ОТ М-60
OT M-60 APC | |
---|---|
ОТ М-60П | |
Тип | Бронетранспортер |
Место происхождения | Югославия |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1962–2004 |
Используется | См . бывших операторов |
Войны | Ирано-иракская война Югославские войны |
История производства | |
Дизайнер | Военно-технический институт |
Технические характеристики | |
Масса | 11 000 кг |
Длина | 5,02 метра |
Ширина | 2,77 метра |
Высота | 2,385 метра с 12,7-мм пулеметом 1,86 метра без 12,7-мм пулемета |
Экипаж | 3 |
Броня | 10–25 мм |
Основной вооружение | 12,7-мм M2 HB Browning крупнокалиберный пулемет |
вторичный вооружение | 7,92 М53, боекомплект 2000 патронов спаренный пулемет |
Двигатель | Знаменитый ФФТР 150 л.с. |
Мощность/вес | 17,3 л.с./тонну |
Приостановка | торсион |
Оперативный диапазон | 400 км по дороге 250 км по бездорожью |
Максимальная скорость | 45 км/ч на суше 8 км/ч на воде |

ОТ М-60 — югославский бронетранспортер, выпускавшийся с 1962 по 1979 год.
Разработка
[ редактировать ]ОТ ( Oklopni Transporter — бронетранспортёр ) М-60 был первой югославской бронемашиной, поступившей в серийное производство. Исследования и разработки начались в 1956 году, а первый прототип был изготовлен в июне 1958 года. До начала серийного производства новый бронетранспортер назывался Objekat M-590 . в том же году Серийное производство началось в 1962 году. М-60 впервые появился на публике на параде Победы . Качество машин не удовлетворяло требованиям Югославской народной армии (ЮНА), поэтому FAMOS начала разработку модернизированной модели ОТ М-60П (P – poboljšani – «улучшенный»), которая была представлена в 1970 году. С 1962 по В 1979 году было выпущено около 790 автомобилей, из них 190 отправлено на экспорт. Противотанковый вариант с двумя 82-мм безоткатными орудиями М60 был представлен в 1973 году. [ 1 ]
Большинство М-60 использовались в бронетанковых и механизированных бригадах ЮНА, а некоторое количество использовалось Федеральной полицией, будучи окрашенными в характерный синий цвет. Во время ирано-иракской войны М-60 подвергался критике за низкую огневую мощь и слабую броню. [ 2 ] В ходе югославских войн М-60 понесла серьезные потери, и в очередной раз были отмечены ее недостатки в огневой мощи. В дальнейшем во время войны М-60 использовался в качестве бронетранспортера (БТР) для перевозки боеприпасов к линии фронта и эвакуации пехотинцев и раненых комбатантов. М-60 использовалась практически всеми армиями, созданными в результате распада Югославии . Армия Сербии и Черногории сняла с вооружения свой последний 121 М-60П в 2004 году в соответствии с Соглашением о субрегиональном контроле над вооружениями 1996 года.
Хотя М-60 в целом был похож на другие БТР того периода, ему так и не удалось удовлетворить всем критериям, первоначально требуемым ЮНА. Несмотря на свои недостатки, он широко использовался в течение 40 лет после того, как поступил в массовое производство и привел к массовой механизации ЮНА. Ее недостатки впоследствии были компенсированы внедрением боевой машины пехоты БВП М-80 .
Характеристики
[ редактировать ]Водитель сидел спереди слева, его люк имел дневной прицел, который можно было заменить инфракрасным прицелом для ночного вождения. Справа от него сидел радист, который мог вести огонь через пулеметный порт, расположенный на верхнем лобовом листе. Командир сидел за водителем, а за радистом – наводчик. Машина была оснащена 12,7-мм пулеметом М-2 HB PAM, установленным на башенке, что позволяло использовать ее в зенитных целях.
Автомобиль оснащен шестицилиндровым дизельным двигателем мощностью 140 л.с., обеспечивающим максимальную скорость 45 км/ч. Машина представляет собой цельносварную стальную конструкцию, обеспечивающую защиту от стрелкового оружия. У него нет системы защиты от ядерного оружия.
Задний отсек позволяет перевозить 10 военнослужащих. Они сидят на скамейках спина к спине, чтобы иметь возможность стрелять из своего личного оружия через боковые порты (по три с каждой стороны), и покидают машину через две двери, установленные в задней части. [ 3 ]
Варианты
[ редактировать ]- М-60 - первая серийная модель, также известная как М-590.
- М-60П — улучшенная модель (П означает «побольшани» , или «улучшенный»).
- М-60ПБ - противотанковый вариант со спаренными 82-мм безоткатными орудиями М-60, установленными в левом верхнем или правом верхнем углу корпуса сзади.
- М-60ПК — машина командира батальона.
- М-60СН - Санитарно-эвакуационный вариант с удлиненным корпусом.
Бывшие операторы
[ редактировать ]Босния и Герцеговина
Хорватия
Ирак - до 1990 года заказано и поставлено 190 бронетранспортеров М-60П. [ 4 ] Снят со службы.
Республика Сербская
Республика Сербская Краина
Сербия и Черногория
Югославия - около 600 машин в различных вариантах поставлено с 1962 по 1979 год. Передано государствам-правопреемникам.
Ссылки
[ редактировать ]- Руководство по распознаванию танков и боевых машин Джейн , Кристофер Ф. Фосс, издательство Harper Collins , 2000.
- ^ М-60П
- ^ Кочевар, Изток (август 2014 г.). «Micmac à ti-larigot chez Tito: Югославская бронетехника во время холодной войны». Битвы и бронетехника (на французском языке). № 62. Характер. стр. 66–79. ISSN 1765-0828 .
- ^ М-60 - Энциклопедия танков
- ^ CNN - Война в Ираке
- Энциклопедия танков
- Сербский доспех (сербский)