Римское племя
Tribus , — , или племя подразделение римского народа для военных, цензурных и избирательных целей. При составлении комиций tributa племена были голосующими единицами законодательного собрания Римской республики . [1] [2]
Согласно традиции, первые три племени были основаны Ромулом ; каждая была разделена на десять курий , или палат, которые были избирательными единицами comitia curiata . Хотя курии существовали на протяжении всей римской истории, три первоначальных племени, которые они составляли, постепенно исчезли из истории. [я] [1] [3]
Возможно, под влиянием первоначального разделения народа на племена, а также количества тридцати подопечных, Сервий Туллий основал четыре племени, разделявшие Рим, и различные паги по сельской местности, которые впоследствии стали семнадцатью сельскими племенами. После образования республики эти племена были собраны в народное собрание, получившее название comitia tributa . По мере роста римского населения и его территории в состав были включены еще пятнадцать племен, последнее — в 241 г. до н. э. [1] [2]
Все римские граждане были зачислены в одно из этих триб, через которое они имели право голосовать при выборах некоторых магистратов, религиозных деятелей, принимать судебные решения по некоторым делам, затрагивающим плебей , а также выносить резолюции по различным предложениям плебейских трибунов. и высшие магистраты. Хотя трибьютные комиции потеряли большую часть своих законодательных функций при Империи , членство в племени оставалось важной частью римского гражданства, по крайней мере, до третьего века нашей эры. [4]
Ромулеанские племена
[ редактировать ]Согласно древнеримской традиции, вскоре после основания Рима Ромул создал первые три племени: рамны , титии и луцеры . Этимология латинского слова tribus неясна: оно может относиться к слову, обозначающему три ( tres ), или к родственному ему слову в табличках Игувина, относящемуся к сообществу в целом. [5] Другие говорят, что это слово происходит от слова tribuere , обозначающего разделение и распределение. [6] [7]
Формирование
[ редактировать ]Ливий сообщает, что после изнасилования сабинянок сабиняне Тита под командованием Татия напали на Рим и успешно вошли в город. После ожесточенных боев сами сабинянки вмешались, встав между мужьями и отцами, чтобы предотвратить дальнейшее кровопролитие. Был заключен мир: Ромул и Татий правили совместно, а большое сабинское население переселилось в Рим. Таким образом, зарождающийся город был поровну разделен между латинянами и сабинянами. После этого, традиционно датируемого 750 г. до н. э., Ромул создал племена. [1] [8]
Эти первые племена, известные как три ромулеанских племени , часто считались представителями основных этнических групп раннего Рима: Рамны представляли латинское население Рима, Тити представляли сабинян, а Луцеры, вероятно, представляли этрусков . Рим располагался на Тибре , традиционной границе Этрурии с Лацием , и, возможно, с самого начала имел значительное этрусское население; но, несомненно, к шестому веку до нашей эры в римском населении присутствовал значительный этрусский элемент; пятый и седьмой цари Рима были этрусскими, и многие культурные учреждения Рима имели этрусское происхождение. Возможно, именно к этому периоду, а не ко времени Ромула, относится учреждение Луцеров ; и действительно, названия, если не этнический характер, всех трех ромулеанских племен кажутся этрусскими. [2] [9] [ необходимы страницы ]
Хотя теория о том, что ромулеанские племена представляли собой первоначальные этнические компоненты города, продолжает присутствовать в современной науке, она никогда не была общепринятой, и эта точка зрения отвергается многими учеными. [10] [11] Это потому, что «идея о том, что три племени представляли собой отдельные этнические группы, не имеет подтверждения в древних источниках». Кэтрин Ломас в книге « Возвышение Рима» 2018 года объясняет популярность этого объяснения националистической политикой XIX и XX веков. [12]
Курии
[ редактировать ]Эти три племени, в свою очередь, были разделены на тридцать курий , или округов, организация которых неясна. Этимология слова может происходить от co-viria – собрания мужчин – где каждая группа выбирает лидера, известного как curio . Среди курионов один был избран главой всех курий с титулом curio maximus . [13] Члены курии назывались куриалами . [ нужна проверка ] В каждой курии присутствовал священник, или curio , которому помогал другой священник, известный как Flamen curialis , выполнявший религиозные обязанности прихода. У каждого также было свое место собраний, также известное как курия . [14]
Говорят, что курии были названы в честь тридцати сабинянок, но из девяти курий , имена которых известны сегодня, некоторые имеют географическое происхождение. Единственными куриями , имена которых теперь известны, были: Аккулея, [ii] Калабрия, Фаусия, [iii] фориенсис, [iv] похищен [v] Тифата , [мы] Тиа , [VII] Велиенсис , [viii] и Велиция [15] [16] [17] [14] [18]
В прошлом широко распространено мнение, что членство в куриях ограничивалось патрициями , и что утверждения об обратном, указывающие на то, что клиенты были приняты, означали не более чем то, что они были пассивными членами без права голоса. Однако Моммзен убедительно доказывал, что плебеи были включены в голосование, и теперь эта точка зрения, похоже, возобладала; плебеи были включены либо с самого начала, либо, по крайней мере, с раннего времени; конечно, с самых первых лет республики. [2] [14] [19]
Избирательный суд
[ редактировать ]Когда различные курии собирались для голосования, они образовывали comitia curiata . Он был основан при королях и просуществовал до конца республики. [20] Один из curiones был назначен или избран curio maximus и председательствовал на собрании. [14] [21] При королях куриатные комиции созывались королем или интеррексом , который представлял вопросы, по которым комиции могли голосовать. Они включали выборы нового короля, предложенные интеррексом; принятие закона, предоставляющего империю королю, известного как lex curiata de imperio ; объявлять ли войну; решения по апелляциям; вопросы, касающиеся арогации ; [ix] и разрешать ли принимать иностранцев среди патрициев. При Сервии Туллии право объявлять войну и принимать решения по апелляциям было передано центуриатам , другому законодательному собранию. [4]
После падения римской монархии представил вопросы куриатам римский сенат . Однако между 494 и 449 годами до нашей эры большая часть его функций была передана комициям трибьютным и центуриатным комициям. Высшие магистраты избирались центуриатными комициями , которые также председательствовали на некоторых смертных процессах и имели право объявлять войну и принимать законы, представленные сенатом. Меньшие магистраты избирались трибьютными комициями , которые также избирали религиозных деятелей, председательствовали на судебных процессах, затрагивающих плебеев, и принимали резолюции, основанные на законах, предложенных плебейскими трибунами и различными магистратами. сохранили Куриатские комиции за собой право наделять империем магистратов, избранных центуриатными комициями , и подтверждать изменения в римской конституции, принятые двумя другими комициями; однако для того и другого требовалось, чтобы сенат предложил их, прежде чем комиции могли действовать. Комиции также сохранили за собой право решать , принимать ли в этот орден непатриция, а также наблюдать за процессом arrogatio, особенно когда патриция усыновляли в плебейскую семью. [4]
К поздней республике каждая курия была представлена только одним ликтором . [22] обычно под председательством Верховного понтифика . [20]
Сербские племена
[ редактировать ]Согласно римской традиции, Сервий Туллий , шестой царь (традиционно годы правления 579 — 534 до н.э.) [23] ), упразднил ромулеанские племена (но не курии ) и вновь разделил город на четыре городских племени и двадцать шесть паги , которые объединились в семнадцать сельских племен. [24] [25] Названия четырех городских племен основывались на четырех регионах города, которые они представляли, тогда как названия сельских племен, вероятно, основывались на именах семей, владевших значительными участками земли в этих районах. [1] [2] [9] [ нужна страница ]
Каждое племя представляло собой одновременно территориальную и административную единицу с должностными лицами, называемыми трибунами, которые подсчитывали и способствовали голосованию членов племени. [26] Другая группа чиновников, дивизоры, координировала подарки между соплеменниками и регулярно была замешана во взяточничестве на выборах в период поздней республики. [27]
Среди других офицеров были куратор tribuum , который служил главой племени, и tribuni aerarii , или трибуны казначейства, чья ответственность заключалась в финансовых обязательствах племени; они отвечали за сбор военного налога и распределяли зарплату солдатам племени. [2] [28]
Членство в племени было prima facie доказательством римского гражданства , а также служило основой для набора армии. [29] К концу республики племя стало настолько важным, что оно стало официальной частью имени римлянина, обычно появляясь в самых официальных документах и надписях между происхождением гражданина и любым прозвищем. [1]
Более поздние племена
[ редактировать ]Даты создания остальных племен всем известны. Когда сабинянин Аппий Клавдий переехал в Рим вместе со своими клиентами , в 504 г. до н. э., он был принят в патрициат и получил земли в районе устья Анио . Эти поселенцы стали основой tribus Claudia , которая была принята в 495 г. до н.э., во время консульства Клавдия, и впоследствии расширена до tribus Crustumina или Clustumina . [1] [30] В 387 г. до н. э. были добавлены еще четыре племени: Arniensis, Sabatina, Stellatina и Tromentina. [1]
С присоединением территории Вольсков в 358 г. до н.э. были сформированы еще два племени: Помптина и Публилия (также известная как Поблилия). В 332 году цензоры Квинт Публилий Филон и Спурий Постумий Альбин включили в список еще два племени: Мецию (первоначально Майцию) и Скаптию. За ними последовали Уфентина (или Уфентина) и Фалерина в 318 году, а в 299 году были добавлены Аниенсис и Терентина. Последние два племени, Квирина и Велина, были основаны в 241 г. до н. э., в результате чего число племен достигло тридцати пяти. [1]
Названия различных племен различаются как из-за ошибки переписчика, так и из-за изменений в латинской орфографии. Например, племя Меция изначально должно было называться Майция из-за его аббревиатуры как Май ; Crustumina и Clustumina используются взаимозаменяемо. С их обычными сокращениями племена были: [х]
Четыре городских племени
| Сельские племена
|
|
|
|
Хотя названия старых сельских племен принадлежат патрицианским семьям, сами племена, вероятно, были полностью плебейскими до 449 г. до н.э., после чего были зачислены как патриции, так и плебеи; до этого времени многие полномочия и обязанности, позже принадлежавшие трибьютным комициям, все еще принадлежали куриатным комициям. [1] Хотя мы знаем происхождение их названий, местоположение территорий, которые определяли эти племена, неясно. [2]
Прием новых граждан в отдельные племена стал важным политическим вопросом во время цензуры Аппия Клавдия Цека в 312 г. до н.э. Те, кто хотел ограничить право голоса представителей низших слоев общества, и особенно вольноотпущенников, выступали за регистрацию их только в четырех городских племенах. Эта попытка оказалась в основном безуспешной, за исключением вольноотпущенников, которые почти всегда были зачислены в одно из городских племен. Аналогичная попытка ограничить власть недавно получивших избирательные права граждан последовала за окончанием Социальной войны. Могло также быть возможным, чтобы один из цензоров наказал человека, изгнав его из одного из деревенских племен и приписав к одному из городских племен; это было известно как tribu movere . [2]
После 241 г. до н. э. никаких новых племен создано не было. Законодательство, принятое одновременно сенатом и народом, постановило, что граждане, созданные в результате дальнейшей территориальной аннексии, будут регистрироваться в одном из сельских племен. До этой реформы племена представляли собой относительно смежные единицы; после этого они стали географически раздроблены по римской территории. После Социальной войны , которая привела к предоставлению избирательных прав итальянским союзникам Рима и массовому увеличению числа граждан, в Риме шли ожесточенные дебаты о том, следует ли создавать новые племена, но в конечном итоге было решено зарегистрировать новых граждан в существующих тридцать пять. [29]
В имперские времена возобновился набор граждан в племена по географическому признаку; например, жители Востока обычно записывались в племена Коллина и Квирина, тогда как в Нарбонской Галлии зачислению в трибу Вольтиния . предпочтение отдавалось [2]
Налоги на выборы
[ редактировать ]Вместе сербские племена составляли concilium plebis , или плебейский совет; По прошествии времени и расширении полномочий совета по принятию законов он стал все более известен как comitia plebis tributa или племенное собрание. [31] Закон, принятый в 449 г. до н. э., сделал постановления комиций дань , известных как plebi scita , или плебисциты, обязательными для всего римского народа; этот закон не был ратифицирован сенатом до 286 г. до н. э., но и до этого его постановления считались обязательными для плебса. Поскольку все граждане, будь то патриции или плебеи, получали одинаковый голос в трибьютных комициях , а также потому, что собрание было гораздо проще созвать, чем центуриатные комиции , трибьютные комиции были самым демократическим собранием Рима. К концу республики плебс значительно превосходил по численности патрициев, и именно через эти комиции коллективная воля граждан могла осуществляться независимо от богатства или статуса. [4]
Полномочия
[ редактировать ]избирали Трибьютные комиции всех низших магистратов, включая плебейских трибунов , военных трибунов , плебейских эдилов и курульных эдилов . Комитет из семнадцати племен, выбранный по жребию, назначил Понтифика и кооптировал членов коллегий понтификов , Великого авгуров и децемвиров священных . [4]
Комиции . могли принимать резолюции, предложенные плебейскими трибунами или высшими магистратами как по внутренним, так и по внешним вопросам, например, о заключении договоров или заключении мира Предложения должны были быть опубликованы до голосования и были приняты или отклонены в целом, без изменений. Хотя сенат мог пересмотреть эти резолюции, он мог отклонить их только в том случае, если они были приняты без надлежащих формальностей. [4]
решали Трибьютные комиции также иски, возбужденные плебейскими трибунами и эдилами за преступления против плебеев или их представителей. В более поздней республике эти иски обычно включали обвинения в плохом управлении; трибуны и эдилы имели право взимать значительные штрафы. [4]
Процедуры
[ редактировать ]Начиная с учреждения плебейских трибунов в 494 г. до н.э., трибьютные комиции обычно созывали сами трибуны. Магистраты также могли созывать комиции , но только с согласия трибунов. Комиции глашатая или герольда, не позднее , созывались по объявлению преэка , чем за семнадцать дней до собрания. Покровительства . будут приняты, и встреча сможет продолжиться только в том случае, если они будут благоприятными Племена собирались на рассвете и были вынуждены прекратить собрание на закате. По призыву одного из трибунов племена должны были собраться в пределах города или в радиусе одной мили от города; это была граница власти трибуна. В первые века республики комиции обычно собирались на Капитолии , на Форуме или в Комиции . Если комиции вызывались одним из магистратов, они обычно собирались на Марсовом поле . [4]
После молитвы, не сопровождавшейся жертвоприношением, зачитывались предложения, и граждане распределялись по племенам. Первое племя, принявшее участие в голосовании, известное как principium , выбиралось по жребию, и результаты его голосования объявлялись. Затем другие племена голосовали одновременно, и результаты их голосования объявлялись в порядке, также определяемом жребием, прежде чем был объявлен окончательный результат. Законы, принятые комициями, вступили в силу сразу после объявления результатов. [4] Хотя порядок голосования определялся жребием, существовал и официальный порядок племен, известный как ordo tribuum . Первые четыре племени были городскими племенами в следующем порядке: Субурана, Палатина, Эскилина, Коллина; за ними последовали сельские племена, закончившиеся Аниенсисом. [xii] [1]
Отклонить
[ редактировать ]В последние годы республики участие в комициях было довольно низким, а их действия все чаще были результатом коррупции . Цезарь лишил трибьютные комиции права объявлять войну или заключать мир; первые императоры еще больше ограничили его власть. Август устранил судебную функцию комиций и сохранил за ними право принимать законы только формально. Он заполнил половину имеющихся магистратур своими кандидатами, а Тиберий передал оставшиеся избирательные полномочия комиций сенату. Хотя императоры получали многие из своих полномочий от трибьютных комиций , это было лишь формальностью. [4]
Хотя трибьютные комиции продолжали существовать до третьего века нашей эры, единственные оставшиеся от них функции были символическими; он взял покровительство и вознес молитву; он наделял императора законодательными и другими полномочиями; и он провозгласил законы, представленные ему на утверждение. Но к этому времени голосование осуществлялось не бюллетенями, а аккламацией . [4]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Нет никаких свидетельств того, что ромулеанские племена когда-либо были официально упразднены, хотя во времена Республики они редко упоминаются. Однако Ливий подразумевает, что они все еще существовали и что члены коллегии авгуров традиционно назначались по трое, так что каждое племя было представлено одним или несколькими авгурами.
- ↑ По словам Варрона , курия Аккулея принесла жертву Анджероне во время праздника Ангероналии 21 декабря. Возможно, это была особая честь, поскольку Анджерона была богиней-покровительницей самого Рима. Существовал род Accoleia , вероятно, происходящий из того же источника, и либо курия была названа в честь рода, либо если этот приход был назван в честь одной из сабинянок, возможно, Accoleia была матронимической фамилией, основанной на древнем преномене, таком как Акка. различные традиции, относящиеся к Акке Ларентии . С Ромулом связаны
- ↑ Ливий упоминает, что курия Фаусия была особенно зловещей, потому что она проголосовала первым в 390 г. до н.э., в год разграбления Рима галлами , и снова в 321 г. до н.э., в год катастрофы в Каудин-Форкс ; они снова проголосовали первыми в 310 году, но дурное предзнаменование сошло на нет, поскольку римляне одержали важную победу над этрусками. Согласно Лицинию Мацеру , курия Фавция также отдала первый голос в 477 г. до н.э., в год разрушения Фабиев в Кремере .
- ^ Foriensis, вероятно, относится к территории вокруг Римского форума .
- ^ Раптус — прилагательное, означающее «похищенный» или «захваченный». В женской форме это вполне могло быть отсылкой к одной из сабинянок.
- ↑ Фестус говорит, что тифата означает «полный каменных дубов». Однако это слово также относилось к различным местам, в том числе к курии Тифата в Риме, которая, как объясняет Фест в другом отрывке, была названа в честь некоего Курия, жившего там. Таким образом, хотя Фест, кажется, говорит в одном отрывке, что Тифата была одной из тридцати курий, есть некоторые сомнения относительно того, было ли это вместо этого географическим названием; а может быть, и то, и другое.
- ^ Фест сообщает нам, что курия Тития , как и племя Титиев, была названа в честь Тита Татия; но Пусе не согласен. Тития также была женским преноменом .
- ^ Veliensis относится к Велианскому холму , хребту в центре Рима, соединяющему Палатинский холм и Оппианский холм . Происхождение имени неясно; но Велия — это преномен этрусской женщины, и существовал род Велиа .
- ^ Arrogatio , или высокомерие, было особым типом усыновления, характерным для римской культуры. Это было средство гарантировать, что конкретная семейная линия не вымрет просто потому, что у мужчины не было собственных детей. Чтобы соответствовать критериям, усыновитель должен был быть бездетным и неспособным иметь детей, а усыновленный должен был быть совершеннолетним. Этот процесс представлял особый интерес для патрициев, которые с течением времени составляли все более незначительное меньшинство римского населения; обычно усыновленный получал статус своего приемного отца, и, таким образом, патриций, усыновленный в плебейский род, обычно терял свой статус патриция; этот принцип был использован Публием Клодием Пульхером , чтобы перейти к плебеям и получить право занимать должность плебейского трибуна, хотя в его случае усыновление было технически незаконным, поскольку его приемным отцом был молодой человек, предположительно способный иметь дети. С другой стороны, плебей мог получить статус патриция, будучи принятым в патрицианский род, и это также беспокоило патрициев. Возможно, были исключения из обычного правила; семья Юний Силани, произошедшая от патрицианского рода Манлия, по-видимому, сохранила свой патрицианский статус, хотя и была принята в плебейский Юний; Гай Юний Силан был Flamen Martialis — священническая должность, доступная только патрициям.
- ^ Другие нарушения в названиях племен включают Поплилию и Поблилию от Публилии . Внутренние буквы также иногда опускаются: Фалерна вместо Фалерины , Сабатия для Сабатины , Теретина для Терентины и Вотиния для Вольтинии .
- ↑ Tribus Claudia впоследствии был расширен и стал Crustumina .
- ^ Кроуфорд постулирует, что деревенские племена были перечислены вдоль основных дорог, ведущих из Рима ( Viae Ostiensis , Appia , Latina , Praenestina , Valeria , Salaria , Flaminia и Clodia ), в порядке против часовой стрелки: Romilia, Voltinia, Voturia, Aemilia. , Горация, Меция, Скаптия, Помптина, Фалерина, Лемония, Папирия, Уфентина, Терентина, Пупиния, Менения, Публилия, Корнелия, Клавдия, Камилия, Аниенсис, Фабия, Поллия, Сергия, Кластумина, Квирина, Велина, Стеллатина, Троментина, Галерия , Сабатина, Арниенсис. В этом списке отсутствует племя Попиллия , одно из первоначальных сербских племен, а Клавдия и Клустумина считаются отдельными племенами. [32]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Словарь классической литературы и древностей Харпера , « Трибус ».
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Момильяно 1970б .
- ^ Ливий, х. 6.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Словарь классической литературы и древностей Харпера , второе издание, Гарри Терстон Пек , редактор (1897 г.), «Comitia».
- ^ Момильяно и Корнелл 2012c .
- ^ Латинский и английский словарь Bantam New College , sv tribus .
- ^ Латинский и английский словарь Касселла , sv tribus .
- ^ Ливий, я. 9–13.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Роберт Максвелл Огилви , Комментарий к Ливи, книги I – V (1965).
- ^ Корнелл, стр. 114, 115.
- ^ Момильяно и Корнелл 2012c . «Современная теория о том, что [эти племена] представляют разные этнические группы... необоснованна и неправдоподобна».
- ^ Ломас 2018 , с. 353 н. 5. «Популярность этого объяснения в девятнадцатом и двадцатом веках, возможно, обусловлена скорее этнической и националистической политикой того времени, чем правдоподобной реконструкцией раннего Рима».
- ^ Момильяно и Корнелл 2012b .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Словарь классической литературы и древностей Харпера , «Курия».
- ^ Варрон, De Lingua Latina .
- ^ Ливий, ix. 38.
- ^ Фестус.
- ^ Си Джей Смит, Римский клан , с. 204.
- ^ Моммзен, Roman Research i. 140-150.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Момильяно и Корнелл, 2012a , св. «Выборы священника».
- ^ Словарь классической литературы и древностей Харпера , «Curio».
- ^ Momigliano & Cornell 2012a , sv "Comitia curiata", со ссылкой на Cic. Нога. агр. 2.31.
- ^ Вишня 2012 , с. 1.
- ^ Вишня 2012 , с. 32.
- ^ Тейлор, Лили Росс (2013). Избирательные округа Римской республики: тридцать пять городских и сельских племен (Второе изд.). Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета. стр. 5–6.
- ^ Вишня 2012 , стр. 120–21.
- ^ Вишня 2012 , стр. 140–41.
- ^ Тревес 1970 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вишня 2012 , стр. 32–33.
- ^ Ливий, II. 21.
- ^ Момильяно 1970a .
- ^ Кроуфорд. [ нужна страница ]
Библиография
[ редактировать ]- Первоисточники
- Марк Теренций Варрон , De Lingua Latina (О латинском языке).
- Тит Ливий ( Ливий ), История Рима .
- Секст Помпей Фест , Флакка: О значении Воплощение Марка Веррия слов.
- Вторичные источники
- Корнелл, Тим (1995). Начало Рима . Лондон: Рутледж. ISBN 0-415-01596-0 . OCLC 31515793 .
- Кроуфорд, Майкл Хьюсон (2002). «Племена, мозаика и регионы» . Отчеты сессий Академии надписей и изящной словесности . 146 (4): 1125–1136. дои : 10.3406/crai.2002.22505 .
- Хаммонд, ШФЛУ; Скаллард, Х.Х., ред. (1970). Оксфордский классический словарь (2-е изд.). Оксфорд: Кларендон Пресс.
- Момильяно, Арнальдо (1970а). "выборы". В ОКР 2 (1970) . [ необходимы страницы ]
- Момильяно, Арнальдо (1970b). «трибус». В ОКР 2 (1970) . [ необходимы страницы ]
- Тревес, Пьеро «Казначейская контора». В ОКР 2 (1970) . [ необходимы страницы ]
- Хорнблауэр, Саймон; и др., ред. (2012). Оксфордский классический словарь (4-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-954556-8 . OCLC 959667246 .
- Момильяно, Арнальдо; Корнелл, Тим (2012a). "выборы". В ОКР 4 (2012) . два : 10.1093/акр/9780199381135.013.1747
- Момильяно, Арнальдо; Корнелл, Тим (2012b). «курия (1)». В ОКР 4 (2012) . два : 10.1093/акр/9780199381135.013.1958
- Момильяно, Арнальдо; Корнелл, Тим (2012c). «трибус». В ОКР 4 (2012) . два : 10,1093/акр/9780199381135.013.6555
- Ломас, Кэтрин (2018). Возвышение Рима: от железного века до Пунических войн . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-65965-0 .
- Моммзен, Теодор (1864). Римские исследования (на немецком языке). Том 1. Вайдман.
- Моммзен, Теодор (1879). Римские исследования (на немецком языке). Том 2. Вайдман.
- Пек, Гарри Терстон, изд. (1896). Словарь классической литературы и древностей Харпера (2-е изд.). Нью-Йорк: Харпер и братья.
- Ригер, Майкл (2007). Племя и город. Возникновение римских избирательных округов в городских и средиземноморских условиях (ок. 750–450 до н.э.) . Ванденхук и Рупрехт. ISBN 978-3-89744-237-5 .
- Симпсон, ДП (1963). Новый компактный латинско-английский, англо-латинский словарь Касселла . Делл. ISBN 978-0-440-31101-0 .
- Смит, Кристофер Дж (2006). Римский клан: Род от древней идеологии к современной антропологии . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-85692-8 .
- Траупман, Джон С. (1995). Латинский и английский словарь нового колледжа . Бантамские книги. ISBN 978-0-553-57301-5 .
- Вишня, Рэйчел Фейг (2012). Римские выборы в эпоху Цицерона . Рутледж. дои : 10.4324/9780203133293 . ISBN 978-1-136-47872-7 .