Jump to content

Нинсианна

Нинсианна
Олицетворение Венеры
Табличка Венеры Венеры Нинсианна упоминается как название планеты Венера. [ 1 ]
Главный культовый центр Ниппур , [ 2 ] возможно Ур [ 3 ]
Планета Венера
Символ звезда [ 4 ]
Пол переменная [ 4 ]
Генеалогия
Супруг возможно, обувь [ 5 ]
Эквиваленты
Хурритский эквивалент Подумай об этом [ 6 ]

Нинсианна ( шумерское : «Красная Королева Небес»). [ 7 ] ) — месопотамское божество , считавшееся олицетворением Венеры . Этот теоним также служил названием планеты в астрономических текстах вплоть до конца древневавилонского периода . Есть свидетельства того, что пол Нинсианны различался в зависимости от места, и поклонялись как женской, так и мужской форме этого божества. Из-за их общей связи с Венерой Нинсианна ассоциировалась с Инанной. Более того, божество Кабта появляется рядом с Нинсианной во многих текстах, но характер отношений между ними остается неясным.

Древнейшие свидетельства поклонения Нинсианне относятся к периоду Ура III и включают упоминания о строительстве двух храмов этого божества. Доступно множество дополнительных свидетельств периодов Исин-Ларса и Старого Вавилона , включая царские надписи, личные письма, печати и теофорические имена . Использование имени Нинсианны для обозначения планеты Венера позже уменьшилось, хотя женской форме этого божества продолжали поклоняться, например, в Ниппуре . В эллинистический период она появляется в ритуальных текстах из Урука ,

Характер

[ редактировать ]

Нинсианна, «Красная Королева Небес», была божественным изображением планеты Венера. [ 7 ] Во втором тысячелетии до нашей эры этот теоним мог использоваться для обозначения астрального тела в различных работах по месопотамской астрономии , хотя в первом тысячелетии до нашей эры вместо него чаще стало использоваться имя Дилбат , за исключением нововавилонской таблички с Венерой Аммисадуки. , опиравшийся на древневавилонские источники. [ 3 ] В нем упоминается Нинсианна как имя Венеры в месяце Нисан . [ 1 ]

Нинсианны Многие эпитеты подчеркивают связь со светом и сиянием. [ 3 ] В тексте из Сиппар-Амнанума используется фраза ilum elum , «сияющий бог». [ 8 ] Поздний источник из Урука называет Нинсианну «госпожой, освещающей небеса». [ 9 ] Высказывалось предположение, что в искусстве, например на цилиндрических печатях , Нинсианна изображалась в виде богини со звездой на рогатой короне или богини, сопровождаемой звездой. [ 4 ] [ 10 ]

Нинсианну иногда связывали с гаруспией , как и ряд других астральных божеств. [ 3 ] В сборнике нефтяных примет говорится, что масло, растекающееся в форме звезды, является предзнаменованием, относящимся к Нинсианне. [ 11 ]

Надпись Рим-Сина I представляет Нинсианну одновременно как божество справедливости, «судью, верховного советника, различающего правду и ложь», и как божественного воина. [ 3 ]

Пол Нинсианны варьируется в зависимости от известных источников. [ 12 ] Научная табличка из архива Ур-Уту, служившего главному жрецу плача ( каламаху ) Аннунитума в Сиппар-Амнануме , указывает на то, что, возможно, как олицетворение Венеры божество рассматривалось как женское на закате и мужское на закате. восход. [ 8 ] Джоан Гудник Вестенхольц охарактеризовала Нинсианну как «диморфную (...) богиню». [ 12 ] а Джулия М. Ашер-Грив - как «двуполое божество». [ 4 ] Было высказано предположение, что Нинсианна изначально считалась женщиной, но ее пол стал меняться из-за контактов между шумерами и носителями семитских языков , которые представляли то же небесное тело, что и мужское божество. [ 3 ] Однако, по словам Вестенхольца, случай Нинсианны отличается от случаев божеств, чей пол изменился из-за синкретизма , таких как Ниншубур . [ 8 ]

Пол Нинсианны, похоже, также различается в зависимости от местоположения. [ 12 ] Принято считать, что в Сиппаре ему поклонялись как мужскому божеству. [ 13 ] Аналогичные свидетельства известны из Ура и Гирсу . [ 14 ] Рим-Син I из Ларсы по крайней мере один раз называл Нинсианну мужчиной, называя его «королем» ( лугалом ), который помогал ему в битвах с врагами. [ 1 ] Тем не менее Дуглас Фрейн переводит надпись так, как будто имелось в виду женское божество: «Богиня Нинсианна, милорд». [ 15 ] хотя Манфред Креберник в обзоре отмечает, что это неверно. [ 16 ] Сам Фрейн признает, что лугаль — это исключительно титул богов, а не богинь. [ 17 ] По словам Дэниела Швемера, прямые ссылки на Нинсианну мужского рода в целом относительно распространены. [ 18 ] Однако некоторые свидетельства в пользу интерпретации конкретных упоминаний о Нинсианне как обозначения этого божества как бога, а не богини, например надпись Иддин-Сина из Симуррума , сомнительны, поскольку возможно, что аккадское слово ilu в таких случаях может использоваться как гендерно-нейтральный термин, аналогичный шумерскому дингиру . [ 8 ] Молитвы из касситских архивов, по-видимому, представляют Нинсианну как богиню, а не бога, о чем свидетельствует упомянутая в них связь с камнем Шуба . [ 19 ] Нинсианну считали также женщиной в контексте поклонения этому божеству в Ниппуре . [ 2 ] Исин [ 20 ] и Урук . [ 3 ]

Ассоциации с другими божествами

[ редактировать ]

В списке богов Ан = Анум говорится, что Нинсианна считалась « Иштар звезды», Иштар каккаби . [ 1 ] Такое же объяснение ее имени дается и в эмесальном словаре. [ 21 ] Вместо этого Джеремайя Петерсон предпочитает перевод «богиня звезды». [ 22 ] Связь между Нинсианной и Инанной восходит к периоду Ура III . [ 3 ] [ 10 ] Связь последней богини с планетой Венера восходит к периоду Урука. [ 23 ] Однако их функции в месопотамской религии были отдельными. [ 13 ] В Ларсе Нинсианне и Инанне поклонялись отдельно друг от друга, и только первая служила божественным представлением планеты Венера. [ 12 ] Отдельные культы их обоих также засвидетельствованы в источниках из Ниппура . [ 2 ] В качестве расширения ассоциации между Инанной и Нинисиной в период Исин-Ларса первая была частично синкретизирована с Нинисиной династической богиней Исина , причем оправдание частично основывалось на сходстве имен Нинсианны и Нинисины. [ 7 ]

Божество по имени Кабта («звезда») или Мадианна («высокое небесное») часто ассоциировалось с Нинсианной. [ 5 ] Они появляются вместе в нескольких списках богов. [ 21 ] Некий Син-ишмеанни описал себя на цилиндрической печати как «слуга Нинсианны и Кабты». [ 24 ] Однако точная природа отношений между этими двумя божествами и даже пол Кабты остаются неопределенными из-за нехватки и состояния сохранности доступных источников. [ 5 ] Уилфред Г. Ламберт считал возможным, что божество было мужским и действовало как супруг Нинсианны. [ 5 ] но есть также свидетельства в пользу рассмотрения Кабты как богини, в том числе печать с изображением двух богинь, которыми могли быть Нинсианна и Кабта. [ 3 ] По словам Иеремии Петерсона, в списке богов Ан = Анум и в лексическом тексте Прото-Дири Нинсианна, Кабта и Мадианна все объясняются как Иштар каккаби и, следовательно, как богини. [ 22 ]

Богиня Тимуа часто появляется в списках богов и других лексических списках рядом с Нинсианной и Кабтой, а также объясняется той же фразой, что и они оба в An = Anum . [ 25 ] Она также засвидетельствована в молитвах касситского периода. [ 26 ] Вариант написания ее имени, Симуа, может указывать на то, что оно произошло от si-mu 2 , «растущий рог», [ 27 ] хотя Манфред Креберник это замечает, даже если это предположение верно, оно может быть лишь отражением народной этимологии . [ 28 ] An = Anum также перечисляет д АЛАМ как псевдоним Тимуа, хотя, по мнению Уилфреда Г. Ламберта, это, скорее всего, отсылка к концепции обожествленных статуй и не указывает на какое-либо отношение к другим божествам, чьи имена могут быть написаны с той же логограммой, например, Алала и Белили . [ 29 ]

Список богов из Эмара указывает на то, что хурриты считали Пиникира аналогом Нинсианны. [ 6 ] Пол Пиникира варьируется в хурритских религиозных текстах . [ 6 ]

Поздний гимн, в котором используются «редкие и необычные лексические уравнения» для отождествления Анту с другими божествами, приравнивает ее к Нинсианне. [ 9 ] По словам Юлии Крул, целью было сделать Анту «настоятельницей Иштар в небесных владениях» как часть более широкого феномена расширения масштабов ее культа в Уруке в эллинистический период . [ 30 ]

Поклонение

[ редактировать ]

Нинсианне поклонялись в различных местах Месопотамии. [ 4 ] и впервые засвидетельствовано в текстах периода Ура III , таких как надпись Шульги, относящаяся к строительству храма для этого божества. [ 3 ] По мнению Вальтера Саллабергера, табличка времен правления Амар-Сина , в которой упоминается строительство другого храма Нинсианны, может относиться к молитвенному дому, расположенному в Ниппуре, хотя в прошлом предлагались и другие места, включая Сиппар . что он считает маловероятным, [ 23 ] и Урук . [ 3 ]

Культ в последующий Нинсианны хорошо засвидетельствован исин-ларсийский и древневавилонский периоды . и [ 3 ] Ей поклонялись цари династии Исина , такие как Иддин-Даган . [ 20 ] Храм, посвященный Нинисианне, Э-эшбарзида («Дом истинных решений»), был перестроен Рим-Сыном I из Ларсы и, возможно, находился в Уре . [ 31 ] где был найден глиняный конус с надписью, посвященной этому событию. [ 17 ] Нинсианна также упоминается в формуле проклятия Иддин-Сина из Симуррума . [ 32 ] Вторая аналогичная формула приписывалась либо ему, либо его сыну Забазуне, либо, что менее правдоподобно, Анубанини . [ 33 ]

Нинсианна, по словам Джулии М. Ашер-Грева, которую в этом контексте рассматривают как богиню, является одним из женских божеств, наиболее часто упоминаемых в личных письмах древневавилонского периода, в которых она появляется реже, чем Иштар , но с частотой, сравнимой с Айя или Гула . [ 34 ] Один из них призывает ее в роли божества-покровителя определенной семьи. [ 35 ] В другом у того же божества и Илабрата просят благословения для человека, которому оно было адресовано. [ 36 ] многие печатные надписи с упоминанием Нинсианны. Известны также [ 13 ] Например, три были найдены в Сиппаре. [ 37 ] На некоторых таких печатях это божество упоминается рядом с Ададом. [ 18 ] Иногда Нинсианна появляется как теофорный элемент в личных именах, известные примеры включают Ур-Нинсианна, Лу-Нинсианна и Мариоте Ярип-Нинсианна. [ 1 ] В древневавилонских источниках из самого города Вавилона Нинсианна является одной из наиболее засвидетельствованных богинь в различных документах, рядом с Иштар, Инанной Забаламской , Аннунитумом и Зарпанитом . [ 13 ] По мнению Ривки Харрис, в Сиппаре должен был существовать храм Нинсианны, поскольку пашишу этого божества. в одном документе засвидетельствован священник [ 37 ] Текст из этого места посвящен пророческому запросу Нинсианны о благополучии Ур-Уту. [ 38 ] Также известна ссылка на городские ворота Нинсианны, хотя табличка сломана, поэтому ее контекст трудно определить. [ 37 ]

Использование имени Нинсианны для обозначения Венеры уменьшилось после периода Старого Вавилона. [ 3 ] Однако есть свидетельства того, что женской форме Нинсианны продолжали поклоняться и в касситский период . [ 26 ] Существование храма, посвященного ей [ 2 ] в Ниппуре засвидетельствовано в средневавилонском метрологическом тексте, но его церемониальное название в нем не указано. [ 39 ] Неоассирийская версия ритуалов Мис -пи включала подношения Нинсианне, а также астральные изображения других божеств. [ 3 ] [ 40 ] Хотя Нинсианна отсутствовала в текстах Урука нововавилонского периода , ей также стали поклоняться в этом городе в конце первого тысячелетия до нашей эры. [ 41 ] О ней свидетельствует описание парада божеств, сопровождавших Иштар во время парада в честь Нового года ( akītu [ 42 ] ), в котором также участвовали Наная , Нинигизибара , Ишарту , Нинмёрур , Илид-этурра, Шагепада , Нинсун и другие богини, большинство из которых известны связью либо с Иштар, либо с городом Урук. [ 43 ] По словам Юлии Крул, в этот период она была введена в местный пантеон из-за связи с Инанной-Иштар. [ 44 ]

  1. ^ Перейти обратно: а б с д и Хеймпель 1998 , с. 488.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 101.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Стивенс 2016 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 254.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Ламберт 1980 , с. 284.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Бекман 1999 , с. 27.
  7. ^ Перейти обратно: а б с Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 86.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 93.
  9. ^ Перейти обратно: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 127.
  10. ^ Перейти обратно: а б ван Дейк-Кумбс 2021 , с. 37.
  11. ^ Анор и Коэн, 2021 , с. 58.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 92.
  13. ^ Перейти обратно: а б с д Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 255.
  14. ^ Heimpel 1998 , с. 487.
  15. ^ Фрейн 1990 , стр. 297–298.
  16. ^ Креберник 1997 , с. 125.
  17. ^ Перейти обратно: а б Фрейн 1990 , с. 297.
  18. ^ Перейти обратно: а б Швемер 2001 , с. 441.
  19. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 95–96.
  20. ^ Перейти обратно: а б Вестенхольц 1997 , с. 69.
  21. ^ Перейти обратно: а б Джордж 1993 , с. 34.
  22. ^ Перейти обратно: а б Петерсон 2009 , с. 58.
  23. ^ Перейти обратно: а б Саллабергер 2021 , с. 355.
  24. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 434.
  25. ^ Петерсон 2009 , стр. 58–59.
  26. ^ Перейти обратно: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 95.
  27. ^ Петерсон 2009 , с. 59.
  28. ^ Креберник 2011 , с. 508.
  29. ^ Ламберт 2013 , с. 425.
  30. ^ Крул 2019 , стр. 225–226.
  31. ^ Джордж 1993 , с. 83.
  32. ^ Фрейн 1990 , с. 709.
  33. ^ Фрейн 1990 , с. 712-713.
  34. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 251.
  35. ^ Винхоф 2018 , с. 87.
  36. ^ Винхоф 2018 , с. 55.
  37. ^ Перейти обратно: а б с Харрис 1975 , с. 152.
  38. ^ Фостер 1996 , с. 155.
  39. ^ Джордж 1993 , с. 169.
  40. ^ Крул 2018 , с. 188.
  41. ^ Крул 2018 , с. 73.
  42. ^ Крул 2018 , с. 67.
  43. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 126.
  44. ^ Крул 2018 , с. 75.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3d5f19ea490720ea0c1fec75a651d99e__1721107260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3d/9e/3d5f19ea490720ea0c1fec75a651d99e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ninsianna - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)