Нинсианна
Нинсианна | |
---|---|
Олицетворение Венеры | |
Главный культовый центр | Ниппур , [ 2 ] возможно Ур [ 3 ] |
Планета | Венера |
Символ | звезда [ 4 ] |
Пол | переменная [ 4 ] |
Генеалогия | |
Супруг | возможно, обувь [ 5 ] |
Эквиваленты | |
Хурритский эквивалент | Подумай об этом [ 6 ] |
Нинсианна ( шумерское : «Красная Королева Небес»). [ 7 ] ) — месопотамское божество , считавшееся олицетворением Венеры . Этот теоним также служил названием планеты в астрономических текстах вплоть до конца древневавилонского периода . Есть свидетельства того, что пол Нинсианны различался в зависимости от места, и поклонялись как женской, так и мужской форме этого божества. Из-за их общей связи с Венерой Нинсианна ассоциировалась с Инанной. Более того, божество Кабта появляется рядом с Нинсианной во многих текстах, но характер отношений между ними остается неясным.
Древнейшие свидетельства поклонения Нинсианне относятся к периоду Ура III и включают упоминания о строительстве двух храмов этого божества. Доступно множество дополнительных свидетельств периодов Исин-Ларса и Старого Вавилона , включая царские надписи, личные письма, печати и теофорические имена . Использование имени Нинсианны для обозначения планеты Венера позже уменьшилось, хотя женской форме этого божества продолжали поклоняться, например, в Ниппуре . В эллинистический период она появляется в ритуальных текстах из Урука ,
Характер
[ редактировать ]Нинсианна, «Красная Королева Небес», была божественным изображением планеты Венера. [ 7 ] Во втором тысячелетии до нашей эры этот теоним мог использоваться для обозначения астрального тела в различных работах по месопотамской астрономии , хотя в первом тысячелетии до нашей эры вместо него чаще стало использоваться имя Дилбат , за исключением нововавилонской таблички с Венерой Аммисадуки. , опиравшийся на древневавилонские источники. [ 3 ] В нем упоминается Нинсианна как имя Венеры в месяце Нисан . [ 1 ]
Нинсианны Многие эпитеты подчеркивают связь со светом и сиянием. [ 3 ] В тексте из Сиппар-Амнанума используется фраза ilum elum , «сияющий бог». [ 8 ] Поздний источник из Урука называет Нинсианну «госпожой, освещающей небеса». [ 9 ] Высказывалось предположение, что в искусстве, например на цилиндрических печатях , Нинсианна изображалась в виде богини со звездой на рогатой короне или богини, сопровождаемой звездой. [ 4 ] [ 10 ]
Нинсианну иногда связывали с гаруспией , как и ряд других астральных божеств. [ 3 ] В сборнике нефтяных примет говорится, что масло, растекающееся в форме звезды, является предзнаменованием, относящимся к Нинсианне. [ 11 ]
Надпись Рим-Сина I представляет Нинсианну одновременно как божество справедливости, «судью, верховного советника, различающего правду и ложь», и как божественного воина. [ 3 ]
Пол
[ редактировать ]Пол Нинсианны варьируется в зависимости от известных источников. [ 12 ] Научная табличка из архива Ур-Уту, служившего главному жрецу плача ( каламаху ) Аннунитума в Сиппар-Амнануме , указывает на то, что, возможно, как олицетворение Венеры божество рассматривалось как женское на закате и мужское на закате. восход. [ 8 ] Джоан Гудник Вестенхольц охарактеризовала Нинсианну как «диморфную (...) богиню». [ 12 ] а Джулия М. Ашер-Грив - как «двуполое божество». [ 4 ] Было высказано предположение, что Нинсианна изначально считалась женщиной, но ее пол стал меняться из-за контактов между шумерами и носителями семитских языков , которые представляли то же небесное тело, что и мужское божество. [ 3 ] Однако, по словам Вестенхольца, случай Нинсианны отличается от случаев божеств, чей пол изменился из-за синкретизма , таких как Ниншубур . [ 8 ]
Пол Нинсианны, похоже, также различается в зависимости от местоположения. [ 12 ] Принято считать, что в Сиппаре ему поклонялись как мужскому божеству. [ 13 ] Аналогичные свидетельства известны из Ура и Гирсу . [ 14 ] Рим-Син I из Ларсы по крайней мере один раз называл Нинсианну мужчиной, называя его «королем» ( лугалом ), который помогал ему в битвах с врагами. [ 1 ] Тем не менее Дуглас Фрейн переводит надпись так, как будто имелось в виду женское божество: «Богиня Нинсианна, милорд». [ 15 ] хотя Манфред Креберник в обзоре отмечает, что это неверно. [ 16 ] Сам Фрейн признает, что лугаль — это исключительно титул богов, а не богинь. [ 17 ] По словам Дэниела Швемера, прямые ссылки на Нинсианну мужского рода в целом относительно распространены. [ 18 ] Однако некоторые свидетельства в пользу интерпретации конкретных упоминаний о Нинсианне как обозначения этого божества как бога, а не богини, например надпись Иддин-Сина из Симуррума , сомнительны, поскольку возможно, что аккадское слово ilu в таких случаях может использоваться как гендерно-нейтральный термин, аналогичный шумерскому дингиру . [ 8 ] Молитвы из касситских архивов, по-видимому, представляют Нинсианну как богиню, а не бога, о чем свидетельствует упомянутая в них связь с камнем Шуба . [ 19 ] Нинсианну считали также женщиной в контексте поклонения этому божеству в Ниппуре . [ 2 ] Исин [ 20 ] и Урук . [ 3 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]В списке богов Ан = Анум говорится, что Нинсианна считалась « Иштар звезды», Иштар каккаби . [ 1 ] Такое же объяснение ее имени дается и в эмесальном словаре. [ 21 ] Вместо этого Джеремайя Петерсон предпочитает перевод «богиня звезды». [ 22 ] Связь между Нинсианной и Инанной восходит к периоду Ура III . [ 3 ] [ 10 ] Связь последней богини с планетой Венера восходит к периоду Урука. [ 23 ] Однако их функции в месопотамской религии были отдельными. [ 13 ] В Ларсе Нинсианне и Инанне поклонялись отдельно друг от друга, и только первая служила божественным представлением планеты Венера. [ 12 ] Отдельные культы их обоих также засвидетельствованы в источниках из Ниппура . [ 2 ] В качестве расширения ассоциации между Инанной и Нинисиной в период Исин-Ларса первая была частично синкретизирована с Нинисиной династической богиней Исина , причем оправдание частично основывалось на сходстве имен Нинсианны и Нинисины. [ 7 ]
Божество по имени Кабта («звезда») или Мадианна («высокое небесное») часто ассоциировалось с Нинсианной. [ 5 ] Они появляются вместе в нескольких списках богов. [ 21 ] Некий Син-ишмеанни описал себя на цилиндрической печати как «слуга Нинсианны и Кабты». [ 24 ] Однако точная природа отношений между этими двумя божествами и даже пол Кабты остаются неопределенными из-за нехватки и состояния сохранности доступных источников. [ 5 ] Уилфред Г. Ламберт считал возможным, что божество было мужским и действовало как супруг Нинсианны. [ 5 ] но есть также свидетельства в пользу рассмотрения Кабты как богини, в том числе печать с изображением двух богинь, которыми могли быть Нинсианна и Кабта. [ 3 ] По словам Иеремии Петерсона, в списке богов Ан = Анум и в лексическом тексте Прото-Дири Нинсианна, Кабта и Мадианна все объясняются как Иштар каккаби и, следовательно, как богини. [ 22 ]
Богиня Тимуа часто появляется в списках богов и других лексических списках рядом с Нинсианной и Кабтой, а также объясняется той же фразой, что и они оба в An = Anum . [ 25 ] Она также засвидетельствована в молитвах касситского периода. [ 26 ] Вариант написания ее имени, Симуа, может указывать на то, что оно произошло от si-mu 2 , «растущий рог», [ 27 ] хотя Манфред Креберник это замечает, даже если это предположение верно, оно может быть лишь отражением народной этимологии . [ 28 ] An = Anum также перечисляет д АЛАМ как псевдоним Тимуа, хотя, по мнению Уилфреда Г. Ламберта, это, скорее всего, отсылка к концепции обожествленных статуй и не указывает на какое-либо отношение к другим божествам, чьи имена могут быть написаны с той же логограммой, например, Алала и Белили . [ 29 ]
Список богов из Эмара указывает на то, что хурриты считали Пиникира аналогом Нинсианны. [ 6 ] Пол Пиникира варьируется в хурритских религиозных текстах . [ 6 ]
Поздний гимн, в котором используются «редкие и необычные лексические уравнения» для отождествления Анту с другими божествами, приравнивает ее к Нинсианне. [ 9 ] По словам Юлии Крул, целью было сделать Анту «настоятельницей Иштар в небесных владениях» как часть более широкого феномена расширения масштабов ее культа в Уруке в эллинистический период . [ 30 ]
Поклонение
[ редактировать ]Нинсианне поклонялись в различных местах Месопотамии. [ 4 ] и впервые засвидетельствовано в текстах периода Ура III , таких как надпись Шульги, относящаяся к строительству храма для этого божества. [ 3 ] По мнению Вальтера Саллабергера, табличка времен правления Амар-Сина , в которой упоминается строительство другого храма Нинсианны, может относиться к молитвенному дому, расположенному в Ниппуре, хотя в прошлом предлагались и другие места, включая Сиппар . что он считает маловероятным, [ 23 ] и Урук . [ 3 ]
Культ в последующий Нинсианны хорошо засвидетельствован исин-ларсийский и древневавилонский периоды . и [ 3 ] Ей поклонялись цари династии Исина , такие как Иддин-Даган . [ 20 ] Храм, посвященный Нинисианне, Э-эшбарзида («Дом истинных решений»), был перестроен Рим-Сыном I из Ларсы и, возможно, находился в Уре . [ 31 ] где был найден глиняный конус с надписью, посвященной этому событию. [ 17 ] Нинсианна также упоминается в формуле проклятия Иддин-Сина из Симуррума . [ 32 ] Вторая аналогичная формула приписывалась либо ему, либо его сыну Забазуне, либо, что менее правдоподобно, Анубанини . [ 33 ]
Нинсианна, по словам Джулии М. Ашер-Грева, которую в этом контексте рассматривают как богиню, является одним из женских божеств, наиболее часто упоминаемых в личных письмах древневавилонского периода, в которых она появляется реже, чем Иштар , но с частотой, сравнимой с Айя или Гула . [ 34 ] Один из них призывает ее в роли божества-покровителя определенной семьи. [ 35 ] В другом у того же божества и Илабрата просят благословения для человека, которому оно было адресовано. [ 36 ] многие печатные надписи с упоминанием Нинсианны. Известны также [ 13 ] Например, три были найдены в Сиппаре. [ 37 ] На некоторых таких печатях это божество упоминается рядом с Ададом. [ 18 ] Иногда Нинсианна появляется как теофорный элемент в личных именах, известные примеры включают Ур-Нинсианна, Лу-Нинсианна и Мариоте Ярип-Нинсианна. [ 1 ] В древневавилонских источниках из самого города Вавилона Нинсианна является одной из наиболее засвидетельствованных богинь в различных документах, рядом с Иштар, Инанной Забаламской , Аннунитумом и Зарпанитом . [ 13 ] По мнению Ривки Харрис, в Сиппаре должен был существовать храм Нинсианны, поскольку пашишу этого божества. в одном документе засвидетельствован священник [ 37 ] Текст из этого места посвящен пророческому запросу Нинсианны о благополучии Ур-Уту. [ 38 ] Также известна ссылка на городские ворота Нинсианны, хотя табличка сломана, поэтому ее контекст трудно определить. [ 37 ]
Использование имени Нинсианны для обозначения Венеры уменьшилось после периода Старого Вавилона. [ 3 ] Однако есть свидетельства того, что женской форме Нинсианны продолжали поклоняться и в касситский период . [ 26 ] Существование храма, посвященного ей [ 2 ] в Ниппуре засвидетельствовано в средневавилонском метрологическом тексте, но его церемониальное название в нем не указано. [ 39 ] Неоассирийская версия ритуалов Мис -пи включала подношения Нинсианне, а также астральные изображения других божеств. [ 3 ] [ 40 ] Хотя Нинсианна отсутствовала в текстах Урука нововавилонского периода , ей также стали поклоняться в этом городе в конце первого тысячелетия до нашей эры. [ 41 ] О ней свидетельствует описание парада божеств, сопровождавших Иштар во время парада в честь Нового года ( akītu [ 42 ] ), в котором также участвовали Наная , Нинигизибара , Ишарту , Нинмёрур , Илид-этурра, Шагепада , Нинсун и другие богини, большинство из которых известны связью либо с Иштар, либо с городом Урук. [ 43 ] По словам Юлии Крул, в этот период она была введена в местный пантеон из-за связи с Инанной-Иштар. [ 44 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Хеймпель 1998 , с. 488.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 101.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Стивенс 2016 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 254.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ламберт 1980 , с. 284.
- ^ Перейти обратно: а б с Бекман 1999 , с. 27.
- ^ Перейти обратно: а б с Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 86.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 93.
- ^ Перейти обратно: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 127.
- ^ Перейти обратно: а б ван Дейк-Кумбс 2021 , с. 37.
- ^ Анор и Коэн, 2021 , с. 58.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 92.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 255.
- ^ Heimpel 1998 , с. 487.
- ^ Фрейн 1990 , стр. 297–298.
- ^ Креберник 1997 , с. 125.
- ^ Перейти обратно: а б Фрейн 1990 , с. 297.
- ^ Перейти обратно: а б Швемер 2001 , с. 441.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 95–96.
- ^ Перейти обратно: а б Вестенхольц 1997 , с. 69.
- ^ Перейти обратно: а б Джордж 1993 , с. 34.
- ^ Перейти обратно: а б Петерсон 2009 , с. 58.
- ^ Перейти обратно: а б Саллабергер 2021 , с. 355.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 434.
- ^ Петерсон 2009 , стр. 58–59.
- ^ Перейти обратно: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 95.
- ^ Петерсон 2009 , с. 59.
- ^ Креберник 2011 , с. 508.
- ^ Ламберт 2013 , с. 425.
- ^ Крул 2019 , стр. 225–226.
- ^ Джордж 1993 , с. 83.
- ^ Фрейн 1990 , с. 709.
- ^ Фрейн 1990 , с. 712-713.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 251.
- ^ Винхоф 2018 , с. 87.
- ^ Винхоф 2018 , с. 55.
- ^ Перейти обратно: а б с Харрис 1975 , с. 152.
- ^ Фостер 1996 , с. 155.
- ^ Джордж 1993 , с. 169.
- ^ Крул 2018 , с. 188.
- ^ Крул 2018 , с. 73.
- ^ Крул 2018 , с. 67.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 126.
- ^ Крул 2018 , с. 75.
Библиография
[ редактировать ]- Анор, Нетанель; Коэн, Йорам (2021). «Птица в небе - коллекции вавилонских птичьих предзнаменований, астральные наблюдения и манзазу» . «Ревю ассириологии и восточной археологии» . 115 (1). КЭРН: 51–80. дои : 10.3917/сборка.115.0051 . ISSN 0373-6032 . S2CID 246562402 .
- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . Академическое издательство Фрибура. ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Бекман, Гэри (1999). «Богиня Пиринкир и ее ритуал из Каттуши (CTH 644)». Ктема: Цивилизации Востока, Греции и антиквариата Рима . 24 (1). Программа ПЕРСЕЕ: 25–39. дои : 10.3406/ktema.1999.2206 . hdl : 2027.42/77419 . ISSN 0221-5896 .
- Фостер, Бенджамин (1996). Перед музами: антология аккадской литературы . Потомак, Мэриленд: CDL Press. ISBN 1-883053-23-4 . OCLC 34149948 .
- Фрейн, Дуглас (1990). Древневавилонский период (2003-1595 гг. до н.э.) . Университет Торонто Пресс. дои : 10.3138/9781442678033 . ISBN 978-1-4426-7803-3 .
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-80-3 . ОСЛК 27813103 .
- Харрис, Ривка (1975). Древний Сиппар: демографическое исследование древневавилонского города, 1894–1595 гг. До н.э. Издано Голландским историко-археологическим институтом в Стамбуле. Нидерландский историко-археологический институт . Проверено 14 сентября 2022 г.
- Хеймпель, Вольфганг (1998), «Нинсиана» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 31 января 2022 г.
- Креберник, Манфред (1997). «Рецензии на книгу. Фрейн, Дуглас: Старый вавилонский период (2003–1595 гг. До н. э.) (= Царские надписи Месопотамии. Ранние периоды, Том 4). University of Toronto Press, Торонто / Буффало, Лондон, 1990» . Журнал ассириологии и ближневосточной археологии (на немецком языке). 87 (1). Вальтер де Грюйтер ГмбХ: 122–141. ISSN 0084-5299 .
- Креберник, Манфред (2011), «Simu(a), Timua» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 14 сентября 2022 г.
- Круль, Юлия (2018). Возрождение культа Ану и ночная огненная церемония в поздневавилонском Уруке . Брилл. дои : 10.1163/9789004364943_004 . ISBN 9789004364936 .
- Круль, Юлия (2019). « Звезда Ану, Господь Небес»: влияние небесных наук на храмовые ритуалы в эллинистическом Уруке и Вавилоне» . Ученые и стипендии в поздневавилонском Уруке . Чам: Международное издательство Springer. стр. 219–234. дои : 10.1007/978-3-030-04176-2_7 . ISBN 978-3-030-04175-5 . S2CID 165727684 .
- Ламберт, Уилфред Г. (1980), «Кабта» , Reallexikon der Assyriologie , получено 28 января 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (2013). Вавилонские мифы о сотворении мира . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN 978-1-57506-861-9 . OCLC 861537250 .
- Петерсон, Иеремия (2009). Списки богов из Старого Вавилонского Ниппура в Университетском музее Филадельфии . Мюнстер: Угарит Верлаг. ISBN 978-3-86835-019-7 . OCLC 460044951 .
- Саллабергер, Вальтер (2021). «Урук в раннем бронзовом веке: О его царях и богах и о местоположении Кулабы» . Ван Эсс, Маргарет (ред.). Урук – древний восточный мегаполис и культурный центр (на немецком языке). Висбаден. ISBN 978-3-447-11368-7 . OCLC 1255365039 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Швемер, Дэниел (2001). Фигуры богов погоды Месопотамии и Северной Сирии в эпоху клинописных культур: материалы и исследования на основе письменных источников (на немецком языке). Висбаден: Харрасовиц. ISBN 978-3-447-04456-1 . OCLC 48145544 .
- Стивенс, Кэтрин (2016), «Нинсианна (бог/богиня)» , Древние месопотамские боги и богини , Открытый богато аннотированный клинописный корпус, Академия высшего образования Великобритании
- ван Дейк-Кумбс, Рената М. (2021). «Многоликая Инана Энхедуанны: литературные образы Инаны и визуальная культура от аккадского до древневавилонского периода» . От каменного века до Стелленбоша: исследования Древнего Ближнего Востока в честь Изака (Саккия) Корнелия . Мюнстер. ISBN 978-3-96327-150-2 . OCLC 1294273921 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Винхоф, Клаас Р. (2018). «Семейный Бог в древневавилонских и особенно в древнеассирийских источниках» . Revue d'assyriologie et d'archéologie orientale (112): 49–90. дои : 10.3917/сборка.112.0049 . ISSN 0373-6032 . Проверено 14 сентября 2022 г.
- Вестенхольц, Джоан Гудник (1997). «Наная: Тайная леди». В Финкеле, Иллинойс; Геллер, MJ (ред.). Шумерские боги и их изображения . Публикации СТИКСА. ISBN 978-90-56-93005-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Электронный текстовый корпус шумерской литературы