нести (родословная)
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Канда (множественное число маканда ; до 1700 года единственное число было диканда или ликанда ) в Киконго — это любая социальная или аналитическая группа, но часто применяется к линиям передачи или группам связанных людей, которые образуют фракцию, группу или другую группу. В документах Конго, написанных на португальском языке, или в более старых португальских отчетах о Конго, это слово часто переводится как «geração» (семья или родословная на португальском языке).
Историческое использование
[ редактировать ]В более древние времена, примерно до 1850 года, этот термин, вероятно, относился к элитным родам или группам происхождения (а также их клиентам и рабам), которые управляли страной. В современном использовании киконго, например, в историях кланов или в таких публикациях, как «Нкутама а мвила за маканда» (Тумба 1934, 4-е издание, Матади, 1972), это относится к группе по материнской линии. В этой литературе канда часто ассоциируется с мвилой или девизом клана, который имеет форму хвастовства или другого заявления о личности, а также с кинкулу , историей миграций клана.
Правление Конго рухнуло
[ редактировать ]На протяжении всей своей истории в королевской семье существовали разветвленные фракции, которые часто боролись друг с другом за правопреемство королевства. Хотя эти ветви, вероятно, назывались канда, они, строго говоря, не были группами происхождения, поскольку иногда формировались вокруг двух братьев. В шестнадцатом веке и позже канды королевства назывались домами , поэтому канда Нлаза или Кинлаза также была известна как Дом Кинлазы.
Правящие канды просуществовали довольно недолго и нестабильно до конца семнадцатого века, хотя были отмечены дома, такие как Нсаку, который правил Мбатой, или Дома Квилу и Нсунди (оба географические, а не родственные названия групп). Однако в начале и середине семнадцатого века правящие канды постепенно превратились в постоянные разделения. Три из них были признаны традицией начала восемнадцатого века: это Кинлаза, Кимпанзу и Киканга а Мвика. В то время как Киканга а Мвика была уничтожена, когда ее члены пытались свергнуть Гарсию II (из Кинлазы) в 1656–1657 годах, двое других стали постоянными претендентами на трон, и их имена постоянно упоминались в документах на протяжении восемнадцатого века. В некоторых местах отождествление с этими кандами продолжалось по традиции и в двадцатом веке, но по большей части в девятнадцатом веке они раскололись на множество других групп.
Другие потенциальные канды (хотя этот термин для них не использовался) включают некоторые семьи, которые носили португальские фамилии и передавали свои имена по отцовской линии. Например, да Силвас, де Кастро и их комбинации правили в Мбамбе, а затем в Сойо с начала XVII века, в то время как Агуа Росадас возникли в конце XVII века от потомков Кимпанзу и Кинласа (Педро IV и его братья были первыми представителями этой канды). Источники восемнадцатого века указывали, что де Леан, родственная группа, основанная королевой Аной Афонсу де Леан и ее племянниками, продолжала оставаться постоянной группой, как и позже возникшие группы, такие как Романо Лейте. Неясно, как эти названные группы работали в системе родства и происхождения, определяемой кандами, которые, по-видимому, были более крупными и гибкими.