Атаргейтс
Атаргейтс | |
---|---|
Главный культовый центр | Иераполис Бамбис |
Символы | голубь, рыба |
Супруга | Хадад |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Афродита ; Гера |
Римский эквивалент | Деа Сирия |
Ханаанский эквивалент | Астарта |
Божества древнего Ближнего Востока |
---|
Религии древнего Ближнего Востока |
Атаргатис (известный как Дерчето) греками [1] ) была главной богиней северной Сирии в классической древности . [2] [3] Изначально она была богиней плодородия , но, как баалат («хозяйка») своего города и людей, она также отвечала за их защиту и благополучие. Ее главным святилищем был Иераполис, современный Манбидж . [4] к северо-востоку от Алеппо, Сирия.
Михаил Ростовцев назвал ее «великой хозяйкой северных сирийских земель». [3] Ее супругом обычно является Хадад . Как Атарате, голуби и рыбы считались для нее священными: голуби — как эмблема богини любви , а рыба — как символ плодородия и жизни вод. [5]
Согласно сирийскому источнику третьего века: «В Сирии и в Урхае [Эдессе] мужчины кастрировали себя в честь Тараты. Но когда царь Абгар стал верующим [христианином], он приказал, чтобы каждый, кто кастрировал себя, должен иметь рука отрублена, и с того дня и по сей день никто в Урхае больше не кастрирует себя». [6]
Иногда ее называют богиней - русалкой из -за отождествления ее с богиней с рыбьим телом в Ашкелоне .
Происхождение и название
[ редактировать ]Атаргатис рассматривается как продолжение богинь бронзового века . В Угарите клинописные ханаанских таблички свидетельствуют о наличии нескольких богинь , среди которых три считаются имеющими отношение к теориям о происхождении Атаргатиса:
- Аират , описываемая как «Владычица моря» ( rbt ảṯrt ym ) и «мать богов» ( qnyt ỉlm )
- ʿАнат , богиня войны
- Атарт , богиня охоты, также разделяющая воинственную роль Аната, считается аналогом Иштар и Ишары в списках угаритских богов и поэтому, возможно, связана с любовью.
Джон Дэй утверждает, что все трое имели много общих черт друг с другом и, возможно, им поклонялись вместе или по отдельности на протяжении 1500 лет истории культуры. [7] Хотя поклонение Аштарту и Анат как паре хорошо засвидетельствовано, [8] [9] Стив А. Виггинс не нашел никаких доказательств того, что Аштарта когда-либо ассоциировали с Атиратом. [10] Он также указал, что концепция Атирата, Анат и Аштарта как своего рода троицы (популяризированная такими авторами, как Тиква Фраймер-Кенски ), является современной и игнорирует роль других божеств в Угарите — например, Шапаша ; а также важность связи между Атиратом и Элом. [11] [12]
Первоначальное арамейское имя богини было 𐡏𐡕𐡓𐡏𐡕𐡄 ( ʿAttarʿattā ), с другими его формами, включая 𐡏𐡕𐡓𐡏𐡕𐡀 ( ʿAttarʿattaʾ ), 𐡀𐡕𐡓𐡏𐡕𐡄 ( ttarʿattā ) , 𐡀𐡕𐡓𐡏𐡕𐡀 ( ʾAttarʿattaʾ ) и форма апокопа 𐡕𐡓𐡏𐡕 ( Tarʿatta ). Имя Аттаратта состояло из: [13] [14] [15] [16] [17] [18]
- 𐡏𐡕𐡓 ( ʿАттар , от более раннего ʿAṯtar ), которое в течение железного века превратилось из имени богини ʿАтарт в значение «богиня» в целом и использовалось в имени ʿAttarʿattā в смысле «богиня»; [19]
- и 𐡏𐡕𐡄 ( Атта ), который является арамейским вариантом имени семитской богини Анат .
Греческое имя богини, засвидетельствованное в формах Αταργατις ( Атаргатис ), Ατταγαθη ( Аттагате ), Αταρατη ( Атарате ) и Αταργατη ( Атаргате ), произошло от неапокопных форм ее первоначального арамейского имени, в то время как ее греческое имя Δερκετω ( Деркето ) произошло от 𐡕𐡓𐡏𐡕 ( Тар'атта ). [15]
Классический период
[ редактировать ]Различные греческие и латинские писатели писали о богине Атаргатис или Деркето. [20]
Атаргатис обычно появляется как жена Хадада . Они являются божествами-защитниками сообщества. [а] Атаргатис, носящая фресковую корону , — прародительница царского дома, основательница общественной и религиозной жизни, богиня деторождения и плодородия (отсюда преобладание фаллических эмблем) и изобретательница полезных приспособлений. [21]
Деркето почитался в форме русалки, то есть с «лицом женщины, а в остальном, со всем телом рыбы» в святилище в Ашкелоне , Сирия, согласно Диодору (I век до н. э.), опираясь на Ктесия (V век до н. э.). ); прилагаемый миф, объясняющий, что Дерчето превратилась в рыбу после того, как утопилась в ближайшем озере. [б] [22] [24] [25] Предположительно, в Ашкелоне богиню почитали в образе рыбы. Было высказано предположение, что почитание богини действительно имело место в Ашкелоне и, возможно, зародилось именно там. [26] Однако нет никаких свидетельств того, что Атаргатису поклонялись в Аскалоне. [ нужна ссылка ]
Образ Деркето как полуженщины-полурыбы засвидетельствован и Лукианом (II век) где-то в Финикии (т. е. Финикийской Сирии ), но в Священном городе Финикии ( Иераполе Бамбиче ) она изображалась целиком как женщина. Номинально этот храм был посвящен «Гере», но некоторые считали, что на самом деле он посвящен Дерчето. [28] [29] Лукиан в более позднем отрывке дает подробное описание этой «Геры», которую местные жители «называют другим именем» (Атаргатис) в Иераполисе. [с] Богиня была изображена сидящей с двумя львами по бокам. [д] «В одной руке у нее был скипетр, в другой — веретено, а на голове она носит лучи, башню [фресковую корону]..», а она носила пояс ( древнегреческий : κεστός также ). Голова была украшена драгоценным камнем лихнисом , который светился в ночи. [31] [32]
Поклонение Атаргатису, восходящее к эллинистической Финикии ( Селевкидская Сирия ), подтверждается надписями в Акко. [33]
Иконография
[ редактировать ]Литературные свидетельства, как уже приводились, заключаются в том, что Деркето изображалась как богиня с рыбьим хвостом в Ашкелоне (Ктесием после Диодора), а затем в Иерополе (Лукианом).
Но вся дошедшая до нас иконография сирийской богини, каталогизированная в LIMC, показывает, что она антропоморфна. [34] [ нужен неосновной источник ] Но «форма богини-рыбы Атаргатис» была среди находок, раскопанных в Трансиордании , по крайней мере, на этом Глюк (см. ниже настаивал ), хотя в его статье были опубликованы только ее формы как богини «листвы и фруктов» или богини злаков. . [35]
Нумизматика
[ редактировать ]Тетрадрахма , выпущенная при Деметрии III Евкеере (96–87 гг. До н.э., изображение монеты выше), показывает на оборотной стороне фигуру с телом рыбы, которую ученые идентифицируют как Звездные врата. [36] [и] Культовые статуи Звездных врат и ее супруга Хадада обычно использовались в качестве мотива на реверсе монет тетрадрахмы этого монарха и Антиоха XII Диониса (87–84 до н.э.), который стал его преемником. [37]
Иерополис Бамбице был одним из городов, чеканивших собственные монеты. [38] А на некоторых иерополитских монетах изображена «Атаргатис действительно сидящая между львами и держащая скипетр в правой руке и, вероятно, веретено в левой», как описал Лукиан. [39] [40] На монетах Пальмиры также изображен Тихе на аверсе и гуляющий лев на реверсе; на одной монете также изображена богиня, восседающая на льве, и символика льва предполагает, что здесь изображена Атаргатис.
На монетах Пальмиры, некоторые из которых были найдены в колонии Пальмирены в Дура-Европосе , может быть изображена богиня. Монета с Тихе на аверсе и шагающим львом на реверсе, а также монета с богиней верхом на льве указывает на Атаргатис, основанный на мотиве льва. [41] [ф] Также была найдена одна Пальмиренская тессера (жетон) с именем Атаргатиса (арамейский: ʿtrʿth ). [44]
Скульптуры
[ редактировать ]Фрагмент рельефа, найденный в Дура-Европос, как полагают, изображает Атаргатис/ Тихе (Йельско-французские раскопки, 1935–1946 гг.), поскольку на нем, помимо ее головы, изображена пара голубей, священных для Атаргатис; Предполагается, что голуби восседают на столбе ее трона, который отсутствует. Корона фрески фигуры символизирует Тихе (богиню-защитницу) города. [45] [46] но это соответствует историческому сообщению о том, что культовый рельеф Атаргатис Иераполис был замечен с фресковой короной. [47]
В храмах Атаргатиса в Пальмире и в Дура-Европосе. [г] она неоднократно появлялась со своим супругом Хададом , и в богатой синкретической религиозной культуре Дура-Европоса ей поклонялись как Артемиде Азанатконе . [48]
В 1930-х годах многочисленные набатейские барельефы Атаргатиса были обнаружены Нельсоном Глюком в Хирбет-эт-Таннуре , Иордания, среди руин храмов начала первого века нашей эры; [49] там губы и глаза слегка прикрытой богини когда-то были выкрашены в красный цвет, а над ее головой противостояла пара рыб. Ее волнистые волосы, напоминавшие Глюку воду, были разделены пробором посередине. В Петре богиня севера была синкретизирована с североаравийской богиней юга аль-Уззой , которой поклонялись в одном храме. В Дура-Европусе среди атрибутов Атаргатиса есть веретено и скипетр или рыбье копье. [50]
Мифология
[ редактировать ]Легенды многочисленны и носят астрологический характер. Обоснование сирийского поклонения голубям и воздержания от рыбы можно увидеть в истории Афинея 8.37, где Атаргатис наивно объясняется как означающее «без Гатиса», имя царицы, которая, как говорят, запретила есть рыбу.
Диодор Сицилийский (2.4.2), цитируя Ктесия Книдского , рассказывает, как Деркето влюбилась в прекрасного юношу по имени Симиос (также Ихтис, что означает «рыба») и родила дочь, но, устыдившись незаконной любви, Дерчета бросилась в озеро недалеко от Ашкелона , и ее тело превратилось в рыбу, хотя голова осталась человеческой. [25] [24] В версии легенды Диодора Деркето также несмотря на ребенка от этого союза отдал дочь в пустыню, где ее вырастили голуби. Этот ребенок вырос и стал Семирамидой, легендарной ассирийской царицей. [23] [51] Лукиан также отмечает, что возведение храма в Иерополе некоторые приписывали Семирамиде, которая посвятила его своей матери Деркето. [29]
Анализ
[ редактировать ]Согласно одному анализу, рассказ Ктесия состоит из двух мифов: мифа о трансформации Деркето и мифа о рождении Семирамиды. [час] и описание каждого мифа рассказано рядом писателей-классиков. [52]
Первый миф (превращение Деркето в рыбу) рассказан, например, Овидием как миф о Дионе и Купидоне . [52] Ирония в том, что хотя Овидий прямо упоминает Дерчето ( лат . Derceti ) из Вавилонии, превратившегося в рыбу, [53] [я] Версия этого первого мифа Овидия (подробно описанная ниже) записана в Фасти и не упоминает богиню в Сирии (Диону), превращающуюся в форму рыбы. Последующую метаморфозу необходимо реконструировать, обратившись к другим источникам, сохраняющим первоначальный финал. [54]
Второй миф (миф о рождении Семирамиды) рассказывается различными авторами как альтернативная версия рождения Венеры (из яйца, вынесенного на берег рыбой, а затем высиженного голубями), однако Ктесий почувствовал себя вынужденным «отбросить» элемент яйца. согласно анализам. Аналитику это показалось необоснованным («невероятным») вырезанием, учитывая, что рождение Венеры из яйца, найденного в океане, не сильно отличалось от знакомой версии происхождения Афродиты/Венеры из воды (морской пены). [55] [57]
Сирийская Венера
[ редактировать ]Овидий в «Фасти» рассказывает легенду о том, что богиня Диона в сопровождении Купидона / Эроса погрузилась в реку в Палестине ( Ефрат ), в результате чего пара рыб перенесла ее через воду, чтобы помочь ей спастись от Тифона . [58] [21] Пара рыб была отмечена как созвездие Рыб зодиака . , и из-за этого местные сирийцы воздерживаются от употребления рыбы [59] Менандр и другие [Дж] также рассказывают эту легенду, [60] а в некоторых версиях говорится, что богиня и Амур впоследствии превратились в рыбу, возможно, сохранив первоначальное повествование. [54]
Имя Диона могло относиться к матери Афродиты, но это также было эпитетом самой Афродиты/Венеры. [56] Также рассказывалась легенда о том, как Венера с Купидоном бросилась в Евфрат, а затем превратилась в рыбу. [61]
Второй миф описывает рождение сирийской Венеры как происходящее из яйца, которое упало в Евфрат , выкатилось на сушу рыбой, вылупилось в лапах голубей ( схолии к Германика » «Арату ; [62] Гигин , Басни ). [63] [65]
Автор «Катастеризма» объяснил созвездие Рыб Аустринус как родителя двух рыб, составляющих созвездие Рыб; согласно этому сообщению, оно было помещено на небеса в память о падении Дерчето в озеро в Иераполисе Бамбице недалеко от Евфрата в Сирии, от которого ее спасла большая рыба, что также призвано объяснить сирийское воздержание от рыбы.
Синкретизм
[ редактировать ]Во многих случаях Атаргатис, Аштарт и другие богини, у которых когда-то были независимые культы и мифологии, сливались до такой степени, что стали неразличимы . Примером этого слияния является храм в Карнионе ( Карнаиме ), который, вероятно, идентичен знаменитому храму Аштарт в Аштарот-Карнаиме.
Неудивительно, что ее отождествляют с греческой Афродитой . Благодаря сочетанию ее многочисленных функций (богини плодородия и техники), [к] в конечном итоге она становится великой богиней природы [21] аналогичен Кибеле и Рее , несмотря на то, что возник как морское божество, аналогичное Амфитрите . В одном аспекте она символизирует защиту воды в создании жизни; в другом — всеобщее иноземья; [66] в третьем (без сомнения, под влиянием халдейской астрологии) — сила Судьбы. [21] Она также была отождествлена с Герой Лукианом « в его Де Деа Сирии» . [67]
Из-за первой половины имени Атаргатис часто, хотя и ошибочно, идентифицировали как Аштарт . [68] Эти два божества, вероятно, имели общее происхождение и имели много общих черт, но их культы исторически различны. Есть упоминание во 2 Маккавейской 12:26. [69] и 1 Маккавеев 5:43. [70] в Атаргатион или Атергатион, храм Атаргатис, в Карнионе в Галааде , но домом богини, несомненно, был не Израиль или Ханаан , а сама Сирия; в Иераполе Бамбице был храм ее имени. [21]
Недавний анализ культа Атаргатиса представляет собой эссе Пера Бильде. [71] в котором Атаргатис появляется в контексте других эллинизированных Великих Богинь Востока.
Культ
[ редактировать ]Храмы
[ редактировать ]В ее храмах в Ашкелоне, Иераполе, Бамбисе и Эдессе были пруды с рыбой, в которой рыба могла касаться только ее жрецов. [72] , по сей день существует священный пруд, кишащий неприкасаемой рыбой Глюк отметил в своей статье 1937 года, что «в Куббет-эль-Баддви, дервишском монастыре, в трех километрах к востоку от Триполиса, Ливан ». [73]
Рельефную скульптуру сирийской богини в Иераполе поддерживала пара тритонесс . Люциан. [74]
Культовые места на Ближнем Востоке включают Дура-Европос, Пальмиру, Акко (Птолемаида), Карнаим. [л] и Набатея. [75] Два хорошо сохранившихся храма в Нихе , Ливан, посвящены ей и ее супругу Хададу.
Из Сирии поклонение Атаргатису и Хададу распространилось на Грецию и на самый дальний запад до Средиземноморья. Люциан [76] [77] а Апулей дал описания нищих жрецов, которые обходили большие города с изображением богини на осле и собирали деньги. Широкое распространение культа во многом связано с сирийскими купцами; таким образом, мы находим следы этого в крупных портовых городах; на Делосе были найдены особенно многочисленные надписи, свидетельствующие о ее важности. Мы снова находим этот культ на Сицилии , вне всякого сомнения, принесенный рабами и наемными войсками, которые донесли его даже до самых дальних северных пределов Римской империи. [21] Лидер восставших рабов в Первой рабской войне , сириец по имени Евн что видел видения Атаргатиса, которого он отождествлял с Деметрой Энны , утверждал , .
Священство
[ редактировать ]В римскую эпоху евнухи жрецы- поклонялись Атаргатису, подобно галлийским жрецам Кибелы . В святилище в Иерополе, основанном Семирамидой , жрецы-евнухи служили образу женщины с рыбьим хвостом. Ритуалы богине сопровождались игрой на флейте и тряской погремушками. В одном из обрядов молодые мужчины кастрировали себя и становились священниками в храме, а затем выполняли задачи, обычно выполняемые женщинами. Рядом находилось обязательное озеро или пруд, полный священной рыбы, которую никому не разрешалось есть; и никто не мог есть священных голубей Атаргатиса. [78] Жрецы описывались Апулеем как нищие , которые путешествовали с изображением богини, одетой в шелковое одеяние, на спине осла. Когда они приходили на деревенские площади или в гостеприимное поместье, они совершали экстатический обряд , призванный привлечь толпу и вызвать ее вклад. Священников описывали как женоподобных, сильно накрашенных, в тюрбанах на головах и одетых в шафранового цвета шелковые и льняные одежды ; некоторые в белых туниках с фиолетовыми полосками. Они кричали и дико танцевали под музыку флейт, кружась, согнув шеи так, что их длинные волосы развевались; и в экстатическом исступлении они кусали себя и резали себе руки ножами до крови. [79]
Согласно истории, пересказанной Лукианом, ассирийская царица Стратоника увидела в видении, что она должна построить храм богини в Иерополе, и поэтому царь отправил ее туда с молодым человеком по имени Комбаб для выполнения этой задачи. Зная репутацию королевы, Комбабус кастрировал себя и оставил свои гениталии запечатанными в ящике. Когда королева влюбилась в Комбабуса и попыталась его соблазнить, он раскрыл свое увечье, но это не отговорило ее от желания его постоянного общества. Когда Стратонице и Комбабус вернулись домой, она обвинила его в попытке соблазнить ее, и Комбабус был арестован, предан суду и приговорен к смертной казни. Комбабус потребовал запечатанный ящик, чтобы доказать свою невиновность, но король уступил и наградил Комбабуса за его лояльность. Храм был достроен и в нем была установлена статуя Комбабуса. Говорят, что отсюда и возникла практика кастрации, проводимая священниками в храме.
В другом рассказе, приписываемом Комбабу, упоминается, что некая иностранка, присоединившаяся к священному собранию, увидев человеческую фигуру чрезвычайной красоты и одетую в мужскую одежду, сильно влюбилась в него: узнав, что он евнух, она покончила жизнь самоубийством. Поэтому Комбаб, в отчаянии от своей неспособности к любви, надел женское платье, чтобы ни одна женщина в будущем не могла быть обманута таким же образом. [80]
См. также
[ редактировать ]Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ^ См., Тихе города.
- ↑ Полный миф состоит в том, что Дерчето от стыда утопилась в озере недалеко от Ашкелона после того, как родила дочь Семирамиду в незаконном романе с юношей по имени Симиос. [22] [23] См . §Мифология ниже.
- ^ «Гера» - это всего лишь предварительное греческое обозначение, которое Лукиан использовал для этой богини, которая, должно быть, была Атаргатис, но он колебался в своем решении, потому что, по его словам, были проявлены аспекты многих греческих богинь, такие как «Афина, Афродита и Селена». и Рея, и Артемида, и Немезида, и судьбы». [30]
- ^ А рядом с ней был «Зевс» с быком под ним.
- ^ Надпись «BAΣIΛEΩS / DHMHTPIOY / ΘEOY - ΦIΛOΠATOPOΣ / ΣΩTHPOΣ» относится к монарху, но не называет богиню как таковую.
- ^ На монете может быть изображен полумесяц вместе с богиней. [42] Полумесяц, увенчанный свинцовым штандартом «Айн-Джудж», был прокомментирован как, возможно, символизирующий Звездные Врата в облике лунной богини Селены , одной из многих, упомянутых Люцианом как ее аналог. [43]
- ^ Богиня в Дура-Европосе, представленная в облике Тихе Пальмиры в сопровождении льва, на фреске из святилища богов Пальмирены, перенесенной в Йельскую художественную галерею.
- ↑ На следующем уровне богиня в обеих частях приравнивается к Астарте в У. Робертсона Смита . анализе
- ↑ Овидий также упоминает превращение Венеры в рыбу. Метаморфозы V : 331, «Рыбы, Венера широкая».
- ^ Цезарь Домициан, Диогнет Эритрей
- ^ См. выше
- ^ 2 Макк. 12:26.
Ссылки
[ редактировать ]- Цитаты
- ^ Плиний Старший . Естественная история , 5.19.1.
- ^ «Атаргатис (сирийское божество) — Британская энциклопедия» . Британика.com. 13 августа 2013 г. Проверено 11 августа 2014 г.
- ^ Jump up to: а б М. Ростовцев, «Хадад и Атаргатис в Пальмире», Американский журнал археологии 37 (январь 1933 г.), стр. 58-63, исследование мозаики , отштампованной Пальмиреной .
- ^ «Иераполис, в» . Британика.com. 06.10.2013 . Проверено 11 августа 2014 г.
- ^ «Атаргатис, великая финикийская богиня-Деа Сирия Деркето Деркето богиня-русалка богиня рыбы богиня воды богиня воды ханаанская богиня сирийская богиня» . Thaliatook.com . Проверено 11 августа 2014 г.
- ^ Бауэр, Уолтер ; Крафт, Роберт А .; Кродель, Герхард (1996). Православие и ересь в раннем христианстве . Сиглер Пресс. п. 5. ISBN 978-0-9623642-7-3 . Проверено 17 июня 2012 г.
- ^ Джон Дэй (1 декабря 2002 г.). Яхве и боги и богини Ханаана . Континуум. стр. 143–. ISBN 978-0-8264-6830-7 .
- ^ М. Смит, «Аттарт в сирийских текстах позднего бронзового века [в:] DT Sugimoto (редактор), Трансформация богини. Иштар – Астарта – Афродита , 2014, с. 49-51
- ^ Г. Дель Олмо Лете, KTU 1.107: Сборник заклинаний против змеиного укуса [в] О. Лорец, С. Рибикини, WGE Watson, J. Á. Замора (ред.), Ритуал, религия и разум. Исследования древнего мира в честь Паоло Кселлы , 2013, с. 198
- ^ С.А. Виггинс, Переоценка Ашеры: с дальнейшими соображениями о богине , 2007, стр. 57, сноска 124; см. также стр. 169
- ^ С. А. Виггинс, Переоценка Ашеры Тиквы Фример-Кенски [в:] Р. Х. Баел, С. Хэллоуэй, Дж. Скарлок, По следам Тиквы Фраймер-Кенски , 2009, стр. 2009, с. 174
- ^ С.А. Виггинс, Шапш, Лампа богов [в:] Н. Вятт (ред.), Угарит, религия и культура: материалы Международного коллоквиума по Угариту, религии и культуре, Эдинбург, июль 1994 г.; эссе, представленные в честь профессора Джона К.Л. Гибсона , 1999, с. 327
- ^ Портен 1968 , с. 170.
- ^ Оден 1977 , с. 64.
- ^ Jump up to: а б Дрейверс 1999 .
- ^ Липинский 2000 , стр. 636.
- ^ Креберник 2012 , с. 65.
- ^ Ниер 2014 , с. 201.
- ^ Смит 2014 , с. 79.
- ^ Современный репертуар литературных аллюзий на нее - ван Берг, Поль-Луи (1973) Corpus Cultus Deae Zealande (CCDS): литературные источники , Часть I: Справочник греческих и латинских источников ; Часть II: Критические исследования греческих и латинских мифологических источников , Лейден: Brill.
- ^ Jump up to: а б с д и ж свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Атаргатис ». Британская энциклопедия . Том. 2 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 823. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Jump up to: а б Макалистер, Р. А. Стюарт (1913). Филистимляне: их история и цивилизация . Лондон: Паб. для Британской академии Х. Милфорда. стр. 95–96.
- ^ Jump up to: а б Ринггрен, Хельмер (1969), Бликер, К. Жуко; Виденгрен, Гео (ред.), «Религия Древней Сирии» , Historia Religionorum I: Религии прошлого , Э.Дж. Брилл, стр. 208
- ^ Jump up to: а б Каупер (1865) , с. 3.
- ^ Jump up to: а б Смит, В. Робертсон (1887) , стр. 305, 313.
- ^ Фаулкс-Чилдс, Блэр; Сеймур, Майкл (1902). Очерк семитского происхождения: социальное и религиозное . Макмиллан. п. 242.
- ^ Хасан-Рокем, Галит (2014), Файн, Стивен ; Коллер, Аарон (ред.), «Левит Рабба 16, 1 - «Одиссей и сирены» в мозаике Бейт Леонтис из Бейт Шеан» , Талмуда де-Эрец Израиль: археология и раввины в позднеантичной Палестине , Studia Judaica 73, Walter de Gruyter GmbH & Co KG, с. 182, ISBN 9781614512875
- ^ Люциан. Де Деа Сирия 14; Лайтфут изд. (2003) , стр. 254–255 (текст); 352–356 (комментарий); 352–356 (изображения рыб). Цитируется и цитируется в переводе Хасана-Рокема (2014) , с. 182. [27]
- ^ Jump up to: а б Де Деа Сира , 14 лет в Каупере (1865) , стр. 9–10
- ^ Ростовцев и Беллинджер (1929) , Раскопки в Дура-Европос, 1-й сезон , с. 120; Люциан, цитируется в Fowlkes-Childs & Seymour (2019) , стр. 198.
- ^ Де Деа Сира , 32 года, цитируется на английском языке в: Дауни (1977) , с. 175. Более обширная цитата приведена в Fowlkes-Childs & Seymour (2019) , с. 198
- ^ Фаулкс-Чилдс, Блэр; Сеймур, Майкл (2019). Мир между империями: искусство и идентичность на Древнем Ближнем Востоке . Метрополитен-музей. стр. 198–199. ISBN 9781588396839 .
- ^ Берлин, Андреа М. (март 1997 г.), «Археологические источники по истории Палестины: между большими силами: Палестина в эллинистический период», Библейский археолог , 60 (1): 42, doi : 10.2307/3210581 , JSTOR 3210581 , S2CID 163795671
- ^ Поплавки Dea Сирии LIMC .
- ^ Глюк (1937) , с. 376, примечание 3: «...Помимо формы Атаргатис в виде богини-рыбы были найдены ее скульптуры, изображающие ее как богиню зерна (рис. 13) и как богиню листвы и фруктов (рис. 14–15).
- ^ Jump up to: а б Райт, Николас Л. (2009), «Негреческие религиозные образы на монетах Селевкидской Сирии», Средиземноморская археология , 22/23, JSTOR 24651941 . Серебряная тетрадрахма Деметрия III. п. 198 и табл.7:5
- ^ Райт (2009) , с. 199.
- ^ Райт (2009) , с. 196.
- ^ Дауни (1977) , с. 175.
- ^ Райт (2009) , с. 196 только пишет, что на иерополитских монетах обычно изображался «Зевс», но лев также был добавлен как подтип, и «лев был известен как спутник и аватар Атаргатиса».
- ^ Дрейверс (2015) , стр. 106–107.
- ^ Оден (1977) , с. 145.
- ^ Ростовцев и Беллинджер (1929) , Раскопки в Дура-Европос, 1-й сезон , стр. 119–120.
- ^ Дрейверс (2015) , с. 106.
- ^ Мэтисон, Сьюзен Б. (1994), «Богиня Тихе» , Бюллетень художественной галереи Йельского университета (1994): 25 и рис. 7, JSTOR 40514500
- ^ Дауни (1977) , стр. 47–48, 172–173 , апуд Мэтисон
- ^ Мэтисон (1994) , н. 30
- ^ Ростовцев 1933: 58-63; Дура-Европос III.
- ^ Глюк, Нельсон (июль – сентябрь 1937 г.), «Недавно обнаруженный набатейский храм Атаргатиса и Хадада в Хирбет-эт-Таннуре, Трансиордания», Американский журнал археологии , 41 (3): 361–376, doi : 10.2307/498501 , JSTOR 498501 , S2CID 193107146
- ^ Баур, Дура-Европос III, с. 115. Для Пиндара ( Шестая олимпийская ода ) греческая морская богиня Амфитрита является «богиней золотого веретена».
- ^ Смит, В. Робертсон (1887) , с. 305.
- ^ Jump up to: а б Смит, В. Робертсон (1887) , с. 314.
- ^ Овидий. Метаморфозы IV : 44ff .
- ^ Jump up to: а б Гигин, Астрономика II : 30 и Манилий IV : 580 кв. у Смита, В. Робертсона (1887) , с. 314
- ^ Смит, В. Робертсон (1887) , с. 314 и Смит, В. Робертсон (1894) , с. 175: «Как Афродита возникла из морской пены, или как Атаргатис...»
- ^ Jump up to: а б Как и в стихотворении Pervigilium Veneris , строка 7 «выбросила Диону из пены», «Диона» в более поздние времена обозначала Венеру. Афродита: Гомеровский гимн Афродите и Pervigilium Veneris . Лукас, Флорида , тр. Издательство Кембриджского университета. 1948. с. 49.
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) , строка 7 и примечание к строке 7 - ^ См. «Диона из пены» (означающая Венеру) в пятничном бдении . [56]
- ^ Fasti 2.459–.474 apud Cowper (1865) , стр. 14–16
- ^ Каупер (1865) , стр. 12, 14–16.
- ^ Каупер (1865) , с. 12.
- ^ Cowper (1865) , стр. 12–13, он не указывает, какой первоисточник из числа перечисленных им авторов.
- ^ Смит, В. Робертсон (1887) , с. 314 и Смит, В. Робертсон (1894) , с. 175
- ^ Гигин , Фабула 197: «Говорят, что в реку Евфрат упало яйцо чудесных размеров, которое рыба выкатила на берег. На него сидели голуби, и когда оно нагрелось, из него вылупилась Венера, которую позже назвали Сирийская богиня, поскольку она превосходила остальных в справедливости и честности, по милости, дарованной Юпитером, рыбы были поставлены в число звезд, и из-за этого сирийцы не едят ни рыбу, ни голубей, считая их богами». .
- ^ Каупер (1865)
- ^ То, что У. Р. Смит считает мифом «II». По мнению Каупера, это всего лишь вариант мифа о Венере-Купидоне («Я» Смита). [64]
- ^ Макробиус Сатурналии , 1.23
- ^ Харланд, Филип (2009). Динамика идентичности в мире ранних христиан . Книги Континуума. ISBN 978-0-567-11146-3 . Проверено 24 января 2019 г.
- ↑ Гипотеза Дирвена о том, что в Пальмире Атаргатис была идентична Астарте, которая действовала как Гад Пальмиры, подверглась критике со стороны Теда Кайзера ( The Religious Life of Palmyra 2002:153f), который предлагает нам «придерживаться божественных имен, фактически данных поклоняющиеся» и следовать надписям Пальмирены, которые различают их.
- ^ «онлайн-текст» . Ливиус.орг. 08.12.2006. Архивировано из оригинала 30 марта 2015 г. Проверено 11 августа 2014 г.
- ^ Просто имеется в виду «храм, который был в Карнаиме» ( текст в Интернете ).
- ^ Бильде, Пер (1990). Религия и религиозная практика в Селевкидов царстве (в серии «Исследования эллинистической цивилизации») Издательство Орхусского университета
- ^ Люциан , Де Деа Сирия ; Диодор Сицилийский II.4.2.
- ^ Глюк (1937) , с. 374, примечание 4
- ^ Люциан. Де Деа Сирия 14; Лайтфут изд. (2003) , Люциан: О сирийской богине , с. 67 н. 17. Апуд Райт (2009) , с. 197 и н. 21
- ^ Майер (2018) , с. 79.
- ^ Лукиан, Деа Сирия .
- ^ Оден (1977) , с. 50 рядом с Майером (2018) , с. 79
- ^ Аттридж и Оден 1976: 23, 37, 39, 55.
- ^ Апулей, Золотой осел 8.26–28
- ^ Люциан, Де Деа Сирия 19–29
Источники
[ редактировать ]- Каупер, Б. Харрис (апрель 1865 г.), «Директо, богиня Аскалона» , Журнал священной литературы и библейских записей , 7 (8): 1–20
- Дауни, Сьюзен Б., изд. (1977), Раскопки в Дура-Европос: Заключительный отчет: Скульптура из камня и гипса , том. III, Часть 1, Выпуск 2, Лос-Анджелес: Издательство Йельского университета.
- Дрейверс, HJW (1999). «Атаргатис». Ин ван дер Торн, Карел ; Бекинг, Боб; ван дер Хорст, Питер В. (ред.). Словарь божеств и демонов в Библии . Бостон , США ; Кембридж , Великобритания ; Гранд-Рапидс, Мичиган , США ; Кёльн , Германия ; Лейден , Нидерланды : Brill Publishers ; Издательская компания Уильяма Б. Эрдманс . стр. 114–116. ISBN 978-0-802-82491-2 .
- Дрейверс, HJW (2015), «IV Культ Атаргатиса» , Культы и верования в Эдессе , BRILL, стр. 76 и далее, ISBN 9789004295629
- Креберник, Манфред [на немецком языке] (2012). Древнего Востока Боги и мифы . Серия Бека (на немецком языке). Том 2708. Мюнхен , Германия : CH Beck . ISBN 978-3-406-60522-2 .
- Лукиан Самосатский (2003). Лайтфут, Дж. Л. (ред.). Люциан: О сирийской богине . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199251384 .
- Липинский, Эдвард (2000). Арамейцы: их древняя история, культура, религия . Ориенталия Лованиенсия аналекта. Том. 100. Левен , Бельгия : Peeters Publishers . ISBN 978-9-042-90859-8 .
- Майер, Уолтер А. III (2018). Ашера: внебиблейские свидетельства . Гарвардские семитские монографии 37. БРИЛЛ. ISBN 9789004369436 .
- Ниер, Герберт [на немецком языке] (2014). Арамеи в Древней Сирии . Справочник востоковедения. Раздел 1 Ближний и Средний Восток. Том. 106. Лейден , Нидерланды : Brill Publishers . ISBN 978-9-004-22943-3 .
- Оден, Р.А. (1977). Исследования Лукиана De Сирии Dea . Гарвардские семитские монографии. Том. 15. Миссула , США : Scholars Press. ISBN 978-0-891-30123-3 .
- Портен, Бецалель (1968). Архивы Элефантины: Жизнь древней еврейской военной колонии . Беркли , США : Издательство Калифорнийского университета . ISBN 978-0-520-01028-4 .
- Ростовцев М.И. ; Беллинджер, Альфред Р. Беллинджер , ред. (1929), Раскопки в Дура-Европос: проведены Йельским университетом и Французской академией надписей и литературы; Предварительный отчет о первом сезоне работы , издательство Йельского университета
- Смит, Марк С. (2014). «Аттарт в сирийских текстах позднего бронзового века». В Сугимото, Дэвид (ред.). Трансформация Богини: Иштар – Астарта – Афродита . Фрибур , Швейцария ; Геттинген , Германия : Академическое издательство Фрибур ; Ванденхук и Рупрехт . стр. 33–85. ISBN 978-3-727-81748-9 .
- Смит, В. Робертсон (1887), «Заметки и документы: Ктесис и легенда о Семирамиде» , The English Historical Review , 2 : 303–317.
- —— (2017) [1894], Религия семитов: фундаментальные институты (Repr. 2-е изд.), Routledge, стр. 303–317, ISBN 9781351493680
- Вайнфельд, Моше (1991). «Семирамида: ее имя и ее происхождение». В: Мордехай Коган; Исраэль Эфал (ред.), Ах, Ассирия...: Исследования по ассирийской истории и древней ближневосточной историографии, представленные Хаиму Тадмору (серия Scripta Hierosolymitana 33), Иерусалим: Magnes Press, Еврейский университет, стр. 99–103.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Атаргатис от Абуфареса
- Еврейская энциклопедия: Дерчето
- Британская онлайн-энциклопедия: «Атаргатис»
- Атаргатис, «сирийская богиня», автор Джоанна Стаки. Архивировано 31 марта 2021 г. в Wayback Machine.
- Лукиан Самосатский, О сирийской богине (английский перевод и комментарии)