Дзонгская архитектура
Архитектура дзонг используется для дзонгов , особого типа укреплённых монастырей ( дзонгкха : རྫོང , Wylie : rdzong , IPA: [dzoŋ˩˨] ) архитектура, встречающаяся в основном в Бутане и Тибете . Архитектура массивная по стилю, с высокими внешними стенами, окружающими комплекс дворов , храмов, административных помещений и жилищ монахов.
Характеристики
[ редактировать ]К отличительным особенностям относятся:
- Высокие наклонные внутрь стены из кирпича и камня, выкрашенные в белый цвет, с небольшим количеством окон или без них в нижних частях стены.
- Использование окружающей полосы красной охры в верхней части стен, иногда акцентированной большими золотыми кругами.
- Использование расширяющихся крыш уникального стиля на внутренних храмах.
- Массивные входные двери из дерева и железа
- Внутренние дворы и храмы ярко окрашены в буддийские художественные мотивы, такие как аштамангала или свастика.
Региональные различия
[ редактировать ]Бутан
[ редактировать ]Дзонги служат религиозными, военными, административными и социальными центрами своего округа. Они часто являются местом проведения ежегодного цечу или религиозного фестиваля.
Обычно половина помещений внутри дзонга служит для административных целей (например, кабинет пенлопа или губернатора), а другая половина предназначена для религиозных целей, в первую очередь храм и жилье для монахов. Такое разделение между административными и религиозными функциями отражает идеализированную двойственность власти между религиозной и административной ветвями власти.
Тибет
[ редактировать ]Раньше Тибет был разделен на 53 округа-префектуры, также называемые дзонгами . [1] приходилось по два дзонгпона На каждого дзонга : лама и мирянин. подчиняются генералам и китайскому амбаню . Им была предоставлена как гражданская, так и военная власть, и они равны во всех отношениях, хотя в военных вопросах [2] до изгнания амбаней после Синьхайской революции 1912 года. [1] Сегодня 71 уезд на Тибетского автономного района называется дзонгами тибетских языках .
Расположение дзонгов
[ редактировать ]Бутанская архитектура дзонг достигла своего апогея в 17 веке под руководством Нгаванга Намгьяла , первого Шабдрунга Ринпоче . Шабдрунг полагался на видения и предзнаменования, чтобы определить местонахождение каждого из дзонгов. Современные военные стратеги заметили бы, что дзонги удачно расположены с точки зрения их функции оборонительных крепостей. Например, Вангду Пходранг дзонг расположен на отроге, откуда открывается вид на слияние рек Санкош (Пуна Цанг) и Танг , что блокирует любые атаки южных захватчиков, которые пытались использовать речной путь, чтобы обойти непроходимые склоны средних Гималаев в нападение на центральный Бутан. Друкгьел Дзонг в верхней части долины Паро охраняет традиционный путь тибетского вторжения через перевалы высоких Гималаев.
Дзонги часто строились на вершине холма или отроге горы. Если дзонг построен на склоне стены долины, дзонг или сторожевая башня меньшего размера обычно строится прямо в гору от главного дзонга с целью защиты склона от нападающих, которые в противном случае могли бы стрелять вниз во двор главного дзонга внизу. (см. изображение в начале статьи).
Пунакха-дзонг уникален тем, что расположен на относительно плоской косе у слияния рек Мо и Пхо . Реки окружают дзонг с трёх сторон, обеспечивая защиту от нападений. Однако такое расположение оказалось неблагоприятным, когда в 1994 году ледниковое озеро в 90 километрах выше по течению прорвало ледяную плотину , вызвав мощное наводнение на Пхо Чу, повредив дзонг и унеся 23 жизни.
Строительство
[ редактировать ]По традиции дзонги строятся без использования архитектурных планов. Вместо этого строительство продолжается под руководством высшего ламы , который устанавливает каждое измерение посредством духовного вдохновения.
Дзонги строятся с использованием барщинного труда, взимаемого в качестве налога с каждого домохозяйства в районе. В соответствии с этим обязательством каждая семья предоставляет или нанимает определенное количество рабочих для работы в течение нескольких месяцев (в периоды затишья в сельскохозяйственном году) на строительстве дзонга.
Дзонги представляют собой тяжелые каменные навесные стены, окружающие один или несколько дворов. Основные функциональные помещения обычно располагаются в двух отдельных зонах: административные помещения; и религиозные функции, включая храмы и жилища монахов. Это помещение расположено вдоль внутренней части внешних стен и часто представляет собой отдельную каменную башню, расположенную в центре внутреннего двора, в которой находится главный храм, который можно использовать в качестве внутренней оборонительной цитадели. Основные внутренние конструкции снова построены из камня (или, как в домашней архитектуре, из утрамбованных глиняных блоков) и побелены внутри и снаружи, с широкой полосой красной охры вверху снаружи. Большие помещения, такие как храм, имеют массивные внутренние деревянные колонны и балки, образующие галереи вокруг открытой центральной зоны во всю высоту. Меньшие постройки представляют собой искусно вырезанные и окрашенные деревянные конструкции.
Крыши массивно построены из твердой древесины и бамбука , богато украшены карнизами и построены традиционно без использования гвоздей. Они открыты на карнизе, чтобы обеспечить вентилируемое место для хранения вещей. Традиционно их отделывали деревянной черепицей , утяжеленной камнями; но почти во всех случаях теперь это заменено кровлей из гофрированного оцинкованного железа . Крыша Тонгса Дзонг (на иллюстрации) является одной из немногих уцелевших черепичных крыш и реставрировалась в 2006/7 году.
Внутренние дворы, обычно выложенные каменными плитами, обычно находятся на более высоком уровне, чем внешний, и к ним ведут массивные лестницы и узкие защищенные входы с большими деревянными дверями. Все двери имеют пороги, препятствующие проникновению духов. Храмы обычно располагаются на уровне над двором, к ним ведут лестницы.
- Симтокха Дзонг возле Тхимпху
- Двор и башня Ринпунг Дзонг в Паро
Современная архитектура в стиле дзонг
[ редактировать ]Более крупные современные здания в Бутане часто используют в своем строительстве форму и многие внешние характеристики архитектуры дзонг, хотя и с использованием современных технологий, таких как бетонный каркас.
Техасский университет в Эль-Пасо
[ редактировать ]Архитектура кампуса Техасского университета в Эль-Пасо (UTEP) является редким примером стиля дзонг, который можно увидеть за пределами Гималаев. Первоначальные этапы были спроектированы архитектором Эль-Пасо Генри Тростом , а более поздние этапы продолжались в том же стиле. [3]
- Слева — Бизнес-колледж, справа — Инженерный колледж.
- UTEP Здание академических служб
- УТЭП Библиотека
предварительный список ЮНЕСКО
[ редактировать ]В 2012 году правительство Бутана включило пять дзонгов в свой предварительный список для ЮНЕСКО включения в список Всемирного наследия в будущем. Пять дзонгов — это Пунакха Дзонг , Вангду Пходранг Дзонг , Паро Дзонг , Тронгса Дзонг и Дагана Дзонг. [4]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Тибет , Марк Монье, Кристиан Девейрдт, Моник Масс, Éditions de l'Adret, Париж, 1999 г., ISBN 2-907629-46-8
- ^ Дас, Сарат Чандра . (1902). Лхаса и Центральный Тибет . Перепечатка (1988): Офсетная пресса Mehra, Дели, стр. 176.
- ^ Для получения более подробной информации см. Справочник по операциям UTEP, заархивированный 10 февраля 2012 г. в Wayback Machine .
- ^ «Дзонги: центр светских и религиозных властей (Пунакха Дзонг, Вангду Пходранг Дзонг, Паро Дзонг, Тронгса Дзонг и Дагана Дзонг)» .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Амундсен, Ингун Б. (зима 2001 г.). «О бутанских и тибетских дзонгах» (PDF) . Журнал исследований Бутана . 5 : 8–41.
- Бернье, Рональд М. (1997). Гималайская архитектура . Издательство Университета Фэрли Дикинсон. ISBN 0-8386-3602-0 .