Кормить

Alimenta — римская программа социального обеспечения, существовавшая примерно с 98 по 272 год нашей эры. Вероятно, он был введен Нервой и позже расширен Траяном . Он был разработан для субсидирования сирот и бедных детей по всей Италии , но нигде больше, с денежным доходом, питанием и субсидируемым образованием. Эта программа была императорским подарком, подкрепленным во время правления Траяна добычей, полученной в результате его дакийских войн , и налогами на наследство землевладельцев. [1] Землевладельцы, зарегистрировавшиеся для внесения пожертвований, получали единовременную сумму из имперской казны в качестве ссуды и должны были выплачивать определенную часть ежегодно в качестве своего вклада в благотворительный фонд. [2] Программа, вероятно, была прекращена императором Аврелианом . [3]
Цели
[ редактировать ]Хотя эта система хорошо документирована в литературных источниках и современной эпиграфике, ее точные цели оспариваются современными учеными. Некоторые предполагают, что программа была направлена на увеличение числа граждан в Италии и является продолжением морального законодательства Августа ( Lex Julia ), которое поощряло деторождение по моральным соображениям. Это открыто признавал Плиний. [4] Он писал, что получатели алимента должны были заселить «казармы и племена » в качестве будущих солдат и выборщиков. В действительности обе эти роли плохо подходили для империи, управляемой как автократия. [5] больше не сосредоточивалась исключительно на Риме или Италии и не полагалась исключительно на чисто римскую или итальянскую гражданскую и военную рабочую силу. [6] Ограничение этой схемы Италией предполагает, что она могла быть задумана как форма политических привилегий, предоставленных первоначальному центру империи. [7] По мнению французского историка Поля Пети, алименту следует рассматривать как часть комплекса мер, направленных на восстановление экономики Италии. [8] Финли считает, что главной целью этого плана было искусственное усиление политического веса Италии, как это видно, например, из строгого ограничения, восхваляемого Плинием, установленного Траяном и предписывавшего всем сенаторам, даже если они были из провинций, иметь по крайней мере треть их земельных владений на территории Италии, поскольку было «неприлично [...], чтобы [они] относились к Риму и Италии не как к своей родине, а как к простой гостинице или ночлежному дому». [9]
Объем
[ редактировать ]Финли считает эту схему «интересной и уникальной», но она осталась небольшой. [10] Оно опиралось на регулярные выплаты процентов землевладельцами – в основном крупными, которые считались более надежными должниками. [11] На самом деле от этого выиграли очень немногие потенциальные получатели. Поль Вейн предположил, что в городе Велея только один ребенок из десяти был фактическим бенефициаром. Опора исключительно на кредиты крупных землевладельцев (в Велее заложено всего около 17 квадратных километров) [12] еще больше ограничили источники финансирования. Похоже, что ипотечная схема была просто способом заставить местных знатных людей участвовать, хотя и в меньшей роли, в имперской благотворительности. [13] Мозес И. Финли рассматривает alimenta как не более чем форму случайной благотворительности, дополнительную имперскую благотворительность. [14] Вполне возможно, что эта схема в какой-то степени представляла собой принудительную ссуду, которая привязывала несогласных землевладельцев к имперской казне для финансирования гражданских расходов. [15] В этом отношении программа alimenta не была чем-то необычным и, возможно, была одной из наиболее выдающихся среди аналогичных и менее значимых схем сбора средств. Сенатор Плиний наделил свой город Комум вечным и наследуемым правом на ежегодный сбор ( vectigal ) в размере тридцати тысяч сестерциев с одного из своих поместий. [16] Плиний, вероятно, надеялся вызвать энтузиазм среди землевладельцев к таким благотворительным предприятиям. Траян сделал то же самое, но, поскольку «готовность — скользкий товар», Финли подозревает, что для того, чтобы гарантировать принятие итальянскими землевладельцами бремени займов из фонда алимента , было оказано некоторое «моральное» давление. [17]
Короче говоря, схема была настолько ограничена в масштабах, что не могла достичь последовательной экономической или демографической цели — она была направлена не на бедных, а на общество (в данном случае на итальянские города) в целом. [18] Тот факт, что alimenta расширялась во время и после дакийских войн и дважды сопровождалась раздачей денег населению Рима ( congiaria ) после триумфов даков, указывает на чисто благотворительные мотивы. [19] Тот факт, что alimenta была ограничена территорией Италии, подчеркивает лежащую в ее основе идеологию: подтвердить представление о Римской империи как о итальянском господстве. [6] Несмотря на ограниченность масштабов, план, тем не менее, оказался очень успешным, поскольку просуществовал полтора столетия.
Конец
[ редактировать ]Римский префект Тит Флавий Постумиус Квиет был последним известным чиновником, отвечавшим за Алименту в 271 году нашей эры, во время правления Аврелиана . Пэт Саузерн считает, что если Аврелиан «действительно подавил эту систему распределения еды, он, скорее всего, намеревался провести более радикальную реформу». Действительно, примерно в это же время Аврелиан реформировал Cura Annonae , заменив пособие на зерно пособием на хлеб, соль и свинину, а также субсидируя цены на другие товары, такие как масло и вино. [20]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Алимента» . Tjbuggey.ancients.info. Архивировано из оригинала 10 февраля 2014 года . Проверено 25 апреля 2014 г.
- ^ Джон Рич, Эндрю Уоллес-Хэдрил, ред., Город и страна в древнем мире . Лондон: Рутледж, 2003, ISBN 0-203-41870-0 , стр. 158
- ^ Саузерн, Пэт, Римская империя от Северуса до Константина (2004), стр. 123.
- ^ Джудит Эванс Граббс, Тим Паркин, ред., Оксфордский справочник по детстве и образованию в классическом мире , Oxford University Press, 2014, ISBN 978-0-19-978154-6 с. 344
- ^ Вейн 1976 , с. 769.
- ^ Перейти обратно: а б Вейн 1976 , с. 654.
- ^ Хосе Мария Бланш Нугес, Правовой режим фондов в римском праве . Мадрид: Дайкинсон, 2007, ISBN 978-84-9772-985-7 , стр. 151.
- ^ Смолл 1976 , с. 76.
- ^ Finley 1999 , p. 119.
- ^ Finley 1999 , p. 40.
- ^ Ричард Дункан-Джонс, Экономика Римской империи: количественные исследования . Издательство Кембриджского университета: 1982, с. 297 ISBN 0-521-24970-8
- ^ Люук де Лигт, С. Дж. Нортвуд, ред., Люди, земля и политика: демографическое развитие и трансформация Римской Италии 300 г. до н.э. – 14 г. н.э. , Лейден: Brill, 2008, стр. 95 ISBN 978-90-04-17118-3
- ^ Хулиан Гонсалес, изд. Трахано Эмперадор Де Рома: Материалы Конгресса. Севилья, 1998 г., 14–17 сентября . Рим: ГЕРМА БРЕТШНАЙДЕРА, 2000, ISBN 88-8265-111-8 , стр. 297.
- ^ Finley 1999 , p. 201–203.
- ^ Сьюзан Р. Холман, Голодные умирают: нищие и епископы в Римской Каппадокии . Издательство Оксфордского университета, 2001, стр. 117. ISBN 0-19-513912-7
- ^ Ричард Дункан-Джонс, Экономика Римской империи: количественные исследования . Издательство Кембриджского университета: 1982, с. 298-299 ISBN 0-521-24970-8
- ^ Finley 1999 , p. 203.
- ^ Finley 1999 , p. 39.
- ^ Сюзанна Диксон , изд., Детство, класс и родственники в римском мире . Лондон: Рутледж, 2005, ISBN 0-415-23578-2 , стр. 26.
- ^ Пэт Саузерн, Римская империя от Северуса до Константина . Лондон: Рутледж, 2015, ISBN 978-0-415-73807-1 , стр. 181
Источники и дополнительная литература
[ редактировать ]- Элкинс, Натан Т. (2017). Образ политической власти в период правления Нервы, 96-98 гг. н.э. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-064803-9 .
- Финли, Мичиган (1999). Древняя экономика . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-21946-5 .
- Грейнджер, Джон Д. (2003). Нерва и кризис римского наследства 96-99 гг . Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-415-34958-1 .
- Пети, Поль (1976). Пакс Романа . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-02171-6 .
- Саузерн, Пэт (2015). Римская империя от Севера до Константина . Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-415-73807-1 .
- Вейн, Пол (1976). Хлеб и цирк (на французском языке). Париж: Порог. ISBN 978-2-02-004507-0 .