Разумное непослушание
Разумное неповиновение возникает, когда животное-поводырь, обученное помогать инвалиду, идет прямо против указаний владельца, пытаясь принять лучшее решение. [ 1 ] Такое поведение является частью дрессировки собаки и имеет решающее значение для успеха животного-поводыря в работе. [ 2 ] Концепция разумного неповиновения используется и является обычной частью дрессировки служебных животных по крайней мере с 1936 года. [ 3 ]
Примеры
[ редактировать ]Когда слепой человек хочет перейти улицу и дает команду собаке-помощнику сделать это, собака должна отказаться двигаться, если такое действие может подвергнуть человека опасности. [ 4 ] Животное понимает, что это противоречит усвоенному поведению реагировать на инструкции владельца: вместо этого оно принимает альтернативное решение, поскольку человек не в состоянии принять безопасное решение. [ 5 ] Собака в этом случае способна понимать, что совершает такое действие ради благополучия человека. [ 6 ]
В другом примере слепой человек должен общаться с животным таким образом, чтобы животное могло понять, что человек осведомлен об окружающей обстановке и может безопасно двигаться дальше. Если слепой человек хочет спуститься по лестнице, животное, должным образом обученное проявлять разумное неповиновение, откажется двигаться, если человек не произнесет определенное кодовое слово или команду, которая позволит животному понять, что человек знает, что он собирается спуститься по лестнице. [ 7 ] Эта команда будет специфична для лестниц, и животное не будет приписывать ей шаг с бордюра, подъем на тротуар или крыльцо. В аналогичных обстоятельствах, если человек считает, что находится перед ступенькой и хочет спуститься, но на самом деле он стоит перед опасной пропастью (например, погрузочной площадкой или обрывом ), животное откажется. продолжить. [ 8 ]
Применение в других областях
[ редактировать ]Айра Чалефф в своей книге 2015 года « Интеллектуальное неповиновение: поступать правильно, когда то, что вам говорят делать, неправильно» [ 9 ] что разумное неповиновение имеет место и в других важных областях. Одним из ярких примеров является управление ресурсами экипажа , или CRM, где летному экипажу самолета рекомендуется доводить до сведения капитана все, что кажется сомнительным в отношении приказа или дополнительную информацию, обычно уважительно и тактично, но если это достаточно срочно. , сильнее, как это делают собаки-поводыри. Он открывает книгу, упоминая, как эта идея пришла ему в голову, когда на одном из его занятий у него был человек, который дрессировал собаку-поводыря. Помимо CRM, этот принцип применим практически во всех других областях, таких как медицина, инженерия и бизнес.
Интеллектуальное неповиновение также нашло свое место в образовании в области прав детей, предлагая инструменты, которые помогают уберечь детей от травмирующих случаев, когда авторитетные фигуры злоупотребляют своей властью. Одним из таких инструментов является мнемоническая кнопка Blink! Думать! Выбор! Голос! [ 10 ] [ нужны разъяснения ] это работает аналогично простой пожарной безопасности технике : «стой, падай и катись», которой обучают детей в большинстве англоязычных стран.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Доктор. Гиффорд-Джонс (5 декабря 2003 г.). «Законы об эмоциональной поддержке животных» . Китченер Онтарио Рекорд . 19 марта 2015 г.
- ^ персонал (11 октября 2001 г.). «Отдельная порода; служебные собаки — меховые герои». Вашингтон Пост .
- ^ Элизабет ВанДайк (26 июля 1936 г.). «Новая свобода для слепых американцев, обеспечиваемая специально обученными собаками-поводырями, которые не только видят, но и думают за незрячих». Хартфорд Курант .
- ^ Фролинг, Джоан. «Задачи собаки-поводыря» . Международная ассоциация собак-поводырей-партнеров . Проверено 15 ноября 2009 г.
- ^ К. Капур, Гопал (30 августа 2004 г.). «Разумное неповиновение» . Компьютерный мир . Проверено 15 ноября 2009 г.
- ^ Сандерс, Клинтон (1999). Понимание собак: жизнь и работа с собаками-компаньонами . Издательство Университета Темпл. п. 46. ИСБН 1-56639-689-1 .
- ^ Филип Морган (21 июня 1999 г.). «Жизнь движется вперед с помощью собаки». Тампа Трибьюн .
- ^ Донна Алвис-Бэнкс (16 сентября 2005 г.). «Еще один ученик направляется в школу для собак-вожаков; Помощь в выращивании собак для слепых - это «труд любви» для Вирджинии. Женщина». Ричмонд Таймс .
- ^ Ира Чалефф (2015) Интеллектуальное непослушание: поступать правильно, когда то, что вам говорят делать, неправильно
- ^ Ира Чалефф (2018) Интеллектуальное непослушание детей: Справочник для родителей и других лиц, осуществляющих уход.