Нгалифуру
Нгалифуру | |
---|---|
Королева | |
![]() | |
Королева-консорт | ок.1880 - 1892 гг. |
Королева-мать | 1892 - 1956 |
Рожденный | 1864 отец |
Умер | 8 июня 1956 г. отец |
Дом | Мбе |
Религия | Теке спиритуализм |
Нгалифуру (1864 – 8 июня 1956) была королевой региона Мбе на территории современной Республики Конго ( Конго-Браззавиль ). Как правительница она была близка к французским колониальным властям и была первым правителем в своем регионе, подписавшим с ними договор.
Биография
[ редактировать ]Нгалифуру родился в 1864 году в Нгабе на реке Конго. [1] Член народа Теке , общины банту , живущей между нынешней Демократической Республикой Конго и Республикой Конго , Нгалифуру была замужем в возрасте 15 лет за королем Илоо I (также известным как Илоо Макоко), который был намного старше ее. [1] Она была его второй женой. [1] Устные предания предполагают, что они поженились в 1880 году. [2]
После их свадьбы Нгалифуру поддержала власть короля и завоевала уважение за свой интеллект, в том числе со стороны Пьера Саворньяна де Бразза , офицера французской колониальной армии, сотрудничавшего с ее мужем. [2] подарил Нгалифуру саблю . Де Бразза в знак восхищения [3] В 1944 году дочь де Бразза, Марта де Бразза , посетила Нгалифуру, который показал ей меч и обсудил с де Бразза ее отца. [4] Это «сотрудничество» между де Бразза, Илоо Макоко и, по сути, Нгалифуру на самом деле было договором, подписанным Илоо Макоко в 1880 году, который уступил территорию Теке Франции, тем самым образовав Французское Конго . [5]
После смерти короля Илоо I в 1892 году Нгалифуру взошла на трон как Ман Оунко (королева-мать) Королевства Мбе . [2] Традиция означала, что Нгалифуру нужно было снова выйти замуж, что она и сделала, но она и новый король жили отдельно, что было общепринятой практикой в обычаях Теке; у них не было детей. [2] Однако она вернулась, чтобы жить на своем родном месте в Нгабе . [6]
Духовная жизнь
[ редактировать ]Нгалифуру также был духовным лидером. [4] Она сделала это благодаря тесному общению с Нкве Мбали, духовностью, связанной с королем. [7] Из-за ее предполагаемой духовной силы многие люди совершали паломничество, чтобы навестить ее в Нгабе , где она принимала посетителей на своем королевском стуле ликуба . [2] В результате Нгалифуру стала мишенью католических и протестантских миссионеров, которые хотели, чтобы она приняла одну из их религий, зная, что если она это сделает, это повлияет на других; однако она сопротивлялась и продолжала духовные практики Теке. [2]
Французское колониальное правление
[ редактировать ]Однако Нгалифуру не ушел из общественной жизни, а стал заметной фигурой, известной французской колониальной администрации. [2] Ее считали примером традиционного правителя, принявшего колониальное правление. [2] Она подписала первый договор между традиционным правителем и французами. [4] Она несколько раз встречалась с генералом де Голлем , особенно в марте 1944 года, когда ей вручили медаль Почетного легиона . [4] Чтобы укрепить свои отношения с французами, она призвала солдат Теке присоединиться к французской армии как во время Первой мировой войны , так и во Второй мировой войне . [2] Ее отношения с колониальными властями были такими, что некоторые теке называли ее «Нгалифуру, белой женщиной». [2] В конце 1940-х - начале 1950-х годов ее влияние ослабло, поскольку популярность политических партий, стремившихся к независимости от французов, росла. [2]
Нгалифуру умер 8 июня 1956 года. [2] Ее похороны стали для французских властей инструментом поддержки своей власти, и они устроили огромные похороны бывшей королевы, на которых присутствовали не только местные колониальные сановники, но и представители других французских колоний, Ватикана и Бельгии. Конго . [2] Журналистам было предложено остаться в Нгабе, чтобы рассказать о последних днях жизни королевы, а также о ее похоронах. [2]
Награды и почести
[ редактировать ]- Почетного легиона (1944 г.). [4]
- Орден Звезды Коморских островов, остров Анжуан. [2]
- Медаль за зарубежную службу Бенина. [2]
Наследие
[ редактировать ]Роль королевы-матери до сих пор уважается в обществе теке , и человек в этой роли носит имя Нгалифуру из уважения к своему предшественнику. [2] Она также внесена в список ЮНЕСКО как одна из самых важных женщин в истории Африки. [3]
Нгалифуру фигурирует в стихотворении «Прощание за прощание» Чикайи У Там'Си . [8]
Библиография
[ редактировать ]- Королева Нгалифуру, правительница Теке - Эжени Муаяни Опу (2006 г.). [9]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Нгалифуру, последний правитель черной Африки» . История через женщин (на французском языке). 29 февраля 2016 г. Проверено 15 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Джереми Рич (2012), Акьемпонг, Эммануэль К.; Гейтс, Генри Луи (ред.), «Нгалифуру» , Африканский биографический словарь , Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780195382075.001.0001 , ISBN 978-0-19-538207-5 , получено 15 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Женщины ЮНЕСКО в истории Африки | Женщины» . ru.unesco.org . Проверено 16 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Берно, Флоренция (1 января 1996 г.). Неоднозначные демократии в Центральной Африке: Конго-Браззавиль, Габон, 1940–1965 (на французском языке). КАРТАЛА Издания. ISBN 978-2-86537-636-0 .
- ^ «Человек, который станет королем Конго» . 12 февраля 2003 г. Проверено 16 января 2021 г.
- ^ реж.), Роберт Эдмонд ЗИАВУЛА (сс (2006-11-01). Браззавиль, город, который нужно восстановить (на французском языке). KARTHALA Editions. ISBN 978-2-8111-4128-8 .
- ^ Строкен, Коэн (07 сентября 2018 г.). Медицинское правило: историческая антропология королевской власти в Восточной и Центральной Африке . Книги Бергана . ISBN 978-1-78533-985-1 .
- ^ Там'Си, Чикайя У (1960). «Прощение прощания» . Африканское присутствие (30): 74–76. ISSN 0032-7638 . JSTOR 24345380 .
- ^ Опу, Эжени Муаяни (15 сентября 2006 г.). Королева Нгалифуру, правительница Теке (на французском языке). Издания L’Harmattan. ISBN 978-2-296-15515-2 .