Фрикадельки
Фрикадельки | |
---|---|
![]() Карнеад, римская копия статуи, выставленной на агоре Афин , ок. 150 г. до н. э., Глиптотека. | |
Рожденный | 214/213 г. до н.э. |
Умер | 129/128 г. до н.э. |
Эра | Эллинистическая философия |
Область | Западная философия |
Школа | Академический скептицизм , Платонизм |
Основные интересы | Эпистемология , этика |
Известные идеи | Философский скептицизм , вероятностность , [1] Планка Карнеада |
Карнеад ( / k ɑːr ˈ n iː ə d iː z / ; греческий : Καρνεάδης , Karneadēs , «из Карнеи »; 214/3–129/8 до н. э.) [2] ) был греческим философом, [3] возможно, самый выдающийся глава Скептической Академии в Древней Греции. [3] Он родился в Кирене . [4] К 159 году до н.э. [ нужна ссылка ] он начал нападать на многие прежние догматические учения, особенно стоицизм и даже эпикурейцев . [5] которого предыдущие скептики пощадили. [ нужна ссылка ]
Как ученый (лидер) Академии , он был одним из трех философов, отправленных в Рим в 155 г. до н. э., где его лекции о неопределенности правосудия вызвали ужас среди ведущих политиков. [6] [7] [8] Он не оставил никаких записей. [9] Многие из его мнений известны только через его преемника Клитомаха . [10] Похоже, он усомнился в способности не только чувств , но и разума познавать истину . Однако его скептицизм был смягчен верой в то, что мы, тем не менее, можем установить вероятности (не в смысле статистической вероятности, а в смысле убедительности). [11] истины, чтобы мы могли действовать. [12]
Биография
[ редактировать ]Карнеад, сын Эпикома или Филокома, родился в Кирене , Северная Африка , в 214/213 году до нашей эры. Он рано мигрировал в Афины . Там он посещал лекции стоиков , изучая их логику у Диогена Вавилонского и изучая труды Хрисиппа . Впоследствии он сосредоточил свои усилия на опровержении стоиков, примкнув к Платоновской академии , пострадавшей от нападок стоиков. После смерти Гегесина Пергамского он был избран схолархом (главой) Академии. Его великое красноречие и умение аргументировать возродили славу академических скептиков. Он ничего не утверждал (даже того, что ничего нельзя утверждать) и приводил энергичные аргументы против всех догм, поддерживаемых другими сектами.
В 155 году до нашей эры, когда ему было пятьдесят восемь лет, он был выбран вместе со стоиком Диогеном из Вавилона и перипатетиком Критолаем, чтобы отправиться в качестве послов в Рим, чтобы отменить штраф в 500 талантов, наложенный на афинян за разрушение Оропуса . Во время своего пребывания в Риме он привлек большое внимание своими красноречивыми речами на философские темы. Именно здесь в присутствии Катона Старшего он произнес несколько речей о справедливости . Первая речь была посвящена достоинству римского правосудия . На следующий день он произнес вторую речь, в которой опроверг все доводы, высказанные накануне. Он убедительно пытался доказать, что справедливость неизбежно проблематична и не является данностью, когда дело касается добродетели, а просто компактным устройством, которое считается необходимым для поддержания хорошо организованного общества. Эта речь потрясла Катона. Осознавая потенциальную опасность аргументов Карнеада, Катон предложил римскому сенату отправить Карнеада обратно в Афины, чтобы не допустить, чтобы римская молодежь подверглась пересмотру римских доктрин. Карнеад жил двадцать семь лет после этого в Афины .
Из-за плохого здоровья Карнеада на посту ученого его сменил Полемарх Никомедийский (137/136 до н.э.), [13] который умер в 131/130 г. до н.э., и ему наследовал Кратес из Тарса. [14] Кратес умер в 127/126 г. до н.э., и ему наследовал Клитомах . [14] Карнеад умер в 129/128 г. до н.э. в пожилом возрасте 85 лет (хотя Цицерон говорит, что ему было 90).
Карнеад описывается как человек неутомимого трудолюбия. Он был так поглощен учебой, что волосы и ногти отросли до непомерной длины, и настолько отсутствовал за собственным столом (ибо он никогда не обедал вне дома), что его служанке и наложнице Мелиссе постоянно приходилось покормите его. Латинский писатель и писатель Валерий Максим , которому мы обязаны последним анекдотом, сообщает нам, что Карнеад, прежде чем беседовать с Хрисиппом , имел обыкновение очищаться чемерицей , чтобы иметь более острый ум. [15] В старости он страдал катарактой глаз, которую переносил с большим нетерпением, и так мало смирился с разложением природы, что сердито спрашивал, не так ли природа разрушила то, что она имела делал, а иногда выражал желание отравиться . [ нужна ссылка ]
Философия
[ редактировать ]
Карнеад известен как академический скептик . Академические скептики (названные так потому, что этому типу скептицизма обучали в Платона . Академии в Афинах ) считают, что любое знание невозможно , за исключением знания о том, что все другие знания невозможны
Карнеад не оставил никаких сочинений, и все, что известно о его лекциях, получено от его близкого друга и ученика Клитомаха ; но он был настолько верен своим принципам отказа от согласия, что Клитомах признается, что никогда не мог узнать, что на самом деле думал его хозяин по какому-либо вопросу. [ нужна ссылка ] В области этики , которая, в частности, была предметом его долгого и кропотливого изучения, он, по-видимому, отрицал соответствие моральных идей природе. На этом он особенно настаивал во второй речи о справедливости , в которой он явно хотел выразить свои собственные взгляды на этот предмет; и там он утверждает, что идеи справедливости не происходят от природы, а являются чисто искусственными в целях целесообразности. [ нужна ссылка ]
Все это, однако, было не чем иным, как частным применением его общей теории, согласно которой люди не обладали и никогда не могли обладать каким-либо критерием истины .
Карнеад утверждал, что, если бы существовал критерий, он должен существовать либо в разуме ( logos ), либо в ощущении ( aisthesis ), либо в представлении ( phantasia ). Но тогда сам разум зависит от понятия, а оно опять-таки от ощущения; и у нас нет средств судить, истинны или ложны наши ощущения, соответствуют ли они объектам, которые их производят, или несут в уме неправильные впечатления, производя ложные понятия и идеи и вводя разум также в заблуждение. Следовательно, ощущение, представление и разум одинаково лишены права быть критерием истины. [ нужна ссылка ]
Но ведь люди должны жить и действовать и иметь какие-то правила практической жизни ; поэтому, хотя невозможно объявить что-либо абсолютно истинным, мы все же можем установить вероятности различной степени. Ибо хотя мы и не можем сказать, что какое-либо данное представление или ощущение истинно само по себе, однако некоторые ощущения кажутся нам более истинными, чем другие, и мы должны руководствоваться тем, что кажется наиболее истинным. Опять-таки ощущения не единичны, а обычно сочетаются с другими, которые либо подтверждают, либо противоречат им; и чем больше эта комбинация, тем больше вероятность того, что верно то, что все остальные в совокупности подтверждают; и случай, когда наибольшее число понятий, каждое из которых само по себе кажется наиболее истинным, должно объединиться, чтобы подтвердить то, что само по себе кажется наиболее истинным, представил бы Карнеаду наибольшую вероятность и его ближайшее приближение к истине. [17]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Аллен, Джеймс. «Карнеад» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- ^ Доранди 1999 , с. 48.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Карнеад | Греческий философ» . Британская энциклопедия . Проверено 11 сентября 2021 г.
- ^ Аллен, Джеймс. «Карнеад» . Стэнфордская энциклопедия философии . Стэнфордский университет . Проверено 8 марта 2021 г.
Карнеад родился в Кирене, тогда грекоязычном городе на средиземноморском побережье Северной Африки. Он продолжил свои философские исследования в Афинах.
- ^ Шарплс, RW (1995). Хондерих, Тед (ред.). Оксфордский справочник по философии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 122. ИСБН 0198661320 .
Критика как стоических, так и эпикурейских взглядов в дебатах о свободе и детерминизме...
- ^ Шарплс, RW (1995). Хондерих, Тед (ред.). Оксфордский справочник по философии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 122. ИСБН 0198661320 .
Карнеад возмутил Катона Старшего, выступая за справедливость и против нее в течение нескольких дней.
- ^ Аллен, Джеймс (2006). Борхерт, Дэвид (ред.). Энциклопедия философии (2-е изд.). США: Справочник Macmillan. стр. 46–48. ISBN 0028657829 .
Карнеад стал стипендиатом Академии (школы Платона) где-то до 155 г. до н.э., когда его отправили в Рим вместе с лидерами Стоа и Перипатоса (школы Аристотеля), чтобы представлять интересы Афин перед сенатом. Именно во время посольства в Рим произошел самый громкий эпизод в этой жизни. Согласно традиции, Карнеад читал публичные лекции в последующие дни, защищая справедливость в первый день и утверждая, что это форма безумия во второй день.
- ^ Барнс, Джонатан (2000). Краткая философская энциклопедия Routledge . Нью-Йорк: Рутледж. п. 124. ИСБН 0415223644 .
Он был знаменитой личностью; а в 155 г. до н.э. Афины отправили его в Рим в качестве политического посла, где он поразил молодежь своей риторической силой и возмутил старейшин своими аргументами против справедливости.
- ^ Аллен, Джеймс (2006). Борхерт, Дэвид (ред.). Энциклопедия философии (2-е изд.). США: Справочник Macmillan. стр. 46–48. ISBN 0028657829 .
Подобно Аркесилаю и Сократу до него, Карнеад ничего не писал, но оказывал влияние на своих учеников и современников своим преподаванием и личной практикой философских дебатов.
- ^ Аллен, Джеймс (2006). Борхерт, Дэвид (ред.). Энциклопедия философии (2-е изд.). США: Справочник Macmillan. стр. 46–48. ISBN 0028657829 .
То, что известно о нем, в конечном счете зависит от работ, написанных теми, кто имел возможность наблюдать за ним, особенно Клиомахом, его учеником и, спустя некоторое время, преемником на посту главы Академии.
- ^ Шарплс, RW (1995). Хондерих, Тед (ред.). Оксфордский справочник по философии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 122. ИСБН 0198661320 .
- ^ Шарплс, RW (1995). Хондерих, Тед (ред.). Оксфордский справочник по философии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 122. ИСБН 0198661320 .
- ^ * Килиан Флейшер: Карнеад: Единственный и неповторимый . В: Журнал эллинистических исследований 138, 2019, стр. 116–124.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Доранди 1999 , с. 33.
- ^ Вал. Макс., 8,7, доп.., 5: Геллебор, собираясь обсудить то же самое с Хрисиппом, предварительно очистился, чтобы внимательнее рассмотреть его характер и энергичнее опровергнуть его.
- ^ Die Schedelsche Weltchronik , 079
- ^ Гренфелл 1870 , с. 614.
Источники
[ редактировать ]- Доранди, Тициан (1999). «Глава 2: Хронология». В Алгре, Кембридж; и др. (ред.). Кембриджская история эллинистической философии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 100-1 33 , 48. ISBN 9780521250283 .
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Гренфелл, Алджернон (1870). «Карнеад» . Смит , Уильям (ред.). Словарь греческой и римской биографии и мифологии . Том. 1. п. 614.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Аллен, Джеймс. «Карнеад» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- «Карнеад» . Интернет-энциклопедия философии .
. Жизнеописания выдающихся философов . Том. 1:4. 1925.
- энциклопедия Американская 1920 год .
- Британская энциклопедия (11-е изд.). 1911 год .