Рагхунатх Мурму
Рагхунатх Мурму | |
---|---|
Родное имя | ᱨᱚᱜᱷᱩᱱᱟᱛᱷ ᱢᱩᱨᱢᱩ |
Рожденный | 5 мая 1905 г. Штат Маюрбхандж , Британская Индия (современный Маюрбхандж , Одиша , Индия ) |
Умер | 1 февраля 1982 г. | ( 76 лет
Занятие | Идеолог, драматург и писатель |
Национальность | Индийский |
Предмет | Ol Chiki alphabet |
Рагхунатх Мурму (5 мая 1905 г.) [1] [2] - 1 февраля 1982 г.) [3] был индийским писателем и педагогом сантали . Он разработал сценарий Ол Чики для языка сантали . [4] [5] [6] До девятнадцатого века у народа сантали не было письменности, и знания передавались устно от одного поколения к другому. Позже европейские исследователи и христианские миссионеры начали использовать бенгальское, одиа и римское письмо для документирования языка сантали. Однако у Санталиса не было собственного сценария. Разработка им сценария Ол Чики обогатила культурную самобытность общества Сантали. На языке «Ол Чики» он написал множество песен, пьес и школьных учебников. [7] [8] [9]
Биография
[ редактировать ]Рагхунатх Мурму родился в день Байсакхи Пурнима (Будда Пурнима) 1905 года в деревне Дандбосе (Дахардих) (недалеко от города Райрангпур ) штата Маюрбхандж (ныне в Одише ), Индия . [10] Он сын Нандлала Мурму и Сальмы Мурму. Его отец, Нандлал Мурму, был главой деревни, а его дядя по отцовской линии был мунси при дворе короля Пратапа Чандры Бхандждео штата Маюрбхандж . Согласно традиционным социальным ритуалам народа Сантал (известного как община Хервал его назвали Чуну Мурму ), после его рождения . Однако позже жрец, проводивший ему церемонию наречения, изменил свое имя с Чуну Мурму на Рагхунатх Мурму .
Молодость: образование и изобретение сценария Ол Чики
[ редактировать ]В возрасте семи лет он пошел в школу Gambharia UP School ( школа с языком одиа , в 3 км от его деревни) для получения начального образования. В первый день в школе он обнаружил, что его учителем оказался Одия. Он начал задаваться вопросом, почему школа не работает на том языке, на котором он говорил, сантали. Он говорил – почему мы должны учиться на этом языке? Одия - это средство обучения для людей, говорящих на одия. Мы — хервал, а сантали — наш родной язык, так почему же нас не учат на сантали? . Он сказал отцу принять его в среднюю школу Сантали. Затем его отец сказал ему, что у Сантали нет письменности, это устный язык. В этом возрасте он начал задумываться – а почему у нас нет своего сценария? почему нас не учат на нашем языке? . Эти вопросы всегда крутились в его голове. [11]
В 1914 году его приняли в начальную школу Бахалды (7 км от деревни). Поскольку эта школа находится довольно далеко от его родной деревни, он построил хижину рядом со школой на земле родственника в Бана Дунгри. Он начал оставаться там с другими мальчиками. В эти дни, пока другие дети играли вместе на соседней детской площадке, он не играл с ними. Он играл в одиночестве в земле, рисуя на земле разные фигуры, сочиняя алфавиты. Он учился через свою игру. Вероятно, это время, когда он начал разработку сценария «Ол Чики» . [9]
Его отправили в Барипаду (столицу тогдашнего штата Маюрбхандж ) для дальнейшего обучения. Он поступил в среднюю школу Барипада в Маюрбхандже (нынешняя средняя школа MKC ). Но и здесь его мысли были заняты мыслями о собственном языке и письменности. Во время школьных каникул он обычно ездил домой в свою родную деревню Данбосе. В то время он проводил время в одиночестве, бродя по близлежащим джунглям под названием Капи-Буру . В эти изолированные джунгли Капи-Буру, как правило, никто не рисковал. Он часто уходил в Капи-Буру со своим блокнотом и ручкой. Говорят, что он создал сценарий Ол Чики в Капи-Буру в 1925 году. [9] [7] [1] [4]
В 1924 году он сдал вступительный экзамен (10-й) в Университет Патны . В том же году он женился на Нохе Баски, жительнице села Джамджора.
Средняя жизнь: создание сантальской литературы с использованием письменности ол-чики
[ редактировать ]После поступления в 1924 году он устроился на работу в электростанцию Барипада в качестве ученика. За это время он также построил собственный дом в Барипаде. Позже П. К. Сингх, Деван тогдашнего штата Маюрбхандж , отправил его в Серампур (недалеко от Калькутты) для прохождения производственного обучения. Он проходил техническое обучение в трех разных местах Западной Бенгалии : Серампур в районе Хугли , Шантиникетан в районе Бирбхум и Учебный центр Госаба в Южном 24 районе Парганас . После получения необходимого технического образования он был назначен преподавателем в Технический институт Барипады . После непродолжительного пребывания в техническом институте в 1933 году он поступил на работу учителем в начальную школу Бадамталии. Многие считали, что он иногда использовал сценарий Ол Чики во время преподавания в классе. Один из его учеников (сын плотника) вырезал написанные им буквы на деревянном валике чапати. Если после нанесения чернил на этот валик кто-то прокатит этот валик по бумаге, на этой бумаге будут напечатаны буквы. Первая книга под названием Хор Серенг , сценарий Ол Чики, был опубликован в 1936 году. Свою первую пьесу «Биду-Чандан» он опубликовал в 1942 году. В романе он описал, как Биду (бог) и Чандан (Богиня), пришедшие на землю в виде людей, изобрели Ол . Сценарий Чики , позволяющий выразить свою любовь друг к другу с помощью письменного сантали. Эта книга была выставлена на мероприятии в Барипаде , куда также был приглашен король штата Маюрбхандж . Кинг понял ценность этого недавно разработанного сценария. В это время он обычно останавливался в доме Судхира Маджи в деревне Бхутади. Это место теперь известно как Мастер Бари . Рядом с его домом также была сцена. Здесь был поставлен первый спектакль его пьесы «Биду Чандан» . Многие люди приходили посмотреть на его пьесу «Биду Чандан», когда она впервые была поставлена в его родной деревне. Позже он также преподавал в средних школах Гамбарии, Бахалды и Райранпура. В этот период он посещал различные деревни Сантали в Маюрбхандже и Джаркханде и обучал использованию своего разработанного сценария Ол Чики. . Таким образом, письмо Ол Чики дошло до большого числа народов сантали. Люди полюбили его как учителя и стали называть его Пандит Рагхунатх Мурму . [9] [7] [1] [12]
Во время движения за независимость Свадеши в 1942 году его заклеймили как революционера, когда он проводил кампанию за свой изобретенный сценарий Ол Чики . Он сбежал в родную деревню своей жены Джамджора и скрывался. он также продолжал свою работу по развитию литературы сантали, используя сценарий Ол Чики В это время . 15 августа 1947 года Индия получила независимость. Все королевские государства интегрируются в Индию. В это время спрос на создание штата Джаркханд для людей, говорящих на языке сантали, также набирал обороты. Он был ярым сторонником Джаркхандского движения . Полиция также открыла огонь для подавления протестующих в Харусане и Гундарии в Маюрбхандже. Ордер на арест также был выдан на его имя, когда требование Джаркханда было выдвинуто на съезде племени Барипада. Он покинул Барипаду и отправился в деревню Карандих Сарджом Тола (недалеко от Джамшедпура). Он остался там в арендованном доме и начал работать на Tata Steel в Джамшедпуре. Он и его друг Садху Мурму вместе начали распространять знания о Сценарий Ол Чики есть. Где бы они ни находили группу из 4-5 человек, они приходили туда и рассказывали о своей работе шрифтом «Ол Чики» . Во время своих путешествий по многим местам он учил жителей деревни читать и писать алфавиту Ол Чики . Он также написал различные книги «Парси Поха» , «Парси Итун» , «Ранарх» , «Алха» , «Ол Чемед » и т. д. для изучения Ол Чики . [9] [12] [11]
Последняя жизнь: награды за вклад в литературу Сантали
[ редактировать ]Он отправился в родное село, чтобы провести последние дни своей жизни. Всю свою жизнь он путешествовал, чтобы распространить использование письменности Ол Чики , в то время как его теща заботилась о его семье и доме. В 1956 году недалеко от Джамшедпура прошла Всеиндийская конференция Сарна (людей, поклоняющихся природе, называют Сарна) в Карандихе . На этой конференции выдающийся лидер Джайпал Сингх даровал ему титул Гуру Гомке (великий учитель). также удостоил его штата Маюрбхандж Адиваси Махасабха звания «Гуру Гомке» (великий учитель). [8] [13] За это время его зять Мунирам Баски подарил ему печатную машину. Он купил в Калькутте различные металлические шрифты (тяжелый-легкий-большой-маленький) и начал печатать свои книги шрифтом Ол Чики . еженедельный журнал «Сааген Саакам» Под его руководством печатался и распространялся для распространения литературы Сантали. Он говорил, что наша литература не может развиваться без Оль Чики . библиотека Баба Тилка Маджи Под его руководством также была создана учил людей использованию алфавита Ол Чики . Он посетил многие места, где преобладают сантали, в Западной Бенгалии, Бихаре, Ассаме и Одише и через свои песни (Ау-Оте-О-Аунг) в фонетике. Постепенно ему удается убедить людей в необходимости сценария Ол Чики . Он также основал неполитическую организацию под названием SECA ( Социально-образовательная и культурная ассоциация ), чтобы организовывать встречи в разных местах, где каждый может поделиться своими идеями. Некоторые люди теперь поклоняются Биду-Чандану (героям его драмы) как Богу Знания . Вознося молитвы богу Биду вместе со своей женой Чандан (богиней) на месте слияния двух рек Джуал и Бхангра (недалеко от Джарграма), Он установил нормы и стандарты, которые сегодня стали традиционным ритуалом в этом регионе. Даже сегодня некоторые люди возносят молитву Биду-Чандану ( Бог Знаний ) на том же слиянии. Он написал более 150 пьес, рассказов, романов и стихов сценарием Ол Чики . [9] [12]
Он получил множество наград за свою новаторскую работу в области литературы и сценария Сантали. Университет Ранчи присвоил ему почетную степень доктора за вклад в литературу Сантали. 16 ноября 1979 года правительство Западной Бенгалии (тогдашний главный министр Джьоти Басу) удостоило его чести, вручив ему бронзовую (медную) медаль на площадке Кундбона в Хуре в районе Пурулия . Организация под названием Дхумкурия Ранчи также присвоила ему звание D.Lit . Академия Одия Сахитья также наградила его за литературный вклад. Профессор Мартин Оренс, выдающийся антрополог Калифорнийского университета США, назвал его теологом ( духовным гуру ). Господин доктор медицинских наук Джулиус Тигга назвал его великим разработчиком и драматургом . Самая большая награда, которую он получил, — это любовь и уважение народа за его уникальный вклад в развитие своего языка и сообщества. Фактически он придал идентичность своему сообществу Хервал с помощью сценария Ол Чики . [9] [12]
Он умер 2 февраля 1982 года. [1]
Известные работы
[ редактировать ]Его самая заметная работа — разработка самого сценария «Ол Чики» . Однако есть и другие примечательные работы, касающиеся Сантали литературы и сценария . Это произведения - Ол Чемед (основная программа Ол Чики ), Парси Поха (основные элементы Ол Чики ), Даре Ге Дхон (драма), Сиду Канху (патриотическая драма), Биду Чандан (известная любовная драма), Хервал Бир (патриотическая драма) . драма), Хитал (писание эволюции Земли и человека из мифа Хервала), Хор Серенг (литературные песни сантали), Ронор (грамматика сантали), Эльха (математика сантали). Его первая книга — « Хор Серенг» , а его первая книга об игре — « Биду Чандан» . Его последняя книга — «Рах Андор» . [11]
Наследие
[ редактировать ]Он не только придал новую идентичность обществу Сантали, но и вдохновил другие общества на создание своего собственного сценария. Благодаря этому вдохновению многие общества теперь могут разработать свой собственный сценарий. Правительство Индии включило язык сантали в восьмой список конституции Индии 22 декабря 2003 года. После этого правительства многих штатов Индии, в частности Западной Бенгалии, Джаркханда, Одиши и Бихара, признали язык сантали. Правительство Джаркханда, Одиши и Западной Бенгалии включило язык сантали в качестве средства обучения на уровне начальной и средней школы в районе, где доминируют санталы. Многие университеты и колледжи Джаркханда, Западной Бенгалии и Одиши теперь предлагают курсы по литературе сантали с использованием сценария Ол Чики . [4]
В 2016 году главный министр Одиши объявил день рождения Пандита Рагхунатха Мурму (ежегодное полнолуние в мае, который в народе называют «Гуру Кунами», «Гуру Пурнима» и «Басант Кунами») необязательным праздником . [14] [5]
Различные учреждения имени Рагхунатха Мурму.
- Медицинский колледж и больница Пандита Рагхунатха Мурму , Маюрбхандж, Одиша
- Государственный колледж Наяграма Пандита Рагхунатха Мурму , Джаграм, Западная Бенгалия
- Пандит Рагхунатх Мурму Смрити Махавидьялайя , Банкура, Западная Бенгалия
- Пт. Академия кино и искусства Рагхунатх Сантали , Джамшедпур, Джаркханд
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д ":: Департамент BCW, правительство Западной Бенгалии, Пандит Рагхунатх Мурму ::" . 28 июля 2012 года. Архивировано из оригинала 28 июля 2012 года . Проверено 26 сентября 2020 г.
- ^ Наяк, доктор. Райкишор (10 мая 2017 г.). «Милые мужчины: Пандит Рагхунатх Мурму» . Сурьяправа. Архивировано из оригинала 27 июня 2017 года . Проверено 15 мая 2017 г.
- ^ «Пандит Рагхунатх Мурму» . Проверено 13 ноября 2015 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б с «Политика различий: идентичность Ол-Чики и Сантали в Восточной Индии» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 15 января 2021 года . Проверено 29 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Навин объявляет день рождения Рагхунатха Мурму праздником» . Времена Индии . 5 мая 2016 г. Архивировано из оригинала 22 мая 2016 г. . Проверено 4 декабря 2017 г.
- ^ «Правительственный портал Одиши» (PDF) . Орисса.gov.in . Архивировано (PDF) из оригинала 3 декабря 2013 года . Проверено 3 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Хембрам, Фатик Чандра (2002). Сантал, естественный язык . У. Хембрам. п. 165.
- ^ Jump up to: а б Пати, Дж (1988). Этнические меньшинства в процессе развития . Продавцы книг Равата. п. 174. ИСБН 9788170330554 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Вдохновение - документальный фильм о Pt. Рагхунатх Мурму на YouTube
- ^ «Если он не мог понять Орию, Рагхунатх Мурму написал сценарий на основе Варна Гарха, связанного с водой, лесом и землей» . Дайник Бхаскар (на хинди). 22 декабря 2018 г. Архивировано из оригинала 20 октября 2020 г. Проверено 26 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с «Гуру Гомке Рагхунатх Мурму» . Архивировано из оригинала 30 августа 2021 года . Проверено 29 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Пандит Рагхунатх Мурму, разработчик сценария Сантали» . Проверено 30 августа 2021 г.
- ^ «Индийская лингвистика» . 47–50. 1987: 18. Архивировано из оригинала 1 февраля 2024 года . Проверено 30 сентября 2020 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Правительственный портал Одиши» . Правительственный портал Одиши . Архивировано из оригинала 5 августа 2020 года . Проверено 4 июля 2020 г.