Зурванизм
Часть серии о |
Зороастризм |
---|
Религиозный портал |
Зурванизм — фаталистическое религиозное движение зороастризма. [1] в котором божество Зурван является первым принципом (изначальным божеством-создателем ), породившим равных, но противоположных близнецов , Ахура Мазду и Ангра-Майнью . Зурванизм также известен как «зурванитский зороастризм», и его можно противопоставить маздеизму .
В зурванизме Зурван воспринимался как бог бесконечного времени и пространства, а также известный как «один» или «одинокий». Зурван изображался как трансцендентный и нейтральный бог без страстей; тот, для кого не было различия между добром и злом. Имя Зурван представляет собой нормализованную интерпретацию слова, которое на среднеперсидском языке звучит как Зурван , Зруван или Зарван . Среднеперсидское имя происходит от авестийского ( авестийское : 𐬰𐬭𐬎𐬎𐬁𐬥 , латинизированное: zruuān , букв. «время», грамматически среднее существительное).
Происхождение и предыстория [ править ]
Хотя детали происхождения и развития зурванизма остаются неясными (обзор трех противоположных мнений см. в разделе «Восхождение и принятие» ниже), общепринято считать, что зурванизм был: 1) ветвью большого зороастризма ; [2] : 157–304 2) священнический ответ, направленный на устранение кажущегося несоответствия в священных текстах. [3] : введение (см . § Доктрину «брата-близнеца» ниже); и 3) вероятно, завезённый во второй половине эпохи Ахеменидов . [4] [2] : 157–304
Зурванизм пользовался королевской санкцией во времена Сасанидской империи (226–651 гг. Н. Э.), Но после X века от него не осталось никаких следов. Хотя зурванизм сасанидской эпохи, безусловно, находился под влиянием эллинской философии, какая-либо связь между ним и греческим божеством Хроноса «Время» окончательно не установлена. Незороастрийские рассказы о типично зурванитских верованиях были первыми следами зороастризма, достигшими Запада, что привело европейских ученых к выводу, что зороастризм был монистической религией, что вызвало разногласия как среди ученых, так и среди современных практиков веры.
Зурван может быть родственным санскритскому сарва , и в этом случае Сарвастивада , ранняя буддийская школа , является продолжением и отражает этимологию как Зороастра, так и Зурвана.
Свидетельства существования культа [ править ]
Самые ранние свидетельства культа Зурвана встречаются в « Истории богословия» , приписываемой Евдему Родосскому (ок. 370–300 до н. э.). Как цитируется в книге Дамасия « Трудности и решения первых принципов» (6 век н.э.), Евдем описывает секту мидян , которые считали Пространство/Время изначальным «отцом» соперников Оромасда «света» и Аримания «тьмы». ". [5] : 331–332
Основные свидетельства зурванитской доктрины встречаются в полемических христианских трактатах армянских и сирийских писателей сасанидского периода (224–651 гг. Н. Э.). Местными источниками информации того же периода являются надпись Картира III века в Кааба-йе Зартошт начала IV века и указ Михр-Нарсеха , мобадана-мобада или первосвященника при Йездигерде I , причем последний был единственным местным жрецом. свидетельства сасанидского периода, которые являются откровенно зурванистскими. Постсасанидские зороастрийские среднеперсидские комментарии в основном маздейские, и только за одним исключением ( X века, Денкард 9.30) . [6] ) вообще не упоминайте Зурвана.
Из оставшихся так называемых книг Пехлеви только две, « Меноги Храд» и « Избранное Задспрама» (обе 9-го века ), демонстрируют зурванистскую тенденцию. Последний, в котором священник Задспрам наказывает немаздейские идеи своего брата: [7] — последний текст на среднеперсидском языке , в котором имеются какие-либо свидетельства культа Зурвана. XIII века Зороастрийский «Улема-и Ислам» ( «Ответ врачам ислама» ), новый персидский апологетический текст , однозначно является зурванистским, а также является последним прямым свидетельством зурвана как первого принципа.
нет намека на какое-либо поклонение Зурвану Ни в одном из текстов Авесты , хотя тексты (в том виде, в каком они существуют сегодня) являются результатом редакции сасанидской эпохи. Роберт Чарльз Зенер предположил, что это происходит потому, что отдельные сасанидские монархи не всегда были зурванитами и что маздейский зороастризм просто взял верх в решающий период, когда канон был наконец записан. [3] : 48 [8] : 108 В текстах, написанных до сасанидского периода, Зурван появляется дважды: как абстрактное понятие и как второстепенное божество, но свидетельств культа нет. В Ясне 72.10 Зурван вызывается в компании Пространства и Воздуха ( Вата-Ваю ), а в Яште 13.56 растения растут так, как предписало Время, согласно воле Ахура Мазды и Амеша Спентас . Два других упоминания о Зурване также присутствуют в Вендидаде , но хотя это поздние дополнения к канону, они опять-таки не устанавливают никаких доказательств существования культа. Зурван не фигурирует ни в одном списке Язатов . [5]
и развитие История
Восхождение и принятие [ править ]
Истоки культа Зурвана остаются дискуссионными. Один просмотр [9] [8] [3] : введение считает, что зурванизм развился из зороастризма как реакция на либерализацию поздней Ахеменидской формы веры эпохи. Другой взгляд [а] предполагает, что Зурван существовал как дозороастрийское божество, которое было включено в зороастризм. Третий вид [11] [4] [2] заключается в том, что зурванизм является продуктом контакта между зороастризмом и вавилонско - аккадскими религиями (обзор противоположных взглядов см. у Бойса). [2] : 304 ).
Однако несомненно то, что во времена Сасанидской империи (226–651 гг.) божество «Бесконечное Время» было прочно установлено, и, как следует из манихейского текста, представленного Шапуру I, в котором имя Зурван манихейства» было принято для изначального « Отца . Величие » [ нужна ссылка ] – пользовался королевским покровительством. Именно во время правления сасанидского императора Шапура I (241–272 гг. н. э.) зурванизм, по-видимому, развился как культ, и, по-видимому, именно в этот период греческие и индийские концепции были представлены зурванитскому зороастризму.
Однако неизвестно, были ли зурванизм и маздеизм сасанидской эпохи отдельными сектами, каждая со своей собственной организацией и духовенством, или просто двумя тенденциями внутри одной организации. О том, что маздеизм и зурванизм конкурировали за внимание, можно сделать вывод из работ христианских и манихейских полемистов, но доктринальные несовместимости не были настолько крайними, «чтобы их нельзя было примирить под широкой эгидой императорской церкви». [2] : 30 Более вероятно, что эти две секты служили разным слоям сасанидского общества: бесстрастный зурванизм в основном действовал как мистический культ, а страстный маздаизм служил обществу в целом.
и Упадок исчезновение
После падения Сасанидской империи в VII веке зороастризм постепенно был вытеснен исламом. Первые продолжали существовать, но во все более сокращенном состоянии, и к 10 веку оставшиеся зороастрийцы, по-видимому, более внимательно следовали ортодоксальности, изложенной в книгах Пехлеви (см. Также § Наследие зурванизма ниже).
Почему исчез культ Зурвана, а маздеизм нет, остается предметом научных дискуссий. Артур Кристенсен , один из первых сторонников теории о том, что зурванизм был государственной религией сасанидов, предположил, что отказ от зурванизма в эпоху после завоевания был ответом и реакцией на новый авторитет исламского монотеизма, который привел к преднамеренному реформа зороастризма, направленная на установление более сильной ортодоксальности. [2] : 305 Зенер придерживается мнения, что зурванитское духовенство имело «строгую ортодоксальность, которую мало кто мог терпеть. Более того, они интерпретировали послание Пророка настолько двойственно, что их Бог казался гораздо менее всемогущим и всемудрым. он мог показаться с чисто интеллектуальной точки зрения, но такой абсолютный дуализм не имел ни привлекательности настоящего монотеизма, ни какого-либо мистического элемента, который питал бы его внутреннюю жизнь». [12]
Другое возможное объяснение, предложенное Бойсом. [2] : 308–309 заключается в том, что маздеизм и зурванизм были разделены на региональном уровне; то есть маздеизм был преобладающей тенденцией в регионах к северу и востоку ( Бактрия , Маргиана и другие сатрапии, ближайшие к родине Зороастра), тогда как зурванизм был заметен в регионах к югу и западу (ближе к вавилонскому и греческому влиянию) . Это подтверждается манихейскими свидетельствами, которые указывают на то, что маздейский зороастризм III века имел оплот в Парфии , на северо-востоке. После падения Персидской империи юг и запад относительно быстро были ассимилированы под знаменем ислама, в то время как север и восток некоторое время оставались независимыми, прежде чем эти регионы тоже были поглощены. [2] : 308–309 Это также могло бы объяснить, почему армяно-сирийские наблюдения выявляют отчетливо зурванитский зороастризм, и, наоборот, могли бы объяснить сильную греческую и вавилонскую связь и взаимодействие с зурванизмом (см. § Типы зурванизма ниже).
Доктрина «брата-близнеца» [ править ]
«Классический зурванизм» — термин, придуманный Зенером. [3] : введение для обозначения движения, объясняющего непоследовательность описания Зороастром «духов-близнецов», как они появляются в Ясне 30.3–5 Авесты. По мнению Зенера, этот «собственно зурванизм» был
истинно иранский и зороастрийский, поскольку он стремился прояснить загадку духов-близнецов, которую Зороастр оставил неразгаданной. [12]
Как стремилось объяснить это жречество, если Злой Дух (буквально: Ангра-Майнью ) и Доброжелательный Дух ( Спента-Майнью , отождествляемый с Ахура Маздой ) были близнецами, то у них должен был быть родитель, который должен был существовать до них. Жречество остановилось на Зурване – ипостаси (Бесконечного) Времени – как на «единственном возможном «Абсолюте», от которого могли произойти близнецы» и который был источником добра в одном и источником зла в другом. [12]
Доктрина зурванизма о «брате-близнеце» также очевидна в космогоническом мифе о творении зурванизма ; классическая форма мифа о творении не противоречит маздеанской модели происхождения и эволюции Вселенной, которая начинается там, где заканчивается зурванитская модель. Вполне возможно, что космогония Зурванита была адаптацией предшествующей эллинской космогонии Хроноса , которая изображала Бесконечное Время как «Отца Времени» (не путать с Титаном Кроносом , отцом Зевса ), которого греки приравнивали к Оромасду , т.е. Ормузд/Аура Мазда. [11]
История создания [ править ]
Классическая зурванитская модель творения, сохранившаяся только в незороастрийских источниках, выглядит следующим образом:
Вначале великий бог Зурван существовал один. Желая потомства, которое создало бы «рай, ад и все, что между ними», Зурван жертвовал тысячу лет. К концу этого периода андрогин Зурван начал сомневаться в действенности жертвоприношения, и в момент этого сомнения были зачаты Ормузд и Ариман: Ормузд для жертвоприношения и Ариман для сомнения. Поняв, что должны родиться близнецы, Зурван решил предоставить первенцу власть над творением. Ормузд воспринял решение Зурвана, о котором затем сообщил своему брату. Затем Ариман опередил Ормузда, разорвав матку, чтобы выйти первым. Напомнив о решении предоставить Ариману верховную власть, Зурван уступил, но ограничил царствование периодом в 9000 лет, после чего Ормузд будет править вечно. [3] : 419–428
Христианские и манихейские миссионеры считали это учение образцом зороастрийской веры, и именно эти и подобные тексты впервые достигли Запада. Подтвержденные 19.9 Анкетил-Дюперроном «ошибочной интерпретацией» Вендидада , они привели к выводу конца XVIII века о том, что Бесконечное Время было первым принципом зороастризма, а Ормузд, следовательно, был лишь «производным и второстепенным персонажем». По иронии судьбы, тот факт, что ни один зороастрийский текст не содержал ни малейшего намека на доктрину, рожденную Зурваном, считался свидетельством современного искажения первоначальных принципов. Мнение о том, что зороастризм настолько дуалистичен, что фактически является дитеистическим или даже тритеистическим, будет широко распространено до конца XIX века. [5] : 490–492 [13] : 687
Виды зурванизма [ править ]
По словам Зенера, [3] [12] Доктрина культа Зурвана, по-видимому, имеет три школы мысли, каждая из которых в разной степени находится под влиянием чуждых философий, которые он называет
- материалистический зурванизм,
- аскетический зурванизм и
- фаталистический зурванизм.
Они описаны в следующих подразделах. Зенер предполагает, что каждая из трех возникла из классического зурванизма.
Материалистический зурванизм [ править ]
Материалистический зурванизм находился под влиянием аристотелевского и эмпедокловского взглядов на материю и принял «некоторые очень странные формы». [12]
В то время как Ормузд Зороастра создал вселенную своей мыслью, материалистический зурванизм бросил вызов концепции, согласно которой все может быть создано из ничего. Этот вызов был явно чуждой идеей, отвергающей основные зороастрийские принципы в пользу позиции, согласно которой духовный мир – включая рай и ад, награду и наказание – не существует.
Фундаментальное разделение материального и духовного не совсем чуждо Авесте ; Гети и Майнью (среднеперсидский: меног ) — термины в маздаистской традиции, где говорится, что Ахура Мазда создал все сначала в духовной, а затем в материальной форме. Но материальные зурванисты переосмыслили меног в соответствии с аристотелевскими принципами, чтобы оно означало «то, что (еще) не имело материи», или, альтернативно, «то, что все еще было несформированной первичной материей». Даже это не обязательно является нарушением ортодоксальной зороастрийской традиции, поскольку божество Ваю присутствует в среднем пространстве между Ормуздом и Ариманом, в пустоте, разделяющей царства света и тьмы.
Аскетический зурванизм [ править ]
Аскетический зурванизм, по-видимому, не столь популярный, как материалистический , рассматривал зурван как недифференцированное Время, которое под влиянием желания разделялось на разум (мужское начало) и похоть (женское начало).
По мнению Дюшен-Гиймена , это разделение «пахнет гностицизмом или, что еще лучше, индийской космологией». Параллели между Зурваном и Праджапати из Риг Веды 10.129 были восприняты Виденгреном как свидетельство существования протоиндоиранского Зурвана, но с тех пор эти аргументы были подвергнуты сомнению. [8] Тем не менее, в ведических текстах присутствует подобие зурванитских элементов, и, как выразился Зенер , «время для индийцев — это сырье, materia prima всех случайных существ».
Фаталистический зурванизм [ править ]
Доктрина ограниченного времени (отведенная Ариману Зурваном) подразумевала, что ничто не может изменить этот предопределенный курс материальной вселенной, и путь астральных тел «небесной сферы» был представителем этого предопределенного курса. Из этого следовало, что судьба человека должна тогда решаться созвездиями, звездами и планетами, которые были разделены на добро (знаки Зодиака) и зло (планеты):
Ормазд даровал человеку счастье, но если человек его не получил, то из-за вымогательства этих планет.
- Меног-и Хирад 38.4–5 [ нужна полная цитата ]
Фаталистический зурванизм, очевидно, находился под влиянием халдейской астрологии и, возможно, также теории Аристотеля о случайности и удаче. Тот факт, что армянские и сирийские комментаторы перевели Зурван как «Судьба», весьма показательен.
Ошибочная личность [ править ]
В своей первой рукописи своей книги «Зурван » Зенер идентифицировал леонтоцефальное божество римских митраических мистерий как изображение Зурвана. Позже Зенер признал это неправильное определение «положительной ошибкой». [14] из-за представления Франца Кюмона в конце 19 века о том, что римский культ был «римским маздеизмом», переданным на запад иранскими священниками. Ученые-митраисты больше не следуют этой так называемой «теории непрерывности», но это не остановило распространение заблуждения (которое Зенер также приписывает Кюмону ) в Интернете.
Наследие зурванизма [ править ]
Никаких свидетельств явно выраженных зурванитских ритуалов или практик обнаружено не было, поэтому широко распространено мнение, что последователи культа придерживались тех же ритуалов и практик, что и маздейские зороастрийцы. Это понятно, поскольку зурванитское учение о монистическом Первоначале не исключало почитания Ормузда как Творца (доброго творения). Точно так же в современном зороастризме, похоже, не сохранилось явно зурванитских элементов.
Дхалла открыто принял современную западную версию старой зурванитской ереси, согласно которой сам Ахура Мазда был гипотетическим «отцом» двойных Духов Y 30.3… И все же, хотя Дхалла, таким образом, под иностранным влиянием, отказался от фундаментальной доктрины Абсолютное разделение добра и зла, его книга до сих пор дышит крепким, непоколебимым духом ортодоксального зороастрийского дуализма.
Заратуштры Зурванизм начинается с неортодоксальной интерпретации Гат :
Да, есть два основных духа, близнецы, которые, как известно, находятся в конфликте. В мысли и слове, в действии их двое: добро и зло.
- Y 30.3 (пер. Инслер [ нужна полная цитата ] )
Тогда я буду говорить о двух первичных Духах существования, о которых Святая так говорила Злому: «Ни наши мысли, ни учения, ни воля, ни слова, ни выборы, ни действия, ни наше внутреннее «я», ни наши души не согласны. "
— И 45,2 [16] [ нужна страница ]
Буквальная, антропоморфическая интерпретация этих отрывков как «брата-близнеца» привела к необходимости постулировать отца для постулируемых буквальных «братьев». Следовательно, зурванизм постулировал предшествующее родительское божество, которое существовало выше добра и зла своих сыновей. Это была очевидная узурпация зороастрийского дуализма , кощунство против морального превосходства Ахура Мазды. [ нужна ссылка ]
Пессимизм, очевидный в фаталистическом зурванизме, существовал в резком противоречии с позитивной моральной силой маздеизма и был прямым нарушением одного из величайших вкладов Зороастра в религиозную философию: его бескомпромиссной доктрины свободной воли . В Ясне 30.2 и 45.9 Ахура Мазда «предоставил человеческой воле» выбирать между добром и злом. Оставив судьбу в руках судьбы (всемогущего божества), культ Зурвана дистанцировался от самого священного из зороастрийских принципов: эффективности добрых мыслей, добрых слов и добрых дел.
То, что зурванистский взгляд на творение был отступничеством даже для средневековых зороастрийцев, очевидно из Денкарда X века . [6] который в комментарии к Ясне 30.3–5 превращает то, что зурваниты считали словами пророка, в Зороастра, напоминая «провозглашение Демона Зависти человечеству о том, что Ормузд и Ариман были двое в одном чреве». [6] : 9.30.4
Фундаментальная цель «классического зурванизма» — привести учение о «духах-близнецах» в соответствие с тем, что иначе понималось в учении Зороастра, возможно, была чрезмерной, но (по мнению Зенера) она не была полностью ошибочной. Отмечая появление откровенно дуалистической доктрины в сасанидский период, Зенер [12] утверждал, что
[Должно быть] в зороастрийском сообществе существовала партия, которая считала строгий дуализм между Истиной и Ложью, Святым Духом и Разрушительным Духом сутью послания Пророка. возрождение этой строго дуалистической формы зороастризма примерно через шесть столетий после распада Ахеменидской империи Иначе трудно было бы объяснить . Должно быть, существовало ревностное меньшинство, которое занималось определением того, что они считали истинным посланием Пророка; внутри «Церкви» должна была существовать «ортодоксальная» партия.Это меньшинство, озабоченное теперь богословием не меньше, чем ритуалом, можно найти среди волхвов , и именно волхвам Аристотель и другие ранние греческие писатели приписывают полностью дуалистическое учение о двух независимых принципах – Оромасде и Ареймании. . Более того, основателем ордена магов теперь считался сам Зороастр. Падение Ахеменидской империи , однако, должно было быть катастрофическим для зороастрийской религии, и тот факт, что волхвы смогли сохранить столько же, сколько они имели, и восстановить ее в форме, которая не слишком разительно отличалась от первоначального послания Пророка. по прошествии примерно 600 лет доказывают свою преданность его памяти. Действительно, можно сказать, что зороастрийская ортодоксальность сасанидского периода ближе к духу Зороастра, чем плохо замаскированный политеизм Яшт . [12] [ нужна страница ]
Таким образом, по мнению Зенера , хотя направление, которое избрали сасаниды, не совсем противоречило духу Гат, крайний дуализм, сопровождавший отдаленное и недоступное божество, делал веру менее чем привлекательной. Зурванизм был тогда по-настоящему еретическим только в том смысле, что он ослаблял привлекательность зороастризма.
, зурванизм был преобладающей разновидностью зороастризма в годы катастроф, незадолго до падения империи, что Тем не менее, по мнению Дюшен-Гиймена очевидно по степени влияния, которое зурванизм (но не маздеизм) оказывал на иранский бренд. шиитского ислама . В исторической современности он отмечает, что «при Хосрове II ( годы правления 590–628) и его преемниках всевозможные суеверия имеют тенденцию подавлять маздейскую религию, которая постепенно распадается, подготавливая таким образом триумф ислама». Таким образом, «то, что сохранится в народном сознании под мусульманским лаком, — это не маздеизм, а зерванитский фатализм , хорошо засвидетельствованный в персидской литературе». [8] : 109 Это также мысль, высказанная Зенером , который отмечает, что Фирдоуси в своей «Шахнаме » «излагает взгляды, которые кажутся воплощением популярной зерванитской доктрины». [3] : 241 Таким образом, согласно Зенеру и Дюшен-Гиймену , пессимистический фатализм зурванизма оказал формирующее влияние на иранскую психику, проложив путь (так сказать) к быстрому принятию шиитской философии в эпоху Сефевидов .
По словам Зенера [12] и Шеки, [17] В среднеперсидских текстах 9-го века Дахри (от арабо-персидского dahr , время, вечность) — нарицательный термин для приверженцев зурванитской доктрины о том, что вселенная произошла от Бесконечного Времени. [17] : 35–44 «Дахри» В более поздней персидской и арабской литературе этот термин стал уничижительным термином для обозначения « атеиста » или « материалиста ». Этот термин также появляется – вместе с другими терминами для скептиков – в Денкарде 3.225. [6] и в волшебнике Сканд-гуманиг, где «тот, кто говорит, что бога нет, называется дахари и считает себя избавленным от религиозной дисциплины и тяжелого труда совершения похвальных дел». [17] : 587–588
Сохранившийся зурванистский миф описывает его как «мужчину и женщину» и единого «бога времени», который существовал прежде всего остального и породил Ахура Мазду и Ангра-Майнью . [18]
Сноски [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ «Зурванизм» . Энциклопедия Ираника . 28 марта 2014 г. Архивировано из оригинала 10 апреля 2021 г. Проверено 17 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Бойс, Мэри (1957). «Некоторые размышления о зурванизме». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 19 (2). Лондон, Великобритания: Школа восточных и африканских исследований: 304–316. дои : 10.1017/s0041977x00133063 . S2CID 161924982 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Зенер, Р.К. (1955). Зурван, зороастрийская дилемма (изд. Библо-Мозер). Оксфорд, Великобритания: Clarendon Press. ISBN 0-8196-0280-9 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хеннинг (1951) [ нужна полная цитата ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Слепой (1932) [ нужна полная цитата ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Мюллер, FM , изд. (1892). « Денкард 9.30» . Священные книги Востока (СБЕ) . Том. 37. Перевод Уэста, EW Oxford, Великобритания: Oxford University Press.
- ^ "Задспрам" в Энциклопедии Ираника
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Дюшен-Гиймен, Ж. (1956). «Заметки о зурванизме». Журнал ближневосточных исследований . 15 (2). Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета: 108–112. дои : 10.1086/371319 . S2CID 162213173 .
- ^ Зенер, Р.К. (1940) [1939]. «Зерванитский апокалипсис». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 10 (2). Лондон, Великобритания: Школа восточных и африканских исследований: 377–398. дои : 10.1017/s0041977x00087577 . S2CID 170841327 .
- ^ Нюберг (1931) [ нужна полная цитата ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кюмон и Шедер [ нужна полная цитата ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Зенер, Р.К. (2003) [1961]. Рассвет и закат зороастризма (переиздание). Нью-Йорк: Патнэм / Феникс. ISBN 1-84212-165-0 . «Часть книги доступна в Интернете» . Архивировано из оригинала 9 мая 2012 г.
Несколько других веб-сайтов продублировали этот текст, но включили раздел «Введение», который явно не принадлежит Зенеру.
- ^ Бойс (2002) [ нужна полная цитата ]
- ^ Зенер (1972) [ нужна полная цитата ]
- ^ Бойс, Мэри (1979). Зороастрийцы, их религиозные верования и обычаи . [ нужна полная цитата ]
- ^ Текстовые источники для изучения зороастризма . Перевод Бойса, Мэри . [ нужна полная цитата ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Шеки, Мансур (2002). Энциклопедия Ираника . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Публикации Mazda.
- ^ Уилкинсон, Филип (1999). Спиллинг, Майкл; Уильямс, Софи; Дент, Мэрион (ред.). Иллюстрированный словарь религий (первое американское издание). Нью-Йорк: ДК . п. 21. ISBN 0-7894-4711-8 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Тарапоревала, Ирач, изд. (1977). «Ясна 30» . Божественные песни Заратуштры . Перевод Варфоломея Кристиана. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Ams. ISBN 0-404-12802-5 .
- « Улема -и Ислам] » . Персидские риваяты Хормазьяра Фрамаза и др . Перевод Дхабхара, Баманджи Насарванджи. Бомбей, Индиана: Восточный институт Камы КР. 1932 год.
- Фрай, Ричард (1959). «Снова зурванизм». Гарвардское теологическое обозрение . 52 (2). Лондон, Великобритания: Издательство Кембриджского университета: 63–73. дои : 10.1017/s0017816000026687 . S2CID 248817966 .
- Мюллер, FM , изд. (1880). «Выборы Задспрама » . Священные книги Востока (СБЕ) . Том. 5. Перевод Уэста, EW Oxford, Великобритания: Oxford University Press.
- «Надпись Картира» . Мемориальный том Хеннинга . Перевод Маккензи, Дэвид Нил. Лунд Хамфрис. 1970. ISBN 0-85331-255-9 .
- Зенер, Р.К. (1975). Учение волхвов: Сборник зороастрийских верований . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Шелдон. ISBN 0-85969-041-5 .