Список угаритских божеств
В угаритский пантеон входили божества местного происхождения, многие из которых известны также из эблаитских источников третьего тысячелетия до нашей эры или аморейских из начала второго тысячелетия до нашей эры, а также хурритских и месопотамских . [ 2 ] Угаритский пантеон считается лучше документированным, чем другие аспекты угаритской религии , такие как жизнь духовенства или социальный контекст различных подношений. [ 3 ] известно более двухсот имен божеств Из угаритских текстов , хотя утверждается, что число тех, кто был объектом активного поклонения, было меньше. [ 4 ] Многие имена являются биномиальными и поэтому могут относиться либо к одному божеству и его эпитету, либо к двум божествам, объединенным в одно, либо к тесно связанной паре. [ 5 ]
Присутствие хурритских божеств в пантеоне считается одним из главных отличий религии жителей Угарита от известных из других областей, населенных носителями северо-западных семитских языков , например Ханаана , [ 6 ] исследователями древних ближневосточных религий понимается как территория между Библом и сектором Газа . [ 7 ] Высказывалось мнение о невозможности разделения богов, которым поклонялись в этом городе, на отдельные угаритский и хурритский пантеоны. [ 8 ]
Иконография . большинства угаритских божеств в настоящее время неизвестна из-за отсутствия надписей, идентифицирующих их изображения [ 9 ]
Главные божества
[ редактировать ]Имя | Алфавитное письмо | Подробности |
---|---|---|
Ваал Хадад [ 10 ] |
б'л [ 11 ] HD(д) [ 12 ] |
Имя Баал («господин») и его родственные слова (например, аккадское bēlu ) обозначали различные божества в разные периоды времени и в разных местах Древнего Ближнего Востока. [ 13 ] Угаритский Ваал был богом погоды . [ 13 ] Его изображали как активное божество, действующее как царь богов, хотя утверждалось, что его положение было подчинено положению бездействующего Эль . [ 14 ] В то же время он был самым популярным божеством, к которому обращались теофорическими именами , что могло указывать на то, что его понимали как главное божество города. [ 15 ] Было отмечено, что не исключено, что оба бога рассматривались как главы пантеона, каждый с разными функциями. [ 14 ] Ваал, скорее всего, возник как эпитет формы бога погоды Хадада , который стал его основным именем на побережье Средиземного моря в середине второго тысячелетия до нашей эры. [ 16 ] Первоначальное имя, Хадду/Хадад, оставалось в употреблении, но было второстепенным и функционировало как эпитет. [ 10 ] Напротив, хотя «Ваал» служил эпитетом бога погоды на востоке, вплоть до Эмара , оно так и не стало его основным именем во внутренней Сирии . [ 10 ] В угаритских текстах Баал уступает только Элу по количеству применяемых к нему эпитетов: засвидетельствовано целых четырнадцать отдельных эпитетов. [ 17 ] Наиболее часто встречается «могучий» ( ал'ийн ). [ 18 ] Лишь один эпитет, «всадник облаков» ( rkb'rpt ), связан с его ролью божества погоды. [ 19 ] множественным ипостасям Согласно ритуальным текстам, в Угарите поклонялись Ваала, в том числе «Ваалу Алеппо », соответствующему богу погоды этого города. [ 20 ] Однако Баал Сафонский (угаритское имя Джебель аль-Акра). [ 10 ] ) скорее всего понималось как первичное проявление. [ 21 ] Серия угаритских мифов, известная как « Цикл Ваала », описывает борьбу Ваала за достижение царского положения среди богов и его битвы с различными соперниками, особенно с морским богом Ямом . [ 22 ] Баал не бросает прямой вызов Элу ни в каких мифах, хотя утверждается, что напряженность между ними неявна, поскольку противники Баала обязаны своим положением Эль. [ 23 ] У Баала, скорее всего, не было постоянного супруга, хотя утверждалось, что он в каком-то качестве был связан как с Анат , так и с Аштартом . [ 24 ] Использование имени Ваал для обозначения бога погоды также засвидетельствовано в финикийских текстах, написанных после разрушения Угарита. [ 25 ] |
Он | ' [ 26 ] | Эль был главой угаритского пантеона. [ 27 ] Его считали божеством-творцом [ 28 ] и к нему обращались как к отцу других богов и человечества. [ 29 ] Он также был царем ( млк ) богов. [ 30 ] Его жилище описывается как «исток рек, посреди слияния двух бездн». [ 31 ] Эль также фигурирует в списках хурритских подношений из Угарита. [ 32 ] Его продолжали почитать в первом тысячелетии до нашей эры, и он упоминается во многих других источниках, например, в финикийской надписи Азативада ( двуязычный Каратепе ) и в арамейских текстах из Пальмиры . [ 33 ] Однако он отсутствует в пантеонах Эблы и Аккада третьего тысячелетия до нашей эры. [ 34 ] Аккадский ilu родственник его имени, , имеет то же значение «бог», но не обозначает конкретное божество. [ 35 ] В Эбле слово il использовалось в теофорических именах как замена имен отдельных божеств. [ 36 ] Альфонсо Арчи предполагает, что эль возник только во втором тысячелетии до нашей эры среди носителей западносемитских языков. [ 34 ] под влиянием месопотамских и хурритских представлений о последовательных поколениях божеств-предков. [ 37 ] |
ушел | 'нт [ 38 ] | Анат была богиней войны . [ 39 ] Она делила это владение с другими божествами. [ 39 ] Ее воинственный характер был описан как инверсия гендерных норм , применимых к смертным женщинам. [ 40 ] Деннис Парди неофициально характеризует ее как « богиню -сорванца ». [ 41 ] В мифах она — главная соратница Ваала. [ 41 ] Считалось, что она проживает на горе Инбубу ( inbb [ 42 ] ), местонахождение которого неизвестно, хотя известны и упоминания об «Анат Сафонской». [ 41 ] Имя Анат часто считают родственным арабскому слову анват , «сила». [ 38 ] Вместо этого Уилфред Г. Ламберт предположил, что оно произошло от Ханат, богини, которой поклонялась Хана, кочевая группа амореев , известная из текстов из Мари. [ 43 ] Ее можно было бы назвать крылатой, [ 39 ] и эта черта часто используется для определения возможных ее изображений. [ 44 ] Анат также появляется в списках хурритских подношений из Угарита, возможно, потому, что у нее не было близкого аналога среди хурритских божеств. [ 32 ] |
Аштарт | 'ṯтрт [ 45 ] | Имя Аштарта было западным родственником месопотамского Иштар . [ 46 ] Самые ранние свидетельства об этой богине относятся к третьему тысячелетию до нашей эры, когда в Эбле ей поклонялись под именем Ашдар. [ 47 ] В некоторых городах, например Мари (который в угаритских текстах обозначен как ее культовый центр [ 48 ] ) имена Аштарт и Иштар можно рассматривать как взаимозаменяемые. [ 49 ] Утверждалось, что ей была свойственна драчливость. [ 50 ] Она была тесно связана с охотой. [ 50 ] Кроме того, как и Анат, она считалась богиней-воительницей. [ 51 ] что считается инверсией гендерных норм, применимых к смертным женщинам. [ 52 ] Хотя доказательства не совсем убедительны, предполагается, что Аштарт была одной из богинь высшего ранга в пантеоне Угарита. [ 53 ] Большую роль в угаритских мифах о ней она не играет. [ 45 ] Исключением является текст «Охота Богини», в котором она является центральным персонажем. [ 54 ] Связь Аштарта с Ваалом и Анат хорошо засвидетельствована. [ 45 ] В двух отрывках она упоминается как «Аштарт имени Ваала», а в тексте за пределами Угарита она упоминается как «лицо Ваала». [ 55 ] В одном ритуальном тексте Аштарт и Анат появляются как одна запись с биномиальным именем Анат-ва-Аштарт. [ 41 ] Принято считать, что поклонение Аштарту имело определенное значение для царской семьи Угарита. [ 56 ] особенно, когда речь идет о ее ипостаси Аштарт- Шади , «Аштарт степи». [ 48 ] Также часто предполагается, что она была астральным божеством, олицетворяющим вечернюю звезду , однако прямых доказательств этому нет ни в каких текстах бронзового века, написанных на каком-либо западно-семитском языке. [ 57 ] |
Атират Эйлат? [ 58 ] |
арт [ 59 ] 'ilt [ 58 ] |
Атират была богиней самого высокого ранга в угаритском пантеоне. [ 60 ] Ее считали супругой Эль [ 61 ] и было предложено называть ее Эйлат, хотя это имя также могло быть общим словом «богиня». [ 58 ] Угаритские тексты — единственный известный источник, дающий подробную информацию о ней как о мифическом персонаже. [ 62 ] К ней обращались как «Леди Атират Моря». [ 63 ] и «создательница богов». [ 61 ] Никаких ее изображений не известно, хотя на основе текстовых источников предполагается, что ее изображали как «старшую сидящую даму, одетую в длинное одеяние, благословляющую богов и людей», и по крайней мере одна такая фигура угаритской богини находится в известно. [ 64 ] Информации об Атирате за пределами Угарита мало. [ 65 ] Богине аморейского происхождения с этимологически родственным именем Ашратум поклонялись в Месопотамии , но ее характер и положение в пантеоне не были схожими. [ 66 ] Другой, возможно, родственной богине поклонялись в Катабане (часть современного Йемена ). [ 65 ] Подобный библейский термин ашера относится прежде всего к объекту, но, скорее всего, также выполнял функцию имени божества. [ 67 ] |
Котар-ва-Хасис Хайяну [ 68 ] |
кр на хсс [ 69 ] привет [ 68 ] |
Котар-ва-Хасис был богом-ремесленником. [ 68 ] Его имя можно перевести как «опытный и умный». [ 69 ] Его альтернативное имя, Хайяну, которое встречается параллельно с его обычным именем, возможно, происходит от хурритской формы имени бога Эа и не упоминается как нарицательное существительное в угаритских текстах. [ 68 ] В мифах его резиденциями являются Кафтор ( Крит ) и Мемфис . [ 70 ] В Цикле Ваала он создает оружие, которое Баал использует в битве против Яма. [ 71 ] а позже строит свой дворец. [ 72 ] В эпосе об Ахате он является создателем лука одноименного героя. [ 73 ] |
Котарат | крит [ 74 ] | Котарат представляла собой группу из семи богинь, считавшихся божественными акушерками. [ 69 ] Их собирательное название происходит от корня kṯr, «мудрый» или «хитрый», так же, как имя Котара. [ 75 ] и можно перевести как «опытный». [ 76 ] Вполне возможно, что у них также были индивидуальные имена, из шести предложенных, включая tlḫhw , mlghy , bq't (возможно, «та, которая заставляет раскрыть [матку]» [ 77 ] ), tq't , prbḫt и dmqt (возможно, «хороший» [ 78 ] ), хотя по этому поводу нет единого мнения, и было высказано предположение, что некоторые слова, которые можно интерпретировать таким образом, являются всего лишь нарицательными существительными. [ 79 ] Первоначально им поклонялись в районе среднего Евфрата и в Мари , о чем свидетельствуют тексты начала второго тысячелетия до нашей эры. [ 75 ] Они также засвидетельствованы в текстах Эмара под именем Илу кашарати (ДИНГИР ВКЛЮЧЕНО ка-ша-ра-ти ). [ 80 ] |
Никель (-wa-Ib) | и т. д. (с одним) [ 81 ] | Никкал, производное от месопотамского Нингал , появляется как в угаритских, так и в хурритских источниках из Угарита. [ 82 ] Она считалась одной из главных богинь Угарита, сравнимой по рангу с Шапашем или Анат. [ 83 ] Она была женой бога луны Яриха , подобно тому, как ее месопотамский предшественник был женат на Нанне. [ 84 ] Никкаль также можно было бы назвать Никкал-ва-Иб, причем второй элемент часто переводят как «плод». [ 84 ] Деннис Парди предполагает, что Иб (Иббу) изначально был отдельным божеством, которого стали отождествлять с Никкалом. [ 85 ] но вместо этого Стив А. Виггинс утверждает, что, вероятно, это название произошло от аналогичного эпитета Нанны. [ 84 ] Она засвидетельствована пятью теофорными именами из Угарита, некоторые из которых этимологически хурритские. [ 86 ] Угарит — единственный сирийский город, в котором поклонение Никкал напрямую засвидетельствовано во втором тысячелетии до нашей эры, хотя угаритские документы указывают, что ей также поклонялись в двух городах недалеко от Кархемиша . [ 82 ] |
Решеф Мне жаль [ 87 ] |
ршп [ 74 ] эрсп [ 87 ] |
Решеф был богом, связанным с войной, чумой, подземным миром и планетой Марс . [ 88 ] Его имя произошло от корня ršp и, как таковое, является родственным элементу аморейских личных имен, означающему «пламенеть». [ 89 ] Однако связь между значением имени и природой бога не совсем ясна. [ 89 ] Он не играет важной роли ни в каких угаритских мифах, но, тем не менее, появляется во многих других типах текстов. [ 90 ] Он - одно из божеств, чаще всего упоминаемых в угаритских теофорических именах. [ 91 ] В них также упоминается Иршаппа, хурритская форма его имени. [ 91 ] Хурриты считали его богом рынка. [ 87 ] В первом тысячелетии до нашей эры ему поклонялись финикийцы в Сидоне , а также они познакомили его с Китионом на Кипре . [ 89 ] |
शापाश | регистрационный номер [ 92 ] | Шапаш была угаритской богиней солнца . [ 93 ] Ее имя является родственным имени месопотамского бога солнца Шамаша. [ 79 ] Ее называли «светильником богов» ( нрт 'илм ). [ 94 ] [ 95 ] Она появляется в шестидесяти шести известных теофорных именах, больше, чем любая другая богиня. [ 96 ] Только Эль, Баал, Решеф и хурритский бог Тешуб фигурируют в большем количестве имен. [ 96 ] В мифах и заклинаниях она действует как посланница и вызывает других богов из отдаленных мест. [ 97 ] В качестве продолжения этой роли ее также можно охарактеризовать как проводника в подземном мире. [ 98 ] Известные тексты характеризуют ее как сострадательное божество. [ 99 ] Ее считали дочерью Эль [ 97 ] и выступал в качестве его посланника. [ 100 ] Хотя фигура по имени pḥlt (которая может быть божеством, человеком или лошадью) обращается к ней как к «матери» в заклинании, скорее всего, в данном случае это всего лишь почетное обращение, а не генеалогическое заявление. [ 101 ] В цикле Ваала она сообщает Аттару, что Эль избрал Яма царем. [ 102 ] а позже объявляет Моту , что его борьба против Баала тщетна, потому что последний заручился поддержкой Эла. [ 103 ] В обоих случаях, благодаря ее авторитету, ее указания выполняются беспрекословно. [ 104 ] По неясной причине этот цикл мифов завершается гимном, посвященным ей. [ 104 ] |
Yarikh | х [ 105 ] | Ярих был угаритским богом луны . [ 106 ] Его имя означает «луна» и имеет родственные слова во многих других семитских языках, таких как аккадский warḫum («месяц»), аморейский Yeraḫ (имя лунного божества, распространенное в теофорических именах). [ 107 ] ) и еврейский yariḫ («луна») и yarḫ («месяц»). [ 108 ] Один из угаритских текстов идентифицирует культовый центр Яриха как поселение лргт, [ 109 ] возможно, его можно отождествить с Ларугаду, культовым центром Хадабала, известным из эблаитских текстов. [ 110 ] Один из известных угаритских мифов описывает обстоятельства его женитьбы на Никкал. [ 111 ] |
Второстепенные божества
[ редактировать ]Имя | Алфавитное письмо | Подробности |
---|---|---|
Арсай | 'арши [ 112 ] | Арсай была одной из богинь, считавшихся дочерьми Ваала. [ 113 ] Предполагается, что ее имя означает «земляная». [ 114 ] К ней обращаются как к «дочери Й'Бдра » — слово неизвестного значения. [ 115 ] В списках богов, списках предложений [ 116 ] и в большинстве отрывков из Цикла Ваала она и ее братья и сестры не встречаются вместе. [ 117 ] Один из списков богов отождествляет ее с Аллатум (Аллани), богиней подземного мира. [ 115 ] и было высказано предположение, что ее собственный характер был похожим. [ 117 ] Однако из-за нехватки ссылок точное обоснование этой ассоциации остается неизвестным. [ 117 ] |
Аршу-ва-Шамума | 'арш в шмм [ 118 ] | Двойное божество Арсу-ва-Шамума (« Земля и Небо ») появляется только в ритуальных текстах. [ 41 ] Расположение земли перед небом отражает хурритскую традицию. [ 2 ] |
Аттар | 'ṯtr [ 119 ] | Имя Аттара является родственником имени Аштарта, но они не были связаны друг с другом. [ 49 ] Его считали богом войны. [ 2 ] Было также предложено, чтобы он отвечал за ирригацию . [ 48 ] Его эпитет rẓ традиционно переводится как «ужасный», часто уничижительно , или даже как «тиран», но, по мнению Айши Рахмуни, он может означать «могучий» без уничижительного подтекста. [ 120 ] В цикле Ваала Атират провозглашает Аттара новым царем богов вместо умершего Ваала. [ 121 ] но он оказывается неспособен править, и в конце концов воскресший бог погоды возвращается на свое прежнее положение. [ 122 ] |
Баалат Бахатима | заткнись [ 123 ] | Баалат Бахатима, «госпожа домов» или, возможно, «госпожа дворца». [ 124 ] могла быть богиней, ответственной за территорию, населенную королевской семьей. [ 20 ] Неизвестно, была ли она эпитетом другой богини (предполагались Анат и Атират) или независимого божества. [ 20 ] Не исключено, что она соответствовала месопотамской Белет Экаллим ( Нинегал ). [ 123 ] В Угарите также поклонялись хурритской форме Нинегала, Пендигалли. [ 125 ] |
Дадмиш Тадмиш [ 126 ] |
ддмш [ 127 ] | Богиня Дадмиш засвидетельствована как в угаритском языке, так и в [ 128 ] и хурритские ритуальные тексты. [ 129 ] Деннис Парди предполагает, что она была исцеляющим божеством. [ 130 ] В списках богов она появляется в непосредственной близости от Решефа. [ 127 ] и Манфред Креберник предварительно предполагает, что она была божеством преступного мира и его супругой. [ 126 ] Ее происхождение остается неопределенным. [ 130 ] Одно из предложений происходит от аккадского слова dādmu , «жилище». [ 131 ] Родственный этому термину, Дадмум, использовался амореями для обозначения территории вокруг Алеппо в старовавилонский период , а также, возможно, позже и в Угарите, о чем свидетельствует термин ddm , который мог относиться к жителю этой области. [ 131 ] Также было высказано предположение, что Дадмиш связан с месопотамской богиней Тадмуштум , которая была связана с подземным миром и такими божествами, как Нергал , Шубула и Лаш . [ 127 ] Однако угаритское издание списка богов Вейднера приравнивает ее к Шузианне . [ 126 ] |
тенденции | с [ 132 ] | Даган был главой пантеона среднего Евфрата . [ 133 ] но он не часто появляется в угаритских литературных текстах. [ 134 ] Он прямо упоминается как отец Ваала в двенадцати отрывках. [ 135 ] Хотя Баал также упоминался как сын Эла, Айша Рахмуни предполагает, что эти утверждения не обязательно противоречивы, поскольку возможно, что Эль понимался как создатель всех божеств и, следовательно, их метафорический отец, в то время как Даган считался биологическим отцом Баала. . [ 136 ] Он относительно хорошо представлен в списках жертвоприношений, но нет никаких указаний на то, что он считался главным божеством. [ 137 ] В заклинаниях он появляется рядом с Баалом. [ 138 ] Тексты из Угарита, в том числе миф « Брак Никкала и Яриха» , связывают его с Туттулом , [ 139 ] который уже был признан его культовым центром в Эбле в третьем тысячелетии до нашей эры. [ 130 ] |
Димгай | Дмги [ 140 ] | Димгай была второстепенной богиней, считавшейся служанкой Атирата. [ 140 ] Этимология ее имени неясна. [ 140 ] В одном отрывке она встречается параллельно с Талиш, служанкой Яриха, и иногда предполагается, что они были одним божеством с биномиальным именем ( dmg w tlš , Димгай-ва-Талиш). [ 141 ] |
Дидан | днн [ 142 ] | Дидану появляется в «Эпосе о Кирте» как обожествленный предок одноименного царя . [ 130 ] Скорее всего, его также считали божественным предком угаритских царей. [ 130 ] |
Гатару | гр [ 143 ] | Гатару, «сильный», [ 144 ] был богом, связанным с подземным миром. [ 145 ] Деннис Парди предполагает, что на сравнительных основаниях можно предположить, что он был связан с растительностью и войной. [ 146 ] Родственный его имени служил эпитетом Аната. [ 147 ] Ему также поклонялись в Эмаре и Мари, а также в Месопотамии, где он стал ассоциироваться с Лугалиррой . [ 145 ] |
Гупан-ва-Угар | gpn w 'ugr [ 143 ] | Гупан и Угар, которые обычно встречаются вместе как Гупан-ва-Угар, были посланниками Ваала. [ 148 ] Их имена означают «лоза» и «поле» соответственно. [ 143 ] В Цикле Ваала они несут сообщения между одноименным главным героем и другими божествами, такими как Анат или Мот . [ 149 ] |
Гурума-ва-Тахамату | грм с мыслью [ 150 ] | Гурума-ва-Тахамату, «горы и воды бездны». [ 150 ] представлены горы и пресноводные источники, расположенные в окрестностях Угарита. [ 151 ] Это имя на угаритском языке грамматически во множественном числе. [ 151 ] |
Харгуб | HRGB [ 152 ] | Предполагается, что Харгуб был второстепенным богом, чья форма считалась птичьей. [ 152 ] Значение его имени неизвестно, хотя предполагается, что оно произошло от названия вида крупной птицы. [ 153 ] В одном отрывке к нему обращаются как к «отцу хищников», Аб ншрм, где ншрм — общее слово, обозначающее хищную птицу. [ 152 ] Похожий эпитет: «повелитель орлов» ( Эблаит : BE Á должен На должен ) известен из текстов Эблы, где он относится к Адарвану, рассматриваемому либо как божество [ 152 ] или как « нумен » бога Аммарика . [ 154 ] |
Обучение | Хрн [ 155 ] | Хорон был богом, связанным с магией и экзорцизмом. [ 85 ] В первую очередь он известен по заклинаниям. [ 156 ] Утверждалось, что он был связан с преступным миром. [ 157 ] Однако, по словам Манфреда Креберника, прямых доказательств, подтверждающих эту точку зрения, нет. [ 158 ] В « Эпосе о Кирте» одноименный царь вызывает его в проклятии. [ 159 ] |
Танец ? [ 160 ] | блин [ 161 ] | Хилл был отцом Котарата. [ 161 ] Озвучка его имени неизвестна, хотя Хулелу было предложено на основании присутствия божества, носящего это имя, в пантеоне Эмара. [ 160 ] Происхождение последнего неизвестно. [ 162 ] Была предложена связь с арабским словом hilālun , « серп луны», и на этом основании его часто считают астральным божеством, возможно, божественным изображением лунного полумесяца. [ 160 ] Альтернативное предложение связывает Хлла с месопотамским Энлилем. [ 160 ] Его эпитет b'l gml обычно переводится как «повелитель полумесяца» или «повелитель серпа», но Айша Рахмуни предлагает «обладатель посоха гамлу ». [ 161 ] Она указывает, что, хотя гмл / гамлу хорошо засвидетельствовано как божественный атрибут, скорее всего, это был изогнутый посох, а не серп или серповидный меч. [ 163 ] |
Кирибиби | Хребб [ 164 ] | Кирихиби упоминается только в мифе «Брак Никкала и Яриха» . [ 165 ] Скорее всего, он был божеством хурритского происхождения. [ 165 ] Для его имени был предложен перевод «он с горы Кирих (и)». [ 164 ] Широко распространенная вокализация дает имени хурритский суффикс -би , засвидетельствованный в именах хурритских божеств, таких как Кумарби и Набарби . [ 164 ] Его считали божественным посредником в браке. [ 166 ] К нему также обращаются как к «королю лета» или «божественному покровителю лета» ( mlk qẓ ). [ 167 ] Вполне возможно, что он был отцом Никкала, хотя имеющиеся доказательства, подтверждающие эту точку зрения, являются косвенными. [ 165 ] |
Илиб | 'ил'иб [ 168 ] | Илиб появляется перед Элом, Даганом и Баалом в угаритских списках подношений. [ 34 ] Неясно, следует ли его интерпретировать как божественного предка, «бога-отца» или как божественное представление концепции кланового бога. [ 34 ] Списки подношений хурритов из Угарита свидетельствуют о существовании хурритского перевода имени этого божества, эни эттанни , «бога-отца», который был «родовым предком богов». [ 34 ] |
Илиш | 'илз [ 169 ] | Илиш был второстепенным богом, которого считали «вестником дома Ваала». [ 169 ] Считалось, что у него было несколько жен, которых называли «богинями-вестниками» ( ngrt 'ilht) . [ 169 ] Этимология его имени неизвестна, и его вокализация остается неопределенной, поскольку он опирается только на похожее аккадское личное имя, которое может быть этимологически несвязанным лицемером . [ 170 ] |
Киннару | кнр [ 171 ] | Киннару был обожествлением лиры . [ 171 ] Название было идентично обычному слову, обозначающему этот инструмент. [ 171 ] |
Маддара | ржу не могу [ 172 ] | Маддара засвидетельствован в списках подношений, но природа и происхождение этого божества неизвестны. [ 171 ] Судя по слоговому написанию имени, д ма-за-ра , [ 172 ] связь с хурритским словом «мазири» , «помощь», хотя сходство могло быть совпадением. Предварительно предполагалась [ 173 ] |
Посланники Яма | млак им [ 174 ] | В Цикле Ваала два безымянных божества служат посланниками Яма . [ 174 ] К ним также обращаются как к «посольству судьи Нахара» ( t'dt ṯpṭ nhr ). [ 174 ] единственное упоминание неопознанного божества, обращенного как «слуга Яма» или «юноша Яма» ( gml ym ). Также известно [ 175 ] из эпоса о Кирте . [ 176 ] Манфред Креберник предполагает, что это может быть имя морского чудовища или поэтический способ обозначения волны. [ 176 ] |
Кот | Магистр [ 177 ] | Мешару («правильность» или «честность») засвидетельствована в одном тексте вместе с Сидку. [ 70 ] Предполагается, что он был божественным судьей. [ 177 ] |
Молоко | млк [ 178 ] | Милку был богом, связанным с подземным миром. [ 179 ] возможно, считается его правителем. [ 70 ] Его имя является родственным слову малку , «царь». [ 70 ] Также засвидетельствована хурритская форма Милкунни. [ 180 ] К нему можно было обращаться как к «вечному королю» ( mlk 'lm ). [ 181 ] Эпитеты, содержащие слово «царь», не обязательно указывают на то, что божество считалось высокопоставленным. [ 182 ] |
Храбрость | тонна [ 183 ] | Мот был богом [ 184 ] или олицетворение смерти. [ 185 ] Он не фигурирует ни в каких ритуальных текстах, только в мифах. [ 186 ] Его также сравнивали с Намтаром . [ 187 ] В то же время мифическая роль Мота как противника Баала (и Аната) уникальна для угаритской мифологии и не имеет аналогов в традициях о других богах погоды Древнего Ближнего Востока, таких как Тешуб . [ 23 ] |
Пидар | пдр [ 188 ] | Пидар был богом, связанным с Ваалом. [ 188 ] Было высказано предположение, что его имя произошло от хурритского слова pedari , «бык». [ 188 ] Предложение, которое сейчас считается менее вероятным, считает его идентичным угаритскому слову pdr , «город». [ 188 ] Это также может быть этимологически связано с Пидрэем . [ 188 ] Он засвидетельствован в теофорных именах, списках и литературных текстах. [ 188 ] |
Пидрей | сухой [ 189 ] | Пидрай была одной из богинь, считавшихся дочерьми Ваала, о чем свидетельствует «Цикл Ваала» и « Брак Никкала и Яриха» . [ 113 ] Она появляется в известных текстах чаще, чем другие богини, принадлежащие к этой категории. [ 190 ] Значение ее имени неизвестно. [ 191 ] Было высказано предположение, что это может означать «толстый». [ 186 ] из-за его сходства с редко используемым еврейским словом педер , « почечный жир», но это предложение не является общепринятым. [ 190 ] К ней обращались как к «дочери света». [ 72 ] Хотя иногда предполагается, что ее эпитет может намекать на связь с молнией, ни угаритское слово, ни его аккадские, арабские и еврейские родственные слова не используются для конкретного обозначения этого явления, что делает это предложение неправдоподобным. [ 192 ] Также нет прямых доказательств того, что ее считали богиней погоды. [ 193 ] Ей поклонялись в королевском дворце. [ 116 ] Также засвидетельствовано проведение фестиваля, посвященного ей. [ 186 ] Два текста, в которых она упоминается, по-видимому, содержат хурритские элементы. [ 113 ] Список богов приравнивает ее к Хебат, жене хурритского бога погоды Тешуба, но, по мнению Даниэля Швемера, это вряд ли является показателем того, что ее считали женой Ваала. [ 194 ] Известно только одно упоминание о Пидрае за пределами Угарита: в арамейском папирусе из Египта более позднего периода рядом с «Ваалом Сафоном» упоминается «Пидрай из Рафии». [ 195 ] |
Кудшу-ва-Амрур | qdš в амрр [ 196 ] | Кудшу-ва-Амрур был второстепенным божеством, считавшимся посланником Атирата, о чем свидетельствует Цикл Ваала. [ 41 ] К нему также обращаются как к ее рыбаку, что, возможно, указывает на ее хорошо засвидетельствованную связь с морем. [ 197 ] Термины, относящиеся к рыбакам, также засвидетельствованы как эпитеты месопотамских божеств. [ 198 ] Кроме того, некоторые храмы в этом районе нанимали рыбаков, чтобы они снабжали рыбой, которую можно было предложить богам. [ 198 ] |
Кудшу | qdš [ 199 ] | В науках нет единого мнения относительно того, является ли qdš («святой» [ 200 ] ) представляет собой богиню, аналогичную египетской Кетеш, или если это слово следует рассматривать просто как эпитет. [ 199 ] Представление о том, что этот термин относится к «священной проститутке», считается дискредитированным. [ 201 ] Никаких прямых упоминаний о богине по имени qdš на самом деле нет в угаритских текстах, и существование этой богини предполагается только на основании отдельного иконографического типа. [ 202 ] Фигурка «Кудшу» особенно распространена на металлических подвесках из Угарита. [ 203 ] В качестве эпитета qdš используется для описания бога Эль в трех известных отрывках. [ 204 ] |
Рахмай | Рми [ 205 ] | Рахмай была богиней, связанной с Атиратом. [ 206 ] Предполагается, что ее имя происходит от слова рахму , «матка». [ 207 ] Хотя в прошлом предполагалось, что она была не отдельной богиней, а именем Атират или эпитетом Анат, ни одно из предположений не находит поддержки в известных угаритских текстах. [ 208 ] |
Одинаковый | и т. д. [ 209 ] | Предполагается, что Самал была второстепенной богиней, чья форма считалась птичьей. [ 209 ] Этимология ее имени неизвестна, и Айша Рахмуни отмечает, что большинство предложений неправдоподобны и «имеют явный оттенок отчаяния». [ 210 ] В одном отрывке к ней обращаются как к «матери хищников», 'um nšrm, [ 209 ] ншрм — общее слово, обозначающее хищную птицу. [ 152 ] |
Город | шхр [ 211 ] | Имя Шахар означает «рассвет». [ 212 ] Он не появляется ни в каких угаритских текстах сам по себе, только вместе с Шалимом. [ 212 ] |
Шалим | СМЛ [ 128 ] | Имя Шалим означает «сумерки». [ 212 ] Он сам засвидетельствован в списках пожертвований, но Шахар появляется только как часть биномиального имени Шахар-ва-Шалим. [ 212 ] Шалим, скорее всего, считался младшим сыном Эла, а его матерью не была Атират. [ 212 ] |
Шатикату | š'tqt [ 213 ] | Шатикату была мифической женщиной-экзорцистом. [ 213 ] и целитель [ 214 ] в современной науке чаще всего идентифицируется как богиня. [ 215 ] Однако ее нет в известных списках подношений и списках богов. [ 215 ] На этом основании в качестве альтернативы наиболее распространенной интерпретации было предложено, что она могла быть фигурой, похожей на апкаллу , или даже человеком. [ 216 ] Она появляется в «Эпосе о Кирте» , где исцеляет одноименного правителя, изгоняя из него болезнь (или демона) посохом. [ 217 ] Она описывается как творение Эла. [ 218 ] Ее имя происходит от корня 'tq , «проходить» или «перемещаться». [ 219 ] |
Сумукан ? [ 220 ] | TMQ [ 220 ] | Бог Амк встречается в теофорических именах и в литературных отрывках, в которых он упоминается как «воин Ваала» ( mhr b'l ). [ 220 ] и «воин Аната» ( mhr 'nt ). [ 221 ] Было высказано предположение, что его следует идентифицировать как месопотамского бога Сумукана, который ассоциировался с дикими животными, но также мог называться воином (аккадский: qarrādu ). [ 220 ] |
д Су-ра-су-гу -ВА | нет в наличии [ 222 ] | Божество д Су-ра-су-гу-ВА (неопределенное прочтение последнего знака) известно только из единственного списка подношений, написанного слоговой клинописью. [ 222 ] Имя могло иметь хурритское происхождение. [ 222 ] |
Шаггар (-ва-'Иум) | старший [ 110 ] ( в 'име ) [ 223 ] | Шаггар был божественным изображением гор Синджар и, вероятно, также лунным божеством. [ 224 ] Ему поклонялись в Эбле уже в третьем тысячелетии до нашей эры. [ 225 ] Он также принадлежал к пантеонам Мари, Курда , Телль-Лейлан и Эмар. [ 225 ] В Угарите он был в паре с божеством Имум, и в списке подношений они фигурируют вместе как Шаггар-ва-Иум. [ 212 ] Скорее всего, к ним обычно относились как к отдельным божествам, и они появлялись парой только из-за общей функции. [ 226 ] Было высказано предположение, что они ответственны за «смешанные стада овец и коз». [ 211 ] Также было высказано предположение, что Иум соответствовал месопотамскому Ишуму . [ 223 ] |
Шамну | шм [ 227 ] | Имя божества Шамну тождественно слову, обозначающему масло, скорее всего, оливковое масло . [ 212 ] |
Шарашья | ртый [ 228 ] | Бог Шарашья упоминается только в списках жертвоприношений, где он следует за Баалом Сафонским и Баалом Алеппским. [ 228 ] Даниэль Швемер предполагает, что его имя произошло от хурритского слова шарашше- , « царская власть », и что он был божественным олицетворением этого понятия. [ 228 ] Термин шарашсия, «царская власть», хорошо засвидетельствован как описание подношений в хурро- хеттских текстах. [ 228 ] |
Шидку | SDQ [ 229 ] | Шидку («праведность») засвидетельствован только в одном тексте, в котором он появляется рядом с Мешару. [ 93 ] |
Талиш | толщина [ 141 ] | Талиш была богиней, считавшейся служанкой Яриха. [ 230 ] Однако бог Луны не фигурирует в сохранившихся частях текста, обращающихся к ней как таковой. [ 231 ] Было предложено несколько этимологий названия, в том числе от глагола, означающего «месить», и от слова, возможно, означающего «опоздание» или «задержка». [ 232 ] Возможно также, что оно произошло не из какого-либо семитского языка, поскольку аналогичное личное имя Ту-ли-ша известно из аккадских текстов не только от Угарита, но и от Нузи. [ 231 ] В одном отрывке она встречается параллельно с Димгаем, служанкой Атирата, и иногда предполагается, что это было одно и то же божество, чье имя на самом деле было двучленным ( dmg w tlš , Димгай-ва-Талиш). [ 141 ] |
Тэй | этли [ 189 ] | Имя Таллай можно перевести как «росистая», и возможно, она была божеством погоды . [ 113 ] скорее всего связано с росой и небольшим дождем. [ 190 ] К ней обращались как к «дочери дождя ». [ 113 ] В отрывке из Цикла Ваала она указана среди дочерей Ваала наряду с Арсеем и Пидреем. [ 113 ] Однако в противном случае эти трое не встречаются вместе, хотя только Таллей и Пидрей засвидетельствованы как пара в нескольких отрывках из одной и той же работы. [ 233 ] Была обнаружена только одна возможная ссылка на Таллая за пределами Цикла Ваала. [ 234 ] |
Шукамуна-ва-Шунама | ṯкмн в шнм [ 235 ] | Шукамуна-ва-Шунама (Тукамуна и Шунама) были двумя богами, сыновьями Эль. [ 236 ] и Атират, возможно, считавшийся самым младшим среди их детей. [ 105 ] В мифе, сохранившемся на табличке KTU 1.114, они вдвоем помогают Элу вернуться домой после того, как он напился во время пира. [ 236 ] Они также упоминаются в списках предложений. [ 237 ] Было высказано предположение, что они были связаны с касситскими божествами Шукамуной и Шумалией , причем последняя пара, возможно, произошла от богов с лингвистически семитскими (а не касситскими ) именами, но это предположение остается спекулятивным. [ 238 ] |
Тирану | trṯ [ 172 ] | Тирану, «молодое вино». [ 239 ] был богом вина . [ 240 ] Имя месопотамской богини Сираш является аккадским родственником угаритского trṯ , но оно ассоциировалось с пивом , а не с вином. [ 241 ] Еще одно божество с этимологически связанным именем, д zi-la-šu засвидетельствована в списке подношений из Эблы, но, по мнению Манфреда Креберника, ее следует считать аналогом месопотамской богини. [ 241 ] Еще одним родственником этого имени является обычное еврейское существительное тирош . [ 105 ] |
Ундату | 'уудт [ 242 ] | Утату был обожествлением ритуальной кадильницы . [ 105 ] |
Вещи Обед [ 243 ] |
в [ 244 ] час [ 243 ] |
Ям был богом моря. [ 243 ] К нему также можно было обращаться как Нахар, «река». [ 243 ] Было высказано предположение, что это имя первоначально относилось к отдельному божеству, возможно, связанному с речными испытаниями , например месопотамскому Идлуругу . [ 245 ] Хотя ему активно поклонялись, его ранг в пантеоне был низким. [ 244 ] Тем не менее он присутствует в теофорных именах Угарита. [ 244 ] Неугаритские свидетельства о Яме происходят из Эмара (где он появляется как одно из божеств, прославляемых на местном фестивале зукру ) и Египта (литературные тексты). [ 244 ] текстах нет прямых упоминаний о Яме Ни в каких более поздних финикийских , хотя предполагалось, что « Понтос », известный из сочинений Филона Библского . ему может соответствовать [ 246 ] |
Не делаю этого | ybrdmy [ 247 ] | В мифе «Брак Никкала и Яриха » Япарудмай упоминается рядом с Пидраем как одна из богинь, на которых Ярих мог жениться вместо Никкала. [ 247 ] Иным образом она не засвидетельствована ни в каких угаритских текстах. [ 248 ] Было высказано предположение, что она была сестрой Аттара. [ 249 ] Вместо этого Стив А. Виггинс предполагает, что ее считали его дочерью. [ 165 ] Уилфред Дж. Уотсон интерпретирует ее как дочь Ваала. [ 97 ] Габриэле Тойер отмечает, что не исключено, что она была не отдельной богиней, а скорее эпитетом Пидрей. [ 248 ] |
Ẓẓẓu-ва-Камату | ẓẓ в кмṯ [ 250 ] | Ẓẓẓu-wa-Kamaṯu появляются только в паре. [ 105 ] Значение имени Ẓiẓẓu и характер этого божества неизвестны. [ 105 ] Камату является родственником имени бога Чемоша, которому поклонялись в Моаве в первом тысячелетии до нашей эры. [ 171 ] По словам Уилфреда Г. Ламберта, неясно, соответствует ли он богу Камишу, известному из эблаитских текстов, и Каммушу, имени Нергала, известному из списков месопотамских богов. [ 251 ] |
Хурритские божества
[ редактировать ]Имя | Алфавитное письмо | Подробности |
---|---|---|
Адам | адм [ 252 ] | Адамма изначально была супругой Решефа в пантеоне Эблаитов, но после падения Эблы она была включена в хурритскую религию . [ 253 ] Она была связана с Кубабой . [ 41 ] Они вместе появляются в списке подношений хурритов из Угарита. [ 254 ] |
В другом месте | алн [ 252 ] | Аллани была хурритской богиней, считавшейся царицей подземного мира. [ 255 ] Она засвидетельствована в хурритских списках подношений из Угарита, где она появляется рядом с Ишхарой . [ 254 ] |
Аштаби Аттапар? |
АСТБ [ 256 ] | Первоначально Аштаби поклонялись в Эбле и других близлежащих поселениях в третьем тысячелетии до нашей эры. [ 257 ] Его первоначальный характер неизвестен, но в более поздних хурритских источниках он считался богом-воином. [ 257 ] Находясь в Угарите, он фигурирует в хурритских списках пожертвований. [ 32 ] возможно, что он не принадлежал исключительно к хурритской среде этого города. [ 257 ] Альфонсо Арчи дополнительно предполагает, что бог Аттапар (или Аттапал; ' tṭpr/'tṭpl ), составлявший пару с Аттаром , был тем же божеством, что и Аштаби, [ 257 ] но Деннис Парди вместо этого считает его отдельной формой самого Аттара. [ 48 ] |
Минуты | dqt [ 258 ] | Дакиту, также известная как Такиту, была второстепенной хурритской богиней, считавшейся помощницей Хебат. [ 259 ] На основании угаритского написания ее имени, dqt , было высказано предположение, что оно произошло от корня dqq , «маленький», присутствующего в семитских языках . [ 259 ] Она засвидетельствована в хурритских списках подношений из Угарита, где она следует за Хебатом. [ 254 ] |
Да | запах [ 260 ] | Бог Эа, родом из Месопотамии, хорошо засвидетельствован в угаритских теофорических именах. [ 15 ] По мнению Денниса Парди, Эа в Угарите его следует понимать как хурритскую форму этого божества. [ 146 ] |
Эбримус | ебмж [ 261 ] | Эбримуша был богом, принадлежавшим к свите Хебат. [ 261 ] Его имя можно перевести как «повелитель справедливости». [ 262 ] |
Большой | хбт [ 252 ] | Хебат была женой Тешуба, главы хурритского пантеона. [ 263 ] Она появляется в хурритских списках подношений из Угарита. [ 32 ] и в 15 теофорных именах, известных из угаритских документов, хотя одно из них не принадлежало жителю города. [ 264 ] |
Хутена и Хутеллура | Хдн Хдлр [ 265 ] | Хутена и Хутеллура были хурритскими богинями судьбы и божественными повивальными бабками. [ 266 ] Они могут появляться как вместе, так и по отдельности. [ 85 ] Они засвидетельствованы в хурритских списках подношений из Угарита. [ 254 ] |
Ишхара | 'ушхр (й) [ 267 ] | Ишхара была сирийской богиней, которой уже поклонялись в Эбле в третьем тысячелетии до нашей эры. [ 87 ] Позже она была включена в хурритский пантеон. [ 87 ] Она была связана с преступным миром [ 105 ] и гадание. [ 268 ] В Угарите она появляется как в Угарите, так и в Угарите. [ 128 ] и хурритские документы. [ 32 ] В одном из них упоминается царь, приносящий жертву Ушур-Халму, причем Хулм часто понимается как эпитет, означающий «змей» или «ящерица». [ 267 ] Она также появляется в сотрудничестве с Аштартом . [ 269 ] |
Киаше | кюд [ 270 ] | Киаше был хурритским богом, олицетворяющим море. [ 270 ] Он появляется в хурритских списках пожертвований из Угарита. [ 32 ] Было отмечено, что восприятие моря в угаритской религии, хотя и отличается от месопотамских традиций, похоже на то, что известно из хурритских источников. [ 271 ] |
Моему отцу | КББ [ 252 ] | Кубаба была богиней неизвестного происхождения, впервые засвидетельствованной в источниках, относящихся к Каркемишу, с начала второго тысячелетия до нашей эры. [ 256 ] В Угарите она фигурирует в хурритских списках пожертвований. [ 32 ] и в двух теофорных именах. [ 264 ] |
Кумарби | кмрб [ 272 ] | Кумарби был хурритским «отцом богов». [ 273 ] Он появляется в хурритских списках пожертвований из Угарита. [ 32 ] Было отмечено, что, хотя в списках богов он и Эль рассматриваются как аналогичные друг другу, они получали подношения отдельно. [ 8 ] |
Кушух | Кзг [ 260 ] | Кушух был хурритским богом луны . [ 274 ] В хурритских текстах из Угарита к нему обращаются как к «царю (оракулярных) решений». [ 129 ] В одном из списков пожертвований он фигурирует вместе с Никкалом и Ярихом. [ 32 ] |
Нинатта и Кулитта | ннт клт [ 252 ] | Нинатта и Кулитта были служанками Шаушки. [ 186 ] Оба они засвидетельствованы в хурритских списках подношений из Угарита. [ 254 ] |
нупатический | НБДГ [ 275 ] | Нупатик был широко почитаемым хурритским богом. [ 274 ] но его функции остаются неясными. [ 186 ] Скорее всего, он фигурирует как психопомп в одном из хурритских текстов из Угарита. [ 276 ] Он также засвидетельствован в составлении списков предложений. [ 277 ] и в одном теофорном имени. [ 278 ] |
Повесьте их | пдгл [ 125 ] | Пендигалли (Петикалли), скорее всего, был хурритской формой месопотамского Белет Экаллим ( Нинегал ). [ 125 ] В Угарите она засвидетельствована под хурритским теофорным именем annpdgl , возможно, Аннани-Пендигалли. [ 125 ] |
Подумай об этом | пргл (оспаривается) [ 279 ] | Пиникир была астральной богиней. [ 280 ] происхождения эламского [ 279 ] который был включен в хурритский пантеон на западе. [ 274 ] Гэри Бекман предполагает, что она появляется в одном тексте из Угарита, где ее имя написано как prgl , [ 281 ] но Петр Тарача считает это свидетельство неопределенным. [ 279 ] |
Пишайшапхи | pḏḏpḫ [ 252 ] | Пишайшапи был богом, олицетворявшим гору Пишайша, скорее всего, расположенную недалеко от побережья Средиземного моря . [ 87 ] Он засвидетельствован в хурритских списках подношений из Угарита. [ 254 ] |
Шаррум | фирма [ 282 ] | Шаррума был богом, который, скорее всего, возник в королевстве Киццуватна . [ 283 ] Он относительно часто появляется в угаритских теофорных именах. [ 284 ] известно около двадцати восьми, хотя трое из них принадлежали людям из-за пределов города. [ 285 ] В единственном тексте из Угарита он упоминается как суккаллу (посланник или божество-помощник) Кумарби. [ 286 ] Однако в других местах он был связан главным образом с Хебат и Тешубом. [ 287 ] |
Сука | Тук [ 260 ] | Шаушка была хурритской богиней любви и войны, которую считали похожей на месопотамскую Иштар . [ 288 ] В Угарите она ассоциировалась с Аштартом, и они вместе появляются в одном ритуальном тексте. [ 289 ] Богиня «Аштарт Хур », которую, возможно, следует интерпретировать как «Аштарт Хурри», также могла соответствовать Шаушке. [ 290 ] |
Шимигэ | ИМГ [ 260 ] | Шимиге был хурритским богом солнца . [ 291 ] Он появляется в девяти теофорных именах, известных из угаритских текстов. [ 96 ] и в хурритских списках пожертвований. [ 254 ] |
Шувала | ṯwl [ 272 ] | Шувала была хурритской богиней, связанной с подземным миром. [ 292 ] Она засвидетельствована в документе из Угарита вместе с Нупатиком и Кумарби. [ 292 ] Ей также поклонялись в соседнем Эмаре вместе с Угуром . [ 292 ] |
Тешуб | ТБ [ 293 ] | Тешуб был богом погоды, а также главой хурритского пантеона. [ 294 ] В Угарите ему поклонялись как «Тешубу» ( tṯb ), так и «Тешубу Халаба» ( tṯb ḫlbġ ). [ 295 ] Всего он фигурирует в семидесяти теофорных именах, известных из угаритских документов, хотя семь из них принадлежат людям из-за пределов города. [ 96 ] |
Демоны
[ редактировать ]Имя | Алфавитное письмо | Подробности |
---|---|---|
Арш | 'топор [ 296 ] | Арш был морским чудовищем. [ 297 ] Было высказано предположение, что он был среди союзников Яма. [ 297 ] |
Статья | 'tk [ 298 ] | Атик был монстром, которого называли « теленком Эла» или, возможно, «божественным теленком». [ 299 ] |
Хабибу | ḏbb [ 300 ] | Хабибу, «искра». [ 301 ] или «пламя» — демоническая женщина, которую описывали как дочь Эла. [ 300 ] Она числится в списке побежденных врагов Аната. [ 300 ] Было отмечено, что обращение к демону как к дочери главного божества имеет параллель в эпитете Мота «сын Эла» и в месопотамской традиции обращения к Ламашту как к дочери Ану (аккадский: марат Аним ). [ 302 ] |
Он не | хби [ 236 ] | Хабаю — фигура, известная из мифа об Эле (КТУ 1.114), описанная в нем как «повелитель рогов и хвоста» ( b'l qrnm wḏnb ). [ 236 ] Судя по всему, он мажет Эла фекалиями, когда тот находится в состоянии алкогольного опьянения. [ 236 ] Принято считать, что он был демоническим существом. [ 303 ] Однако Марк Смит предположил, что он может быть формой Решефа, [ 236 ] в то время как Скотт Б. Ногель пытается интерпретировать это имя как эпитет Эла. [ 304 ] потому что, по его мнению, демон, связанный с опьянением, не имел бы себе равных на Древнем Ближнем Востоке . [ 305 ] Он также предполагает, что название произошло от корня ḥbb , который считается звукоподражательным представлением бормотания . [ 306 ] |
Иллатама Ханиктама | 'iltm ḫnqtm [ 258 ] | Иллатама Ханиктама, «две удушающие богини», были фигурами неопределенной природы, возможно, считавшимися ответственными за смерть в младенчестве. [ 85 ] Несмотря на свою природу, они появляются в списках пожертвований. [ 215 ] |
Ишату | 'доб. [ 307 ] | Имя Ишату означает «огонь». [ 307 ] Ее, очевидно, считали собачьим демоническим существом. [ 308 ] Поскольку к ней обращаются как к «собаке Эла» или «суке Эла», предполагается, что она представляла собой ту же концепцию, что и собаки Мардука, упомянутые в списке месопотамских богов Ан = Анум . [ 309 ] Связи с эблаитским божеством д Также были предложены ì-са-ту , обожествление огня, и месопотамский демон Ламашту , внешний вид которого можно охарактеризовать как собачий. [ 308 ] |
спит | Лейтенант [ 310 ] | Лотан был мифическим змеем, связанным с Ямом. [ 311 ] Его описывали как семиглавого. [ 311 ] Семиглавые мифические змеи известны и из месопотамских текстов. [ 312 ] |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Корнелиус 2008 , с. 10.
- ^ Jump up to: а б с Хаас 2015 , с. 557.
- ^ Парди 2000 , с. 322.
- ^ Корнелиус 2008 , с. 6.
- ^ За 2013 год , стр. 155–156.
- ^ Парди 2002 , с. 236.
- ^ Корнелиус 2008 , с. 8.
- ^ Jump up to: а б Тугендхафт 2016 , с. 177.
- ^ Корнелиус 2008 , стр. 5.
- ^ Jump up to: а б с д Швемер 2008 , с. 9.
- ^ Рахмуни 2008 , с. XXVI.
- ^ Швемер 2001 , с. 49.
- ^ Jump up to: а б Швемер 2008 , с. 8.
- ^ Jump up to: а б Швемер 2008 , стр. 10.
- ^ Jump up to: а б ван Солдт 2016 , с. 105.
- ^ Швемер 2008 , стр. 8–9.
- ^ Рахмуни 2008 , с. 385.
- ^ Рахмуни 2008 , с. 61.
- ^ Рахмуни 2008 , с. 290.
- ^ Jump up to: а б с Парди 2002 , с. 276.
- ^ Парди 2002 , стр. 276–277.
- ^ Швемер 2008 , стр. 11–12.
- ^ Jump up to: а б Швемер 2008 , с. 12.
- ^ Швемер 2008 , с. 13.
- ^ Швемер 2008 , с. 15.
- ^ Рахмуни 2008 , с. 3.
- ^ Рахмуни 2008 , с. 12.
- ^ Рахмуни 2008 , стр. 99–100.
- ^ Рахмуни 2008 , с. 9.
- ^ Архи 1996 , с. 150.
- ^ Виггинс 2007 , с. 7.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Швемер 2001 , с. 547.
- ^ Рахмуни 2008 , стр. 276–277.
- ^ Jump up to: а б с д и Архи 2013 , с. 18.
- ^ Тугендхафт 2011 , с. 710.
- ^ Архи 1996 , с. 145.
- ^ Арки 1996 , стр. 149–150.
- ^ Jump up to: а б Корнелиус 2008 , с. 92.
- ^ Jump up to: а б с Корнелиус 2008 , с. 17.
- ^ Смит 2014 , с. 57.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Парди 2002 , с. 274.
- ^ Смит 2014 , с. 40.
- ^ Уотсон 1993 , с. 48.
- ^ Корнелиус 2008 , с. 27.
- ^ Jump up to: а б с Корнелиус 2008 , с. 93.
- ^ Смит 2014 , стр. 35–36.
- ^ Смит 2014 , с. 34.
- ^ Jump up to: а б с д Парди 2002 , с. 275.
- ^ Jump up to: а б Смит 2014 , с. 36.
- ^ Jump up to: а б Смит 2014 , с. 45.
- ^ Корнелиус 2008 , с. 28
- ^ Смит 2014 , стр. 57–58.
- ^ Смит 2014 , стр. 42–44.
- ^ Смит 2014 , с. 46.
- ^ Смит 2014 , стр. 61–62.
- ^ Смит 2014 , с. 38.
- ^ Смит 2014 , стр. 35–37.
- ^ Jump up to: а б с Рахмуни 2008 , с. 70.
- ^ Уотсон 1993 , с. 51.
- ^ Корнелиус 2008 , с. 99.
- ^ Jump up to: а б Рахмуни 2008 , с. 276.
- ^ Виггинс 2007 , с. 5.
- ^ Виггинс 2007 , с. 64.
- ^ Корнелиус 2008 , стр. 32–33.
- ^ Jump up to: а б Виггинс 2007 , с. 2.
- ^ Виггинс 2007 , с. 153.
- ^ Виггинс 2007 , с. 3.
- ^ Jump up to: а б с д Рахмуни 2008 , с. 157.
- ^ Jump up to: а б с Бордрёй и Парди 2009 , с. 322.
- ^ Jump up to: а б с д Парди 2002 , с. 281.
- ^ Вятт 2007 , с. 155.
- ^ Jump up to: а б Виггинс 2003 , с. 90.
- ^ Вятт 2007 , с. 149.
- ^ Jump up to: а б Парди 2002 , с. 14.
- ^ Jump up to: а б Архи 2013а , с. 14.
- ^ Архи 2013a , с. 17.
- ^ Парди 1989 , с. 445.
- ^ Парди 1989 , с. 448.
- ^ Jump up to: а б Уотсон 1993 , с. 52.
- ^ Бекман 2002 , с. 44.
- ^ Виггинс 1998 , с. 763.
- ^ Jump up to: а б Вейперт 1998 , стр. 357–358.
- ^ Уотсон 1993 , с. 59.
- ^ Jump up to: а б с Виггинс 1998 , с. 768.
- ^ Jump up to: а б с д Парди 2002 , с. 279.
- ^ Вейперт 1998 , с. 358.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Архи 2013 , с. 14.
- ^ Парди 2002 , стр. 282–283.
- ^ Jump up to: а б с Трек 2008 , с. 252.
- ^ Корнелиус 2008 , с. 18
- ^ Jump up to: а б ван Солдт 2016 , с. 104.
- ^ Бордрёй и Парди 2009 , с. 325.
- ^ Jump up to: а б Парди 2002 , с. 284.
- ^ Рахмуни 2008 , с. 242.
- ^ Виггинс 1996 .
- ^ Jump up to: а б с д ван Солдт 2016 , с. 100.
- ^ Jump up to: а б с Уотсон 1993 , с. 53.
- ^ Виггинс 1996 , с. 331.
- ^ Виггинс 1996 , с. 343.
- ^ Виггинс 1996 , с. 345.
- ^ Виггинс 1996 , стр. 340–341.
- ^ Виггинс 1996 , с. 329.
- ^ Виггинс 1996 , стр. 336–337.
- ^ Jump up to: а б Виггинс 1996 , с. 337.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Парди 2002 , с. 285.
- ^ Виггинс 1998 , с. 761.
- ^ Архи 1996 , с. 147.
- ^ Креберник 1997 , с. 364.
- ^ Креберник 1997 , с. 368.
- ^ Jump up to: а б Креберник 1997 , с. 363.
- ^ Виггинс 1998 , с. 766.
- ^ Рахмуни 2008 , с. 126.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Виггинс 2003 , с. 86.
- ^ Рахмуни 2008 , с. 127.
- ^ Jump up to: а б Рахмуни 2008 , стр. 127–128.
- ^ Jump up to: а б Креберник 2005а , с. 557.
- ^ Jump up to: а б с Виггинс 2003 , с. 97.
- ^ Бордрёй и Парди 2009 , с. 300.
- ^ Рахмуни 2008 , с. 263.
- ^ Рахмуни 2008 , стр. 263–264.
- ^ Виггинс 2007 , стр. 75–77.
- ^ Рахмуни 2008 , с. 340.
- ^ Jump up to: а б Беренс и Кляйн 1998 , с. 345.
- ^ Бордрёй и Парди 2009 , с. 304.
- ^ Jump up to: а б с д Тремуй 2005 , с. 386.
- ^ Jump up to: а б с Креберник 2013 , с. 205.
- ^ Jump up to: а б с Креберник 2013б , с. 398.
- ^ Jump up to: а б с Парди 2002 , с. 15.
- ^ Jump up to: а б Война 2021 , стр. 53.
- ^ Jump up to: а б с д и Парди 2002 , с. 277.
- ^ Jump up to: а б Бонечи 1998 , с. 78.
- ^ Рахмуни 2008 , с. 28.
- ^ Фелиу 2003 , с. 276.
- ^ Фелиу 2003 , с. 264.
- ^ Рахмуни 2008 , с. 96.
- ^ Рахмуни 2008 , стр. 96–97.
- ^ Фелиу 2003 , с. 266.
- ^ Фелиу 2003 , с. 178.
- ^ Фелиу 2003 , с. 269.
- ^ Jump up to: а б с Рахмуни 2008 , с. 78.
- ^ Jump up to: а б с Рахмуни 2008 , с. 79.
- ^ Бордрёй и Парди 2009 , с. 310.
- ^ Jump up to: а б с Бордрёй и Парди 2009 , с. 306.
- ^ Рахмуни 2008 , с. 262.
- ^ Jump up to: а б Болье 2003 , с. 339.
- ^ Jump up to: а б Парди 2002 , с. 278.
- ^ Рахмуни 2008 , с. 261.
- ^ За 2013 год , с. 156.
- ^ За 2013 год , стр. 158–159.
- ^ Jump up to: а б Бордрёй и Парди 2009 , с. 353.
- ^ Jump up to: а б Тугендхафт 2016 , с. 181.
- ^ Jump up to: а б с д и Рахмуни 2008 , с. 14.
- ^ Рахмуни 2008 , стр. 16–17.
- ^ Хаас 2015 , с. 453.
- ^ Бордрёй и Парди 2009 , с. 315.
- ^ Рахмуни 2008 , стр. 176–177.
- ^ Вятт 2007 , с. 79.
- ^ Креберник 2013 , с. 207.
- ^ Вятт 2007 , с. 128.
- ^ Jump up to: а б с д Рахмуни 2008 , с. 103.
- ^ Jump up to: а б с Рахмуни 2008 , с. 102.
- ^ Бекман 2002 , с. 43.
- ^ Рахмуни 2008 , с. 104.
- ^ Jump up to: а б с Рахмуни 2008 , с. 230.
- ^ Jump up to: а б с д Виггинс 1998 , с. 769.
- ^ Рахмуни 2008 , стр. 229–230.
- ^ Рахмуни 2008 , стр. 232–233.
- ^ Бордрёй и Парди 2009 , с. 296.
- ^ Jump up to: а б с Рахмуни 2008 , с. 64.
- ^ Рахмуни 2008 , с. 66.
- ^ Jump up to: а б с д и Парди 2002 , с. 280.
- ^ Jump up to: а б с Парди 2002 , с. 18.
- ^ Жизнь 2007 , с. 182.
- ^ Jump up to: а б с За 2013 год , с. 154.
- ^ Рахмуни 2008 , с. 386.
- ^ Jump up to: а б Креберник 2013 , с. 200.
- ^ Jump up to: а б Швемер 2001 , с. 67.
- ^ Бордрёй и Парди 2009 , с. 332.
- ^ Рахмуни 2008 , с. 31.
- ^ Креберник 2013 , стр. 203–204.
- ^ Рахмуни 2008 , с. 295.
- ^ Рахмуни 2008 , стр. 295–296.
- ^ Рахмуни 2008 , с. 90.
- ^ Рахмуни 2008 , с. 92.
- ^ Рахмуни 2008 , с. 219.
- ^ Jump up to: а б с д и Парди 2002 , с. 282.
- ^ Рахмуни 2008 , с. 218.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Креберник 2005 , с. 556.
- ^ Jump up to: а б Виггинс 2007 , с. 45.
- ^ Jump up to: а б с Виггинс 2003 , с. 94.
- ^ Виггинс 2003 , с. 95.
- ^ Рахмуни 2008 , стр. 124–125.
- ^ Виггинс 2003 , стр. 95–96.
- ^ Швемер 2008 , стр. 13–14.
- ^ Креберник 2005а , с. 558.
- ^ Креберник 2008 , с. 176.
- ^ Рахмуни 2008 , стр. 150–151.
- ^ Jump up to: а б Рахмуни 2008 , с. 151.
- ^ Jump up to: а б Корнелиус 2008 , с. 94.
- ^ Рахмуни 2008 , с. 208.
- ^ Корнелиус 2008 , стр. 94–95.
- ^ Корнелиус 2008 , стр. 97.
- ^ Корнелиус 2008 , с. 101
- ^ Рахмуни 2008 , с. 207.
- ^ Рахмуни 2008 , с. 297.
- ^ Виггинс 2007 , с. 88.
- ^ Бордрёй и Парди 2009 , с. 348.
- ^ Виггинс 2007 , стр. 88–89.
- ^ Jump up to: а б с Рахмуни 2008 , с. 76.
- ^ Рахмуни 2008 , с. 77.
- ^ Jump up to: а б Бордрёй и Парди 2009 , с. 323.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Парди 2002 , с. 283.
- ^ Jump up to: а б Льюис 2014 , с. 10.
- ^ Льюис 2014 , с. 19.
- ^ Jump up to: а б с Льюис 2014 , с. 21.
- ^ Льюис 2014 , стр. 22–24.
- ^ Льюис 2014 , стр. 14–15.
- ^ Льюис 2014 , с. 18.
- ^ Льюис 2014 , с. 9.
- ^ Jump up to: а б с д Рахмуни 2008 , с. 220.
- ^ Рахмуни 2008 , с. 221.
- ^ Jump up to: а б с Креберник 2013а , с. 327.
- ^ Jump up to: а б Рутц 2007 , с. 608.
- ^ Фалес 2008 , с. 520.
- ^ Jump up to: а б Фалес 2008 , с. 521.
- ^ Рутц 2007 , с. 609.
- ^ Бордрёй и Парди 2009 , с. 324.
- ^ Jump up to: а б с д Швемер 2008 , с. 11.
- ^ Парди 2002 , с. 151.
- ^ Рахмуни 2008 , с. 81.
- ^ Jump up to: а б Рахмуни 2008 , с. 82.
- ^ Рахмуни 2008 , стр. 81–82.
- ^ Виггинс 2003 , с. 88.
- ^ Виггинс 2003 , с. 93.
- ^ Бордрёй и Парди 2009 , с. 351.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Смит 2014 , с. 50.
- ^ Парди 2000 , с. 323.
- ^ Зайдль и Креберник 2013 , с. 324.
- ^ Парди 2002 , с. 19.
- ^ Креберник 2013 , стр. 285.
- ^ Jump up to: а б Креберник 1998 , с. 442.
- ^ Бордрёй и Парди 2009 , с. 301.
- ^ Jump up to: а б с д Рахмуни 2008 , с. 239.
- ^ Jump up to: а б с д Ниер 2016 , с. 143.
- ^ Рахмуни 2008 , стр. 313–314.
- ^ Ниер 2016 , стр. 143–144.
- ^ Jump up to: а б Виггинс 1998 , с. 765.
- ^ Jump up to: а б Тойер 2000 , с. 177.
- ^ Тойер 2000 , стр. 177–178.
- ^ Бордрёй и Парди 2009 , с. 337.
- ^ Ламберт 1980 , с. 335.
- ^ Jump up to: а б с д и ж дель Ольмо Лете 1999 , с. 325.
- ^ Архи 1997 , с. 417.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Парди 2002 , с. 95.
- ^ Архи 2013a , с. 4.
- ^ Jump up to: а б Архи 2013 , с. 15.
- ^ Jump up to: а б с д Архи 1997 , с. 416.
- ^ Jump up to: а б Парди 2002 , с. 21.
- ^ Jump up to: а б Вильгельм 2013 , с. 417.
- ^ Jump up to: а б с д дель Ольмо Лете 1999 , с. 324.
- ^ Jump up to: а б Оттен 1980 , с. 23.
- ^ Архи 2013 , с. 7.
- ^ Архи 2013 , с. 6.
- ^ Jump up to: а б ван Солдт 2016 , с. 99.
- ^ Архи 2013 , с. 19.
- ^ Архи 2013a , с. 13.
- ^ Jump up to: а б Рахмуни 2008 , с. 23
- ^ Фелиу 2003 , с. 55.
- ^ Смит 2014 , с. 75.
- ^ Jump up to: а б Тугендхафт 2011 , с. 712.
- ^ Тугендхафт 2011 , стр. 711–712.
- ^ Jump up to: а б Швемер 2001 , с. 410.
- ^ Архи 2013 , с. 1.
- ^ Jump up to: а б с Архи 2013 , с. 8.
- ^ Архи 2013 , с. 11.
- ^ Креберник 2013 , с. 201.
- ^ Парди 2002 , с. 98.
- ^ ван Солдт 2016 , с. 14.
- ^ Jump up to: а б с Тарача 2005 , с. 570.
- ^ Бекман 1999 , с. 27.
- ^ Бекман 1999 , с. 28.
- ^ Парди 1989 , с. 422.
- ^ Тремуй 2011 , с. 80.
- ^ ван Солдт 2016 , с. 106.
- ^ ван Солдт 2016 , с. 103.
- ^ Тремуй 2011 , с. 82.
- ^ Тремуй 2011 , с. 81.
- ^ Архи 2013 , с. 12.
- ^ Смит 2014 , стр. 76–77.
- ^ Смит 2014 , с. 77.
- ^ Арки 2013 , стр. 7–8.
- ^ Jump up to: а б с Тремуй 2013 , с. 374.
- ^ Швемер 2001 , с. 84.
- ^ Швемер 2008 , с. 3.
- ^ Война 2021 , с. 52.
- ^ Рахмуни 2008 , с. 215.
- ^ Jump up to: а б Рахмуни 2008 , с. 216.
- ^ Рахмуни 2008 , с. 257.
- ^ Рахмуни 2008 , с. 256.
- ^ Jump up to: а б с Рахмуни 2008 , с. 118.
- ^ Бордрёй и Парди 2009 , с. 334.
- ^ Рахмуни 2008 , с. 119.
- ^ Ноегель 2007 , с. 537.
- ^ Ноегель 2007 , с. 541.
- ^ Ноегель 2007 , стр. 537–538.
- ^ Ноегель 2007 , с. 539.
- ^ Jump up to: а б Рахмуни 2008 , с. 199.
- ^ Jump up to: а б Рахмуни 2008 , с. 200.
- ^ Рахмуни 2008 , стр. 199–200.
- ^ Рахмуни 2008 , с. 142.
- ^ Jump up to: а б Рахмуни 2008 , с. 301.
- ^ Рахмуни 2008 , стр. 303–304.
Библиография
[ редактировать ]- Арчи, Альфонсо (1996). «Иль в личных именах » Журнал востоковедной литературы . 91 (2). Вальтер де Грюйтер ГмбХ. дои : 10.1524/olzg.1996.91.2.133 . ISSN 2196-6877 . S2CID 163553939 .
- Арчи, Альфонсо (1997). «Исследования в Пантеоне Эбла II» . Ориенталия . 66 (4). GBPress - Григорианская библейская пресса: 414–425. ISSN 0030-5367 . JSTOR 43078145 . Проверено 3 июля 2022 г.
- Арчи, Альфонсо (2013). «Западно-хурритский пантеон и его предыстория» . В Коллинзе, Би Джей; Михаловски П. (ред.). За пределами Хатти: дань уважения Гэри Бекману . Атланта: Локвуд Пресс. ISBN 978-1-937040-11-6 . OCLC 882106763 .
- Арчи, Альфонсо (2013a). «Анатолийские богини-судьбы и их различные традиции» . Разнообразие и стандартизация . Де Грюйтер. стр. 1–26. дои : 10.1524/9783050057576.1 . ISBN 978-3-05-005756-9 .
- Болье, Поль-Ален (2003). Пантеон Урука в нововавилонский период . Лейден Бостон: Брилл СТИКС. ISBN 978-90-04-13024-1 . OCLC 51944564 .
- Бекман, Гэри (1999). «Богиня Пиринкир и ее ритуал из Хаттуши (CTH 644)» . Ктема: Цивилизации Востока, Греции и антиквариата Рима . 24 (1). Программа ПЕРСЕЕ: 25–39. дои : 10.3406/ktema.1999.2206 . hdl : 2027.42/77419 . ISSN 0221-5896 .
- Бекман, Гэри (2002). «Пантеон Эмара» . Сильва Анатолика: Анатолийские исследования, подаренные Мачею Попко по случаю его 65-летия . Варшава: Агаде. hdl : 2027.42/77414 . ISBN 83-87111-12-0 . OCLC 51004996 .
- Беренс, Герман; Кляйн, Джейкоб (1998), «Нинегалла» , Reallexikon der Assyriologie , получено 29 июня 2022 г.
- Бонечи, Марко (1998). «От имени Королевства Алеппо в Угарите» (PDF) . Краткие и полезные ассириологические новости (НАБУ) (3).
- Бордрёй, Пьер; Парди, Деннис (2009). Руководство по угариту . Издательство Пенсильванского государственного университета. дои : 10.1515/9781575066523 . ISBN 978-1-57506-652-3 .
- Чо, Сан Юл (2013). Меньшие божества в угаритских текстах и еврейской Библии . Горгиас Пресс. дои : 10.31826/9781463214371 . ISBN 978-1-4632-1437-1 .
- Корнелиус, Исаак (2008). Многоликая богиня: иконография сиро-палестинских богинь Анат, Астарты, Кедешет и Ашеры ок. 1500–1000 гг . до н.э. Orbis Biblicus и Orientalis. Том. 204 . Получено 2 июня 2022 г.
- дель Ольмо Лете, Грегорио (1999). «Списки приношений и списки богов». В Уотсоне, Уилфред Дж. Е.; Вятт, Николас (ред.). Справочник по угаритическим исследованиям . Справочник востоковедения. Брилл. ISBN 978-90-04-10988-9 . Проверено 30 июня 2022 г.
- Фалес, Фредерик Марио (2008), «Саггар» , Reallexikon der Assyriologie , получено 5 июля 2022 г.
- Фелиу, Луис (2003). Бог Даган в Сирии бронзового века . Лейден Бостон, Массачусетс: Брилл. ISBN 90-04-13158-2 . OCLC 52107444 .
- Хаас, Волкерт (2015) [1994]. История хеттской религии . Справочник востоковедения. Раздел 1: Ближний и Средний Восток (на немецком языке). Брилл. ISBN 978-90-04-29394-6 . Проверено 4 июля 2022 г.
- Креберник, Манфред (1997), «Mondgott AI In Mesopotamien» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 1 июля 2022 г.
- Креберник, Манфред (1998), «Nin-kasi und Siraš/Siris» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 1 июля 2022 г.
- Креберник, Манфред (2005), «Пидар» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 28 июня 2022 г.
- Креберник, Манфред (2005a), «Pidray(u), Ṭallay(u), Arṣay(u)» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 28 июня 2022 г.
- Креберник, Манфред (2008), "Qdš" , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 28 июня 2022 г.
- Креберник, Манфред (2013). «Фантазии о загробной жизни в Угарите» . В Буковце, Предраг; Колькманн-Кламт, Барбара (ред.). Представления о загробной жизни на Востоке (на немецком языке). Издательство Др. Ковач. ISBN 978-3-8300-6940-9 . OCLC 854347204 .
- Креберник, Манфред (2013а), " д Су-ра-су-гу-ВА" , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 28 июня 2022 г.
- Креберник, Манфред (2013b), «Tadmuštum» , Reallexikon der Assyriologie , получено 28 июня 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (1980), «Каммуш» , Reallexikon der Assyriologie , получено 3 июля 2022 г.
- Льюис, Теодор Дж. (2014). «Личность и функция угаритского Шатикату: божественно созданной апотропной фигуры» . Журнал древних религий Ближнего Востока . 14 (1). Брилл: 1–28. дои : 10.1163/15692124-12341255 . ISSN 1569-2116 .
- Ниер, Герберт (2016), «Ямму» , Настоящий лексикон ассириологии , получено 2 июня 2022 г.
- Ногель, Скотт Б. (2007). « «Он с двумя рогами и хвостом» » (PDF) . Угарит Исследования . 38 . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 978-3-934628-97-7 . OCLC 259680472 .
- Оттен, Генрих (1980), «Ибримуша» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 28 июня 2022 г.
- Парди, Деннис (1989). «Угаритские имена собственные» . Архив востоковедения . 36/37. Архив восточных исследований (AfO)/Институт востоковедения: 390–513. ISSN 0066-6440 . JSTOR 41661762 . Проверено 3 июля 2022 г.
- Парди, Деннис (2000). «Жертвоприношение животных в Угарите» . Топои. Восток-Запад . 2 (1): 321–331 . Проверено 28 июня 2022 г.
- Парди, Деннис (2002). Ритуал и культ в Угарите Атланта: Общество библейской литературы. ISBN 978-90-04-12657-2 . OCLC 558437302 .
- Рутц, Мэтью (2007). «Архаизация сценариев в Эмаре и прорицателе Шаггар-абу» . Угаритские исследования . 38 . Вайнона Лейк: Железные Брауны. ISBN 978-3-934628-97-7 . OCLC 259680472 .
- Рахмуни, Айша (2008). Божественные эпитеты в угаритских алфавитных текстах . Лейден Бостон: Брилл. ISBN 978-90-474-2300-3 . OCLC 304341764 .
- Швемер, Дэниел (2001). Фигуры богов погоды Месопотамии и Северной Сирии в эпоху клинописных культур: материалы и исследования на основе письменных источников (на немецком языке). Висбаден: Харрасовиц. ISBN 978-3-447-04456-1 . OCLC 48145544 .
- Швемер, Дэниел (2008). «Боги бури Древнего Ближнего Востока: Краткое изложение, синтез, недавние исследования: Часть II» (PDF) . Журнал древних религий Ближнего Востока . 8 (1). Брилл: 1–44. дои : 10.1163/156921208786182428 . ISSN 1569-2116 .
- Зайдль, Урсула; Креберник, Манфред (2013), «Šuqamuna und Šu/imalija» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 5 июля 2022 г.
- Смит, Марк (2014). «Аттарт в сирийских текстах позднего бронзового века» . Превращение богини: Иштар-Астарта-Афродита . Фрибург-Геттинген: Academic Press Vandenhoeck & Ruprecht. ISBN 978-3-7278-1748-9 . OCLC 881612038 .
- Штрек, Майкл П. (2008), «Рашап А. В письменных источниках» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 3 июля 2022 г.
- Тарача, Петр (2005), «Пиренгир» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 3 июля 2022 г.
- Тойер, Габриэле (2000). Бог Луны в религиях Сирии и Палестины: со специальной ссылкой на КТУ 1.24 . Том 173 . Проверено 3 июля 2022 г.
- Тремуй, Мари-Клод (2005), «Pendigalli» , Reallexikon der Assyriologie (на французском языке) , получено 29 июня 2022 г.
- Тремуй, Мари-Клод (2011), «Šarrum(m)a» , Reallexikon der Assyriologie (на французском языке) , получено 3 июля 2022 г.
- Тремуй, Мари-Клод (2013), «Шувала» , Reallexikon der Assyriologie (на французском языке) , получено 3 июля 2022 г.
- Тугендхафт, Аарон (2011). "На ym и д AAB.BA at Ugarit» . Исследования Угарита. Том 42. Мюнстер: Ugarit Verlag. ISBN 978-3-86835-053-1 . OCLC 1101873880 .
- Тугендхафт, Аарон (2016). «Боги на глине: древние ближневосточные научные практики и история религий» . В Графтоне, Энтони; Мост, Гленн В. (ред.). Канонические тексты и научная практика . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/cbo9781316226728.009 .
- Валек, Франтишек (2021). «Иностранцы и религия в Угарите» . Студия Восточной Электроники . 9 (2): 47–66. дои : 10.23993/store.88230 . ISSN 2323-5209 .
- ван Сольдт, Уилфред Х. (2016). «Божества в личных именах в Угарите, Рас Шамра» . Угаритические исследования IV . Пэрис Левен Уолпол, Массачусетс: Издания, посвященные исследованиям цивилизаций, Петерс. ISBN 978-90-429-3439-9 . OCLC 51010262 .
- Жизнь, Хуан-Пабло (2007). «Два хурритских заимствования в угаритских текстах» . Altorientalische Forschungen . 34 (1–2). Де Грюйтер. дои : 10.1524/aofo.2007.34.12.185 . ISSN 2196-6761 . S2CID 161654316 .
- Уотсон, Уилфред GE (1993). «Богини в Угарите» (PDF) . Эпиграфические и лингвистические исследования Древнего Ближнего Востока . 10 . ISSN 2239-5393 .
- Вейперт, Манфред (1998), " д НИН.ГАЛ/Никкал А. III. В Египте и Сирии» , Real Lexicon of Assyriology (на немецком языке) , получено 3 июля 2022 г.
- Виггинс, Стив А. (1996). «Шапш, Светильник Богов» . В Гибсоне, Джон CL; Вятт, Николас; Уотсон, Уилфред Дж. Е.; Ллойд, Дж. Б. (ред.). Угарит, религия и культура . Мюнстер: Угарит-Верлаг. ISBN 3-927120-37-5 . OCLC 36056389 .
- Виггинс, Стив А. (1998). «Что в имени? Ярих в Угарите» . Угарит-Форшунген (30): 761–780. ISSN 0342-2356 . Проверено 29 июня 2022 г.
- Виггинс, Стив А. (2003). «Пидрей, Таллай и Арсей в цикле Ваала» . Журнал северо-западных семитских языков . 29 (2).
- Виггинс, Стив (2007). Переоценка Ашеры: с дальнейшими размышлениями о богине . Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press. ISBN 978-1-59333-717-9 . OCLC 171049273 .
- Вильгельм, Гернот (2013), «Такиту» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 3 июля 2022 г.
- Вятт, Николас (2007). Слово дерева и шепот камня и другие документы об угаритской мысли . Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press. ISBN 978-1-59333-716-2 . OCLC 171554196 .