Бог
Религия в Древний Рим |
---|
![]() |
Практики и убеждения |
Священство |
Божества |
Связанные темы |
Нумен (множественное число numina ) — латинский термин, означающий « божественность », «божественное присутствие» или «божественная воля». Латинские авторы определили его следующим образом: [1] Цицерон пишет о «божественном разуме» ( divina mens ), боге, «чьему нумену все подчиняется» и «божественной силе» ( vis divina ), «которая пронизывает жизнь людей». Он вызывает движения и крики птиц во время предсказаний . [2] В рассказе Вергилия об ослеплении одноглазого гиганта Полифема » из «Одиссеи » в « Энеиде он заставляет Одиссея и его людей сначала «просить помощи у великой нумины» ( magna precati numina ). [3] Анализируя общественное мнение об Августе в день его похорон, историк Тацит сообщает, что некоторые думали, что «богам не было оставлено никакой чести», когда он «установил культ самого себя» ( se… coli vellet ) «с храмами и изображения нумины» ( effigie numinum ). [4] Плиний Младший в письме к Патерну бредит «властью», «достоинством» и «величием»; короче говоря, « нумен истории». [5] Лукреций употребляет выражение «бог разума» . [6] или «повеление ума», [7] где «предложение» — это нумен , но не божественное нумен, если только разум не следует считать божественным, а просто человеческая воля. [1]
нумен иногда рассматривался С начала 20 века в истории религии как доанимистическая фаза; то есть система убеждений, унаследованная от более раннего времени. Нумен также используется социологами для обозначения идеи магической силы, заключенной в объекте , особенно когда они пишут об идеях западной традиции. В этом смысле нумен почти синоним маны . Однако некоторые авторы оставляют использование маны для идей о магии Полинезии и Юго-Восточной Азии .
Этимология
[ редактировать ]Этимологически это слово означает «кивок головы», здесь оно относится к божеству , как бы «кивающему», или сообщающему о своей воле или своем присутствии. По словам Х. Дж. Роуза :
Буквальное значение — просто «кивок», или, точнее, поскольку это пассивное образование, «то, что производится кивком», точно так же, как фламен — это «то, что производится дуновением», т . е. порывом ветра. Оно стало означать «продукт или выражение власти», а не, следует отметить, саму власть. [8]
Таким образом, нумен (божественность) не персонифицируется (хотя может быть личным атрибутом) и его следует отличать от деуса (бога). [9]
Римские культы нумины
[ редактировать ]Нумен также использовался в имперском культе Древнего Рима для обозначения духа-хранителя , «божества» или божественной силы живого императора — другими словами, средства поклонения живому императору, не называя его буквально богом. [9]
Культ пропагандировал Августа . Тиберий , посвятивший Augusti Ara Numinis [10] В этом контексте можно провести различие между терминами нумен и гений . [11]
Определение как доанимистическая фаза религии
[ редактировать ]Выражение Numen inest появляется в ( » Овидия «Фастах III, 296) и было переведено как «Здесь есть дух». [12] Его интерпретация и, в частности, точное значение слова «нумен» широко обсуждались в литературе. [13]
Предположение о том, что нуминозное присутствие в мире природы, предполагаемое в самых ранних слоях италийской религии, как бы « анимистический » элемент, оставшийся в исторической римской религии и особенно в этимологии латинских теонимов, часто подразумевалось, но критикуется МакГеофом (2004) как «в основном научная фантастика». [14]
Нумина и отдельные религии
[ редактировать ]Фраза «ты станешь богом и вернешься на небеса, чтобы удивляться и царствовать» появляется в строке 129 стихотворения «Метрум» в книге Бытия . [15] приписывают Хилари Арльскому . [16]
Аналогии в других обществах
[ редактировать ]- Брахман в индуизме
- Ками в японском синтоизме
- мана в полинезийской мифологии
- мабан в мифологии австралийских аборигенов
- манетувак в мифологии ленапе
- Шехина в иудаизме
- Сила , инуа в мифологии инуитов
- теотль в мифологии ацтеков
- мэген в англосаксонской мифологии
- вяки в балто-финской мифологии
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Более подробную информацию см. Чарльтон Т. Льюис; Чарльз Шорт. «нумен» . Латинский словарь (на латыни). Цифровая библиотека Персея.
- ^ Цицерон «О гадании » Классическая библиотека Леба; penelope.uchicago.edu. И.119-120. Марк Туллий Цицерон. «О гадании приоре» (на латыни). Латинская библиотека. И.119-120.
- ^ 3. 634.
- ^ C. Корнелий Тацит. «Анналы» (на латыни). Цифровая библиотека Персея. 1.10.
- ^ К. Плиний Цецилий Секунд «Буквы» (на латыни). Цифровая библиотека Персея 9.27.1.
- ^ Т. Лукреций Кар, О природе вещей , 3.144.
- ^ Лукреций (1919). О природе вещей . Перевод Р. Эллисона. Лондон: Артур Хамфрис.
- ^ Роуз, HJ (1926). Первобытная культура Италии . Метуэн и Ко, стр. 44–45 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бейли, Сирил (1907). Религия Древнего Рима . Archibald Constable & Co Ltd. , бесплатно доступен в Project Gutenberg.
- ^ Фишвик, Дункан (июль 1969 г.). « Гений и Нумен ». Гарвардское богословское обозрение . 62 (3): 356–367. дои : 10.1017/s0017816000032405 . S2CID 162517163 . Перепечатано в Фишвике, Д. (1990).
- ^ Фишвик, Дункан (май 1970 г.). « Нумина Августорум». Классический ежеквартальный журнал . Новая серия. 20 (1): 191–197. дои : 10.1017/s0009838800044773 . S2CID 246881554 . Перепечатано в Фишвике, Д. (1990).
- ^ Овидий. Фасти. Перевод Фрейзера, Джеймса Джорджа. Том классической библиотеки Леба. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1931 г.
- ^ Роуз, Герберт Дженнингс (октябрь 1935 г.). «Nvmen inest:« Анимизм »в греческой и римской религии». Гарвардское богословское обозрение . 28 (4): 237–257. дои : 10.1017/s0017816000023026 . S2CID 162391992 .
- ^ Кевин МакГео Римляне: новые перспективы 2004:179 «Множественные силы и другие научные изобретения»; «Ученым, возможно, придется довольствоваться узлами значений италийских богов, а не жесткими определениями», - замечает Чарльз Роберт Филлипс III в «Заметках к Вергилиевой Энеиде 5, 744», Hermes 104.2 (1976: 247–249) с. 248, с недавней библиографией; Классификация Герхардом Радке форм и значений этих разнообразных имен в Die Götter Altitaliens (Мюнстер, 1965) подверглась критике как «неоправданная точность» в обзоре А. Драммонда в The Classical Review , New Series, 21.2 (июнь 1971 г.: 239–241); соединение и разъединение латинских и курсивных имен богов, создающее видимость множества божеств, было классически проанализировано в книге Джесси Бенедикта Картера, De Deorum Romanorum Cognominibus: Quaestiones Selectae (Лейпциг, 1898).
- ^ Готфрид Кройц; Псевдо Хилари (2006). Псевдо-Иларий Метрум в Бытии, Кармен де Евангелио: Введение, текст и комментарии . Издательство Австрийской академии наук. ISBN 978-3-7001-3790-0 . Проверено 9 апреля 2012 г.
- ^ Павловскис, Зоя (декабрь 1989 г.). «Пастырский мир Илария «в Бытии» ». Классический журнал . 85 (2): 121–132.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фишвик, Дункан (1990). Имперский культ на Латинском Западе . Брилл.
- Рудольф Отто (октябрь 2004 г.). Идея святого: исследование нерационального фактора в идее божественного, 1926 . Издательство Кессинджер. ISBN 978-1-4179-7875-5 . Проверено 9 апреля 2012 г.