с арфой над органом, олицетворяющее происхождение Христа как царя через его царскую кровь и апофеоз церковного песнопения. Во втором куполе можно увидеть Рождество Христово. [ 2 ]
Евреи в Ясалсосендьёрдь
[ редактировать ]Еврейская община города состояла из добропорядочных горожан. Их дети получили образование, и многие из них по примеру родителей стали торговцами. Это были трудолюбивые и прилежные люди, которые поддерживали хорошие отношения с местным населением даже во время антисемитской пропаганды Второй мировой войны. [ 3 ]
Закон 1840 года и имперская конституция 1849 года разрешили евреям свободно селиться в различных частях страны, включая регион Яс-Саг. Первоначально сообщество было изолировано и ограничивалось торговлей на ярмарках и еженедельных рынках. После 1849 года у них появилась возможность селиться более свободно, и они быстро взяли на себя роль торговцев почти в каждом городе и деревне Ясага. В 1850-х годах они начали появляться в Ясалсосендьёрдь, и к 1855 году здесь проживало уже 34 еврея. По переписи 1870 года девять еврейских семей платили раввинский налог в размере 12 форинтов. За десятилетия двойной монархии число переселяющихся еврейских семей начало значительно увеличиваться, превысив за несколько десятилетий численность населения в сотню, что указывает на то, что они видели хорошие возможности для бизнеса в городском статусе города того времени. [ 3 ]
В 1893 году городская перепись показала 170 человек Моисеевой веры, что составляло 3,6% от общей численности населения в 4687 человек. До Первой мировой войны в городе проживало 20 еврейских семей. Их число уменьшилось после войны из-за меньшего количества рождающихся и эмиграции, но в 1920-х и 1930-х годах вновь прибывшие заставили население снова вырасти. В 1941 году в 28 еврейских семьях проживал 81 человек. Во время Холокоста 1944 года в городе проживало 86 человек, которые подверглись бесчеловечному обращению и были отправлены в лагеря смерти немецкими властями. Те, кто пережил Холокост, некоторые из которых вернулись в город, не смогли возобновить жизнь еврейской общины или продолжить свою коммерческую деятельность, что заставило многих уехать в столицу или за границу. [ 3 ]
После эмансипации в 1860-х годах еврейское население города ассимилировалось, особенно в сфере торговли. Несмотря на сохранение своих религиозных традиций и ведение несколько уединенной семейной жизни, деловые интересы требовали от них поддержания тесных отношений с другими слоями населения, особенно с фермерами. Еврейские торговцы знали, как создать свою клиентскую базу, часто приветствуя их плетеной халой и конфетами. Еврейские женщины также играли значительную роль в бизнесе и участвовали в сватовстве. Например, чтобы облегчить выгодные деловые сделки, жена Сомы Эдельмана, Ханни Вайнер, подавала кофе с молочной пеной, халой с изюмом и лаской в небольшой комнате рядом с магазином. Конечно, не все крестьянские семьи всегда имели достаточно денег для покупки различных товаров, но часто могли взять вещи в кредит, а взамен предложить в качестве процентов сытого гуся. В пятницу вечером, когда на небе появлялись звезды, евреи уже не работали, а общались или сидели на крыльце. Тильда, дочь старика Рихтера, известного как молочница, всегда приглашала своих лучших клиентов и угощала их свежеиспеченной халой. [ 3 ]
Каждая семья в еврейской общине заслужила уважение не только своим богатством, но и упорным трудом и усердием. Местные крестьяне и ремесленники также славились своим трудолюбием. Хотя они не играли заметной роли в общественной жизни, их мнение всегда уважалось в городе. К ним часто обращались как «tejes ur» или «tejes asszony» (что означает молочник/молочный сэр и доярка), но в первую очередь они были известны под своими прозвищами. [ 3 ]
География
[ редактировать ]Он занимает площадь 47,67 км². 2 (18 квадратных миль), а население составляет 3482 человека (оценка 2013 года). [ 4 ]
Население
[ редактировать ]Год | 1980 | 1990 | 2001 | 2010 | 2011 | 2013 |
---|---|---|---|---|---|---|
Население | 4157 (перепись) [ 4 ] | 3831 (перепись) [ 4 ] | 3836 (перепись) [ 4 ] | 3515 (оценка) [ 5 ] | 3550 (перепись) [ 4 ] | 3482 (оценка) [ 4 ] |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Информация о городе Ясалсосендьёрдь» . CitySeek.org . Проверено 9 декабря 2013 г.
- ^ «Сентдьёрдь Ясалшос | История Сентдьёрдь Ясалшош» . www.jaszalsoszentgyorgy.hu . Проверено 1 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «ПАМЯТЬ О ЕВРЕЙСТВЕ В СВЯТОМ ГЕОРГИИ - Скачать PDF бесплатно» . docplayer.hu . Проверено 1 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Таблица населения Ясалсосендьёрдь» . citypopulation.de . Проверено 9 декабря 2013 г.
- ^ «База данных топонимов 2010» . KSH (Центральное статистическое управление Венгрии). 1 января 2010 года. Архивировано из оригинала 7 ноября 2012 года . Проверено 9 декабря 2013 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт на венгерском языке