Аргумент мечты

Аргументом сновидения является постулат о том, что акт сновидения дает предварительное свидетельство того, что чувствам, которым мы доверяем, чтобы отличить реальность от иллюзии, не следует полностью доверять, и поэтому любое состояние, которое зависит от наших чувств, должно быть, по крайней мере, тщательно исследовано и изучено. тщательно проверено, чтобы определить, действительно ли это реальность.
Краткое содержание [ править ]
Часть серии о |
Рене Декарт |
---|
![]() |
Во сне человек обычно не осознает, что видит сон . В более редких случаях сон может содержаться внутри другого сна, при этом сам акт осознания того, что человек видит сон, сам по себе является всего лишь сном, о существовании которого человек не осознает. Это заставило философов задаться вопросом, возможно ли когда-либо в любой данный момент времени быть уверенным в том, что на самом деле он не спит, или действительно ли возможно, чтобы человек постоянно оставался в состоянии сна и никогда не спал? ощутить реальность бодрствования вообще. [ нужна ссылка ]
В западной философии на эту философскую загадку ссылались Платон ( Теэтет 158b-d), Аристотель ( Метафизика 1011а6) и академические скептики . [1] Сейчас он наиболее известен благодаря « Рене Декарта Размышлениям о первой философии» . о сновидениях Аргумент стал одной из самых известных скептических гипотез . [ нужна ссылка ]
В восточной философии этот тип аргументации иногда называют « парадоксом Чжуанцзы »:
Тот, кто мечтает пить вино, может заплакать с наступлением утра; тот, кому снится плач, может утром отправиться на охоту. Во сне он не знает, что это сон, и во сне может даже попытаться истолковать сон. Только проснувшись, он понимает, что это был сон. И когда-нибудь наступит великое пробуждение, когда мы поймем, что все это — великий сон. И все же глупцы верят, что они бодрствуют, деловито и ярко предполагая, что они понимают вещи, называя этого человека правителем, того одного пастуха - как тупо! Конфуций и вы оба мечтаете! И когда я говорю, что ты спишь, я тоже мечтаю. Подобные слова будут называться Высшим мошенничеством. Тем не менее, через десять тысяч поколений может появиться великий мудрец, который поймет их значение, и все равно он будет появляться с поразительной скоростью. [2]
Философ Йогачары . Васубандху (4-5 века н. э.) ссылался на этот аргумент в своих «Двадцати стихах только о внешности»
Аргумент сновидения стал занимать видное место в философии Махаяны и тибетского буддизма . Некоторые школы мысли ( например , Дзогчен ) считают воспринимаемую реальность буквально нереальной. Как говорит Чогьял Намкай Норбу : «В реальном смысле все видения, которые мы видим в нашей жизни, подобны большому сну…» [3] В этом контексте термин «видения» обозначает не только зрительное восприятие , но и явления, воспринимаемые всеми органами чувств , включая звуки , запахи , вкусы и тактильные ощущения , а также операции с воспринимаемыми умственными объектами.
Имитированная реальность [ править ]
Сновидения служат трамплином для тех, кто задается вопросом, может ли наша собственная реальность быть иллюзией. Способность разума обмануться, заставив поверить в то, что мысленно созданный мир является «реальным миром», означает, что по крайней мере одна разновидность моделируемой реальности является обычным, даже ночным событием. [4]
Те, кто утверждает, что мир не моделируется, должны признать, что разум – по крайней мере, спящий разум – сам по себе не является полностью надежным механизмом для попыток отличить реальность от иллюзии. [5]
Все, что я до сих пор считал наиболее истинным, пришло ко мне через мои чувства. Но время от времени я обнаруживал, что они меня обманули, и неразумно полностью доверять тем, кто обманул нас хотя бы один раз.
— Рене Декарт [6]
дискуссия Критическая
В прошлом философы Джон Локк и Томас Гоббс по отдельности пытались опровергнуть версию Декарта об аргументе сновидения. Локк утверждал, что во сне нельзя испытывать боль. Различные научные исследования, проведенные в течение последних нескольких десятилетий, предоставили доказательства против утверждения Локка, сделав вывод о том, что боль во сне может возникать, но в очень редких случаях. [7] Философ Бен Спрингетт сказал, что Локк мог бы ответить на это, заявив, что мучительная боль от входа в огонь не сравнима с тем, как войти в огонь во сне. Гоббс утверждал, что сны подвержены абсурду, а жизнь наяву – нет. [8]
Многие современные философы пытались подробно опровергнуть скептицизм сновидений (см., например, Stone (1984)). [9] Эрнест Соса (2007) посвятил этой теме главу монографии, в которой он представил новую теорию сновидений и утверждал, что его теория порождает новый аргумент в пользу скептицизма, который он пытался опровергнуть. В книге «Эпистемология добродетели: удачное убеждение и рефлексивное знание » он утверждает: «Во сне мы на самом деле не верим; мы только притворяемся». [10] Джонатан Итикава (2008 г.), Натан Баллантайн и Ян Эванс (2010 г.) выступили с критикой предложенного Соса решения. Итикава утверждал, что, поскольку мы не можем сказать, являются ли наши убеждения в бодрствующей жизни действительно убеждениями, а не фантазиями, как во сне, мы все еще не можем сказать, бодрствуем мы или спим.
Норман Малкольм в своей монографии «Сновидения» (опубликованной в 1959 году) подробно остановился на вопросе Витгенштейна о том, действительно ли имеет значение, действительно ли люди, рассказывающие сны, «видели эти образы во время сна, или им это просто кажется таковыми при пробуждении». Он утверждает, что предложение «Я сплю» представляет собой бессмысленную форму слов; что сны не могут существовать независимо от впечатления наяву; и что скептицизм, основанный на сновидениях, «происходит из-за путаницы исторических смыслов и смыслов сновидений… []… прошедшего времени» (стр. 120). В главе: «Знаю ли я, что бодрствую?» он утверждает, что нам не нужно говорить: «Я знаю, что я бодрствую» просто потому, что было бы абсурдно отрицать, что человек бодрствует.
Вальберга Гипотеза сна также используется для разработки других философских концепций, таких как личный горизонт : каким был бы этот мир, если бы все это было сном. [11]
См. также [ править ]
- Декартово сомнение
- Консенсусная реальность
- Злой демон
- Ложное пробуждение
- Майя (иллюзия)
- Мультивселенная
- Реальность в буддизме
- Имитированная реальность
- Социальная симуляция
- Солипсизм
Примечания [ править ]
- ^ Эпиктет , Книга бесед I, Глава 5, Раздел 6.
- ^ 莊子, 齊物論, 12. Чжуанцзы , «Дискуссия о том, как сделать все равными», 12. из Чжуанцзы, перевод Бертона Уотсона, Чжуан Цзы (Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 1996), 43. ISBN 978-0-231-10595-8 [1]
- ^ Чогьял Намкай Норбу Йога снов и практика естественного света Отредактировано и представлено Майклом Кацем, Snow Lion Publications, Итака, Нью-Йорк, ISBN 1-55939-007-7 , стр. 42, 46, 48, 96, 105.
- ^ Джозеф Барбера, Генри Моллер , Сновидения, виртуальная реальность и присутствие .
- ^ Маццони, Джулиана А.Л.; Лофтус, Элизабет Ф. (декабрь 1996 г.). «Когда мечты становятся реальностью». Сознание и познание . 5 (4): 442–462. дои : 10.1006/ccog.1996.0027 . ПМИД 9063610 . S2CID 44810529 .
- ^ Рене Декарт, Размышления о первой философии .
- ^ Кнот, Инга София; Шредл, Майкл (23 мая 2011 г.). «Боль физическая, боль душевная и недомогание во сне». Международный журнал исследований снов : 17–23. дои : 10.11588/ijodr.2011.1.9074 .
- ^ «Сновидения, философия – Интернет-энциклопедия философии» . utm.edu .
- ^ Стоун, Джим (май 1984 г.). «Мечтание и уверенность». Философские исследования . 45 (3): 353–368. дои : 10.1007/BF00355443 . S2CID 170975067 .
- ^ Соса, Эрнест (2007). Эпистемология добродетели: удачное убеждение и рефлексивное знание. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-929702-3 . [ нужна страница ]
- ^ Вальберг, Джей-Джей (2007). Мечта, смерть и личность . Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691128597 . [ нужна страница ]
Ссылки [ править ]
- Баллантайн, Натан; Эванс, Ян (2010). «Мечта Сосы» (PDF) . Философские исследования . 148 (2): 249–252. дои : 10.1007/s11098-008-9309-y . S2CID 11833056 . Архивировано из оригинала (PDF) 26 ноября 2021 г. Проверено 3 февраля 2017 г.
- Итикава, Джонатан (2008). «Скептицизм и модель воображения сновидения». Философский ежеквартальный журнал . 58 (232): 519–527. дои : 10.1111/j.1467-9213.2007.546.x .
- Соса, Эрнест (2007). Эпистемология добродетели: удачное убеждение и рефлексивное знание . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-929702-3 .
- Стоун, Джим (1984). «Мечтание и уверенность». Философские исследования . 45 (3): 353–368. дои : 10.1007/BF00355443 . S2CID 170975067 .
Малкольм, Н. (1959) Мечтающий о Лондоне: Рутледж и Кеган Пол, 2-е впечатление, 1962.