Jump to content

Видеть

Видеть
Богиня-покровительница Ура
Древневавилонская обожженная глиняная доска из Ура, выставленная в музее Сулеймании в Ираке, изображающая богиню в сопровождении символа Нанны - лунного полумесяца. Было высказано предположение, что изображения сидящей богини в сопровождении символического изображения Нанны могли быть Нингаль. [ 1 ]
Главный культовый центр Откуда , Господи
Генеалогия
Родители Нингикуга и Энки
Супруга Нанна/Грех
Дети
Эквиваленты
Хурритский эквивалент Никель

Нингаль ( шумерское : «Великая царица»; [ 2 ] Аккадский никкал [ 3 ] ) — месопотамская богиня , считавшаяся женой бога луны Нанны /Сина. Особенно тесно она была связана с его главными культовыми центрами — Уром и Харраном , но им вместе поклонялись и в других городах Месопотамии . Ее особенно почитали представители Третьей династии Ура , а затем и короли Ларсы .

Персонаж и иконография

[ редактировать ]

Имя Нингаль имеет шумерское происхождение и может быть переведено как «Великая царица». [ 2 ] Хотя она была главным божеством в месопотамском пантеоне , и поклонение ей засвидетельствовано во все периоды истории Месопотамии , по словам Джоан Гудник Вестенхольц , ее характер был в основном «пассивным и благосклонным» . [ 4 ] Она была божеством-покровителем Ура . [ 5 ] Она поделилась этим со своим мужем Нанной (аккадский Син). [ 6 ] Ее называли «госпожой» ( НИН ; раннединастические источники) или «матерью» (АМА; источники Ура III ) Ура. [ 4 ] Ее и город можно сравнить с матерью и ее ребенком в литературных текстах. [ 7 ] Ее изображали оплакивающей его в плачах, таких как «Плач по Уру». [ 8 ] или Плач по Шумеру и Уру . [ 9 ]

На основании некоторых эпитетов Нингаль также было высказано предположение, что она была отчасти астральным божеством, как и ее муж. [ 10 ] Этот аспект мог быть отражен в таких титулах, как Нинантагал, Нинмулнунна, Си-иминби и, возможно, Калкал. [ 6 ] соответственно «высокая леди», «дама, звезда принца», «семикратный свет» и «заветная». [ 11 ]

Иконография Нингала не была последовательной. [ 12 ] Было предложено изобразить ее в виде сидящей богини в сопровождении лунного полумесяца, символа ее мужа. [ 1 ] С ней, возможно, был связан тип птицы u 5 - bi 2 , хотя доказательства неубедительны. [ 13 ] Предполагаемые названия этого животного включают серого гуся и лебедя-кликуна . [ 11 ] но предполагается, что даже в Уре статуи богини в сопровождении водоплавающей птицы рода Ансерини , хорошо известные по раскопкам, скорее представляли Нанше . [ 14 ] Нингаль также называли зирру , термин, который мог обозначать самку птицы. [ 13 ] Некоторые жрицы Нанны, особенно Энхедуанна дочь Саргона , также назывались зирру . [ 15 ] На стеле Ур-Намму Нингаль изображена сидящей на коленях у мужа. [ 16 ] Этот тип изображений был призван показать интимный характер связи между божествами и подчеркнуть их способность действовать в унисон, что также засвидетельствовано для Бау и Нингирсу . [ 17 ]

В медицинских трактатах термин «рука Нингала» обозначал неопознанное кожное заболевание ; аналогичные названия болезней засвидетельствованы для различных других божеств, например Сина, Адада , Шамаша и Гештинанны . [ 18 ]

Ассоциация с другими божествами

[ редактировать ]

Матерью Нингала была Нингикуга (по-шумерски: «госпожа чистого тростника »), о чем свидетельствуют балбале и эмесалская песня о любви. [ 19 ] Эту богиню можно было идентифицировать как супругу Энки . [ 5 ] Список богов Ан = Анум напрямую отождествляет ее с Дамкиной , хотя в своем древневавилонском предшественнике она является отдельным божеством в круге Энки. [ 19 ] Вместо этого Нингикуга может также функционировать как имя проявления Нингала, которого называют «чистым, очищающим землю». [ 20 ]

Лунный бог Нанна (аккадский Син) считался мужем Нингаль. [ 3 ] Ее роль его жены — наиболее ярко выраженная черта ее характера. [ 5 ] Некоторые из ее эпитетов подчеркивали ее связь с ним, например Кегалнунна («богатство принца»). [ 11 ] Производное от Нингаль считалось женатым на других лунных богах в хурритских ( Кушук или Умбу), хеттских ( Арма ) и угаритских ( Ярих ) источниках. [ 3 ] На всех соответствующих языках ее имя переводилось как Никкал , как и в аккадском. [ 5 ] Самыми засвидетельствованными детьми Нингаль и Нанны были Инанна (Иштар), которая представляла Венеру , и Уту (Шамаш), который представлял солнце. [ 3 ] Мнение о том, что Инанна была дочерью Нанны и Нингала, является наиболее широко распространенной традицией относительно ее происхождения. [ 13 ] В стихотворении Агушайя Инанна упоминается как первенец Нингала. [ 11 ] Из-за своего отождествления с Иштар хурритская и эламская богиня Пиникир упоминается как дочь Сина и Нингаль в тексте, написанном на аккадском языке, но обнаруженном в корпусе хурро-хеттских ритуалов. [ 21 ] Среди других относительно часто засвидетельствованных детей Нингаль и Нанны - богини Амарра-узу и Амарра-хе'еа, известные от Ан = Анум , Нингублага (городской бог Ки'абрига) и Нумушда (городской бог Казаллу ). [ 3 ] В неоассирийских источниках из Харрана Нуска считался сыном Нингаль и ее мужа. [ 5 ] В Маклу заклинании Манзат (аккадская и эламская богиня радуги) появляется как сестра Шамаша и, соответственно, как дочь его родителей, Нингаль и ее мужа. [ 22 ]

Ан = Анум указывает на то, что считалось, что у Нингала было суккал (божество-помощник), хотя чтение их имени д МНЕ читать читать Я, остается неопределенным. [ 3 ] Ричард Л. Литке утверждал, что глосса вряд ли указывает на неизвестное в противном случае произношение знака ME, и предположил, что упомянутое божество было названо Меме , в то время как в альтернативной версии списка вместо этого в той же строке было имя Какка. [ 23 ] Манфред Креберник [ де ] предполагает, что это божество идентично божественному посланнику Какке . [ 3 ] Вместо этого Литке пришел к выводу, что в этом случае Какку следует понимать как божество, приравниваемое в других местах к Нинкарраку . [ 23 ] отличается от бога-посланника. [ 24 ] Богиня медицины по имени Какка, связанная с Нинкарраком и Ниншубуром , засвидетельствована в источниках из Мари . [ 25 ]

Связь между Нингалом и Ниншубуром задокументирована в раннединастическом списке богов Абу Салабиха . [ 26 ] В период Старого Вавилона Нанше была включена в круг божеств, связанных с ней в Уре, хотя в целом она редко упоминается в источниках из этого города. [ 27 ] Вполне возможно, что божество Нин-э .НИМ. ma , лучше всего засвидетельствованная в текстах из Ларсы и Силенда , была связана с Нингал как член ее окружения, начиная с правления Кудур-Мабука и его преемников, хотя также предполагалось, что это имя было ее эпитетом. [ 28 ]

Поклонение

[ редактировать ]

Нингаль впервые упоминается в списках богов раннединастического Фара и Абу Салабиха . [ 5 ] Она также упоминается в «Гимнах Заме» (от за 3 -ме , «хвала»), где она появляется после Нанны как «мать Нингаль» ( ама Нингаль ). [ 4 ]

В Уре располагался храм , посвященный Нингалу, и мог называться церемониальными шумерскими названиями Эгарку и Агрунку («дом, священный будуар»). [ 29 ] В самых ранних текстах из этого города она упоминается только под двумя теофорными именами , но к периоду Ура III к ней стали часто обращаться в них. [ 6 ] Стела Ур -Намму указывает на то, что она, вероятно, была богиней самого высокого ранга в местном пантеоне во время его правления. [ 30 ] Также была обнаружена известняковая чаша, посвященная Нингалу Ур-Намму дочерью Эн-ниргал-аной [ pl ] , которая служила жрицей Нанны . [ 31 ] Шульги называл Нингаль своей матерью. [ 11 ] Он также перестроил храм Нанны в Гаеше, Экарзида («дом, чистая пристань »), в храм Нингаль, в котором она была известна под эпитетом Нин-Уримма, «госпожа Ура». [ 32 ]

Почитание Нингала в Уре хорошо задокументировано в источниках древневавилонского периода . и [ 6 ] Анетт Зголл утверждает, что ее культовое значение возросло по сравнению с предыдущим периодом Ура III. [ 9 ] Шу-Илишу из Исина упоминает Нингаль в формуле проклятия в надписи, найденной в Уре, посвященной возвращению статуи Нанны из Аншана . [ 33 ] Иддин-Даган называл себя «возлюбленным Нанны и Нингала». [ 34 ] Эн-ана-тума [ пл ] , жрица Нанны и дочь Ишме-Дагана , посвятила статую Нингалу. [ 35 ] Короли Ларсы , особенно Варад-Син и Рим-Син I , считали Ур городом особого религиозного и политического значения и активно поклонялись Нингалу. [ 14 ] Источники этого периода свидетельствуют о том, что ее храм был объединен с Гипаром, резиденцией жрицы Нанны , в единый комплекс. [ 36 ] Церемониальное имя Эгарку сохранилось за ее главным святилищем внутри него и появляется в надписях таких царей, как Нур-Адад и Варад-Син. [ 29 ] Другой святыней, посвященной ей в Гипаре, был Эйдлуругукаламма («дом речных испытаний земли»), перестроенный Силли-Ададом . [ 37 ] Работа продолжалась при правлении его преемника Варада-Сина. [ 38 ] Син-Иддинам упоминает Нингаль рядом с Нанной в надписи, посвященной строительству стен Ура. [ 39 ]

В период касситский Куригалзу I построил еще один храм Нингала в Уре, но его название в настоящее время неизвестно. [ 40 ]

Нингалу все еще поклонялись в Уре в нововавилонский период . [ 41 ] Ее главный храм там был перестроен Набонидом . [ 42 ] Кроме того, с Нингалом в этот период был связан бит хилши («дом прессования»), который, как предполагалось, представлял собой аптеку с садом, где выращивались ингредиенты для различных лекарств), расположенный в том же городе. [ 18 ]

В Харране Нингалу поклонялись в святилище, известном под названием гипару . [ 43 ] Эндрю Р. Джордж предполагает, что он находился в Эулхуле, [ 40 ] храм Греха, расположенный в этом городе. [ 44 ] Об этом свидетельствуют источники времен правления Ашшурбанипала . [ 40 ] Надпись этого короля гласит, что Нингаль и Нанна короновали его в Харране. [ 6 ] Согласно надписям Набонида , во время ремонта, предпринятого по его приказу в Эулхуле, храм был снабжен отреставрированными статуями его божественных обитателей, в том числе Сина, Нингаль, Нуски и Садарнунны . [ 45 ]

Харран, скорее всего, оказал влияние на арамейский центр культа Нингаля, известный по источникам первого тысячелетия до нашей эры, Нереб ( Ан-Найраб ), расположенный в окрестностях Алеппо . [ 46 ]

Другие города

[ редактировать ]

Подношения Нингалу упоминаются в текстах из Ниппура периода Ура III . [ 9 ] Согласно так называемому «Ниппурскому компендиуму» , в этом городе ей поклонялись в местном храме Нанны, [ 47 ] а также в святилище, называемом бит далили («дом хвалы») рядом с Нисабой , Кусу , Шамашом и Бел-Алией. [ 48 ] Надпись на печати касситского периода упоминает «Нингал из Ниппура » рядом с местной богиней Ниниммой . [ 49 ]

Из Нижней Месопотамии Нингаль была завезена в Мари , где она была известна уже в период Ура III. [ 50 ] В списке ранних пожертвований она появляется после Белет-екаллима и Лугал-Терки («господин Терки »). [ 51 ] Один мужской род [ 52 ] и одно женское теофорное имя, упоминающее ее, было обнаружено в древневавилонских источниках из этого города. [ 53 ]

В документе из древневавилонского Сиппара упоминается, что статуи Нингаль и Нанны использовались в качестве свидетелей сделки. [ 54 ] Они также упоминались вместе на надписях на цилиндрических печатях этого города того же периода, хотя и не так часто, как Шамаш и Айя или Адад и Шала . [ 55 ]

Ссылки на почитание Нингала в старовавилонский период также доступны во многих других городах, включая Вавилон , Исин , ​​Кисурру , Ларсу , Тутуб и Урум . [ 6 ] Совместному культовому центру Нингаль и ее мужа, местонахождение которого неизвестно, также покровительствовали цари династии Манана в Кише . [ 56 ]

Единственное свидетельство о Нингале известно из архива Первой династии Силендов . [ 27 ] В этом контексте она появляется как получатель подношений вместе с Нанной. [ 57 ] Поселение, названное в ее честь, Куппат-Нингал, также несколько раз упоминается в этом корпусе текстов, например, в письме чиновника по имени Нур-Бау, предположительно адресованном королю Пешгалдарамешу [ де ] или его преемнику Айадарагаламе . [ 58 ]

Канонический список храмов , датируемый касситским периодом , [ 59 ] перечисляет два храма Нингала, местонахождение которых остается неизвестным: Эангим («дом, подобный раю») и Ээнгимкуга («дом, чистый, как рай»). [ 60 ]

Одна из надписей ассирийского царя Асархаддона отмечает строительство храма, посвященного совместно Нингалю, Сину, Шамашу и Айе в Ниневии . [ 61 ] Посвященный ей храм также находился в Дур-Шаррукине . [ 62 ] новый королевский город, построенный во время правления Саргона II . [ 63 ] Он находился в его дворце. [ 64 ] В надписи король умолял ее ходатайствовать перед ее мужем, даровать ему долгую жизнь и гарантировать, что его преемники будут продолжать править «каждым населенным регионом вечно». [ 65 ] Нингаль также засвидетельствована в ряде теофорных имен из Ассирии . [ 6 ]

Письма времен правления Ашшурбанипала указывают на то, что Нингаль и ее муж заменили Инанну и Думузи в качестве божеств-покровителей Киссига в поздние периоды. [ 66 ] Набонид восстановил в этом городе храм Нингала, носящий церемониальное название Эамашкуга («дом, чистая овчарня»). [ 67 ] который, по мнению Эндрю Р. Джорджа, может быть идентичен Эамашку, что засвидетельствовано в связи с Инанной в более ранних литературных текстах, включая « Спуск Инанны» . [ 68 ] Об этом событии напоминает надпись на плохо сохранившемся цилиндре, датированном 546 г. до н.э., обнаруженном во время раскопок в Телль-эль-Ламе , который мог быть местом расположения Киссика. [ 69 ] Король попросил Нингаль заступиться за него перед ее мужем. [ 70 ]

Нингалу также поклонялись в Уруке в период Селевкидов . [ 71 ] Однако свидетельства ограничены одним источником - ритуальным текстом К 7353, который демонстрирует астрологическое влияние, но в конечном итоге остается неясным. [ 72 ] Она отсутствует в более ранних нововавилонских источниках. [ 71 ] и, по мнению Юлии Крул, предположительно была включена в местный пантеон благодаря своему статусу жены Сина, подобно другим супругам, детям и слугам местнопочитаемых божеств, которые впервые появляются в Уруке в селевкидских источниках. [ 73 ]

За пределами Месопотамии

[ редактировать ]

Культ Нингаль распространился из Месопотамии на другие территории, включая хурритские королевства, такие как Киццуватна , а также Угарит и Хеттскую империю , где она развилась в Никкаль . [ 74 ] В Угарите, где ее можно было назвать Никкал-ва-Иб, [ 75 ] она принадлежала как к угаритскому, так и к хурритскому пантеонам города и засвидетельствована как жена как местного бога луны Яриха , так и его хурритского коллеги Кушуха . [ 76 ] В угаритском мифе она связана с неизвестным богом Хребом , который, возможно, считался ее отцом и, скорее всего, происходил из хурритской традиции. [ 77 ] Нехурритские и неугаритские свидетельства о Никкале из областей, где говорили на западно-семитских языках во втором и первом тысячелетиях до нашей эры, очень редки, хотя это может быть результатом предвзятости в отношении сохранения . [ 78 ] По мнению Джины Константопулос, отдельная западная форма Нингала может быть упомянута в договоре между Ашур-нирари V и Мати-илу из Арпада . [ 79 ]

На востоке Нингаль засвидетельствован аккадскими теофорными именами из Суз в Эламе , причем самые старые примеры встречаются в источниках саргонического периода . [ 80 ] Кроме того, там содержалась посвященная ей часовня, принадлежащая семье, говорящей на аккадском языке, возможно, первоначально привезенной в город в качестве военнопленных после завоевания Ура эламитами . [ 81 ] Они поддерживали его на протяжении четырех поколений. [ 82 ]

В Египте Нингаль (или Никкал) упоминается только один раз, в единственном магическом папирусе, в котором она предстает как чужеродное божество, умоляющее исцелить болезнь. [ 78 ]

  1. ^ Jump up to: а б Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 173–174.
  2. ^ Jump up to: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 57.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г Креберник 1993 , с. 365.
  4. ^ Jump up to: а б с Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 49.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж Зголль 1998 , с. 352.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г Зголль 1998 , с. 354.
  7. ^ Зголл 1998 , стр. 353–354.
  8. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 72.
  9. ^ Jump up to: а б с Зголль 1998 , с. 355.
  10. ^ Виггинс 1998 , с. 768.
  11. ^ Jump up to: а б с д и Зголль 1998 , с. 353.
  12. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 209.
  13. ^ Jump up to: а б с Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 230.
  14. ^ Jump up to: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 231.
  15. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 182.
  16. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 190–191.
  17. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 191.
  18. ^ Jump up to: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 120.
  19. ^ Jump up to: а б Кавинье и Креберник 1998 , с. 361.
  20. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 109.
  21. ^ Бекман 1999 , стр. 27–28.
  22. ^ Абуш 2015 , с. 11.
  23. ^ Jump up to: а б Litke 1998 , p. 122.
  24. ^ Litke 1998 , p. 25.
  25. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 273.
  26. ^ Николет 2022 , с. 19.
  27. ^ Jump up to: а б Бойвин 2018 , с. 215.
  28. ^ Бойвин 2018 , с. 230.
  29. ^ Jump up to: а б Джордж 1993 , с. 90.
  30. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 190.
  31. ^ Фрейн 1997 , с. 87.
  32. ^ Джордж 1993 , с. 108.
  33. ^ Фрейн 1990 , с. 16.
  34. ^ Фрейн 1990 , с. 24.
  35. ^ Фрейн 1990 , с. 44.
  36. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 227.
  37. ^ Джордж 1993 , с. 104.
  38. ^ Фрейн 1990 , с. 203.
  39. ^ Фрейн 1990 , с. 175.
  40. ^ Jump up to: а б с Джордж 1993 , с. 93.
  41. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 277.
  42. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 286.
  43. ^ Джордж 1993 , с. 92.
  44. ^ Джордж 1993 , с. 99.
  45. ^ Weiershäuser & Novotny 2020 , с. 11.
  46. ^ Вейперт 1998 , с. 358.
  47. ^ Джордж 1992 , с. 159.
  48. ^ Джордж 1993 , с. 74.
  49. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 95–96.
  50. ^ Архи 2013 , с. 12.
  51. ^ Сассон 2015 , с. 236.
  52. ^ Наката 1995 , с. 253.
  53. ^ Наката 1995 , с. 251.
  54. ^ Харрис 1975 , с. 153.
  55. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 257.
  56. ^ Джордж 1993 , с. 79.
  57. ^ Бойвин 2018 , с. 222.
  58. ^ Бойвин 2018 , с. 66.
  59. ^ Джордж 1993 , с. 6.
  60. ^ Джордж 1993 , с. 67.
  61. ^ Лейхти 2011 , с. 58.
  62. ^ Кадр 2020 , с. 31.
  63. ^ Кадр 2020 , с. 30.
  64. ^ Кадр 2020 , с. 34.
  65. ^ Кадр 2020 , стр. 192–193.
  66. ^ Джордж 1993 , с. 33.
  67. ^ Weiershäuser & Novotny 2020 , с. 9.
  68. ^ Джордж 1993 , с. 66.
  69. ^ Weiershäuser & Novotny 2020 , с. 94.
  70. ^ Weiershäuser & Novotny 2020 , с. 95.
  71. ^ Jump up to: а б Крул 2018 , с. 72.
  72. ^ Крул 2018 , стр. 69–70.
  73. ^ Крул 2018 , с. 75.
  74. ^ Импарати 1998 , стр. 356.
  75. ^ Виггинс 1998 , с. 766.
  76. ^ Вейперт 1998 , стр. 357–358.
  77. ^ Виггинс 1998 , с. 769.
  78. ^ Jump up to: а б Вейперт 1998 , с. 357.
  79. ^ Константинопулос 2023 , с. 142.
  80. ^ Садок 2018 , с. 154.
  81. ^ Садок 2018 , с. 155.
  82. ^ Садок 2018 , с. 153.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d2b140a4ee806120c01e74792ebd1696__1718791020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d2/96/d2b140a4ee806120c01e74792ebd1696.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ningal - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)