Хромота и хромота
Херрена (IPA: [e'rena]) — одна из партий, исполняемых традиционными исполнителями чалапарта , вторая — ттакуна ; Другой менее известный традиционный термин для херрены — ургуна . Херрена противоположна ттакуне тем, что нарушает баланс, который последняя намеревается поддерживать (отсюда и название херрена , что означает хромой). Их ритмический выбор состоит из двух долей (обычный ттакуна), одиночного удара (иногда называемого херрена в расширении) или паузы, в отличие от ттакуна, который всегда может ударить дважды.
Однако в современной чалапарте жесткие границы между херреной и ттакуна стерлись настолько, что игроки ттакуна могут сами выполнять комбинации, принадлежащие херрене.
Ттакуна выполняет (произносится [caˈkuna] ) или txakuna [tʃaˈkuna] — это базовый двухтактный удар, в который каждый игрок чалапарты палками . Он обеспечивает основу для традиционной чалапарты наряду с херреной в рамках бинарной схемы. На этом инструменте играют два исполнителя, каждый из которых играет свою роль: ттакуна или херрена . Ттакуна представляет собой баланс или регулярность, а это означает, что этот игрок должен стабильно отыгрывать на доске две равные доли, когда наступит его очередь. Однако херрена тоже может играть на ттакун по своему усмотрению.
Эти две доли довольно ровны в традиционной чалапарте, с небольшим ударением на первом ударе, но нередко можно услышать, как ттакуна исполняются с заметным наклоном ко второй доле (в результате чего получается подчеркнутая вторая доля), движимая инерцией .
По мере развития чалапарты эти границы между двумя партиями, исполняемыми каждым исполнителем, постепенно стираются, и человек, играющий ттакуна, может прерывать свою партию и чередовать ее с другими комбинациями (например, с одной долей или паузой). , тем самым дестабилизируя прежний баланс и начав диалектическую борьбу между обоими игроками.