Советские студенческие олимпиады
студенческая олимпиада — ежегодный комплекс соревнований для школьников СССР Советская . Ежегодно проводились два отдельных многотуровых конкурса: для высшего образования (вузов) и общеобразовательного (начиная с 7 по 10/11 классы). Оба соревнования состояли из нескольких туров, и победители нижних туров переходили в следующий раунд. Награждались не только отдельные участники, но и команды. Основное различие между двумя олимпиадами заключалось в том, что в школьной для каждого класса были отдельные темы, а в университетской - для всех учащихся.
Формат конкурса
[ редактировать ]Обе олимпиады имели одинаковый формат соревнований. Учащиеся приходили в команды, представляющие свое местоположение, например, школы или республики. Каждый конкурс может состоять из 2-3 частей. Например, республиканский тур вузовских олимпиад по физике мог бы состоять из трех частей: теория, лабораторная работа и компьютерное моделирование. Всем учащимся был предложен один и тот же набор задач для решения. Над решениями работали строго индивидуально (командная работа не допускалась), а затем их оценивали судьи. Очки команды представляли собой просто сумму очков отдельных участников. Более ранние раунды могли длиться всего один раунд, а более поздние раунды могли длиться неделю и состоять из нескольких частей.
Олимпиады в школах (общее образование)
[ редактировать ]Обзор
[ редактировать ]Конкурсы проводились по многим предметам советской школьной программы, таким как математика, физика, химия, биология и другие. Эти олимпиады имели несколько уровней в зависимости от административной структуры Советского Союза. Это были: школьные, районные ( районные ), городские, областные ( областные ), республиканские и всесоюзные конкурсы. Эти соревнования были организованы отдельно для каждого класса школы. В зависимости от предмета и географического региона высший тур олимпиад варьировался от всесоюзного уровня по математике, физике и химии до областного уровня по некоторым другим дисциплинам.
In addition, at certain time Moscow carried out joint "Olympiads in Linguistics and Mathematics" (Олимпиада по языкознанию и математике). After each such Olympiad its problems were printed in the Science and Life ( Наука и Жизнь ) popular science magazine. There were numerous other Olympiads in Moscow including interdisciplinary "Lomonosov tour".
Кроме того, проводились заочные олимпиады, в частности олимпиады, проводимые некоторыми газетами, журналами и университетами. Одну из важных заочных олимпиад организовал журнал «Квант» . Ее победители были допущены к республиканскому туру Всесоюзной физико-математической олимпиады.
Кроме того, для школ были организованы командные соревнования за звание районной, городской или областной награды. Также прошел конкурс «Физический бой», организованный МГУ . По математике устраивались олимпиады городов на республиканские и всесоюзные награды.
Школьный тур
[ редактировать ]В каждой школе должен был проводиться школьный тур. Судьями были учителя-предметники. Победители этого тура могли соревноваться в следующем туре, представляя свои школы. Каждый класс мог отправить на следующий тур 3-4 учащихся. Этот тур обычно проводился в начале учебного года.
Окружной (районный) тур
[ редактировать ]Этот тур предназначался для школ административного подразделения «Район» (район), района более крупного города или области . Районные обходы были организованы РайОНО (районное управление народного образования). Участники приходили командами, но отмечались и награждались как команды, так и отдельные участники. Победители формируют команды, представляющие свои направления, состоящие из 3-4 учеников каждого класса. Обычно районные туры по каждому предмету проходили в разные дни, поэтому один ученик мог участвовать в олимпиадах по нескольким предметам. Этот тур обычно проводился в первой половине учебного года.
Городской тур
[ редактировать ]Этот тур предназначался для студентов крупных городов, в которых было несколько районов (районов). Участвовать могли победители предыдущего тура. Городской тур был организован ГорОНО - городским отделом народного образования. И снова победители сформируют команду и примут участие в следующем туре, представляя свой город. В этом туре олимпиады по разным предметам проводились в один и тот же день, поэтому студент мог соревноваться только по одному предмету. В зависимости от демографической ситуации кое-где этот раунд пропускался. Этот тур обычно проводился в первой половине учебного года.
Региональный (областной) тур
[ редактировать ]Этот тур был для студентов всего региона (области). Участвовать могли победители предыдущего тура. Региональный тур был организован ОблОНО – областным советом образования. И снова победители сформируют команду и примут участие в следующем туре, представляя свой регион (область). К ним присоединились победители конкурса журнала «Квант» , республиканских и всесоюзных олимпиад прошлого года. Этот тур обычно проводился во второй половине учебного года.
Республиканский раунд
[ редактировать ]Этот тур был крупным, поскольку на нем признавались лучшие студенты 15 республик Советского Союза (ныне независимых государств ). Победители предыдущего тура могли участвовать в командах и индивидуально. Республиканский тур был организован республиканскими министерствами образования. Победители сформируют команду и примут участие в следующем туре, представляя свою республику. Этот тур обычно проводился во второй половине учебного года. В России соревнования проводились отдельно в четырех зонах и назывались зональным туром. Москва, Ленинград, несколько профильных математических школ и школы системы Минтранса не соревновались на республиканском уровне и отправили свои команды сразу на всесоюзный тур.
Всесоюзный тур
[ редактировать ]
Этот тур стал заключительным для советских студентов. На нем признавались лучшие ученики Советского Союза по каждому предмету для каждого класса. В Америке это будет на национальном уровне. Победители предыдущего тура могли участвовать в командах и индивидуально. Этот тур был организован Министерством образования СССР. Этот тур обычно проводился в конце учебного года.
Награды
[ редактировать ]Победители были награждены дипломами. Материальные призы были незначительными и обычно включали научные книги, которые иначе было бы трудно получить.
История
[ редактировать ]Известные победители
[ редактировать ]Владимира Дринфельда, который позже был награжден медалью Филдса в 1990 году за разработку квантовых групп, многие считают самым выдающимся «математическим спортсменом» в истории Всесоюзных математических олимпиад. Его первая научная публикация была основана на обобщении олимпийской проблемы. Многие другие победители математической олимпиады стали выдающимися математиками и физиками. Юрий Матиясевич, решивший 10-ю задачу Гильберта в 1970 году, стал абсолютным победителем Олимпиады 1964 года. Гриша Перельман также имел исключительный олимпийский рекорд. Все трое победителей национальных олимпиад также были отобраны в сборную СССР на Международную математическую олимпиаду и получили золотые медали, причем Перельман и Дринфельд показали отличные результаты.
Олимпиады в вузах (высшее образование)
[ редактировать ]Обзор
[ редактировать ]Конкурсы проводились по нескольким предметам советской программы высшего образования, таким как математика, физика, программирование. Эти олимпиады состояли из нескольких туров. Раунды были сформированы в соответствии с административной структурой Советского Союза. Итак, были университетский, республиканский и всесоюзный туры. Для всех студентов независимо от года обучения в университете проводился один конкурс.
Университетский тур
[ редактировать ]В каждом университете должен был быть свой конкурс. Судьи были из числа преподавателей. Победители этого тура могли соревноваться в следующем туре, представляя свой университет. Этот тур обычно проводился в начале учебного года.
Республиканский раунд
[ редактировать ]Этот тур стал масштабным, поскольку на нем были признаны лучшие студенты вузов каждой из республик. Победители предыдущего тура могли участвовать в командах и индивидуально. В каждой команде было до десятка учеников. Республиканский тур был организован республиканскими министерствами образования. Победители сформируют команду и примут участие в следующем туре, представляя свою республику. Этот тур обычно проводился во второй половине учебного года.
Всесоюзный тур
[ редактировать ]Этот тур стал заключительным для советских студентов. На нем признавались лучшие ученики Советского Союза по каждому предмету. В Америке это будет на национальном уровне. Победители предыдущего тура могли участвовать в командах и индивидуально. В командах было 4-5 человек. Этот тур был организован Министерством образования СССР. Этот тур обычно проводился в начале следующего учебного года.
Награды
[ редактировать ]Победители были награждены дипломами и в отдельных случаях небольшими материальными призами.
Московские олимпиады по лингвистике и математике
[ редактировать ]Интересным экспериментом стали олимпиады по лингвистике и математике, на которых учащимся предлагалось решать задачи в обеих, казалось бы, не связанных друг с другом областях. Утверждалось, что проблемы лингвистики часто требуют логических рассуждений, подобных тем, которые требуются в математике. После олимпиад задачи (и решения) публиковались в журнале «Наука и жизнь научно-популярном » .
Ссылки
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Д.О. Шклярский, Н.Н. Ченцов, И.М. Яглом , "Задачи олимпиады СССР: Избранные задачи и теоремы элементарной математики", перевод с русского, 1962 и 1993 гг.
- Дмитрий Фомин, Алексей Кириченко, "Ленинградские математические олимпиады 1987-1991 годов", MathPro Press, 1994.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Школа Колмогорова (на русском языке)
- Московская математическая олимпиада (на русском языке)