Этериус
Этериус ( лат . Ætherius ) был епископом Лиона , преемником Приска (умер около 586 г.). Этериус умер в 602 году и почитается как святой в католической церкви , отмечаемый на местном уровне 7 октября. Он известен как епископ , посвятивший Августина Кентерберийского для поездки в Англию .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Он принадлежал к сенаторской аристократии и до своего епископата был офицером двора короля Гонтрана , одним из ближайших советников которого был. Его предшественник Никеций Лионский († 573), ценивший его компанию, предсказал бы, что он станет его преемником, но только во вторую очередь. [ 1 ] Именно Гонтран первоначально отказал ему в этом преемстве, несмотря на желание, выраженное жителями Лиона. [ 2 ] Приск и его жена Сюзанна, которую он держал при себе, во время своего правления продемонстрировали свою ненависть к епископу Низье и преследовали его бывших родственников. [ 3 ] Этерна, когда Гонтран позволил ему стать преемником Приска, почтил память Низье, организовал его культ и, в частности, вскоре после своего вступления на престол написал «Сокращенное житие святого Низье, или Похвалу святого Никеция» . В частности, чудотворным предметом стало ложе святителя. [ 4 ]
Епископство
[ редактировать ]Этер был связан с Острезилем (или Аутрилем), также чиновником при дворе Гонтрана, который обратился к нему, советнику, к которому очень прислушивались, чтобы получить от короля разрешение войти в число духовенства. Как только он стал епископом, Этерий вызвал Аусгесила в Лион, рукоположил его в священники и назначил настоятелем капитула, обслуживающего церковь, которая стала базиликой святого Низьера, и выделил ему виноградник под названием Альбиак. [ 5 ]
В 589 г. произошел мятеж в аббатстве Сент-Круа в Пуатье, основанном королевой Радегондой († 587 г.): сорок сестер во главе с Клотидой, дочерью Карлиберта I, и Базиной, дочерью Хильперика I, покинули монастырь, потребовав отставка аббатисы Лебовер; Клотильда отправилась на поиски своего дяди Гонтрана. Вернувшись в Пуатье, повстанцы забаррикадировались в базилике Сен-Илер с отрядом вооруженных людей. Митрополит Бордоский Гондигесиле лично прибыл, чтобы отлучить их от церкви, но он и сопровождавшая его группа епископов и священнослужителей подверглись жестоким приставаниям со стороны товарищей повстанцев и были вынуждены бежать, иногда с окровавленными головами. Затем епископ Гондегезиль написал от имени группы своим бургундским коллегам, собравшимся во дворце короля Гонтрана, которые ответили письмом, воспроизведенным Григорием Турским, причем первым подписавшимся был Эфир Лионский. [ 6 ]
В 591 году король Гонтран отправил в Париж нескольких епископов своего королевства (Этер де Лион, Сиагр д'Отен, Флавий де Шалон) и вскоре после этого последовал за ними туда.
23 июля 597 года папа написал Эфиру, чтобы порекомендовать ему монаха Августина и его товарищей, которых он послал евангелизировать Англию. Беда Достопочтенный, воспроизводящий это письмо («Церковная история английского народа», I, 24), допускает ошибку, поскольку называет Этера «архиепископом Арля» 12. После первого пребывания в Кенте Августин вернулся в Галлию и был сделан «Архиепископ англов» Ефера (I, 27).
В 1975 году немецкий историк Хуберт Мордек признал Этер наиболее вероятным автором старейшего систематического собрания церковных канонов во франкской Галлии, Collectio Vetus Gallica. [ 7 ]
Согласно «Хронике Фредегария», он умер на седьмом году правления короля Тьерри II, в 602 году. [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Жизнь Никеция, епископа Лионского, § 17
- ^ Жизнь Никеция, епископа Лионского, § 17
- ^ Григорий Турский, Истории, IV, 36.
- ^ Грегуар де Турский, De Sancto Nicketius, епископ Лионского, § 8
- ^ Жизнь Аустригисилиса, епископа Битуриги, § 5
- ^ Григорий Турский, Истории, IX, 41.
- ^ Хуберт Мордек, Каноническое право и реформа во Франконской империи. Collectio Vetus Gallica, старейшее систематическое собрание канонов во франкской Галлии. Исследования и издание, Берлин-Нью-Йорк, Вальтер де Грюйтер, 1975 (стр. 79–82).
- ^ Хроника Фредегера, IV, 22.