Элеатика
Элеатики на были группой досократических философов и школы мысли в V веке до нашей эры, сосредоточенной вокруг древнегреческой колонии Элеи , тогда ( древнегреческий : Ἐλέα ), расположенной примерно в 80 милях к юго-востоку от Неаполя юге Италии известной как Великая Греция .
Основными философами, связанными с элейскими доктринами, являются Парменид , Зенон Элейский и Мелисс Самосский , хотя другие итальянские философы, такие как Ксенофан Колофонский и Эмпедокл, также иногда классифицировались как члены этого движения. Элеатики традиционно считались сторонниками строгого метафизического взгляда на монизм в ответ на материалистический монизм, пропагандируемый их предшественниками, ионийской школой .
История [ править ]
Патрисия Курд утверждает, что хронология досократических философов является одним из самых спорных вопросов досократической философии. [1] Многие исторические детали, упомянутые Платоном , Диогеном Лаэртским или Аполлодором , современные ученые обычно считают малоценными. [1] и, как правило, существует мало точных дат, которые можно проверить, поэтому большинство оценок дат и относительной хронологии должны основываться на интерпретации внутренних свидетельств в сохранившихся фрагментах . [1]
Существует общее мнение, что Парменид жил в начале V века до нашей эры. [1] основано на дате и обстановке вымышленных событий в « Пармениде» Платона , где Парменид и Зенон едут в Афины и ведут дебаты с молодым Сократом . [1] Это поставило бы Парменида далеко после других философов, таких как Ксенофан , Гераклит и Пифагор . [1] Хотя многие философы на протяжении всей истории интерпретировали учения элеатов как ответ Ксенофану , Гераклиту или Пифагору , не существует широкого согласия или прямых доказательств какого-либо влияния или прямого ответа, хотя было выдвинуто множество теорий, интерпретирующих элеатов с точки зрения эти философы. [1] Однако философам после Парменида определить относительную хронологию и потенциальные направления влияния становится еще труднее. [1]
Для Зенона неясно, повлияли ли Анаксагор или Эмпедокл на какие-либо из его идей или находились под их влиянием, хотя они, по-видимому, жили примерно в одно и то же время. [1] Для Мелисса, жившего на одно поколение позже, проблема влияния еще больше осложняется дополнительными потенциальными влияниями Левкиппа , Демокрита и Диогена Аполлонийского . [1] Например, некоторые интерпретаторы считают, что Мелисс отвечает на атомизм Левкиппа , на который затем отвечает Демокрит, но другие видят, что Мелисс отвечает Демокриту. [1]
Философия [ править ]
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2022 г. ) |
Элеатики отвергли эпистемологическую обоснованность чувственного опыта и вместо этого приняли логические стандарты ясности и необходимости в качестве критериев истины . Из членов Парменид и Мелисс строили аргументы, исходя из здравых предпосылок. [ нужна ссылка ] Зенон, с другой стороны, в первую очередь использовал доведение до абсурда , пытаясь разрушить аргументы других, показывая, что их предпосылки ведут к противоречиям ( парадоксы Зенона ).
Основные доктрины элеатов развивались в противовес теориям ранних философов -физикалистов , которые объясняли все существование с точки зрения первичной материи , и теории Гераклита , который утверждал, что все существование можно охарактеризовать как вечное изменение. Элеатики утверждали, что истинное объяснение вещей лежит в представлении о всеобщем единстве бытия. [2] По их учению, чувства не могут познать это единство, потому что их сообщения противоречивы; только с помощью мысли мы можем выйти за пределы ложных видимостей чувств и прийти к познанию бытия, к фундаментальной истине, что «Все есть Одно». Более того, не может быть никакого творения , ибо бытие не может произойти из небытия, потому что вещь не может возникнуть из того, что отлично от нее. Они утверждали, что ошибки в этом вопросе обычно возникают из-за двусмысленного использования глагола быть, который может подразумевать реальное физическое существование или быть просто лингвистической связкой , соединяющей подлежащее и предикат . [3]
Наследие [ править ]
- Платон признавал их в «Пармениде» , «Софисте» и « Политическом деятеле» .
Примечания [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Творог 2004 , с. 15-18.
- ^ Бойер и Мерцбах 2011 .
- ^ Чисхолм 1911 , стр. 168–169.
Ссылки [ править ]
- Бойер, Карл Б .; Мерцбах, Ута К. (2011). История математики (Третье изд.). Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons. стр. 67–68. ISBN 978-0-470-52548-7 .
- Творог, Патрисия (2004). Наследие Парменида: элеатический монизм и поздняя досократическая мысль . Лас-Вегас, Невада: Издательство Парменидес. ISBN 1-930972-15-6 .
- Андре Лакс; Гленн В. Мост, ред. (2016). «Западногреческие мыслители, Часть 2». Классическая библиотека Леба . Ранняя греческая философия. Том. 528. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-99706-6 .
- Палмер, Джон Андерсон (2009). Парменид и досократическая философия . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199567904 .
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Элейская школа ». Британская энциклопедия . Том. 9 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 168–169. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Дальнейшее чтение [ править ]
- Британская энциклопедия . Том. VIII (9-е изд.). 1878. с. 1. .
- Залта, Эдвард Н. (ред.). «Парменид» . Стэнфордская энциклопедия философии .
- Залта, Эдвард Н. (ред.). «Зинон Элейский» . Стэнфордская энциклопедия философии .
- Залта, Эдвард Н. (ред.). «Парадоксы Зенона» . Стэнфордская энциклопедия философии .
- Залта, Эдвард Н. (ред.). «Ксенофан» . Стэнфордская энциклопедия философии .
- Залта, Эдвард Н. (ред.). «Монизм» . Стэнфордская энциклопедия философии .