Бублик Чилиса
Бублик Чилиса | |
---|---|
Рожденный | Нсакахогве, Ботсвана |
Образование | Магистр искусств, Питтсбургский университетДоктор философии, Университет Питтсбурга |
Занятие | Профессор Университета Ботсваны |
Супруг | Эрнест Чилиса |
Родители) | Мотлалепул и Звамбеле Кеноси |
Багеле Чилиса — ботсванский постколониальный ученый, который много писал и говорил о методологиях исследований и оценки коренных народов. Она является профессором Университета Ботсваны . [1] где она преподает курсы по социальных методам исследований и оценочным исследованиям для студентов и аспирантов. Чилиса работал оценщиком в нескольких глобальных проектах и считается важным «африканским идейным лидером». [2] Чилиса идентифицирует себя как член народа банту . африканского [3] : 3
Биография
[ редактировать ]Чилиса родилась и выросла в маленькой деревне Ншаказогве в Ботсване . [3] : хх Ее родители, Мотлалепул и Звамбеле Кеноси, занимались натуральным хозяйством . [3] : XXI Ее родители и бабушка Поня Кеноси устную литературу . в детстве передавали ей [3] : xxiii стимулируя ее пожизненный интерес к системам знаний коренных народов. В своей книге « Методологии исследования коренных народов» (2012) Чилиса утверждает:
Я принадлежу к африканскому народу банту, который живет совместной жизнью, основанной на связи, которая простирается от рождения до смерти, продолжается и после смерти и распространяется на живое и неживое. Меня знают и я общаюсь в терминах отношений, которые связывают меня со всеми моими отношениями, живыми и неживыми. Люди часто обращаются друг к другу, используя тотемы, а также родственные термины, такие как дядя, тетя, брат и так далее. Например, мой тотем — крокодил, и в зависимости от того, кто со мной разговаривает и по какому поводу, ко мне могут обратиться с использованием моего тотема. [3] : 3
Образование
[ редактировать ]Чилиса благодарит своего отца за то, что он научил ее алфавиту еще до того, как она пошла в школу. Поскольку ее семья жила недалеко от деревенского зернохранилища , она также научилась считать еще до того, как пошла в школу. [3] : XIX Она посещала начальную и среднюю школу в Ботсване. В Питтсбургском университете Чилиса получила степень магистра гуманитарных наук в области методологии исследований и докторскую степень в области политики, планирования и оценки. [2]
Карьера
[ редактировать ]Чилиса — профессор Университета Ботсваны, работающий в программе последипломных исследований и оценки. Она преподает курсы по методам исследования и оценке, а также по разработке политики. Она преподает как аспирантам, так и студентам бакалавриата в Университете Ботсваны. [2]
Чилиса — знаток методов исследования коренных народов. [2] опубликовав книги и журнальные статьи по этой теме [1] и выступал на национальных и международных конференциях. [3] : xxii – xxiii Ее исследования сосредоточены на общинах в Ботсване и других регионах юга Африки. [4] но ее идеи о методах исследования коренных народов применяются во всем мире. [2] Ее называют «африканским идейным лидером, продвигающим концепцию оценки с африканскими корнями». [2] В предисловии к ее важному тексту [4] Методологии исследования коренных народов , Чилиса благодарит своего отца за то, что он привил ей «способы, с помощью которых практики и ценности коренных народов, связанные с связностью и реляционными способами познания колонизированного Другого , могли быть оценены в исследованиях». [3] : хх
В Университете Ботсваны Чилиса имеет обширный опыт работы. Она была членом правления Центра научных исследований, знаний и инноваций коренных народов Университета Ботсваны, а также входила в состав правления Комитета по этике исследований Университета Ботсваны. [2]
Чилиса работал в неправительственных организациях (НПО) в качестве оценщика международных проектов, включая ЮНЕСКО , Программу развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), Всемирный банк , Международную организацию труда и Детский фонд Организации Объединенных Наций . Чилиса получила множество грантов от международных организаций на проведение исследований, в том числе гранты от Всемирного банка, Национального института здравоохранения (США) и ЮНИСЕФ . [3] : XXII В 2018 году Чилиса был назначен членом Консультативной группы по оценке (EAP) Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН). [2]
Она была соучредителем Исследовательской ассоциации Ботсваны, Лесото, Свазиленда и Намибии, была президентом Ассоциации образовательных исследований Ботсваны и редактировала Ботсванский журнал образовательных исследований.
Опубликованные работы
[ редактировать ]![]() | Этот раздел может содержать чрезмерное количество сложных деталей, которые могут заинтересовать только определенную аудиторию . ( Август 2020 г. ) |
- Браннелли, Тула, Розалинд Эдвардс, Мелани Нинд, Хелен Кара, Умут Эрел, Хелен Моэвака Барнс , Багеле Чилиса и Амохия Бултон. (2017). «Рефлексивные комментарии», Качественные исследования 17, вып. 3: 351–355. дои: 10.1177/1468794117698915
- Чилиса, Багеле. (1999). «Новые разработки в национальной экзаменационной системе в Ботсване». Образовательные измерения: проблемы и практика , 18, вып. 4: 28–29. ISSN 0731-1745
- Чилиса, Багеле. (2000). «На пути к равенству в оценке: разработка гендерно-справедливой оценки». Оценка в образовании: принципы, политика и практика , 7 (1), 61–81. дои:10.1080/713613318=
- Чилиса, Багеле. (2002). «Национальная политика в отношении беременности в системах образования в странах Африки к югу от Сахары: пример Ботсваны». Гендер и образование , 14, вып. 1: 21–35. дои: 10.1080/09540250120098852
- Чилиса, Багеле. (2005). «Образовательные исследования в постколониальной Африке: критика исследований ВИЧ / СПИДа в Ботсване». Международный журнал качественных исследований в образовании (QSE) 18, вып. 6: 659–684. ISSN 0951-8398
- Чилиса, Багеле. (2006). «Половое воспитание: подчиненные дискурсы и голоса подростков». стр. 249–261 в книге К. Скелтона, Б. Фрэнсиса, Л. Смуляна, К. Скелтона, Б. Фрэнсиса, Л. Смуляна (ред.) Справочник Sage по гендеру и образованию . Таузенд-Оукс, Калифорния: Sage Publications, Inc. doi: 10.4135/9781848607996.n19.
- Чилиса, Багеле. (2012). Методологии исследования коренных народов . Лос-Анджелес, Калифорния: Сейдж. ISBN 9781412958820
- Чилиса, Багеле. (2017). «Деколонизация трансдисциплинарных исследовательских подходов: африканская перспектива усиления интеграции знаний в науку об устойчивом развитии». Наука об устойчивом развитии , (5), 813. doi:10.1007/s11625-017-0461-1
- Чилиса, Багеле. (2014). «Исследование коренных народов — это путешествие». Международный журнал нарративной терапии и общественной работы , вып. 2:41. ISSN 1446-5019
- Чилиса, Багеле, Ирен Мохиманг, Колентино Мпета, Тумане Малинга-Мусамба, Полоко Нтшваранг и Г. Анита Хирен. 2013. «Зачем ждать до брака? Факторы, определяющие добрачный секс среди подростков в стране Африки к югу от Сахары: Ботсвана». Журнал поведения человека в социальной среде , 23, вып. 8: 972–979. дои:10.1080/10911359.2013.831296
- Чилиса, Багеле, Тендживе Эмили Мейджор и Келне Худу-Петерсен. (2017). «Взаимодействие сообщества с постколониальной парадигмой отношений, основанной на Африке». Качественные исследования , 17, вып. 3: 326–339. дои: 10.1177/1468794117696176
- Чилиса, Багеле, Ирен Мохиманг, Колентино Ньямадзапаси Мпета, Тумане Малинга, Полоко Нтшваранг, Брэмвелл Валела Коябе и Дж. Анита Хирен. (2016). «Контекстуализированные теоретические предикторы намерения практиковать моногамию среди подростков в младших средних школах Ботсваны: результаты сессий фокус-групп и перекрестного исследования». Журнал поведения человека в социальной среде , 26, вып. 6: 533–540. дои:10.1080/10911359.2015.1114820
- Чилиса, Багеле и Габо Нцеане. (2010). «Сопротивление доминирующим дискурсам: последствия коренной, африканской феминистской теории и методов гендерных и образовательных исследований». Гендер и образование , 22, вып. 6: 617–632. doi:10.1080/09540253.2010.519578
- Чилиса, Багеле и Гэлебале Н. Чеко. (2014). «Смешанные методы в исследованиях коренных народов: построение отношений для достижения устойчивых результатов вмешательства». Журнал исследований смешанных методов , 8, вып. 3: 222–233. ISSN 1558-6898
- Коммейрас, Мишель и Багеле Чилиса. (2001). «Оценка первого национального исследования грамотности в Ботсване с использованием предложенной Вагнером схемы исследования грамотности в «третьем мире»». Международный журнал развития образования , 21, 433–446. doi:10.1016/S0738-0593(00)00074-2
- Гаотлхобогве, Майкл; Тендживе Эмили Мейджор; Сетлхомо Колой-Кеакице и Багеле Чилса. (2018). «концептуализация оценки в африканском контексте». Новые направления оценки , вып. 159: 47–62. DOI: 10.1002/ev.20332
- Мертенс, Донна М.; Фиона Крэм ; и Багеле Чилиса (редактор) (2013). Пути коренных народов в социальных исследованиях: голоса нового поколения . Уолнат-Крик, Калифорния: Left Coast Press. ISBN 9781598746976
- Ница, Эми, Багеле Чилиса и Вероника Маквинджа-Морара. (2010). «Мбизи»: Расширение прав и возможностей и профилактика ВИЧ/СПИДа для девочек-подростков в Ботсване». Журнал для специалистов по групповой работе , 35, № 2: 105-114. ISSN 0193-3922
- Сэндей, Пегги, Сунити Намджоши, Энн Грэм, Мишель Джанетт, Хелен Моффет, Мишель Коконис и Сьюзан А. Комерфорд и др. 2001. «Форум: С какими проблемами сталкиваются феминистки в США, пытаясь мыслить глобально?». Трансформации: журнал инклюзивной стипендии и педагогики , 12, вып. 1: 108–22. ISSN 1052-5017
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Эмеагвали, профессор Глория (2017), Разговор с профессором Багеле Чилисой, экспертом по методологии исследований коренных народов. , получено 5 августа 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Профессор Чилиса из Консультативной группы ПРООН по оценке» . Университет Ботсваны . 2018 . Проверено 5 августа 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Чилиса, Багеле. (2012). Методики исследования коренных народов. Лос-Анджелес, Калифорния: Сейдж. ISBN 9781412958820
- ^ Перейти обратно: а б де Гёде, Майке (2013). «Рецензия на книгу: Методологии исследования коренных народов Багеле Чилисы» . Обзор книг LSE . Проверено 5 августа 2018 г.