Гримшоу (шахматы)
Добрый товарищ , 1917 год.
а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Гримшоу шахматных — это устройство, используемое в задачах , в которых две фигуры, попадающие на определенное поле, взаимно мешают друг другу. Он назван в честь композитора XIX века Уолтера Гримшоу . Grimshaw — одно из самых распространенных устройств в Directmate .
Примеры с описанием
[ редактировать ]Тему можно понять, обратившись к показанному примеру А. Г. Корриаса (опубликовано в Good Companion , 1917).
Пример AG Corrias
[ редактировать ]Проблема в мате в два хода (белые должны сделать ход первыми и поставить мат черным в два хода против любой защиты). Ключевым моментом является 1.Qb1, который угрожает 2.Qb7#. У черных есть три способа защититься от этого.
- Один из них - сыграть 1...c3, давая королю новое поле полета на c4, но это лишает защиты d3, позволяя белым дать мат ходом 2.Qd3#.
Однако именно две другие черные защиты отражают тему Гримшоу.
- Черные могут сыграть 1...Bb2, отрезав тем самым белому ферзю путь на b7. Однако слон на b2 мешает ладье а2 и останавливает ее движение по горизонтали - это позволяет белым сыграть 2.Qh1# (после другого хода черных это было бы невозможно из-за 2...Rg2, блокирующего проверять).
- Вместо этого черные могут сыграть 1...Rb2, отсекая белого ферзя ладьей, а не слоном. Однако так же, как слон на b2 мешает ладье, так и ладья на b2 мешает слону, позволяя белым сыграть 2.Qf5# (мат иначе невозможен из-за 2...Be5, блокирующего шах) .
Именно это взаимное вмешательство двух черных фигур на одном поле (в данном случае ладьи и слона на b2) и составляет Гримшоу.
Второй пример
[ редактировать ]а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Ключом к загадке справа является 1. Фd2. Этот ход не несет угрозы, но оставляет черных в цугцванге : черные должны либо переместить одного из своих слонов или ладей, либо переместить пешку. Однако любой ход слона или ладьи должен снять защиту с одного из полей d5, d6, d7 или d8, позволяя белым поставить мат на d5, d6 или d7 ферзем и d8 конем. Строки:
- 1. Фd2!
- 1... Сxd2 2. Кd8#
- 1... Лb7 2. Фd5# (2... Сxd5 невозможно)
- 1... Лc6 2. Фd5# (2... Сxd5 невозможно)
- 1... Сb6 2. Фd6# (2... Лxd6 невозможно; 2... exd6 невозможно из-за связи)
- 1... Bc6 2. Фd6# (2... Лxd6 невозможно; 2... exd6 невозможно из-за связи)
- 1... Сb7 2. Фd7# (2... Лxd7 невозможно)
- 1... Сc7 2. Фd7# (2... Лxd7 невозможно)
- 1... Лb6 2. Кd8# (2... Сxd8 невозможно)
- 1... Лc7 2. Кd8# (2... Сxd8 невозможно)
- 1... e3 2. Сf5#
- 1...f3 2.Qxh6#
- 1... h5 2. Кg5#
Гримшоу с участием пешек
[ редактировать ]Фигуры, участвующие в Гримшоу, обычно представляют собой ладью и слона, как в предыдущем примере, хотя также встречаются Гримшоу с пешками, как в этом мате в двух примерах Фрэнка Джанета (опубликовано в St.Louis Globe Democrat , 1916):
Демократ Сент-Луис Глобус , 1916 год.
а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Ключевой момент – 1.Qd7, угрожающий 2.Qf5#. Как и в предыдущем примере, черные могут защититься, отрезав белого ферзя от предполагаемого поля назначения, но две из этих защит имеют фатальные недостатки, заключающиеся в том, что они мешают другим фигурам: 1...Be6 мешает пешке на e7, позволяя 2 .Qxc7# (2...e5 было бы возможно, если бы слон не был на e6) и 1...e6 мешает слону, позволяя 2.Qxa4# (2...Bc4 было бы возможно, если бы пешка не была на e6 ). Именно это взаимное вмешательство слона и пешки на e6 и составляет пешку Гримшоу. В этой задаче есть еще несколько нетематических черных защит — их все смотрите ниже.
- 1.Qd7 (угрожая 2.Qf5#)
- 1...Be6 2.Qxc7#
- 1...e6 2.Qxa4#
- 1...Ne6 2.Nd5#
- 1...Ra5 2.Qd4#
- 1...Кxe3 2.fxe3#
- 1...Кg3 2.fxg3#
Несколько Гримшоу
[ редактировать ]Иногда несколько Гримшоу можно объединить в одной задаче. Вот два примера Льва Ильича Лошинского, каждый с тремя Гримшоу.
Первый пример
[ редактировать ]Л'Италия Шахматы , 1930 год.
а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Впервые это было опубликовано в L'Italia Scacchistica в 1930 году. Это мат надвое. Ключ – 1.Rb1 с угрозой 2.d4#. Каждая защита черных создает помеху Гримшоу, которая мешает им захватить матовую фигуру белых. Защита черных с ответами белых такова:
- 1...Re6 2.Nd7# (2...Bxd7 невозможно)
- 1...Be6 2.Bd6# (2...Rxd6 невозможно)
- 1...Rg4 2.Ne6# (2...Bxe6 невозможно)
- 1...Bg4 2.Bg1# (2...Rxg1 невозможно)
- 1...Rb2 2.Qxc3# (2...Bxc3 невозможно)
- 1...Bb2 2.Qf2# (2...Rxf2 невозможно)
Есть еще одна защита черных: 1...Rd6, ведущая к простому взятию 2.Bxd6# (по сути, это тот же мат, что и следующий за 1...Be6).
Второй пример
[ редактировать ]Журнал Голландской шахматной федерации , 1930 г.
а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Этот второй пример Лошинского, также мат в два раза, взят из книги «Tijdschrift vd Nederlandse Schaakbond» , 1930, и представляет собой одну из самых известных шахматных задач. Это полный блок (если бы белые смогли пройти свой первый ход, то на каждый ход черных они могли бы ответить матом), и ключ белых, 1.Bb3, удерживает этот блок, не создавая угрозы, но ставя черных в цугцванг . У черных шесть защит, ведущих к трем Гримшоу, одна из которых пешка Гримшоу:
- 1...Rb7 2.Rc6# (2...Bxc6 невозможно)
- 1...Bb7 2.Re7# (2...Rxe7 невозможно)
- 1...Rg7 2.Qe5# (2...Bxe5 невозможно)
- 1...Bg7 2.Qxf7# (2...Rxf7 невозможно)
- 1...Bf6 2.Qg4# (2...f5 невозможно)
- 1...f6 2.Qe4# (2...Be5 невозможно)
После других ходов черных белые могут сделать один из вышеперечисленных ходов для мата; тремя исключениями являются 1...f5, отбирающее это поле у короля и допускающее 2.Qd6# и два взятия: 1...Rxc7 2.Nxc7# и 1...Bxd4 2.Nxd4#.
Новотный
[ редактировать ]Близким родственником Гримшоу является Новотный , который, по сути, является Гримшоу, вызванным жертвой белых на поле, где она может быть захвачена двумя разными черными фигурами - какая бы черная фигура ни захватила белую фигуру, она мешает другой.
Ссылки
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хупер, Дэвид ; Уилд, Кеннет (1996) [Первый паб. 1992]. «Вмешательство Гримшоу». Оксфордский справочник по шахматам (2-е изд.). Издательство Оксфордского университета . стр. 159, 99. ISBN. 0-19-280049-3 .