Jump to content

Нинкарс

Нинкарс
Божественный врач
Изображение богини медицины на кудурру включает в себя собаку.
Главный культовый центр Сиппер , Терка
Символ собака
Генеалогия
Родители Ану и Ураш
Супруга обычно нет,
но иногда Пабилсаг
Дети Кровь
Эквиваленты
Исин эквивалент Это было предназначено
Умма-эквивалент Сахар
Ниппурский эквивалент Нинтинугга
Лувийский эквивалент Никарагуа

Нинкаррак ( аккадский : 𒀭𒊩𒌆𒋼𒀀𒊏𒀝 , д nin-kar-ra-ak ) — богиня медицины, которой поклонялись главным образом в северной Месопотамии и Сирии . Было высказано предположение, что ее имя происходит либо от аккадского языка , либо от неопознанного языка-основы, на котором, возможно, говорят в некоторых частях современной Сирии , а не от шумерского языка . Предполагается, что непоследовательная орфография отражает попытки древних ученых сделать ее более похожей на шумерские теонимы . Наиболее засвидетельствованные храмы, посвященные ей, существовали в Сиппаре (в современном Ираке ) и в Терке (в современной Сирии ). Находки раскопок, проведенных на месте последнего, были использованы как свидетельства для более точной датировки истории региона. Дальнейшие свидетельства доступны из северной Месопотамии , включая царство Апум , Ассирию и область Диялы , из различных южных месопотамских городов, таких как Ларса , Ниппур и, возможно, Урук , а также из Угарита и Эмара . Возможно, что упоминания о «Нинкаре» в текстах Эблы и Никаравы , засвидетельствованные в лувийских надписях из Каркемиша, относились к Нинкарраку.

Как и ряд других богинь-целителей, Нинкаррак описывалась как божественный врач . Она разделила свою роль в месопотамском пантеоне с такими божествами, как Гула , Нинисина , Нинтинугга и Бау . Собаки часто ассоциируются с Нинкаррак и интерпретируются как символ ее, а также множества других божественных богинь-врачей. Хотя иногда ее отождествляли с другими подобными божествами, некоторые черты были для нее уникальными. Вместе с распространением свидетельств ее культа они служат указанием на то, что, даже будучи частично синкретизированными , отдельные месопотамские богини медицины имели разное происхождение. Вполне возможно, что Нинкаррак превратилась в богиню исцеления только потому, что она уже ассоциировалась с болезнью в формулах проклятий, в которых она часто появляется еще в Аккадской империи . В контексте этих текстов ее можно было бы поставить в пару с Ишхарой .

Имя и происхождение

[ редактировать ]

Хотя стандартное написание имени Нинкаррака — д нин -кар-ра-ак , он не засвидетельствован ранее второго тысячелетия до нашей эры, а орфография текстов демонстрирует определенную степень разнообразия клинописных . [ 1 ] Написания периода Ура III включают д нин-кар 7 и д нин-кар-ра , тогда как в текстах древневавилонского периода встречаются такие формы, как д нин-кар , д нин-кар-ра , д нин-кар-ак , д нин-ни-ка-ра-ак , д нин-кар-ак , д нин-дар-ра (из Мари) и, возможно, д Нин-дар-ра-ак и д нин-кар 2 может быть найден. [ 2 ] В Угарите ее имя записывалось как ни-ка-рак х (рик 2 ) , тогда как в заклинании из Алалаха поврежденное имя было восстановлено ориентировочно как не-ни-ка-ра-ак . [ 3 ] Еще два написания, д нин-кар 2 -ра-ак(-а) 2 и д nin-ka-rak появляется в нововавилонских источниках, несмотря на то, что стандартное написание обычно последовательно использовалось на протяжении всего средневавилонского периода . [ 3 ] Логографическое , написание имени д NIN.IN.DUB, вероятно, происходит от д НИН.ИН, использовался для обозначения имени другой богини медицины, Нинисины , хотя, по мнению Антуана Кавиньо и Манфреда Креберника, вторая и менее вероятная возможность состоит в том, что оно было основано на связи с термином indub , « насыпь ». [ 4 ] В списке божеств Ан = Анум также упоминается Нинекисига, которую, возможно, следует понимать как «госпожа дома погребальных подношений », как альтернативное имя Нинкаррак. [ 5 ]

Этимология теонима Нинкаррак неизвестна. [ 6 ] [ 1 ] Ранний ассириолог Кнут Таллквист понимал это как топографическое имя «Леди ( Нин ) Каррака». [ 6 ] Уильям У. Халло , развивая это предложение, предположил, что оно могло быть получено от названия города Ларак , что потребовало бы использования гипотетической формы Лакрак в какой-то момент, что в конечном итоге привело к написанию Каррак, хотя это Предложение было критически оценено Манфредом Креберником. [ 7 ] Торкильд Якобсен предположил, что это слово происходит от родительного падежа шумерского слова kar гавань », « пристань ») в 1970-х годах. [ 6 ] Эту точку зрения разделяют и ряд других исследователей. [ 3 ] Морис Ламберт в 1950-х годах и Петр Штайнкеллер в 1990-х предположили, что имя Нинкаррака было намеком на проституцию , утверждая, что его можно примерно перевести как «тот, кто «занимается» гаванью», в их предложении понимать а как синоним слова «проститутка». [ 8 ] Ирен Сиббин-Плантолт отмечает, что прошлая популярность этого предложения основывалась на предположении, что богини были связаны с предполагаемой практикой « храмовой проституции ». [ 3 ] Джоан Гудник Вестенхольц отвергла эту точку зрения из-за отсутствия связи со сферой деятельности Нинкаррака. [ 9 ] Дуглас Фрейн предположил, что это имя было фонетическим аккадским переводом шумерского nin-gir-ak , «Леди скальпеля » (где ak окончание родительного падежа ), хотя эта точка зрения обычно считается неправдоподобной. [ 7 ] Сиббин-Плантолт предлагает происхождение от нин-кара 2 Нинкаррака . , «Госпожа в траурной ткани», что, по ее мнению, соответствует « пограничности » [ 3 ] хотя в своем обзоре прошлых исследований по этому вопросу она в конечном итоге приходит к выводу, что ни одно из предложений не может быть принято с уверенностью, и согласна с мнением о том, что изменчивая орфография и очевидное отсутствие связи между значением знака «КАР» и Характер Нинкаррак может указывать на то, что ее имя не шумерского происхождения. [ 10 ] Вестенхольц, который также поддержал эту точку зрения, отметил, что имя Нинкаррака отсутствует в глоссариях диалектических форм эмесала , чего можно было бы ожидать от шумерского теонима: [ 9 ] хотя этот аргумент не принимается Сиббингом-Плантхолтом как убедительное доказательство. [ 11 ] Вестенхольц утверждал, что это имя имело иностранное происхождение (во многом похожее на имена Тишпака или дилмунитских божеств Инзака и Мескилака ), а добавление знака НИН должно было сделать его похожим на шумерские теонимы. [ 9 ] который часто начинался с этого знака (примеры включают Нингирсу и Нинисину ). [ 12 ] Эту точку зрения также поддерживает Сиббин-Плантхольт, который заключает, что шумерский облик имени «мог (...) быть тщательно создан учеными, которые пытались придать богине значимое положение в религиозных рамках». [ 11 ] Вестенхольц предположил, что Нинкаррак мог изначально быть одним из божеств, чьи имена принадлежат предложенному субстрату , первоначально предложенному Альфонсо Арчи. [ 13 ] Утверждалось, что ряд божеств, известных из источников из различных древних городов, расположенных на территории современной Сирии, носят имена, первоначально пришедшие из неизвестного языка, предшествовавшего эпохе преобладания носителей семитских языков и хуррита . в регионе [ 14 ] [ 15 ] Предлагаемая категория божеств «сирийского субстрата» включает ряд божеств, по большей части впервые засвидетельствованных в Эбле: Кура , Барама , Хадабал , Адамма , Ишхара , Аштаби , а также Кубаба . [ 16 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 17 ] Даган , главное божество верхнего Евфрата , в некоторых недавних исследованиях также рассматривается как «субстратное» божество из-за неправдоподобности различных предложенных этимологий его имени. [ 18 ]

Согласно предложению Вестенхольца, территория, где первоначально поклонялись Нинкарраку, «могла находиться в бассейне реки Хабур , одна сторона треугольника, образованного рекой Хабур, заканчивающейся в Терке , а другая сторона — рекой Тигр , заканчивающейся в Аккаде ». [ 13 ] Однако общепринято, что место происхождения Нинкаррака следует считать неопределенным в свете имеющихся доказательств. [ 19 ]

Эблайте Нинкар

[ редактировать ]

Джоан Гудник Вестенхольц предположила, что имя «Нинкар», засвидетельствованное в текстах из Эблы , означает Нинкаррак, а не одноименную, но более неясную южно-месопотамскую богиню дневного света. [ 13 ] Случайное сокращение имени Нинкаррака до «Нинкар» известно также из месопотамских источников. [ 6 ] Эту теорию принимает и Альфонсо Арчи, который отмечает, что отождествление эблаитской Нинкар с второстепенной шумерской богиней дневного света затрудняет объяснение того, почему преданность ей относительно распространена, например, среди женщин королевского дома. [ 20 ] Ирен Сиббин-Плантолт также предполагает, что в Эбле поклонялись Нинкарраку. [ 21 ]

Лувийский Никарагуа

[ редактировать ]

Возможно, что Нинкаррак под именем Никарава ( д ни-ка+ра/и-ва/и-са 2 [ 3 ] ), появляется в иероглифической лувийской надписи из Каркемиша , в которой содержится просьба к собакам богини сожрать всякого, кто повредит написанный памятник. [ 22 ] Отождествление Никаравы с Нинкарраком имеет долгую историю в современной науке. [ 3 ] Игнас Гельб уже предложил это в своем переводе надписи Кархемиша в 1938 году. [ 23 ] Этот перевод был оспорен в недавней публикации Сильвии Хаттер-Браунсар: [ 24 ] хотя по состоянию на 2022 год идентификация Никаравы как альтернативного написания имени Нинкаррака все еще считается правдоподобной. [ 3 ]

Характер

[ редактировать ]

Нинкаррак считалась богиней-целителем и действовала как божественный врач. [ 25 ] Свидетельства из списков божеств, таких как Ан = Анум, указывают на то, что богословы воспринимали ее как стандартную аккадскую богиню медицины. [ 26 ] Шурпу называет ее «великой докторшей» ( азугаллату ). [ 27 ] Месопотамские богини, связанные с медициной, изображались в литературных текстах как хирурги, очищающие раны и накладывающие повязки. [ 25 ] Одно исцеляющее заклинание призывает Нинкаррака с помощью формулы «Пусть Нинкаррак перевяжет тебя своими нежными руками». [ 28 ] Считалось, что другой ее областью деятельности был экзорцизм . [ 29 ] Как впервые засвидетельствовано в текстах древнеассирийского периода , ее можно было призывать, чтобы отогнать демона Ламашту . [ 29 ] что также засвидетельствовано для Нинисины и может указывать на то, что богини-целители рассматривались как хранительницы беременных женщин, а также матерей и новорожденных, которые, согласно месопотамским верованиям, представляют собой демографические группы, которым это существо особенно угрожает. [ 30 ] Примечательно, однако, что Нинкаррак не описывалась как божественная акушерка . [ 19 ]

Нинкаррак также использовался в проклятиях. [ 31 ] В этом качестве ее умоляли причинить потенциальным нарушителям различные болезни, из-за чего Ян Ассманн называл ее «богиней болезней». [ 32 ] Ирен Сиббин-Плантолт доходит до того, что предполагает, что Нинкаррак, возможно, был в первую очередь божеством проклятия и приобрел связь с исцелением только как продолжение этой роли. [ 33 ] Она уже появляется в формуле проклятия времен правления Нарам-Сина из Аккада . [ 34 ] Вавилонский царь Хаммурапи призвал Нинкаррак в формуле проклятия. [ 35 ] на одной из своих стел , называя ее «богиней, которая продвигает мое дело в храме Экур » и умоляя ее наказать любого, кто повреждает памятники болезнями, «которые врач не может диагностировать». [ 36 ]

Часто упоминались собаки Нинкаррака, которых считали устрашающими. [ 37 ] можно идентифицировать на тюленях Сиппара Ее по наличию этих животных. [ 38 ] Статуэтка собаки была найдена при раскопках ее храма в Терке . [ 39 ] Однако, по словам Сиббинга-Плантхольта, неясно, обязательно ли связь Нинкаррак с собаками отражает ее роль как исцеляющего божества, а может вместо этого отражать пограничный характер собак в месопотамских верованиях. [ 40 ]

Ассоциации с другими божествами

[ редактировать ]

Нинкаррак обычно не сочетался с мужскими божествами. [ 41 ] хотя иногда она появляется в сочетании с Пабилсаг , который также мог выступать в роли мужа других богинь медицины. [ 42 ] Они появляются вместе на двух печатях древневавилонского периода . [ 41 ] Ану всегда считалась отцом Нинкаррака, в то время как ее матерью была Ураш , что указывает на то, что ее происхождение считалось идентичным происхождению Нинисины , другой богини-целительницы. [ 43 ] Сын последней богини, Даму , иногда считался ребенком Нинкаррака. [ 42 ] Они появляются вместе в заклинаниях . [ 28 ] Однако, за исключением единственного двуязычного текста, Нинкаррак никогда не был связан с дочерью Нинисины, Гунурой . [ 42 ]

Список божеств Ан = Анум приравнивает богиню НИН -ĝa'uga (чтение первого знака неясно, возможно, эреш и эги ), жену бога Лугалаббы , с Нинкарраком, хотя в словаре Эмесала она вместо этого соответствует Гуле , текст, где в разных экземплярах ее имя чередуется с именем Нинмуг . Известен также [ 44 ]

Ирен Сиббин-Плантхольт отмечает, что можно провести параллели между ролями Нинкаррака и радужной богини Манзат в договорах. [ 31 ]

В гимне , посвященном Наная , эта богиня сравнивает себя с Нинкарраком. [ 45 ]

Хурро-хеттский рельеф из Язылыкая с изображением Ишхары.

Многочисленные источники подтверждают существование связи между Нинкараком и Ишхарой . [ 13 ] богиня, впервые описанная в источниках из Эблы , которой позже поклонялись различные культуры Месопотамии, а также хурриты и хетты. [ 46 ] Считалось, что она способна как причинять, так и, если ее успокоить, лечить болезни. [ 47 ] но она также выполняла функции богини любви [ 48 ] и был связан с подземным миром и, как следствие, с богиней Аллани . [ 49 ] Примеры текстов, в которых Ишхара упоминается вместе с Нинкарраком, включают древнеассирийский договор, [ 13 ] предлагая списки из Сиппара и Мари, и особенно, в формулах проклятий. [ 50 ] Кроме того, оба появляются в договоре Нарам-Сина с Эламом , хотя и не рядом друг с другом. [ 13 ] Джоан Гудник Вестенхольц предположила, что связь между божествами была основана на их общем происхождении на территории современной Сирии. [ 13 ] в то время как Ирен Сиббин-Плантхольт в более широком смысле называет их обоих тем, кому поклоняются на «западных и восточных окраинах Месопотамии», и называет это причиной. [ 39 ] Она также предполагает, что, поскольку Нинкаррак ассоциировался с собаками, а Ишхара — со змеями или скорпионами , они могли восприниматься как взаимодополняющие божества из-за их животных символов. [ 40 ]

Имя Меме приписывается как Ишхаре, так и Нинкарраку в соответствующих разделах списка божеств Ан = Анум . [ 51 ]

Другие богини-целители

[ редактировать ]

Помимо Нинкаррака, к месопотамскому пантеону принадлежало множество других богинь-целителей , в том числе Нинисина (из Исина ), Нинтинугга (из Ниппура ), Гула (возможно, родом из Уммы ) и Бау . [ 52 ] Хотя они сформировали взаимосвязанную сеть, [ 53 ] и могут рассматриваться как эквиваленты или объединены, [ 54 ] все они изначально были отделены друг от друга. [ 55 ] Различия между отдельными божествами были особенно выражены в сфере культа , в отличие от богословия. [ 37 ] В списке Вейднера Нинкаррак, Гула и Нинисина встречаются отдельно друг от друга, что указывает на то, что на момент его составления они рассматривались как отдельные друг от друга. [ 55 ] Однако, как отметила Джоан Гудник Вестенхольц, изучение Нинкаррака как независимого божества, тем не менее, игнорировалось в ассириологии в прошлом, без каких-либо специальных исследований, опубликованных в период с 1918 по 2010 год, и без отдельной записи в Reallexikon der Assyriologie und Vorderasiatischen Archäologie . [ 56 ]

Нинкаррак обычно ассоциировался как с Гулой, так и с Нинисиной, которые в некоторой степени были взаимозаменяемыми. [ 57 ] Связь между ней и последней из этих двух богинь впервые засвидетельствована в период Ура III . [ 58 ] В двуязычных текстах Нинкаррак часто фигурирует в аккадском варианте, а Нинисина — в шумерском . [ 59 ] Одним из примеров является текст, известный как « Путешествие Нинисины в Ниппур» . [ 60 ] В позднем гимне Нинисиной Нинкаррак появляется как одно из ее имен, описываемое как be-let rik-si up-ša 2 -she-e , «госпожа бинтов (и) магических действий». [ 61 ] Ирен Сиббин-Плантолт отмечает, что разница между соответствующими персонажами Нинкаррака и Нинисины заключается в том, что первый обычно не описывался как материнский, в отличие от второго. [ 61 ]

Синкретический гимн Гуле, написанный Буллуцой-раби где-то между 1400 и 700 годами до нашей эры. [ 54 ] приравнивает ее к ряду других богинь, включая Нинкаррак, а также Бау, Нинсун , Нанше , Нинигизибару и других. [ 62 ] При этом каждый раздел как бы сохраняет информацию об изначальном характере упомянутой в нем богини. [ 63 ] Тот, что посвящен Нинкарраку, не описывает ее способности целительницы, а скорее подчеркивает ее высокий статус. [ 64 ]

В версии литературного текста « Великое восстание против Нарам-Сина» из Мари Нинкаррак упоминается в связи с коронацией Ипур-Киши, хотя в другом экземпляре вместо него появляется Гула, а храм Эсабад, присутствующий в том же отрывке, принадлежал Нинисина. [ 41 ] Степень взаимозаменяемости между Нинкарраком и Нинисиной, а также между Нинкарраком и Гулой засвидетельствована в источниках из Сиппара . [ 59 ] как засвидетельствовано вариативное написание как топонимов, так и теофорических названий (например, один и тот же человек в одном документе фигурирует как «Пузур-Нинкаррак», в другом — как «Пузур-Гула»). [ 65 ] крупномасштабная миграция из Исина . По мнению Барбары Бёк, вполне возможно, что причиной этого явления была [ 66 ] Ирен Сиббин-Плантхольт отмечает, что, поскольку Нинкарраку поклонялись там дольше, чем двум другим богиням, свидетельства о которых гораздо реже, их имена, вероятно, на местном уровне считались ее « прозвищем ». [ 59 ] Столь же тесная связь между Нинкарраком и Гулой в остальном не подтверждена. [ 67 ] Разница между ними была выявлена ​​на основе формул проклятий, в которых только Нинкаррак призывался для наведения неизлечимых болезней. [ 19 ]

В Мари Какка, по-видимому, местная богиня-целительница, ассоциировалась с Нинкарраком, но также и с Ниншубуром . [ 68 ] Эта местная богиня считается отличной от Какки , суккала Аншара , который известен из списка божеств Ан = Анум (где бывшая Какка появляется в разделе Нинкаррака) и из более позднего мифа Энума Элиш . [ 69 ]

Поклонение

[ редактировать ]

Самое старое достоверное свидетельство о Нинкарраке встречается в договоре между Нарам-Сином из Аккада и эламским правителем . [ 1 ] По словам Дэниела Т. Поттса, она является одним из четырех божеств шумеро-аккадского пантеона, упомянутых в нем, остальные четыре — Нинурта , Илаба , Ишхара и Манзат , а остальные двадцать шесть — эламитские и включают, среди прочих, Иншушинак , Хумбан , Хутран , Пиникир и Симут . [ 70 ] Ее включение могло указывать на принадлежность ее к государственному пантеону Аккадской империи . [ 42 ] хотя также возможно, что ее включение зависело от присутствия ее культа в районах, граничащих с Эламом. [ 39 ] Ряд дальнейших возможных ранних упоминаний сомнительны, поскольку неясно, когда было написано д нин-кар относится к Нинкарраку, а когда и к богине дневного света Нинкар, которая считалась аналогом Аи . [ 1 ] Джоан Гудник Вестенхольц утверждала, что последний известен только из Гирсу , [ 34 ] в то время как Ирен Сиббин-Плантолт придерживается более осторожного подхода и приходит к выводу, что остается неясным, какая богиня имеется в виду в ранних источниках, таких как список божеств Абу Салабиха . [ 71 ] Другие определенные ранние свидетельства были идентифицированы в заклинаниях, надписях, теофорических именах и топонимах древнеаккадского периода и периода Ура III . [ 42 ] хотя в списках божеств имя Нинкаррака не упоминается до периода Старого Вавилона . [ 9 ]

Потягивая

[ редактировать ]

Поклонение Нинкарраку хорошо засвидетельствовано в источниках из Сиппара . [ 72 ] хотя неясно, присутствовала ли она в местном пантеоне до периода Старого Вавилона или же она была введена туда только во время правления Иммерума, возможно, из области Диялы . [ 73 ] Посвященный ей храм существовал здесь уже в древневавилонский период. [ 74 ] Он носил церемониальное название Эулла, «дом радости». [ 75 ] Храм мог иметь собственность в городе, о чем свидетельствует упоминание о поле Нинкаррак. [ 74 ] [ 72 ] Имя года Бунтахтун-ила, местного правителя Сиппара, современника Сумулаэля , утверждает, что он принес лилиссу . в ее храм барабан [ 76 ] Ее именем названы ворота и район города. [ 59 ] Она также встречается в теофорных именах, таких как Пузур-Нинкаррак и Силли-Нинкаррак. [ 77 ] носитель последнего имени был писцом во времена правления Хаммурапи Вавилонского Один . [ 78 ]

В источниках из средневавилонского Сиппара ее имя встречается только на единственной надписи на кудурру (пограничном камне), в которой говорится, что если кто-либо нарушит перечисленные правила, Нинкаррак «заберет его семя». [ 79 ] Свидетельства касситского и среднего вавилонского периодов в целом нечасты: ее имя упоминается только на трех кудурру , никогда не в явной связи с конкретной изображенной фигурой, а также на одной печати . [ 80 ]

Нововавилонский царь Навуходоносор II , правивший с 605 по 562 год до нашей эры. [ 81 ] видимо был предан Нинкарраку [ 79 ] и восстановил Юллу. [ 75 ] В настоящее время известно восемь экземпляров надписи, посвященной этому событию. [ 82 ] Царь заявляет, что Мардук поручил ему отремонтировать его, и описывает его предыдущее состояние следующим образом: «Храм не содержался в хорошем состоянии, так что его план стерся, а очертания стали неузнаваемы, покрыты пылью. , (которые) больше не назывались вместе со святилищами богов, (чьи) регулярные приношения были прекращены, о них перестали упоминать, хлебные приношения были прекращены». [ 83 ] Он также построил храмы, посвященные Нинкарраку, в Борсиппе и Вавилоне . [ 79 ] Последний, Эхурсагсикилла, [ 84 ] «дом, чистая гора», сохранившийся еще в парфянский период . [ 85 ] Вместо этого в ряде источников он называется храмом Гулы . [ 84 ] Эндрю Р. Джордж называет его принадлежащим «Гула-Нинкарраку» и предварительно предполагает, что это был тот же молитвенный дом, что и Эгалмах. [ 85 ] Джоан Гудник Вестенхольц описывает храм в Борсиппе аналогичным образом. [ 84 ]

Нинкаррак также присутствовал в пантеоне среднего Евфрата . [ 66 ] В Мари она появляется в списке божеств и подношений им времен правления Зимри-Лима, а также в лечебных заклинаниях. [ 86 ] Особенно сильно она была связана с близлежащей Теркой . [ 87 ] [ 86 ] Храм, раскопанный в этом городе, был идентифицирован как храм, посвященный Нинкарраку. Идентификация была основана на находках, которые включают табличку со списком подношений, начинающимся с ее имени (скорее всего, использовавшуюся в качестве ориентира поддерживающими его священниками), а также печати, упоминающие ее, и другие эпиграфические свидетельства. [ 87 ] Среди раскопанных предметов оказалось 6637 бус. [ 88 ] изготовлены из различных материалов ( агат , сердолик , гипс , гематит , лазурит и горный хрусталь ), в том числе в форме животных (лягушка, корова и утка), а также девяти [ 89 ] в египетском стиле Скарабеи , вероятно, предназначались для подношения Нинкарраку или были храмовым хранилищем. [ 90 ] [ 89 ] Внутри храма археологи также нашли несколько небольших бронзовых фигурок собак. [ 87 ] В ходе дальнейших раскопок были дополнительно обнаружены церемониальный топор и ятаган с религиозной надписью, упоминающей Нинкаррак, оба сделаны из бронзы . [ 91 ]

Раннее заселение сооружения датируется примерно тем же периодом правления трех королей Терки:

  • Ядих-абу, современник Самсуилуны Вавилонского , . побежденный последним в 1721 г. до н. э [ 92 ]
  • Каштилиаш, первоначально оценивавшийся как правящий ок. 1690 г. до н. э. [ 92 ] На основе более тщательного анализа артефактов также была предложена дата позднее 1650 г. до н.э. [ 93 ] Бусы, вероятно, служившие храмовым хранилищем, были специально приурочены к его правлению. [ 92 ] Его имя имеет касситское происхождение. [ 94 ]
  • Шунухру-амму, постановление ок. По первоначальным оценкам, 1650 г. до н.э. [ 92 ]

Однако храм продолжал использоваться и позже. [ 92 ] и археологи предполагают, что храм несколько раз перестраивался. [ 88 ]

Скарабеи из храма Нинкаррак считаются находкой особой археологической важности, поскольку они представляют собой самое восточное известное место, где такие предметы были найдены в запечатанном отложении, датируемом древневавилонским периодом . [ 88 ] Раскопки позволили датировать артефакты с относительной точностью, поскольку некоторые особенности, очевидные в них, не засвидетельствованы ранее 1650-1640 гг. до н.э. (год правления Пятнадцатой династии Египта ). [ 95 ] Начертанные на них иероглифы из считаются «плохо выполненными и иногда неправильно понятыми», что указывает на левантийское, а не египетское происхождение, причем подобные иероглифы известны Библоса , Сидона и Угарита . [ 95 ]

Другие месопотамские свидетельства

[ редактировать ]

В документах древнеассирийского периода упоминание о собственности храма , посвященного ей. Нинкаррак является единственной засвидетельствованной богиней-целительницей, и известно [ 96 ] Более поздние ассирийские источники, упоминающие ее, включают текст Такульту , в котором перечислены божества, которых царь приветствовал во время длительного ритуала, и ряд гимнов из Ассура . [ 22 ] хотя она не была главной богиней в этой области в первом тысячелетии до нашей эры. [ 80 ] В царстве Апум , также расположенном на севере Месопотамии в верхней долине Хабур , она была одним из божеств, к которым обращались в формулах клятв в договорах, и ее статуя могла присутствовать во время соответствующих церемоний. [ 97 ] Однако Клаас Р. Винхоф утверждает, что нельзя с уверенностью сказать, фигурирует ли Нинкаррак в документах этого королевства как местное божество или вместо этого она принадлежала пантеону другого участника договора. [ 98 ]

располагался храм Нинкаррака Где-то в районе реки Дияла , хотя его церемониальное название и точное местонахождение неизвестны. [ 99 ] Известно, что ей поклонялись в Шадуппуме , где в ее честь устраивали праздник с подношениями кунжутного масла, в Ишдали, где она засвидетельствована в заклинаниях, и в Нузи , где она появляется в теофорических именах (Нинкаррак-умми и Нинкаррак-Шилли). [ 100 ]

Нинкаррак также поклонялись в местах, более тесно связанных с культами других богинь-целительниц: у нее была небольшая часовня в Ниппуре (где главной богиней-целительницей была Нинтинугга ), и она также присутствует в небольшом количестве личных имен из Ниппура. [ 80 ] Также возможно, что ей поклонялись на месте в Исине . [ 101 ] Годовое имя одного из царей из династии Исина , Суен-магира , упоминает о рытье канала, названного в ее честь. [ 102 ]

Хотя в целом она редко упоминается в источниках из центральной части Месопотамии до конца древневавилонского периода, [ 103 ] спорадические упоминания о ней также известны из самых южных городов, особенно из Ларсы и Урука . [ 101 ] Однако в последнем случае единственным доказательством является письмо с формулой «как я не поворачиваюсь спиной к Нинкарраку, так и не поворачиваюсь спиной к вам», что может отражать лишь личную преданность автора или профессионального общине, к которой он принадлежал, и как таковое не обязательно подтверждает ее принадлежность к местному пантеону. [ 103 ]

За пределами Месопотамии

[ редактировать ]

Богиня, известная из текстов Эблы, которая может соответствовать Нинкарраку, Нинкару, [ 20 ] появляется в одном из списков приношений вслед за Решефом Хадани и его супругой Адаммой . [ 104 ] Также засвидетельствовано подношение ей булавы, хотя Альфонсо Арчи считает это необычным. [ 105 ]

Свидетельства о Нинкарраке известны из источников как в Эмаре , так и в Угарите в современной Сирии и, по мнению Джоан Гудник Вестенхольц, могут поддерживать теорию о том, что она возникла на северо-западе Месопотамии. [ 13 ] В Эмаре она не имела храма и не фигурирует в теофорных именах. [ 106 ] Формула проклятия призывает ее рядом с Ишхарой ​​и умоляет их обоих отреагировать, если кто-то повредит остальную часть текста, уничтожив «свое семя и его имя». [ 107 ] В Угарите она упоминается в медицинской формуле против болезней глаз, написанной на аккадском языке . [ 108 ] Предполагается, что оно имеет вавилонское происхождение. [ 109 ] Помимо Нинкаррака, формула также призывает Даму . [ 110 ] Оба они также упоминаются в заклинании против демона Ламашту из того же города, в данном случае вслед за парой Эа и Асаллухи . [ 111 ]

В копии мифа об Адапе из Амарны , предположительно являющейся частью школьной программы писцов, упоминается Нинкаррак. [ 112 ]

  1. ^ Перейти обратно: а б с д Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 106.
  2. ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , стр. 107–108.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 108.
  4. ^ Кавинье и Креберник 1998b , с. 386.
  5. ^ Кавинье и Креберник 1998 , с. 348.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д Вестенхольц 2010 , с. 380.
  7. ^ Перейти обратно: а б Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 109.
  8. ^ Вестенхольц 2010 , с. 380–381.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д Вестенхольц 2010 , с. 381.
  10. ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , стр. 109–110.
  11. ^ Перейти обратно: а б Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 110.
  12. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 6.
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Вестенхольц 2010 , с. 397.
  14. ^ Перейти обратно: а б Архи 1997 , с. 418.
  15. ^ Перейти обратно: а б Архи 2013 , с. 15.
  16. ^ Вильгельм 1989 , с. 55.
  17. ^ Тарача 2009 , с. 119.
  18. ^ Фелиу 2003 , стр. 278–287.
  19. ^ Перейти обратно: а б с Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 159.
  20. ^ Перейти обратно: а б Архи 2019 , с. 43.
  21. ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 107.
  22. ^ Перейти обратно: а б Вестенхольц 2010 , с. 390.
  23. ^ Гельб 1938 , с. 201.
  24. ^ Хаттер-Браунсар 2019 , стр. 518–530.
  25. ^ Перейти обратно: а б Бёк 2015 , с. 329.
  26. ^ Вестенхольц 2010 , с. 382.
  27. ^ Вестенхольц 2010 , с. 394.
  28. ^ Перейти обратно: а б Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 118.
  29. ^ Перейти обратно: а б Вестенхольц 2010 , с. 388.
  30. ^ Бёк 2015 , с. 330.
  31. ^ Перейти обратно: а б Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 111.
  32. ^ Ассманн 1992 , с. 159.
  33. ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , стр. 117–118.
  34. ^ Перейти обратно: а б Вестенхольц 2010 , с. 379.
  35. ^ Аллен 2013 , с. 7.
  36. ^ Вестенхольц 2010 , с. 377–378.
  37. ^ Перейти обратно: а б Вестенхольц 2010 , с. 395.
  38. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 252.
  39. ^ Перейти обратно: а б с Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 112.
  40. ^ Перейти обратно: а б Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 114.
  41. ^ Перейти обратно: а б с Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 117.
  42. ^ Перейти обратно: а б с д и Вестенхольц 2010 , с. 383.
  43. ^ Вестенхольц 2010 , с. 382–383.
  44. ^ Кавинье и Креберник 1998a , с. 361.
  45. ^ Вестенхольц 2010 , с. 393–394.
  46. ^ Мурат 2009 , с. 177.
  47. ^ Мурат 2009 , с. 183.
  48. ^ Тарача 2009 , с. 123.
  49. ^ Тарача 2009 , с. 124.
  50. ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , стр. 113–114.
  51. ^ Креберник 1997 , с. 56.
  52. ^ Вестенхольц 2010 , с. 395–396.
  53. ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 14.
  54. ^ Перейти обратно: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 100.
  55. ^ Перейти обратно: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 79.
  56. ^ Вестенхольц 2010 , с. 377.
  57. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 253.
  58. ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 127.
  59. ^ Перейти обратно: а б с д Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 116.
  60. ^ Вагенсоннер 2008 , с. 284.
  61. ^ Перейти обратно: а б Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 122.
  62. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 115.
  63. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 116.
  64. ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 278.
  65. ^ Вестенхольц 2010 , с. 385–386.
  66. ^ Перейти обратно: а б Бёк 2015 , с. 332.
  67. ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 160.
  68. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 273.
  69. ^ Litke 1998 , p. 25.
  70. ^ Поттс 1999 , с. 111.
  71. ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , стр. 106–107.
  72. ^ Перейти обратно: а б Вестенхольц 2010 , с. 385.
  73. ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , стр. 115–116.
  74. ^ Перейти обратно: а б Харрис 1975 , с. 152.
  75. ^ Перейти обратно: а б Джордж 1993 , с. 155.
  76. ^ Харрис 1975 , с. 4.
  77. ^ Харрис 1975 , с. 153.
  78. ^ Харрис 1975 , с. 162.
  79. ^ Перейти обратно: а б с Вестенхольц 2010 , с. 391.
  80. ^ Перейти обратно: а б с Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 119.
  81. ^ Из Рива 2010 , с. 45.
  82. ^ Из Рива 2010 , с. 55.
  83. ^ Из Рива 2010 , с. 56.
  84. ^ Перейти обратно: а б с Вестенхольц 2010 , с. 392.
  85. ^ Перейти обратно: а б Джордж 1993 , с. 102.
  86. ^ Перейти обратно: а б Вестенхольц 2010 , с. 387.
  87. ^ Перейти обратно: а б с Лиггетт 1982 , с. 14.
  88. ^ Перейти обратно: а б с Аренс 2010 , с. 431.
  89. ^ Перейти обратно: а б Аренс 2010 , с. 434.
  90. ^ Лиггетт 1982 , с. 16.
  91. ^ Лиггетт 1982 , с. 24.
  92. ^ Перейти обратно: а б с д и Лиггетт 1982 , с. 23.
  93. ^ Аренс 2010 , стр. 435–436.
  94. ^ Аренс 2010 , с. 433.
  95. ^ Перейти обратно: а б Аренс 2010 , с. 435.
  96. ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 113.
  97. ^ Вестенхольц 2010 , с. 384.
  98. ^ Винхоф 2018 , с. 82.
  99. ^ Джордж 1993 , с. 168.
  100. ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , стр. 111–112.
  101. ^ Перейти обратно: а б Вестенхольц 2010 , с. 386.
  102. ^ де Бур 2021 , с. 23.
  103. ^ Перейти обратно: а б Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 115.
  104. ^ Архи 2015 , с. 601.
  105. ^ Арки 2015 , стр. 585–586.
  106. ^ Бекман 2002 , с. 51.
  107. ^ Вестенхольц 2010 , с. 389.
  108. ^ Вестенхольц 2010 , с. 389–390.
  109. ^ Олмо Лете и Роу, 2014 , с. 69.
  110. ^ Олмо Лете и Роу, 2014 , с. 70.
  111. ^ Олмо Лете и Роу, 2014 , с. 45.
  112. ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 120.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f539783ad2e0acf6d37df55ce4502816__1717840560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f5/16/f539783ad2e0acf6d37df55ce4502816.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ninkarrak - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)