Нинигизибара
Ты поглощен собой | |
---|---|
Божественное изображение балаг инструмента | |
![]() Копия одной из лир Ура , предположительно являющаяся образцом инструмента бала . Музей Ирака . | |
Главный культовый центр | Люди , Урук |
Нингизибара , также известный как Игизибара [ 1 ] и Нингизиппара , [ 2 ] была месопотамской богиней , связанной с инструментом бала , который обычно считается разновидностью лиры . Ее можно было рассматривать и как физический инструмент, и как второстепенное божество. В обоих случаях она ассоциировалась с богиней Инанной . Также засвидетельствована связь между ней и богиней медицины Гулой , и вполне возможно, что она сама могла служить второстепенным божеством-целителем.
Характер
[ редактировать ]означает «уважаемая женщина» Имя Нинигизибара, скорее всего, по -шумерски . [ 2 ] Другой вариант — перевести это как «дама с благородным взглядом». [ 3 ] В Умме имя писалось без знака НИН , а богиню называли Игизибара, «хорошо уважаемая». [ 2 ] В марийских текстах обычное написание — Нингизиппара. [ 2 ]
Нинигизибара было одновременно именем богини и отдельных инструментов, помещенных во многих храмах Инанны . [ 2 ] Представленным ею инструментом был балаг . [ 4 ] Точное значение этого шумерского термина является предметом научных дискуссий, хотя общепринято считать, что он относился в первую очередь к типу струнного инструмента . [ 5 ] Некоторые переводчики, например Вольфганг Хеймпель, предпочитают интерпретировать balaĝ как арфу . [ 2 ] но Ури Габбай утверждает, что имеющиеся доказательства делают более вероятным, что это была лира . [ 6 ] Этот вывод также поддерживает Далия Шехата, которая указывает, что возможные ссылки на двух человек, играющих на балах одновременно, делают более правдоподобной интерпретацию его как большой стоячей лиры, а не как арфы. [ 7 ] Аргумент, напротив, зависит от прочтения арфаподобного архаического клинописного знака как аналога более позднего знака БАЛАГ, относящегося к инструменту, что остается недоказанным. [ 6 ] Лиры с Королевского кладбища в Уре были идентифицированы как возможный пример балага . [ 8 ] Хорошо известно использование этого инструмента во время похорон. [ 8 ] Балаг также представлял собой разновидность молитв, сопровождаемых музыкой, что позже привело к использованию этого термина для обозначения другого связанного с ними инструмента, типа литавр , называемого лилиссу . [ 9 ] Однако сама Нинигизибара никогда не считалась барабаном. [ 7 ]
Название должности, которую занимал Нинигизибара при дворе Инанны, было написано клинописью как ГУ 4 .БАЛАГ, что дословно можно перевести с шумерского как «балаг-бык». [ 10 ] скорее всего, это отсылка к украшениям в форме быка на звуковой коробке инструмента. [ 11 ] Однако знаки служили также логографическим написанием аккадского слова мундалку , «советник» или «советник». [ 10 ] Аналогичным термином был ad-gi 4 -gi 4 , который также мог обозначать как тип божества, так и инструмент баладж . [ 12 ] Ури Габбай характеризует роль божеств, обозначенных как мундалку, как роль «второстепенных богов, которые участвуют в обсуждениях великих богов, представляющих человечество». [ 10 ] и отмечает, что, скорее всего, считалось, что они «успокаивают разгневанное сердце божества», подобно связанной с ними музыке. [ 4 ]
Нинигизибара как богиня медицины
[ редактировать ]В » Буллуца-раби Нигизибара «Гимне Гуле является одним из божеств, синкретизированных с одноименной богиней медицины. [ 13 ] Среди других богинь, упомянутых в нем, — Нинтинугга , Нинкаррак , Бау , Унгаль-Нибру, Нинсун и Нинлиль . [ 13 ] Вольфганг Хеймпель утверждает, что невозможно, чтобы в этом отрывке подразумевалась та же самая богиня, что и божественный музыкант. [ 14 ] Однако, как указывает Джоан Гудник Вестенхольц , Нинигизибара была связана как с Инанной (под именем Нинибгал), так и с Гулой в Умме, где она принимала участие в процессии обеих этих богинь в Забалам . [ 13 ] Она предположила, что это может быть признаком того, что связь между ней и Гулой имеет давнюю историю. [ 13 ] Барбара Бёк также считает вероятным, что существовал только один Нинигизибара, связанный как с Инанной, так и с Гулой. [ 15 ] Она отмечает, что лекарственное растение бушану также называли «собакой Нинигизибарры». [ 16 ] Его связь с Гулой хорошо засвидетельствована. [ 17 ] и ее тоже можно было бы назвать «собакой Гулы». [ 18 ] Его название было омонимом слова, обозначающего болезнь, [ 19 ] скорее всего дифтерия . [ 20 ] Бёк также отмечает, что Нинизигибара также засвидетельствована в связи с другой богиней медицины, Нинисиной, божеством-покровителем Исина, чье окружение в некоторой степени совпадает с окружением Инанны. [ 21 ] [ а ] Были предприняты попытки доказать, что Нинигизибара изначально принадлежала к кругу Нинисины, а не Инанны, и была связана с последней только через синкретизм между этими двумя богинями, но доказательства, подтверждающие это предложение, ограничены. [ 3 ]
Поклонение
[ редактировать ]Нинигизибарре в основном поклонялись в Уруке и Умме . [ 24 ] В последнем городе она приняла участие в процессии Инанны (местное название которой - Нинибгал) к соседнему Забаламу. [ 24 ] Из этого города также известно упоминание о Нинигизибаре (под именем Игизибара), получающем подношения в храме Шары , местного божества-покровителя. [ 1 ] Она также засвидетельствована под теофорным именем Ур-Игизибара. [ 24 ]
В списке подношений из Урука упоминается Нингиизибара рядом с Наная и воротами святилища Инанны. [ 24 ] Во время фестиваля Акиту , проходившего в Уруке в период Селевкидов , она была среди божеств, принимавших участие в процессии под предводительством Иштар. [ 25 ] Среди других его участников были Нинсун , Нинсианна и Наная. [ 25 ] По мнению Юлии Крул, невозможно сказать, было ли поклонение Нинигизибаре постоянным элементом религии Урука. [ 26 ] Она считает более вероятным, что жрецы, действовавшие в конце первого тысячелетия до нашей эры, ввели или повторно ввели в пантеон города различных второстепенных богинь из списков богов, таких как Ан = Анум, в рамках попытки реструктурировать свиту Иштар, чтобы сделать ее богословски завершенной. насколько это возможно. [ 26 ] Ури Габбай отмечает, что также нет никаких признаков того, что в этот период ее все еще воспринимали как обожествленный инструмент. [ 4 ] Нинигизибара отсутствует в записях нововавилонского периода , таких как архив Эанны . [ 26 ] Она также отсутствует в юридических текстах и теофорных именах из Селевкидского Урука. [ 27 ]
Некоторые свидетельства о Нинигизибаре известны и из других городов древней Месопотамии. Формула года из двадцать первого года [ 2 ] В период правления Ибби-Сина из Ура говорится, что он «вылепил балах , (божественную) Нинигизибару» для Инанны. [ 28 ] Подношение Нинигизибаре и богине Нинме («повелительница битвы»), возможно, эпитет Инанны , также упоминается в документе времен правления Суму-Эля, предположительно происходящем из Ларсы . [ 24 ] Список ячменных припасов из Сиппар-Амнанума указывает на то, что в этом городе также поклонялись Нинигизибаре. [ 24 ] Она указана после Аннунитума , Ульмашитума и Инанны. [ 24 ] Она также засвидетельствована на западе Вавилонии , в Мари и Туттуле в современной Сирии . [ 2 ] В последнем городе инструмент, называемый «Нингизиппара», был покрыт четырьмя фунтами серебра и пятью сиклями золота. [ 2 ] На марийском языке, помимо религиозных текстов, она также засвидетельствована в школьном упражнении с перечислением различных божеств, имена которых начинаются со знака НИН . [ 24 ] В нем она находится в паре с Ниндагалзу, другой похожей богиней-музыкантом, связанной с Нингаль, а не с Инанной. [ 24 ]
В месопотамской литературе
[ редактировать ]Нинигизибарра появляется в бала песне Уру-Амаираби . [ 29 ] которая исполнялась на марийском инструменте, носившем ее имя, во время ритуала, посвященного Иштар. [ 24 ] В его текстах описывается, как Инанна узнала о кощунстве, совершенном в ее постели в ее отсутствие. [ 24 ] Было высказано предположение, что, хотя оно известно из какого-то места на западе, оно, скорее всего, отражает культовое путешествие Инанны и Нинигизибары, засвидетельствованное в текстах Уммы. [ 24 ] В песне Нинигизибара появляется вместе с Нинмерур . [ 29 ] Оба они описаны как советники Инанны ( ad-gi 4 -gi 4 ). [ 30 ] Нинмерур (по-шумерски: «госпожа, которая собирает все меня ») также появляется рядом с Нинигизибарой и еще одной второстепенной богиней из окружения Инанны, Нинкинуной , в списке богов Исина . [ 31 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Вецольдт 2014 , с. 322.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Хеймпель 1998 , с. 382.
- ^ Jump up to: а б Николет 2022 , с. 58.
- ^ Jump up to: а б с Габбай 2014 , с. 139.
- ^ Габбай 2014 , с. 129.
- ^ Jump up to: а б Габбай 2014 , с. 133.
- ^ Jump up to: а б Шехата 2017 , с. 74.
- ^ Jump up to: а б Габбай 2014 , с. 132.
- ^ Габбай 2014 , с. 136.
- ^ Jump up to: а б с Габбай 2014 , с. 138.
- ^ Габбай 2014 , с. 141.
- ^ Габбай 2014 , стр. 139–140.
- ^ Jump up to: а б с д Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 115.
- ^ Heimpel 1998 , с. 384.
- ^ Бёк 2014 , с. 131.
- ^ Бёк 2014 , с. IX.
- ^ Бёк 2014 , с. 130.
- ^ Бёк 2014 , с. 132.
- ^ Бёк 2014 , с. 133.
- ^ Бёк 2014 , с. 63.
- ^ Бёк 2014 , с. 12.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 79.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 100.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Хеймпель 1998 , с. 383.
- ^ Jump up to: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 126.
- ^ Jump up to: а б с Крул 2018 , стр. 80.
- ^ Крул 2018 , с. 73.
- ^ Габбай 2014 , с. 134.
- ^ Jump up to: а б Кавинье и Креберник 1998 , с. 470.
- ^ Кавинье и Креберник 1998 , с. 471.
- ^ Кавинье и Креберник 1998 , стр. 470–471.
Библиография
[ редактировать ]- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . Академическое издательство Фрибура. ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Бёк, Барбара (2014). Богиня-целительница Гула: к пониманию древней вавилонской медицины . Лейден, Нидерланды. ISBN 978-90-04-26146-4 . OCLC 868971232 . Проверено 31 мая 2022 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) [ постоянная мертвая ссылка ] - Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998), «Nin-me-urur» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 31 мая 2022 г.
- Габбай, Ури (2014). «Инструмент Бала и его роль в культе Древней Месопотамии» (PDF) . Музыка в древности . Вальтер де Грюйтер ГмбХ. стр. 129–147. дои : 10.1515/9783110340297.129 . ISBN 978-3-11-034026-6 .
- Хеймпель, Вольфганг (1998), «Нинигизибара I и II» , Reallexikon der Assyriologie , получено 31 мая 2022 г.
- Круль, Юлия (2018). Возрождение культа Ану и ночная огненная церемония в поздневавилонском Уруке . Брилл. дои : 10.1163/9789004364943 . ISBN 9789004364936 .
- Николе, Грегуар (2022). «Старые вавилонские списки богов в ретроспективе: новое издание TH 80.112» . Сирия (99). Открытое издание: 9–78. дои : 10.4000/syria.14285 . ISSN 0039-7946 .
- Шехата, Далия (2017). «Лира в человеческий рост в древневавилонском ритуале Иштар из Мари (ФМ 3, № 2)» . Древние ближневосточные исследования (на немецком языке). 44 (1). Вальтер де Грюйтер ГмбХ. дои : 10.1515/aofo-2017-0008 . ISSN 2196-6761 . S2CID 164943659 .
- Вацольдт, Хартмут (2014), «Umma A. Philologisch» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 31 мая 2022 г.