Ан = Шесть
Ан = Анум , также известный как Список Великих Богов , [ 1 ] [ 2 ] Это самый длинный сохранившийся список месопотамских богов, разновидность лексического списка, в котором перечислены божества, которым поклонялись на Древнем Ближнем Востоке , главным образом в современном Ираке . Хотя списки богов уже известны из раннединастического периода , Ан = Анум, скорее всего, был составлен в более поздний касситский период .
часто ошибочно описывают как список шумерских божеств и их аккадских эквивалентов, Хотя Ан = Анум он сосредоточен на представлении семейных отношений между божествами, а также их дворов и сфер влияния. В первых четырех табличках перечислены главные боги и богини ( Ану , Энлиль , Нинхурсаг , Энки , Син , Шамаш , Адад и Иштар ) и их дворы, организованные в соответствии с теологическими принципами, но таблички V и VI, похоже, не следуют четкой системе. а табличка VII представляет собой позднее приложение, в котором перечислены имена Мардука и одного из его придворных.
Многие другие труды древних ученых находились под влиянием Ан = Анума , включая аналогичный список храмов и различные богословские комментарии. Также было высказано предположение, что это послужило основой для реконструкции пантеона Урука в период Селевкидов .
История списков богов в древней Месопотамии
[ редактировать ]
Списки богов представляли собой разновидность клинописных лексических списков , древнейший жанр текстов рядом с административными документами. [ 3 ] Однако первые списки богов появились лишь примерно через 600 лет после появления письменности. [ 4 ] в раннединастический период . [ 5 ] Как и другие лексические списки, они, предположительно, переписывались писцами в качестве упражнений. [ 6 ] Из-за своего первоначального назначения в качестве учебного пособия они также были важны для постепенной современной расшифровки клинописи . [ 3 ] Самый старый известный список богов обычно называют списком богов Фара , хотя он также известен по копиям из Абу Салабиха и Урука . [ 6 ] По сохранившимся фрагментам можно прочитать 466 теонимов , хотя первоначально их было 560. [ 7 ] Хотя оно начинается с главы пантеона Энлиля (или, в некоторых копиях, Ану и Энлиля), боги в противном случае располагаются на основе лексических, а не теологических критериев, например, божества, имена которых начинаются со знака НИН , сгруппированы вместе. [ 8 ] Поскольку многие имена из него неизвестны, иначе о его содержании мало что можно сказать. [ 9 ] Утверждалось, что, несмотря на то, что можно было различить случаи богословских и лексических подгрупп, список в целом не определялся ни одним принципом, и он предназначался для составления теонимов без обязательного предоставления дополнительной информации и природы отдельных божеств или отношений между ними. [ 4 ]
Списков богов с конца раннединастического периода до конца третьего или начала второго тысячелетия до нашей эры, когда так называемый « список Вейднера », не известно. был составлен [ 10 ] хотя предполагается, что они все еще создавались во второй половине третьего тысячелетия до нашей эры, и примеры просто еще не обнаружены. [ 11 ] Расположение божеств в списке Вейднера, похоже, не соответствует каким-либо конкретным принципам, и было высказано предположение, что это было результатом составления вместе различных более коротких списков. [ 12 ] Известны копии из многих мест исторической Вавилонии и Ассирии , а также из Эмара , Угарита и Амарны . [ 13 ] Список все еще находился в обращении в конце первого тысячелетия до нашей эры. [ 9 ]
В то время как самые ранние списки богов имели только одну колонку, в течение второго тысячелетия до нашей эры формат из двух колонок стал нормой, возможно, из-за уменьшения знакомства с шумерским языком , который после периода Ура III сохранился только как литургический и научный язык. , что вызвало необходимость добавления пояснений на аккадском языке . [ 3 ] Например, более поздние копии бога Вейднера позднего времени содержат дополнительные колонки с пояснениями имен. [ 9 ] В копию из Угарита добавлены столбцы со списком угаритских и хурритских божеств. [ 14 ]
В старовавилонский период списки богов часто были продуктом строго местных традиций писцов, и отдельные списки известны из Ниппура , Исина , Урука , Суз , Мари и, возможно, Ура . [ 15 ] Эти местные списки демонстрируют растущую тенденцию систематизировать божеств на основе богословских, а не лексических соображений. [ 16 ] Каждый из них, скорее всего, документировал иерархию божеств, признанную в соответствующей местности. [ 17 ] Известны фрагменты многих других списков богов, в основном из ассирийских копий, но их происхождение и объем до конца не изучены. [ 18 ] Некоторые из них сосредоточены на географическом распространении божеств и в результате упоминают многих иностранных богов. [ 2 ]
Хотя имена богов обычно располагались в списках, для демонов не существует аналогичной научной практики, а в серии заклинаний Утукку Лемнуту прямо говорится, что они не учитывались в «переписи Неба и Земли», указывая на причины этого. были богословскими. [ 19 ]
An = Anum , его предшественник и другие родственные тексты
[ редактировать ]Список, считающийся предшественником An = Anum, был датирован древневавилонским периодом . [ 20 ] Его иногда называют «списком богов Женуйяка» по имени его первоначального издателя Анри де Женуйяка . [ 21 ] Он известен только по одному экземпляру неизвестного происхождения (табличка АО 5376, в настоящее время находится в Лувре ) и по небольшому фрагменту из Ниппура, но предполагается, что он имел более широкое распространение в старовавилонский период. [ 22 ] Обычно предполагается, что сам Ан = Анум был составлен в касситский период , [ 1 ] [ 23 ] Наиболее вероятной датой создания считается период между 1300 и 1100 годами до нашей эры. [ 24 ] Название списка, используемое в современной литературе, основано на его первой строке, что объясняет, что шумерское имя Ан соответствует аккадскому Анум. [ 24 ] Уилфред Г. Ламберт предположил, что оно возникло в городе Вавилон. [ 25 ] Однако, по словам Иеремии Петерсона, документы из Старого Вавилонского Ниппура указывают на то, что как предшественник An = Anum, так и другие тексты, свидетельствующие о начале разработки новых списков, конкретизирующих отношения между божествами, также находились в обращении среди богословов этого города. [ 26 ]
Хотя у предшественника всего 473 записи, [ 27 ] перечислено более 2000 имен в An = Anum (2123 в наиболее полной известной копии). [ 28 ] Однако это не следует понимать как аналог присутствия 2000 отдельных божеств, поскольку многие имена представляют собой эпитеты или альтернативные имена. [ 29 ] Тем не менее, это самый обширный известный список богов. [ 21 ]
Копии второго тысячелетия до нашей эры известны из Ниппура, Вавилона, Ниневии , Ассура и Хаттусы . [ 30 ] YBC 2401, наиболее полный экземпляр, был скопирован ассирийским писцом Кидин-Сином во время правления Тиглатпаласара I. согласно его колофону , [ 28 ] по происхождению был вавилонским, Это указывает на то, что, хотя An = Anum он уже достиг Ассирии к последним десятилетиям второго тысячелетия до нашей эры. [ 31 ] Кидин-Син писал, что опирался на «старые таблички», содержащие список. [ 32 ]
An = Anum продолжали копировать в первом тысячелетии до нашей эры. [ 21 ] Неоассирийские фрагменты известны почти исключительно из Ниневии. [ 33 ] Известны 23 фрагмента, датированные либо нововавилонским, либо поздневавилонским периодом, но их происхождение и точная датировка часто неясны. [ 34 ] И сам список, и различные ссылки на него известны из архива Селевкидского Урука. [ 35 ]
Некоторые из обнаруженных экземпляров An = Anum незначительно отличаются друг от друга. [ 21 ] Однако различия обычно ограничиваются написанием отдельных имен или включением или исключением отдельных строк, и не существует серьезных случаев, когда целые отрывки различались между копиями. [ 36 ]
Ранние реставрации иногда путали фрагменты An = Anum и An = Anu ša amēli , но последний список теперь считается отдельной работой месопотамских ученых. [ 37 ] и отличается от An = Anum наличием трех столбцов, третий из которых объясняет первые два. [ 38 ] Нет никаких указаний на то, что это зависело от материала из An = Anum , поскольку очень немногие альтернативные имена перечисленных божеств пересекаются, а когда они это делают, последовательность различается. [ 39 ] An = Anum ša amēli также более синкретично, чем An = Anum . [ 40 ] [ а ] Ан = Анум также следует отличать от списка, называемого «более короткий Ан = Анум » или «меньший Ан = Анум », который начинается с той же первой строки, но документирует только альтернативные имена главных божеств, а не их семьи и имена. суды. [ 41 ] Однако предполагается, что оно, по крайней мере частично, произошло от своего более обширного тезки. [ 42 ]
Современные исследования и публикации
[ редактировать ]Первая современная публикация фрагментов An = Anum произошла в 1866 и 1870 годах в томах II и III Генри Роулинсона » «Клинописных надписей Западной Азии , хотя транскрипция содержала множество ошибок и считалась слишком устаревшей для использования. [ 43 ] Фрагменты продолжали публиковаться и в первой половине ХХ века. [ 5 ] но транскрипция наиболее полной копии, находящейся в настоящее время в коллекции Йельского университета , была составлена Ричардом Л. Литке только в 1958 году. [ 21 ] и долгое время оставался неопубликованным. [ 44 ] В 1976 году разрешение на использование перевода Литке было предоставлено Дитцу-Отто Эдзарду был редактором Reallexikon der Assyriologie und Vorderasian Archäologie . , который в то время [ 45 ] На него опираются многие статьи в впоследствии составленных томах этой энциклопедии. [ 45 ] Реконструкция Литке была позже опубликована в виде книги в 1998 году в серии « Тексты из Йельского вавилонского собрания» . [ 46 ]
В то время как второе издание An = Anum какое-то время готовилось Уилфредом Г. Ламбертом, [ 47 ] по словам Уильяма В. Холло, к 1998 году было закончено только три первых таблетки. [ 45 ] Впоследствии Ламберт составил также свое издание таблички В. [ 48 ] Ламберт скончался в 2011 году, так и не опубликовав свое издание, но Эндрю Р. Джордж унаследовал его заметки и впоследствии каталогизировал их вместе с Джунко Танигучи. [ 49 ] Однако из-за возраста комментарии Ламберта к табличкам частично устарели и, следовательно, непригодны для публикации без изменений. [ 36 ] Подготовка нового издания, частично опирающегося на них, началась в 2018 году, кульминацией которой стала публикация аннотированного An = Anum Райана Д. Уинтерса под Джорджа и Манфреда Креберников редакторами [ 50 ] В дополнение к исследованиям Ламберта были использованы дополнительные материалы, предоставленные Мигелем Сивилом , Анмаром Фадилем, Энрике Хименесом, Жомбором Фёлди, Тонио Митто и Джереми Петерсоном. [ 51 ]
Содержание
[ редактировать ]Ан = Анум обычно понимается как список, документирующий аккадские эквиваленты шумерских богов, аналогично процессу интерпретации graeca . [ 24 ] но, по мнению Ричарда Л. Литке, эта точка зрения ошибочна. [ 52 ] Основной целью составителей «Ан = Анум» было прояснить семейные отношения между божествами, кратко описать их функции и охарактеризовать дом каждого бога, а не предоставить шумерским божествам аккадские эквиваленты. [ 52 ] Комментарий, если он присутствует, написан на шумерском, а не на аккадском языке, который отличается от большинства лексических списков . [ 52 ] Боги, похоже, не разделены на строго шумерские и аккадские колонны. [ 53 ] Более того, некоторые боги вообще не имеют эквивалентов, например, Забаба , который был признанным божеством. [ 54 ] Некоторые перечисленные божества не шумерские и не аккадские, а эламские , « субарские » ( хурритские ), [ 55 ] или Гутиан . [ 56 ] Список документирует множество связей между божествами и аспектами их характера, которые иначе неизвестны. [ 23 ] В пояснениях часто используется знак MIN в роли, аналогичной современному знаку «то же самое» . [ 57 ] Его можно использовать как для обозначения произношения различных написаний имени, так и для теологической идентификации между именами. [ 58 ] ŠU используется для обозначения записей, отличающихся друг от друга, например, когда список слуг детей божества начинается после списка титулов, объясненных как MIN. [ 59 ]
За записью каждого божества следуют его эпитеты и альтернативные имена, имена их супругов, детей и, наконец, слуг, если таковые были известны. [ 60 ] главного божества-помощника, так называемого суккала . В некоторых случаях перед детьми ставят [ 61 ] По-видимому, только самые авторитетные божества имели суккал . [ 61 ] Число и точное назначение различных божественных слуг различаются, и, по-видимому, не существовало стандартного состава божественного суда, хотя некоторые титулы, такие как «привратник» (NI.GAB) или «советник» ( gu 4 .DÚB), повторяются чаще. чаще, чем другие. [ 61 ]
Ан = Анум состоит из семи таблеток. [ 62 ] На первых четырех табличках божества перечислены в порядке старшинства, а также их дворы, но остальная часть списка, похоже, не следует аналогичным принципам. [ 31 ] Возможно, это было результатом добавления к Ан = Анум групп божеств из изначально различных текстов без их перестановки. [ 31 ] Иеремия Петерсон отмечает, что опора на богословские факторы, тем не менее, более очевидна в An = Anum, чем в любом другом известном списке богов. [ 63 ] Некоторые копии сохраняют весь материал на одной табличке, [ 62 ] с кратким содержанием, отмеченным парами горизонтальных линий, обозначающих конец каждого первоначально отдельного раздела. [ 32 ] Копии длинных произведений, таких как списки богов или литературные сочинения, начертанные на одной табличке, известны как дубгаллу или тупкаллу , или «таблички-монстры». [ 28 ] [ б ] YBC 2401 является одним из таких примеров и имеет размеры 30,5 × 39,5 см (примерно 12 × 15 дюймов), что делает ее одной из самых больших известных глиняных табличек . [ 64 ]
Таблетка I
[ редактировать ]Табличка I начинается с Ану , Анту [ 65 ] и их предки. [ 66 ] Сюда также входят их различные слуги. [ 67 ] Подраздел посвящен Папсуккалю и его окружению, включая его жену Амасагнуди . [ 68 ] Саекуд также появляется среди слуг Ану. [ 69 ]
Раздел Энлиля , следующий за разделом Ану, начинается с его предков, так называемых божеств Энки-Нинки , [ 70 ] и включает в себя его жену Нинлиль , [ 65 ] первобытные божества Лугальдукуга (объясняемый отцом Энлиля) и Энмешарра , [ 71 ] а также различные придворные, среди них богиня письма Нисаба и ее муж Хайя Энлиля , суккал Нуска и его жена Садарнунна , [ 65 ] богиня-писец Нинимма , [ 72 ] богиня-экзорцист Нингирима , считавшаяся сестрой Энлиля, [ 73 ] и богиня пива Нинкаси . [ 74 ] посвящен отдельный подраздел Нинурте . [ 31 ] его жена Нин-Нибру и его собственные придворные. [ 65 ] Сирийский . бог Даган также появляется в разделе Энлиля [ 75 ] вместе со своей женой Шалаш , а также Ишхарой . [ 76 ] Иабну определяется как эламский аналог Энлиля. [ 77 ] Кроме того, возможно, что божество, имя которого не сохранилось и идентифицированное как «Энлиль Субарту », могло быть хурритом Кумарби . [ 55 ]
Таблетка II
[ редактировать ]Нинхурсаг (Дигирма, Белет-или) занимает начало II таблички. [ 78 ] Среди божеств, перечисленных в ее разделе, - ее муж Шулпае , [ 79 ] ее сыновья Панингарра и Ашги , [ 80 ] чета Лисин и Нинсикила , [ 81 ] и различные придворные. [ 82 ]
На той же табличке также содержится раздел, посвященный Энки (Эа) в сопровождении его жены Дамкиной . [ 65 ] Порядок разделов, посвященных ему и Нинхурсаг, обратный по сравнению с предшественником Ан = Анум , что, по мнению Райана Д. Уинтерса, может указывать на то, что составители Ан = Анум следовали традиции, делающей последнюю старшей сестрой Энлиля и, таким образом, божество более высокого статуса. [ 83 ] Подраздел посвящен Мардуку Энки . [ 31 ] В ее состав входит его жена Зарпанит . [ 84 ] Набу Мардука появляется в нем как суккал вместе со своей женой Ташметум . [ 85 ] но он еще не идентифицирован как его сын, в отличие от поздних источников. [ 86 ] Другие божества, представленные на табличке II, включают придворных Энки, речного бога Ида , бога огня Гибила и различных второстепенных божеств, связанных с ремесленниками и другими профессиями. [ 65 ] например, Нинагал . [ 87 ] Часть этого подраздела, вероятно, была взята из независимого источника, организованного по лексическому принципу. [ 88 ]
Таблетка III
[ редактировать ]Табличка III описывает бога луны Сина (обычно не идентифицируемого напрямую как сына Энлиля). [ 89 ] ), бог солнца Шамаш (Уту) и бог погоды Адад (Ишкур). [ 90 ] В круг Греха входит его жена Нингаль. [ 91 ] и различные божества, связанные с выпасом скота. [ 65 ] Нанше и связанные с ней божества, включая ее мужа Ниндару , который предшествовал ей, [ 92 ] отделить его часть от части Шамаша. [ 93 ] Хотя Ан = Анум , по-видимому, приравнивает Ниндару к Сину, в противном случае нет никаких доказательств тесной связи между Нанше и богом луны. [ 94 ] Нин-МАР.КИ также помещена в тот же раздел, но, в отличие от более ранних источников, она не идентифицируется как дочь Нанше, что может означать, что ее размещение вместо этого отражало ее связь со скотоводством. [ 95 ] В круг бога Солнца входит его жена Айя , [ 96 ] а также две отдельные группы придворных: божества правосудия и божеств снов. [ 65 ] Бог скота Саккан также включен в этот раздел. [ 97 ] За ним следует Лахар , хотя характер связи между ними не уточняется. [ 98 ]
Хотя Грех и Шамаш встречаются рядом друг с другом, потому что их считали отцом и сыном, [ 99 ] Адад, скорее всего, включен в эту табличку из-за хорошо установленной связи между ним и Шамашем. [ 90 ] Раздел, посвященный ему, включает его жену Шалу , их детей (таких как Усур-амассу ), [ 100 ] а также еще один бог погоды Вер , [ 101 ] хотя другие иностранные боги погоды отсутствуют, в отличие от более позднего списка богов K 2100, раздел Адада которого содержит «субарского» (хурритского) Тешуба и кассита Бурияша. [ 102 ] Табличка заканчивается группой различных богов, в основном связанных с Ададом или Шамашом, таких как Шуллат и Ханиш , хотя с некоторыми исключениями, которые вместо этого были связаны с Эа, Нисабой или Иштар . [ 102 ] Было высказано предположение, что этих божеств объединяло их возможное сирийское происхождение. [ 65 ] но эта точка зрения не является общепринятой. [ 90 ] Другая возможность состоит в том, что этот подраздел был включен из списка, составленного на основе лексических принципов. [ 98 ]
Таблетка IV
[ редактировать ]Табличка IV документирует круг Иштар (Инанны). [ 90 ] Из-за своего содержания Рихард Л. Литке назвал ее «табличкой Иштара». [ 103 ] Она сохранилась хуже, чем другие таблички, и полная реставрация в настоящее время невозможна. [ 103 ] Однако можно подсчитать, что первоначально он содержал в три-четыре раза больше записей, чем ее раздел в предшественнике An = Anum , в котором уже было указано больше титулов , чем в разделе любого другого божества. [ 98 ] Среди перечисленных божеств - Нинегал. [ 104 ] и различные астральные божества, [ 105 ] такие как Нинсианна [ 106 ] и обувь . [ 107 ] Табличка IV также, скорее всего, первоначально включала Думузи и Наная , которые не сохранились. подразделы [ 107 ] Фрагмент, который предположительно первоначально содержал раздел Наная, в котором упоминаются Муати и Канисурра , был идентифицирован, в дополнение к строковому списку Бизиллы , который был тесно связан с Наная. [ 108 ] За крупным пробелом, в котором они предположительно первоначально находились, следует список фигур, связанных со степью, и небольшой раздел, посвященный Газбабе . [ 109 ] Небольшой раздел посвящен Ишхаре (которая также появляется в разделе об Энлиле). [ 75 ] и в конце таблички III. [ 90 ] ) За ним следует фильм, посвященный Манзату . [ 110 ] Последняя запись - божество д giš-su 13 -ga , характер которого не определен, но который может быть связан с Нергалом, а не с Инанной. [ 109 ]
Tablet V
[ редактировать ]Табличка V начинается с божеств-воинов, связанных с конкретными городами. [ 109 ] В их число входят обожествленный герой Лугальбанда и его жена Нинсун , [ 111 ] Лугаль-Марада , бог-хранитель Марада , [ 65 ] мангустовое божество Нинкилим , [ 112 ] бог земледелия Ураш (в его двор входит Лагамал , в других списках присутствующий среди божеств подземного мира ), [ 113 ] Нитах, [ 109 ] бог войны Забаба Нергала (секция которого также включает суккал Угур , явно идентифицированный как таковой), [ 114 ] Абу , [ 109 ] и ряд имен, которые кажутся сгруппированными вместе только потому, что они принадлежат богам, происходящим из Лагаша , среди них Нингирсу . [ 31 ] Этот бог обычно синкретизировался с Нинуртой и как таковой считался сыном Энлиля, но в данном случае он появляется отдельно на другой табличке. [ 31 ] Другие божества Лагаша, перечисленные там, включают Бау , Гатумдуг , [ 115 ] а также Игалим , Шульшага и ряд детей и придворных Нингирсу, имена которых плохо сохранились или утеряны. [ 116 ] Сопоставление различных божеств, происходящих из этой области, характерно не только для Ан = Анум , о чем свидетельствует небольшой фрагмент неизвестного списка богов, найденного в Ниппуре. [ 117 ] Следующий подраздел посвящен богиням медицины ( Нинисина , Нинкаррак , Нинтинугга , Гула ) и их семьям (включая Пабилсаг , Даму и Гунура ). [ 118 ] За ними, в свою очередь, следуют разделы, посвященные богине тюрьмы Манунгал . [ 119 ] богиня подземного мира Эрешкигаль , [ 120 ] группа богов, связанных со змеями и подземным миром ( Ниназу , Нингишзида , Тишпак , Иншушинак и Иштаран ), [ 121 ] пара Лугал-ирра и Месламта-еа , [ 122 ] которые также были божествами подземного мира, но не имели очевидной связи с предыдущими богами, [ 121 ] и ряд второстепенных фигур аналогичного характера, таких как Лугалаабба («повелитель моря»). [ 123 ]
Таблетка VI
[ редактировать ]Табличка VI начинается с Нергала, его титулов, семьи и двора (включая Лаша , Маммитума , Ишума и Нинмуга ). [ 124 ] [ 125 ] Остальная часть таблички не организована по каким-либо заметным принципам и, скорее всего, возникла как сборник материалов, свидетельствующих о некоторой связи с преступным миром. [ 126 ] Включены различные фигуры, называемые илу лемну («злой бог»), такие как Кингалудда, [ 127 ] богиня-ткачиха Утту , [ 128 ] группа божеств, возможно, происходящих из Дильмуна , [ 128 ] Себитти Нарунди и другие группы из семи человек (а также тесно связанная с ними эламская богиня ) , [ 129 ] Амурру , божественное представление -амореев кочевников , и его жена Ашратум , [ 130 ] обожествленный герой Гильгамеш [ 131 ] и его спутник Энкиду , [ 65 ] [ с ] и ряд имен, принадлежащих божествам неопределенной личности, которые, как предполагается, имеют очень незначительное значение, а также список собирательных терминов для божеств. [ 133 ]
Табличка VII
[ редактировать ]Табличка VII перечисляет различные имена Мардука и его носителя трона Мандану . [ 134 ] Большинство имен не засвидетельствовано ни в каких других источниках и, вероятно, являются эзотерическими научными изобретениями. [ 135 ] Ричард Литке считал это поздним добавлением. [ 136 ] Однако Райан Д. Уинтерс отмечает, что, несмотря на то, что он сосредоточен на Мардуке, он до сих пор известен только по ассирийским копиям, что, вероятно, отражает раннюю дату включения в канон Ан = Анум . [ 137 ] По мнению Уилфреда Г. Ламберта, его следует считать приложением, слабо связанным с остальной частью композиции, аналогично случаю с последней табличкой стандартного издания « Эпоса о Гильгамеше» . [ 21 ]
Было высказано предположение, что за VII могли последовать дополнительные таблетки. [ 138 ] Однако это предложение полностью основано на единственном поврежденном колофоне, и сохранившиеся примеры таблички VII показывают, что оно рассматривалось как конец An = Anum . [ 137 ] Копия Кидин-Сина действительно содержит приложение, но оно состоит из несвязанных друг с другом коротких списков, по словам самого писца, включенных только для заполнения оставшегося места на табличке. [ 139 ] Расположение некоторых из них следует эзотерическим и мистическим принципам, в отличие от самого Ан = Анум . [ 140 ]
Влияние в древности
[ редактировать ]Сам Ан = Анум, скорее всего, использовался в качестве модели для других подобных научных сочинений, например, так называемого Канонического списка храмов , в котором документируются названия храмов , а не имена богов, хотя почитаемые в них божества расположены в соответствии с аналогичными богословскими принципами. [ 1 ] В некоторых случаях порядок божеств в An = Anum использовался для поддержки предлагаемого восстановления отрывков в Каноническом списке храмов , например, Эндрю Р. Джордж отмечает, что порядок, в котором храмы придворных Энлиля перечислены в последнем, соответствует порядок этих божеств в первом, что делает вероятным, что три недостающие строки относятся к Нинкаси , Нинмаде и Угеламме. [ 141 ]
Поль-Ален Болье предположил в 1992 году, что изменения в религии Селевкидов Урука были вызваны приверженностью An = Anum . [ 142 ] Весь пантеон города был реструктурирован: Иштар , Наная и их двор, включающий таких божеств, как Усур-амассу , превзошли по известности Ану и Анту . [ 143 ] Хотя Ану не отсутствовал полностью в Уруке ни в какой момент времени между третьим и первым тысячелетием до нашей эры, [ 143 ] его положение было «номинальным лицом» и «ненужным божеством», в отличие от Ан = Анума , где он является главным богом. [ 144 ] Болье считает положение Мардука главным отличием Ан = Анума от селевкидского пантеона Урука, поскольку в последнем случае положение этого бога было гораздо ниже, возможно, из-за теологического конфликта между Уруком и Вавилоном . [ 144 ] Сегодня принято считать, что и возвышение Ану и Анту, и введение многих новых божеств, таких как Амасагнуди , основывались на изучении этого списка богов, проведенном жрецами. [ 35 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Например, Энки приравнивается к многочисленным божествам мастерства, Нинурта - к Тишпаку и Иншушинаку , Шала - к Шалашу , Нергал - к Ла-кипу, Хендурсаге и Дунге, Нисаба - к Хайе , Набу - к Муати , а Шаккан - к Амурру и Самануру. [ 40 ]
- ↑ Райан Уинтерс предложил называть их «слоновьими табличками» вместо того, чтобы отсылать к современной библиотечной традиции называть особо крупные книги « слоновьими фолиантами ». [ 36 ]
- ↑ Восстановление имени сомнительно, и Энкиду не засвидетельствован в других списках богов, хотя Райан Д. Уинтерс отмечает, что сосредоточение внимания на соратниках каждого из них делает правдоподобным исключение из этого правила. [ 132 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Джордж 1993 , с. 6.
- ^ Перейти обратно: а б Litke 1998 , p. 5.
- ^ Перейти обратно: а б с Ламберт и Уинтерс 2023 , с. 3.
- ^ Перейти обратно: а б Ламберт и Уинтерс 2023 , с. 4.
- ^ Перейти обратно: а б Litke 1998 , p. 1.
- ^ Перейти обратно: а б Ламберт 1971 , с. 473.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 45.
- ^ Ламберт 1971 , стр. 473–474.
- ^ Перейти обратно: а б с Ламберт 1971 , с. 474.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 78.
- ^ Litke 1998 , p. 2.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 79.
- ^ Тугендхафт 2016 , стр. 166.
- ^ Тугендхафт 2016 , с. 173.
- ^ Петерсон 2009 , с. 1.
- ^ Ламберт и Уинтерс 2023 , стр. 4–5.
- ^ Литке 1998 , стр. 2–3.
- ^ Литке 1998 , стр. 5–6.
- ^ Виггерманн 2011 , с. 307.
- ^ Джордж 1993 , с. 166.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Ламберт 1971 , с. 475.
- ^ Ламберт и Уинтерс 2023 , с. 5.
- ^ Перейти обратно: а б Фелиу 2006 , с. 232.
- ^ Перейти обратно: а б с Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 99.
- ^ Ламберт 2013 , с. 149.
- ^ Петерсон 2009 , с. 2.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 80.
- ^ Перейти обратно: а б с Привет 1998 , с. VII.
- ^ Ламберт 2016 , с. 43.
- ^ Ламберт и Уинтерс 2023 , стр. 13–14.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Ламберт 2016 , с. 44.
- ^ Перейти обратно: а б Litke 1998 , p. 17.
- ^ Ламберт и Уинтерс 2023 , с. 14.
- ^ Ламберт и Уинтерс 2023 , с. 15.
- ^ Перейти обратно: а б Крул 2018 , с. 80.
- ^ Перейти обратно: а б с Ламберт и Уинтерс 2023 , с. 10.
- ^ Литке 1998 , стр. 4–5.
- ^ Ламберт 1971 , стр. 476–477.
- ^ Ламберт и Уинтерс 2023 , с. 28.
- ^ Перейти обратно: а б Ламберт и Уинтерс 2023 , с. 29.
- ^ Ламберт и Уинтерс 2023 , с. 30.
- ^ Ламберт и Уинтерс 2023 , с. 34.
- ^ Ламберт и Уинтерс 2023 , с. 9.
- ^ Привет, 1998 г. , стр. V – VI.
- ^ Перейти обратно: а б с Привет 1998 , с. VI.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 329.
- ^ Болье 1992 , с. 71.
- ^ Саймонс 2017 , с. 99.
- ^ Ламберт и Уинтерс 2023 , с. В.
- ^ Ламберт и Уинтерс 2023 , с. VI.
- ^ Lambert & Winters 2023 , стр. VI – VII.
- ^ Перейти обратно: а б с Litke 1998 , p. 6.
- ^ Litke 1998 , p. 10.
- ^ Litke 1998 , p. 13.
- ^ Перейти обратно: а б Фелиу 2006 , с. 245.
- ^ Саллабергер 2005 , с. 304.
- ^ Литке 1998 , стр. 7–8.
- ^ Ламберт и Уинтерс 2023 , с. 42.
- ^ Ламберт и Уинтерс 2023 , с. 41.
- ^ Литке 1998 , стр. 6–7.
- ^ Перейти обратно: а б с Litke 1998 , p. 7.
- ^ Перейти обратно: а б Litke 1998 , p. 4.
- ^ Петерсон 2009 , с. 83.
- ^ Litke 1998 , p. 16.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Саллабергер 2005 , с. 306.
- ^ Ламберт 2013 , с. 301.
- ^ Болье 1992 , с. 57.
- ^ Болье 1992 , стр. 49–50.
- ^ Ламберт и Уинтерс 2023 , с. 74.
- ^ Ламберт 2013 , с. 409.
- ^ Ламберт 2013 , с. 303.
- ^ Litke 1998 , p. 56.
- ^ Ламберт и Уинтерс 2023 , с. 92.
- ^ Litke 1998 , p. 61.
- ^ Перейти обратно: а б Фелиу 2003 , с. 54.
- ^ Ламберт и Уинтерс 2023 , с. 18.
- ^ Ламберт и Уинтерс 2023 , стр. 97–98.
- ^ Литке 1998 , стр. 66–72.
- ^ Litke 1998 , p. 72.
- ^ Литке 1998 , стр. 74–75.
- ^ Litke 1998 , p. 75.
- ^ Litke 1998 , p. 76.
- ^ Ламберт и Уинтерс 2023 , с. 19.
- ^ Litke 1998 , p. 95.
- ^ Litke 1998 , p. 96.
- ^ Ламберт 2013 , с. 251.
- ^ Ламберт и Уинтерс 2023 , с. 126.
- ^ Ламберт и Уинтерс 2023 , с. 20.
- ^ Ламберт 1971 , с. 476.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Швемер 2007 , с. 145.
- ^ Litke 1998 , p. 119.
- ^ Litke 1998 , p. 124.
- ^ Бойвин 2018 , с. 201.
- ^ Бойвин 2018 , с. 215.
- ^ Саллабергер 1998 , с. 465.
- ^ Litke 1998 , p. 131.
- ^ Litke 1998 , p. 137.
- ^ Перейти обратно: а б с Ламберт и Уинтерс 2023 , с. 21.
- ^ Litke 1998 , p. 128.
- ^ Литке 1998 , стр. 142–143.
- ^ Швемер 2007 , с. 146.
- ^ Перейти обратно: а б Швемер 2007 , с. 147.
- ^ Перейти обратно: а б Litke 1998 , p. 148.
- ^ Litke 1998 , p. 155.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 95.
- ^ Litke 1998 , p. 160.
- ^ Перейти обратно: а б Litke 1998 , p. 162.
- ^ Ламберт и Уинтерс 2023 , с. 177.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ламберт и Уинтерс 2023 , с. 22.
- ^ Литке 1998 , стр. 166–167.
- ^ Litke 1998 , p. 168.
- ^ Litke 1998 , p. 171.
- ^ Litke 1998 , p. 172.
- ^ Litke 1998 , p. 173.
- ^ Litke 1998 , p. 174.
- ^ Ламберт и Уинтерс 2023 , с. 23.
- ^ Петерсон 2009 , с. 95.
- ^ Литке 1998 , стр. 178–185.
- ^ Литке 1998 , стр. 185–187.
- ^ Литке 1998 , стр. 188–190.
- ^ Перейти обратно: а б Виггерманн 1997 , с. 34.
- ^ Литке 1998 , стр. 196–198.
- ^ Ламберт 2013 , с. 240.
- ^ Литке 1998 , стр. 199–208.
- ^ Ламберт и Уинтерс 2023 , с. 24.
- ^ Ламберт и Уинтерс 2023 , с. 25.
- ^ Litke 1998 , p. 209.
- ^ Перейти обратно: а б Litke 1998 , p. 211.
- ^ Литке 1998 , стр. 211–213.
- ^ Литке 1998 , стр. 216–219.
- ^ Litke 1998 , p. 220.
- ^ Ламберт и Уинтерс 2023 , с. 231.
- ^ Джордж 2003 , с. 121.
- ^ Litke 1998 , p. 97.
- ^ Ламберт и Уинтерс 2023 , с. 26.
- ^ Литке 1998 , стр. 3–4.
- ^ Перейти обратно: а б Ламберт и Уинтерс 2023 , с. 27.
- ^ Ламберт и Уинтерс 2023 , с. 17.
- ^ Ламберт и Уинтерс 2023 , стр. 37–38.
- ^ Ламберт и Уинтерс 2023 , с. 40.
- ^ Джордж 1993 , с. 24.
- ^ Болье 1992 , с. 58.
- ^ Перейти обратно: а б Болье 1992 , с. 54.
- ^ Перейти обратно: а б Болье 1992 , с. 68.
Библиография
[ редактировать ]- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Болье, Поль-Ален (1992). «Античная теология в селевкидском Уруке» . Акта Шумерология . 14 . Проверено 30 апреля 2022 г.
- Бойвен, Одетта (2018). Первая династия Силенда в Месопотамии . Де Грюйтер. дои : 10.1515/9781501507823 . ISBN 978-1-5015-0782-3 .
- Фелиу, Луис (2003). Бог Даган в Сирии бронзового века . Бостон: БРИЛЛ. ISBN 90-04-49631-9 . OCLC 1288215998 .
- Фелиу, Луис (2006). «Относительно этимологии Энлиля: подход An = Anum» . Šapal tibnim mü illakū: исследования, подаренные Хоакину Санмартину по случаю его 65-летия . Барселона: Редакция AUSA. ISBN 84-88810-71-7 . OCLC 157130833 .
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-80-3 . ОСЛК 27813103 .
- Джордж, Эндрю Р. (2003). Вавилонский эпос о Гильгамеше: введение, критическое издание и клинописные тексты . Оксфорд, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-814922-0 . OCLC 51668477 .
- Привет, Уильям В. (1998). «Предисловие». Реконструкция списков ассиро-вавилонских богов, AN: д А-ну-ум и АН:Ануша Амели (PDF) . Нью-Хейвен: Йельская вавилонская коллекция. ISBN 978-0-9667495-0-2 . OCLC 470337605 .
- Круль, Юлия (2018). «Теологические и идеологические аспекты культа Ану» . Возрождение культа Ану и ночная огненная церемония в поздневавилонском Уруке . Брилл. стр. 79–106. дои : 10.1163/9789004364943_004 . ISBN 9789004364936 .
- Ламберт, Уилфред Г. (1971), «Götterlisten · Списки богов» , Reallexikon der Assyriologie , получено 1 мая 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (2013). Вавилонские мифы о сотворении мира . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN 978-1-57506-861-9 . OCLC 861537250 .
- Ламберт, Уилфред Г. (2016). Джордж, Эндрю Р.; Осима, Такаёси М. (ред.). Древняя месопотамская религия и мифология: Избранные очерки . Восточные религии в древности. Мор Зибек. ISBN 978-3-16-153674-8 . Проверено 1 мая 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г.; Уинтерс, Райан Д. (2023). An = Anum и связанные списки . Списки богов Древней Месопотамии. Том. 1. Тюбинген, Германия: Мор Зибек. ISBN 978-3-16-161383-8 .
- Литке, Ричард Л. (1998). Реконструкция списков ассиро-вавилонских богов, AN: д А-ну-ум и АН:Ануша Амели (PDF) . Нью-Хейвен: Йельская вавилонская коллекция. ISBN 978-0-9667495-0-2 . OCLC 470337605 .
- Петерсон, Иеремия (2009). Списки богов из Старого Вавилонского Ниппура в Университетском музее Филадельфии . Мюнстер: Угарит Верлаг. ISBN 978-3-86835-019-7 . OCLC 460044951 .
- Саллабергер, Вальтер (1998), "Nin-MAR.KI" , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 19 апреля 2023 г.
- Саллабергер, Вальтер (2005), «Пантеон искусственного интеллекта в Месопотамии» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 1 мая 2022 г.
- Швемер, Дэниел (2007). «Боги бури Древнего Ближнего Востока: Краткое изложение, синтез, недавние исследования, часть I» (PDF) . Журнал древних религий Ближнего Востока . 7 (2). Брилл: 121–168. дои : 10.1163/156921207783876404 . ISSN 1569-2116 .
- Саймонс, Фрэнк (2017). «Новое присоединение к хурро-аккадской версии списка богов Вейднера от Эмара (Msk 74.108a + Msk 74.158k)» . Altorientalische Forschungen . 44 (1). Де Грюйтер. дои : 10.1515/aofo-2017-0009 . ISSN 2196-6761 . S2CID 164771112 .
- Тугендхафт, Аарон (2016). «Боги на глине: древние ближневосточные научные практики и история религий» . В Графтоне, Энтони; Мост, Гленн В. (ред.). Канонические тексты и научная практика . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 164. дои : 10.1017/cbo9781316226728.009 .
- Виггерманн, Франс AM (1997). «Транстигридийские змеиные боги» . В Финкеле, Иллинойс; Геллер, MJ (ред.). Шумерские боги и их изображения . ISBN 978-90-56-93005-9 .
- Виггерманн, Франс AM (2011). «Месопотамское столпотворение. Предварительная перепись» . Исследования и материалы по истории религий . 77 (2): 298–322.