Ковры Гарагоюнлу
Гарагоюнлу — азербайджанские ковры, принадлежащие Гянджа-Газахскому и Карабахскому центрам ковроткачества. Название ковров связано с названиями племен Гарагоюнлу, проживающих на территории Азербайджана.

Этимология
[ редактировать ]Названия этих ковров, принадлежащих к газахской группе, связаны с названиями племен Гарагоюнлу, обитавших на восточном и северном берегах озера Гейча. В некоторых русских источниках название района упоминается как Гейчай. [ 1 ]
Гарагоюнлу — племенной союз туркмен-огузов по происхождению. [ 2 ] В таких работах, как «Историческая Туркмения» и «Исторический царь Кутбшахи», рассказывается история народа Гарагоюнлу, показано, что народ Гарагоюнлу пришел из Туркестана в Азербайджан, Иран и Восточную Анатолию в 1202-1203 годах под предводительством Торе-бея, 7-го прадеда. Кара Юсуфа, потомка огузов, с населением в 30 тысяч палаток. [ 3 ] В 1410 году люди Гарагоюнлу основали государство Гарагоюнлу под предводительством Кара Юсуфа. [ 4 ]
В конце XIX века на Южном Кавказе было 16 сел под названием Гарагоюнлу. [ 5 ]
Жители этих поселений на протяжении веков занимались животноводством и сельским хозяйством, а также ковроткачеством. Села Полад, Чайкенд, Голкенд, Агбулаг, Тала, Карвансара и Узунтала, расположенные на севере и востоке озера Гейча, отличаются ткачеством ковров Гарагоюнлу. Узоры ковров, сотканных в этом регионе, соответствуют традициям среднеазиатского ковроткачества. [ 6 ]
О
[ редактировать ]Ковры Гарагоюнлу — азербайджанские ковры, принадлежащие Гянджа-Газахскому и Карабахскому центрам ковроткачества. [ 6 ] [ 7 ] Название ковров связано с названием племени Гарагоюнлу, населяющего территорию Азербайджана.
Художественный анализ
[ редактировать ]Эти ковры имеют медальонную композицию в нескольких вариантах.
К первому варианту относятся ковры, центральное поле которых состоит только из многоугольных медальонов. Эти медальоны, расположенные в средней зоне по вертикальной оси, по форме похожи на озёра губа-зейвинских ковров. По сведениям из книги Видади Мурадова «Ковроткачи Газах-Борчалинского района», первый вариант ковров Гарагоюнлу до сих пор ткут в Товузском и Газахском районах, а также в Болнисском районе (Грузия), где населены азербайджанцы. [ 8 ]
Ковровые медальоны второго варианта относительно небольшие, а края их, по мнению местных ковровщиц, загнуты. Имя Гарагоюнлу упоминается при анализе ковров Джебраильской группы, где между медальонами симметрично изображены две головы животных. Местные ковровщики утверждают, что это двуглавый дракон, а остальные - утка. Напомним, что народы Средней Азии, в том числе Кыргызстана, Газахстана, Северного и Северо-Западного Азербайджана, верили, что утки и гуси приносят благополучие и изобилие, и относились к ним как к священным птицам. С этим поверьем связано и название села Ордаклы в Азербайджане. [ 9 ] В губа-ширванских коврах можно допустить некоторые фрагменты ковров второго варианта, особенно тонкие переплетающиеся полосы, охватывающие центральное поле и расположенную рядом небольшую кайму.
Ковры третьего варианта старые ковроткачи называют Хейкал. Сегодня выпускаются редко, но когда-то это были популярные и модные ковры Газахской ковровой группы. На центральном поле в ряд расположены три больших медальона. Они имеют ломаные контуры, выполненные ломаными линиями. Центральная ось симметрии горизонтально делит среднюю зону на две части, создавая картину двух человеческих бюстов в анфас. Также можно отметить ковры хейкал с разделенной на прямоугольники прямыми линиями средней частью. Границы ковра оформлены в соответствии с промежуточным полем и очень специфичны.
По своему происхождению ковры Гарагоюнлу являются образцом тюркского народного искусства, а по составу – напоминают среднеазиатские и азербайджанские ковры, называемые газахскими коврами. Его средняя часть имеет две площадки – заднюю и переднюю с большим медальоном с зубчатыми изображениями. Верхняя и нижняя части медальона отмечены Кона Нахиш (старый узор), типичный для древних муганских ковров. Ажурная граница, поднимающаяся снизу вверх, прерывается на 20 см перед верхним углом центральной области и направлена к центральной оси, образуя михраб (арку), окаймленный тонкой полосой и имеющий религиозное оформление. значение и символическое значение, характерное для молитв. Если присмотреться, то можно увидеть сходство с силуэтом спереди широкоплечего человека. Это фантастическое изображение — одна из звезд, найденных народами, живущими на Ближнем Востоке и в Центральной Азии, где до арабского вторжения существовало астропоклонение. В период арабо-исламского правления этот символический знак стал выражать черты новой религии – ислама и приобрел религиозно-декоративную форму лепестка и михраба. В верхней части центрального поля, точнее, на переднем плане, как и на заднем, расположены элементы, называемые «гребень для бороды». Граница, окружающая промежуточное поле, состоит из двух узких полос мадахили, называемых хаманкоменчи, и средней каймы, называемой чахмак (кремень), с белым фоном, что характерно для бакинских ковров.
Технические характеристики
[ редактировать ]Ковры Гарагоюнлу обычно имеют небольшие размеры. Плотность узлов ковра: 25х25 – 35х35 узлов на квадратный дециметр. То есть на квадратный метр приходится 60 000-120 000 узлов. Высота ворса 8-11 миллиметров. Ковры Гарагоюнлу относятся к средней категории казахских ковров. [ 10 ]
В музеях
[ редактировать ]В 2020 году газахский ковер «Гарагоюнлу» был включен в коллекцию плоских тканых ковров Азербайджанского национального музея ковра. Художественная структура килима Гарагоюнлу состоит как из количества, так и из ритмических связей орнаментальных горизонтальных полос. На широких полосах изображен узор гошагармаг или гошабуйнуз (парные рога), принадлежащий древним огузским племенам. Издревле он использовался ткачами как тамга (тюркский племенной символ) для килима. В отличие от узких простых полос, другие полосы килима имеют лентовидные изображения узора, называемого долама (обвивка), который символизирует текущую воду и обогащает художественную ценность композиции. [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Керимов Л. Азербайджанский ковёр. III том. 1983" . Archived from the original on 2023-09-06 . Retrieved 2023-09-01 .
- ^ «Введение в историю тюркских народов» . Проверено 6 июня 2018 г.
- ^ Наджафли, Тофик (2000). История государств Карагоюнлу и Аггоюнлу в современной турецкой историографии (на азербайджанском языке). Баку: Чашиоглу. п. 12. Архивировано из оригинала 07.11.2023 . Проверено 7 ноября 2023 г.
- ^ «Кара Коюнлу | История, смысл и капитал | Британника» . www.britanica.com . Архивировано из оригинала 22 марта 2019 г. Проверено 7 ноября 2023 г.
- ^ "Автор: Гейбуллаев Гияседдин Аскер оглы Топонимия Азербайджана: историко-этнографическое исследование" . Retrieved 2018-06-06 .
- ^ Перейти обратно: а б Каримов, Латиф (1983). Азербайджанский ковер (на русском языке). Том. III. Баку: Гянджалик. п. 149. Архивировано из оригинала 07.11.2023 . Проверено 7 ноября 2023 г.
- ^ Азербайджанский ковер (PDF) . Баку : Национальная библиотека Азербайджана . 2012. с. 391. Архивировано (PDF) из оригинала 25 января 2022 г. Проверено 3 августа 2022 г.
- ^ Мурадов, Видади (2016). Ковровщики Газах-Борчалинского района (на азербайджанском языке). Баку. стр. 59, 100, 138, 148, 17. Архивировано из оригинала 07.11.2023 . Проверено 7 ноября 2023 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Каримов, Латиф (1983). Азербайджанский ковер (на русском языке). Том. III. Баку: Гянджалик. п. 150. Архивировано из оригинала 7 ноября 2023 г. Проверено 7 ноября 2023 г.
- ^ Лятиф Керимов. Азербайджанский ковер. Том III. Баку: "Гянджлик", 1983, стр. 153.
- ^ «Килим «Карагоюнлу» » . Проверено 6 июня 2024 г.