Мод Марта

«Мод Марта» — роман 1953 года, написанный обладательницей Пулитцеровской премии афроамериканской поэтессой Гвендолин Брукс, . Построенный в виде серии из тридцати четырех виньеток, он рассказывает о главной героине Мод Марте, молодой чернокожей девушке, выросшей в Чикаго конца 1920-х годов. Роман рассказывает о Мод с детства до взрослой жизни через опыт жизни в среде низшего, среднего и высшего класса Чикаго. На протяжении всего романа исследуются элементы афроамериканской культуры и темы расы, класса и пола.
Стиль
[ редактировать ]Структурно роман имеет нелинейное повествование , которое к тому же изложено необычным для романов поэтическим языком. Критик ГерШун Авилес описывает это как «фрагментарное поэтическое повествование». [ 1 ] Другие критики сосредотачивают внимание на его художественной связи с поэзией Брукса; Асали Соломон подчеркивает язык романа, говоря, что он хорош в том, чтобы «изящно вызывать гадости жизни». [ 2 ] В своей статье для Poetry Foundation Сандра Джексон-Опоку не согласилась с утверждением, что повествование романа нелинейно. [ 3 ]
Сюжет
[ редактировать ]Роман открывается описанием семилетней Мод Марты: темнокожей афроамериканской девочки, которая любит цветы. Она любит цветы, потому что они доказывают ей, что что-то обычное тоже может быть красивым. Эти ранние эпизоды знакомят с семьей Мод: ее отцом Авраамом, ее матерью Белвой, ее сестрой Хелен и ее братом Гарри. Семья переживает финансовые трудности, и в первой главе показан момент, когда они могут потерять свой дом, если их отцу не будет одобрено получение кредита домовладельца. Несмотря на трудности в семье, Мод по-прежнему считает своего отца хорошим кормильцем для семьи. С другой стороны, ее сестра Хелен не считает своего отца хорошим кормильцем; несмотря на это, она по-прежнему его любимый ребенок. Мод завидует Хелен из-за внимания, которое она получает, и ее более светлого оттенка кожи.
Хелен постоянно дразнит Мод, что она не может найти парня из-за книг, которые она читает. Несмотря на это, у Мод завязываются короткие отношения с мальчиком по имени Рассел, прежде чем она встречает Пола Филлипса. Пол - светлокожий мужчина, за которого Мод в конце концов выходит замуж. Пол уверяет Мод, что будет вести шикарный образ жизни; что они будут развлекать гостей и хорошо одеваться. Эти обещания никогда не сбываются, поскольку Пол постоянно разочаровывает Мод в их браке как кормильца и романтического партнера.
В их браке бывают моменты счастья, например, свидание в театре. В этот день они единственные цветные люди в театре, но, если не считать некоторых странных взглядов, им удается отлично провести время. Еще один момент, когда дела в их отношениях улучшаются, - это когда Пол получает приглашение в клуб Foxy Cats. Это приглашение, думает Пол, является доказательством того, что он поднимется по социальной лестнице. Но в конечном итоге это заставляет Мод чувствовать себя неуверенно из-за его танцев с женщиной на одном из общественных мероприятий клуба и отказа со стороны Foxy Cats. После этого у Мод от Пола родился ребенок, которого они назвали Полетт. Этот ребенок заставляет Мод продолжать оказывать давление на Пола, чтобы тот обеспечил их семью, но в конечном итоге он теряет работу. Из-за этого Мод приходится устроиться на работу домработницей. В конечном итоге на работе создается расистская рабочая среда, из-за которой она уходит. Душераздирающий инцидент расизма произошел, когда Мод взяла свою маленькую дочь Полетт в универмаг. Санта Клаус . Стоя в очереди, они оба наблюдают, как Санта тепло общается с каждым ребенком. Однако, когда приходит очередь Полетт, он холоден и груб с ней. Мод с болью осознает, что ее невинная дочь скоро узнает о расизме. Роман заканчивается обнадеживающим взглядом Мод на будущее, чувством благодарности за жизнь, которую она имеет, своего брата, вернувшегося с войны, и ожидание следующего ребенка.
Персонажи
[ редактировать ]Мод Марта Браун — рассказчик и главный герой. Роман следует за ней от достижения совершеннолетия до борьбы с ребенком, страдающим от расизма. Мод описывается как невзрачная чернокожая женщина «прямого цвета какао». Ей нравятся простые вещи в жизни, она отзывчивый и счастливый человек. Это мировоззрение проявляется в ее романтических описаниях повседневных событий, таких как поход в кино, поедание яблок на крыльце и наблюдение заката. Мод очень сентиментальна, ей трудно убить пойманную ею мышь или даже зарезать курицу, потому что она видит в этих животных человечность. Несмотря на такие трудности, как стресс от потери дома, расизм и разочарование в браке, Марта реагирует стойко и с оптимизмом.
Хелен Браун — старшая сестра Мод. У нее светлая кожа, и ее описывают как красивую, изящную и изящную. Мод завидует вниманию, которое Хелен получает от своего брата, романтических интересов и особенно отца. Несмотря на боготворение своего отца, Хелен часто делает ехидные замечания о его самом ценном достоянии: его доме. Хелен также дразнит Мод из-за того, что она не может найти парня.
Гарри Браун — единственный брат Мод. Гарри предпочитает Хелен Мод, открывая двери только для Хелен, хотя Мод защищала его от хулиганов. Он отправляется сражаться во Второй мировой войне и благополучно возвращается к концу романа.
Авраам Браун — отец Мод и уборщик. Его самое ценное имущество — дом в рабочем районе Чикаго. Мод завидует его вниманию и заботе о Хелен, а не к ней, а также к его предпочтению волос Хелен.
Белва Браун — мать Мод. Мод описала ее как «ужасно милую и добрую к ней». Когда они были детьми, она брала Мод и ее братьев и сестер в ночные походы. Она любит своих детей одинаково, не боготворя Хелен, как остальные члены семьи.
Эрнестина Браун была бабушкой Мод. Она была в больнице, и ее можно увидеть в последние минуты ее жизни. Она потеряла слух, когда Мод увидела, что она отвечает на все слова «Хау». Мод потрясена, увидев свою бабушку в таком состоянии, и после ее смерти вспоминает моменты, которые они разделили.
Дядя Тим Дядя Тим был дядей Мод. Тим представлен посмертно. Его описывали как хорошего мужа с громким смехом и большим желудком. На его похоронах Мод размышляла о том, чего она не знала о своем дяде Тиме и о важности жизни, которую он прожил.
Тетя Нэнни — жена Тима. Мод описывает ее как храбрую женщину, которая не плакала на похоронах Тима. Мод также утверждает, что няня слишком сильно напудрила лицо перед похоронами.
Рассел - первый романтический интерес Мод. Его описывают как милого, веселого и ослепительного. Мод поклялась, что уладит Рассела, но после свидания поняла, что он — красавец и не стоит соглашаться на него.
Пол Филлипс — светлокожий муж Мод. Пол не назвал бы Мод красивой. В его разговоре Мод утверждает, что кем-то красивым будет «маленькое создание кремового цвета с вьющимися волосами». Пол также не считает себя привлекательным, называя себя обладателем «настоящих негритянских черт» и не «красивым». Пол восхищается светской жизнью и надеется улучшить свое социальное положение. Об этом свидетельствует его желание вступить в Клуб Foxy Cats; социальная группа, стремящаяся выглядеть «здоровой». Именно на их балу он ставит Мод в неловкое положение, танцуя с рыжеволосой девушкой по имени Маэлла. Мод также раздражает его постоянная клоунада и низкий интеллект. Несмотря на ее недовольство, у нее все еще есть ребенок от Пола, которого они называют Полетт.
Миссис Крей — соседка Мод по дому, в котором они живут. Когда Мод была беременна, она позвонила своему врачу, чтобы тот принял роды, и оказала ей эмоциональную поддержку.
Полетт Филлипс — дочь Мод и Пола. Когда Мод взяла ее в торговый центр, чтобы увидеть Санта-Клауса на Рождество, он не уделил ей такого же внимания, как белые дети. Полетт достаточно взрослая, чтобы это понять, и Мод с трудом объясняет ей, почему с ней так обращались.
Оберто и Мари — семейная пара, живущая в многоквартирном доме Мод. Оберто — владелец продуктового магазина, а Мари — домохозяйка. Мари описывается как женщина, одержимая своей внешностью, выполняющая небольшие домашние обязанности для Оберто. Несмотря на это, Оберто влюблен в свою жену, в отличие от женщин другого мужа в многоквартирных домах, жены которых выполняют за них всевозможную домашнюю работу.
Юджина Бэнкс — белая женщина, живущая в многоквартирном доме Мод. Юджина очень плохо пела одну и ту же поп-песню снова и снова. Юджина замужем за мужчиной из Вест-Индии, который редко бывает рядом и спрашивает Мод, как обращаться с «негром».
Соня Джонсон — владелица салона, который часто посещает Мод. Вежливая и добрая женщина, даже когда ее не уважают. Когда мисс Ингрэм, продавец помады, оскорбляет ее на расовой почве после закрытия распродажи, Мод теряется из-за слов, которые Соня «не преследует ее».
Миссис Бернс-Купер — белая женщина, у которой Мод работала горничной. Мод считает ее снобисткой из-за ее постоянного хвастовства своим домом и вещами. Мод увольняется с работы у миссис Бернс-Купер из-за расистской рабочей среды, из-за которой она чувствует, что с ней обращаются как с ребенком.
Темы
[ редактировать ]Сорт
[ редактировать ]Тема класса доминирует на протяжении всего романа. Часто Мод представляет себя в роскошных местах и в комфорте высшего класса. Лейда утверждает, что привычка Мод создавать «приятные фантазии помогает ей выдерживать серые обстоятельства повседневной жизни». [ 4 ] Лейда отмечает, что эти фантазии, которым предается Мод, подобны хлебу, «кормящему ее дух и тело», чтобы она могла преодолевать трудности повседневной жизни. [ 4 ] По мере того, как Лейда анализирует, Мод понимает, что эти фантазии недостижимы, но оптимистично добавляет частички этих фантазий, украшая свой дом. [ 4 ]
Класс также исследуется в романе через ее взаимодействие с людьми в Чикаго. Примеры можно увидеть в ее детстве в семье рабочего класса и ее опыте работы в семьях более высокого класса, например, когда она работала с миссис Бернс-Купер.
Раса
[ редактировать ]Раса исследуется в Мод Марта через обычный опыт, с которым чернокожие сталкиваются в несправедливом обществе. Это также видно в компромиссах Мод во многих аспектах ее жизни: Риверс заявляет, что «эти компромиссы стали еще более болезненными из-за требований бедности и цвета ее кожи». [ 5 ]
Раса преобладает на протяжении всего романа. Лейда заявляет, что раса является «центральной проблемой в романе, даже если она не озвучена». [ 4 ] Лейда утверждает, что Мод желает вести образ жизни высшего сословия, требуя «привилегии белизны». [ 4 ]
Пол
[ редактировать ]Риверс утверждает, что тема пола является основной темой Мод Марты. В ее обзоре утверждается, что роман представляет собой «историю среднестатистической женщины в ее борьбе как дочери, жены и матери». [ 5 ] Риверс далее утверждает, что Мод Марта исследует общие желания каждой женщины и компромиссы, на которые им приходится идти для их достижения.
Прием
[ редактировать ]В рецензии на роман для «Журнала негритянского образования» в 1954 году Гертруда Б. Риверс заявила, что роман «очаровательен и восхитителен для чтения». [ 5 ] Далее она утверждает, что выбор Брука показывает ее знание «тонких источников человеческой природы». [ 5 ]
Рецензируя роман для NPR в 2006 году, Асали Соломон сказала, что жизнь персонажа «напоминает вашу жизнь или мою: хорошие дни и плохие, никаких заголовков». [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Авилез 142.
- ^ Jump up to: а б Соломон, Асали. «Незаменимая «Мод Марта» Гвендолин Брукс » . NPR.org . Архивировано из оригинала 17 апреля 2014 года . Проверено 16 апреля 2014 г.
- ^ Джексон-Опоку, Сандра (27 июня 2017 г.). «Снимки в семейном альбоме: Мод Марта, рассказ поэта» . Фонд поэзии . Архивировано из оригинала 27 марта 2020 года . Проверено 27 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Лейда, Юлия (2016). Американские мобильности: география классов, расы и пола в культуре США . Билефельд. ISBN 978-3-8394-3455-0 . OCLC 936962932 . Архивировано из оригинала 9 декабря 2023 г. Проверено 11 декабря 2022 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д Риверс, Гертруда Б. (1954). «Обзор Мод Марты» . Журнал негритянского образования . 23 (2): 156. дои : 10.2307/2293670 . ISSN 0022-2984 . JSTOR 2293670 . Архивировано из оригинала 11 декабря 2022 г. Проверено 11 декабря 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Авилез, ГерШун (весна 2008 г.). «Жилье для черного тела: ценность, домашнее пространство и рассказы о сегрегации». Афроамериканский обзор . 42 (1) (ред. «Представление сегрегации»): 135–147. JSTOR 40301309 .
- Брайант, Жаклин (2002). Мод Марта Гвендолин Брукс: Критический сборник . Пресса третьего мира.
- Бубикова, Шарк (2011). «Мод Марта и традиции этнического женского Bildungsroman». Прагентская литература . 21 (41).
- Рабиновиц, Паула (весна 2001 г.). «Домашний труд: фильм-нуар, пролетарская литература и художественная литература чернокожих женщин». MFS Исследования современной художественной литературы . 47 (1): 229–254. дои : 10.1353/mfs.2001.0009 . S2CID 161841373 .
- ` Шоу, Гарри Б. (1996). «Мод Марта». У Стивена Колдуэлла Райта (ред.). О Гвендолин Брукс . Издательство Мичиганского университета . стр. 124–37 . ISBN 9780472104239 .
- Лейда, Юлия (2016). Американские мобильности: география классов, расы и пола в культуре США . Билефельд. стр. 173–190. ISBN 978-3-8394-3455-0 . OCLC 936962932 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )