Boris Sveshnikov
Boris Petrovich Sveshnikov | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 6 октября 1998 г. | ( 71 год
Национальность | Русский |
Образование | Московский институт прикладного и декоративного искусства |
Известный | Живопись, рисунок |
Boris Petrovich Sveshnikov (1927–1998) [ 1 ] был русским художником-нонконформистом. 9 февраля 1946 года Свешников, тогда девятнадцатилетний студент художественной школы Московского института прикладного и декоративного искусства , пошел купить керосин в соседний магазин. По дороге он был арестован за участие в террористической группе, готовившей покушение на Иосифа Сталина . Одним из участников этого сфабрикованного обвинения МГБ был художник Лев Кропивницкий , у которого Свешников учился в институте. До так называемого суда Свешников провел год в тюрьме. Бесконечные ночные допросы, поездки из подвалов Лубянки в Лефортовскую тюрьму и обратно, лишение сна и переполненность тюрем неизбежно доводили Свешникова до грани физического и нервного истощения. Через год его приговорили к восьми годам лишения свободы в трудовых лагерях строгого режима . [ 2 ]
Жизнь
[ редактировать ]Путь из Москвы в Ухтижемлаг (в Ухто - Ижвесском районе) — через множество пересыльных тюрем — длился больше месяца. В переполненных столыпинских вагонах Свешников встречался с офицерами власовской армии , советскими военнопленными, бандитами и другими преступниками, членами запрещенных религиозных сект, а также политическими заключенными, которых, как и Свешников, называли «террористами».
В лагере 15, одном из многих лагерей Архипелага ГУЛАГа , Свешников провел около двух с половиной лет. Заключенных в лагере заставляли работать по десять-двенадцать часов в день на рытье и прокладке газопроводов, несмотря на морозы зимой, достигающие -40 °C (-40 °F) и облака крови. сосущие мокрецы . Он продержался около двух лет, после чего потерял сознание от крайнего истощения и был списан как «отходы производства» в лагерную больницу вместе с другими «доходягами», обреченными на смерть. Счастливчик, друг его семьи, геолог Николай Николаевич Тихонович , находившийся в лагере в 1937 году и одно время руководивший геологическими работами в системе Ухтижемлага, сохранил там некоторые профессиональные связи и выступил от имени Свешникова. [ 3 ] Где-то осенью 1948 года его перевели в Ветлосянский лагерь для «инвалидов» и назначили ночным сторожем на деревообрабатывающем заводе. Характер этой должности дал ему возможность создать ряд рисунков карандашом и тушью на бумаге, которые сегодня составляют важную часть его творчества. В сторожевой каморке, тайно, по ночам, Свешников начал рисовать. Его близость к расположенной неподалеку малярной мастерской, где трое заключенных обслуживали «эстетические нужды» лагеря, т. е. изготовление баннеров, дизайн плакатов и рисование портретов Сталина, позволила ему получить некоторые художественные материалы. Иногда к нему приходили «клиенты», и он на небольших листочках бумаги рисовал их портреты, которые заключенные затем рассылали в письмах своим родственникам. В 1954 году Свешникова освободили.
После освобождения Свешников продолжил работать в стиле фантастического реализма, выработанном им в сибирских лагерях. Как ни странно и, возможно, с сарказмом, Свешников вспоминал лагерные годы как период «абсолютно свободного творчества». «Я получил свою порцию хлеба и нарисовал то, что хотел. Меня никто не контролировал. Ко мне никто не проявлял никакого интереса». Несмотря на несправедливость, причиненную ему правительством, и несмотря на то, что Свешников считается влиятельным представителем советского нонконформистского искусства, художник никогда не воспринимал себя как диссидент. Напротив, творчество Свешникова во многом личное и аполитичное. Как однажды сказал художник: «То, что я рисовал дома, я делал для себя... Все мои работы посвящены могиле». [ 1 ]
Картины Бориса Свешникова выставлялись в Галерее Москва-Петербург в Париже (1979), Русском музее в изгнании в Монжероне , Франция (1979), Музее советского неофициального искусства в изгнании в Джерси-Сити (1981), «Пушке и Расселе». Ротонды на Капитолийском холме (1983 г.), Культурный центр Меербушера в Меербуше , Германия (1984 г.), Национальный музей современного искусства в Париже (1988 г.) и Галерея Мими Ферцт в Нью-Йорке (1999 г.). Некоторые из наиболее важных работ Бориса Свешникова находятся в коллекции нонконформистского искусства Советского Союза Нортона и Нэнси Додж , которая в настоящее время хранится в Художественном музее Зиммерли в Университете Рутгерса .
Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Живопись на могилу: Раннее творчество Бориса Свешникова» . Художественный музей Джейн Вурхис Зиммерли . Проверено 4 мая 2011 г.
- ^ Геноккио (26 сентября 2008 г.). «Лицом к лицу со сталинскими ужасами» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 4 мая 2011 г.
- ^ "Лагерные рисунки Бориса Свешникова" .
Внешние ссылки
[ редактировать ]БОРИС СВЕШНИКОВ. ЛАГЕРНЫЕ РИСУНКИ [1]
СВЕШНИКОВ, БОРИС ПЕТРОВИЧ [2]
Свешников Борис Петрович [3]
Коллекция Лили Броштайн [4]
Художественный музей Цимерли [5]
Гулагское творчество Бориса Швешникова [6]