Jump to content

Стили бонсай

Формальный вертикальный стиль Pinus halepensisa

Бонсай — японский вид искусства, в котором используются миниатюрные деревья, выращенные в контейнерах. Подобные практики существуют и в других культурах, включая китайскую традицию пенцзин, из которой зародилось это искусство, и миниатюрные живые пейзажи вьетнамского хон нон бо , но в этой статье описывается японская традиция.

Японское искусство бонсай насчитывает более тысячи лет и развило свою уникальную эстетику и терминологию. Ключевой практикой дизайна в бонсай является набор общепонятных названных стилей, которые описывают каноническое дерево и дизайн декораций. Эти хорошо известные стили предоставляют удобные средства для описания существующих бонсай и разработки новых.

Понятие стилей

[ редактировать ]
Неформальный вертикальный стиль Можжевельник
Полукаскадный стиль Juniperus chinensis
в каскадном стиле Хвойное растение
в лесном стиле Ель Блэк Хилс
Наклонный стиль кипарисовика Хиноки
Можжевельник Сьерра корягий (Juniperus occidentalis var. australis)
Вяз гладколистный двухствольный (Ulmusminor)

Стили можно группировать по разным критериям, например по ориентации ствола или количеству стволов в экземпляре бонсай. [1] : 63–66  Некоторые из основных групп стилей включают в себя:

  • Ориентация туловища. Часто используемый набор стилей описывает ориентацию основного ствола дерева бонсай. Различные термины используются для обозначения дерева, вершина которого находится непосредственно над центром входа ствола в почву (это прямостоячие стили, в том числе чоккан и мойоги ), немного в сторону от этого центра (например, сё-шакан ), глубоко наклоненные в одну сторону (например, чу-шакан и дай-шакан ), и наклоненные ниже точки входа ствола бонсай в почву (стили каскад или кенгай ). [2] : 153 
  • Поверхность ствола и коры. Ряд стилей описывают форму ствола и отделку коры. Например, бонсай со скрученным стволом — это нэбикан (также нэдзикан (ねじ幹)), а бонсай с вертикальным разрезом или впадинами — сабакан . Стили бонсай из сухостойной древесины идентифицируют деревья с выступающими мертвыми ветвями или рубцами на стволе. [3] : 123–124 
  • Расположение ствола и корня. Хотя большинство деревьев бонсай высаживают непосредственно в почву, существуют стили, описывающие деревья, посаженные на камень. Например, стиль камня с корнями — дэсёдзё (出猩々), а стиль, в котором деревья полностью укоренены внутри (на вершине или по бокам) большого камня, — исидзуки . [4] : 86–91 
  • Несколько стволов. Хотя большинство образцов бонсай представляют собой одно дерево, существуют устоявшиеся категории стилей для экземпляров с несколькими стволами. В рамках этих стилей бонсай можно классифицировать только по количеству стволов (например, сокан — двойной ствол из одного корня, соджу — два отдельных дерева, самбон-ёсэ — три дерева и так далее). Конфигурацию стволов также можно описать определенными стилями, включая стили плота ( икадабудзи или икадабуки ) и извилистые ( нэцунагари ) для нескольких деревьев, растущих из связанного корня, а также общий термин ёсэ-уэ для множества несоединенных деревьев в большом количестве. [1] : 65–66 

Эти термины не являются взаимоисключающими, и один экземпляр бонсай может демонстрировать более одной стилевой характеристики. Когда образец бонсай попадает в несколько стилевых категорий, общепринятой практикой является описание его по доминирующей или наиболее яркой характеристике. Например, неформальное прямостоячее дерево с заметными участками отсутствующей коры и рубцами на стволе будет называться шаримики, а не мойоги .

Система стилей служит многим целям: как практическим, так и эстетическим. [5] : 3–13  В своем простейшем и наиболее распространенном применении стили представляют собой форму краткого описания образцов бонсай. Термин «Краткий стиль» появляется в описаниях каталогов, обычно с идентификатором вида, и тем самым компактно описывает предмет бонсай. Названия стилей также можно использовать для группировки сопоставимых образцов при просмотре бонсай и соревнованиях. Даже рассматривая стили просто как описательные ярлыки, система по-прежнему упрощает преподавание и изучение бонсай и обеспечивает широко понятные термины для публичного общения о бонсай.

Предопределенные стили также помогают дизайнеру составить план развития дерева перед бонсай. Неподготовленный экземпляр может иметь характеристики, которые предполагают или исключают определенные стили. Например, искривленный ствол делает дерево непригодным для формального вертикального стиля. [6] : 132  и предлагает дизайнеру, что дерево лучше использовать в неформальном вертикальном или наклонном стиле. Поврежденное или сильно асимметричное дерево может показаться непригодным для развития бонсай, но его можно адаптировать к необычному стилю, например, ветровому или плотному, которые оба подходят для деревьев, у которых есть ветви только на одной стороне ствола. Некоторые породы деревьев не подходят для некоторых стилей: например, художник-бонсай, работающий с лиственным деревом, не будет создавать бонсай в каскадном стиле. Дизайнер может сравнить образец до бонсай с каталогом принятых стилей, чтобы определить, какие ветви удалить или изменить форму, какую листву удалить или поощрить, а также какую детальную форму применить к стволу и ветвям.

Хотя стили будут определять дизайнера бонсай, они не являются полностью детерминированными. Обзор реальных бонсай из конкурсных каталогов покажет, что даже высоко оцененные экземпляры редко соответствуют всем правилам, установленным для их стиля. Вид бонсай, возраст дерева, когда оно начало выращивать бонсай, уже существовавшая форма и структура дерева, даже подготовка и предпочтения мастера бонсай сильно влияют на форму полученного бонсай. Эти конкурирующие влияния гарантируют, что система стилей действует в основном как творческая помощь, а не как доминирующее ограничение при создании законченного бонсай.

Каталог стилей

[ редактировать ]
Стили бонсай
Ориентация ствола
японский Английский
Чоккан Формальный вертикальный Дерево имеет прямой, прямостоячий, сужающийся ствол. Ветви регулярно развиваются от самых толстых и широких внизу к самым тонким и коротким вверху. Это придает ветвям треугольную форму и симметрию, которая необходима для формального вертикального стиля. [7] Должны быть видны сильные поверхностные корни, идущие от основания ствола вниз в почву и равномерно расходящиеся вокруг ствола (желательно, чтобы ни один из них не был направлен прямо к зрителю). [5] : 3–3 
Мойога, такой Неформальный вертикальный Ствол и ветви имеют видимые изгибы, но вершина или верхушка дерева расположена прямо над входом ствола в линию почвы. Подобно формальному вертикальному стилю, ветви регулярно прогрессируют от самых больших внизу к самым маленьким вверху, хотя этот прогресс может быть нарушен, если неправильная форма ствола сделает ветвь ненормально заметной или неясной. [2] : 160–165 
Шакан Косой Ствол прямой, как у бонсай, выращенного в формальном вертикальном стиле. Однако наклонный ствол выходит из почвы под углом, а вершина бонсай будет располагаться слева или справа от основания корня. Ветви обычно располагаются параллельно земле, а не растут под прямым углом к ​​наклонному стволу. [2] : 165–169 
Может Каскад Создан по образцу деревьев, растущих на берегах над водой или на склонах гор. Вершина (полного) каскада опускается ниже основания горшка. Чтобы дать простор для каскадной формы, этот стиль часто используется в высоких тонких контейнерах, которые больше нигде не используются в бонсай.
Хан-кенгай Полукаскад Вершина дерева простирается как раз на уровне или под краем горшка для бонсай. Он не опускается ниже дна горшка.
Такан-кенгай Многоствольный каскад Этот стиль применим к любому каскадному стилю, в котором две или более магистрали спускаются вниз.
Поверхность ствола и коры
японский Английский
Сабамики Раздвоенный ствол, полый ствол Этот стиль изображает визуальный эффект удара молнии или другого серьезного и глубокого повреждения ствола, которое со временем выветрилось. Он применим к лиственным породам, хвойным и широколиственным вечнозеленым растениям. [2] : 81  Полый ствол обычно растачивают, образуя полость, размер которой может варьироваться от неглубокого шрама до почти полной глубины ствола.
Шаримики Дрифтвуд В этом стиле изображается дерево, значительная часть ствола которого лишена коры. В природе деревья в стиле шаримики создаются болезнями, физическими повреждениями ствола, атмосферными воздействиями и возрастом. По крайней мере одна полоска живой коры должна соединять листья и живые ветви с корневой системой для транспортировки воды и питательных веществ. Обнаженные участки ствола создают сильное впечатление возраста независимо от формы дерева, поэтому бонсай из коряг часто выходит за рамки традиционных стилей по форме и листве.
Расположение ствола и корня
японский Английский
в Неагу Открытый корень Корни дерева обнажены как продолжения ствола, свободные от почвы. Корни могут достигать половины-двух третей общей высоты дерева. [2] : 190–193 
Секидзё Корень над камнем Корни дерева обвивают камень. Камень находится у основания ствола, а корни в разной степени обнажены, когда они пересекают камень, а затем опускаются в почву внизу.
Исидзуке Цепляясь за камень Корни дерева растут в почве, содержащейся в трещинах и отверстиях камня. Камень может служить простым контейнером, при этом дерево выходит из контейнера и принимает собственную форму, или же дерево может проявлять более тесную связь с формой камня, растущей близко к камню и повторяя его контуры.
Несколько стволов от одного корня
японский Английский
Много людей Двухствольный, двухствольный Два ствола растут из одного корня. Основания стволов обычно соприкасаются и могут соединяться друг с другом на небольшом расстоянии над почвой. Один ствол выше и толще другого, и оба хорошо видны спереди бонсай. Ветви от двух стволов простираются влево, вправо и назад, но не прямо друг к другу. [2] : 200–202 
Санкан Трехствольный Три ствола поднимаются из отдельных корней. Размеры стволов различаются, причем один доминирующий ствол является самым толстым и, как правило, самым высоким. Три ствола расположены так, чтобы прямая линия не могла пересекать все три, чтобы свести к минимуму симметрию и сделать дизайн максимально естественным.
Гокан Пятиствольный Модифицируя стилистические ограничения стиля «три ствола», стиль с пятью стволами позволяет разместить в дизайне второе доминирующее дерево. Это дерево подчиняется самому большому по размеру. Стили групп с большими номерами (семь стволов, девять стволов, лес и т. д.) также позволяют второму или третьему дереву доминировать над дополнительными группами деревьев в более крупном дизайне.
Нанакан Семиствольный (См. «пятиствольный».)
Кюкан Девятиствольный (См. «пятиствольный».)
Кабудати, кабубуки Комок В комковом стиле из одной точки растут три или более (должно быть нечетное число) стволов. Естественным эквивалентом может быть группа деревьев, выросших из одной шишки, или совокупность зрелых побегов, растущих из основания одного дерева. [2] : 202–203 
Корабуки Черепаха, пень Этот стиль похож на комковый стиль, но стволы не возвышаются над довольно плоской корневой системой. Вместо этого корни на уровне земли образуют куполообразную или черепаховую форму, и от нее поднимаются многочисленные стволы. [2] : 203–204 
Икадабуки Плот, прямой Эти стили имитируют природное явление, которое происходит, когда дерево падает на бок, например, из-за эрозии почвы под деревом. Ветви вдоль верхней стороны ствола продолжают расти как группа новых стволов. Иногда корни развиваются из заглубленных частей ствола. Бонсай в стиле плота может иметь извилистые или прямые стволы, создавая иллюзию, что они представляют собой группу отдельных деревьев, хотя на самом деле они представляют собой ветви дерева, посаженного на боку. В прямолинейном стиле все деревья расположены на одной линии. [2] : 204–208 
Нэцунагари, нэцуранари Плот, извилистый Этот стиль похож на прямой плот, но лежащий под ним ствол имеет несколько изгибов. Деревья, растущие из него, не кажутся прямыми. [2] : 204–208 
Несколько стволов на собственных корнях
японский Английский
Соджу Два дерева Во всех многоствольных стилях в обычных образцах бонсай используются деревья одного и того же вида. Как и в случае с двумя стволами, в стиле с двумя деревьями преобладает более крупное дерево и меньшее. Два дерева можно поставить очень близко друг к другу, как в стиле с двумя стволами. Их также можно выделить, поскольку они не имеют единого корня. [2] : 211–213 
Самбон-все Три-дерево Стили от трех до девяти деревьев считаются «групповыми настройками», а не лесами. Меньшее количество деревьев означает, что к этим бонсай можно применить некоторые стилистические цели, например, располагать не более двух деревьев на одной линии друг с другом. Деревья в группах различаются по ширине и высоте ствола, но в целом похожи друг на друга пропорциями, густотой листвы и другими визуальными характеристиками. [2] : 208–218  В стиле трех деревьев доминирующим будет одно дерево. Два других будут меньше и обычно отличаются друг от друга по размеру.
Гохон-ёсэ Пятидеревье Что касается «трехдеревьев», то доминирующими деревьями могут быть два. Один будет больше другого, а остальные три будут заметно меньше.
Нанахон-ёсэ Семидерево (См. пятидерево.)
Кюхон-ёсэ Девять-дерево (См. пятидерево.)
Йосе-уэ Лес Этот стиль описывает посадку множества деревьев, обычно нечетного числа, если только их слишком много, чтобы их можно было легко сосчитать, в горшке для бонсай. Горшок имеет очень низкие стенки, чтобы подчеркнуть высоту деревьев, и его можно заменить плоской каменной плитой. Деревья обычно принадлежат к одному и тому же виду, но имеют разную высоту, чтобы добавить визуальный интерес и отразить возрастные различия, встречающиеся в зрелых лесах. (Информацию о смешанных посадках см. в японском искусстве сайкей .) Цель состоит в том, чтобы изобразить вид на лес, и эффекты перспективы, такие как размещение самых маленьких деревьев сзади, важны для создания образца в этом стиле. [2] : 208–218  [8]
Другие стили
японский Английский
Бунджинги литераторы Этот стиль обычно имеет голую линию ствола с сведенными к минимуму ветвями и обычно располагается возле вершины длинного, часто искривленного ствола. [2] : 195–199  Этот стиль получил свое название от китайских литераторов , которые создавали китайские картины кистью, подобные тем, которые можно найти в древнем тексте « Руководство по живописи в саду горчичных семян» . Их минималистичные пейзажи часто изображали деревья, растущие в суровых условиях, с искривленными стволами и редуцированной листвой. В Японии литературный стиль известен как бунджин-ги ( 文人木). [9] ) . ( Бунджин — это перевод китайской фразы «венрен», означающей «ученые, занимающиеся искусством», а «ги» — производное от японского слова « ки», означающего «дерево»).
Хокидачи Метла Этот стиль используется для деревьев с обширным тонким ветвлением, часто с такими видами, как вязы. Туловище прямое и вертикальное. Он разветвляется во всех направлениях примерно на ⅓ всей высоты дерева. Ветви и листья образуют шаровидную крону, которая также может быть очень красивой в зимние месяцы. [2] : 185–188 
Такозукури Осьминог Необычный стиль: эти бонсай имеют относительно короткий и толстый ствол, увенчанный несколькими длинными ветвями, изогнутыми в изогнутые формы, причудливо напоминающими щупальца осьминога. [2] : 194 
Фукинагаси Ветер Этот стиль описывает дерево, на которое, кажется, влияют сильные ветры, постоянно дующие с одного направления, что может сформировать дерево на вершине горного хребта или на открытой береговой линии. [2] : 178–185  Характеристика продуваемости ветра может быть применена к ряду основных стилей, включая неформальный вертикальный, косой и полукаскадный. Многодревесный бонсай также можно создать с элементами ветреного стиля.

Общие стили

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Юджи Йошимура и Барбара М. Хэлфорд (1957). Искусство бонсай: создание, уход и удовольствие . Tuttle Publishing, Северный Кларендон, штат Вирджиния, США. ISBN  0-8048-2091-0 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Корешофф, Дебора Р. (1984). Бонсай: его искусство, наука, история и философия . Timber Press, Inc. ISBN  0-88192-389-3 .
  3. ^ Нака, Джон Ёсио (1973). Техника бонсай I. Калифорнийский институт бонсай. ISBN  0-930422-31-7 .
  4. ^ Масакуни Кавасуми II с Масакуни Кавасуми III (2005). Секретные методы выращивания бонсай: руководство по выращиванию, выращиванию и формированию бонсай . Коданша Интернэшнл. ISBN  978-4-7700-2943-0 .
  5. ^ Jump up to: а б «Бонсай среднего уровня: программа курса» (PDF) . Bonsaiempire.com . Проверено 25 июля 2010 г.
  6. ^ Эми Лян (2005). Живое искусство бонсай: принципы и методы выращивания и размножения . Sterling Publishing Co., Inc.: Нью-Йорк. ISBN  1-4027-1901-9 .
  7. ^ «Виды деревьев бонсай — 5 наиболее распространенных стилей» . BonsaiDojo — Руководство по уходу за бонсай .
  8. ^ Справочник по бонсай: специальные методы . Бруклинский ботанический сад: Бруклин, Нью-Йорк. 1966. стр. 24–31.
  9. ^ «бунджинги» . Phoenixbonsai.com . Проверено 28 апреля 2009 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bd02b9be817afb29d23d98e6675bee0f__1697287260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bd/0f/bd02b9be817afb29d23d98e6675bee0f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bonsai styles - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)