Тибетское нападение на Сунчжоу
Тибетское нападение на Сунчжоу | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Династия Тан | Тибетская империя | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Хоу Джунджи | Сонгцен Гампо | ||||||
Сила | |||||||
Неизвестный | 100 000 (тибетские источники) 200 000+ (китайские источники) [1] [2] | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
свет | несколько тысяч |
Первый военный конфликт между Китаем и Тибетом произошел в 638 году. В начале VII века западные завоевания династии Тан привели ее в контакт с растущей Тибетской империей . Когда император Тан Тайцзун отказался от брачного союза, тибетский император Сонгцен Гампо послал армию для нападения на китайский приграничный город Сунчжоу (松州, в современной провинции Сычуань ). После того, как танская армия нанесла тибетцам тяжелые потери в ночной атаке, Сонгцен Гампо отступил. Он отправил в Чанъань эмиссаров и дань уважения , чтобы извиниться и снова попросить о браке. Тайцзун решил выдать Сонгцен Гампо дальнюю племянницу, принцессу Вэньчэн замуж за . Мир сохранялся до конца правления Тайцзуна и Сонгцена Гампо, хотя Тибет представлял собой серьезную военную угрозу на протяжении большей части оставшегося периода Тан.
Первые контакты между Таном и Тибетом
[ редактировать ]В первые десятилетия VII века главной угрозой западу Китая было сяньбэйское государство Туюхун . После этого к власти пришел юго-западный сосед Туюхуна, Тибетская империя . [3]
О существовании Тибета китайцам было неизвестно до 608 года, когда прибыли тибетские эмиссары императора Намри Сонгцена с данью в Суй Китай . [3] [4] В 634 году его сын Сонгцен Гампо прислал дань и просьбу о хэцине («брачный союз»). Тем временем аристократ Северного Китая победил Суй и провозгласил себя императором Тан Гаозу . Когда прибыло предложение о бракосочетании Сонгцена Гампо, Тайцзун, второй танский император, сражался с Туюхуном и сначала не ответил, но отправил эмиссара Фэн Деся (馮德遐) в Тибет, чтобы установить мирные отношения.
Конфликт в 638 году
[ редактировать ]Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2017 г. ) |
Между тем, в конце 634 года Тайцзун послал генерала Ли Цзина против Туюхуна и в ходе крупной кампании одолел Бусабо-хана Туюхуна Муронг Фуюна , который был убит в бегстве. После этого Тан назначил сына Муронг Фуюна Муронг Шуна Туюхуна ханом , а после того, как Муронг Шунь был убит в конце 635 года, поддержал сына Муронг Шуна Муронг Нуохэбо на посту хана. [ нужна ссылка ]
Фэн Дэсия, похоже, прибыла в Тибет примерно в то же время. К тому времени Сонгцен Гампо знал, что в прошлом ханы Восточно-Тюркского каганата и Туюхун заключили государственные браки с Китаем, и поэтому послал эмиссара, чтобы сопровождать Фэна обратно в Тан с дальнейшей данью и просьбой жениться на Танской принцессе. . [1]
Тайцзун отклонил это предложение. Когда тибетский эмиссар вернулся в Тибет, он сообщил Сонгцену Гампо (ложно согласно тибетским историческим источникам), что Тайцзун был склонен одобрить династический брак, но передумал, услышав клевету на тибетцев со стороны Туюхуна. [2] Было сказано, что Муронг Нуохэбо посетил Тан и вмешивался, что привело к отказу Тайцзуна. Сонгцен Гампо, поверив сообщению, напал на Туюхун в конце 637 и начале 638 года, захватив некоторых из них и заставив остальных бежать к северу от озера Цинхай . [1] [2]
Осенью 638 года тибетские войска, очевидно, под командованием самого Сонгцена Гампо, затем совершили набег на танский пограничный город Сунчжоу (松州, современный уезд Сунпан в провинции Сычуань), но тем временем отправили эмиссаров в танскую столицу Чанъань , снова предлагая дань. и заявили, что собираются приветствовать принцессу. Численность его армии по тибетским источникам составляет 100 000 человек, а по китайским источникам - более 200 000 человек. [1] [2] Они разгромили силы, посланные против них губернатором Сунчжоу Хань Вэем. Согласно китайским анналам, Тайцзун в ответ поручил генералу Хоу Цзюньцзи командовать армией, которому помогали генералы Чжиши Сили (執失思力), Ню Цзинда (牛進達) и Лю Цзянь (劉簡). Танская армия под предводительством Ню нанесла тибетцам тяжелые потери в ходе внезапной ночной атаки. Встревоженный Сонгцен Гампо удалился, отправил в Чанъань эмиссаров и дань уважения, чтобы извиниться и снова попросить о браке. На этот раз император Тайцзун согласился. [1]
Брак Сонгцена Гампо и принцессы Вэньчэн
[ редактировать ]Однако в течение примерно двух лет никаких дальнейших действий по заключению брака предпринято не было. Осенью 640 года Сонгцен Гампо послал своего премьер-министра Гара Тонгцена Юлсунга (он же Лу Дунзан, 祿東贊) в Тан, чтобы предложить дань золотом и драгоценностями, снова прося о браке. В ответ Тайцзун создал [ нужны разъяснения ] дочь родственницы принцессы Вэньчэн , готовящейся выдать ее замуж за Сонгцена Гампо. Впечатленный уместностью Гара Тонгцена Юлсунга во взаимодействии с ним, он также, несмотря на возражение самого Гар Тонгцена Юлсунга — что у него уже была жена и что для него было бы неуместно жениться до того, как его король — подарил госпожу Дуань , внучку принцессы Ланъе. , [а] Гар Тонгцен Юлсунг также как жена. [ нужна ссылка ]
Весной 641 года Тайцзун послал своего двоюродного брата Ли Даоцзуна , принца Цзянся, сопровождать Гара Тонгцена Юлсунга обратно в Тибет и сопровождать Вэньчэна. Говорят, что когда они прибыли в Тибет, Сонгцен Гампо был настолько доволен, что поклонился Ли Даоцзуну, используя церемонию, приличествующую зятю по отношению к тестю. Он построил для Вэньчэн дворец и перед встречей с ней переоделся в китайскую одежду. Говорили, что в то время у тибетского народа был обычай, который ненавидела принцесса Вэньчэн – люди красили свои лица в красный цвет – и что он запретил этот обычай ради нее. [5]
Последствия
[ редактировать ]В рамках соглашения он также отправил дворян и членов семьи в Чанъань для обучения в императорском университете Тан по старому обычаю, который делал их де-факто заложниками, в то время как они изучали китайские обычаи и культуру для улучшения отношений. Сонгцен Гампо также обратился к китайским ученым. [6] В начале шелководства правления Гаозуна Тибет также запросил передачу технологий для , виноделия , мельниц и производства бумаги .
Брачный союз положил начало двум десятилетиям мира между двумя империями. [6] [б] В 647 году, когда Тайцзун послал войска под командованием гектюркского принца Ашина Шё-эуля в карательную экспедицию против государства Куча под его новым королем Хари Пушпой, [с] после того, как его предшественник отказался платить дань в знак протеста против интервенционистской политики Китая, [10] Были реквизированы тибетские войска. [ нужна ссылка ] Более того, в 648 году, когда танский эмиссар Ван Сюансе застрял в политических беспорядках в индийском штате, он обратился за помощью как к Тибету, так и к Непалу , и оба помогли ему победить одну из фракций в 649 году.
В этот период тибетцы укрепили и расширили свою империю. К концу 660-х годов они захватили Туюхун и находились в прямом контакте с территорией Тан. [11] В последующие десятилетия между двумя империями спорадически воевали, и большая часть северо-западного Китая попала в руки Тибета. [12] С ослаблением китайской власти в результате восстания Ань Лушань (755–763 гг.) Тибетцам удалось вернуть обширные участки своей утраченной территории, захватив Сунчжоу и его окрестности в 763 году и даже ненадолго захватив столицу Чанъань . Сообщается, что после этого Сунчжоу (тибетский Шаркок Уайли : шаркхог ) был заселен тибетцами из Нгари и идентифицирован в тибетских географических трудах как часть расширяющейся Тибетской империи, классифицируемой по-разному как часть Амдо или Кхама . [13] Шаркок и соседний Кхопокок ( Цзючжайгоу ) по сей день остаются тибетоязычными областями (ранее классифицированными как тибетский Амдо , теперь предварительно классифицированный как пять отдельных диалектов независимой ветви тибетского языка Шаркхог-тибетский ). [14]
Результатом возрождения Тибетской империи стало облегчение прозелитизма буддизма на севере и западе, в ущерб распространению ислама. Это стало решающим фактором в изменении направления китайской торговли шелком и торговых моделей Восток-Запад, которые переместились на север через уйгурские земли. [15] [16]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Однако в биографиях танских принцесс в Новой книге Тан не упоминается принцесса Ланье, поэтому неясно, каковы были точные отношения между императором Тайцзуном и принцессой Ланье, была ли она сестрой или тетей. См. «Новую книгу Тан» , том. 83. [1]
- ↑ Тибетская традиция упоминает, что после смерти Сонгцена Гампо в 649 году китайские войска захватили Лхасу и сожгли Красный дворец. [7] [8] но это событие не упоминается ни в китайских анналах, ни в тибетских анналах, найденных в Дуньхуане , и некоторые историки сомневаются, что оно произошло. [8] [9]
- ^ Хари Пушпа известен на китайском языке как Хели Бушиби (白何里布士比).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Шеффер, Куртис Р.; Капштейн, Мэтью; Таттл, Грей, ред. (2013). Источники тибетской традиции . Издательство Колумбийского университета. стр. 11–12. ISBN 978-0-231-13598-6 . Перевод Старой книги Тан и Новой книги Тан .
- ^ Jump up to: а б с д Соренсен, Пер К., изд. (1994). Зеркало, освещающее царские генеалогии: аннотированный перевод тибетских хроник XIV века rGyal-rabs gsal-ba'i me-long . Висбаден: Отто Харрассовиц. п. 418. ИСБН 978-3-447-03510-1 .
- ^ Jump up to: а б Беквит, Кристофер И. (1993). Тибетская империя в Центральной Азии: история борьбы за великую державу среди тибетцев, турок, арабов и китайцев в раннем средневековье (4-е печат. и 1-е изд. ПБК). Принстон, Нью-Джерси: Princeton Univ. Нажимать. п. 17. ISBN 0-691-02469-3 .
- ^ Твитчетт, Денис (2000). «Тибет в великой стратегии Тана». В Ван Дервене, HJ (ред.). Война в истории Китая . БРИЛЛ. стр. 106–179. ISBN 978-90-04-11774-7 . п. 115.
- ^ Ольшак, Британская Колумбия (1979). Древний Бутан: исследование раннего буддизма в Гималаях . Швейцарский фонд альпийских исследований. п. 52. ИСБН 978-3-85515-101-1 . Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Векслер, Ховард Дж. (1979). «Тай-цунг (годы правления 626–49): консолидатор». В Твитчетте, Денис (ред.). Суй и Тан, Китай, 589–906 гг. н.э., Часть 1 . Кембриджская история Китая . Том. 3. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 188–241. ISBN 978-0-521-21446-9 стр . 229–230, со ссылкой на Тан Хуйяо 97 (стр. 1730) и Цзыжи Тунцзянь 196 (стр. 6164–5).
- ^ Белл, Чарльз (1924). Тибет прошлое и настоящее . п. 28. Перепечатано в 1992 г. издательством CUP Motilal Banarsidass, ISBN 81-208-1048-1 .
- ^ Jump up to: а б Шакабпа, В.Д. (2010) [1976]. Сто тысяч лун, Том 1 . пер. Дерек Ф. Махер. БРИЛЛ. п. 123. ИСБН 978-90-04-17788-8 .
- ^ Ли, Течжэн (1956). Исторический статус Тибета King's Crown Press, Колумбийский университет. п. 6.
- ^ Груссе, Рене (1970). Степная империя: История Центральной Азии . Издательство Университета Рутгерса. стр. 99–100 . ISBN 978-0-8135-1304-1 .
- ^ Твитчетт (2000), с. 120.
- ^ Твитчетт (2000), стр. 126–130.
- ^ Хейс, Джек Патрик (2013). Изменение мира на китайско-тибетском пограничье: политика, экономика и окружающая среда в Северном Сычуани . Лексингтонские книги. п. 10. ISBN 978-0-7391-7381-7 .
- ^ Сузуки, Хироюки (декабрь 2009 г.). «Тибетские диалекты, на которых говорят в Шар-хог и Ход-по-хог». Восток и Запад . 54 (1/4): 273–283. JSTOR 29757812 .
- ^ Беквит, Кристофер И. (1987). «Тибетцы в Ордосе и Северном Китае: размышления о роли Тибетской империи в мировой истории». В Беквите, CI (ред.). Серебро на лазурите: тибетская литературная культура и история . Блумингтон: Тибетское общество. стр. 3–11.
- ^ Беквит, Кристофер И. (2009). Империи Шелкового пути: История Центральной Евразии от бронзового века до наших дней . Издательство Принстонского университета. стр. 145–146.