Jump to content

Гримшоу (шахматы)

А.Г. Корриас,
Добрый товарищ , 1917 год.
а б с д и ж г час
8
a7 белый слон
d7 белый король
h7 белая королева
f6 черная пешка
d5 черный король
c4 черная пешка
f4 белая пешка
а3 черная пешка
h3 черная пешка
а2 черная ладья
а1 черный слон
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Белые играют и дают мат в два счета.

Гримшоу шахматных — это устройство, используемое в задачах , в которых две фигуры, попадающие на определенное поле, взаимно мешают друг другу. Он назван в честь композитора XIX века Уолтера Гримшоу . Grimshaw — одно из самых распространенных устройств в Directmate .

Примеры с описанием

[ редактировать ]

Тему можно понять, обратившись к показанному примеру А. Г. Корриаса (опубликовано в Good Companion , 1917).

Пример AG Corrias

[ редактировать ]

Проблема в мате в два хода (белые должны сделать ход первыми и поставить мат черным в два хода против любой защиты). Ключевым моментом является 1.Qb1, который угрожает 2.Qb7#. У черных есть три способа защититься от этого.

  • Один из них - сыграть 1...c3, давая королю новое поле полета на c4, но это лишает защиты d3, позволяя белым дать мат ходом 2.Qd3#.

Однако именно две другие черные защиты отражают тему Гримшоу.

  • Черные могут сыграть 1...Bb2, отрезав тем самым белому ферзю путь на b7. Однако слон на b2 мешает ладье а2 и останавливает ее движение по горизонтали - это позволяет белым сыграть 2.Qh1# (после другого хода черных это было бы невозможно из-за 2...Rg2, блокирующего проверять).
  • Вместо этого черные могут сыграть 1...Rb2, отсекая белого ферзя ладьей, а не слоном. Однако так же, как слон на b2 мешает ладье, так и ладья на b2 мешает слону, позволяя белым сыграть 2.Qf5# (мат иначе невозможен из-за 2...Be5, блокирующего шах) .

Именно это взаимное вмешательство двух черных фигур на одном поле (в данном случае ладьи и слона на b2) и составляет Гримшоу.

Второй пример

[ редактировать ]
Valky River [1]
а б с д и ж г час
8
a8 черный слон
b8 белый рыцарь
e8 белая ладья
g8 белый король
h8 белый слон
a7 черная ладья
e7 черная пешка
f7 белый конь
a6 черная ладья
e6 черный король
h6 черная пешка
a5 черный слон
e5 белая пешка
c4 белая пешка
d4 белый ферзь
e4 черная пешка
f4 черная пешка
g4 белая пешка
b1 белый слон
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Белые играют и дают мат в два счета.

Ключом к загадке справа является 1. Фd2. Этот ход не несет угрозы, но оставляет черных в цугцванге : черные должны либо переместить одного из своих слонов или ладей, либо переместить пешку. Однако любой ход слона или ладьи должен снять защиту с одного из полей d5, d6, d7 или d8, позволяя белым поставить мат на d5, d6 или d7 ферзем и d8 конем. Строки:

1. Фd2!
  • 1... Сxd2 2. Кd8#
  • 1... Лb7 2. Фd5# (2... Сxd5 невозможно)
  • 1... Лc6 2. Фd5# (2... Сxd5 невозможно)
  • 1... Сb6 2. Фd6# (2... Лxd6 невозможно; 2... exd6 невозможно из-за связи)
  • 1... Bc6 2. Фd6# (2... Лxd6 невозможно; 2... exd6 невозможно из-за связи)
  • 1... Сb7 2. Фd7# (2... Лxd7 невозможно)
  • 1... Сc7 2. Фd7# (2... Лxd7 невозможно)
  • 1... Лb6 2. Кd8# (2... Сxd8 невозможно)
  • 1... Лc7 2. Кd8# (2... Сxd8 невозможно)
  • 1... e3 2. Сf5#
  • 1...f3 2.Qxh6#
  • 1... h5 2. Кg5#

Гримшоу с участием пешек

[ редактировать ]

Фигуры, участвующие в Гримшоу, обычно представляют собой ладью и слона, как в предыдущем примере, хотя также встречаются Гримшоу с пешками, как в этом мате в двух примерах Фрэнка Джанета (опубликовано в St.Louis Globe Democrat , 1916):

Фрэнк Джанет,
Демократ Сент-Луис Глобус , 1916 год.
а б с д и ж г час
8
g8 черный слон
c7 черный рыцарь
e7 черная пешка
h7 черная пешка
a4 черная ладья
f4 черный король
g4 белый конь
h4 белый король
e3 белый рыцарь
f3 черная пешка
c2 белый слон
f2 белая пешка
d1 белая королева
f1 черный рыцарь
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Белые играют и дают мат в два счета.


Ключевой момент – 1.Qd7, угрожающий 2.Qf5#. Как и в предыдущем примере, черные могут защититься, отрезав белого ферзя от предполагаемого поля назначения, но две из этих защит имеют фатальные недостатки, заключающиеся в том, что они мешают другим фигурам: 1...Be6 мешает пешке на e7, позволяя 2 .Qxc7# (2...e5 было бы возможно, если бы слон не был на e6) и 1...e6 мешает слону, позволяя 2.Qxa4# (2...Bc4 было бы возможно, если бы пешка не была на e6 ). Именно это взаимное вмешательство слона и пешки на e6 и составляет пешку Гримшоу. В этой задаче есть еще несколько нетематических черных защит — их все смотрите ниже.

1.Qd7 (угрожая 2.Qf5#)
  • 1...Be6 2.Qxc7#
  • 1...e6 2.Qxa4#
  • 1...Ne6 2.Nd5#
  • 1...Ra5 2.Qd4#
  • 1...Кxe3 2.fxe3#
  • 1...Кg3 2.fxg3#

Несколько Гримшоу

[ редактировать ]

Иногда несколько Гримшоу можно объединить в одной задаче. Вот два примера Льва Ильича Лошинского, каждый с тремя Гримшоу.

Первый пример

[ редактировать ]
Лев Ильич Лошинский,
Л'Италия Шахматы , 1930 год.
а б с д и ж г час
8
f8 белый рыцарь
c7 белый король
f7 белый слон
а6 белая пешка
c6 черная пешка
g6 черная ладья
b5 черная пешка
c5 черный король
b4 белый рыцарь
h4 белая ладья
c3 черная пешка
d3 белая пешка
h3 черный слон
а2 черная ладья
c2 белая королева
h2 белый слон
а1 черный слон
f1 белая ладья
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Белые играют и дают мат в два счета.

Впервые это было опубликовано в L'Italia Scacchistica в 1930 году. Это мат надвое. Ключ – 1.Rb1 с угрозой 2.d4#. Каждая защита черных создает помеху Гримшоу, которая мешает им захватить матовую фигуру белых. Защита черных с ответами белых такова:

  • 1...Re6 2.Nd7# (2...Bxd7 невозможно)
  • 1...Be6 2.Bd6# (2...Rxd6 невозможно)
  • 1...Rg4 2.Ne6# (2...Bxe6 невозможно)
  • 1...Bg4 2.Bg1# (2...Rxg1 невозможно)
  • 1...Rb2 2.Qxc3# (2...Bxc3 невозможно)
  • 1...Bb2 2.Qf2# (2...Rxf2 невозможно)

Есть еще одна защита черных: 1...Rd6, ведущая к простому взятию 2.Bxd6# (по сути, это тот же мат, что и следующий за 1...Be6).

Второй пример

[ редактировать ]
Лев Ильич Лошинский,
Журнал Голландской шахматной федерации , 1930 г.
а б с д и ж г час
8
a8 черный слон
e8 белый король
h8 черный слон
a7 черная ладья
c7 белая ладья
f7 черная пешка
h7 черная ладья
e6 черный король
b5 белый рыцарь
d5 черный рыцарь
c4 белый слон
d4 белая пешка
f4 белый ферзь
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Белые играют и дают мат в два счета.

Этот второй пример Лошинского, также мат в два раза, взят из книги «Tijdschrift vd Nederlandse Schaakbond» , 1930, и представляет собой одну из самых известных шахматных задач. Это полный блок (если бы белые смогли пройти свой первый ход, то на каждый ход черных они могли бы ответить матом), и ключ белых, 1.Bb3, удерживает этот блок, не создавая угрозы, но ставя черных в цугцванг . У черных шесть защит, ведущих к трем Гримшоу, одна из которых пешка Гримшоу:

  • 1...Rb7 2.Rc6# (2...Bxc6 невозможно)
  • 1...Bb7 2.Re7# (2...Rxe7 невозможно)
  • 1...Rg7 2.Qe5# (2...Bxe5 невозможно)
  • 1...Bg7 2.Qxf7# (2...Rxf7 невозможно)
  • 1...Bf6 2.Qg4# (2...f5 невозможно)
  • 1...f6 2.Qe4# (2...Be5 невозможно)

После других ходов черных белые могут сделать один из вышеперечисленных ходов для мата; тремя исключениями являются 1...f5, отбирающее это поле у ​​короля и допускающее 2.Qd6# и два взятия: 1...Rxc7 2.Nxc7# и 1...Bxd4 2.Nxd4#.

Новотный

[ редактировать ]

Близким родственником Гримшоу является Новотный , который, по сути, является Гримшоу, вызванным жертвой белых на поле, где она может быть захвачена двумя разными черными фигурами - какая бы черная фигура ни захватила белую фигуру, она мешает другой.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Хупер, Дэвид ; Уилд, Кеннет (1996) [Первый паб. 1992]. «Вмешательство Гримшоу». Оксфордский справочник по шахматам (2-е изд.). Издательство Оксфордского университета . стр. 159, 99. ISBN.  0-19-280049-3 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e144c76edea34d3cdfba64a4f0b37d14__1657449600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e1/14/e144c76edea34d3cdfba64a4f0b37d14.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Grimshaw (chess) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)