Реальность в буддизме
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2019 г. ) |
Часть серии о |
буддизм |
---|
![]() |
Реальность в буддизме называется дхарма ( санскрит ) или дхамма ( пали ). Это слово, лежащее в основе концептуальных основ индийских религий, относится в буддизме к системе естественных законов, составляющих естественный порядок вещей. Таким образом, Дхарма — это реальность как она есть ( ятха-бхута ). Учение Гаутамы Будды представляет собой метод, с помощью которого люди могут выйти из состояния страдания посредством развития осознания реальности ( см. внимательность ). Таким образом, буддизм стремится устранить любое несоответствие между взглядом человека на реальность и реальным положением вещей. Это называется развитием правильного или правильного взгляда (пали: самма Диттхи ). Таким образом, согласно учению Будды, видение реальности такой, какая она есть, является важной предпосылкой психического здоровья и благополучия.
Буддизм обращается к глубоко философским вопросам, касающимся природы реальности. Одно из фундаментальных учений заключается в том, что все составляющие формы ( санкхары ), составляющие вселенную, преходящи (пали: аничча ), возникают и исчезают и, следовательно, не имеют конкретной идентичности или принадлежности ( атта ). Отсутствие постоянного владения или идентичности ( анатта ) явлений имеет важные последствия для возможности освобождения от условий, порождающих страдание. Это объясняется в учении о зависимом возникновении .
Одна из наиболее обсуждаемых тем в буддизме — это тема пустоты ( шуньята ) формы ( пали : рупа ), важного следствия преходящей и обусловленной природы явлений. Реальность рассматривается, в конечном счете, в буддизме как форма « проекции », возникающая в результате плода ( випака ) кармических семян ( санкхары ). Точная природа этой «иллюзии», которой является феноменальная вселенная, обсуждается в различных школах. Например;
- Некоторые считают, что концепция нереальности «реальности» сбивает с толку. Они утверждают, что воспринимаемая реальность считается иллюзорной не в том смысле, что реальность является фантазией или нереальной, а в том смысле, что восприятие и предварительные условия заставляют поверить в то, что человек отделен от материального. Реальность в этой школе буддийской мысли можно было бы описать как проявление кармы . [ нужна ссылка ]
- Другие школы мысли в буддизме (например, Дзогчен ) считают воспринимаемую реальность буквально нереальной. Как говорит Чогьял Намкай Норбу : «В реальном смысле все видения, которые мы видим в нашей жизни, подобны большому сну [...]». [1] В этом контексте термин «видения» обозначает не только зрительное восприятие, но и явления, воспринимаемые всеми органами чувств, включая звуки, запахи, вкусы и тактильные ощущения, а также операции над полученными ментальными объектами.
Реальность в буддийских писаниях
[ редактировать ]Буддийские сутры уделяют значительное место концепции реальности, причем каждая из двух основных доктрин — доктрина взаимозависимого происхождения ( пратитья-самутпада ) и доктрина причины и следствия ( карма и випака ) — пытается объединить как естественное, так и духовное. в его общую картину мира. Буддийские учения продолжают исследовать природу мира и наше место в нем.
Будда ставил опыт выше теоретизирования. По словам Карела Вернера,
Опыт — это… путь, наиболее разработанный в раннем буддизме. Доктрина, с другой стороны, сохранялась на низком уровне. Будда, насколько это возможно, избегал доктринальных формулировок, касающихся конечной реальности, чтобы помешать своим последователям довольствоваться незначительными достижениями на пути, на котором отсутствие конечного опыта может быть заменено концептуальным пониманием учения или религиозной верой. ситуация, которая иногда возникает в обоих вариантах в контексте индуистских систем доктрины. [2]
Махаяна развила сделанные им утверждения в обширный и разнообразный набор порой контрастирующих описаний реальности, «какой она есть на самом деле». [3] Например, в тибетском буддизме гелугпа проводят различие между сватантрикой и прасангикой в философии мадхьямики . [4] Это различие было наиболее заметно провозглашено Дже Цонкапой (1357–1419 гг. н.э.), когда он утверждал, что это различие можно найти явно и неявно в работах Нагарджуны , Чандракирти и Буддхапалиты . [5]
Школа Тхеравады учит, что не существует универсального личного бога. Мир не берет свое начало в изначальном существе, таком как Брахман или бог-творец . То, что видимо, является лишь продуктом преходящих факторов существования, функционально зависящих друг от друга. Говорят, что Будда сказал: «Мир существует благодаря причинным действиям, все вещи созданы причинными действиями, и все существа управляются и связываются причинными действиями. Они фиксируются, как катящееся колесо телеги, фиксируемое штифтом. его полуоси». ( Сутта Нипата 654) [6]
Слово «иллюзия» часто ассоциируется с буддизмом и природой реальности. Некоторые интерпретации буддизма учат, что реальность — это монета с двумя сторонами: непостоянная характеристика, или аничча , и «характеристика не-я», или анатта , называемая «пустотой» в некоторых Махаяны школах . Дзогчен, как недвойственная кульминация Ньингмапы ( секты с несколькими миллионами последователей из нескольких сотен миллионов буддистов) Мантраяны , объединяет атман и анатман в потока ума доктрину Тапихритса . Говорят, что Будда Шакьямуни учил по-разному понимаемой и интерпретируемой концепции «не-я» в Анатта-лакхана-сутте . В этой сутте он перечисляет характеристики, которые часто связаны с самоидентификацией, и обнаружил, что эти характеристики, в конечном счете, не являются тем, кем является человек, поскольку они подвержены бесконтрольным изменениям. Далее он иллюстрирует изменяющуюся природу чувств, восприятий и сознания.
Понятия непостоянного и несамостоятельного в объективных терминах, например, путем деконструкции концепции агрегированного объекта, такого как лотос , и понимания того, что цветок полностью состоит из нецветочных элементов, таких как почва, питательные вещества, фотосинтетическая энергия, дождевая вода и усилия существ, которые питали и выращивали цветок. Все эти факторы, согласно Алмазной Сутре , сосуществуют друг с другом, образуя то, что мы называем «цветком». Другими словами, не существует сущности, возникшей из небытия, которая была бы уникальной и личной для любого существа. В частности, не существует ни души человека , которая бы продолжала жить после смерти физического тела, ни души, которая угасала бы со смертью, поскольку, строго говоря, гасить нечего. Относительная реальность (т. е. иллюзорная воспринимаемая реальность) возникает из нашей веры в то, что человеческая жизнь отделена от остальных вещей во вселенной и иногда противоречит процессам природы и других существ. В некоторых школах буддийской мысли высшая или абсолютная реальность показывает, что мы взаимосвязаны со всем сущим. Концепция недискриминации расширяет это, утверждая, что, хотя стул и отличается от цветка, они «взаимосвязаны», потому что каждый из них состоит из элементов, не являющихся цветком и не являющихся стулом. В конечном счете, эти элементы одинаковы, поэтому различие между стулом и цветком заключается в количестве, а не в качестве.
В Алмазной Сутре , писании Махаяны , есть много отрывков, в которых используется формула: А не есть А, поэтому А называется А.
Реальность и мечты в Дзогчене
[ редактировать ]В Дзогчене воспринимаемая реальность считается иллюзией.
Настоящее небо — это (знание), что сансара и нирвана — это всего лишь иллюзорное проявление. [7]
- Мипхам Ринпоче , Квинтэссенция наставлений ума, с. 117
По мнению современного учителя Чогьяла Намкая Норбу , все явления, воспринимаемые в течение всей жизни человека посредством всех органов чувств, включая звуки, запахи, вкусы и тактильные ощущения в их совокупности, подобны большому сну . Утверждается, что при внимательном рассмотрении сновидение жизни и обычные ночные сновидения не слишком отличаются друг от друга и что по своей сути между ними нет никакой разницы.
Несущественное различие между состоянием сновидения и обычным опытом бодрствования состоит в том, что последний более конкретен и связан с привязанностью; ощущения во время сна слегка отстранены.
Также согласно этому учению существует соответствие между состояниями сна и сновидений и нашими переживаниями, когда мы умираем. Пережив промежуточное состояние бардо , человек выходит из него, создается новая кармическая иллюзия и начинается другое существование. Так происходит переселение .
Согласно учению Дзогчен , энергия личности по сути не имеет формы и свободна от двойственности . Однако кармические следы, человека, содержащиеся в потоке сознания порождают два вида форм:
- формы, которые человек воспринимает как свое тело, голос и разум.
- формы, которые человек воспринимает как внешнюю среду.
То, что кажется миром постоянных внешних явлений, является энергией самого человека. Нет ничего полностью внешнего или отдельного от личности. Все, что проявляется в поле опыта человека, представляет собой континуум . Это « Великое Совершенство », которое открывается в Дзогчен . практике [8]
Можно заниматься йогическими практиками, такими как йога сновидений и йога-нидра, во время сновидений, сна и в других бардо состояниях транса . Таким образом йог может получить очень сильный опыт, и вместе с ним приходит понимание сновидческой природы повседневной жизни. Это также очень важно для уменьшения привязанностей, поскольку они основаны на твердой вере в то, что жизненные восприятия, такие как объекты, реальны и, как следствие, важны. Если человек действительно понимает, что имел в виду Будда Шакьямуни, когда говорил, что все (относительно) нереально, тогда можно уменьшить привязанности и напряжения.
Учитель советует, что осознание того, что жизнь — это всего лишь большая мечта, может помочь нам наконец освободиться от цепей различных эмоций, разного рода привязанностей и цепей эго. Тогда у нас появится возможность в конечном итоге стать просветленными. [1]
Различные школы и традиции тибетского буддизма дают разные объяснения того, что называется «реальностью». [9] [10]
Реальность в Татхагатагарбха-сутрах
[ редактировать ]До периода Татхагатагарбха-сутр в метафизике Махаяны доминировали учения о пустоте в форме философии Мадхьямаки . Язык, используемый в этом подходе, в первую очередь негативен, а жанр сутр Татхагатагарбхи можно рассматривать как попытку изложить ортодоксальные буддийские учения зависимого происхождения, используя вместо этого позитивный язык, чтобы не дать людям отвернуться от буддизма из-за ложного впечатления нигилизма. . В этих сутрах утверждается, что совершенство мудрости не-я является истинным я; конечная цель пути затем характеризуется с использованием ряда позитивных слов, которые ранее использовались в индийской философии философами-эссенциалистами, но которые теперь были преобразованы в новый буддийский словарь для описания существа, успешно завершившего буддийский путь. [11]
В отличие от некоторых форм буддизма, учение Будды о «реальности» в писаниях Махаяны Татхагатагарбхи , которые, по словам Будды, составляют высшее проявление Дхармы Махаяны (другие сутры Махаяны делают аналогичные утверждения о своих собственных учениях), настаивает на том, что действительно существует сфера или царство абсолютной истины, а не просто повторяющийся цикл взаимосвязанных элементов, каждый из которых зависит от других. Этот наполненный страданием цикл «x-порождения-y-и-y-порождения-z-и-z-порождения-а» и т. д. является Самсарой , тюрьмой перевоплощающегося не-я; тогда как освобождение от зависимости, вынужденного перерождения и рабства – это нирвана или реальность/духовная сущность ( таттва / дхармата ). Эта сфера также носит имя Татхагатагарбха (Матрица Будды). Это бессмертное царство, где зависимое происхождение не имеет власти, где не-самость вытесняется вечным, суверенным ( айшварья ) «я» ( атманом ) (как трансисторическим, безусловным, предельным, освобождающим, сверхмирским, но безграничным и имманентным). пробужденный разум). Об этой настоящей истине, называемой нирваной, которая, хотя и спасительно вселяется в сансару, но не связана и не заключена в ней, Будда утверждает в Махаяна Махапаринирвана Сутра : [12]
«Что такое Реальность ( таттва )? Знание истинных атрибутов Нирваны; Татхагаты, Дхармы, Сангхи и атрибутов пространства... есть Реальность. Что такое знание атрибутов Нирваны? Атрибуты Нирвана восьмерична. Что это за восемь: Прекращение [неведения и страдания]; красота/истина; Вечность, Блаженство, Я [ атман ] и полная Чистота: это Нирвана».
Далее он комментирует: «... то, что наделено Вечным, Блаженством, Самостью и Чистотой, считается значением «Настоящей Истины»... Более того, Настоящее — это Татхагата [т. е. Будда] ; Татхагата есть Реальность... Татхагата не обусловлен и не испорчен, но пребывает в полном блаженстве: это Реальность...».
Таким образом, в таких доктринах видится очень позитивная цель, которая, как говорят, лежит за пределами понимания пяти чувств и обычного беспокойного ума и достижима только посредством прямого медитативного восприятия и когда все внутренние загрязнения (искажённые способы воззрения) и все моральные загрязнения) очищаются, и раскрывается изначально бессмертный, безупречный, сияющий ум Будды. Это царство Будда -дхату (широко известное как природа будды ) — непостижимая, безначальная, бесконечная, всеведущая истина, Дхармакая (квинтэссенция тела и ума) Будды. Эта реальность свободна от всякой лжи, непостоянства, невежества, омрачений и боли, но наполнена непреходящим счастьем, чистотой, знанием ( джняна ) и всесияющей любящей добротой ( майтри ).
Випассана
[ редактировать ]Випассана ( пали ) или випашьяна ( санскрит : विपश्यन) в буддийской традиции означает проникновение в истинную природу реальности . Это практика осознания нашей реальности, чтобы увидеть жизнь такой, какая она есть, в свою очередь, освобождая себя, как Господь Будда.
См. также
[ редактировать ]
|
Примечания
[ редактировать ]- ^ Сарвабуддхавишаяватараджняналокаламкарасутра, цитируется Элиасом Каприлесом : Четкое различение взглядов, указывающих на окончательное значение. Четыре философские школы Сутраяны, традиционно преподаваемые в Тибете, со ссылкой на учение Дзогчен . Опубликовано в сети.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Чогьял Намкай Норбу «Йога снов и практика естественного света» Отредактировано и представлено Майклом Кацем, Snow Lion Publications, Итака, Нью-Йорк, ISBN 1-55939-007-7 , стр. 42, 46, 48, 96, 105.
- ^ Карел Вернер, Мистика и индийская духовность. В изд. Карела Вернера «Йог и мистик». Curzon Press, 1989, стр. 27.
- ^ См. Хеншолл, Рон (2007), «Нерожденный и эмансипация от рожденного» [1] , магистерская диссертация студента Питера Харви.
- ^ Лама Цонкапа, Ламрим Ченмо V3, стр. 224-267.
- ^ Лама Цонкапа, Ламрим Ченмо V3, стр. 224-267.
- ^ «Затерянный в сансаре» .
- ^ В: Чогьял Намкай Норбу Йога сновидений и практика естественного света . Отредактировано и представлено Майклом Кацем, Snow Lion Publications, Итака, Нью-Йорк, ISBN 1-55939-007-7 , стр. 117.
- ^ Кристалл и Путь Света. Сутра, Тантра и Дзогчен Чогьяла Намкая Норбу . Составлено и отредактировано Джоном Шейном , Snow Lion Publications , Итака, Нью-Йорк, США, 2000 г. ISBN 1-55939-135-9 , стр. 99, 101.
- ^ Доктор А. Берзин. Алайя и создание нечистой видимости
- ^ Элиас Каприлес. Учение Будды и Высшая колесница тибетского буддизма. Часть - Буддизм: взгляд на Дзогчен . Опубликовано в сети.
- ^ Салли Б. Кинг (1997), Доктрина Будды. Природа безупречно буддийская . В: Джейми Хаббард (ред.), Обрезка дерева Бодхи: буря над критическим буддизмом, Univ of Hawaii Press, 1997, стр. 174–192. ISBN 0824819497
- ^ Ямамото, Кошо (тр.), Пейдж, Тони (ред.) (1999–2000). Махаяна Махапаринирвана Сутра в 12 томах. Лондон: Публикации Нирваны [ нужна страница ]