Ереванский государственный театр пантомимы
Ереванский государственный театр пантомимы был основан в 1974 году. Статус государственного театра получил в 1983 году.
4 мая 2017 года решением правительства Армении театру была передана территория, которая находится по адресу улица Геворга Кочара, 21.
Сегодня в репертуаре театра 18 спектаклей.
С 1998 года художественным руководителем Ереванского государственного театра пантомимы является заслуженный деятель искусств РА Жирайр Дадасян.
С 2015 года директором Ереванского государственного театра пантомимы является Арам Ходжоян.
Многие великие артисты высоко оценили деятельность театра. Однажды Аркадий Райкин сказал: «Я видел множество театров и коллективов пантомимы, однако легко узнаю «Ереванскую пантомиму» среди сотен театров».
История театра
[ редактировать ]Ереванский государственный театр пантомимы как профессиональный театральный коллектив был основан в 1969 году. Студент Московского государственного института театрального искусства Генрих Погосян, увлеченный жанром пантомимы, создал театральный коллектив «Тушпа» и со своей программой миниатюр стал лауреат Республиканской студенческой весны 1969 года.
Театр действовал при Доме творчества работодателей Армении; «Неумолкающая звонница» П. Севака, «Подвинься, время!» О. Погосяна. были поставлены и другие спектакли.
В 1972 году О. Погосян пригласил для постановки спектакля Арсена Полянова - студента директорского факультета Московского университета культуры. А.Поландов уже окончил двухгодичный класс пантомимы в Государственном институте кино, которым руководил известный русский мим А.Румнев, являвшийся одним из лучших специалистов пантомимы. Позже О. Погосян ушел из театра, группа распалась, и уже приехавшему в Ереван Поландову пришлось начинать все сначала. Театральный коллектив, быстро и полностью обновивший свой состав, в который вошли Нуне Оганезова, Самвел Агабалян, Левон Иванян, Левон Овсепян, Карине Шагинян, Рузан Бандуряны, Степан Шагинян и другие, поставил роман Уильяма Сарояна «Голод» и серию миниатюр.
18 мая 1974 года коллектив театра пантомимы дал первый полноценный спектакль для Совета изобразительных искусств Армении Министерства культуры и других известных деятелей культуры, стал профессиональным коллективом и был включен в состав «Армконцерта».
А 1974 год считается годом создания Театра пантомимы. С первой программы был очевиден стиль театра. Позже было поставлено несколько спектаклей и миниатюр, таких как «Героическая баллада», «Камень, орел и человек», «Жалюзи», «Разбойник и ребенок», «Осень», миниатюры «Вирус смеха» и «Кто» Сарояна. есть?», спектакли Гоголя «Шинель».
Театр неоднократно гастролировал в Армении, в больших и малых городах Советского Союза - от Украины (Одесса), Белоруссии, Молдовы до Урала, Сибири, Сахалина, Камчатки, Курильских островов, Москвы, Санкт-Петербурга и др. Театр был принят с большим интересом и теплотой. Участвуя во многих республиканских, советских и международных фестивалях, театр всегда становился лауреатом.
Общественный интерес к искусству пантомимы постепенно рос. В доме «Лусашх» была создана студия пантомимы, которой руководил Левон Иванян – один из актеров театра. В спектаклях часто участвовали студенты студии. Позже на базе этой студии был создан Театр пантомимы Дома журналиста; его возглавила Анна Сафарян.
Государственный статус
[ редактировать ]Тем не менее, самое большое событие в биографии театра произошло в 1983 году, когда театр получил государственный статус. Государство, в частности Министерство культуры, взяло под свою охрану дальнейшую деятельность Театра пантомимы, обеспечивающую развитие пантомимы как жанра. Однако самая важная проблема осталась нерешенной; Частично было решено необходимое пространство для беспрепятственной и бесперебойной деятельности Театра. Для театра, имеющего репертуар и не имеющего своей территории, планировать дальнейшую деятельность крайне сложно.
Даже не имея необходимых условий для работы, театр продолжал свой триумф: спектакли, гастроли, фестивали. В результате исследования корней армянской пантомимы был реализован опыт поиска новых выразительных способов изложения. Ярким примером является мимодрама актера Левона Иваняна по поэме П.Севака «И человек по имени Маштоц».
Театр после провозглашения независимости
[ редактировать ]Биография театра в период независимости Армении была очень сложной, полной противоречий и перемен. Непростая социальная ситуация в республике отразилась и на театре. Неожиданно состояние здоровья Аресна Поландова ухудшилось.
В 1993 году по предложению Аресена Поландова художественным руководителем театра был назначен Юрий Костанян, начавший свою творческую деятельность в области пантомимы еще в начале 70-х годов; он был учеником легендарного Модриса Тенисонса в Каунасе.
Начался процесс, который можно охарактеризовать как обмен поколениями и, как любое изменение, он сопровождался многими трудностями. Были приглашены новые молодые актеры и режиссеры. Были преследованы творческие, инновационные и современные средства выражения. Временно стало возможным наличие территории – сцены будущего Студенческого театра Академии Художеств. Большими усилиями Юрия Костаняна и всего коллектива театра он был реконструирован и стал маленьким уютным театром. Однако разные идеи разных сценографов лишь вредили процессу создания нового и неотделимого облика театра. Единственным спектаклем с новым составом и новым стилем стал «Пробуждение мечты» Юрия Костаняна.
В мае 1998 года по предложению Юрия Костаняна художественным руководителем театра был назначен Жирайр Дадасян. Этот период отличается утверждением новых средств выразительности и формированием репертуара. Театр начал гастролировать за рубежом: Германия, Грузия, Египет, Иран, Ливия и др.
Чтобы делать профессиональных мимов и всегда иметь в театре хороших актеров, в 1999 году была создана прилегающая к нему студия пантомимы, которую возглавил актер театра Гамлет Чобанян. Сегодня выпускники входят в основной состав театра и участвуют в репертуарных спектаклях театра.
В 1996 году в Ереванском государственном институте театра и кинематографии был открыт курс пантомимы; его возглавил Степан Шагинян. В 2003 году дирекция института закрыла курс, но в 2004 году он был открыт вновь. Курс ведут Жирайр Дадасян и Юрий Костанян.
Международные фестивали
[ редактировать ]Международный фестиваль Назеник
[ редактировать ]Армянская пантомима имеет многовековую историю. В письменных источниках и рукописях мы встречаем многочисленные изображения и заметки об артистах пантомимы. Один из самых известных армянских историков Мовсес Хоренаци писал о Назеник, рабыне, которая увлекла армянского царя своим танцем-пантомимой на царском пиру - «Как будто Назеник пела руками». Ее персонаж впоследствии стал источником вдохновения для многих творцов.
Международный фестиваль пантомимы, организованный театром в Ереване в 2001 году, также назывался «Назеник». Это был первый международный театральный фестиваль в период независимости Армении. Знаменитые театры пантомимы приезжают в Ереван из Москвы, Риги, Любляны, Улан-Батора, Тбилиси, Иркутска. В Армению были приглашены замечательные специалисты пантомимы: Илья Рутберг, Модрис Тенисонс, Ханс Дитер Ильгенен, Константин Кирияк и другие.
Международный фестиваль пантомимы имени Л. Енгибаряна
[ редактировать ]Международный фестиваль пантомимы проводится раз в два года с 10 по 15 августа в Цахкадзоре, крошечном милом городке, в часе езды от Еревана – столицы Армении.
Организаторами фестиваля являются Министерство образования, науки, культуры и спорта РА, Ереванский государственный театр пантомимы и мэрия Цахкадзора.
Первый Международный фестиваль пантомимы состоялся в 2008 году. В 2010 году фестивалю было присвоено имя великого клоуна-мима Леонида Енгибаряна , а в 2012 году на центральной площади Цахкадзора был открыт бронзовый памятник известному артисту Л. Енгибаряну. В 2014 году прошел 4-й Международный фестиваль пантомимы, в программу которого были включены иллюзионисты, живые статуи и рисование песком.
В фестивалях 2008, 2010, 2012, 2014, 2016, 2017, 2019 годов принимали участие театральные коллективы и сольные артисты из Испании, Италии, Германии, Греции, России, Латвии, США, Франции, Чехии, Польши, Дании, Японии, Казахстана. , Бангладеш, Украина, Иран, Таиланд, ЮАР, Аргентина, а также армянские театральные и цирковые коллективы, коллективы, огненные шоу, молодежные коллективы. Спектакли проходят на открытой сцене на центральной площади или просто на улице и бесплатны для зрителей.
Инициаторы всегда полны энтузиазма по организации художественного праздника для туристов, жителей Тшахкадзора и активной молодежи, наслаждающейся летним отдыхом. Днем улицы Цахкадзора полны акробатов, уличных артистов, а ночью уже изумленные дети и взрослые собираются перед центральной сценой, чтобы полюбоваться разнообразными театральными труппами, профессиональными сольными мимами, огненными шоу, флешмобами, мастер-классами, танцами. занятия.
После шоу артисты, зрители и организаторы ведут активные дискуссии, за которыми следуют мастер-классы, где две важнейшие составляющие фестиваля - зрители и артисты имеют реальный контакт, и оба впечатлены: иностранные артисты теплым гостеприимством. и армянскую богатую культуру, и зрителей за чудесные впечатления и незабываемые воспоминания...
Во время фестиваля Цахкадзор превращается в атмосферу тайны, комической трагедии, юмора, любви, объятий и улыбок – дополняющих друг друга. Это уникальный мир, где люди постоянно заряжаются положительными эмоциями.
Репертуар театра
[ редактировать ]- «Сон Пьеро» (2019) /Режиссер: Жирайр Дадасян/
- «Театр в пальме» (2018) /Режиссер: Юрий Костанян/
- «Бессонница» (2017) /Режиссер: Мэри Киракосян/
- «Галатея» (2016) /режиссер: Юрий Костанян/
- Дух трона» (2015) /режиссер: Юрий Костанян/
- «Козий обряд» (2014) /Режиссер: Жирайр Дадасян/
- «Душа стула» (2012) /Режиссер: Юрий Костанян/
- «Сонет N 90» (2010) /Режиссер: Юрий Костанян/
- «Ардалион» (2009) /Режиссер: Жирайр Дадасян/
- «Цветочная рукопись» (2008) /Режиссер: Жирайр Дадасян/
- «Демон» (2007) /Режиссер: Юрий Костанян/
- «Шераник» (2005) /Режиссер: Жирайр Дадасян/
- «Метаморфоза» (1999) /Режиссер: Юрий Костанян/
- «Цветы зла» (1998) /Режиссер: Жирайр Дадасян/
- «Как нарисовать птицу» (1998) /Режиссер: Жирайр Дадасян/
- «Бабочки» (1997) /Режиссер: Жирайр Дадасян/
- «Игра» (1996) /Режиссер: Жирайр Дадасян/
- «Орлы» (1994) /Режиссер: Жирайр Дадасян/
Экскурсии по Театру Пантомимы
[ редактировать ]- 2020 – Иран – Тегеран/Италия – Милан
- 2018 - Россия - Санкт-Петербург/ Молдова - Кишинев/ Россия - Вологда/ Македония - Велес/ Россия - Москва
- 2017 - Россия - Челябинск/ Молдова - Чисинау/ Украина - Харьков, Запорожья/ Россия - Тюмен/ Россия - Екатеринбург, Челябинск, Златоуст
- 2016 – Босния и Герцеговина – Республика Сербская – Баня-Лука/Мальта – Витториоза
- 2015 - Босния и Герцеговина - Республика Сербская - Баня-Лука/ Грузия - Тбилиси/ Сербия - Белград/ Грузия - Тбилиси/ Германия - Бремен
- 2014 – Турция – Стамбул/ Иран – Тегеран, о. Киш/ Туркменистан – Ашхабад/ Польша – Вроцлав
- 2013 – Таиланд – Бангкок/ Польша – Познань/ Германия – Бонн, Кёльн/ Россия – Мурманск/ Грузия – Тбилиси
- 2012 — США — Лос-Анджелес
- 2011 – Швейцария – Цюрих
- 2007 – Италия – Рим/Китай – Пекин, Шэньян
- 2006 – Россия – Екатеринбург, Москва/ Румыния – Сибиу
- 2004 – ОАЭ – Шарджа
- 2003 - Ливан - Бейрут
- 2002 – Иран – Тегеран
- 2001 – Египет – Каир
- 1998 – Германия/Грузия – Тбилиси
- 1991 – Сербия – Белград
- 1983 – Россия – Средняя Сибирь/Германия
- 1982 – Россия – Ленинград/Венгрия
- 1981 - Russia - Siberia, Omsk, Tomsk, Kemerovo, Barnaul, Angarsk, Bratsk, Blagoveshchensk
- 1980 – Россия/ Украина - Киев, Odesa
- 1978 – Россия/Беларусь/Молдова
- 1976 - Ural - Sverdlovsk, Chelyabinsk, Magnitogorsk/ Russia/ Middle East
- 1975 - Ukraine - Voroshilovgrad, Kharkiv, Lysychansk, Kadiivka
Ссылки
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- сайт Facebook
- Цитата Ереванского государственного театра пантомимы
- Фестиваль имени Леонида Енгибаряна