Jump to content

Эмпедокл

Эмпедокл
Эмпедокл из Агридженто
Рожденный в. 494 г. до н.э.
Умер в. 434 г. до н.э.
Эра Досократическая философия
Область Западная философия
Основные интересы
Космогония , Биология
Известные идеи
Классические четыре стихии : огонь , воздух , земля и вода.
Любовь и Раздор как противоположные физические силы

Эмпедокл ( / ɛ m ˈ p ɛ d ə k l z / ; греческий : Ἐμπεδοκλῆς ; ок . 494 – ок. 434 до н. э. , эт. 444–443 до н. э.) был греческим философом-досократиком и уроженцем Акрагаса , греческий город на Сицилии . Философия Эмпедокла наиболее известна созданием космогонической теории четырех классических элементов . Он также предложил силы, которые он назвал Любовью и Раздором, которые будут смешивать и разделять элементы соответственно.

Эмпедокл бросил вызов практике принесения в жертву животных и убийства животных ради еды. Он разработал особую доктрину реинкарнации . Его обычно считают последним греческим философом, записавшим свои идеи в стихах. Некоторые из его работ сохранились, больше, чем у любого другого философа-досократика. Смерть Эмпедокла была мифологизирована древними писателями и стала предметом ряда литературных обработок.

Жизнь [ править ]

Эмпедокл, гравюра 17 века.

Точные даты рождения и смерти Эмпедокла неизвестны, а древние рассказы о его жизни противоречат точным деталям. Однако они сходятся во мнении, что он родился в начале V века до нашей эры в греческом городе Акрагас в Великой Греции , современная Сицилия . [1] Современные ученые верят в достоверность сообщений о том, что он происходил из богатой и знатной семьи и что его дед, которого также звали Эмпедокл, одержал победу на скачках в Олимпии в 71-м году. Олимпиада (496–495 до н.э.), [а] Мало что еще можно определить с точностью. [1]

Первичные источники информации о жизни Эмпедокла относятся к эллинистическому периоду , через несколько столетий после его собственной смерти и спустя много времени после того, как любые надежные свидетельства о его жизни погибли бы. [2] Современные ученые обычно полагают, что эти биографические детали, включая утверждение Аристотеля о том, что он был «отцом риторики », [б] его хронологически невозможная опека под руководством Пифагора , а также его работа врачом и чудотворцем были сфабрикованы на основе интерпретаций поэзии Эмпедокла, что было обычной практикой для биографий, написанных в то время. [2]

Смерть и наследие [ править ]

«Смерть Эмпедокла» работы Сальватора Розы (1615–1673), изображающая легендарное предполагаемое самоубийство Эмпедокла, прыгнувшего на гору Этна на Сицилии.

По мнению Аристотеля , Эмпедокл умер в возрасте 60 лет ( ок. 430 г. до н.э. ), хотя у других писателей он дожил до 109 лет. [с] Точно так же существуют мифы о его смерти: традиция, восходящая к Гераклиду Понтийскому , представляла его удаленным с Земли; тогда как другие считали, что он погиб в огне Этны . [д] Диоген Лаэртий записывает легенду о том, что Эмпедокл умер, бросившись на гору Этна на Сицилии, чтобы люди поверили, что его тело исчезло и он превратился в бессмертного бога; [и] однако вулкан отбросил одну из своих бронзовых сандалий, раскрыв обман. Другая легенда утверждает, что он бросился в вулкан, чтобы доказать своим ученикам, что он бессмертен; он верил, что вернется богом после того, как его поглотит огонь. Лукреций отзывается о нем с энтузиазмом и, очевидно, считал его своим образцом. [ф] Гораций также упоминает о смерти Эмпедокла в своем произведении Ars Poetica и признает за поэтами право уничтожить себя . [г] В «Икаро-Мениппе » , комедийном диалоге , написанном сатириком II века Лукианом Самосатским , окончательная судьба Эмпедокла переоценивается. Вместо того, чтобы сгореть в огне Этны, он был поднят на небеса извержением вулкана. Несмотря на то, что Эмпедокл был опален этим испытанием, он выживает и продолжает свою жизнь на Луне, питаясь росой.

Бернет утверждает, что Эмпедокл, скорее всего, не умер на Сицилии, что как положительная история о том, как Эмпедокл был вознесен на небеса, так и отрицательная история о том, как он бросился в вулкан, могли быть легко приняты древними авторами, поскольку не было никакой местной традиции, которая могла бы противоречить их. [4]

Смерть Эмпедокла является предметом Фридриха Гёльдерлина пьесы «Тод де Эмпедокл» ( «Смерть Эмпедокла» ), а также Мэтью Арнольда стихотворения «Эмпедокл на Этне» .

Философия [ править ]

Основываясь на сохранившихся фрагментах его работ, современные учёные вообще полагают, что Эмпедокл напрямую отвечал на Парменида учение о монизме и, вероятно, был знаком с работами Анаксагора , хотя маловероятно, что он был знаком ни с поздними элеатами , ни с учениями Атомисты . [5] Многие более поздние отчеты о его жизни утверждают, что Эмпедокл учился у пифагорейцев на основе своей доктрины реинкарнации, хотя вместо этого он, возможно, узнал об этом из местной традиции, а не непосредственно от пифагорейцев . [5]

Космогония [ править ]

Теория Эмпедокла о четырех элементах (огонь, воздух, вода и земля), гравюра на дереве из книги Лукреция De rerum natura 1472 года.

Эмпедокл установил четыре основных элемента , из которых состоят все структуры мира: огонь , воздух , вода и земля . [6] [час] Эмпедокл называл эти четыре элемента «корнями», которые он также отождествлял с мифическими именами Зевса , Геры , Нестиды и Айдонея. [я] (например, «Услышь теперь четверичные корни всего: оживляющая Гера, Аид, сияющий Зевс. И Нестида, смачивающая слезами бренные источники»). [7] Эмпедокл никогда не использовал термин «элемент» ( στοιχεῖον , stoicheion ), который, кажется, впервые был употреблен Платоном . [Дж] [ нужен лучший источник ] В соответствии с различными пропорциями, в которых эти четыре неразрушимых и неизменяемых элемента сочетаются друг с другом, возникает различие структуры. [6] Именно в возникающем таким образом агрегировании и разделении элементов Эмпедокл, как и атомисты, нашел реальный процесс, соответствующий тому, что в народе называется ростом, увеличением или уменьшением. Один интерпретатор описывает свою философию как утверждение: «Ничего нового не происходит и не может возникнуть; единственное изменение, которое может произойти, - это изменение в сопоставлении элемента с элементом». [6] Эта теория четырех элементов стала стандартной догмой на следующие две тысячи лет.

Однако четыре элемента просты, вечны и неизменны, и поскольку изменение является следствием их смешения и разделения, необходимо было также предположить существование движущих сил, вызывающих смешение и разделение. Четыре элемента навечно соединяются и разъединяются двумя божественными силами, Любовью и Борьбой ( Филотом и Нейкосом ). [6] Любовь ( φιλότης ) ответственна за притяжение разных форм того, что мы сейчас называем материей , а Раздор ( νεῖκος ) — причина их разделения. [к] Если четыре элемента составляют вселенную, то Любовь и Раздор объясняют их разнообразие и гармонию. Любовь и Раздор — это силы притяжения и отталкивания соответственно, которые ясно наблюдаются в человеческом поведении, но также пронизывают вселенную. Доминирование этих двух сил то возрастает, то ослабевает, но ни одна из сил никогда полностью не избегает навязывания другой.

Космический цикл Эмпедокла основан на конфликте между любовью и враждой.

В лучшем и первоначальном состоянии было время, когда чистые элементы и две силы сосуществовали в состоянии покоя и инертности в форме сферы. [6] Элементы существовали вместе в своей чистоте, без смешения и разделения, и в сфере господствовала объединяющая сила Любви: разделяющая сила Раздора охраняла крайние края сферы. [л] С тех пор раздоры приобрели еще большую силу. [6] и связь, которая удерживала вместе чистые элементарные субстанции в сфере , растворилась. Стихии стали миром явлений, который мы видим сегодня, полным контрастов и противоположностей, управляемым как Любовью, так и Борьбой. [6] Эмпедокл предположил, что Вселенная циклична, согласно которой элементы возвращаются и подготавливают образование сферы для следующего периода Вселенной.

Эмпедокл пытался объяснить разделение элементов, образование Земли и моря, Солнца и Луны, атмосферы. [6] Он также занимался вопросами происхождения растений и животных, а также физиологией человека . [6] Когда элементы соединялись в комбинации, получались странные результаты — головы без шей, руки без плеч. [6] [м] Затем, когда эти фрагментарные структуры встретились, были замечены рогатые головы на человеческих телах, тела быков с человеческими головами и фигуры двойного пола . [6] [н] Но большая часть этих продуктов природных сил исчезла так же внезапно, как и возникла; только в тех редких случаях, когда обнаруживалось, что части приспособлены друг к другу, сложные конструкции сохранялись. [6] Таким образом, органическая вселенная возникла из спонтанных скоплений, которые подходили друг другу, как будто это было задумано. [6] Вскоре различные влияния превратили существ двойного пола в мужчину и женщину, и мир наполнился органической жизнью. [6]

Психология [ править ]

Подобно Пифагору , Эмпедокл верил в переселение души или метемпсихоз , в то, что души могут перевоплощаться между людьми, животными и даже растениями. [the] По его словам, все люди, а может быть, только избранные из них, [8] изначально были даймонами -долгожителями , которые жили в состоянии блаженства до тех пор, пока не совершили неустановленное преступление, возможно, кровопролитие или лжесвидетельство. [8] [9] Как следствие, они упали на Землю, где были вынуждены провести 30 000 циклов метемпсихоза через разные тела, прежде чем смогли вернуться в сферу божественности . [8] [9] Поведение человека при жизни также будет определять его следующее воплощение. [8] Мудрые люди, познавшие тайну жизни, ближе к божественному, [6] [п] тогда как их души так же ближе к свободе от круговорота перевоплощений, после чего они способны навеки покоиться в счастье. [д] Этот цикл смертных воплощений, кажется, был вдохновлен наказанием бога Аполлона как слуги Адмета . [9]

Экспозиция двух клепсидр V века до нашей эры, или «водяных часов», из Музея Древней Агоры в Афинах.

Эмпедокл был вегетарианцем [р] [ нужен лучший источник ] и пропагандировал вегетарианство, поскольку тела животных также являются местом обитания наказанных душ. [с] Для Эмпедокла все живое находилось на одном духовном плане; растения и животные являются звеньями в цепи, звеном которой являются и люди. [6]

Эмпедоклу приписывают первую всеобъемлющую теорию света и зрения. Историк Уилл Дюрант отметил, что «Эмпедокл предположил, что свету требуется время, чтобы пройти из одной точки в другую». [10] [ нужен лучший источник ] Он выдвинул идею, что мы видим предметы потому, что свет струится из наших глаз и касается их. Хотя эта теория и была ошибочной, она стала фундаментальной основой, на которой более поздние греческие философы и математики, такие как Евклид, построили некоторые из наиболее важных теорий света, зрения и оптики. [11] [ нужен лучший источник ]

Знание объясняется принципом, согласно которому элементы вещей вне нас воспринимаются соответствующими элементами внутри нас самих. [т] Подобное познаётся подобным. Все тело полно пор , поэтому дыхание происходит по всему телу. В органах чувств эти поры специально приспособлены для приема истечения, постоянно исходящего от окружающих нас тел; таким образом происходит восприятие . [в] При зрении определенные частицы выходят из глаза, чтобы встретиться с аналогичными частицами, исходящими из объекта, и возникающий в результате контакт составляет зрение. [v] Восприятие — это не просто пассивное отражение внешних объектов. [12] [ нужен лучший источник ]

Эмпедокл также пытался объяснить явление дыхания с помощью тщательно продуманной аналогии с клепсидрой — древним устройством для переноса жидкостей из одного сосуда в другой. [В] [13] Этот фрагмент иногда был связан с отрывком [х] в Аристотеля « Физике» , где Аристотель ссылается на людей, которые скручивали бурдюки и захватывали воздух клепсидрами, чтобы продемонстрировать, что пустоты не существует. Из этого фрагмента, несомненно, следует, что Эмпедокл знал о телесности воздуха, но он ничего не говорит о пустоте, и нет никаких свидетельств того, что Эмпедокл проводил какие-либо эксперименты с клепсидрами. [13]

Сочинения [ править ]

Страсбургский папирус Эмпедокла содержал более 50 строк из работы Эмпедокла « О природе» , которые не были опубликованы до 1999 года. [14]

По словам Диогена Лаэртского, [и] Эмпедокл написал два стихотворения: «О природе» и «Об очищениях», которые вместе составили 5000 строк. Однако сохранилось лишь около 550 строк его стихов, фрагменты которых цитируются в более поздних древних источниках.

В старых изданиях Эмпедокла «О природе» приписывалось около 450 строк, в которых излагалась его философская система, и объяснялись не только природа и история Вселенной, включая его теорию четырёх классических элементов , но и теории причинности, восприятия. , и мысли, а также объяснения земных явлений и биологических процессов. Остальные 100 строк обычно приписывались его «Очищениям», которые считались стихотворением о ритуальном очищении или стихотворением, содержащим все его религиозные и этические мысли, и ранние редакторы полагали, что это стихотворение, предлагающее мифическое объяснение. мира, который, тем не менее, мог быть частью философской системы Эмпедокла.

Открытие конца 20-го века изменило эту ситуацию. Страсбургский папирус [14] [С] содержит большой раздел «О природе», включающий множество строк, ранее отнесенных к «Об очищении». [15] Это вызвало серьезные споры [16] [17] о том, следует ли отнести сохранившиеся фрагменты его учения к двум отдельным стихотворениям, имеющим разную тематику; могут ли все они произойти из одного стихотворения с двумя названиями; [18] или одно название относится к части всего стихотворения.

Примечания [ править ]

  1. ^ Диоген Лаэртий, viii. 51
  2. ^ Аристотель, Поэтика , 1, ап. Диоген Лаэртий, VIII. 57.
  3. ^ Аполлоний, ап. Диоген Лаэртий, VIII. 52, комп. 74, 73
  4. ^ Диоген Лаэртий, viii. 67, 69, 70, 71; Гораций Пизону . 464 и т. д.
  5. ^ Диоген Лаэртий, viii. 69
  6. ^ См. особенно Лукреция, i. 716 и т. д. [3]
  7. ^ Гораций Ars Poetica
  8. ^ Фрагмент. Б17 ( Симплиций , Физика , 157–159)
  9. ^ Фрагмент. B6 (Секст Эмпирик, Против математиков , x, 315)
  10. ^ Платон, Тимей , 48b – c.
  11. ^ Фрагмент. Б35, Б26 (Симплициус, Физика , 31–34)
  12. ^ Фрагмент. B35 (Симплиций, Физика , 31–34; На небесах , 528–530)
  13. ^ Фрагмент. B57 (Симплиций, «На небесах» , 586)
  14. ^ Фрагмент. B61 (Элиан, О животных , xvi 29)
  15. ^ Фрагмент. B127 (Элиан, О животных , xii. 7); Фрагмент. Б117 (Ипполит, I. 3.2)
  16. ^ Климент Александрийский, Сборники , iv. 23.150
  17. Климент Александрийский, Сборники , т. 14.122.
  18. ^ Платон, Менон
  19. ^ Секст Эмпирик, Против математиков , ix. 127; Ипполит, VII. 21
  20. ^ Фрагмент. B109 (Аристотель, О душе , 404b11–15)
  21. ^ Фрагмент. B100 (Аристотель, О дыхании , 473b1–474a6)
  22. ^ Фрагмент. B84 (Аристотель, О чувствах и их объектах , 437b23–438a5)
  23. ^ Аристотель, О дыхании 13.
  24. ^ Аристотель, Физика , 213a24–7.
  25. ^ Диоген Лаэртий, viii. 77
  26. ^ Не путать со Страсбургским папирусом.

Ссылки [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кингсли и Парри 2020 , §1.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Инвуд 2001 , стр. 6–8.
  3. ^ Седли 2003 .
  4. ^ Бернет 1892 , стр. 202–203.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Инвуд 2001 , с. 6-8.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Уоллес 1911 год .
  7. ^ Кингсли 1995 .
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Инвуд 2001 , стр. 55–68.
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Примавеси 2008 , стр. 261–268.
  10. ^ Дюрант, Уилл. История цивилизации , том 2: Жизнь Греции (Нью-Йорк; Саймон и Шустер) 1939, с. 339.
  11. ^ Да будет свет , 7 августа 2006 г., 01:50 BBC Four
  12. ^ «Эмпедокл – Энциклопедия» .
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Барнс 2002 , с. 313.
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мартин и Примавеси, 1999 .
  15. ^ Кингсли и Парри 2020 .
  16. ^ Инвуд 2001 , стр. 8–21.
  17. ^ Трепанье 2004 .
  18. ^ Осборн 1987 , стр. 24–31, 108.

Библиография [ править ]

Древнее свидетельство [ править ]

Ссылки [ править ]

Дальнейшее чтение [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c6868b72235d47b9db5f05834c79c642__1717704180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c6/42/c6868b72235d47b9db5f05834c79c642.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Empedocles - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)