Варвара Бахметева

Варвара Александровна Бахметева (Варвара Александровна Бахметева; 1815–1851), имя при рождении Варвара Александровна Лопухина , была русской дворянкой, любимой и трагической музой великого -романтика поэта Михаила Лермонтова .
Биография
[ редактировать ]Родившаяся в старинном дворянском роду Лопухиных , Варвара Лопухина была седьмой из восьми детей. Она, ее брат Алексей и сестра Мария были близкими друзьями Михаила Лермонтова с 1828 года, когда Лермонтов приехал в Москву для получения среднего образования – и со временем Варвара и Михаил полюбили друг друга. В 18 лет Лермонтов написал Лопухину такие строки:
Но все ее движения,
Улыбка, речь и черты лица,
Полный жизни и вдохновения,
Полный чудесной простоты;
Но голос души звучит,
Как я буду помнить эти ни с чем не сравнимые дни...
По воспоминаниям родственников поэта, эту любовь к Лопухиной Лермонтов сохранил до самой смерти. Но против их брака выступила семья Лопухиных, особенно отец Варвары Александр Лопухин и ее сестра и подруга Лермонтова Мария.
В 1835 году Варвара Лопухина вышла замуж за Николая Фёдоровича Бахметева, богатого помещика и действительного статского советника . Николаю тогда было 37, а Варваре 20. По словам троюродного брата Лермонтова Акима Шан-Гирея, при известии о предстоящей женитьбе Лопухиной «лицо Лермонтова изменилось и побледнело».
Лермонтов с трудом принял новую фамилию Варвары. Посылая ей новый вариант « Демона » (длинное стихотворение, включающее в себя одни из самых резонансных строк на русском языке, которое он несколько раз переписывал), он несколько раз вычеркивал инициалы ВАБ и писал вместо них ВАЛ в дарственном послании, посланном к переписчик. Можно отметить, что «Л» также является инициалом поэта, подразумевая, что Лермонтов собирался на ней жениться.
Мучимый ревностью Лермонтов несколько раз в своих произведениях с сардоническим юмором называл Николая Бахметева седобородым и рогоносцем. Однако его колкие нападки на Бахметева перенеслись и на его жену:
Когда подали десертное шампанское, Печорин, подняв бокал, обратился к княжне: «Так как я не имел счастья быть на вашей свадьбе, то и позвольте поздравить вас теперь». Она посмотрела на него с удивлением и ничего не сказала. Но тайная тоска отбрасывала мимолетную тень на ее лицо, и стакан с водой в ее руке дрожал... Печорин видел все это, и что-то похожее на раскаяние закралось в его грудь: не он ли источник ее мук? И для чего? И какое удовольствие он находил в мелкой мести?.. Думал он это про себя, но не мог найти ответа.
Бахметев также ревновал и запрещал жене говорить о Лермонтове и всячески старался уничтожить ее переписку с поэтом, так что основным источником информации об их отношениях после брака является переписка поэта с сестрой Варвары, Марией Лопухиной.

В 1839 году, чтобы спасти от уничтожения все свои материалы, связанные с Лермонтовым, Варвара Бахметева передала их своей подруге Александре Верещагиной, когда та была на европейском курорте. Большая часть этого материала, рисунков и сочинений Лермонтова была передана потомкам Верещагиной в России. Однако, по мнению литературоведа Ираклия Андроникова , «не все материалы Верещагиной стали известны».
Варвара Бахметева никогда не была ни счастлива, ни даже здорова после замужества. Ее последнюю встречу с Лермонтовым в 1838 году Шан-Гирей описал так: [ 1 ]
Боже мой, как больно болело у меня сердце при ее появлении! Бледная, худая, и никаких следов старой Варвары. Только глаза ее сохранили свой блеск, и они были такими же нежными, как и прежде.
У Варвары и Николая Бахметевых родилась дочь Ольга (в замужестве Ольга Базылевская). В 1838 году Лермонтов, вернувшийся из кавказской ссылки, встретился с матерью и ребенком. По мнению Павла Висковатова , стихотворение Лермонтова «Дитя» посвящено этой встрече. Реагируя на изменившуюся внешность возлюбленной, Лермонтов писал:
...Увы! Годы летят;
Страдая раньше времени, она изменилась.
Но истинная мечта, истинный образ,
Хранится в моем сердце.
Варвара Бахметева неоднократно выезжала с мужем за границу на лечение, но после гибели Лермонтова на дуэли 1841 года ее состояние ухудшилось. Осенью 1841 года ее сестра Мария писала:
Последние новости о моей сестре Варваре поистине печальны. Она снова больна, нервы у нее настолько расстроены, что она вынуждена провести две недели в постели. Слишком слаб даже для того, чтобы есть. Муж предложил ей поехать в Москву - она отказывается ехать за границу - но она отказалась и категорически заявила, что больше не желает лечиться. Может быть, я ошибаюсь, но это расстройство я связываю со смертью Михаила.
Варвара Бахметева скончалась 9 сентября 1851 года в возрасте 36 лет. Похоронена в небольшом соборе Донского монастыря . Ее муж пережил ее более чем на тридцать лет. Николай Федорович Бахметев умер 3 марта 1884 года и был похоронен рядом с женой.
Varvara Lopukhina in the works of Lermontov
[ редактировать ]
Фигура Варвары Александровны неоднократно отражена в творчестве Лермонтова. Некоторые произведения он посвятил ей непосредственно, и она послужила прототипом многих персонажей поэта, например, в стихах 254–260 поэмы «Сашка». И он также писал и рисовал много ее портретов.
Третье издание его знаменитой поэмы « Демон » было посвящено Варваре Лопухиной; шестую и седьмую он также послал ей с посвящением.
В пьесе Лермонтова «Два брата», написанной после замужества Варвары, освещаются меркантильные стороны современного брака, финансовые отношения без глубоких чувств между супругами.
Подобная тема – сильное чувство связи между двумя персонажами до замужества героини с другим, но любовь героини не угасшая, а наоборот, укрепляющаяся разлукой – появляется в более поздних произведениях поэтессы « Княжна Лиговская » и « Герой нашего времени ». . Об этом автобиографическом произведении Лермонтов писал: «...Пишу четвертый акт новой драмы, взятой из событий, случившихся со мной в Москве».
С именем Варвары Лопухиной тесно связано стихотворение Лермонтова, адресованное Екатерине Быховец: «Нет, не тебя я так горячо люблю». По воспоминаниям Быховца:
Он был страстно влюблен в Б. А. Бахметева... Думаю, я обратил его внимание потому, что он нашел во мне ее сходство, и любимой темой его разговоров была она.
Автобиографические отрывки встречаются в «Герое нашего времени». По словам первого биографа Лермонтова Павла Висковатова, все, кто читал главу «Княжна Мери», узнавали Бахметевых в характерах Веры и ее мужа. [ 2 ]
Характеристика Лермонтовым своих женских персонажей говорит сама за себя:
- Княгиня Лиговская: «Княжна Вера Дмитриевна была женщиной 22 лет, среднего женского роста, блондинкой с черными глазами, что придавало ее лицу своеобразное очарование»
- Принцесса Фейт: «...она среднего роста, светлые волосы, у нее глубокие глаза» («глубокие» в данном контексте означает «темные»)
- Из детского стихотворения: «И быстрые глаза, и золотые кудри,/ и звонкий голос!/ Не правда ли, как говорится,/ что она тебе нравится?»
Вот как описывает Варвару Бахметеву ее внучатая племянница О.Н. Трубецкая: [ 3 ]
На ее большом портрете, который есть у меня в Москве, видны нежные темные глаза, и весь ее облик овеян тихой грустью.
Эта характерная черта — темные глаза и светлые волосы — присутствует почти повсюду, за исключением, пожалуй, стихотворения, где термин «темные глаза» заменен на «крылоногий». Однако, по исследованиям Н. Пахомова [ 4 ] это похоже на изменение, к которому прибегнул поэт в «Герое нашего времени», когда родинка на брови княгини Веры — черта, идентичная той, что была у Варвары Бахметевой, — в окончательном варианте перенесена на щеку, «чтобы избежать предположения о слишком близком сходстве»
Лермонтов также написал несколько портретов Варвары. Известно, что есть несколько ее портретов, а также ряд других, на которых она, как полагают, изображена.
Благовещенский монастырь
[ редактировать ]Память Варвары Бахметевой также увековечена в городе Тольятти ( до 1964 года — Ставрополь).
В 1846 году Николай Федорович Бахметев построил каменную церковь, алтарь которой был посвящен святой Варваре , в надежде на целебное божественное заступничество за Варвару. [ 5 ] Это не сработало.
Эта церковь сейчас является старейшим зданием Тольятти и является главным храмом Благовещенского монастыря , признанного исторического памятника Тольятти .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Lermontov and Varvara Lopukhina at the online Lermentov shrine (in Russian)
- Запись о Варваре Лопухиной на сайте Peoples.ru (на русском языке)
- Виктор Кинелев (2 августа 2002 г.). «Она была прекрасна, как мечта…» Алтайская Правда . Архивировано из оригинала 4 сентября 2011 года . Проверено 1 марта 2011 г. (на русском языке)
Источники
[ редактировать ]- Лобанова Н. Г. (2007). А счастье было так возможно... . Деловая дама Тольятти (in Russian) (3). Tolyatti : 34–35. (in Russian)
- Беличенко Ю. (2001). Лермонтов. Роман документального поиска. (in Russian) (Подъем, No. 8, 10, 11, 12) . Retrieved 1 March 2011 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) (на русском языке) - Вольперт Л. И. (2005). Лермонтов и литература Франции (в Царстве Гипотезы) . Tolyatti : Фонд эстонского языка. ISBN 9985-79-132-0 . Проверено 1 марта 2011 г. (на русском языке)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Беличенко Ю. (2001). Лермонтов. Роман документального поиска. . Подъем (in Russian) (12). (in Russian)
- ^ Viskovatov, Paul (1891). М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество [ M. Y. Lermontov - Life and Works ]. М. (in Russian). Vol. 6 (Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений ed.). p. 30. (in Russian)
- ^ Трубецкая О. Н. (1990). Отрывки из семейной хроники . Русская литература (in Russian) (2): 183. (in Russian)
- ^ Н. П. Пахомов. (1975). Подруга юных лет Варенька Лопухина [ A Friend of His Youth: Varenka Lopukhina ]. М. (in Russian). Советская Россия. (in Russian)
- ^ Лобанова Н. Г. (2007). А счастье было так возможно [And happiness was so possible]. Деловая дама Тольятти (in Russian). No. 3. Тольятти. pp. 34–35. (in Russian)