Основной эффект
При планировании экспериментов и дисперсионном анализе основным эффектом является влияние независимой переменной на зависимую переменную, усредненное по уровням любых других независимых переменных. Этот термин часто используется в контексте факторных планов и регрессионных моделей, чтобы отличить основные эффекты от эффектов взаимодействия .
По сравнению с факторным планом, при дисперсионном анализе, тест основного эффекта проверит ожидаемые гипотезы, такие как H 0 , нулевая гипотеза. Выдвижение гипотезы об основном эффекте позволит проверить, существуют ли доказательства эффекта различных методов лечения. Однако тест основного эффекта неспецифичен и не позволяет локализовать конкретные средние парные сравнения (простые эффекты). Тест на основной эффект просто проверит, есть ли в целом что-то в конкретном факторе, что имеет значение. Другими словами, это тест, изучающий различия между уровнями одного фактора (усреднение по другому фактору и/или факторам). Основные эффекты – это, по существу, общий эффект фактора.
Определение
[ редактировать ]Фактор, усредненный по всем остальным уровням воздействия других факторов, называется главным эффектом (также известным как предельный эффект). Контраст . фактора между уровнями по сравнению со всеми уровнями других факторов является основным эффектом Разница между маргинальными средними всех уровней фактора является основным эффектом переменной отклика на этот фактор. [1] Основные эффекты — это основные независимые переменные или факторы, проверяемые в эксперименте. [2] Главный эффект – это специфическое влияние фактора или независимой переменной независимо от других параметров эксперимента. [3] При планировании эксперимента его называют фактором, а в регрессионном анализе — независимой переменной.
Оценка основных эффектов
[ редактировать ]В факторных планах, то есть в факторном плане по два уровня каждого фактора А и В, можно вычислить основные эффекты двух факторов, скажем, А и В. Основной эффект A определяется выражением
Основной эффект B определяется выражением
Где n — общее количество повторов. Мы используем уровень фактора 1 для обозначения низкого уровня и уровень 2 для обозначения высокого уровня. Буква «a» представляет комбинацию факторов уровня 2 A и уровня 1 B, а «b» представляет комбинацию факторов уровня 1 A и уровня 2 B. «ab» представляет оба фактора на уровне 2. Наконец, 1 означает, что оба фактора установлены на уровень 1. [2]
Проверка гипотез для двустороннего факторного планирования.
[ редактировать ]Рассмотрим двусторонний факторный план, в котором фактор A имеет 3 уровня, а фактор B имеет 2 уровня только с 1 повтором. Имеется 6 процедур с 5 степенями свободы. в этом примере у нас есть две нулевые гипотезы. Первый фактор А: а второй для фактора B: . [4] Основной эффект фактора А можно вычислить с двумя степенями свободы. Это изменение суммируется суммой квадратов, обозначаемой термином SS A . Аналогично, отклонение от фактора B можно рассчитать как SS B с 1 степенью свободы. Ожидаемое значение среднего значения ответов в столбце i равно в то время как ожидаемое значение среднего значения ответов в строке j равно где i соответствует уровню фактора в факторе A, а j соответствует уровню фактора в факторе B. и являются основными эффектами. SS A и SS B представляют собой суммы квадратов главных эффектов. Две оставшиеся степени свободы можно использовать для описания вариации, возникающей в результате взаимодействия двух факторов, и их можно обозначить как SS AB . [4] В таблице можно показать макет данного конкретного дизайна с основными эффектами (где – это наблюдение i-го уровня фактора B и j-го уровня фактора A):
Фактор/Уровни | |||
---|---|---|---|
Пример
[ редактировать ]Возьмите факторный дизайн (2 уровня двух факторов) для проверки вкусового рейтинга жареной курицы в двух ресторанах быстрого питания. Пусть дегустаторы оценят курицу по шкале от 1 до 10 (наилучший вкус) по фактору X: «острость» и фактору Y: «хрустящая корочка». Уровень X1 — для «не острой» курицы, а X2 — для «острой» курицы. Уровень Y1 — для «нехрустящей» курицы, а уровень Y2 — для «хрустящей» курицы. Предположим, что пять человек (5 повторений) попробовали все четыре вида курицы и дали каждому оценку от 1 до 10. Представляют интерес следующие гипотезы: Фактор X: а для фактора Y: . Таблица гипотетических результатов приведена здесь:
Комбинация факторов | я | II | III | IV | V | Общий |
---|---|---|---|---|---|---|
Не острый, не хрустящий (X1, Y1) | 3 | 2 | 6 | 1 | 9 | 21 |
Не острый, хрустящий (X1, Y2) | 7 | 2 | 4 | 2 | 8 | 23 |
Острый, но не хрустящий (X2, Y1) | 5 | 5 | 6 | 1 | 8 | 25 |
Острый, Хрустящий (X2, Y2) | 9 | 10 | 8 | 6 | 8 | 41 |
«Основной эффект» X (острота), когда мы находимся на уровне Y1 (не хрустящий), определяется как:
где n — количество повторов. Аналогично, «Основной эффект» X в Y2 (хрустящий) определяется как:
, после чего мы можем взять простое среднее этих двух значений, чтобы определить общий основной эффект фактора X, что приводит к приведенному выше результату.
формула, записанная здесь как:
=
Аналогично, для Y общий основной эффект будет следующим: [5]
=
Для эксперимента с дегустацией курицы мы получим следующие основные эффекты :
Ссылки
[ редактировать ]- Макберни, Д.М., Уайт, Т.Л. (2004). Методы исследования . КА: Обучение Уодсворта.
- Мук, Дуглас Г. (2001). Психологические исследования: идеи, лежащие в основе методов . Нью-Йорк: WW Norton & Company.
- ^ Кюль, Роберт (1999). План эксперимента: статистические принципы планирования и анализа исследований . Cengage Обучение. п. 178. ИСБН 9780534368340 .
- ^ Jump up to: а б Монтгомери, Дуглас К. (1976). Планирование и анализ экспериментов . Уайли, 1976. с. 180. ИСБН 9780471614210 .
- ^ Коц, Джонсон (2005). энциклопедия статистических наук . п. 181. ИСБН 978-0-471-15044-2 .
- ^ Jump up to: а б Олерт, Гэри (2010). Первый курс планирования и анализа экспериментов . п. 181. ИСБН 978-0-7167-3510-6 .
- ^ Монтгомери, Дуглас (2005). ПРОЕКТИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ ЭКСПЕРИМЕНТОВ . 6 место: Уайли и сыновья. стр. 205–206.
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка )