Расследовать

Теватева имеющая с длинной ручкой, маори — дубинка форму топора . Оружие, предназначенное для удерживания двумя руками, имеет мату (острие) на одном конце и рапу (широкую четвертькруглую головку) на другом. [ 1 ]
tewhatewha (произносится как тефа-тефа ) — традиционное оружие маори, используемое коренным народом маори в Новой Зеландии. [ 2 ] Это одна из двуручных дубинок маори (другие — хани и поууэнуа), ее легко узнать по длинной рукоятке и плоскому широкому лезвию на одном конце. Эти две характеристики делают его уникальным и универсальным инструментом, используемым как в бою, так и в церемониях.
Дизайн
[ редактировать ]Имеющие форму топора с длинной ручкой, теватью обычно вырезались из твердой древесины, но могли быть сделаны и из других материалов, таких как китовый ус, и могли включать в себя разрезанные перья ястреба или кереру. Обычно один конец представляет собой широкую четвертькруглую головку (рапа), длина длинного древка составляет в среднем 45 дюймов, оружие заканчивается матой (острием) на конце рукоятки, а также у основания маты и древка. Это отверстие, из которого свисает пучок перьев (пухипухи или паупухи). [ 3 ] Такая конструкция облегчала технику нанесения ударов, парирования и колющих ударов как для боя на средней дистанции (с использованием рапы), так и для ближнего боя (с использованием маты). Над матой часто имеется резная полоса, имеющая символическое значение. Перья готовятся церемониально и перевязываются льном.
Историческое использование
[ редактировать ]Исторически теватева была грозным оружием, используемым воинами маори в войне. Теватева держат чуть выше резьбы на остром конце, как топор во время боя. Подобно пувенуа и тайаха , эта длинная дубина была разработана для спаррингов, молниеносных ударов и уколов, чему способствовала быстрая работа ног со стороны владельца. [ 4 ] Удары наносились не лезвием, как топором, а более толстой прямой передней кромкой. Если противник начнет атаковать с близкого расстояния, заостренный конец можно использовать как штык. Из-за своей длины он служил сигнальным устройством от лидеров к своим воинам, чтобы передавать указания и сигнализировать об атаке. Свисавший с рапы шлейф перьев отвлекал взгляд врага, а также мог использоваться для впитывания крови. [ 5 ]
Церемониальное значение
[ редактировать ]Помимо своей полезности на поле боя, теватева имеет значительную культурную и церемониальную ценность в обществе маори. Теватева, часто украшенная перьями и сложной резьбой, символизирует власть, лидерство и родовые связи. [ 6 ] Сложный завиток, вырезанный у основания ручки, представляет генеалогию владельца, воплощая знания предков и духовное происхождение. Иногда для этого использовали церемониальную теватьюху из китового уса. [ 7 ] Маори верили, что духовная сила (мана) теватева возрастала с течением времени его использования; почетное оружие передавалось из поколения в поколение, продолжая расти в мане.
Тренировки и боевые искусства
[ редактировать ]Обучение использованию теватева является основным аспектом мау-ракау, традиционного боевого искусства маори. Мау ракау включает в себя техники и дисциплины, связанные с использованием различных традиционных видов оружия, включая теватева. Эта подготовка необходима для сохранения боевых традиций и культурного наследия маори. [ 8 ]
Современное использование и культурное значение
[ редактировать ]Теватева и сегодня остается жизненно важным символом культурной самобытности и наследия маори. Он используется в культурных церемониях, представлениях и других традиционных контекстах, олицетворяя стойкость народа маори.

Недавние наблюдения
[ редактировать ]Теватева была символом командования Королевского военно-морского флота Новой Зеландии гидрографического исследовательского корабля HMNZS Резолюция . [ 9 ]
Барабанщик чтобы новозеландского армейского оркестра использует теватьюху вместо булавы, задавать направление и следить за ритмом.
См. также
[ редактировать ]- Мау ракау — традиционное боевое искусство маори, включающее тренировки на тетевехе.
- Тайаха — еще одно традиционное оружие маори.
Другое оружие маори
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Расследование" . Музей Новой Зеландии Те Папа Тонгарева . Проверено 18 февраля 2019 г.
- ^ "Расследование" . Музей Новой Зеландии Те Папа Тонгарева . Проверено 18 февраля 2019 г.
- ^ Сироа, Небо (1949). Приход маори . Длинные булавы: Совет фонда целей маори.
- ^ Хироа, Те Ранги (1949). «Длинные трефы» . Приход маори . Совет Фонда целей маори . Проверено 20 ноября 2011 г.
- ^ Ганн, ТР; Барнс, HM; МакКринор, Т. (2022). «Вайруа в воспоминаниях и ответах на День Анзака». AlterNative: Международный журнал коренных народов . 18 (1): 122-131. дои : 10.1177/11771801221084883 .
- ^ Грузчик, А (2016). «Забыть: вспоминая кризис» . Биография . 39 (3): 339–365. дои : 10.1353/bio.2016.0044 .
- ^ Скиннер, HD (1918). «Двуручные дубинки маори». Журнал Королевского антропологического института Великобритании и Ирландии . 48 : 198–213. дои : 10.2307/2843420 . JSTOR 2843420 .
- ^ Ганн, ТР; Барнс, HM; МакКринор, Т. (2022). «Вайруа в воспоминаниях и ответах на День Анзака». AlterNative: Международный журнал коренных народов . 18 (1): 122-131. дои : 10.1177/11771801221084883 .
- ^ «Последнее прощание с исследовательским судном ВМФ» . Силы обороны Новой Зеландии. 26 апреля 2012 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]