Польская кинохроника
Польская кинохроника ( польск . Polska Kronika Filmowa ) (1944–95) — 10-минутная кинохроника , показанная в польских кинотеатрах перед основным фильмом. Оно продолжало традиции довоенного Польского телеграфного агентства и в коммунистической Польше часто использовалось как инструмент пропаганды . Впервые хроника была представлена в польских кинотеатрах 1 декабря 1944 года. Ее выпускала раз в две недели варшавская студия документальных и художественных фильмов WFDiF при сотрудничестве киностудии «Чолувка».
В хронике представлены текущие события, новости экономики, спорта и культуры, комментарии и публицистика, а также развлечения, такие как личная жизнь Ирены Шевинской . Обычно один киножурнал состоял из пяти частей, каждая из которых посвящена отдельной теме. В некоторых случаях, например, в официальный праздник (например, Международный день трудящихся ), вся кинохроника была посвящена событиям этого праздника. Помимо кинотеатров, хронику в 1960-е годы представляло и Польское телевидение . В нескольких избранных случаях в хронике были представлены новости из-за пределов Польши, но это было редко, поскольку в ней основное внимание уделялось внутренним вопросам.
Первым главным редактором «Польской кинохроники» был Ежи Боссак, а среди ее докладчиков были такие известные актеры, как Владислав Ханьча и Анджей Лапицкий . Среди других личностей, сотрудничавших с хроникой, были Анджей Мунк и Владислав Шпильман . Почти вся кинохроника черно-белая, хотя уже в 1950-х годах по технологии «Совколор» выпускались первые цветные продукции. Среди цветных кинохроник есть те, которые описывают события особой важности, такие как строительство Дворца культуры и науки в Варшаве в 1952 году, реконструкция Старого города Варшавы в 1953 году , Парад «1000 лет Польши» в (1966) или Мирослава Гермашевского Полет (1978).
1 января 1995 года в кинотеатрах закрыли выпуск «Польской кинохроники». Варшавская студия документальных и художественных фильмов существует до сих пор и продолжает снимать кинохронику.