Эмпедокл
Эмпедокл | |
---|---|
Рожденный | в. 494 г. до н.э. |
Умер | в. 434 г. до н.э. |
Эра | Досократическая философия |
Область | Западная философия |
Основные интересы | Космогония , Биология |
Известные идеи | Классические четыре стихии : огонь , воздух , земля и вода. Любовь и Раздор как противоположные физические силы |
Эмпедокл ( / ɛ m ˈ p ɛ d ə k l iː z / ; греческий : Ἐμπεδοκλῆς ; ок . 494 – ок. 434 до н. э. , эт. 444–443 до н. э.) был греческим философом-досократиком и уроженцем Акрагаса , греческий город на Сицилии . Философия Эмпедокла наиболее известна созданием космогонической теории четырех классических элементов . Он также предложил силы, которые он назвал Любовью и Раздором, которые будут смешивать и разделять элементы соответственно.
Эмпедокл бросил вызов практике принесения в жертву животных и убийства животных ради еды. Он разработал особую доктрину реинкарнации . Его обычно считают последним греческим философом, записавшим свои идеи в стихах. Некоторые из его работ сохранились, больше, чем у любого другого философа-досократика. Смерть Эмпедокла была мифологизирована древними писателями и стала предметом ряда литературных обработок.
Жизнь [ править ]
Точные даты рождения и смерти Эмпедокла неизвестны, а древние рассказы о его жизни противоречат точным деталям. Однако они сходятся во мнении, что он родился в начале V века до нашей эры в греческом городе Акрагас в Великой Греции , современная Сицилия . [1] Современные ученые верят в достоверность сообщений о том, что он происходил из богатой и знатной семьи и что его дед, которого также звали Эмпедокл, одержал победу на скачках в Олимпии в 71-м году. Олимпиада (496–495 до н.э.), [а] Мало что еще можно определить с точностью. [1]
Первичные источники информации о жизни Эмпедокла относятся к эллинистическому периоду , через несколько столетий после его собственной смерти и спустя много времени после того, как любые надежные свидетельства о его жизни погибли бы. [2] Современные ученые обычно полагают, что эти биографические детали, включая утверждение Аристотеля о том, что он был «отцом риторики », [б] его хронологически невозможная опека под руководством Пифагора , а также его работа врачом и чудотворцем были сфабрикованы на основе интерпретаций поэзии Эмпедокла, что было обычной практикой для биографий, написанных в то время. [2]
Смерть и наследие [ править ]
По мнению Аристотеля , Эмпедокл умер в возрасте 60 лет ( ок. 430 г. до н.э. ), хотя у других писателей он дожил до 109 лет. [с] Точно так же существуют мифы о его смерти: традиция, восходящая к Гераклиду Понтийскому , представляла его удаленным с Земли; тогда как другие считали, что он погиб в огне Этны . [д] Диоген Лаэртий записывает легенду о том, что Эмпедокл умер, бросившись на гору Этна на Сицилии, чтобы люди поверили, что его тело исчезло и он превратился в бессмертного бога; [и] однако вулкан отбросил одну из своих бронзовых сандалий, раскрыв обман. Другая легенда утверждает, что он бросился в вулкан, чтобы доказать своим ученикам, что он бессмертен; он верил, что вернется богом после того, как его поглотит огонь. Лукреций отзывается о нем с энтузиазмом и, очевидно, считал его своим образцом. [ф] Гораций также упоминает о смерти Эмпедокла в своем произведении Ars Poetica и признает за поэтами право уничтожить себя . [г] В «Икаро-Мениппе написанном сатириком II века Лукианом Самосатским , окончательная судьба Эмпедокла переоценивается. Вместо того, чтобы сгореть в огне Этны, он был поднят на небеса извержением вулкана. Несмотря на то, что Эмпедокл был опален этим испытанием, он выживает и продолжает свою жизнь на Луне, питаясь росой.
Бернет утверждает, что Эмпедокл, скорее всего, не умер на Сицилии, что как положительная история о том, как Эмпедокл был вознесен на небеса, так и отрицательная история о том, как он бросился в вулкан, могли быть легко приняты древними авторами, поскольку не было никакой местной традиции, которая могла бы противоречить их. [4]
Смерть Эмпедокла является предметом Фридриха Гёльдерлина пьесы «Тод де Эмпедокл» ( «Смерть Эмпедокла» ), а также Мэтью Арнольда стихотворения «Эмпедокл на Этне» .
Философия [ править ]
Основываясь на сохранившихся фрагментах его работ, современные учёные вообще полагают, что Эмпедокл напрямую отвечал на Парменида учение о монизме и, вероятно, был знаком с работами Анаксагора , хотя маловероятно, что он был знаком ни с поздними элеатами , ни с учениями Атомисты . [5] Многие более поздние отчеты о его жизни утверждают, что Эмпедокл учился у пифагорейцев на основе своей доктрины реинкарнации, хотя вместо этого он, возможно, узнал об этом из местной традиции, а не непосредственно от пифагорейцев . [5]
Космогония [ править ]
Эмпедокл установил четыре основных элемента , из которых состоят все структуры мира: огонь , воздух , вода и земля . [6] [час] Эмпедокл называл эти четыре элемента «корнями», которые он также отождествлял с мифическими именами Зевса , Геры , Нестиды и Айдонея. [я] (например, «Услышь теперь четверичные корни всего: оживляющая Гера, Аид, сияющий Зевс. И Нестида, смачивающая слезами бренные источники»). [7] Эмпедокл никогда не использовал термин «элемент» ( στοιχεῖον , stoicheion ), который, кажется, впервые был употреблен Платоном . [Дж] [ нужен лучший источник ] В соответствии с различными пропорциями, в которых эти четыре неразрушимых и неизменяемых элемента сочетаются друг с другом, возникает различие структуры. [6] Именно в возникающем таким образом агрегировании и разделении элементов Эмпедокл, как и атомисты, нашел реальный процесс, соответствующий тому, что в народе называется ростом, увеличением или уменьшением. Один интерпретатор описывает свою философию как утверждение: «Ничего нового не происходит и не может возникнуть; единственное изменение, которое может произойти, - это изменение в сопоставлении элемента с элементом». [6] Эта теория четырех элементов стала стандартной догмой на следующие две тысячи лет.
Однако четыре элемента просты, вечны и неизменны, и поскольку изменение является следствием их смешения и разделения, необходимо было также предположить существование движущих сил, вызывающих смешение и разделение. Четыре элемента навечно соединяются и разъединяются двумя божественными силами, Любовью и Борьбой ( Филотом и Нейкосом ). [6] Любовь ( φιλότης ) ответственна за притяжение разных форм того, что мы сейчас называем материей , а Раздор ( νεῖκος ) — причина их разделения. [к] Если четыре элемента составляют вселенную, то Любовь и Раздор объясняют их разнообразие и гармонию. Любовь и Раздор — это силы притяжения и отталкивания соответственно, которые ясно наблюдаются в человеческом поведении, но также пронизывают вселенную. Доминирование этих двух сил то возрастает, то ослабевает, но ни одна из сил никогда полностью не избегает навязывания другой.
В лучшем и первоначальном состоянии было время, когда чистые элементы и две силы сосуществовали в состоянии покоя и инертности в форме сферы. [6] Элементы существовали вместе в своей чистоте, без смешения и разделения, и в сфере господствовала объединяющая сила Любви: разделяющая сила Раздора охраняла крайние края сферы. [л] С тех пор раздоры приобрели еще большую силу. [6] и связь, которая удерживала вместе чистые элементарные субстанции в сфере , растворилась. Стихии стали миром явлений, который мы видим сегодня, полным контрастов и противоположностей, управляемым как Любовью, так и Борьбой. [6] Эмпедокл предположил, что Вселенная циклична, согласно которой элементы возвращаются и подготавливают образование сферы для следующего периода Вселенной.
Эмпедокл пытался объяснить разделение элементов, образование Земли и моря, Солнца и Луны, атмосферы. [6] Он также занимался вопросами происхождения растений и животных, а также физиологией человека . [6] Когда элементы соединялись в комбинации, получались странные результаты — головы без шей, руки без плеч. [6] [м] Затем, когда эти фрагментарные структуры встретились, были замечены рогатые головы на человеческих телах, тела быков с человеческими головами и фигуры двойного пола . [6] [н] Но большая часть этих продуктов природных сил исчезла так же внезапно, как и возникла; только в тех редких случаях, когда обнаруживалось, что части приспособлены друг к другу, сложные конструкции сохранялись. [6] Таким образом, органическая вселенная возникла из спонтанных скоплений, которые подходили друг другу, как будто это было задумано. [6] Вскоре различные влияния превратили существ двойного пола в мужчину и женщину, и мир наполнился органической жизнью. [6]
Психология [ править ]
Подобно Пифагору , Эмпедокл верил в переселение души или метемпсихоз , в то, что души могут перевоплощаться между людьми, животными и даже растениями. [the] По его словам, все люди, а может быть, только избранные из них, [8] изначально были даймонами -долгожителями , которые жили в состоянии блаженства до тех пор, пока не совершили неустановленное преступление, возможно, кровопролитие или лжесвидетельство. [8] [9] Как следствие, они упали на Землю, где были вынуждены провести 30 000 циклов метемпсихоза через разные тела, прежде чем смогли вернуться в сферу божественности . [8] [9] Поведение человека при жизни также будет определять его следующее воплощение. [8] Мудрые люди, познавшие тайну жизни, ближе к божественному, [6] [п] тогда как их души так же ближе к свободе от круговорота перевоплощений, после чего они способны навеки покоиться в счастье. [д] Этот цикл смертных воплощений, кажется, был вдохновлен наказанием бога Аполлона как слуги Адмета . [9]
Эмпедокл был вегетарианцем [р] [ нужен лучший источник ] и пропагандировал вегетарианство, поскольку тела животных также являются местом обитания наказанных душ. [с] Для Эмпедокла все живое находилось на одном духовном плане; растения и животные являются звеньями в цепи, звеном которой являются и люди. [6]
Эмпедоклу приписывают первую всеобъемлющую теорию света и зрения. Историк Уилл Дюрант отметил, что «Эмпедокл предположил, что свету требуется время, чтобы пройти из одной точки в другую». [10] [ нужен лучший источник ] Он выдвинул идею, что мы видим предметы потому, что свет струится из наших глаз и касается их. Хотя эта теория и была ошибочной, она стала фундаментальной основой, на которой более поздние греческие философы и математики, такие как Евклид, построили некоторые из наиболее важных теорий света, зрения и оптики. [11] [ нужен лучший источник ]
Знание объясняется принципом, согласно которому элементы вещей вне нас воспринимаются соответствующими элементами внутри нас самих. [т] Подобное познаётся подобным. Все тело полно пор , поэтому дыхание происходит по всему телу. В органах чувств эти поры специально приспособлены для приема истечения, постоянно исходящего от окружающих нас тел; таким образом происходит восприятие . [в] При зрении определенные частицы выходят из глаза, чтобы встретиться с аналогичными частицами, исходящими из объекта, и возникающий в результате контакт составляет зрение. [v] Восприятие — это не просто пассивное отражение внешних объектов. [12] [ нужен лучший источник ]
Эмпедокл также пытался объяснить явление дыхания с помощью тщательно продуманной аналогии с клепсидрой — древним устройством для переноса жидкостей из одного сосуда в другой. [В] [13] Этот фрагмент иногда был связан с отрывком [х] в Аристотеля « Физике» , где Аристотель ссылается на людей, которые скручивали бурдюки и захватывали воздух клепсидрами, чтобы продемонстрировать, что пустоты не существует. Из этого фрагмента, несомненно, следует, что Эмпедокл знал о телесности воздуха, но он ничего не говорит о пустоте, и нет никаких свидетельств того, что Эмпедокл проводил какие-либо эксперименты с клепсидрами. [13]
Сочинения [ править ]
По словам Диогена Лаэртского, [и] Эмпедокл написал два стихотворения: «О природе» и «Об очищениях», которые вместе составили 5000 строк. Однако сохранилось лишь около 550 строк его стихов, фрагменты которых цитируются в более поздних древних источниках.
В старых изданиях Эмпедокла «О природе» приписывалось около 450 строк, в которых излагалась его философская система, и объяснялись не только природа и история Вселенной, включая его теорию четырёх классических элементов , но и теории причинности, восприятия. , и мысли, а также объяснения земных явлений и биологических процессов. Остальные 100 строк обычно приписывались его «Очищениям», которые считались стихотворением о ритуальном очищении или стихотворением, содержащим все его религиозные и этические мысли, и ранние редакторы полагали, что это стихотворение, предлагающее мифическое объяснение. мира, который, тем не менее, мог быть частью философской системы Эмпедокла.
Открытие конца 20-го века изменило эту ситуацию. Страсбургский папирус [14] [С] содержит большой раздел «О природе», включающий множество строк, ранее отнесенных к «Об очищении». [15] Это вызвало серьезные споры [16] [17] о том, следует ли отнести сохранившиеся фрагменты его учения к двум отдельным стихотворениям, имеющим разную тематику; могут ли все они произойти из одного стихотворения с двумя названиями; [18] или одно название относится к части всего стихотворения.
Примечания [ править ]
- ^ Диоген Лаэртий, viii. 51
- ^ Аристотель, Поэтика , 1, ап. Диоген Лаэртий, VIII. 57.
- ^ Аполлоний, ап. Диоген Лаэртий, VIII. 52, комп. 74, 73
- ^ Диоген Лаэртий, viii. 67, 69, 70, 71; Гораций Пизону . 464 и т. д.
- ^ Диоген Лаэртий, viii. 69
- ^ См. особенно Лукреция, i. 716 и т. д. [3]
- ^ Гораций Ars Poetica
- ^ Фрагмент. Б17 ( Симплиций , Физика , 157–159)
- ^ Фрагмент. B6 (Секст Эмпирик, Против математиков , x, 315)
- ^ Платон, Тимей , 48b – c.
- ^ Фрагмент. Б35, Б26 (Симплициус, Физика , 31–34)
- ^ Фрагмент. B35 (Симплиций, Физика , 31–34; На небесах , 528–530)
- ^ Фрагмент. B57 (Симплиций, «На небесах» , 586)
- ^ Фрагмент. B61 (Элиан, О животных , xvi 29)
- ^ Фрагмент. B127 (Элиан, О животных , xii. 7); Фрагмент. Б117 (Ипполит, I. 3.2)
- ^ Климент Александрийский, Сборники , iv. 23.150
- ↑ Климент Александрийский, Сборники , т. 14.122.
- ^ Платон, Менон
- ^ Секст Эмпирик, Против математиков , ix. 127; Ипполит, VII. 21
- ^ Фрагмент. B109 (Аристотель, О душе , 404b11–15)
- ^ Фрагмент. B100 (Аристотель, О дыхании , 473b1–474a6)
- ^ Фрагмент. B84 (Аристотель, О чувствах и их объектах , 437b23–438a5)
- ^ Аристотель, О дыхании 13.
- ^ Аристотель, Физика , 213a24–7.
- ^ Диоген Лаэртий, viii. 77
- ^ Не путать со Страсбургским папирусом.
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кингсли и Парри 2020 , §1.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Инвуд 2001 , стр. 6–8.
- ^ Седли 2003 .
- ^ Бернет 1892 , стр. 202–203.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Инвуд 2001 , с. 6-8.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Уоллес 1911 год .
- ^ Кингсли 1995 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Инвуд 2001 , стр. 55–68.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Примавеси 2008 , стр. 261–268.
- ^ Дюрант, Уилл. История цивилизации , том 2: Жизнь Греции (Нью-Йорк; Саймон и Шустер) 1939, с. 339.
- ^ Да будет свет , 7 августа 2006 г., 01:50 BBC Four
- ^ «Эмпедокл – Энциклопедия» .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Барнс 2002 , с. 313.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мартин и Примавеси, 1999 .
- ^ Кингсли и Парри 2020 .
- ^ Инвуд 2001 , стр. 8–21.
- ^ Трепанье 2004 .
- ^ Осборн 1987 , стр. 24–31, 108.
Библиография [ править ]
Древнее свидетельство [ править ]
- Лаэртий, Диоген (1925). . Жизнеописания выдающихся философов . Том. 2:8. Перевод Хикса, Роберта Дрю (издание в двух томах). Классическая библиотека Леба.
Ссылки [ править ]
- Барнс, Джонатан (11 сентября 2002 г.). Досократические философы . Рутледж. ISBN 978-1-134-96512-0 .
- Бернет, Джон (1892). Ранняя греческая философия . Адам и Чарльз Блэк.
- Инвуд, Брэд (2001). Поэма Эмпедокла: текст и перевод с введением (переработанная ред.). Университет Торонто Пресс. ISBN 978-0-8020-8353-1 .
- Гатри, WKC (1962). История греческой философии: Том 2, Досократическая традиция от Парменида до Демокрита . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-29421-8 .
- Кингсли, К. Скарлетт; Парри, Ричард (2020). «Эмпедокл» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- Кингсли, Питер (1995). Древняя философия, тайна и магия: Эмпедокл и пифагорейская традиция . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 0-19-814988-3 .
- Мартин, Ален; Примавеси, Оливер (1999). Эмпедокл Страсбургский: (P. Strasb. gr. Inv. 1665-1666) (на французском языке). Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-3-11-015129-9 .
- Примавеси, Оливер (27 октября 2008 г.). «Эмпедокл: физическое и мифическое божество» . В твороге, Патрисия; Грэм, Дэниел В. (ред.). Оксфордский справочник по досократической философии . Издательство Оксфордского университета, США. ISBN 978-0-19-514687-5 .
- Осборн, Кэтрин (1987). Переосмысление ранней греческой философии: Ипполит Римский и досократики . Лондон: Дакворт. ISBN 0-7156-1975-6 .
- Седли, Д.Н. (2003). Лукреций и трансформация греческой мудрости . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-54214-2 .
- Трепанье, Симон (2004). Эмпедокл: Интерпретация . Рутледж. ISBN 978-0-415-96700-6 .
- Уоллес, Уильям (1911). » энциклопедия Британская Том. 9 (11-е изд.). стр. 344–345.
- Райт, MR (1995). Эмпедокл: Сохранившиеся фрагменты (новое изд.). Лондон: Бристоль Классикал Пресс. ISBN 1-85399-482-0 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Читвуд, Ава (2004). Смерть по философии: биографическая традиция в жизни и смерти архаических философов Эмпедокла, Гераклита и Демокрита . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. ISBN 9780472113880 .
- Кэмпбелл, Гордон. «Эмпедокл» . Интернет-энциклопедия философии .
- Фриман, Кэтлин (1948). Помощница философам-досократикам: полный перевод фрагментов Diels Fragmente Der Vorsokratiker . Забытые книги. ISBN 978-1-60680-256-4 .
- Готлиб, Энтони (2000). Мечта разума: история западной философии от греков до эпохи Возрождения . Лондон: Аллен Лейн. ISBN 0-7139-9143-7 .
- Кирк, Г.С .; Рэйвен, JE ; Шофилд, М. (1983). Досократические философы: критическая история (2-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-25444-2 .
- Ламбридис, Хелле (1976). Эмпедокл: философское исследование . Таскалуса, Алабама: Издательство Университета Алабамы. ISBN 0-8173-6615-6 .
- Лонг, А.А. (1999). Кембриджский спутник ранней греческой философии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-44122-6 .
- Сэтта Коттон, Росселла (2023). Солнце и знания. Эмпедокл до Платона . Париж: Les Belles Lettres. ISBN 9782350882031 .
- Стамателлос, Яннис (2007). Плотин и досократики: философское исследование досократических влияний в Эннеадах Плотина . Олбани: SUNY Press.
- Стамателлос, Яннис (2012). Введение в досократику: тематический подход к ранней греческой философии с ключевыми материалами . Уайли-Блэквелл.
- Веллман, Том (2020). Сотворение мира. Исследования Страсбургского папируса Эмпедокла . Берлин/Бостон: Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-3-11-063372-6 .
Внешние ссылки [ править ]
- Эмпедокл: Фрагменты в переводе Артура Фэрбенкса, 1898 г.
- Эмпедокл. Архивировано 9 сентября 2020 года в Wayback Machine Жан-Клодом Пико с расширенной и обновленной библиографией.
- Эмпедокл: Фрагменты на Demonax.info
- О'Коннор, Джон Дж.; Робертсон, Эдмунд Ф. , «Эмпедокл» , Архив истории математики MacTutor , Университет Сент-Эндрюс
- Работы Эмпедокла или о нем в Internet Archive
- Работы Эмпедокла в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Смерти от огня
- Греческие философы V века до н.э.
- Поэты V века до нашей эры
- Древние акрагантинцы
- Древнегреческие шаманы
- Философы-плюралисты
- Древнегреческие физики
- Философы Великой Греции
- Натурфилософы
- Философы науки
- Досократические философы
- Философы любви
- Сицилийские греки
- 490-е гг. до н.э., рождение
- Смерти 430-х гг. до н. э.