Jump to content

Либаний

Либаний
Либаний, изображенный на гравюре на дереве восемнадцатого века.
Рожденный в. 314 г. н.э.
Умер 392 или 393 год нашей эры
Занятие Учитель риторики
Заметная работа Речь I , Ответ Аристиду от имени танцоров , Плач

Либаний ( греч . Λιβάνιος , транслит.   Libanios ; ок. или 393 ) был учителем риторики софистской 314–392 школы в Восточной Римской империи . [1] Его плодотворные труды делают его одним из наиболее документированных преподавателей высшего образования в древнем мире и важнейшим источником истории греческого Востока в IV веке нашей эры. [2] Во время подъема христианской гегемонии в поздней Римской империи он оставался необращенным и в религиозных вопросах был язычником-эллином .

Либаний родился в Антиохии , Келе-Сирия , расположенной недалеко от современного города Антакья , Турция . Он родился в глубоко культурной и некогда влиятельной семье, которая в последнее время пережила значительный упадок. В 303 году нашей эры, за одиннадцать лет до его рождения, его семья участвовала в сопротивлении восстанию местного армейского гарнизона. В конце концов, власти Римской империи были в равной степени обеспокоены вооружением местных аристократов и мятежными войсками. Семья Либания попала в немилость, а его дед был казнен. Отец Либания умер, когда ему было одиннадцать, оставив его воспитание матери и дядям по материнской линии, которые восстанавливали репутацию его семьи. [1] [3]

В четырнадцать лет он начал изучать риторику , ради чего отошел от общественной жизни и посвятил себя философии. Незнакомый с латинской литературой , он сожалел о ее влиянии.

Он учился в Афинах у Диофанта Араба и начал свою карьеру в Константинополе в качестве частного репетитора. Он был сослан в Никомедию в 346 году (или раньше) примерно на пять лет. [1] но вернулся в Константинополь и преподавал там до 354 г. [4] До своего изгнания Либаний был другом императора Юлиана , с которым сохранилась некоторая переписка и в память о котором он написал ряд речей; они были составлены между 362 и 365 годами. В 354 году он принял кафедру риторики в Антиохии, на месте своего рождения, где и оставался до своей смерти. Среди его учеников были как язычники, так и христиане. [4]

Либаний использовал свое риторическое искусство для продвижения различных частных и политических целей. Он выступил против растущего имперского давления на традиционную городскую культуру, которую поддерживали и доминировали местные высшие классы. Известно, что он протестовал против преследований язычников в поздней Римской империи . В 386 году он безуспешно обратился к императору Феодосию с просьбой предотвратить разрушение храма в Эдессе и призвал к терпимости и сохранению храмов от хищничества христианских монахов, которые, как он утверждал:

[...] спешат атаковать храмы палками, камнями и железными прутьями, а в некоторых случаях, пренебрегая ими, руками и ногами. Затем следует полное запустение, с обрывом крыш, разрушением стен, сносом статуй и ниспровержением алтарей, и священникам приходится либо молчать, либо умереть. Снеся одного, они спешат к другому, к третьему, и трофей на трофей наваливают, в нарушение закона. Подобные бесчинства случаются даже в городах, но наиболее распространены они в сельской местности. Многие враги совершают отдельные нападения, но после их бесчисленных преступлений эта рассеянная толпа собирается в кучу, и они оказываются в позоре, если только не совершят самое гнусное безобразие... Храмы, сир, - это душа деревни: они знаменуют начало его поселение и передавались из поколения в поколение нынешним людям. На них земледельческие общины возлагают надежды на мужей, жен, детей, на своих быков и на почву, которую они сеют и сажают. Пострадавшее так поместье потеряло вдохновение крестьян вместе с их надеждами, ибо они верят, что их труд будет напрасным, если у них отнимут богов, направляющих их труды к должной цели. А если за землей уже не будет такой заботы, то и урожайность не сможет сравниться с тем, что было раньше, и в этом случае крестьянин становится беднее, и доход подвергается опасности.

- Либаний, Для храмов [5]

Сохранившиеся произведения Либания, включающие более 1600 писем, 64 речи и 96 прогимнасмат (риторических упражнений), представляют ценность как исторический источник меняющегося мира конца IV века. [4] Его речь «Ответ Аристиду от имени танцоров» является одним из наиболее важных записей римского концертного танца , особенно той чрезвычайно популярной формы, известной как пантомима . [6] Его первая речь I представляет собой автобиографическое повествование, впервые написанное в 374 году и пересматриваемое на протяжении всей его жизни, отчет ученого, заканчивающийся личным дневником старого изгнанника. Прогимнасма 8 (пояснение термина «прогимнасма» см. ниже) представляет собой воображаемое изложение доводов обвинения против врача, обвиненного в отравлении некоторых из своих пациентов. [7]

Хотя Либаний не был христианином, среди его учеников были такие известные христиане , как Иоанн Златоуст. [1] и Феодор Мопсуестийский . [8] Несмотря на дружбу с языческим императором-реставратором Юлианом, сделал его почетным префектом претория христианский император Феодосий I .

Работает

[ редактировать ]
  • 64 речи в трех областях ораторского искусства: судебное, совещательное и эпидейктическое, как речи, как если бы они произносились публично, так и речи, предназначенные для частного чтения (вслух) в кабинете. В двух томах избранных произведений Классической библиотеки Леба один том посвящен речам Либания, касающимся императора Юлиана, другой — Феодосию; наиболее известен его «Плач» об осквернении храмов ( Περὶ τῶν Ἱερῶν );
  • 51 декламация , традиционный формат публичного выступления в риторике в древности, в котором рассматриваются заданные темы с историческими и мифологическими темами (переводы на английский язык, например, Д. А. Рассела, «Либаниус: воображаемые речи»; М. Йоханссона, «Декламации Либания 9 и 10»). ;
  • 96 программ, или композиционных упражнений для студентов-риториков, использованных в его учебных курсах и широко признанных образцами хорошего стиля;
  • 57 гипотез или вступлений к речам Демосфена (написанных ок. 352 г. ), в которых он ставит их в исторический контекст для начинающего читателя, без полемики;
  • Сохранилось 1545 писем, больше, чем писем Цицерона. Позже было принято около 400 дополнительных букв на латыни, предположительно являющихся переводами, но беспристрастное изучение самих текстов показывает, что они были ошибочно приписаны или подделаны итальянским гуманистом Франческо Замбеккари в 15 веке. Среди его корреспондентов был Цензорий Датиан .
  • Либаний (1903). Письма Работа. Перевод Ричарда Ферстера .

Английские издания

[ редактировать ]
  • Скотт Брэдбери, Избранные письма Либания . Ливерпуль, University Press, 2004. ISBN   0-85323-509-0
  • Рафаэлла Крибиоре , Школа Либания в позднеантичной Антиохии . Принстон: Princeton University Press, 2007. (Включает перевод около 200 писем, касающихся школы и ее студентов. Обзоры опубликованы в Bryn Mawr Classical Reviews .)
  • Маргарет Э. Моллой: Либаниус и танцоры , Олмс-Вайдманн, Хильдесхайм, 1996 г. ISBN   3-487-10220-Х
  • А. Ф. Норман, Либаний: Избранные сочинения , 2 тома. Кембридж, Массачусетс: Классическая библиотека Леба, 1969–1977.
  • А. Ф. Норман, Либаний: Автобиография и избранные письма , 2 тома. Кембридж, Массачусетс: Классическая библиотека Леба, 1993. Обзор в Bryn Mawr Classical Reviews .)
  • Лив Ван Хуф , Либаниус: критическое введение (Cambridge University Press, 2014)
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Чисхолм, Хью , изд. (1911). «Ливаниус» . Британская энциклопедия . Том. 16 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 534.
  2. ^ Брэдбери, доцент кафедры классических языков и литературы Скотт; Либаний; Брэдбери, Скотт А. (2004). Избранные письма Либания: из эпохи Констанция и Юлиана . Издательство Ливерпульского университета. п. 2. ISBN  978-0-85323-509-5 .
  3. ^ Брэдбери, доцент кафедры классических языков и литературы Скотт; Либаний; Брэдбери, Скотт А. (2004). Избранные письма Либания: из эпохи Констанция и Юлиана . Издательство Ливерпульского университета. стр. 2–3. ISBN  978-0-85323-509-5 .
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Говори, Грэм, изд. (1994). Словарь древней истории . Лондон: Книги Пингвинов. п. 370. ИСБН  0-14-051260-8 .
  5. ^ Про Храм (Речь XXX.8-10)
  6. ^ Алессандра Заноби, Древняя пантомима и ее прием , статья получена в апреле 2016 г. [1]
  7. ^ Ратзан, Р.М. и Фернгрен, Великобритания (апрель 1993 г.). «Греческая прогимнасма наврач-отравитель». Журнал истории медицины и смежных наук . 48 (2): 157–70.
  8. ^ Кэмерон, А. (1998) «Образование и литературная культура» в Кэмероне, А. и Гарнси, П. (ред.) Кембриджская древняя история: Том. XIII Поздняя империя, 337–425 гг . н.э. Кембридж: Издательство Кембриджского университета , стр. 668-669.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c1658c41c52fab4ddf029d3f4c2cc078__1718479920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c1/78/c1658c41c52fab4ddf029d3f4c2cc078.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Libanius - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)