Jump to content

Эллинистическая религия

Серапис — греко-египетский бог, которому поклонялись в эллинистическом Египте.

Концепция эллинистической религии как поздней формы древнегреческой религии охватывает любую из различных систем верований и обычаев людей, живших под влиянием древнегреческой культуры в эллинистический период и Римскую империю ( ок. 300 г. до н.э. – 300 г.). СЕ). В эллинистической религии существовала большая преемственность: люди продолжали поклоняться греческим богам и практиковать те же обряды, что и в классической Греции .

Изменения произошли в результате добавления новых религий из других стран, в том числе египетских божеств Исиды и Сераписа , а также сирийских богов Атаргатиса и Хадада , которые предоставили новый выход людям, ищущим реализации как в настоящей, так и в загробной жизни . Поклонение обожествленным эллинистическим правителям также стало характерной чертой этого периода, особенно в Египте, где Птолемеи адаптировали более ранние египетские обычаи и греческие культы героев и утвердились в качестве фараонов в рамках нового синкретического птолемеевского культа Александра III Македонского . В других местах правители могли получить божественный статус, не достигнув полного статуса бога и богини.

Многие люди практиковали магию , и это тоже представляло собой продолжение прежних времен. Во всем эллинистическом мире люди советовались с оракулами и использовали амулеты и фигурки, чтобы отпугнуть несчастье или наложить заклинания. В эту эпоху сложилась сложная система эллинистической астрологии , стремившаяся определить характер и будущее человека по движениям Солнца , Луны и планет . Системы эллинистической философии , такие как стоицизм и эпикуреизм , предлагали светскую альтернативу традиционной религии, даже если их влияние в значительной степени ограничивалось образованной элитой.

Классическая греческая религия

[ редактировать ]
Остатки храма Аполлона в Коринфе , юго-центральная Греция.

Центральное место в греческой религии в классические времена занимали двенадцать олимпийских божеств во главе с Зевсом . Каждого бога чтили каменными храмами и статуями , а также святилищами ( священными оградами ), которые хотя и были посвящены определенному божеству, но часто содержали статуи, посвященные другим богам. [1] Города-государства проводили различные фестивали и ритуалы в течение года, уделяя особое внимание богу-покровителю города, такому как Афина в Афинах или Аполлон в Коринфе . [1]

Религиозная практика также включала поклонение героям , людям, которых считали полубожественными, таким как Ахиллес, Геракл и Персей. Такие герои варьировались от мифических фигур в эпосе Гомера до исторических личностей, таких как основатель города. [1] На местном уровне ландшафт был наполнен священными местами и памятниками; например, множество статуй нимф было найдено вблизи и вокруг источников , а стилизованные фигуры Гермеса часто можно было встретить на углах улиц. [1]

Магия была центральной частью греческой религии. [2] а оракулы определять божественную волю позволили бы людям по шелесту листьев ; форма пламени и дыма на алтаре; полет птиц; шумы, издаваемые пружиной; или во внутренностях животного. [3] Также давно известны Элевсинские мистерии , связанные с Деметрой и Персефоной . [3] Людей приобщали к мистическим религиям посредством церемоний инициации, которые традиционно держались в секрете. Эти религии часто преследовали цель личного совершенствования, которое также распространялось на загробную жизнь .

После завоеваний Александра Македонского греческая культура широко распространилась и вступила в гораздо более тесный контакт с цивилизациями Ближнего Востока и Египта . Наиболее значительными изменениями, повлиявшими на греческую религию, были импорт иностранных божеств и развитие новых философских систем . [4] Более старые исследования эллинистической религии имели тенденцию изображать эпоху как эпоху религиозного упадка, отмечая рост скептицизма , агностицизма и атеизма , а также рост суеверий , мистицизма и астрологии . [5]

Однако нет никаких оснований предполагать, что произошел упадок традиционной религии. [6] Существует множество документальных свидетельств того, что греки продолжали поклоняться тем же богам, совершая те же жертвоприношения, посвящения и праздники, что и в классический период. [7] В этот период действительно появились новые религии, но не исключая местных божеств. [8] и они привлекали лишь меньшинство греков. [9]

Новые религии того периода

[ редактировать ]

Египетская религия, последовавшая за Исидой, была самой известной из новых религий. Религия была принесена в Грецию египетскими жрецами, первоначально для небольших египетских общин в портовых городах греческого мира. [9] Хотя египетская религия нашла среди самих греков лишь небольшую аудиторию, ее популярность распространилась и во времена Римской империи . [10] а Диодор Сицилийский писал, что эта религия была известна почти во всем обитаемом мире. [11]

Почти столь же знаменитым был культ Сераписа египетского божества, несмотря на греческое имя, созданного в Египте при династии Птолемеев . [12] Серапису покровительствовали осевшие в Египте греки. Эта религия включала в себя обряды инициации, подобные Элевсинским мистериям. [13] Страбон писал о Серапеоне в Канопусе недалеко от Александрии, как о том, что ему покровительствуют самые уважаемые люди. [14]

Также была популярна религия Атаргатис (родственная вавилонской и ассирийской Инанне и финикийскому Баалат Гебал ), богине плодородия и моря из Сирии . К III веку до нашей эры поклонение ей распространилось из Сирии в Египет и Грецию и в конечном итоге достигло Италии и запада. [10] Религия, последовавшая за Кибелой (или Великой Матерью ), пришла из Фригии в Грецию, а затем в Египет и Италию, где в 204 г. до н.э. римский сенат разрешил поклонение ей. Она была богиней-исцеляющей и защищающей, хранительницей плодородия и дикой природы. [10]

Другая мистериальная религия была сосредоточена вокруг Диониса . Хотя это редкое явление в материковой Греции, оно было распространено на островах и в Анатолии . [15] Члены были известны как вакханцы , а обряды имели оргиастический характер. [15] С этим был связан последний из греко-римских богов и богинь, Антиной , который был синкретизирован с Осирисом, Дионисом и другими божествами.

Эти недавно появившиеся религии и боги имели лишь ограниченное влияние внутри самой Греции; главное исключение было на Делосе , [9] который был крупным портом и торговым центром. Остров был священным как место рождения Аполлона и Артемиды , а ко II веку до н. э. он также был домом для коренных греческих религий, последователей Зевса, Афины, Диониса, Гермеса , Пана и Асклепия . Но существовали также культовые центры египетских Сараписа и Исиды, а также сирийских Атаргатиса и Хадада . [16] К I веку до нашей эры существовали дополнительные религии, последовавшие за Ваалом и Астартой , еврейская синагога и римляне, которые следовали оригинальным римским религиям богов, таких как Аполлон и Нептун . [16]

Культы правителей

[ редактировать ]
Монета с изображением Антиоха IV Епифана ; греческая надпись гласит THEO EPIFANOUS NIKIFOROU / VASSILEOS ANTIOHOU («Царь Антиох, образ Божий, носитель победы»).

Еще одним нововведением эллинистического периода стало учреждение культов, посвященных правителям эллинистических царств. Первый из них был основан при Александре Великом , чьи завоевания империи Ахеменидов , власть и статус возвысили его до степени, потребовавшей особого признания. Его преемники продолжали его поклонение до такой степени, что в Египте при Птолемее I Сотере мы видим, что Александра почитали как бога . [17] Сын Птолемея Птолемей II Филадельф провозгласил своего отца богом и сделал себя живым богом. [17]

Поступая так, Птолемеи адаптировали более ранние египетские идеи в поклонении фараонам . В других местах практика была разной; правитель мог получить божественный статус без полного статуса бога, [9] как это произошло в Афинах в 307 г. до н.э., когда Антигон I Монофтальм и Деметрий I Полиоркет были прославлены как спасители ( soteres ) за освобождение города, и в результате был воздвигнут алтарь; был основан ежегодный фестиваль; и была введена должность «Священника Спасителей». [18] Храмы, посвященные правителям, были редкостью, но их статуи часто воздвигались в других храмах, а королям поклонялись как «богам, разделяющим храмы». [19]

Астрология и магия

[ редактировать ]
Табличка с эллинистическими проклятиями, обнаруженная в Эйгьере , на юге Франции.

Существует множество свидетельств использования суеверий и магии в этот период. Пророческие святилища и святилища по-прежнему пользовались популярностью. [3] Существует также много свидетельств использования чар и проклятий . На дверях домов размещались символы, приносящие удачу или предотвращающие несчастья для жителей. [2]

Обереги, часто вырезанные из драгоценных или полудрагоценных камней, обладали защитной силой. [2] Фигурки, изготовленные из бронзы, свинца или терракоты, протыкали булавками или гвоздями и использовали для произнесения заклинаний. таблички с проклятиями, сделанные из мрамора или металла (особенно свинца ). Для проклятий использовались [2]

Астрология — вера в то, что звезды и планеты влияют на будущее человека — возникла в Вавилонии , где первоначально применялась только к царю или народу. [20] Греки в эллинистическую эпоху развили ее в фантастически сложную систему эллинистической астрологии, знакомую и более поздним временам. [20] Интерес к астрологии быстро рос, начиная с I века до нашей эры. [20]

Эллинистическая философия

[ редактировать ]

Альтернативу традиционной религии предложила эллинистическая философия . Одной из этих философий был стоицизм , который учил, что жизнь следует прожить в соответствии с рациональным порядком, который, по мнению стоиков, управляет вселенной; люди должны были принять свою судьбу согласно божественной воле, а добродетельные поступки должны совершаться ради их собственной внутренней ценности. Другой философией было эпикурейство , которое учило, что Вселенная подвержена случайным движениям атомов, и жизнь следует прожить для достижения психологического удовлетворения и отсутствия боли. [7] Другие философии включали пирронизм , который учил, как достичь внутреннего покоя посредством воздержания от суждений ; Цинизм (философия) , выражавший презрение к условностям и материальным ценностям; платоники , следовавшие учению Платона , и перипатетики, последовавшие за Аристотелем . Все эти философии в большей или меньшей степени стремились приспособиться к традиционной греческой религии, но философы и те, кто у них учился, оставались небольшой избранной группой, ограниченной в основном образованной элитой. [7]

Эллинистический иудаизм

[ редактировать ]

Эллинистический иудаизм был формой иудаизма в древнем мире , которая сочетала еврейскую религиозную традицию с элементами греческой культуры . До падения Западной Римской империи и византийских, сасанидских и арабских завоеваний Восточного и Западного Средиземноморья основными центрами эллинистического иудаизма были Александрия (Египет) и Антиохия (Турция), два главных греческих городских поселения Среднего Средиземноморья. Территория Восточной и Северной Африки , основанная в конце IV века до нашей эры во время завоеваний Александра Македонского . Эллинистический иудаизм также существовал в Иерусалиме в период Второго Храма , где существовал конфликт между эллинизаторами и традиционалистами (иногда называемыми иудействующими ).

Основным литературным продуктом контакта иудаизма Второго Храма и древнегреческой религии является Септуагинты перевод еврейской Библии с библейского иврита и библейского арамейского языка на греческий койне , в частности, на еврейский греческий койне . Упоминаются также философские и этические трактаты Филона и историографические труды других эллинистических еврейских авторов. [21] [22]

Упадок эллинистического иудаизма начался во II веке нашей эры, и его причины до сих пор не до конца изучены. Возможно, что в конечном итоге оно было маргинализировано, частично поглощено или постепенно стало грекоязычным ядром койне раннего христианства, сосредоточенным в Антиохии и ее традициях, таких как Мелькитская греко-католическая церковь и Греческий православный патриархат Антиохии .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Шипли 1999 , с. 154
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Шаму и Руссель 2002 , с. 347
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Шаму и Руссель 2002 , с. 330
  4. ^ Микалсон 2006 , с. 218
  5. ^ Шипли 1999 , с. 155
  6. ^ Шипли 1999 , с. 170
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Микалсон 2006 , с. 220
  8. ^ Микалсон 2006 , с. 217
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Микалсон 2006 , с. 219
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Шипли 1999 , с. 168
  11. ^ Диодор Сицилийский, i. 25
  12. ^ Шаму и Руссель 2002 , с. 340
  13. ^ Шипли 1999 , с. 167
  14. ^ Страбон, XVIII.1.17
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шаму и Руссель 2002 , с. 331
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Микалсон 2006 , с. 209
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шипли 1999 , с. 159
  18. ^ Ханиотис 2003 , с. 436
  19. ^ Ханиотис 2003 , с. 439
  20. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Эванс 1998 , с. 343
  21. ^ Уолтер, Н. Еврейско-эллинистическая литература до Филона Александрийского (за исключением историков), ANRW II: 20.1.67-120
  22. ^ Барр, Джеймс (1989). «Глава 3 - Еврейский, арамейский и греческий языки в эллинистическую эпоху». В Дэвисе, штат Вашингтон; Финкельштейн, Луи (ред.). Кембриджская история иудаизма. Том 2: Эллинистический век (1-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 79–114. ISBN  9781139055123 .

Источники

[ редактировать ]
  • Шаму, Франсуа; Руссель, Мишель (2002), «Глава 9 - Потребности души», Эллинистическая цивилизация , Уайли-Блэквелл, ISBN  0-631-22242-1
  • Ханиотис , Ангелос (2003), «Божественность эллинистических правителей», Эрскин, Эндрю (редактор), «Спутник эллинистического мира» , Уайли-Блэквелл, ISBN  1-4051-3278-7
  • Эванс, Джеймс (1998), История и практика древней астрономии , Oxford University Press, ISBN  0-19-509539-1
  • Микалсон, Джон Д. (2006), «Греческая религия - преемственность и изменения в эллинистический период», в Буге, Гленн Ричард (редактор), Кембриджский спутник эллинистического мира , Cambridge University Press, ISBN  0-521-53570-0
  • Шипли, Грэм (1999), «Глава 5 – Религия и философия», Греческий мир после Александра, 323–30 до н.э. , Рутледж, ISBN  0-415-04618-1
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 15e4e3063bd3032a33334547b0888f61__1720884240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/15/61/15e4e3063bd3032a33334547b0888f61.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hellenistic religion - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)