Северо-Двинский канал
59 ° 54'36 "N 38 ° 40'32" E / 59,91000 ° N 38,67556 ° E
Северо-Двинский канал | |
---|---|
Технические характеристики | |
Статус | Открыть |
История | |
Дата первого использования | 1828 |
География | |
Начальная точка | Шексна |
Конечная точка | Озеро Кубенское |
— Северодвинский канал канал длиной 64 км в Вологодской области России. Соединяет Волго-Балтийский водный путь с рекой Северной Двиной через ее приток — реку Сухону . Северо-Двинский канал — один из двух каналов (второй — заброшенный Северный Екатерининский канал ), соединяющих бассейны рек Волги и Северной Двины.
Северо-Двинский канал на западе начинается у реки Шексны (участка Волго-Балтийского водного пути), в 10 км южнее города Кириллова . Канал идет на север в сторону Сиверского озера и города Кириллова. От Кириллова канал поворачивает на северо-восток через ряд небольших озер, в том числе Покровское, Зауломское и Кишемское. К востоку от Кишемского озера канал присоединяется к долине Итклы и следует по ней до впадения в реку Порозовица . В этом месте канал постепенно поворачивает на юго-восток и попадает в северо-западную оконечность Кубенского озера . Озеро является источником реки Сухоны.
На канале шесть шлюзов , все деревянные. Один из шлюзов расположен в южной части города Кириллов.
Канал все еще работает и периодически поддерживает круизные и грузовые перевозки.
История
[ редактировать ]До 1703 года Северная Двина была главной водной дорогой, соединявшей Россию и Европу, а Архангельск — главной русской гаванью, использовавшейся для внешней торговли. В 1703 году Санкт-Петербург был основан , и Петр Великий издал ряд указов, ограничивающих возможности Архангельска как морского порта и призванных перенаправить внешнюю торговлю на Балтийское море . Архангельск был полностью восстановлен как морской порт в 1762 году, и поэтому остро требовалось водное сообщение между бассейном Северной Двины и центральной Россией. В 1798 году начались исследования оптимального маршрута канала, соединяющего Шексну и Кубенское озеро. [ 1 ]
В начале XIX века Северо-Екатерининский канал посчитали более важным, и проект был отложен. Однако Северо-Екатерининский канал по ряду причин оказался неэффективным и был окончательно закрыт в 1838 году. С другой стороны, наполеоновские войны заблокировали доступ России в Европу через Балтийское море, и на некоторое время Архангельск вновь стал важнейшим порт внешней торговли, где судостроение является важной местной отраслью промышленности. В 1823 году маршрут канала был обследован во второй раз, а строительство началось в 1824 году. [ 1 ] Канал открылся в 1828 году под названием « Канал Александра Вюртембергского» в честь российского министра транспорта в 1822–1833 годах герцога Александра Фридриха Вюртембергского . [ 2 ]
После этого были проведены ремонтные работы. В 1834 году на Сухоне была построена плотина для стабилизации уровня Кубенского озера. В 1884 году реконструкция канала (снесли четыре шлюза) увеличила максимальный размер судов, которые могли пользоваться каналом. Наконец, между 1916 и 1921 годами была проведена еще одна реконструкция. После реконструкции название канала было изменено, чтобы избежать упоминания королевской семьи. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Северо-Двинский канал (in Russian). Регионавтика . Retrieved 10 November 2011 .
- ^ Александр, герцог виртембергский (in Russian)