Jump to content

Рагхунатх Мурму

Рагхунатх Мурму
Портрет Рагхунатха Мурму
Портрет Рагхунатха Мурму
Родное имя
ᱨᱚᱜᱷᱩᱱᱟᱛᱷ ᱢᱩᱨᱢᱩ
Рожденный 5 мая 1905 г.
Штат Маюрбхандж , Британская Индия (современный Маюрбхандж , Одиша , Индия )
Умер 1 февраля 1982 г. ) ( 1982-02-01 ) ( 76 лет
Занятие Идеолог, драматург и писатель
Национальность Индийский
Предмет Ol Chiki alphabet

Рагхунатх Мурму (5 мая 1905 г.) [1] [2] - 1 февраля 1982 г.) [3] был индийским писателем и педагогом сантали . Он разработал сценарий Ол Чики для языка сантали . [4] [5] [6] До девятнадцатого века у народа сантали не было письменности, и знания передавались устно от одного поколения к другому. Позже европейские исследователи и христианские миссионеры начали использовать бенгальское, одиа и римское письмо для документирования языка сантали. Однако у Санталиса не было собственного сценария. Разработка им сценария Ол Чики обогатила культурную самобытность общества Сантали. На языке «Ол Чики» он написал множество песен, пьес и школьных учебников. [7] [8] [9]

Биография

[ редактировать ]

Рагхунатх Мурму родился в день Байсакхи Пурнима (Будда Пурнима) 1905 года в деревне Дандбосе (Дахардих) (недалеко от города Райрангпур ) штата Маюрбхандж (ныне в Одише ), Индия . [10] Он сын Нандлала Мурму и Сальмы Мурму. Его отец, Нандлал Мурму, был главой деревни, а его дядя по отцовской линии был мунси при дворе короля Пратапа Чандры Бхандждео штата Маюрбхандж . Согласно традиционным социальным ритуалам народа Сантал (известного как община Хервал его назвали Чуну Мурму ), после его рождения . Однако позже жрец, проводивший ему церемонию наречения, изменил свое имя с Чуну Мурму на Рагхунатх Мурму .

Каменный идол Рагхунатха Мурму в Обществе развития племен Одиша (OTDS), Бхубанешвар.

Молодость: образование и изобретение сценария Ол Чики

[ редактировать ]

В возрасте семи лет он пошел в школу Gambharia UP School ( школа с языком одиа , в 3 км от его деревни) для получения начального образования. В первый день в школе он обнаружил, что его учителем оказался Одия. Он начал задаваться вопросом, почему школа не работает на том языке, на котором он говорил, сантали. Он говорил – почему мы должны учиться на этом языке? Одия - это средство обучения для людей, говорящих на одия. Мы — хервал, а сантали — наш родной язык, так почему же нас не учат на сантали? . Он сказал отцу принять его в среднюю школу Сантали. Затем его отец сказал ему, что у Сантали нет письменности, это устный язык. В этом возрасте он начал задумываться – а почему у нас нет своего сценария? почему нас не учат на нашем языке? . Эти вопросы всегда крутились в его голове. [11]

В 1914 году его приняли в начальную школу Бахалды (7 км от деревни). Поскольку эта школа находится довольно далеко от его родной деревни, он построил хижину рядом со школой на земле родственника в Бана Дунгри. Он начал оставаться там с другими мальчиками. В эти дни, пока другие дети играли вместе на соседней детской площадке, он не играл с ними. Он играл в одиночестве в земле, рисуя на земле разные фигуры, сочиняя алфавиты. Он учился через свою игру. Вероятно, это время, когда он начал разработку сценария «Ол Чики» . [9]

Его отправили в Барипаду (столицу тогдашнего штата Маюрбхандж ) для дальнейшего обучения. Он поступил в среднюю школу Барипада в Маюрбхандже (нынешняя средняя школа MKC ). Но и здесь его мысли были заняты мыслями о собственном языке и письменности. Во время школьных каникул он обычно ездил домой в свою родную деревню Данбосе. В то время он проводил время в одиночестве, бродя по близлежащим джунглям под названием Капи-Буру . В эти изолированные джунгли Капи-Буру, как правило, никто не рисковал. Он часто уходил в Капи-Буру со своим блокнотом и ручкой. Говорят, что он создал сценарий Ол Чики в Капи-Буру в 1925 году. [9] [7] [1] [4]

В 1924 году он сдал вступительный экзамен (10-й) в Университет Патны . В том же году он женился на Нохе Баски, жительнице села Джамджора.

Средняя жизнь: создание сантальской литературы с использованием письменности ол-чики

[ редактировать ]

После поступления в 1924 году он устроился на работу в электростанцию ​​​​Барипада в качестве ученика. За это время он также построил собственный дом в Барипаде. Позже П. К. Сингх, Деван тогдашнего штата Маюрбхандж , отправил его в Серампур (недалеко от Калькутты) для прохождения производственного обучения. Он проходил техническое обучение в трех разных местах Западной Бенгалии : Серампур в районе Хугли , Шантиникетан в районе Бирбхум и Учебный центр Госаба в Южном 24 районе Парганас . После получения необходимого технического образования он был назначен преподавателем в Технический институт Барипады . После непродолжительного пребывания в техническом институте в 1933 году он поступил на работу учителем в начальную школу Бадамталии. Многие считали, что он иногда использовал сценарий Ол Чики во время преподавания в классе. Один из его учеников (сын плотника) вырезал написанные им буквы на деревянном валике чапати. Если после нанесения чернил на этот валик кто-то прокатит этот валик по бумаге, на этой бумаге будут напечатаны буквы. Первая книга под названием Хор Серенг , сценарий Ол Чики, был опубликован в 1936 году. Свою первую пьесу «Биду-Чандан» он опубликовал в 1942 году. В романе он описал, как Биду (бог) и Чандан (Богиня), пришедшие на землю в виде людей, изобрели Ол . Сценарий Чики , позволяющий выразить свою любовь друг к другу с помощью письменного сантали. Эта книга была выставлена ​​на мероприятии в Барипаде , куда также был приглашен король штата Маюрбхандж . Кинг понял ценность этого недавно разработанного сценария. В это время он обычно останавливался в доме Судхира Маджи в деревне Бхутади. Это место теперь известно как Мастер Бари . Рядом с его домом также была сцена. Здесь был поставлен первый спектакль его пьесы «Биду Чандан» . Многие люди приходили посмотреть на его пьесу «Биду Чандан», когда она впервые была поставлена ​​в его родной деревне. Позже он также преподавал в средних школах Гамбарии, Бахалды и Райранпура. В этот период он посещал различные деревни Сантали в Маюрбхандже и Джаркханде и обучал использованию своего разработанного сценария Ол Чики. . Таким образом, письмо Ол Чики дошло до большого числа народов сантали. Люди полюбили его как учителя и стали называть его Пандит Рагхунатх Мурму . [9] [7] [1] [12]

Во время движения за независимость Свадеши в 1942 году его заклеймили как революционера, когда он проводил кампанию за свой изобретенный сценарий Ол Чики . Он сбежал в родную деревню своей жены Джамджора и скрывался. он также продолжал свою работу по развитию литературы сантали, используя сценарий Ол Чики В это время . 15 августа 1947 года Индия получила независимость. Все королевские государства интегрируются в Индию. В это время спрос на создание штата Джаркханд для людей, говорящих на языке сантали, также набирал обороты. Он был ярым сторонником Джаркхандского движения . Полиция также открыла огонь для подавления протестующих в Харусане и Гундарии в Маюрбхандже. Ордер на арест также был выдан на его имя, когда требование Джаркханда было выдвинуто на съезде племени Барипада. Он покинул Барипаду и отправился в деревню Карандих Сарджом Тола (недалеко от Джамшедпура). Он остался там в арендованном доме и начал работать на Tata Steel в Джамшедпуре. Он и его друг Садху Мурму вместе начали распространять знания о Сценарий Ол Чики есть. Где бы они ни находили группу из 4-5 человек, они приходили туда и рассказывали о своей работе шрифтом «Ол Чики» . Во время своих путешествий по многим местам он учил жителей деревни читать и писать алфавиту Ол Чики . Он также написал различные книги «Парси Поха» , «Парси Итун» , «Ранарх» , «Алха» , «Ол Чемед » и т. д. для изучения Ол Чики . [9] [12] [11]

Последняя жизнь: награды за вклад в литературу Сантали

[ редактировать ]

Он отправился в родное село, чтобы провести последние дни своей жизни. Всю свою жизнь он путешествовал, чтобы распространить использование письменности Ол Чики , в то время как его теща заботилась о его семье и доме. В 1956 году недалеко от Джамшедпура прошла Всеиндийская конференция Сарна (людей, поклоняющихся природе, называют Сарна) в Карандихе . На этой конференции выдающийся лидер Джайпал Сингх даровал ему титул Гуру Гомке (великий учитель). также удостоил его штата Маюрбхандж Адиваси Махасабха звания «Гуру Гомке» (великий учитель). [8] [13] За это время его зять Мунирам Баски подарил ему печатную машину. Он купил в Калькутте различные металлические шрифты (тяжелый-легкий-большой-маленький) и начал печатать свои книги шрифтом Ол Чики . еженедельный журнал «Сааген Саакам» Под его руководством печатался и распространялся для распространения литературы Сантали. Он говорил, что наша литература не может развиваться без Оль Чики . библиотека Баба Тилка Маджи Под его руководством также была создана учил людей использованию алфавита Ол Чики . Он посетил многие места, где преобладают сантали, в Западной Бенгалии, Бихаре, Ассаме и Одише и через свои песни (Ау-Оте-О-Аунг) в фонетике. Постепенно ему удается убедить людей в необходимости сценария Ол Чики . Он также основал неполитическую организацию под названием SECA ( Социально-образовательная и культурная ассоциация ), чтобы организовывать встречи в разных местах, где каждый может поделиться своими идеями. Некоторые люди теперь поклоняются Биду-Чандану (героям его драмы) как Богу Знания . Вознося молитвы богу Биду вместе со своей женой Чандан (богиней) на месте слияния двух рек Джуал и Бхангра (недалеко от Джарграма), Он установил нормы и стандарты, которые сегодня стали традиционным ритуалом в этом регионе. Даже сегодня некоторые люди возносят молитву Биду-Чандану ( Бог Знаний ) на том же слиянии. Он написал более 150 пьес, рассказов, романов и стихов сценарием Ол Чики . [9] [12]

Он получил множество наград за свою новаторскую работу в области литературы и сценария Сантали. Университет Ранчи присвоил ему почетную степень доктора за вклад в литературу Сантали. 16 ноября 1979 года правительство Западной Бенгалии (тогдашний главный министр Джьоти Басу) удостоило его чести, вручив ему бронзовую (медную) медаль на площадке Кундбона в Хуре в районе Пурулия . Организация под названием Дхумкурия Ранчи также присвоила ему звание D.Lit . Академия Одия Сахитья также наградила его за литературный вклад. Профессор Мартин Оренс, выдающийся антрополог Калифорнийского университета США, назвал его теологом ( духовным гуру ). Господин доктор медицинских наук Джулиус Тигга назвал его великим разработчиком и драматургом . Самая большая награда, которую он получил, — это любовь и уважение народа за его уникальный вклад в развитие своего языка и сообщества. Фактически он придал идентичность своему сообществу Хервал с помощью сценария Ол Чики . [9] [12]

Он умер 2 февраля 1982 года. [1]

Известные работы

[ редактировать ]

Его самая заметная работа — разработка самого сценария «Ол Чики» . Однако есть и другие примечательные работы, касающиеся Сантали литературы и сценария . Это произведения - Ол Чемед (основная программа Ол Чики ), Парси Поха (основные элементы Ол Чики ), Даре Ге Дхон (драма), Сиду Канху (патриотическая драма), Биду Чандан (известная любовная драма), Хервал Бир (патриотическая драма) . драма), Хитал (писание эволюции Земли и человека из мифа Хервала), Хор Серенг (литературные песни сантали), Ронор (грамматика сантали), Эльха (математика сантали). Его первая книга — « Хор Серенг» , а его первая книга об игре — « Биду Чандан» . Его последняя книга — «Рах Андор» . [11]

Наследие

[ редактировать ]

Он не только придал новую идентичность обществу Сантали, но и вдохновил другие общества на создание своего собственного сценария. Благодаря этому вдохновению многие общества теперь могут разработать свой собственный сценарий. Правительство Индии включило язык сантали в восьмой список конституции Индии 22 декабря 2003 года. После этого правительства многих штатов Индии, в частности Западной Бенгалии, Джаркханда, Одиши и Бихара, признали язык сантали. Правительство Джаркханда, Одиши и Западной Бенгалии включило язык сантали в качестве средства обучения на уровне начальной и средней школы в районе, где доминируют санталы. Многие университеты и колледжи Джаркханда, Западной Бенгалии и Одиши теперь предлагают курсы по литературе сантали с использованием сценария Ол Чики . [4]

Книги Сантали в Университета Северной Одиши библиотеке

В 2016 году главный министр Одиши объявил день рождения Пандита Рагхунатха Мурму (ежегодное полнолуние в мае, который в народе называют «Гуру Кунами», «Гуру Пурнима» и «Басант Кунами») необязательным праздником . [14] [5]

Различные учреждения имени Рагхунатха Мурму.

  1. ^ Jump up to: а б с д ":: Департамент BCW, правительство Западной Бенгалии, Пандит Рагхунатх Мурму ::" . 28 июля 2012 года. Архивировано из оригинала 28 июля 2012 года . Проверено 26 сентября 2020 г.
  2. ^ Наяк, доктор. Райкишор (10 мая 2017 г.). «Милые мужчины: Пандит Рагхунатх Мурму» . Сурьяправа. Архивировано из оригинала 27 июня 2017 года . Проверено 15 мая 2017 г.
  3. ^ «Пандит Рагхунатх Мурму» . Проверено 13 ноября 2015 г. [ мертвая ссылка ]
  4. ^ Jump up to: а б с «Политика различий: идентичность Ол-Чики и Сантали в Восточной Индии» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 15 января 2021 года . Проверено 29 августа 2021 г.
  5. ^ Jump up to: а б «Навин объявляет день рождения Рагхунатха Мурму праздником» . Времена Индии . 5 мая 2016 г. Архивировано из оригинала 22 мая 2016 г. . Проверено 4 декабря 2017 г.
  6. ^ «Правительственный портал Одиши» (PDF) . Орисса.gov.in . Архивировано (PDF) из оригинала 3 декабря 2013 года . Проверено 3 декабря 2017 г.
  7. ^ Jump up to: а б с Хембрам, Фатик Чандра (2002). Сантал, естественный язык . У. Хембрам. п. 165.
  8. ^ Jump up to: а б Пати, Дж (1988). Этнические меньшинства в процессе развития . Продавцы книг Равата. п. 174. ИСБН  9788170330554 .
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж г Вдохновение - документальный фильм о Pt. Рагхунатх Мурму на YouTube
  10. ^ «Если он не мог понять Орию, Рагхунатх Мурму написал сценарий на основе Варна Гарха, связанного с водой, лесом и землей» . Дайник Бхаскар (на хинди). 22 декабря 2018 г. Архивировано из оригинала 20 октября 2020 г. Проверено 26 сентября 2020 г.
  11. ^ Jump up to: а б с «Гуру Гомке Рагхунатх Мурму» . Архивировано из оригинала 30 августа 2021 года . Проверено 29 августа 2021 г.
  12. ^ Jump up to: а б с д «Пандит Рагхунатх Мурму, разработчик сценария Сантали» . Проверено 30 августа 2021 г.
  13. ^ «Индийская лингвистика» . 47–50. 1987: 18. Архивировано из оригинала 1 февраля 2024 года . Проверено 30 сентября 2020 г. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  14. ^ «Правительственный портал Одиши» . Правительственный портал Одиши . Архивировано из оригинала 5 августа 2020 года . Проверено 4 июля 2020 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e4d928f72860a437e5e398c504b34d1c__1722645840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e4/1c/e4d928f72860a437e5e398c504b34d1c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Raghunath Murmu - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)