Самсон Сгибатель
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( февраль 2015 г. ) |
Самсон Флексор (родился Самсон Модестович Флексор ; 9 сентября 1907, Сорока , Бессарабия , Императорская Россия — 31 июля 1971, Сан-Паулу , Бразилия ) — французский и бразильский художник, основатель бразильского абстрактного искусства.
Период обучения
[ редактировать ]Самсон Флексор родился в Сороках в богатой еврейской семье. Его отец, Модест Флексор, сын купеческой земледельческой колонии в Згурице (ныне Сорокский район Молдовы), был известен во всей губернии как агроном, помещик и один из богатейших людей. Его мать Мари-Жоржетта (урожденная Кляйнер) родилась во Франции. Самсон получила образование в частной школе в Сороках, затем в Одесском художественном училище и школе в Бухаресте , куда переехала вся семья. В 1922—1924 годах учился в Бельгийской королевской академии изящных искусств (Academie Royale des Beaux-Arts) в Брюсселе , а с 1924 года — в Парижской национальной школе изящных искусств (École Nationale des Beaux-Arts) у Люсьена Симона (Lucien Simon, 1861-1945), а также посещал лекции по истории искусств в Сорбоннском университете . В 1926 году изучал технику фрески в частной Академии Рансона . В конце 1920-х годов его родители также поселились в Париже, а в 1929 году семья получила французское гражданство.
Парижский период и обращение в католицизм
[ редактировать ]Флексор начал писать с Сорокской пейзажи, к 1920-м годам почти полностью сосредоточившись на портретистике, сначала исполненной в реалистической манере. С годами в портретных работах появляются более выраженные экспрессионистские черты. Первая персональная выставка работ Флексора состоялась 22 апреля 1927 года в Брюсселе в галерее Campagne Premiere, после чего последовало участие в групповых выставках в Париже, в течение 1930-х годов он регулярно выставлялся в Салоне Surindépendants. В 1933 году во время родов умерла его жена Флексора Татьяна Яблокова. Эта трагедия привела к творческому и экзистенциальному кризису: в том же году Флексор принял католицизм и некоторое время занялся живописью. Когда он снова начал рисовать, в его работах появились отчетливо религиозные мотивы. Отношения артиста с семьей в это время резко охладели, а финансовое положение ухудшилось. В 1939 году он снова женился на Магде Межичер, и в этом же году у него родился первый сын, и он восстановил отношения с семьей. В следующем году отец купил ему дом в Нормандия , где после непродолжительного участия во французском движении Сопротивления художник вместе с семьей удалился на пенсию и провел все годы Второй мировой войны .
Бразильский период
[ редактировать ]После войны Флексор не остался во Франции. В 1946 году он впервые посетил Бразилию , а весной 1948 года навсегда покинул Францию и поселился в Сан-Паулу. С переездом в Бразилию реализм полностью исчез из творчества художника, и все его дальнейшее творчество стало абстрактным. В 1951 году Флексор открыл первую в Бразилии абстракционистскую студию под названием Atelier-Abstração, где выставленные работы объединили вокруг себя группу современных бразильских художников-абстракционистов Жака Душе, Норберто Никола, Леопольдо Раймо, Альберто Тейшейра, Вега Нери, П. 1912), Анесия Пачеко и Чавес, Шарлотта Адлерова, Эрнестина Карман, Ирасема Ардити и Гизела Эйхбаум. В 1961 году Флексор открыл вторую студию абстракционистов. Единственное исключение из всего абстракционистского искусства Бразилии во время фресок было сделано им в 1948 году для церкви Носа-Сеньора-де-Фатима и в 1958-1960 годах для церкви Носса-Сеньора-ду-Перпетуо-Сокорро в Сан-Паулу. В последние годы жизни и в 1970-е годы работы Самсона Флексора, регулярно выставляемые в Бразилии в последние годы, повысили интерес к его творчеству и за рубежом. Комплексная выставка из ста картин художника к столетнему юбилею со дня его рождения «Сто лет / сто произведений» (100 de ani/100 de opere) прошла с 11 по 28 сентября 2007 года в его доме в Национальном художественном музее. Музей Молдовы в Кишинев , откуда в октябре переехал в Бухарест и за его пределы, повторяя карьеру художника, в Брюссель, Лондон, Париж, Рио-де-Жанейро и другие города Бразилии — Белу-Оризонти, Сальвадор, Посуш-де-Калдас и Сан-Паулу.
Ссылки
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- Париж: Galerie Roux-Hentschel, 1948.
- Сан-Паулу: МАМ-СП, 1952 г.
- Художественный музей Белу-Оризонти, 1960 год.
- Музей современного искусства – Рио-де-Жанейро, 1961 г.
- Арт-клуб Сантоса, 1966 год.
- Сан-Паулу: MAC-USP, 1991 г.
- Сан-Паулу: Художественная галерея SESI, 2003 г.
- http://www.soroki.com/photo2/main.php?g2_itemId=18704, Национальный художественный музей Молдовы, 2007 г.
- О передвижной выставке, посвященной столетнему юбилею художника и его детей
- Macvirtual.usp.br