Скандал с AWB «масло в обмен на пшеницу»
Расположение | Ирак |
---|---|
Также известен как | Скандал с АВБ |
Причина | Выплата откатов режиму Саддама Хусейна в нарушение программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие» |
Участники | АВБ Лимитед |
Исход | AWB Limited претерпела серьезную реструктуризацию, потеряв монопольное право на экспорт пшеницы из Австралии и назначив совершенно новое руководство. Его рентабельность пострадала. [ 1 ] |
Запросы |
|
Скандал AWB «нефть в обмен на пшеницу» (также известный как скандал AWB ) относится к выплате откатов режиму президента Ирака Саддама Хусейна в нарушение гуманитарной программы ООН « Нефть в обмен на продовольствие» . AWB Limited — крупная организация по сбыту зерна, базирующаяся в Австралии . На протяжении большей части 20-го и начала 21-го века это было учреждение правительства Австралии, действовавшее в отношении австралийской пшеницы в едином режиме, что означало, что оно имело единственную возможность экспортировать австралийскую пшеницу, за которую оно платило единую фиксированную цену. В середине 2000-х годов выяснилось, что он через посредников выплачивал откаты режиму Саддама Хусейна в обмен на выгодные контракты на пшеницу. Это прямо противоречило санкциям ООН и австралийскому законодательству.
AWB занимал 90% иракского рынка пшеницы до того, как его практика была подвергнута сомнению в 2005 году. ООН Следователь Пол Волкер обнаружил, что Австралийский совет по пшенице, а позже и AWB Limited, были не единственным, но, безусловно, крупнейшим источником откатов иракскому режиму. . Правительство Австралии также создало Королевскую комиссию , которая рекомендовала возбудить уголовные дела против 12 человек. В конечном итоге уголовные обвинения были сняты Федеральной полицией Австралии . Однако несколько австралийских гражданских дел были успешными. С тех пор, как платежи были обнаружены, AWB Limited подверглась серьезной реструктуризации, потеряв монопольное право на экспорт пшеницы из Австралии и назначив совершенно новое руководство. Однако его рентабельность продолжает страдать.
Хотя AWB и, как следствие, правительство Австралии были не единственными организациями, замешанными в скандале «Нефть в обмен на продовольствие», это событие заняло место в политическом сознании Австралии.
Фон
[ редактировать ]АВБ Лимитед
[ редактировать ]Австралийский совет по пшенице был установленным законом органом, созданным в 1939 году. [ 2 ] AWB Limited была компанией, возникшей в результате ее приватизации в 1999 году. Скандал с откатами охватил обе организации. Австралийский совет по пшенице и компания AWB Limited обладали монополией на продажу экспортной австралийской пшеницы. [ 3 ] Этого удалось достичь за счет использования режима монопсонии (единого покупателя) в Австралии, где производители пшеницы могли продавать свою пшеницу только одному прилавку. Это было сделано для того, чтобы фермеры не занижали друг друга в цене и, таким образом, обеспечивали самую высокую цену на австралийскую пшеницу. AWB продавал пшеницу Ираку с 1948 года и был крупнейшим поставщиком гуманитарных товаров в страну во время программы «Нефть в обмен на продовольствие». [ 2 ]
Программа «Нефть в обмен на продовольствие»
[ редактировать ]После иракского вторжения в Кувейт в 1990 году Организация Объединенных Наций ввела финансовое и торговое эмбарго в отношении Ирака . Его целью было ослабить иракскую экономику, чтобы Саддам не мог создавать оружие для дальнейших войн. Резолюция 661 Совета Безопасности ООН запрещала всем государствам и их гражданам предоставлять средства Ираку. Эти санкции были весьма эффективными, что привело к нехватке продовольствия и международному осуждению, когда гуманитарный кризис стал очевидным. [ 4 ]
В ответ на это была запущена программа «Нефть в обмен на продовольствие». Оно позволяло Ираку продавать нефть остальному миру при условии, что доходы от этого будут храниться на банковском счете ООН. Эти деньги затем могут быть использованы режимом под надзором ООН для закупки строгого списка гуманитарных грузов. [ 5 ]
Однако программа «Нефть в обмен на продовольствие» сама по себе подверглась критике: многие утверждали, что ее администрирование слишком дорого и что ею можно злоупотреблять. [ нужна ссылка ] Программа была прекращена в преддверии вторжения в Ирак. [ нужна ссылка ]
Режим откатов AWB
[ редактировать ]Схемы транспортировки
[ редактировать ]Alia была основана в 1994 году как зарегистрированная в Иордании транспортная компания, предназначенная для ремонта иракских судов, застрявших у берегов Иордании, для коммерческого использования. 51% акций принадлежал гражданину Иордании, который владел ими от имени близкого иракского партнера, а оставшиеся две акции принадлежали назначенным сотрудникам Министерства транспорта Ирака. [ 6 ] В 1999 году Министерство транспорта организовало для Алии начало внутренних перевозок товаров, прибывающих в Умм-Каср, единственный порт Ирака. [ 7 ] Алия должна была получить комиссию от стоимости этих товаров, первоначально оплаченную компанией, доставляющей товары в Ирак, а затем включенную в общий счет иракского правительства. [ 8 ] Они рекламировали эту новую договоренность посредством обычного тендера. [ 9 ] В соответствии с режимом санкций третьим сторонам запрещалось взаимодействовать с правительством Ирака без одобрения Совета Безопасности. Заставив сторону-экспортера товаров (т.е. поставщика гуманитарной помощи) платить Алие, иракское правительство смогло это замаскировать. [ 10 ]
Однако транспортные услуги на самом деле оказывались сотрудниками правительства Ирака, которые также договаривались с поставщиком гуманитарной помощи о размере комиссии.
До 1999 года AWB отвечала только за доставку пшеницы до порта ввоза в Ирак. Однако в июле 1999 года она заключила новый контракт с правительством Ирака, по которому AWB взяла на себя через Алию ответственность за транспортировку пшеницы в пункты по всему Ираку. AWB сообщил расследованию ООН, что это было предложено правительством Ирака. [ 11 ] Учитывая, что внутренний транспорт на самом деле обеспечивался государственными служащими, в докладе ООН это было описано как «равносильное платежам правительству Ирака за... предоставление услуг внутреннего транспорта». [ 12 ] AWB не раскрыл ООН свои договоренности с иракским правительством, вместо этого заявив, что оплатил расходы по разгрузке неназванным «морским агентам» в размере до 12 долларов за тонну . [ 13 ]
Первоначальная стоимость этих контрактов на транспортировку в 1999 году составляла от 10 до 12 долларов за тонну. В следующем году эти ставки выросли почти на 50%, а затем увеличились с 2001 года и непосредственно перед вторжением до 45–56 долларов за тонну. [ 12 ] Такое повышение было предложено без объяснения причин. [ 14 ] и значительно превышали сумму, которую можно было бы считать разумной платой за транспортировку в Ираке. [ 14 ] Когда расследование ООН взяло интервью у бывшего министра торговли Ирака, он сказал, что эти сборы затем были добавлены к первоначальному контракту в виде сборов за послепродажное обслуживание. [ 8 ] что делает их нейтральными для доходов AWB. [ 11 ] Лишь небольшая часть сборов оставалась в руках водителей и Алии, а большая часть возвращалась иракскому правительству. [ нужна ссылка ] Учитывая, что эти сборы были добавлены к цене на пшеницу, эта договоренность привела к тому, что доходы от нефти перешли от использования в гуманитарных целях к передаче в виде валюты в руки членов иракского правительства. . [ нужна ссылка ] Дэвид Марр и Мэрион Уилконсон, оба журналисты Sydney Morning Herald , написали, что «прелесть этой проблемы с точки зрения AWB заключалась в том, что австралийские фермеры, выращивающие пшеницу, не заплатили ни цента. Все деньги поступали со условного депонированного счета ООН». ". [ 7 ]
Расследование ООН пришло к выводу, что AWB выплатил более 221,7 миллиона долларов «затрат на внутреннюю транспортировку». Это составило более 14% незаконных средств, которые иракское правительство получило за это время с помощью схем откатов. [ 13 ]
Уровень знаний
[ редактировать ]Первоначальное расследование ООН лишь частично интересовалось AWB и не смогло сделать окончательный вывод о том, знало ли оно о нарушении санкций. Более позднее австралийское расследование Коула было гораздо менее благотворительным.
AWB заявил в ходе расследования ООН, что, по его мнению, сборы, которые он платил Алие, были подлинными транспортными сборами, и не знал ни о том, что его собственность и операции настолько привязаны к иракскому правительству, ни о том факте, что он платил откаты режиму. Он также подготовил переписку между собой и Министерством иностранных дел и торговли Австралии , в которой министерство сообщило, что не видит «никаких причин с международно-правовой точки зрения» того, что AWB не может заключить коммерческое соглашение с иорданской компанией. [ 15 ]
Владелец Алии сообщил в ходе расследования ООН, что, по его мнению, AWB знал, что его компания на самом деле не предоставляет транспортные услуги, но он не говорил с AWB по этому поводу. Генеральный директор «Алии» Отман аль-Абси сказал, что AWB очень интересовался возможностями «Алии» по транспортировке пшеницы, и спросил правительство Иордании, является ли «Алия» настоящей автотранспортной компанией. Позже он рассказал в ходе расследования Коула: «Я не помню, чтобы кто-либо из AWB спрашивал меня о том, кто владеет или контролирует «Алию», или имеет ли она связи с Министерством транспорта. Однако право собственности «Алии» было общеизвестным и не скрывалось». [ 7 ] И он, и владелец Алии согласны с тем, что они никогда не раскрывали AWB информацию о долевом владении Алии правительством Ирака. Расследование пришло к выводу, что оно не может с уверенностью сказать, что AWB было известно о соглашении, которое оно заключило с правительством Ирака, однако существует множество косвенных доказательств (предложение Алии со стороны правительства Ирака, резкое повышение цен, знание того, что цены были было определено иракским правительством, отсутствие подробностей о логистике, предоставленных Алией, любопытные формулировки в факсах, полученных AWB) означали, что у него были основания для подозрений. Представители AWB признали на встрече со следователями ООН, что «спорно», должно ли высшее руководство знать об откатах. [ 16 ]
В ходе расследования Коула нарушения, совершенные AWB, были гораздо более подробно изучены. Марк Эмонс, менеджер по операциям AWB на Ближнем Востоке, рассказал в ходе расследования, что он и Доминик Хоган из каирского офиса AWB на самой первой встрече, на которой обсуждалась перспектива определенных договоренностей в 1999 году, «знали, что то, о чем просил Ирак, выходило за рамки санкции». [ 7 ] Более того, было установлено, что AWB пытался скрыть и дистанцироваться от выплат Алии, используя контрагентов и посредников для доставки денег Алии, которая, в свою очередь, передавала их режиму. В заключительном отчете говорится, что «не было никаких разумных оснований для осуществления этих платежей... за счет AWB, кроме как для сокрытия осуществления AWB платежей в пользу Алии». [ 17 ]
Согласно австралийскому законодательству, все поставки в Ирак были запрещены до тех пор, пока министр иностранных дел (в то время Александр Даунер ) не был «удовлетворен тем, что разрешение на экспорт не нарушит международные обязательства Австралии». [ 7 ] Расследование ООН не прокомментировало, должно ли австралийское правительство знать о действиях AWB. Через Министерство иностранных дел и торговли правительство узнало, что AWB заключил соглашение с Алией. Расследование Коула выявило «секретные доказательства» того, что о владельце Алии было известно с 1998 года в министерствах иностранных дел, обороны, премьер-министре и кабинете министров, как указано в разведывательном отчете «иностранного агентства». [ 7 ]
Обнаружение нарушений австралийского и международного права
[ редактировать ]Вторжение произошло 20 марта. К 1 мая правительство Саддама Хусейна потерпело поражение, хотя сопротивление и восстание против военной оккупации все еще продолжались.
В 2004 году иракская ежедневная газета «Аль-Мада» опубликовала список из 270 физических и юридических лиц, которым были выданы нефтяные ваучеры за помощь Саддаму Хусейну. [ 18 ] В докладе утверждается явное нарушение соглашений программы «Нефть в обмен на продовольствие», заключенной четырнадцатью годами ранее и закончившейся годом ранее.

В ответ на это ООН начала независимое расследование программы, которое возглавил бывший Федеральной резервной системы США председатель Пол Волкер . В задачи расследования входило «сбор и изучение информации, касающейся администрирования и управления программой «Нефть в обмен на продовольствие»… включая организации, которые заключили контракты с Организацией Объединенных Наций или с Ираком в рамках этой программы». [ 19 ]
Окончательный отчет был опубликован 27 октября 2005 года. В нем обвинялось почти половина компаний, работавших в Ираке во время программы «Нефть в обмен на продовольствие», в выплате откатов или незаконных надбавок для обеспечения безопасности иракского бизнеса. [ 20 ] Специально ссылаясь на AWB, он заявил, что «остается мало сомнений в том, что AWB осуществил крупные выплаты Алии, а эти выплаты, в свою очередь, были направлены иракскому режиму». [ 13 ]
В ответ на доклад ООН правительство санкционировало создание королевской комиссии по рассмотрению обвинений, которую возглавил достопочтенный Теренс Коул , королевский адвокат , бывший апелляционный судья Верховного суда Нового Южного Уэльса . Комиссия вызвала к трибуне многих видных членов правительства, в том числе тогдашнего премьер-министра Австралии Джона Ховарда , первого премьер-министра Австралии, которому предстояло судебное расследование за более чем двадцать лет. [ 18 ] о Расследование Коула роли компании в скандале было завершено и представлено Генеральным прокурором Филипом Раддоком 27 ноября 2006 года. [ 21 ] Расследование показало, что по настоянию иракского правительства диктатора Саддама Хусейна AWB согласился выплатить «транспортные сборы» в размере около 290 миллионов австралийских долларов . Выводы Коула согласуются с отчетом ООН, согласно которому эти деньги были выплачены, часто косвенно, иорданской транспортной компании «Алия», которая удерживала небольшой процент сборов, а оставшуюся часть выплачивала правительству Саддама. Это нарушило санкции, наложенные на иракский режим. Расследование Коула пришло к выводу, что с середины 1999 года AWB сознательно заключил соглашение, которое включало выплату откатов иракскому правительству, чтобы сохранить свой бизнес. [ 22 ] Он очистил правительственных бюрократов и министров от правонарушений, однако рекомендовал начать уголовное преследование против бывших руководителей AWB. [ 23 ]
Откаты также нарушили Конвенцию ОЭСР по борьбе со взяточничеством .
Рекомендации
[ редактировать ]Расследование Коула рекомендовало привлечь к ответственности 12 человек на предмет возможных уголовных и корпоративных преступлений, связанных со скандалом. [ 21 ] Он хотел, чтобы это произошло через «объединенную рабочую группу, включающую Федеральную полицию Австралии , полицию Виктории и Австралийскую комиссию по ценным бумагам и инвестициям (ASIC)». [ 24 ]
В докладе ООН рекомендуется структурировать способы управления многими программами ООН.
Результаты
[ редактировать ]Судебные разбирательства
[ редактировать ]Скандал вызвал международное осуждение и судебные разбирательства. Хотя Соединенные Штаты успешно возбудили уголовные дела против нескольких граждан и других лиц на своих границах, [ 18 ] австралийское уголовное расследование в отношении AWB в конечном итоге было прекращено. Однако гражданские обвинения были успешными.
11 июля 2006 года североамериканские фермеры потребовали от AWB в Вашингтоне возмещения ущерба в размере 1 миллиарда долларов , утверждая, что австралийский экспортер пшеницы использовал взяточничество и другие коррупционные действия для монополизации рынков зерна. Производители утверждали, что AWB использовал те же методы для обеспечения продаж зерна на других рынках Азии и других странах Ближнего Востока. [ 25 ] Иск был отклонен в марте 2007 года. [ 26 ]
В августе 2009 года федеральная полиция Австралии прекратила расследование любых преступных действий, предпринятых AWB и другими лицами по этому делу. Это решение было принято после того, как королевский адвокат Пол Гастингс заявил, что перспектива вынесения обвинительного приговора ограничена и «не отвечает общественным интересам». [ 27 ]
Гражданский иск был возбужден акционерами AWB и урегулирован во внесудебном порядке на сумму 39,5 миллионов долларов в феврале 2010 года. [ 28 ]
Австралийская комиссия по ценным бумагам и инвестициям возбудила несколько гражданских дел против шести бывших директоров и должностных лиц AWB; [ 29 ] некоторые из них были прекращены на условиях, что стороны несут свои собственные расходы. ASIC решила прекратить разбирательство после того, как пришла к выводу, что предъявление исков больше не отвечает общественным интересам. В конечном итоге самые серьезные обвинения ASIC против Тревора Флюгге , бывшего председателя AWB, и Питера Гири, бывшего генерального директора группы по торговле AWB, были сняты. [ 30 ] Позже Флюгге был оштрафован на 50 000 долларов и лишен права управлять компанией на 5 лет за то, что он не поинтересовался выплатами AWB иракскому режиму. Тогдашний управляющий директор AWB Эндрю Линдберг и финансовый директор Пол Инглби были оштрафованы на 100 000 и 40 000 долларов и отстранены от должности менеджера на 2 года и 15 месяцев соответственно. [ 31 ]
Влияние на международные отношения
[ редактировать ]Когда скандал был раскрыт, Австралия была частью Коалиции желающих в Ираке, где она помогла свергнуть правительство Саддама Хусейна . Скандал вызвал серьезную обеспокоенность. Правительство Австралии пыталось дистанцироваться от AWB, который с 1999 года был реструктурирован в частную компанию. [ 32 ]
АВБ сегодня
[ редактировать ]Кризис привел к значительной потере поддержки монопольной власти AWB над продажей австралийской пшеницы. Еще в феврале 2006 года правительство выразило недовольство своей монополией, заявив, что ее можно использовать в качестве разменной монеты в международных торговых переговорах. [ 1 ] Цена акций AWB продолжала падать, и компания была приобретена Inc. Agrium в декабре 2010 года и исключена из листинга Австралийской фондовой биржи.
Значение в австралийской политике
[ редактировать ]На данный момент об этом скандале опубликовано две книги. Первое было написано Стивеном Бартосом под названием « Против зерна: скандал с AWB и почему он произошел» . [ 33 ] Вторым был «Откат: внутри скандала с Австралийским советом по пшенице», написанный австралийской журналисткой Кэролайн Оверингтон . [ 34 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Банхэм, Синтия (11 февраля 2006 г.). «Скандал стоит монополии AWB» . Сидней Морнинг Геральд . Проверено 29 мая 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Волкер, Независимый комитет по расследованию программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие», стр. 311.
- ^ Оверингтон: Откат 2007 , с. 3.
- ^ Оверингтон: Откат 2007 , с. 4.
- ^ Оверингтон: Откат 2007 , с. 5.
- ↑ Волкер, Независимый комитет по расследованию программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие», стр. 302.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Марр, Дэвид ; Уилкинсон, Мэриан (15 апреля 2006 г.). «Обман целым грузовиком» . Сидней Морнинг Геральд . Проверено 26 мая 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Волкер, Независимый комитет по расследованию программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие», стр. 313.
- ^ Оверингтон: Откат 2007 , с. 6.
- ^ Волкер, Независимый комитет по расследованию программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие», стр. 304.
- ^ Перейти обратно: а б Волкер, Независимый комитет по расследованию программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие», стр. 316.
- ^ Перейти обратно: а б Волкер, Независимый комитет по расследованию программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие», стр. 312.
- ^ Перейти обратно: а б с Волкер, Независимый комитет по расследованию программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие», стр. 314.
- ^ Перейти обратно: а б Волкер, Независимый комитет по расследованию программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие», стр. 325.
- ^ Волкер, Независимый комитет по расследованию программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие», стр. 315.
- ^ Волкер, Независимый комитет по расследованию программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие», стр. 324-325.
- ^ Расследование Коула, Том 1: Выводы, рекомендации и предыстория , стр. xxii.
- ^ Перейти обратно: а б с МакМахон, Роберт. «Справочная информация: Влияние скандала ООН «Нефть в обмен на продовольствие»» . 11 мая 2006 года . Совет по международным отношениям. Архивировано из оригинала 11 декабря 2009 года . Проверено 25 мая 2010 г.
- ^ «Положение о Независимом следственном комитете» . Независимый исследовательский комитет Программа «Нефть в обмен на продовольствие». Архивировано из оригинала 23 августа 2010 года . Проверено 25 мая 2010 г.
- ^ Оттерман, Шэрон. «Справочная информация - Ирак: скандал с нефтью в обмен на продовольствие» . Совет по международным отношениям. Архивировано из оригинала 18 апреля 2008 года . Проверено 25 мая 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б « Коул рекомендует провести уголовное расследование », News Limited , 2006. Проверено 27 ноября 2006 г.
- ^ «Резюме, рекомендации и предыстория» . Запрос Коула . Департамент генерального прокурора Австралии. Архивировано из оригинала 23 марта 2011 года . Проверено 24 мая 2010 г.
- ^ «Расследование Коула критикует AWB» . 7.30 Отчет . Новости Эй-Би-Си. 27 ноября 2006 г. Архивировано из оригинала 27 мая 2010 г. . Проверено 9 июля 2010 г.
- ^ Расследование Коула, Том 1: Выводы, рекомендации и предыстория , p lxxxii
- ^ «Американские фермеры, выращивающие пшеницу, подают в суд на AWB» . Новости ABC онлайн . 11 июля 2006 г. Архивировано из оригинала 18 апреля 2008 г. Проверено 24 мая 2010 г.
- ^ «Суд США отклонил иск AWB» . Возраст . 27 марта 2008 года . Проверено 24 мая 2010 г.
- ^ Оверингтон, Кэролайн (29 августа 2009 г.). «Федеральная полиция прекращает расследование AWB» . Австралиец . Новости Лимитед . Проверено 24 мая 2010 г.
- ^ Касбен, Лив (15 февраля 2010 г.). «AWB выплатит акционерам 40 миллионов долларов» . Новости АВС . Австралийская радиовещательная корпорация. Архивировано из оригинала 16 февраля 2010 года.
- ^ «ASIC возбуждает дело о гражданском наказании против бывших офицеров AWB» . Медиа-центр ASIC . АСИК. Архивировано из оригинала 10 мая 2010 года . Проверено 24 мая 2010 г.
- ^ «ASIC проигрывает дело AWB против Тревора Флюгге спустя десять лет после программы «Нефть в обмен на продовольствие»» . АФР . 15 декабря 2016 года . Проверено 24 сентября 2018 г.
- ^ «Бывший председатель AWB Тревор Флюгг дисквалифицирован на пять лет из-за скандала с предложением «нефть в обмен на продовольствие»» . СМХ . 10 апреля 2017 года . Проверено 24 сентября 2018 г.
- ^ « Корпоративная история. Архивировано 10 марта 2010 года в Wayback Machine », AWB Limited. Проверено 25 мая 2010 г.
- ^ Бартос, Стивен (2006). Против зерна Скандал с AWB и почему он произошел . Сидней: UNSW Press. ISBN 978-0-86840-965-8 .
- ^ схема=AGLSTERMS. АглсАгент; CorporateName = Государственная библиотека Нового Южного Уэльса; адрес = Маккуори-стрит, Сидней (8 июня 2022 г.). «Откат: внутри скандала с Австралийским советом по пшенице» . Государственная библиотека Нового Южного Уэльса . Проверено 30 апреля 2023 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
Ссылки
[ редактировать ]- Коул, Теренс (комиссар) (ноябрь 2006 г.). Отчет о расследовании деятельности некоторых австралийских компаний в связи с программой ООН «Нефть в обмен на продовольствие» . Содружество Австралии .
- Оверингтон, Кэролайн (2007). Откат: внутри скандала с Австралийским советом по пшенице . Аллен и Анвин. ISBN 978-1-74175-194-9 .
- Волкер, Пол А. (председатель) (27 октября 2005 г.). Независимый комитет по расследованию программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие» (PDF) (PDF). Архивировано из оригинала (PDF) 23 августа 2013 года.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Экленд, Ричард (14 апреля 2006 г.). «Это расследование — только половина дела» (мнение) . Сидней Морнинг Геральд .
- Флинт, Дэвид . «Призыв расширить круг ведения расследования Коула» (мнение) . Австралиец . [ постоянная мертвая ссылка ]
- Марр, Дэвид (14 апреля 2006 г.). «Обман фурой: Часть 1» . Сидней Морнинг Геральд . Фэрфакс Медиа. - подробный отчет о расследовании Коула и имеющихся в его распоряжении доказательствах
- Оверингтон, Кэролайн (4 марта 2006 г.). «Больше, чем рогоносец» . Австралийские выходные . Новости Лимитед. Архивировано из оригинала 17 марта 2006 года . Проверено 7 декабря 2014 г.
- Вайссер, Ребекка. «Системная неспособность Министерства иностранных дел и торговли Австралии предотвратить коррупционные контракты AWB» . Австралиец . Архивировано из оригинала (мнения) 25 апреля 2006 года . Проверено 7 декабря 2014 г.
- Уилкинсон, Мэриан (16 апреля 2006 г.). «Обман целым грузовиком: Часть 2» . Сидней Морнинг Геральд .
- «Товарная культура: Часть первая» . Четыре угла . Телеканал «ЭйБиСи» . 10 апреля 2006 г. Архивировано из оригинала (расшифровка) 12 апреля 2006 г. . Проверено 7 декабря 2014 г.
- «Товарная культура: Часть вторая» . Четыре угла . Телеканал «ЭйБиСи» . 17 апреля 2006 г. Архивировано из оригинала (расшифровка) 20 апреля 2006 г. . Проверено 7 декабря 2014 г.