Наследие Римской империи
Эта статья , возможно, содержит оригинальные исследования . ( февраль 2021 г. ) |
Наследие Римской империи было разнообразным и значительным. Римская империя , построенная на наследии других культур, имела длительное влияние с широким географическим охватом на широкий спектр культурных аспектов, включая государственные институты, право , ценности, религиозные верования, технологические достижения, инженерное дело и язык.
Это наследие пережило распад империи ( 5 век нашей эры на Западе и 15 век нашей эры на Востоке ) и продолжило формировать другие цивилизации, и этот процесс продолжается. Рим был civitas (отраженный в этимологии слова « цивилизация ») и связанный с реальной западной цивилизацией , на которой строились последующие культуры, является латинский язык Древнего Рима, воплощенный в классической латыни , используемой в латинской литературе , которая развивалась во время Средневековье и до сих пор используется в Римско-католической церкви как церковная латынь . Вульгарная латынь , общий язык, используемый для регулярного социального взаимодействия, одновременно превратилась в романские языки , которые существуют до сих пор, особенно итальянский , французский , испанский , португальский , румынский . Хотя Западная Римская империя пала в V веке нашей эры, Восточная Римская империя просуществовала до ее завоевания Османской империей в 15 веке нашей эры и закрепила греческий язык во многих частях Восточного Средиземноморья даже после ранних мусульманских завоеваний. VII века нашей эры. Римское язычество было в значительной степени вытеснено римско-католическим христианством после 4 века нашей эры и обращения в христианство римского императора Константина I (годы правления 306–337 нашей эры). Христианская вера поздней Римской империи продолжала развиваться в средние века и остается основным аспектом религии и психики современного западного мира . [1] [2]
Древнеримская архитектура , во многом обязанная древнегреческой архитектуре эллинистического периода , оказала влияние на архитектуру западного мира , особенно в период итальянского Возрождения 15 века. Римское право и республиканская политика (со времен Римской республики ) оставили непреходящее наследие, оказав влияние на итальянские города-государства республики средневекового периода, а также на Соединенные Штаты и другие современные демократические республики . Юлианский календарь Древнего Рима лег в основу стандартного современного григорианского календаря , в то время как римские изобретения и техника, такие как строительство бетонных куполов , продолжали влиять на различные народы после падения Рима. Римские модели колониализма и войны стали влиятельными.
Язык [ править ]
Латынь стала лингва франка ранней Римской империи, а затем и Западной Римской империи , в то время как – особенно в Восточной Римской империи – языки коренных народов, такие как греческий и, в меньшей степени, египетский и арамейский языки, продолжали использоваться. Несмотря на упадок Западной Римской империи, латинский язык продолжал процветать в совершенно иной социальной и экономической среде Средневековья , не в последнюю очередь потому, что он стал официальным языком Римско-католической церкви . Греческий койне , который служил лингва-франка в Восточной Империи, по-прежнему используется сегодня в качестве священного языка в некоторых восточных православных церквях .
В Западной и Центральной Европе , а также в некоторых частях Северной Африки латынь сохраняла свой высокий статус основного средства общения образованных классов на протяжении всего Средневековья и впоследствии; особенно свидетельством периодов Возрождения и Барокко . Книги, оказавшие революционное влияние на науку, такие как Николая Коперника » « De Revolutionibus orbium coelestium (1543 г.), были написаны на латыни. Этот язык не был вытеснен для научных целей до 18 века, а для формальных описаний в зоологии и ботанике он сохранился до конца 20 века. [3] Современная международная биномиальная номенклатура присваивают латинское или латинизированное название сохраняется и по сей день: систематики в качестве научного названия каждого вида .
В 21 веке на романских языках , которые включают в себя все языки, произошедшие от латыни , более 920 миллионов человек говорят в качестве родного языка и 300 миллионов человек в качестве второго языка , главным образом в Северной и Южной Америке, Европе и Африке. [4] Романские языки являются либо официальными , либо официальными, либо широко используются в 72 странах мира. [5] [ не удалось пройти проверку ] [6] [7] [8] [9] [10] Из ООН шести официальных языков два (французский и испанский) произошли от латыни.
Кроме того, латынь оказала большое влияние на лексику западногерманских языков . Романские слова составляют соответственно 59%, 20% и 14% словарного запаса английского , немецкого и голландского языков. [11] [12] [13] Эти цифры могут значительно возрасти, если включить в них только несложные и непроизводные слова. Соответственно, романские слова составляют примерно 35% словарного запаса голландского языка. [13] Из всех заимствованных слов в голландском языке 32,2% происходят непосредственно из той или иной формы латыни (исключая заимствования из романских языков). [14] Более 60% албанского словарного запаса состоит из латинских корней, из-за чего албанский язык когда-то был ошибочно принят за романский язык. [15]
Скрипт [ править ]
Все три официальных алфавита современного Европейского Союза — латынь , греческий и кириллица — произошли от систем письма, использовавшихся в Римской империи. Сегодня латинский алфавит , латинский алфавит , распространенный Римской империей на большую часть Европы и произошедший от финикийского алфавита через древнюю форму греческого алфавита, принятую и модифицированную этрусками, является наиболее распространенным и часто используемым письмом в мире. . Распространенный по различным колониям, торговым путям и политическим силам, влияние сценария продолжало расти. Греческий алфавит, который распространился по всему восточному средиземноморскому региону в эллинистический период , оставался основным письмом Восточной Римской империи через Византийскую империю до ее упадка в 15 веке. Кириллица во многом произошла от греческой. [16]
Латинская литература [ править ]
Каролингский Ренессанс 8-го века спас от забвения многие произведения на латыни: рукописи, переписанные в то время, являются нашими единственными источниками для некоторых произведений, которые позже снова пали в безвестность, но были восстановлены только в эпоху Возрождения : Тацит , Лукреций , Проперций и Катулл. приведите примеры. [18] Другие латинские писатели никогда не выходили из обращения: Вергилий , переинтерпретированный как пророк христианства к IV веку, приобрел репутацию волхва в XII веке.
Цицерон в ограниченном числе своих произведений оставался образцом хорошего стиля, добытого цитатами. Средневековые христиане читали Овидия аллегорически или заново представляли Сенеку как корреспондента Святого Павла . Лукан , Персий , Ювенал , Гораций , Теренций и Стаций выжили в продолжающемся каноне , а историков Валерия Максима и Ливия продолжали читать в поисках моральных уроков, которые история должна была преподать.
Через Римскую империю греческая литература также продолжала оказывать влияние в Европе еще долгое время после падения Империи, особенно после возвращения греческих текстов с Востока в эпоху высокого средневековья и возрождения греческой грамотности в эпоху Возрождения. Например, многие образованные жители Запада, от эпохи Возрождения до XX века, читали « Плутарха Жизнеописания благородных греков и римлян» , первоначально написанные на греческом языке. Пьеса Шекспира «Юлий Цезарь» берет большую часть материала из биографий Цезаря , Катона и Брута , написанных Плутархом , чьи подвиги часто обсуждались и обсуждались литераторами времен Шекспира.
Образование [ править ]
Марсиан Капелла разработал систему семи свободных искусств, которые структурировали средневековое образование. Хотя гуманитарные науки были известны уже в Древней Греции , только после Марсиана семь гуманитарных наук приняли каноническую форму.Его единственный энциклопедический труд De nuptiis Philologiae et Mercurii «О браке филологии и Меркурия» заложил стандартную формулу академического обучения от христианизированной Римской империи V века до эпохи Возрождения XII века .
Семь свободных искусств были сформированы тривиумом , который включал в себя навыки грамматики, логики и риторики , в то время как арифметика, геометрия, музыка и астрономия играли роль квадривиума .
Календарь и измерения [ править ]
Современный западный календарь представляет собой усовершенствованную версию юлианского календаря , который был введен Юлием Цезарем . Календарь Римской империи начинался с месяцев Ianuarius (январь), Februarius (февраль) и Martius (март). Традиция начинать год 1 января была общепринятой в Древнем Риме. В средневековый период год начинался 25 марта, в католическое торжество Благовещения.
Римский монах V века Дионисий Эксигус разработал современную систему датировки эпохи Anno Domini (AD), которая основана на исчисленном году рождения Иисуса , при этом AD отсчитывает годы от начала этой эпохи, а до нашей эры обозначают годы. до начала эпохи.
Современная семидневная неделя следует греко-римской системе планетарных часов , в которой одно из семи небесных тел Солнечной системы , известных в древности, — Сатурн , Юпитер , Марс , Солнце , Венера , Меркурий и Луна — дается «правление» над каждым днем. Романские языки (за исключением португальского, который присваивает порядковый номер пяти дням недели, с понедельника по пятницу, начиная с сегунды-фейры и заканчивая секста-фейрой ) сохраняют оригинальные латинские названия каждого дня недели. стало называться dies dominicus ( День Господень неделю, за исключением воскресенья, которое в христианстве ).
Часы дня [ править ]
12-часовые часы — это условность времени, популяризированная римлянами, согласно которой 24 часа суток делятся на два периода. Римляне делили день на 12 равных часов: AM ( ante-meridiem , то есть до полудня) и PM ( post-meridiem , то есть после полудня). Римляне также начали практику, используемую сегодня во всем мире, когда новый день начинался в полночь.
Цифры и единицы [ править ]
Римские цифры оставались основным способом записи чисел в Европе до 14 века, когда они были в основном заменены индийско-арабскими цифрами . Однако римская система счисления продолжает широко использоваться в определенных формальных и второстепенных контекстах, например, на циферблатах, монетах, в годе строительства, в надписях на краеугольном камне и в суффиксах поколений (например, Людовик XIV или Уильям Говард Тафт IV). ). Романские языки (а также другие языки, такие как русский, польский и баскский) записывают столетия римскими цифрами; по-испански, например, «21 век» пишется siglo XXI .
Римляне закрепили современное представление о часе как о одной 24-й части дня и ночи. Английская система измерения также сохраняет черты древнеримской стопы (11,65 современного дюйма), которая использовалась в Англии до заселения Британии англосаксонцами . Сам дюйм происходит от римского uncia , что означает одну двенадцатую часть.
Трехвозрастные системы [ править ]
Хотя нынешняя археологическая система трех основных эпох — камня, бронзы и железа — берет свое начало от датского археолога Кристиана Юргенсена Томсена , концепция разделения доисторических эпох на системы, основанные на металлах, распространяется и на Древний Рим, возникшая римлянином Лукрецием в первый век до нашей эры. [ нужна ссылка ]
Религия [ править ]
Христианство [ править ]
Хотя классическая римская и эллинистическая религия в конечном итоге была вытеснена христианством, многие ключевые богословские идеи и вопросы, характерные для западных религий, возникли из дохристианской теологии. первой причине аргумент о существования Бога Например, исходит от Платона. Аргументы замысла , которые были введены Сократом и Аристотелем и широко обсуждаются по сей день, сформировали влиятельный компонент стоического богословия вплоть до позднеримского периода. Проблема зла широко обсуждалась среди древних философов, в том числе среди римских писателей, таких как Цицерон и Сенека , и многие из ответов, которые они давали, позже были поглощены христианской теодицеей . Более того, в христианской моральной теологии область этики естественного права во многом опирается на традицию, установленную Аристотелем, стоиками и особенно популярным латинским трудом Цицерона « De Legibus» . Концепция естественного права Цицерона «пришла в последующие столетия, в частности, через сочинения Святой Исидор Севильский и декрет Грациана ». [20] и повлиял на обсуждение этой темы вплоть до эпохи американской революции.
Само христианство также распространилось по Римской империи; со времен императора Феодосия I (379–395 гг. н. э.) официальной государственной церковью Римской империи было христианство . Впоследствии бывшие римские территории стали христианскими государствами, которые экспортировали свою религию в другие части мира посредством колонизации и миссионерства.
Христианство также служило каналом сохранения и передачи греко-римской литературной культуры. Классическую образовательную традицию в области гуманитарных наук сохранил после падения империи средневековый христианский университет . Образование в средние века в значительной степени опиралось на греко-римские книги, такие как « Начала » Евклида и влиятельные учебники квадривиума, написанные на латыни римским государственным деятелем Боэцием (480–524 гг. Н.э.).
Более того, основные произведения греческой и латинской литературы читались и писались христианами в эпоху империи. Многие из наиболее влиятельных произведений раннехристианской традиции были написаны римскими и эллинизированными богословами, которые активно участвовали в литературной культуре империи (см. « Отцы церкви »). Цицерона , , Вергилия Например, «Город Божий» Святого Августина (354–430 гг. н.э.) широко опирается на Варрона , Гомера , Платона , а также на элементы римских ценностей и идентичности для критики язычества и защиты христианства в условиях распадающейся империи. Участие первых христиан как читателей и авторов важной римской и греческой литературы помогло гарантировать сохранение литературной культуры Рима после падения империи. В последующие тысячи лет религиозные ученые на Латинском Западе от Беды до Фомы Аквинского и более поздних деятелей Возрождения, таких как Данте , Монтень и Шекспир, продолжали читать, ссылаться и подражать как христианской, так и языческой литературе Римской империи. На востоке плодотворная традиция греческой литературы империи продолжала непрерывно существовать после падения Запада, отчасти благодаря произведениям Греческие отцы , которые широко читались христианами в средневековой Византии и продолжают влиять на религиозную мысль и по сей день (см. Византийская литература ).
Языческое возрождение [ править ]
В наше время произошло возрождение древнеримской политеистической религии , в основном в Италии. [21] [22] [23] [24] Хотя интерес к возрождению древнеримского язычества восходит к эпохе Возрождения, [25] это явление усилилось в XIX и XX веках. Сегодня она присутствует в основном в западном мире , причем Nova Roma является самой известной международной организацией возрождения. [26]
Наука и философия [ править ]
Хотя большая часть наиболее влиятельных греческих наук и философии была разработана до возникновения Империи, при римском правлении произошли крупные инновации, которые оказали длительное влияние на интеллектуальный мир. Традиции греческой, египетской и вавилонской науки продолжали процветать в крупных научных центрах, таких как Афины , Александрия и Пергам .
Эпикурейская философия достигла литературного апогея в длинной поэме Лукреция , который защищал атомистическую теорию материи и почитал старое учение грека Демокрита . труды философов Сенеки Младшего , Эпиктета и римского императора Марка Аврелия широко читались В период возрождения стоической мысли в эпоху Возрождения , синтезировавшей стоицизм и христианство, . Летчик-истребитель Джеймс Стокдейл, как известно, считал философию Эпиктета основным источником силы, когда он был сбит и находился в плену во время войны во Вьетнаме . Философия Платона продолжала широко изучаться в Империи, превратившись в сложную неоплатоническую систему под влиянием Плотина . Платоническая философия была в значительной степени примирена с христианством римским богословом Августином Гиппонским , который, будучи стойким противником римского язычества, считал, что платоники имеют больше общего с христианами, чем другие языческие школы. [28] Платона» По сей день «Государство считается основополагающим трудом западной философии, и его читают студенты по всему миру.
Широко распространенный текст Lorem ipsum , который широко используется в качестве бессмысленного заполнителя в современной типографике и графическом дизайне, заимствован из латинского текста философского трактата Цицерона De finibus .
Империи языческая философия была постепенно вытеснена христианством, кульминацией чего стало закрытие Афинской академии Юстинианом I. В последние годы существования Многие грекоязычные философы перебрались на восток, за пределы Империи. Неоплатонизм и аристотелизм укрепились в Персии, где они оказали сильное влияние на раннюю исламскую философию . Мыслители Золотого века ислама, такие как Ибн Сина (Авиценна) и Ибн Рушд (Аверроэс), глубоко занимались греческой философией и сыграли важную роль в спасении работ Аристотеля, которые были потеряны для Латинского Запада. Влияние греческой философии на ислам резко сократилось в XI веке, когда взгляды Авиценны и Аверроэса подверглись резкой критике со стороны Аль-Газали . Его «Непоследовательность философов» входит в число самых влиятельных книг в истории ислама. Тем временем в Западной Европе восстановление греческих текстов в схоластический период оказало глубокое влияние на латинскую науку и богословие от средневековья до эпохи Возрождения.
В науке теории греко-римского врача Галена доминировали в западной медицинской мысли и практике более 1300 лет. Птолемей создал самую тщательную и сложную астрономическую теорию древности, задокументированную в Альмагесте . Модель Солнечной системы Птолемея оставалась доминирующим подходом к астрономии в Европе и на Ближнем Востоке более тысячи лет. Сорок восемь из 88 созвездий, признанных сегодня МАС , Клавдия Птолемея записаны в седьмой и восьмой книгах «Альмагеста» .
В Александрии инженер и экспериментатор Герой Александрийский основал изучение механики и пневматики . В современной геометрии формула Герона носит его имя. Римская Александрия также увидела, как семена современной алгебры зародились в трудах Диофанта . Греческая алгебра продолжала изучаться на востоке даже после падения Западной империи, где она превратилась в современную алгебру в руках аль-Хорезми (см. Историю алгебры ). Изучение диофантовых уравнений и диофантовых приближений по-прежнему остается важными областями математических исследований и сегодня.
Все планеты Солнечной системы , за исключением Земли и Урана , названы в честь римских божеств на английском языке.
право политика и Римское
Хотя право Римской империи сегодня не используется, современное право во многих юрисдикциях основано на принципах права, которое использовалось и развивалось во времена Римской империи. Часть той же латинской терминологии используется до сих пор. Общая структура юриспруденции, используемая сегодня во многих юрисдикциях, такая же (судья, истец и ответчик), как и сложившаяся во времена Римской империи.
Современная концепция республиканского правления напрямую создана по образцу Римской республики . Республиканские институты Рима сохранились во многих итальянских городах-государствах средневековья и эпохи Возрождения. Форма, функции и символы Конгресса Соединенных Штатов во многом опираются на римский сенат и законодательные собрания , в то время как президент занимает должность, аналогичную позиции римского консула . Многие европейские политические мыслители эпохи Просвещения были заядлыми потребителями латинской литературы. , Монтескье , Эдмунд Берк и Джон Адамс находились под сильным влиянием Цицерона Например . Адамс рекомендовал Цицерона как образец для подражания политикам и однажды заметил, что «сладость и величие его звуков, а также гармония его чисел доставляют достаточно удовольствия, чтобы вознаградить чтение, если кто-то не понимает ничего из его смысла». [29]
Изобретения [ править ]
Многие римские изобретения были улучшенными версиями изобретений других людей и варьировались от военной организации, усовершенствований оружия, доспехов , осадных технологий, военно-морских инноваций, архитектуры, медицинских инструментов, ирригации, гражданского планирования, строительства, сельского хозяйства и многих других областей гражданской, правительственной и военной деятельности. и инженерное развитие.
Тем не менее, римляне также разработали огромное количество новых технологий и инноваций. Многие из них исходили из общих тем, но значительно превосходили то, что было раньше, в то время как другие были совершенно новыми изобретениями, разработанными для нужд Империи и римского образа жизни.
Некоторые из наиболее известных примеров — римские акведуки (некоторые из которых используются до сих пор), римские дороги , водяные фрезерные станки, системы теплового отопления (которые использовались в римских банях , а также во дворцах и богатых домах), канализация и системы труб, а также изобретение и широкое использование бетона .
Металлургия и стекольные работы (включая первое широкое использование стеклянных окон), а также множество архитектурных инноваций, включая высотные здания, куполообразные конструкции, мосты и конструкции полов (что видно по функциональности арены Колизея и расположенных ниже помещений / зон). под ним) — другие примеры римских нововведений.
Военная изобретательность была широко распространена и включала тактические и стратегические инновации, новые методологии обучения, дисциплины и полевой медицины, а также изобретения во всех аспектах вооружения, от брони и защиты до осадных машин и ракетных технологий.
Такое сочетание новых методологий, технических инноваций и творческих изобретений в вооруженных силах на протяжении полутысячелетия давало Риму преимущество перед своими противниками, а вместе с ним и возможность создать империю, которая даже сегодня, более 2000 лет спустя, продолжает покидать Рим. его наследие во многих сферах современной жизни.
Колонии и дороги [ править ]
Рим оставил в наследство основание многих городов как колоний . По территории Империи существовало более 500 римских колоний, большинство из которых были населены ветеранами римских легионов. Некоторые римские колонии выросли и стали влиятельными торговыми и торговыми центрами, транспортными узлами и столицами международных империй, таких как Константинополь , Лондон , Париж , Вена и Будапешт .
Все эти колонии были связаны еще одним важным наследием Римской империи: римскими дорогами . Действительно, империя включала более 400 000 километров (250 000 миль) дорог, из которых более 80 500 километров (50 000 миль) были вымощены камнем. [30] Трассы (а иногда и поверхности) многих римских дорог сохранились на протяжении тысячелетий, и многие из них перекрыты современными дорогами, как, например, Виа Эмилия в северной Италии. Дороги тесно связаны с современной экономикой: те, что уцелели после территориального пика империи в 117 году нашей эры, сегодня имеют большую экономическую активность. Это особенно верно в европейских регионах, где во второй половине первого тысячелетия сохранялись колесные транспортные средства, тогда как другие регионы предпочитали более дешевые способы транспорта, такие как верблюжьи караваны . [31]
Архитектура [ править ]
эпохи Возрождения, Архитектурный стиль разработанный Андреа Палладио , вдохновленный греческой и римской архитектурой, приобрел огромное влияние во всем западном мире. В середине 18 века римская архитектура вдохновила неоклассическую архитектуру , часть более широкого международного движения неоклассицизма . Хотя неоклассическая архитектура использует тот же классический словарь, что и архитектура позднего барокко , она имеет тенденцию подчеркивать свои плоские качества, а не скульптурные объемы. Выступы и спады, а также их эффекты света и тени более плоские; скульптурные барельефы более плоские и, как правило, обрамлены фризами, табличками или панелями. Ее четко выраженные отдельные черты изолированы, а не взаимопроникающи, автономны и завершены сами по себе.
Международная неоклассическая архитектура была продемонстрирована в Карла Фридриха Шинкеля зданиях , особенно в Старом музее в Берлине; сэра Джона Соуна Банк Англии в Лондоне; а также Белый дом и Капитолий в Вашингтоне, округ Колумбия, в США . Шотландский архитектор Чарльз Кэмерон создал роскошные итальянские интерьеры для уроженки Германии Екатерины II Великой в Санкт-Петербурге .
Италия цеплялась за рококо до тех пор, пока наполеоновские режимы не принесли новый археологический классицизм, который был воспринят как политическое заявление молодыми, прогрессивными городскими итальянцами с республиканскими взглядами.
Имперская идея [ править ]
С юридической точки зрения Римская империя, основанная Августом в 27 г. до н. э. и разделенная после смерти Феодосия I в 395 г. на две «части» (вернее, суды, поскольку империя продолжала считаться единой), уцелела. только в восточной части, которая с низложением последнего западного императора Ромула Августула в 476 году также получила императорские регалии западной части, воссоединив с формальной точки зрения Римскую империю.
Римская линия продолжала непрерывно управлять Восточной Римской империей , основными характеристиками которой были римская концепция государства, средневековая греческая культура и язык, а также православная христианская вера. Сами византийцы никогда не переставали называть себя «римлянами» ( Romaioi ), а свое государство — «Римской империей», «Империей римлян» (по-гречески Βασιλεία των Ῥωμαίων, Basileía ton Rhōmaíōn) или «Румынией» ( Ῥωμανία, Румания). Точно так же их восточные враги называли их « Рум » (Рим) до такой степени, что конкурирующие соседи даже получили это название, например, Султанат Рум .
Обозначение Империи как «Византийской» является ретроспективной идеей: оно началось только в 1557 году, спустя столетие после падения Константинополя , когда немецкий историк Иероним Вольф опубликовал свой труд Corpus Historiæ Byzantinæ , сборник византийских источников. Этот термин не получил широкого распространения в западном мире до 19 века. [ нужна ссылка ] современная Греция когда родилась . Конец непрерывной традиции Римской империи открыт для дискуссий: конечную точку можно рассматривать как разграбление Константинополя в 1204 году, или захват Константинополя в 1453 году, или уже после отмены Османской империи. султаната в 1922 году, учитывая принятие османскими султанами титула императора римлян ( Кайзер-и Рум ) для себя.
После падения Константинополя Фома Палеолог , брат последнего восточно-римского императора Константина XI , был избран императором и попытался организовать оставшиеся силы. Его правление подошло к концу после падения последнего крупного византийского города Коринфа . Затем он переехал в Италию и продолжал признаваться христианскими державами восточным императором. Другие византийские государства , в том числе Трапезундская империя и княжество Феодоро , вскоре также были завоеваны османами.
Его сын Андреас Палеолог продолжал претендовать на византийский престол, пока не продал титул Фердинанду II Арагонскому и Изабелле I Кастильской перед своей смертью в 1502 году. [32] Однако нет никаких доказательств того, что какой-либо испанский монарх использовал византийские императорские титулы.
В Западной Европе римская концепция государства продолжалась почти тысячелетие Священной Римской империей , императоры которой, в основном говорящие на немецком языке, считали себя законными преемниками древней имперской традиции ( королем римлян ), а Рим — столицей. своей Империи. Немецкий титул « Кайзер » происходит от латинского имени Цезарь , которое на классической латыни произносится как [kaesar] .
Коронация Карла Великого как «римского» императора Папой Львом III в 800 году произошла во время беспрецедентного единоличного женского императорского правления в Константинополе ( императрицы Ирины ), что было истолковано противниками как равносильное вакансии. Императорский титул на Западе породил то, что историки назвали проблемой двух императоров . Императоры Священной Римской империи разными способами стремились добиться того, чтобы византийцы приняли их как равных: дипломатическими отношениями, политическими браками или угрозами. Иногда, однако, они не получали ожидаемых результатов, потому что в Константинополе их всегда называли «королем германцев», а не «императором». Священная Римская империя пережила Византию, но в конечном итоге была распущена в 1806 году под давлением I. Наполеона
В Восточной Европе сначала болгарские , затем сербские и, наконец, русские цари ( Царь, производное от Цезаря императорами провозглашались ). Московская Россия приняла идею стать Третьим Римом (вторым был Константинополь). Настроения [ нужна ссылка ] Быть наследником павшей Восточной Римской империи началось во времена правления Ивана III, великого князя Московского , женившегося на Софье Палеологиной , племяннице Константина XI (важно отметить, что она не была наследницей византийского престола). ; вернее, ее брат Андреас ). Будучи самым могущественным православным христианским государством, цари в России считались преемниками Восточной Римской империи в качестве законных правителей православного мира. [ нужна ссылка ] Дом Романовых , будучи правителями Российской империи , окончательно прекратил свое существование в ходе русской революции 1917 года . [33] Были также конкурирующие болгарские и валашские [34] [35] претензии на правопреемство Римской империи.
В начале 20-го века итальянские фашисты под руководством своего «дуче» Бенито Муссолини мечтали снова превратить Италию обратно в Римскую империю, охватив Средиземноморский бассейн . [36] Связанные с итальянским фашизмом нацистская Германия и франкистская Испания также связывали свои притязания с римским империализмом. [ как? ] [ нужна ссылка ]
Топонимия и этнонимия [ править ]
Помимо самого города Рима , название Imperial Roman сохранилось в ряде регионов, а также было принято некоторыми политическими режимами, которые ими управляли. К ним относятся:
- Романья , итальянский регион, который был административным центром Византийской Италии и, таким образом, оставался связанным с Римской империей, когда большая часть страны попала под власть Ломбардии;
- Рум , имя, под которым турки-сельджуки относились к частям Анатолии , которые они отвоевали у Восточной Римской империи , таким образом, общее название Султаната Рум для их царства (1077–1308). [37] Во времена Османской империи после 1390-х годов Рум Эялет был регионом вокруг Сиваса , позже известным просто как Эялет Сиваса.
- Румыния — привычное упоминание в средневековой латыни и романских языках Византийской империи или между 1204 и 1261 годами — Латинской империи . Какое-то время он сохранялся в топонимах, таких как Нафплион , который по-итальянски назывался Неаполем в Румынии даже в современную эпоху, или по сей день в боснийском регионе Румыния .
- Румелия , балканская часть бывшей Восточной империи, названная «землей римлян» после их завоевания османами и в то время, когда территории в Малой Азии, ранее известные как Рум, чаще снова назывались Анатолией . Восточная Румелия была османской автономной провинцией ( вилайетом ), которая была создана после русско-турецкой войны в результате Берлинского договора и располагалась на территории современной Южной Болгарии .
- Центральную Грецию до сих пор называют Румели (Ρούμελη).
- Романдия — франкоязычный регион западной Швейцарии, включающий кантон Женева , кантон Юра , кантон Невшатель , кантон Во , а также франкоязычные регионы Бернский Юра ( кантон Берн ), Западный Фрибур ( кантон Фрибур). ) и Нижний Вале ( кантон Вале ).
- Современная страна Румыния . Румыны ведут свое происхождение из провинции Римской империи Римской Дакии , утверждая, что римская колонизация в этом регионе дала начало румынскому народу.
- Арумыны . , мегленорумыны и истрорумыны — этнические группы, относящиеся к румынам, чьи имена происходят или произошли от «римских» или подобных слов [40] [41] [42]
В языкознании и этнонимике :
- Слово «романский» , обозначающее языковую семью , в которую также входят испанский , португальский , французский , итальянский и румынский , само по себе происходит от слова «римский».
- Франкоязычных жителей Романдии называют романдами и идентифицируют себя как романы , чье имя в конечном итоге происходит от латинского прилагательного «romanus». язык Франко-провансальский , который исторически был основным языком романдов, иногда назывался романтом или романдом. [43] хотя большинство романдов теперь говорят на швейцарском французском, а не на франко-провансальском.
- Ром в Малой Азии и на Ближнем Востоке в зависимости от контекста относится к византийцам и/или православным христианам, а именно к ромовому просу в Османской империи . Соответственно, православные армяне известны как Хайхурум – буквально «армянин» и «Рум», а урумы – это тюркоязычные православные христиане в Крыму и Грузии .
- Евреи-романиоты также получили свое название от бывшей Восточной/Византийской/Османской империи.
- В свою очередь, в 16 веке португальцы использовали «руме» и «румы» (множественное число) как общий термин для обозначения мамлюкско - османских сил, с которыми они тогда столкнулись в Индийском океане . [44]
- Китайские авторы во времена династии Мин также называли османов в целом Луми (魯迷), производным от Рум. Во времена династии Цин они также использовали слово Улуму (務魯木).
- Цыгане корня , , напротив, названы в честь несвязанного санскритского общего с народом домба в Индии .
В популярной культуре [ править ]
В фильме 1979 года « Жизнь Брайана Монти Пайтона» есть знаменитая сцена, в которой революционер спрашивает : «Что римляне когда-либо сделали для нас?» , побуждая других участников постепенно добавлять элементы к все более длинной серии достижений и вкладов в общественное благосостояние. [46]
В сентябре 2023 года в Интернете возникла тенденция, главным образом, в приложении для социальных сетей TikTok , заключающаяся в том, чтобы спрашивать мужчин: «Как часто вы думаете о Римской империи ?» [47] Тенденция зародилась в августе 2023 года благодаря ролику в Instagram 32-летнего шведского римского реконструктора Артура Хулу; известный в Интернете как Гай Флавий. В ролике он заявил, что женщины не знают, как часто мужчины думают о Римской империи, и попросил первых спросить об этом у «мужа, парня, отца или брата». [47] Хулу заявил, что он выдвинул это требование после того, как заметил гендерное неравенство в интересах Римской империи. [48]
В этих TikToks в основном участвовали женщины, которые спрашивали своих парней, как часто они думают о Римской империи. [49] Многие мужчины на этих видео в ответ заявляют, что часто об этом думают, что приводит женщин в шок. [50] [47] Не все реакции мужчин были универсальными; в одном вирусном TikTok на вопрос жены один муж отвечает: «Нравится альбом Ники Минаж ?» вероятно, это отсылка к альтер-эго Минаж и ее одноименной песне 2011 года . Другая пользовательница приложения заявила, что она все время думала о Римской империи, прежде чем позиционировать себя перед плейлистом с музыкой Минаж . [47] В видеороликах многие мужчины часто хвастались достижениями Римской империи, такими как размеры империи, ее технологические достижения, такие как акведуки , и ее военная доблесть. [48]
См. также [ править ]
- Классическая античность
- Классическая традиция
- История Римской империи
- Наследование Римской империи
- Византийская империя
- Западная Римская империя
Ссылки [ править ]
- ^ Шпильфогель, Джексон Дж. (2016). Западная цивилизация: Краткая история, Том I: До 1715 года (изд. Cengage Learning). Cengage Обучение. п. 156. ИСБН 978-1-305-63347-6 .
- ^ Нил, Томас Патрик (1957). Чтения по истории западной цивилизации, том 2 (изд. Newman Press). п. 224.
- ^ См . Историю латыни .
- ^ «Романские языки» . Britannica.com . Проверено 24 ноября 2018 г.
- ^ «Освоение языка в романоязычном мире: Перу - Департамент образования» . Departamento.pucp.edu.pe. Архивировано из оригинала 8 августа 2016 г. Проверено 14 мая 2016 г.
- ^ Фекке, Кристиана (25 августа 2014 г.). Руководство по овладению языком — Google Книги . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко. КГ. ISBN 9783110302257 . Проверено 14 мая 2016 г.
- ^ Вебер, Жан Жак (2009). Многоязычие, образование и перемены — Жан Жак Вебер — Google Libros . Питер Лэнг. ISBN 9783631572856 . Проверено 14 мая 2016 г.
- ^ Джонсон, Салли; Энсслин, Астрид (19 сентября 2007 г.). Язык в СМИ: репрезентации, идентичности, идеологии — Google Libros . А&С Черный. ISBN 9781441151254 . Проверено 14 мая 2016 г.
- ^ Беретта, Клаудио (2003). Названия рек, гор, мест: доисторические лингвистические структуры — Клаудио Беретта — Google Libros . Издательство Хоепли. ISBN 9788820330989 . Проверено 14 мая 2016 г.
- ^ США (28 сентября 2015 г.). «Радиационная онкология в латиноязычных странах: связь между Европой и Латинской Америкой» . Представительская практика Oncol Radiother . 19 (4): 227–9. дои : 10.1016/j.rpor.2013.06.004 . ПМК 4104016 . ПМИД 25061515 .
- ^ Финкенштадт, Томас; Дитер Вольф (1973). Заказное изобилие; изучает словари и английский лексикон . С. Зима. ISBN 3-533-02253-6 .
- ^ Уве Пёрксен, Jahrbuch Немецкой академии языка и литературы [Ежегодник] 2007 (Wallstein Verlag, Göttingen 2008, стр. 121-130)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Заимствованные слова в языках мира: Сравнительный справочник (PDF) . Вальтер де Грюйтер. 2009. с. 370 .
- ^ ван дер Сийс, Николин (2009). «Заимствования на голландском языке». В Хаспельмате, Мартин ; Тадмор, Ури (ред.). Заимствованные слова в языках мира: Сравнительный справочник (PDF) . Берлин: Де Грюйтер Мутон. п. 350. ИСБН 978-3-11-021843-5 . Проверено 3 июня 2020 г.
Латинские заимствования [на голландском языке] (с римских времен, из церковной латыни, а также из медицинской и научной латыни) составляют 32,2% всех заимствований [...].
- ^ Савицка, Ирена . «Перекресток между Западом, Востоком и Востоком - пример албанской культуры». Коллоквиум гуманистический. № 2. Instytut Slawistyki Polskiej Akademii Nauk, 2013. С. 97: «Даже по оценкам албанских лингвистов, албанская лексика на 60 процентов состоит из латинских слов разных периодов... Когда албанологические исследования только зарождались, случилось так, что албанский язык был классифицируется как романский язык. Уже существует идея об общем происхождении албанского и румынского языков. Грамматика румынского языка почти идентична албанской, но это также может быть результатом более поздней конвергенции внутри балканского Sprachbund. "
- ^ Лант, Гораций Г. (1955). «Старославянская письменность». Староцерковнославянская грамматика (7-е изд.). Берлин: Вальтер де Грюйтер (опубликовано в 2010 г.). п. 16. ISBN 9783110876888 . Проверено 3 июня 2020 г.
[...] алфавит на греческой основе является прародителем кириллицы, используемой сегодня на Балканах и среди восточных славян.
- ^ «Каталог кратких названий инкунабул» . Британская библиотека . Проверено 2 марта 2011 г.
- ^ Роберто Вайс, Открытие классической античности эпохи Возрождения (Оксфорд: Блэквелл) 1969:1.
- ^ «Глобальное христианство – отчет о размере и распределении христианского населения в мире» (PDF) . Исследовательский центр Пью.
- ^ Корвин, Эдвард С. (1955). «Высшее право» Основы американского конституционного права . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета . стр. 17–18 . ISBN 9780801490125 .
- ^ Марк Седжвик , Против современного мира: традиционализм и тайная интеллектуальная история двадцатого века , (2004) с. 187
- ^ Джудиче, Кристиан (2012). «Языческий Рим был перестроен в пьесе: Роджеро Мусмечи Феррари Браво и изображение Румона» . Гранат . 14 (2): 212–232. дои : 10.1558/pome.v14i2.212 . ISSN 1743-1735 .
- ^ Бушеми, Франческо (2019). «Грех употребления мяса: фашизм, нацизм и построение священного вегетарианства». В Джентилкоре, Дэвид; Смит, Мэтью (ред.). Белки, патологии и политика: диетические инновации и болезни девятнадцатого века . Лондон: Издательство Блумсбери . п. 144. ИСБН 978-1-3500-5686-2 .
- ^ Джудиче, Кристиан (14 октября 2016 г.). Оккультизм и традиционализм: Артуро Регини и антимодернистская реакция в Италии начала двадцатого века (доктор философии). Университет Гетеборга . стр. 19–20 . Проверено 19 августа 2021 г.
- ^ Марре, Давиде (2008). «Римская традиция» . В Марре, Давиде (ред.). L'Essenza del Neopaganesimo [ Сущность неоязычества ] (на итальянском языке). Милан: Цирколо деи Триви. стр. 35–37.
- ^ Джордж Д. Криссайдс, Исторический словарь новых религиозных движений (2011, 2-е изд.)
- ^ Робертс и Скит 1983 , стр. 38−67, 75
- ^ Августин, О городе Божием, книга VIII.
- ^ Карл Дж. Ричард, Почему мы все римляне: вклад римлян в западный мир, Rowman & Littlefield Publishers, 2010, стр. 122.
- ^ Габриэль, Ричард А. Великие армии древности . Вестпорт, Коннектикут: Praeger, 2002. Страница 9 .
- ^ Далгаард, Карл-Йохан; Каарсен, Николай; Олссон, Ола; Селая, Пабло (2018). «Римские пути к процветанию: устойчивость и непостоянство предоставления общественных благ». Центр экономических и политических исследований. ССНН 3130184 .
- ^ Норвич, Джон Юлий, Византия - Упадок и падение , с. 446.
- ^ Редакторы History.com. «Семья Романовых» . История . Проверено 27 апреля 2022 г.
- ^ Кларк, Виктория (2000). «Глава 5: Румыния» . Почему ангелы падают . Нью-Йорк: Пресса Св. Мартина: Макмиллан. п. 213 . ISBN 978-0-312-23396-9 .
- ^ Рансиман, Стивен (1985). «Глава 10: Фанариоты» . Великая Церковь в плену . Кембридж [Кембриджшир]; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. п. 365 . ISBN 978-0-521-31310-0 .
- ^ Ян Нелис (2007). «Построение фашистской идентичности: Бенито Муссолини и миф о «Романите» » . Классический мир . 100 (4): 391–415. дои : 10.1353/clw.2007.0069 . JSTOR 25434050 . S2CID 162197480 .
- ^ Александр Каждан, «Рум» Оксфордский византийский словарь (Oxford University Press, 1991), том. 3, с. 1816. Пол Виттек , Расцвет Османской империи , Книги Королевского азиатского общества, Routledge (2013), стр. 1816. Пол Виттек, Расцвет Османской империи, Книги Королевского азиатского общества, Routledge (2013), стр. 81 : «Это государство тоже носило имя Рума, если не официально, то, по крайней мере, в повседневном употреблении, и его князья фигурируют в восточных хрониках под именем «Сельджуки Рума» (ар.: Саладжика ар-Рум ). Кристиан Ван Гордер, Христианство в Персии и статус немусульман в Иране, стр. 215: «Сельджуки называли земли своего султаната Румом, потому что он был основан на территории, долгое время считавшейся «римской», то есть византийской, мусульманскими армиями. ."
- ↑ См. обширную заметку Жозефа Лорана в его (на французском языке) «Армения между Византией и исламом от арабского завоевания до 886 , 1919 года», новое издание, исправленное и обновленное Мариусом Канардом , Лиссабон: Librairie Bertrand, 1980, стр. 87–88, примечание 83.
- ^ (на армянском языке) Дарбинян, М. «Էրզրում» [Эрзурум] Армянская советская энциклопедия . Ереван: Армянская академия наук, 1978, т. 1, с. 4, с. 93.
- ^ Ружица, Мирослав (2006). «Пробуждение балканских влахов/арумын, национальная политика, ассимиляция». Труды по глобализации, национализму и этническим конфликтам на Балканах и в региональном контексте : 28–30. S2CID 52448884 .
- ^ Бурлаку, Михай (2010). «Истрорумыны: наследие культуры» . Вестник Брашовского университета «Трансильвания» . 7. 3 (52): 15–22.
- ^ Берчиу Драгическу, Адина (2012). «Арумыны, мегленорумыны, истрорумыны: идентичность и культурные аспекты» (на румынском языке). Издательство Бухарестского университета.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Марзис, Зигмунт (1978). «От сценария к литературному диалекту: о языке франко-провансальских текстов до XIX века (на французском языке)» . Электронная Периодика . Вокс Романика.
наизусть и на родном языке, знает наизусть
- ^ Озбаран, Салих, «Османы как« Румы »в португальских источниках шестнадцатого века» [ постоянная мертвая ссылка ] , Португальские исследования, Ежегодник, 2001 г.
- ^ Найс, Кэролайн Мимбс (15 сентября 2023 г.). «Мозг человека, который всегда думает о Древнем Риме» . Атлантика . Проверено 18 сентября 2023 г.
- ^ Academic.oup.com https://academic.oup.com/book/38832/chapter-abstract/337722353?redirectedFrom=fulltext .
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Почему мужчины так часто думают о Римской империи?» . Время . 15 сентября 2023 г. Проверено 18 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сэндс, Лео (15 сентября 2023 г.). «Как часто мужчины думают о Древнем Риме? Кажется, довольно часто» . Вашингтон Пост . ISSN 0190-8286 . Проверено 18 сентября 2023 г.
- ^ Холтерманн, Кэлли; Рохас, Фрэнк (15 сентября 2023 г.). «Люди одержимы Римской империей? Да, скажите, мужчины» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 18 сентября 2023 г.
- ^ Нойен, Мария. «Женская версия» мужской одержимости Римской империей — к удивлению никого — совершенно иная» . Инсайдер . Проверено 18 сентября 2023 г.
Источники [ править ]
- Кузманович, Зорица; Михайлович, Владимир Д. (2015). «Римские императоры и конструкции идентичности в современной Сербии» . Идентичности: глобальные исследования в области культуры и власти . 22 (4): 416–432.
- Робертс, Колин Х.; Скит (1983), Рождение Кодекса , Лондон: Oxford University Press, ISBN 0-19-726024-1