Jump to content

Теория управления настроением

Теория управления настроением утверждает, что потребление сообщений, особенно развлекательных, способно изменить преобладающие состояния настроения и что выбор конкретных сообщений для потребления часто служит регуляции состояний настроения (Zillmann, 1988a). Теория управления настроением теперь принадлежит к более широкой группе теоретических подходов, которые говорят о медиаконтенте и о том, как он играет роль в управлении настроением. Оптимизация настроения — это современный метод управления настроением в СМИ.

Идея выбора медиаконтента в интересах улучшения своего состояния была предложена Зиллманном и Брайантом (1985) и Зиллманном (1988a). Первоначально эти предположения назывались теорией аффективно-зависимого расположения стимулов, но впоследствии получили большую известность под названием «управление настроением» (Knobloch, 2006).

Исследования по управлению настроением можно проследить до Леона Фестингера (1957) теории когнитивного диссонанса . Фестингер отмечает, что человеческий организм пытается установить внутреннее соответствие между познаниями, такими как установки, убеждения и знания о себе и окружающей среде. Когда человек обладает двумя несовместимыми познаниями, возникает диссонанс. Но такой диссонанс можно уменьшить за счет избирательного воздействия, то есть люди будут искать информацию, которая уменьшит диссонанс, и избегать информации, которая усилит уже существующий диссонанс.

Теория Фестингера была в первую очередь изложена в когнитивных терминах, рассматривая выбор воздействия убедительных сообщений. Таким образом, Зильманн и его коллеги предложили теорию управления настроением, которая пытается справиться с максимально широким диапазоном вариантов сообщений, таких как новости, документы, комедии, драмы, трагедии, музыкальные выступления и спорт. Он имеет дело со всеми мыслимыми настроениями, а не с одним конкретным аффективным состоянием, таким как диссонанс (Zillman, 1988b).

Фундаментальные предположения

[ редактировать ]

Основываясь на гедонистической предпосылке, что люди мотивированы к удовольствию и против боли, теория управления настроением утверждает, что, насколько это возможно, люди склонны организовывать свое окружение так, чтобы хорошее настроение (обычно удовольствие) максимизировалось или поддерживалось, а плохое настроение (обычно удовольствие) максимизировалось или поддерживалось, а плохое настроение (обычно удовольствие) боль) уменьшается или облегчается. Организация окружающей среды может принимать разные формы, в том числе психическое отстранение или избегание ситуаций, которые создают негативный эффект (например, избегание стрессовой пробки), или движение к ситуациям, которые приводят к удовлетворению, или их выбор (например, прогулка по красивому саду). Более того, поскольку развлечения предоставляют своей аудитории возможность символически организовать окружающую среду, теория управления настроением утверждает, что выбор развлечений людьми должен аналогичным образом служить управлению настроением (Оливер, 2003).

Конкретные гипотезы теории управления настроением были резюмированы Зиллманном (2000) следующим образом:

Указанной гедонистической цели лучше всего служит избирательное воздействие материала, который (а) возбуждающе противоположен преобладающим состояниям, связанным с болезненно переживаемым гипо- или гипервозбуждением, (б) имеет положительную гедонистическую ценность выше преобладающих состояний и (в) в гедонистическом отношении. негативные состояния практически не имеют семантического сходства с преобладающими состояниями.

Хотя управление настроением предполагает, что поведение людей часто соответствует гедонистическим предположениям, эта теория также ясно дает понять, что люди не обязательно осознают свою мотивацию. Скорее, считается, что люди изначально организуют свое окружение случайным образом, а меры, которые случайно принимаются во время хорошего настроения и которые расширяют или усиливают гедонистически позитивное состояние, оставляют след в памяти, который увеличивает вероятность принятия аналогичных мер по стимулированию в аналогичных обстоятельствах ( Зильманн, 1988а, 1988б). Другими словами, формирование этих предпочтений контролируется механизмом, называемым оперантным обусловливанием , который относится к использованию последствий для изменения возникновения и формы поведения.

Эмпирические данные

[ редактировать ]

Хотя ее принципы относятся к более широкой сфере оптимизации настроения, теория управления настроением в основном применяется к выбору развлечений. Например, экспериментальное исследование, проведенное Брайантом и Зиллманном (1984), сосредоточив внимание на выборе зрителями телевизионных развлечений, показывает, что люди могут преодолеть скуку или стресс посредством избирательного просмотра захватывающих или расслабляющих телевизионных программ соответственно. В контексте воздействия музыки Кноблох и Зиллманн (2002) демонстрируют, что люди могут улучшить плохое настроение, выбрав прослушивание очень энергичной и радостной музыки. Кроме того, Вакшлаг и др. (1983) сообщили, что участники с повышенным уровнем страха предпочитали фильмы с низкими показателями виктимизации и высокими показателями справедливости. Это показывает, что люди стремятся свести к минимуму стимулы, связанные с источником негативного настроения. Брайант и Зиллман провели исследование о том, как преодолеть скуку и стресс, в ходе которого исследовали людей, испытывающих скуку или стресс, заставляя их выполнять интеллектуальный экзамен с ограничением по времени, которое вызывало давление. Это была только первая часть экзамена, во второй части участники смотрели 1 из 6 предоставленных телепрограмм. Шесть программ включали три успокаивающие и три моделирующие программы. Исследования показали, что люди, находящиеся в состоянии стресса, проводили примерно одинаковое количество времени на обоих типах программ, в то время как люди, которым было скучно, смотрели телевизор, который не расслаблял, а вместо этого смотрели возбуждающие и стимулирующие передачи. Брайант и Зиллман заявляют, что это подтверждает гипотезу управления настроением о регулировании их возбуждения посредством потребления медиа.

Проблемы

[ редактировать ]

Теоретическое положение теории управления настроением столкнулось с проблемами, особенно при изучении (1) роли, которую негативное настроение и тягостные чувства играют в развлекательном процессе; (2) разнообразие индивидуальных пользователей, социальных и культурных ситуаций и предлагаемых медиа-продуктов и (3) новые, так называемые интерактивные медиа и то, как в них лучше всего можно концептуализировать развлечения (Vorderer, 2003). В последнее время освещение в средствах массовой информации стало одним из вариантов мер по стимулированию экономики. Четыре проблемы, с которыми мы сталкиваемся и которые меняют настроение, — это возбуждающий потенциал, потенциал поглощения, семантическая близость и гедоническая валентность.

  • Брайант Дж. и Зиллманн Д. (1984). Использование телевидения для облегчения скуки и стресса: избирательное воздействие как функция вызванных состояний возбуждения. Журнал радиовещания, 28, 1–20.
  • Фестингер, Л. (1957). Теория когнитивного диссонанса. Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.
  • Кноблох, С. (2006). Теория управления настроением: доказательства и достижения. В книге Дж. Брайанта и П. Фордерера (ред.), «Психология развлечений» (стр. 239–254). Махва, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates.
  • Кноблох С. и Зиллманн Д. (2002). Управление настроением с помощью цифрового музыкального автомата. Журнал коммуникаций, 52 (2), 351–366.
  • Оливер, МБ (2003). Управление настроением и избирательное воздействие. В книге Дж. Брайанта, Д. Роскос-Эволдсена и Дж. Кантора (ред.), Коммуникация и эмоции: Очерки в честь Дольфа Зиллмана (стр. 85–106). Махва, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates.
  • Вордерер, П. (2003). Теория развлечений. В книге Дж. Брайанта, Д. Роскос-Эволдсена и Дж. Кантора (ред.), Коммуникация и эмоции: Очерки в честь Дольфа Зиллмана (стр. 131–153). Махва, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates.
  • Вакшлаг Дж., Виал В. и Тамборини Р. (1983). Выбор криминальной драмы и опасений по поводу преступления. Исследования человеческого общения, 10, 227–242.
  • Зиллманн, Д. (1988a). Управление настроением через выбор общения. Американский учёный-бихевиорист, 31 (3), 327–341.
  • Зиллманн, Д. (1988b). Управление настроением: максимальное использование развлечений. В Л. Донохью, Х. Е. Сайфере и Э. Т. Хиггинсе (ред.), «Коммуникация, социальное познание и аффект» (стр. 147–171). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates.
  • Зиллманн, Д. (2000). Управление настроением в контексте теории избирательного воздействия. В М. ф. Ролофф (редактор), Ежегодник коммуникаций 23 (стр. 103–123). Таузенд-Оукс, Калифорния: Сейдж.
  • Зиллманн Д. и Брайант Дж. (1985). Аффект, настроение и эмоции как детерминанты избирательного воздействия. В Д. Зиллманне и Дж. Брайанте (ред.), Избирательное воздействие общения (стр. 157–190). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates.
  • Рёсслер, Патрик; Хоффнер, Синтия А.; Зоонен, Лисбет, ред. (29 марта 2017 г.). Международная энциклопедия медиаэффектов (1-е изд.). Уайли.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 00b6f897dda85dd53b3c8fbda85fd4bf__1701652800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/00/bf/00b6f897dda85dd53b3c8fbda85fd4bf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mood management theory - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)