Видеть
Видеть | |
---|---|
Богиня-покровительница Ура | |
![]() Древневавилонская обожженная глиняная доска из Ура, выставленная в музее Сулеймании в Ираке, изображающая богиню в сопровождении символа Нанны - лунного полумесяца. Было высказано предположение, что изображения сидящей богини в сопровождении символического изображения Нанны могли быть Нингаль. [ 1 ] | |
Главный культовый центр | Откуда , Господи |
Генеалогия | |
Родители | Нингикуга и Энки |
Супруга | Нанна/Грех |
Дети | |
Эквиваленты | |
Хурритский эквивалент | Никель |
Нингаль ( шумерское : «Великая царица»; [ 2 ] Аккадский никкал [ 3 ] ) — месопотамская богиня , считавшаяся женой бога луны Нанны /Сина. Особенно тесно она была связана с его главными культовыми центрами — Уром и Харраном , но им вместе поклонялись и в других городах Месопотамии . Ее особенно почитали представители Третьей династии Ура , а затем и короли Ларсы .
Персонаж и иконография
[ редактировать ]Имя Нингаль имеет шумерское происхождение и может быть переведено как «Великая царица». [ 2 ] Хотя она была главным божеством в месопотамском пантеоне , и поклонение ей засвидетельствовано во все периоды истории Месопотамии , по словам Джоан Гудник Вестенхольц , ее характер был в основном «пассивным и благосклонным» . [ 4 ] Она была божеством-покровителем Ура . [ 5 ] Она поделилась этим со своим мужем Нанной (аккадский Син). [ 6 ] Ее называли «госпожой» ( НИН ; раннединастические источники) или «матерью» (АМА; источники Ура III ) Ура. [ 4 ] Ее и город можно сравнить с матерью и ее ребенком в литературных текстах. [ 7 ] Ее изображали оплакивающей его в плачах, таких как «Плач по Уру». [ 8 ] или Плач по Шумеру и Уру . [ 9 ]
На основании некоторых эпитетов Нингаль также было высказано предположение, что она была отчасти астральным божеством, как и ее муж. [ 10 ] Этот аспект мог быть отражен в таких титулах, как Нинантагал, Нинмулнунна, Си-иминби и, возможно, Калкал. [ 6 ] соответственно «высокая леди», «дама, звезда принца», «семикратный свет» и «заветная». [ 11 ]
Иконография Нингала не была последовательной. [ 12 ] Было предложено изобразить ее в виде сидящей богини в сопровождении лунного полумесяца, символа ее мужа. [ 1 ] С ней, возможно, был связан тип птицы u 5 - bi 2 , хотя доказательства неубедительны. [ 13 ] Предполагаемые названия этого животного включают серого гуся и лебедя-кликуна . [ 11 ] но предполагается, что даже в Уре статуи богини в сопровождении водоплавающей птицы рода Ансерини , хорошо известные по раскопкам, скорее представляли Нанше . [ 14 ] Нингаль также называли зирру , термин, который мог обозначать самку птицы. [ 13 ] Некоторые жрицы Нанны, особенно Энхедуанна дочь Саргона , также назывались зирру . [ 15 ] На стеле Ур-Намму Нингаль изображена сидящей на коленях у мужа. [ 16 ] Этот тип изображений был призван показать интимный характер связи между божествами и подчеркнуть их способность действовать в унисон, что также засвидетельствовано для Бау и Нингирсу . [ 17 ]
В медицинских трактатах термин «рука Нингала» обозначал неопознанное кожное заболевание ; аналогичные названия болезней засвидетельствованы для различных других божеств, например Сина, Адада , Шамаша и Гештинанны . [ 18 ]
Ассоциация с другими божествами
[ редактировать ]Матерью Нингала была Нингикуга (по-шумерски: «госпожа чистого тростника »), о чем свидетельствуют балбале и эмесалская песня о любви. [ 19 ] Эту богиню можно было идентифицировать как супругу Энки . [ 5 ] Список богов Ан = Анум напрямую отождествляет ее с Дамкиной , хотя в своем древневавилонском предшественнике она является отдельным божеством в круге Энки. [ 19 ] Вместо этого Нингикуга может также функционировать как имя проявления Нингала, которого называют «чистым, очищающим землю». [ 20 ]
Лунный бог Нанна (аккадский Син) считался мужем Нингаль. [ 3 ] Ее роль его жены — наиболее ярко выраженная черта ее характера. [ 5 ] Некоторые из ее эпитетов подчеркивали ее связь с ним, например Кегалнунна («богатство принца»). [ 11 ] Производное от Нингаль считалось женатым на других лунных богах в хурритских ( Кушук или Умбу), хеттских ( Арма ) и угаритских ( Ярих ) источниках. [ 3 ] На всех соответствующих языках ее имя переводилось как Никкал , как и в аккадском. [ 5 ] Самыми засвидетельствованными детьми Нингаль и Нанны были Инанна (Иштар), которая представляла Венеру , и Уту (Шамаш), который представлял солнце. [ 3 ] Мнение о том, что Инанна была дочерью Нанны и Нингала, является наиболее широко распространенной традицией относительно ее происхождения. [ 13 ] В стихотворении Агушайя Инанна упоминается как первенец Нингала. [ 11 ] Из-за своего отождествления с Иштар хурритская и эламская богиня Пиникир упоминается как дочь Сина и Нингаль в тексте, написанном на аккадском языке, но обнаруженном в корпусе хурро-хеттских ритуалов. [ 21 ] Среди других относительно часто засвидетельствованных детей Нингаль и Нанны - богини Амарра-узу и Амарра-хе'еа, известные от Ан = Анум , Нингублага (городской бог Ки'абрига) и Нумушда (городской бог Казаллу ). [ 3 ] В неоассирийских источниках из Харрана Нуска считался сыном Нингаль и ее мужа. [ 5 ] В Маклу заклинании Манзат (аккадская и эламская богиня радуги) появляется как сестра Шамаша и, соответственно, как дочь его родителей, Нингаль и ее мужа. [ 22 ]
Ан = Анум указывает на то, что считалось, что у Нингала было суккал (божество-помощник), хотя чтение их имени д МНЕ читать читать Я, остается неопределенным. [ 3 ] Ричард Л. Литке утверждал, что глосса вряд ли указывает на неизвестное в противном случае произношение знака ME, и предположил, что упомянутое божество было названо Меме , в то время как в альтернативной версии списка вместо этого в той же строке было имя Какка. [ 23 ] Манфред Креберник предполагает, что это божество идентично божественному посланнику Какке . [ 3 ] Вместо этого Литке пришел к выводу, что в этом случае Какку следует понимать как божество, приравниваемое в других местах к Нинкарраку . [ 23 ] отличается от бога-посланника. [ 24 ] Богиня медицины по имени Какка, связанная с Нинкарраком и Ниншубуром , засвидетельствована в источниках из Мари . [ 25 ]
Связь между Нингалом и Ниншубуром задокументирована в раннединастическом списке богов Абу Салабиха . [ 26 ] В период Старого Вавилона Нанше была включена в круг божеств, связанных с ней в Уре, хотя в целом она редко упоминается в источниках из этого города. [ 27 ] Вполне возможно, что божество Нин-э .НИМ. ma , лучше всего засвидетельствованная в текстах из Ларсы и Силенда , была связана с Нингал как член ее окружения, начиная с правления Кудур-Мабука и его преемников, хотя также предполагалось, что это имя было ее эпитетом. [ 28 ]
Поклонение
[ редактировать ]Нингаль впервые упоминается в списках богов раннединастического Фара и Абу Салабиха . [ 5 ] Она также упоминается в «Гимнах Заме» (от за 3 -ме , «хвала»), где она появляется после Нанны как «мать Нингаль» ( ама Нингаль ). [ 4 ]
Ур
[ редактировать ]В Уре располагался храм , посвященный Нингалу, и мог называться церемониальными шумерскими названиями Эгарку и Агрунку («дом, священный будуар»). [ 29 ] В самых ранних текстах из этого города она упоминается только под двумя теофорными именами , но к периоду Ура III к ней стали часто обращаться в них. [ 6 ] Стела Ур -Намму указывает на то, что она, вероятно, была богиней самого высокого ранга в местном пантеоне во время его правления. [ 30 ] Также была обнаружена известняковая чаша, посвященная Нингалу Ур-Намму дочерью Эн-ниргал-аной , которая служила жрицей Нанны . [ 31 ] Шульги называл Нингаль своей матерью. [ 11 ] Он также перестроил храм Нанны в Гаеше, Экарзида («дом, чистая пристань »), в храм Нингаль, в котором она была известна под эпитетом Нин-Уримма, «госпожа Ура». [ 32 ]
Почитание Нингала в Уре хорошо задокументировано в источниках древневавилонского периода . и [ 6 ] Анетт Зголл утверждает, что ее культовое значение возросло по сравнению с предыдущим периодом Ура III. [ 9 ] Шу-Илишу из Исина упоминает Нингаль в формуле проклятия в надписи, найденной в Уре, посвященной возвращению статуи Нанны из Аншана . [ 33 ] Иддин-Даган называл себя «возлюбленным Нанны и Нингала». [ 34 ] Эн-ана-тума , жрица Нанны и дочь Ишме-Дагана , посвятила статую Нингалу. [ 35 ] Короли Ларсы , особенно Варад-Син и Рим-Син I , считали Ур городом особого религиозного и политического значения и активно поклонялись Нингалу. [ 14 ] Источники этого периода свидетельствуют о том, что ее храм был объединен с Гипаром, резиденцией жрицы Нанны , в единый комплекс. [ 36 ] Церемониальное имя Эгарку сохранилось за ее главным святилищем внутри него и появляется в надписях таких царей, как Нур-Адад и Варад-Син. [ 29 ] Другой святыней, посвященной ей в Гипаре, был Эйдлуругукаламма («дом речных испытаний земли»), перестроенный Силли-Ададом . [ 37 ] Работа продолжалась при правлении его преемника Варада-Сина. [ 38 ] Син-Иддинам упоминает Нингаль рядом с Нанной в надписи, посвященной строительству стен Ура. [ 39 ]
В период касситский Куригалзу I построил еще один храм Нингала в Уре, но его название в настоящее время неизвестно. [ 40 ]
Нингалу все еще поклонялись в Уре в нововавилонский период . [ 41 ] Ее главный храм там был перестроен Набонидом . [ 42 ] Кроме того, с Нингалом в этот период был связан бит хилши («дом прессования»), который, как предполагалось, представлял собой аптеку с садом, где выращивались ингредиенты для различных лекарств), расположенный в том же городе. [ 18 ]
Харран
[ редактировать ]В Харране Нингалу поклонялись в святилище, известном под названием гипару . [ 43 ] Эндрю Р. Джордж предполагает, что он находился в Эулхуле, [ 40 ] храм Греха, расположенный в этом городе. [ 44 ] Об этом свидетельствуют источники времен правления Ашшурбанипала . [ 40 ] Надпись этого короля гласит, что Нингаль и Нанна короновали его в Харране. [ 6 ] Согласно надписям Набонида , во время ремонта, предпринятого по его приказу в Эулхуле, храм был снабжен отреставрированными статуями его божественных обитателей, в том числе Сина, Нингаль, Нуски и Садарнунны . [ 45 ]
Харран, скорее всего, оказал влияние на арамейский центр культа Нингаля, известный по источникам первого тысячелетия до нашей эры, Нереб ( Ан-Найраб ), расположенный в окрестностях Алеппо . [ 46 ]
Другие города
[ редактировать ]Подношения Нингалу упоминаются в текстах из Ниппура периода Ура III . [ 9 ] Согласно так называемому «Ниппурскому компендиуму» , в этом городе ей поклонялись в местном храме Нанны, [ 47 ] а также в святилище, называемом бит далили («дом хвалы») рядом с Нисабой , Кусу , Шамашом и Бел-Алией. [ 48 ] Надпись на печати касситского периода упоминает «Нингал из Ниппура » рядом с местной богиней Ниниммой . [ 49 ]
Из Нижней Месопотамии Нингаль была завезена в Мари , где она была известна уже в период Ура III. [ 50 ] В списке ранних пожертвований она появляется после Белет-екаллима и Лугал-Терки («господин Терки »). [ 51 ] Один мужской род [ 52 ] и одно женское теофорное имя, упоминающее ее, было обнаружено в древневавилонских источниках из этого города. [ 53 ]
В документе из древневавилонского Сиппара упоминается, что статуи Нингаль и Нанны использовались в качестве свидетелей сделки. [ 54 ] Они также упоминались вместе на надписях на цилиндрических печатях этого города того же периода, хотя и не так часто, как Шамаш и Айя или Адад и Шала . [ 55 ]
Ссылки на почитание Нингала в старовавилонский период также доступны во многих других городах, включая Вавилон , Исин , Кисурру , Ларсу , Тутуб и Урум . [ 6 ] Совместному культовому центру Нингаль и ее мужа, местонахождение которого неизвестно, также покровительствовали цари династии Манана в Кише . [ 56 ]
Единственное свидетельство о Нингале известно из архива Первой династии Силендов . [ 27 ] В этом контексте она появляется как получатель подношений вместе с Нанной. [ 57 ] Поселение, названное в ее честь, Куппат-Нингал, также несколько раз упоминается в этом корпусе текстов, например, в письме чиновника по имени Нур-Бау, предположительно адресованном королю Пешгалдарамешу или его преемнику Айадарагаламе . [ 58 ]
Канонический список храмов , датируемый касситским периодом , [ 59 ] перечисляет два храма Нингала, местонахождение которых остается неизвестным: Эангим («дом, подобный раю») и Ээнгимкуга («дом, чистый, как рай»). [ 60 ]
Одна из надписей ассирийского царя Асархаддона отмечает строительство храма, посвященного совместно Нингалю, Сину, Шамашу и Айе в Ниневии . [ 61 ] Посвященный ей храм также находился в Дур-Шаррукине . [ 62 ] новый королевский город, построенный во время правления Саргона II . [ 63 ] Он находился в его дворце. [ 64 ] В надписи король умолял ее ходатайствовать перед ее мужем, даровать ему долгую жизнь и гарантировать, что его преемники будут продолжать править «каждым населенным регионом вечно». [ 65 ] Нингаль также засвидетельствована в ряде теофорных имен из Ассирии . [ 6 ]
Письма времен правления Ашшурбанипала указывают на то, что Нингаль и ее муж заменили Инанну и Думузи в качестве божеств-покровителей Киссига в поздние периоды. [ 66 ] Набонид восстановил в этом городе храм Нингала, носящий церемониальное название Эамашкуга («дом, чистая овчарня»). [ 67 ] который, по мнению Эндрю Р. Джорджа, может быть идентичен Эамашку, что засвидетельствовано в связи с Инанной в более ранних литературных текстах, включая « Спуск Инанны» . [ 68 ] Об этом событии напоминает надпись на плохо сохранившемся цилиндре, датированном 546 г. до н.э., обнаруженном во время раскопок в Телль-эль-Ламе , который мог быть местом расположения Киссика. [ 69 ] Король попросил Нингаль заступиться за него перед ее мужем. [ 70 ]
Нингалу также поклонялись в Уруке в период Селевкидов . [ 71 ] Однако свидетельства ограничены одним источником - ритуальным текстом К 7353, который демонстрирует астрологическое влияние, но в конечном итоге остается неясным. [ 72 ] Она отсутствует в более ранних нововавилонских источниках. [ 71 ] и, по мнению Юлии Крул, предположительно была включена в местный пантеон благодаря своему статусу жены Сина, подобно другим супругам, детям и слугам местнопочитаемых божеств, которые впервые появляются в Уруке в селевкидских источниках. [ 73 ]
За пределами Месопотамии
[ редактировать ]Культ Нингаль распространился из Месопотамии на другие территории, включая хурритские королевства, такие как Киццуватна , а также Угарит и Хеттскую империю , где она развилась в Никкаль . [ 74 ] В Угарите, где ее можно было назвать Никкал-ва-Иб, [ 75 ] она принадлежала как к угаритскому, так и к хурритскому пантеонам города и засвидетельствована как жена как местного бога луны Яриха , так и его хурритского коллеги Кушуха . [ 76 ] В угаритском мифе она связана с неизвестным богом Хребом , который, возможно, считался ее отцом и, скорее всего, происходил из хурритской традиции. [ 77 ] Нехурритские и неугаритские свидетельства о Никкале из областей, где говорили на западно-семитских языках во втором и первом тысячелетиях до нашей эры, очень редки, хотя это может быть результатом предвзятости в отношении сохранения . [ 78 ] По мнению Джины Константопулос, отдельная западная форма Нингала может быть упомянута в договоре между Ашур-нирари V и Мати-илу из Арпада . [ 79 ]
На востоке Нингаль засвидетельствован аккадскими теофорными именами из Суз в Эламе , причем самые старые примеры встречаются в источниках саргонического периода . [ 80 ] Кроме того, там содержалась посвященная ей часовня, принадлежащая семье, говорящей на аккадском языке, возможно, первоначально привезенной в город в качестве военнопленных после завоевания Ура эламитами . [ 81 ] Они поддерживали его на протяжении четырех поколений. [ 82 ]
В Египте Нингаль (или Никкал) упоминается только один раз, в единственном магическом папирусе, в котором она предстает как чужеродное божество, умоляющее исцелить болезнь. [ 78 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 173–174.
- ^ Jump up to: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 57.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Креберник 1993 , с. 365.
- ^ Jump up to: а б с Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 49.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Зголль 1998 , с. 352.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Зголль 1998 , с. 354.
- ^ Зголл 1998 , стр. 353–354.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 72.
- ^ Jump up to: а б с Зголль 1998 , с. 355.
- ^ Виггинс 1998 , с. 768.
- ^ Jump up to: а б с д и Зголль 1998 , с. 353.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 209.
- ^ Jump up to: а б с Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 230.
- ^ Jump up to: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 231.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 182.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 190–191.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 191.
- ^ Jump up to: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 120.
- ^ Jump up to: а б Кавинье и Креберник 1998 , с. 361.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 109.
- ^ Бекман 1999 , стр. 27–28.
- ^ Абуш 2015 , с. 11.
- ^ Jump up to: а б Litke 1998 , p. 122.
- ^ Litke 1998 , p. 25.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 273.
- ^ Николет 2022 , с. 19.
- ^ Jump up to: а б Бойвин 2018 , с. 215.
- ^ Бойвин 2018 , с. 230.
- ^ Jump up to: а б Джордж 1993 , с. 90.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 190.
- ^ Фрейн 1997 , с. 87.
- ^ Джордж 1993 , с. 108.
- ^ Фрейн 1990 , с. 16.
- ^ Фрейн 1990 , с. 24.
- ^ Фрейн 1990 , с. 44.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 227.
- ^ Джордж 1993 , с. 104.
- ^ Фрейн 1990 , с. 203.
- ^ Фрейн 1990 , с. 175.
- ^ Jump up to: а б с Джордж 1993 , с. 93.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 277.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 286.
- ^ Джордж 1993 , с. 92.
- ^ Джордж 1993 , с. 99.
- ^ Weiershäuser & Novotny 2020 , с. 11.
- ^ Вейперт 1998 , с. 358.
- ^ Джордж 1992 , с. 159.
- ^ Джордж 1993 , с. 74.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 95–96.
- ^ Архи 2013 , с. 12.
- ^ Сассон 2015 , с. 236.
- ^ Наката 1995 , с. 253.
- ^ Наката 1995 , с. 251.
- ^ Харрис 1975 , с. 153.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 257.
- ^ Джордж 1993 , с. 79.
- ^ Бойвин 2018 , с. 222.
- ^ Бойвин 2018 , с. 66.
- ^ Джордж 1993 , с. 6.
- ^ Джордж 1993 , с. 67.
- ^ Лейхти 2011 , с. 58.
- ^ Кадр 2020 , с. 31.
- ^ Кадр 2020 , с. 30.
- ^ Кадр 2020 , с. 34.
- ^ Кадр 2020 , стр. 192–193.
- ^ Джордж 1993 , с. 33.
- ^ Weiershäuser & Novotny 2020 , с. 9.
- ^ Джордж 1993 , с. 66.
- ^ Weiershäuser & Novotny 2020 , с. 94.
- ^ Weiershäuser & Novotny 2020 , с. 95.
- ^ Jump up to: а б Крул 2018 , с. 72.
- ^ Крул 2018 , стр. 69–70.
- ^ Крул 2018 , с. 75.
- ^ Импарати 1998 , стр. 356.
- ^ Виггинс 1998 , с. 766.
- ^ Вейперт 1998 , стр. 357–358.
- ^ Виггинс 1998 , с. 769.
- ^ Jump up to: а б Вейперт 1998 , с. 357.
- ^ Константинопулос 2023 , с. 142.
- ^ Садок 2018 , с. 154.
- ^ Садок 2018 , с. 155.
- ^ Садок 2018 , с. 153.
Библиография
[ редактировать ]- Арчи, Альфонсо (2013). «Западно-хурритский пантеон и его предыстория» . В Коллинзе, Би Джей; Михаловски П. (ред.). За пределами Хатти: дань уважения Гэри Бекману . Атланта: Локвуд Пресс. ISBN 978-1-937040-11-6 . OCLC 882106763 .
- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . Академическое издательство Фрибура. ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Абуш, Цви (2015). Колдовской сериал «Маклу» . Атланта, Джорджия: SBL Press. ISBN 978-1-62837-082-9 . OCLC 908065326 .
- Бекман, Гэри (1999). «Богиня Пиринкир и ее ритуал из Каттуши (CTH 644)». Ктема: Цивилизации Востока, Греции и антиквариата Рима . 24 (1). Программа ПЕРСЕЕ: 25–39. дои : 10.3406/ktema.1999.2206 . hdl : 2027.42/77419 . ISSN 0221-5896 .
- Бойвен, Одетта (2018). Первая династия Силенда в Месопотамии . Де Грютер. дои : 10.1515/9781501507823 . ISBN 978-1-5015-0782-3 .
- Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998), «Нин-гикуга» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 19 февраля 2022 г.
- Фрейм, Грант (2020). Царские надписи Саргона II, царя Ассирии (721–705 до н.э.) . Царские надписи неоассирийского периода. Том. 2. Издательство Пенсильванского государственного университета. дои : 10.1515/9781646021499 . ISBN 978-1-64602-149-9 . S2CID 236898258 . |
- Фрейн, Дуглас (1990). Древневавилонский период (2003-1595 гг. до н.э.) . РИМ. Царские надписи Месопотамии. Университет Торонто Пресс. дои : 10.3138/9781442678033 . ISBN 978-1-4426-7803-3 .
- Фрейн, Дуглас (1997). III период Ура (2112-2004 гг. до н.э.) . РИМ. Царские надписи Месопотамии. Университет Торонто Пресс. дои : 10.3138/9781442657069 . ISBN 978-1-4426-5706-9 .
- Джордж, Эндрю Р. (1992). Вавилонские топографические тексты . Ориенталия Лованиенсия аналекта. Кафедра ориентализма. ISBN 978-90-6831-410-6 . Проверено 12 июля 2023 г.
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-80-3 . ОСЛК 27813103 .
- Харрис, Ривка (1975). Древний Сиппар: демографическое исследование древневавилонского города, 1894–1595 гг. До н.э. Издано Голландским историко-археологическим институтом в Стамбуле. Нидерландский историко-археологический институт . Проверено 14 июля 2023 г.
- Импарати, Фиорелла (1998), «Нингал А. II. В хеттской и хурритской традиции» , Reallexikon der Assyriologie , получено 14 февраля 2022 г.
- Константинопулос, Джина (2023). Божественная/Демоническая семерка и место демонов в Месопотамии . Брилл. ISBN 978-90-04-54614-1 .
- Креберник, Манфред (1993), «Мондготт AI в Месопотамии» , Reallexikon der Assyriologie , получено 18 февраля 2022 г.
- Круль, Юлия (2018). Возрождение культа Ану и ночная огненная церемония в поздневавилонском Уруке . Брилл. дои : 10.1163/9789004364943_004 . ISBN 9789004364936 .
- Лейхти, Эрл (2011). Царские надписи Асархаддона, царя Ассирии (680-669 гг. до н.э.) . Царские надписи неоассирийского периода. Том. 4. Издательство Пенсильванского государственного университета. дои : 10.1515/9781575066462 . ISBN 978-1-57506-646-2 .
- Литке, Ричард Л. (1998). Реконструкция списков ассиро-вавилонских богов, AN: д А-ну-ум и АН:Ануша Амели (PDF) . Нью-Хейвен: Йельская вавилонская коллекция. ISBN 978-0-9667495-0-2 . OCLC 470337605 .
- Наката, Ичиро (1995). «Исследование женских теофорных личных имен в древневавилонских текстах Мари» . Ориент . 30 и 31. Общество ближневосточных исследований Японии: 234–253. дои : 10.5356/orient1960.30and31.234 . ISSN 1884-1392 .
- Николе, Грегуар (2022). «Старые вавилонские списки богов в ретроспективе: новое издание TH 80.112» . Сирия (99). Открытое издание: 9–78. дои : 10.4000/syria.14285 . ISSN 0039-7946 .
- Сассон, Джек М. (2015). Из марийского архива: антология древневавилонских писем . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN 978-1-57506-830-5 . OCLC 907931488 .
- Вайерсхойзер, Фрауке; Новотный, Джейми (2020). Царские надписи Амеля-Мардука (561–560 до н. э.), Нериглиссара (559–556 до н. э.) и Набонида (555–539 до н. э.), царей Вавилона (PDF) . Царские надписи Нововавилонской империи. Том. 2. Издательство Пенсильванского государственного университета. дои : 10.1515/9781646021178 . ISBN 978-1-64602-117-8 .
- Вейперт, Манфред (1998), " д НИН.ГАЛ/Никкал А. III. В Египте и Сирии» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 14 февраля 2022 г.
- Виггинс, Стив А. (1998). «Что в имени? Ярих в Угарите» . Угарит-Форшунген (30): 761–780. ISSN 0342-2356 . Проверено 14 февраля 2022 г.
- Садок, Ран (2018). «Народы Элама». Эламский мир . Абингдон, Оксон. ISBN 978-1-315-65803-2 . OCLC 1022561448 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Зголль, Аннет (1998), «Нингаль AI в Месопотамии» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 14 февраля 2022 г.