Нинкарс
Нинкарс | |
---|---|
Божественный врач | |
Главный культовый центр | Сиппер , Терка |
Символ | собака |
Генеалогия | |
Родители | Ану и Ураш |
Супруга | обычно нет, но иногда Пабилсаг |
Дети | Кровь |
Эквиваленты | |
Исин эквивалент | Это было предназначено |
Умма-эквивалент | Сахар |
Ниппурский эквивалент | Нинтинугга |
Лувийский эквивалент | Никарагуа |
Нинкаррак ( аккадский : 𒀭𒊩𒌆𒋼𒀀𒊏𒀝 , д nin-kar-ra-ak ) — богиня медицины, которой поклонялись главным образом в северной Месопотамии и Сирии . Было высказано предположение, что ее имя происходит либо от аккадского языка , либо от неопознанного языка-основы, на котором, возможно, говорят в некоторых частях современной Сирии , а не от шумерского языка . Предполагается, что непоследовательная орфография отражает попытки древних ученых сделать ее более похожей на шумерские теонимы . Наиболее засвидетельствованные храмы, посвященные ей, существовали в Сиппаре (в современном Ираке ) и в Терке (в современной Сирии ). Находки раскопок, проведенных на месте последнего, были использованы как свидетельства для более точной датировки истории региона. Дальнейшие свидетельства доступны из северной Месопотамии , включая царство Апум , Ассирию и область Диялы , из различных южных месопотамских городов, таких как Ларса , Ниппур и, возможно, Урук , а также из Угарита и Эмара . Возможно, что упоминания о «Нинкаре» в текстах Эблы и Никаравы , засвидетельствованные в лувийских надписях из Каркемиша, относились к Нинкарраку.
Как и ряд других богинь-целителей, Нинкаррак описывалась как божественный врач . Она разделила свою роль в месопотамском пантеоне с такими божествами, как Гула , Нинисина , Нинтинугга и Бау . Собаки часто ассоциируются с Нинкаррак и интерпретируются как символ ее, а также множества других божественных богинь-врачей. Хотя иногда ее отождествляли с другими подобными божествами, некоторые черты были для нее уникальными. Вместе с распространением свидетельств ее культа они служат указанием на то, что, даже будучи частично синкретизированными , отдельные месопотамские богини медицины имели разное происхождение. Вполне возможно, что Нинкаррак превратилась в богиню исцеления только потому, что она уже ассоциировалась с болезнью в формулах проклятий, в которых она часто появляется еще в Аккадской империи . В контексте этих текстов ее можно было бы поставить в пару с Ишхарой .
Имя и происхождение
[ редактировать ]Хотя стандартное написание имени Нинкаррака — д нин -кар-ра-ак , он не засвидетельствован ранее второго тысячелетия до нашей эры, а орфография текстов демонстрирует определенную степень разнообразия клинописных . [ 1 ] Написания периода Ура III включают д нин-кар 7 и д нин-кар-ра , тогда как в текстах древневавилонского периода встречаются такие формы, как д нин-кар , д нин-кар-ра , д нин-кар-ак , д нин-ни-ка-ра-ак , д нин-кар-ак , д нин-дар-ра (из Мари) и, возможно, д Нин-дар-ра-ак и д нин-кар 2 может быть найден. [ 2 ] В Угарите ее имя записывалось как ни-ка-рак х (рик 2 ) , тогда как в заклинании из Алалаха поврежденное имя было восстановлено ориентировочно как не-ни-ка-ра-ак . [ 3 ] Еще два написания, д нин-кар 2 -ра-ак(-а) 2 и д nin-ka-rak появляется в нововавилонских источниках, несмотря на то, что стандартное написание обычно последовательно использовалось на протяжении всего средневавилонского периода . [ 3 ] Логографическое , написание имени д NIN.IN.DUB, вероятно, происходит от д НИН.ИН, использовался для обозначения имени другой богини медицины, Нинисины , хотя, по мнению Антуана Кавиньо и Манфреда Креберника, вторая и менее вероятная возможность состоит в том, что оно было основано на связи с термином indub , « насыпь ». [ 4 ] В списке божеств Ан = Анум также упоминается Нинекисига, которую, возможно, следует понимать как «госпожа дома погребальных подношений », как альтернативное имя Нинкаррак. [ 5 ]
Этимология теонима Нинкаррак неизвестна. [ 6 ] [ 1 ] Ранний ассириолог Кнут Таллквист понимал это как топографическое имя «Леди ( Нин ) Каррака». [ 6 ] Уильям У. Халло , развивая это предложение, предположил, что оно могло быть получено от названия города Ларак , что потребовало бы использования гипотетической формы Лакрак в какой-то момент, что в конечном итоге привело к написанию Каррак, хотя это Предложение было критически оценено Манфредом Креберником. [ 7 ] Торкильд Якобсен предположил, что это слово происходит от родительного падежа шумерского слова kar (« гавань », « пристань ») в 1970-х годах. [ 6 ] Эту точку зрения разделяют и ряд других исследователей. [ 3 ] Морис Ламберт в 1950-х годах и Петр Штайнкеллер в 1990-х предположили, что имя Нинкаррака было намеком на проституцию , утверждая, что его можно примерно перевести как «тот, кто «занимается» гаванью», в их предложении понимать а как синоним слова «проститутка». [ 8 ] Ирен Сиббин-Плантолт отмечает, что прошлая популярность этого предложения основывалась на предположении, что богини были связаны с предполагаемой практикой « храмовой проституции ». [ 3 ] Джоан Гудник Вестенхольц отвергла эту точку зрения из-за отсутствия связи со сферой деятельности Нинкаррака. [ 9 ] Дуглас Фрейн предположил, что это имя было фонетическим аккадским переводом шумерского nin-gir-ak , «Леди скальпеля » (где ak — окончание родительного падежа ), хотя эта точка зрения обычно считается неправдоподобной. [ 7 ] Сиббин-Плантолт предлагает происхождение от нин-кара 2 Нинкаррака . , «Госпожа в траурной ткани», что, по ее мнению, соответствует « пограничности » [ 3 ] хотя в своем обзоре прошлых исследований по этому вопросу она в конечном итоге приходит к выводу, что ни одно из предложений не может быть принято с уверенностью, и согласна с мнением о том, что изменчивая орфография и очевидное отсутствие связи между значением знака «КАР» и Характер Нинкаррак может указывать на то, что ее имя не шумерского происхождения. [ 10 ] Вестенхольц, который также поддержал эту точку зрения, отметил, что имя Нинкаррака отсутствует в глоссариях диалектических форм эмесала , чего можно было бы ожидать от шумерского теонима: [ 9 ] хотя этот аргумент не принимается Сиббингом-Плантхолтом как убедительное доказательство. [ 11 ] Вестенхольц утверждал, что это имя имело иностранное происхождение (во многом похожее на имена Тишпака или дилмунитских божеств Инзака и Мескилака ), а добавление знака НИН должно было сделать его похожим на шумерские теонимы. [ 9 ] который часто начинался с этого знака (примеры включают Нингирсу и Нинисину ). [ 12 ] Эту точку зрения также поддерживает Сиббин-Плантхольт, который заключает, что шумерский облик имени «мог (...) быть тщательно создан учеными, которые пытались придать богине значимое положение в религиозных рамках». [ 11 ] Вестенхольц предположил, что Нинкаррак мог изначально быть одним из божеств, чьи имена принадлежат предложенному субстрату , первоначально предложенному Альфонсо Арчи. [ 13 ] Утверждалось, что ряд божеств, известных из источников из различных древних городов, расположенных на территории современной Сирии, носят имена, первоначально пришедшие из неизвестного языка, предшествовавшего эпохе преобладания носителей семитских языков и хуррита . в регионе [ 14 ] [ 15 ] Предлагаемая категория божеств «сирийского субстрата» включает ряд божеств, по большей части впервые засвидетельствованных в Эбле: Кура , Барама , Хадабал , Адамма , Ишхара , Аштаби , а также Кубаба . [ 16 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 17 ] Даган , главное божество верхнего Евфрата , в некоторых недавних исследованиях также рассматривается как «субстратное» божество из-за неправдоподобности различных предложенных этимологий его имени. [ 18 ]
Согласно предложению Вестенхольца, территория, где первоначально поклонялись Нинкарраку, «могла находиться в бассейне реки Хабур , одна сторона треугольника, образованного рекой Хабур, заканчивающейся в Терке , а другая сторона — рекой Тигр , заканчивающейся в Аккаде ». [ 13 ] Однако общепринято, что место происхождения Нинкаррака следует считать неопределенным в свете имеющихся доказательств. [ 19 ]
Эблайте Нинкар
[ редактировать ]Джоан Гудник Вестенхольц предположила, что имя «Нинкар», засвидетельствованное в текстах из Эблы , означает Нинкаррак, а не одноименную, но более неясную южно-месопотамскую богиню дневного света. [ 13 ] Случайное сокращение имени Нинкаррака до «Нинкар» известно также из месопотамских источников. [ 6 ] Эту теорию принимает и Альфонсо Арчи, который отмечает, что отождествление эблаитской Нинкар с второстепенной шумерской богиней дневного света затрудняет объяснение того, почему преданность ей относительно распространена, например, среди женщин королевского дома. [ 20 ] Ирен Сиббин-Плантолт также предполагает, что в Эбле поклонялись Нинкарраку. [ 21 ]
Лувийский Никарагуа
[ редактировать ]Возможно, что Нинкаррак под именем Никарава ( д ни-ка+ра/и-ва/и-са 2 [ 3 ] ), появляется в иероглифической лувийской надписи из Каркемиша , в которой содержится просьба к собакам богини сожрать всякого, кто повредит написанный памятник. [ 22 ] Отождествление Никаравы с Нинкарраком имеет долгую историю в современной науке. [ 3 ] Игнас Гельб уже предложил это в своем переводе надписи Кархемиша в 1938 году. [ 23 ] Этот перевод был оспорен в недавней публикации Сильвии Хаттер-Браунсар: [ 24 ] хотя по состоянию на 2022 год идентификация Никаравы как альтернативного написания имени Нинкаррака все еще считается правдоподобной. [ 3 ]
Характер
[ редактировать ]Нинкаррак считалась богиней-целителем и действовала как божественный врач. [ 25 ] Свидетельства из списков божеств, таких как Ан = Анум, указывают на то, что богословы воспринимали ее как стандартную аккадскую богиню медицины. [ 26 ] Шурпу называет ее «великой докторшей» ( азугаллату ). [ 27 ] Месопотамские богини, связанные с медициной, изображались в литературных текстах как хирурги, очищающие раны и накладывающие повязки. [ 25 ] Одно исцеляющее заклинание призывает Нинкаррака с помощью формулы «Пусть Нинкаррак перевяжет тебя своими нежными руками». [ 28 ] Считалось, что другой ее областью деятельности был экзорцизм . [ 29 ] Как впервые засвидетельствовано в текстах древнеассирийского периода , ее можно было призывать, чтобы отогнать демона Ламашту . [ 29 ] что также засвидетельствовано для Нинисины и может указывать на то, что богини-целители рассматривались как хранительницы беременных женщин, а также матерей и новорожденных, которые, согласно месопотамским верованиям, представляют собой демографические группы, которым это существо особенно угрожает. [ 30 ] Примечательно, однако, что Нинкаррак не описывалась как божественная акушерка . [ 19 ]
Нинкаррак также использовался в проклятиях. [ 31 ] В этом качестве ее умоляли причинить потенциальным нарушителям различные болезни, из-за чего Ян Ассманн называл ее «богиней болезней». [ 32 ] Ирен Сиббин-Плантолт доходит до того, что предполагает, что Нинкаррак, возможно, был в первую очередь божеством проклятия и приобрел связь с исцелением только как продолжение этой роли. [ 33 ] Она уже появляется в формуле проклятия времен правления Нарам-Сина из Аккада . [ 34 ] Вавилонский царь Хаммурапи призвал Нинкаррак в формуле проклятия. [ 35 ] на одной из своих стел , называя ее «богиней, которая продвигает мое дело в храме Экур » и умоляя ее наказать любого, кто повреждает памятники болезнями, «которые врач не может диагностировать». [ 36 ]
Часто упоминались собаки Нинкаррака, которых считали устрашающими. [ 37 ] можно идентифицировать на тюленях Сиппара Ее по наличию этих животных. [ 38 ] Статуэтка собаки была найдена при раскопках ее храма в Терке . [ 39 ] Однако, по словам Сиббинга-Плантхольта, неясно, обязательно ли связь Нинкаррак с собаками отражает ее роль как исцеляющего божества, а может вместо этого отражать пограничный характер собак в месопотамских верованиях. [ 40 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]Нинкаррак обычно не сочетался с мужскими божествами. [ 41 ] хотя иногда она появляется в сочетании с Пабилсаг , который также мог выступать в роли мужа других богинь медицины. [ 42 ] Они появляются вместе на двух печатях древневавилонского периода . [ 41 ] Ану всегда считалась отцом Нинкаррака, в то время как ее матерью была Ураш , что указывает на то, что ее происхождение считалось идентичным происхождению Нинисины , другой богини-целительницы. [ 43 ] Сын последней богини, Даму , иногда считался ребенком Нинкаррака. [ 42 ] Они появляются вместе в заклинаниях . [ 28 ] Однако, за исключением единственного двуязычного текста, Нинкаррак никогда не был связан с дочерью Нинисины, Гунурой . [ 42 ]
Список божеств Ан = Анум приравнивает богиню НИН -ĝa'uga (чтение первого знака неясно, возможно, эреш и эги ), жену бога Лугалаббы , с Нинкарраком, хотя в словаре Эмесала она вместо этого соответствует Гуле , текст, где в разных экземплярах ее имя чередуется с именем Нинмуг . Известен также [ 44 ]
Ирен Сиббин-Плантхольт отмечает, что можно провести параллели между ролями Нинкаррака и радужной богини Манзат в договорах. [ 31 ]
В гимне , посвященном Наная , эта богиня сравнивает себя с Нинкарраком. [ 45 ]
Ишхара
[ редактировать ]Многочисленные источники подтверждают существование связи между Нинкараком и Ишхарой . [ 13 ] богиня, впервые описанная в источниках из Эблы , которой позже поклонялись различные культуры Месопотамии, а также хурриты и хетты. [ 46 ] Считалось, что она способна как причинять, так и, если ее успокоить, лечить болезни. [ 47 ] но она также выполняла функции богини любви [ 48 ] и был связан с подземным миром и, как следствие, с богиней Аллани . [ 49 ] Примеры текстов, в которых Ишхара упоминается вместе с Нинкарраком, включают древнеассирийский договор, [ 13 ] предлагая списки из Сиппара и Мари, и особенно, в формулах проклятий. [ 50 ] Кроме того, оба появляются в договоре Нарам-Сина с Эламом , хотя и не рядом друг с другом. [ 13 ] Джоан Гудник Вестенхольц предположила, что связь между божествами была основана на их общем происхождении на территории современной Сирии. [ 13 ] в то время как Ирен Сиббин-Плантхольт в более широком смысле называет их обоих тем, кому поклоняются на «западных и восточных окраинах Месопотамии», и называет это причиной. [ 39 ] Она также предполагает, что, поскольку Нинкаррак ассоциировался с собаками, а Ишхара — со змеями или скорпионами , они могли восприниматься как взаимодополняющие божества из-за их животных символов. [ 40 ]
Имя Меме приписывается как Ишхаре, так и Нинкарраку в соответствующих разделах списка божеств Ан = Анум . [ 51 ]
Другие богини-целители
[ редактировать ]Помимо Нинкаррака, к месопотамскому пантеону принадлежало множество других богинь-целителей , в том числе Нинисина (из Исина ), Нинтинугга (из Ниппура ), Гула (возможно, родом из Уммы ) и Бау . [ 52 ] Хотя они сформировали взаимосвязанную сеть, [ 53 ] и могут рассматриваться как эквиваленты или объединены, [ 54 ] все они изначально были отделены друг от друга. [ 55 ] Различия между отдельными божествами были особенно выражены в сфере культа , в отличие от богословия. [ 37 ] В списке Вейднера Нинкаррак, Гула и Нинисина встречаются отдельно друг от друга, что указывает на то, что на момент его составления они рассматривались как отдельные друг от друга. [ 55 ] Однако, как отметила Джоан Гудник Вестенхольц, изучение Нинкаррака как независимого божества, тем не менее, игнорировалось в ассириологии в прошлом, без каких-либо специальных исследований, опубликованных в период с 1918 по 2010 год, и без отдельной записи в Reallexikon der Assyriologie und Vorderasiatischen Archäologie . [ 56 ]
Нинкаррак обычно ассоциировался как с Гулой, так и с Нинисиной, которые в некоторой степени были взаимозаменяемыми. [ 57 ] Связь между ней и последней из этих двух богинь впервые засвидетельствована в период Ура III . [ 58 ] В двуязычных текстах Нинкаррак часто фигурирует в аккадском варианте, а Нинисина — в шумерском . [ 59 ] Одним из примеров является текст, известный как « Путешествие Нинисины в Ниппур» . [ 60 ] В позднем гимне Нинисиной Нинкаррак появляется как одно из ее имен, описываемое как be-let rik-si up-ša 2 -she-e , «госпожа бинтов (и) магических действий». [ 61 ] Ирен Сиббин-Плантолт отмечает, что разница между соответствующими персонажами Нинкаррака и Нинисины заключается в том, что первый обычно не описывался как материнский, в отличие от второго. [ 61 ]
Синкретический гимн Гуле, написанный Буллуцой-раби где-то между 1400 и 700 годами до нашей эры. [ 54 ] приравнивает ее к ряду других богинь, включая Нинкаррак, а также Бау, Нинсун , Нанше , Нинигизибару и других. [ 62 ] При этом каждый раздел как бы сохраняет информацию об изначальном характере упомянутой в нем богини. [ 63 ] Тот, что посвящен Нинкарраку, не описывает ее способности целительницы, а скорее подчеркивает ее высокий статус. [ 64 ]
В версии литературного текста « Великое восстание против Нарам-Сина» из Мари Нинкаррак упоминается в связи с коронацией Ипур-Киши, хотя в другом экземпляре вместо него появляется Гула, а храм Эсабад, присутствующий в том же отрывке, принадлежал Нинисина. [ 41 ] Степень взаимозаменяемости между Нинкарраком и Нинисиной, а также между Нинкарраком и Гулой засвидетельствована в источниках из Сиппара . [ 59 ] как засвидетельствовано вариативное написание как топонимов, так и теофорических названий (например, один и тот же человек в одном документе фигурирует как «Пузур-Нинкаррак», в другом — как «Пузур-Гула»). [ 65 ] крупномасштабная миграция из Исина . По мнению Барбары Бёк, вполне возможно, что причиной этого явления была [ 66 ] Ирен Сиббин-Плантхольт отмечает, что, поскольку Нинкарраку поклонялись там дольше, чем двум другим богиням, свидетельства о которых гораздо реже, их имена, вероятно, на местном уровне считались ее « прозвищем ». [ 59 ] Столь же тесная связь между Нинкарраком и Гулой в остальном не подтверждена. [ 67 ] Разница между ними была выявлена на основе формул проклятий, в которых только Нинкаррак призывался для наведения неизлечимых болезней. [ 19 ]
В Мари Какка, по-видимому, местная богиня-целительница, ассоциировалась с Нинкарраком, но также и с Ниншубуром . [ 68 ] Эта местная богиня считается отличной от Какки , суккала Аншара , который известен из списка божеств Ан = Анум (где бывшая Какка появляется в разделе Нинкаррака) и из более позднего мифа Энума Элиш . [ 69 ]
Поклонение
[ редактировать ]Самое старое достоверное свидетельство о Нинкарраке встречается в договоре между Нарам-Сином из Аккада и эламским правителем . [ 1 ] По словам Дэниела Т. Поттса, она является одним из четырех божеств шумеро-аккадского пантеона, упомянутых в нем, остальные четыре — Нинурта , Илаба , Ишхара и Манзат , а остальные двадцать шесть — эламитские и включают, среди прочих, Иншушинак , Хумбан , Хутран , Пиникир и Симут . [ 70 ] Ее включение могло указывать на принадлежность ее к государственному пантеону Аккадской империи . [ 42 ] хотя также возможно, что ее включение зависело от присутствия ее культа в районах, граничащих с Эламом. [ 39 ] Ряд дальнейших возможных ранних упоминаний сомнительны, поскольку неясно, когда было написано д нин-кар относится к Нинкарраку, а когда и к богине дневного света Нинкар, которая считалась аналогом Аи . [ 1 ] Джоан Гудник Вестенхольц утверждала, что последний известен только из Гирсу , [ 34 ] в то время как Ирен Сиббин-Плантолт придерживается более осторожного подхода и приходит к выводу, что остается неясным, какая богиня имеется в виду в ранних источниках, таких как список божеств Абу Салабиха . [ 71 ] Другие определенные ранние свидетельства были идентифицированы в заклинаниях, надписях, теофорических именах и топонимах древнеаккадского периода и периода Ура III . [ 42 ] хотя в списках божеств имя Нинкаррака не упоминается до периода Старого Вавилона . [ 9 ]
Потягивая
[ редактировать ]Поклонение Нинкарраку хорошо засвидетельствовано в источниках из Сиппара . [ 72 ] хотя неясно, присутствовала ли она в местном пантеоне до периода Старого Вавилона или же она была введена туда только во время правления Иммерума, возможно, из области Диялы . [ 73 ] Посвященный ей храм существовал здесь уже в древневавилонский период. [ 74 ] Он носил церемониальное название Эулла, «дом радости». [ 75 ] Храм мог иметь собственность в городе, о чем свидетельствует упоминание о поле Нинкаррак. [ 74 ] [ 72 ] Имя года Бунтахтун-ила, местного правителя Сиппара, современника Сумулаэля , утверждает, что он принес лилиссу . в ее храм барабан [ 76 ] Ее именем названы ворота и район города. [ 59 ] Она также встречается в теофорных именах, таких как Пузур-Нинкаррак и Силли-Нинкаррак. [ 77 ] носитель последнего имени был писцом во времена правления Хаммурапи Вавилонского Один . [ 78 ]
В источниках из средневавилонского Сиппара ее имя встречается только на единственной надписи на кудурру (пограничном камне), в которой говорится, что если кто-либо нарушит перечисленные правила, Нинкаррак «заберет его семя». [ 79 ] Свидетельства касситского и среднего вавилонского периодов в целом нечасты: ее имя упоминается только на трех кудурру , никогда не в явной связи с конкретной изображенной фигурой, а также на одной печати . [ 80 ]
Нововавилонский царь Навуходоносор II , правивший с 605 по 562 год до нашей эры. [ 81 ] видимо был предан Нинкарраку [ 79 ] и восстановил Юллу. [ 75 ] В настоящее время известно восемь экземпляров надписи, посвященной этому событию. [ 82 ] Царь заявляет, что Мардук поручил ему отремонтировать его, и описывает его предыдущее состояние следующим образом: «Храм не содержался в хорошем состоянии, так что его план стерся, а очертания стали неузнаваемы, покрыты пылью. , (которые) больше не назывались вместе со святилищами богов, (чьи) регулярные приношения были прекращены, о них перестали упоминать, хлебные приношения были прекращены». [ 83 ] Он также построил храмы, посвященные Нинкарраку, в Борсиппе и Вавилоне . [ 79 ] Последний, Эхурсагсикилла, [ 84 ] «дом, чистая гора», сохранившийся еще в парфянский период . [ 85 ] Вместо этого в ряде источников он называется храмом Гулы . [ 84 ] Эндрю Р. Джордж называет его принадлежащим «Гула-Нинкарраку» и предварительно предполагает, что это был тот же молитвенный дом, что и Эгалмах. [ 85 ] Джоан Гудник Вестенхольц описывает храм в Борсиппе аналогичным образом. [ 84 ]
Терка
[ редактировать ]Нинкаррак также присутствовал в пантеоне среднего Евфрата . [ 66 ] В Мари она появляется в списке божеств и подношений им времен правления Зимри-Лима, а также в лечебных заклинаниях. [ 86 ] Особенно сильно она была связана с близлежащей Теркой . [ 87 ] [ 86 ] Храм, раскопанный в этом городе, был идентифицирован как храм, посвященный Нинкарраку. Идентификация была основана на находках, которые включают табличку со списком подношений, начинающимся с ее имени (скорее всего, использовавшуюся в качестве ориентира поддерживающими его священниками), а также печати, упоминающие ее, и другие эпиграфические свидетельства. [ 87 ] Среди раскопанных предметов оказалось 6637 бус. [ 88 ] изготовлены из различных материалов ( агат , сердолик , гипс , гематит , лазурит и горный хрусталь ), в том числе в форме животных (лягушка, корова и утка), а также девяти [ 89 ] в египетском стиле Скарабеи , вероятно, предназначались для подношения Нинкарраку или были храмовым хранилищем. [ 90 ] [ 89 ] Внутри храма археологи также нашли несколько небольших бронзовых фигурок собак. [ 87 ] В ходе дальнейших раскопок были дополнительно обнаружены церемониальный топор и ятаган с религиозной надписью, упоминающей Нинкаррак, оба сделаны из бронзы . [ 91 ]
Раннее заселение сооружения датируется примерно тем же периодом правления трех королей Терки:
- Ядих-абу, современник Самсуилуны Вавилонского , . побежденный последним в 1721 г. до н. э [ 92 ]
- Каштилиаш, первоначально оценивавшийся как правящий ок. 1690 г. до н. э. [ 92 ] На основе более тщательного анализа артефактов также была предложена дата позднее 1650 г. до н.э. [ 93 ] Бусы, вероятно, служившие храмовым хранилищем, были специально приурочены к его правлению. [ 92 ] Его имя имеет касситское происхождение. [ 94 ]
- Шунухру-амму, постановление ок. По первоначальным оценкам, 1650 г. до н.э. [ 92 ]
Однако храм продолжал использоваться и позже. [ 92 ] и археологи предполагают, что храм несколько раз перестраивался. [ 88 ]
Скарабеи из храма Нинкаррак считаются находкой особой археологической важности, поскольку они представляют собой самое восточное известное место, где такие предметы были найдены в запечатанном отложении, датируемом древневавилонским периодом . [ 88 ] Раскопки позволили датировать артефакты с относительной точностью, поскольку некоторые особенности, очевидные в них, не засвидетельствованы ранее 1650-1640 гг. до н.э. (год правления Пятнадцатой династии Египта ). [ 95 ] Начертанные на них иероглифы из считаются «плохо выполненными и иногда неправильно понятыми», что указывает на левантийское, а не египетское происхождение, причем подобные иероглифы известны Библоса , Сидона и Угарита . [ 95 ]
Другие месопотамские свидетельства
[ редактировать ]В документах древнеассирийского периода упоминание о собственности храма , посвященного ей. Нинкаррак является единственной засвидетельствованной богиней-целительницей, и известно [ 96 ] Более поздние ассирийские источники, упоминающие ее, включают текст Такульту , в котором перечислены божества, которых царь приветствовал во время длительного ритуала, и ряд гимнов из Ассура . [ 22 ] хотя она не была главной богиней в этой области в первом тысячелетии до нашей эры. [ 80 ] В царстве Апум , также расположенном на севере Месопотамии в верхней долине Хабур , она была одним из божеств, к которым обращались в формулах клятв в договорах, и ее статуя могла присутствовать во время соответствующих церемоний. [ 97 ] Однако Клаас Р. Винхоф утверждает, что нельзя с уверенностью сказать, фигурирует ли Нинкаррак в документах этого королевства как местное божество или вместо этого она принадлежала пантеону другого участника договора. [ 98 ]
располагался храм Нинкаррака Где-то в районе реки Дияла , хотя его церемониальное название и точное местонахождение неизвестны. [ 99 ] Известно, что ей поклонялись в Шадуппуме , где в ее честь устраивали праздник с подношениями кунжутного масла, в Ишдали, где она засвидетельствована в заклинаниях, и в Нузи , где она появляется в теофорических именах (Нинкаррак-умми и Нинкаррак-Шилли). [ 100 ]
Нинкаррак также поклонялись в местах, более тесно связанных с культами других богинь-целительниц: у нее была небольшая часовня в Ниппуре (где главной богиней-целительницей была Нинтинугга ), и она также присутствует в небольшом количестве личных имен из Ниппура. [ 80 ] Также возможно, что ей поклонялись на месте в Исине . [ 101 ] Годовое имя одного из царей из династии Исина , Суен-магира , упоминает о рытье канала, названного в ее честь. [ 102 ]
Хотя в целом она редко упоминается в источниках из центральной части Месопотамии до конца древневавилонского периода, [ 103 ] спорадические упоминания о ней также известны из самых южных городов, особенно из Ларсы и Урука . [ 101 ] Однако в последнем случае единственным доказательством является письмо с формулой «как я не поворачиваюсь спиной к Нинкарраку, так и не поворачиваюсь спиной к вам», что может отражать лишь личную преданность автора или профессионального общине, к которой он принадлежал, и как таковое не обязательно подтверждает ее принадлежность к местному пантеону. [ 103 ]
За пределами Месопотамии
[ редактировать ]Богиня, известная из текстов Эблы, которая может соответствовать Нинкарраку, Нинкару, [ 20 ] появляется в одном из списков приношений вслед за Решефом Хадани и его супругой Адаммой . [ 104 ] Также засвидетельствовано подношение ей булавы, хотя Альфонсо Арчи считает это необычным. [ 105 ]
Свидетельства о Нинкарраке известны из источников как в Эмаре , так и в Угарите в современной Сирии и, по мнению Джоан Гудник Вестенхольц, могут поддерживать теорию о том, что она возникла на северо-западе Месопотамии. [ 13 ] В Эмаре она не имела храма и не фигурирует в теофорных именах. [ 106 ] Формула проклятия призывает ее рядом с Ишхарой и умоляет их обоих отреагировать, если кто-то повредит остальную часть текста, уничтожив «свое семя и его имя». [ 107 ] В Угарите она упоминается в медицинской формуле против болезней глаз, написанной на аккадском языке . [ 108 ] Предполагается, что оно имеет вавилонское происхождение. [ 109 ] Помимо Нинкаррака, формула также призывает Даму . [ 110 ] Оба они также упоминаются в заклинании против демона Ламашту из того же города, в данном случае вслед за парой Эа и Асаллухи . [ 111 ]
В копии мифа об Адапе из Амарны , предположительно являющейся частью школьной программы писцов, упоминается Нинкаррак. [ 112 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 106.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , стр. 107–108.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 108.
- ^ Кавинье и Креберник 1998b , с. 386.
- ^ Кавинье и Креберник 1998 , с. 348.
- ^ Перейти обратно: а б с д Вестенхольц 2010 , с. 380.
- ^ Перейти обратно: а б Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 109.
- ^ Вестенхольц 2010 , с. 380–381.
- ^ Перейти обратно: а б с д Вестенхольц 2010 , с. 381.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , стр. 109–110.
- ^ Перейти обратно: а б Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 110.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 6.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Вестенхольц 2010 , с. 397.
- ^ Перейти обратно: а б Архи 1997 , с. 418.
- ^ Перейти обратно: а б Архи 2013 , с. 15.
- ^ Вильгельм 1989 , с. 55.
- ^ Тарача 2009 , с. 119.
- ^ Фелиу 2003 , стр. 278–287.
- ^ Перейти обратно: а б с Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 159.
- ^ Перейти обратно: а б Архи 2019 , с. 43.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 107.
- ^ Перейти обратно: а б Вестенхольц 2010 , с. 390.
- ^ Гельб 1938 , с. 201.
- ^ Хаттер-Браунсар 2019 , стр. 518–530.
- ^ Перейти обратно: а б Бёк 2015 , с. 329.
- ^ Вестенхольц 2010 , с. 382.
- ^ Вестенхольц 2010 , с. 394.
- ^ Перейти обратно: а б Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 118.
- ^ Перейти обратно: а б Вестенхольц 2010 , с. 388.
- ^ Бёк 2015 , с. 330.
- ^ Перейти обратно: а б Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 111.
- ^ Ассманн 1992 , с. 159.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , стр. 117–118.
- ^ Перейти обратно: а б Вестенхольц 2010 , с. 379.
- ^ Аллен 2013 , с. 7.
- ^ Вестенхольц 2010 , с. 377–378.
- ^ Перейти обратно: а б Вестенхольц 2010 , с. 395.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 252.
- ^ Перейти обратно: а б с Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 112.
- ^ Перейти обратно: а б Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 114.
- ^ Перейти обратно: а б с Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 117.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Вестенхольц 2010 , с. 383.
- ^ Вестенхольц 2010 , с. 382–383.
- ^ Кавинье и Креберник 1998a , с. 361.
- ^ Вестенхольц 2010 , с. 393–394.
- ^ Мурат 2009 , с. 177.
- ^ Мурат 2009 , с. 183.
- ^ Тарача 2009 , с. 123.
- ^ Тарача 2009 , с. 124.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , стр. 113–114.
- ^ Креберник 1997 , с. 56.
- ^ Вестенхольц 2010 , с. 395–396.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 14.
- ^ Перейти обратно: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 100.
- ^ Перейти обратно: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 79.
- ^ Вестенхольц 2010 , с. 377.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 253.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 127.
- ^ Перейти обратно: а б с д Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 116.
- ^ Вагенсоннер 2008 , с. 284.
- ^ Перейти обратно: а б Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 122.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 115.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 116.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 278.
- ^ Вестенхольц 2010 , с. 385–386.
- ^ Перейти обратно: а б Бёк 2015 , с. 332.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 160.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 273.
- ^ Litke 1998 , p. 25.
- ^ Поттс 1999 , с. 111.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , стр. 106–107.
- ^ Перейти обратно: а б Вестенхольц 2010 , с. 385.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , стр. 115–116.
- ^ Перейти обратно: а б Харрис 1975 , с. 152.
- ^ Перейти обратно: а б Джордж 1993 , с. 155.
- ^ Харрис 1975 , с. 4.
- ^ Харрис 1975 , с. 153.
- ^ Харрис 1975 , с. 162.
- ^ Перейти обратно: а б с Вестенхольц 2010 , с. 391.
- ^ Перейти обратно: а б с Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 119.
- ^ Из Рива 2010 , с. 45.
- ^ Из Рива 2010 , с. 55.
- ^ Из Рива 2010 , с. 56.
- ^ Перейти обратно: а б с Вестенхольц 2010 , с. 392.
- ^ Перейти обратно: а б Джордж 1993 , с. 102.
- ^ Перейти обратно: а б Вестенхольц 2010 , с. 387.
- ^ Перейти обратно: а б с Лиггетт 1982 , с. 14.
- ^ Перейти обратно: а б с Аренс 2010 , с. 431.
- ^ Перейти обратно: а б Аренс 2010 , с. 434.
- ^ Лиггетт 1982 , с. 16.
- ^ Лиггетт 1982 , с. 24.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Лиггетт 1982 , с. 23.
- ^ Аренс 2010 , стр. 435–436.
- ^ Аренс 2010 , с. 433.
- ^ Перейти обратно: а б Аренс 2010 , с. 435.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 113.
- ^ Вестенхольц 2010 , с. 384.
- ^ Винхоф 2018 , с. 82.
- ^ Джордж 1993 , с. 168.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , стр. 111–112.
- ^ Перейти обратно: а б Вестенхольц 2010 , с. 386.
- ^ де Бур 2021 , с. 23.
- ^ Перейти обратно: а б Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 115.
- ^ Архи 2015 , с. 601.
- ^ Арки 2015 , стр. 585–586.
- ^ Бекман 2002 , с. 51.
- ^ Вестенхольц 2010 , с. 389.
- ^ Вестенхольц 2010 , с. 389–390.
- ^ Олмо Лете и Роу, 2014 , с. 69.
- ^ Олмо Лете и Роу, 2014 , с. 70.
- ^ Олмо Лете и Роу, 2014 , с. 45.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 120.
Библиография
[ редактировать ]- Аренс, Александр (2010). «Скарабеи из тайника храма Нинкаррак в Телль-Ашаре/Терке (Сирия): история, археологический контекст и хронология» . Ägypten und Levante/Египет и Левант . 20 . Издательство Австрийской академии наук: 431–444. дои : 10.1553/AEundL20s431 . ISSN 1015-5104 . JSTOR 23789950 . Проверено 2 августа 2021 г.
- Аллен, Спенсер Л. (2013). «Перестановка богов в договоре о наследовании Асархаддона (SAA 2 6:414–465)» . Мир Востока . 43 (1). Ванденхук и Рупрехт (GmbH & Co. KG): 1–24. дои : 10.13109/wdor.2013.43.1.1 . ISSN 0043-2547 . JSTOR 23608127 . Проверено 18 сентября 2021 г.
- Арчи, Альфонсо (1997). «Исследования в пантеоне Эбла, II» . Ориенталия . 66 (4). GBPress - Григорианская библейская пресса: 414–425. ISSN 0030-5367 . JSTOR 43078145 . Проверено 3 августа 2021 г.
- Арчи, Альфонсо (2013). «Западно-хурритский пантеон и его предыстория» . В Коллинзе, Би Джей; Михаловски П. (ред.). За пределами Хатти: дань уважения Гэри Бекману . Атланта: Локвуд Пресс. ISBN 978-1-937040-11-6 . OCLC 882106763 .
- Арчи, Альфонсо (2015). Эбла и ее архивы . Де Грютер. дои : 10.1515/9781614517887 . ISBN 978-1-61451-716-0 .
- Арчи, Альфонсо (2019). «Самаган и апрельские мулы. Сирийские боги в шумерском обличии» Между Сирией и горной местностью: исследования в честь Джорджио Буччеллати и Мэрилин Келли-Буччеллати . Рим: Издательство Arbor Sapientiae. ISBN 978-88-31341-01-1 . OCLC 1137837171 .
- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . Академическое издательство Фрибура. ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Ассманн, Ян (1992). «Когда правосудие терпит неудачу: юрисдикция и проклятие в Древнем Египте и на Ближнем Востоке» . Журнал египетской археологии . 78 . Общество исследования Египта: 149–162. дои : 10.2307/3822069 . ISSN 0307-5133 . JSTOR 3822069 . Проверено 18 сентября 2021 г.
- Бекман, Гэри (2002). «Пантеон Эмара» . Сильва Анатолика: Анатолийские исследования, подаренные Мачею Попко по случаю его 65-летия . Варшава: Агаде. hdl : 2027.42/77414 . ISBN 83-87111-12-0 . OCLC 51004996 .
- Бёк, Барбара (2015). «Древняя месопотамская религия: профиль богини исцеления». Религиозный компас . 9 (10). Уайли: 327–334. дои : 10.1111/rec3.12165 . hdl : 10261/125303 . ISSN 1749-8171 . S2CID 145349556 .
- Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998), «Nin-ekisiga» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 24 августа 2022 г.
- Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998a), "NIN-ĝa'uga" , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 24 августа 2022 г.
- Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998b), " д NIN.IN.DUB" , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 24 августа 2022 г.
- Да Рива, Росио (2010). «Династические боги и любимые боги нововавилонского периода» . Концепции королевской власти в древности: материалы исследовательского семинара Европейского научного фонда, проходившего в Падуе с 28 ноября по 1 декабря 2007 г. Падуя Вайнона Лейк, Индиана: SARGON Editrice e Libreria Распространяется Eisenbrauns. ISBN 978-88-95672-01-4 . OCLC 664134580 .
- де Бур, Риентс (2021). «Исследования древних вавилонских царей Исина и их династий с обновленным списком названий годов Исина». Журнал ассириологии и ближневосточной археологии . 111 (1). Вальтер де Грюйтер ГмбХ: 5–27. дои : 10.1515/za-2021-0003 . ISSN 1613-1150 . S2CID 235779493 .
- о Млечном Вязе, Грегори; Роу, Игнасио Маркес (2014). Заклинания и антиколдовские тексты из Угарита . Исследования древних записей Ближнего Востока (SANER). Де Грютер. ISBN 978-1-61451-492-3 . Проверено 25 августа 2022 г.
- Фелиу, Луис (2003). Бог Даган в Сирии бронзового века . Лейден Бостон, Массачусетс: Брилл. ISBN 978-90-04-13158-3 . OCLC 52107444 .
- Гельб, Игнас Дж. (1938). «Собаки Никаравы» . Американский журнал семитских языков и литератур . 55 (2). Издательство Чикагского университета: 200–203. doi : 10.1086/amerjsemilanglit.55.2.3088096 . ISSN 1062-0516 . JSTOR 3088096 . S2CID 170093750 . Проверено 18 сентября 2021 г.
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-80-3 . ОСЛК 27813103 .
- Харрис, Ривка (1975). Древний Сиппар: демографическое исследование древневавилонского города, 1894–1595 гг. До н.э. Издано Голландским историко-археологическим институтом в Стамбуле. Нидерландский историко-археологический институт . Проверено 25 августа 2022 г.
- Хаттер-Браунсар, Сильвия (2019). «Die Gottheit Nikarawa в Каркамише». Грозный и хеттский. Первые сто лет . Культура и история Древнего Ближнего Востока (на немецком языке). Том. 107. Брилл. стр. 518–530. дои : 10.1163/9789004413122_030 . ISBN 9789004413122 . S2CID 213448417 .
- Креберник, Манфред (1997), "Meme (-šaga)" , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 28 июля 2021 г.
- Лиггетт, Рената М. (1982). «Древняя Терка и ее храм Нинкаррак: раскопки пятого и шестого сезонов» . Бюллетень Ближневосточного археологического общества .
- Литке, Ричард Л. (1998). Реконструкция списков ассиро-вавилонских богов, AN: д А-ну-умм и АН:Ануша Амели (PDF) . Нью-Хейвен: Йельская вавилонская коллекция. ISBN 978-0-9667495-0-2 . OCLC 470337605 .
- Мурат, Лейла (2009). «Богиня Ишара» . Университет Анкары, факультет языков, истории и географии, исторический факультет, журнал исторических исследований . 45 .
- Поттс, Дэниел (1999). Археология Элама: становление и трансформация древнего иранского государства . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-511-48961-7 . OCLC 813439001 .
- Сиббин-Плантолт, Ирен (2022). Образы месопотамских божественных целителей. Богини-исцелители и легитимизация профессиональных асу на медицинском рынке Месопотамии . Бостон: Брилл. ISBN 978-90-04-51241-2 . OCLC 1312171937 .
- Тарача, Петр (2009). Религии второго тысячелетия Анатолии . Харрасовиц. ISBN 978-3447058858 .
- Винхоф, Клаас Р. (2018). «Семейный Бог в древневавилонских и особенно в древнеассирийских источниках» . Revue d'assyriologie et d'archéologie orientale (112): 49–90. дои : 10.3917/сборка.112.0049 . ISSN 0373-6032 . Проверено 26 августа 2022 г.
- Вагенсоннер, Клаус (2008). «Путешествие Нин-Исины (к) в Ниппур. Еще раз о двуязычном божественном путешествии» . Венский журнал для познания Востока . 98 . Кафедра востоковедения Венского университета: 277–294. ISSN 0084-0076 . JSTOR 23861637 . Проверено 26 августа 2022 г.
- Вестенхольц, Джоан Г. (2010). «Нинкаррак – аккадская богиня в шумерском обличии». О богах и людях . Брилл. стр. 377–405. дои : 10.1163/9789004187474_020 . ISBN 9789004187481 .
- Вильгельм, Гернот (1989). Хурриты . Уорминстер, Англия: Арис и Филлипс. ISBN 978-0-85668-442-5 . ОСЛК 21036268 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Храм Нинкаррак на terqa.org , веб-сайте, документирующем раскопки, проведенные в Терке совместной американской экспедицией в период с 1976 по 1986 год.
- Фигурки животных от Terqa